Молит. Св. О. Н. Г. I. Х. Б. н. п. насъ

Почтеннѣйшiй и возлюбленный о Хр<ис>те

Братъ Отецъ Николай[1]!

30 числа получили мы твое писанiе отъ 21го Генваря пущенное, да еще имѣли и приписку изъ Кромъ въ письмѣ Брата Алек. Ник. Благодаримъ тебя за извѣщенiе о себѣ: изъ письма твоего видимъ твое сердечное смущенiе и обуреванiе, какое ты подьемлешь въ прохожденiе твоего послушанiя, и даже до того помыслъ твой простирается, что готовъ види<> перейтить въ штатный монастырь, гдѣ надѣеш<ь>ся сего послушанiя избавит<>ся. На сiе возлюбленный нашъ брате, что имамы тебѣ сказать во утѣшенiе? При сердечномъ о тебѣ сожалѣнiи, скажешь то, что вси есьмы въ бѣдахъ, скорбяхъ и искушенiяхъ; которыми животъ вѣчный стяживается, и безъ скорбей спастися невозможно. Ибо по писанiю скорбьми подобаетъ намъ внити въ Царствiе Божiе. Но скорби сiи различни суть: овому сiи, другому инаго рода; одному тѣлесные, а сему душевные; тому бѣдность, а нѣкоторому поношенiе, иному болѣзни. Всѣ же онѣ посылаются по всепремудрому Промыслу Божiю. По силѣ каждаго, и по мѣрѣ нужды въ Его устроенiи. По истиннѣ мы соучаствуемъ тебѣ въ скорби по твоему послушанiю; но скажи ручаеш<ь>ся ли ты за сiiе, когда бы былъ въ обители, избѣжалъ ли бы ты скорбей другаго какого рода, или суда своей совѣсти за преслушанiе? Ты знаешь, что отецъ Игуменъ не понудилъ бы тебя насильно ѣхать, и отнюдь не тѣснилъ бы за сiе, то сiе болѣе бы тебя уязвляло. Ты взираешь на будущее время, и помышляешь для избѣжанiя сего послушанiя, о переходѣ въ штатный монастырь. Чего ты ожидаешь, одобоенiя сего помысла, или противорѣчiя ему? Одобрить, ето значитъ подвергнуть себя въ послѣдствiи всегдашнему отъ тебя нарѣканiю. А лучше предать сiе совершенной твоей свободѣ, и дабы оная соображалась съ волею Божiею. Между протчимъ можемъ сказать нѣчто въ противорѣчiе, но не понудительное: скажи пожалуй, ручаеш<>ся ли ты за будущiя твои не только годы жизни, но за дни и минуты? И что будетъ въ передъ, кто знаетъ? Ежелижъ и продлитъ Г<>дь жизнь твою, ты перейдешь въ штатный монаст. Избѣжишь скорби по послушанiю <нрзб>; но ручаеш<>ся-ли ты, что невстрѣтятъ тебя тамъ гораздо важнѣйшiя скорби, даже и до раскаянiя? Мы не споримъ, что спасенiе на всякомъ мѣстѣ милосердiемъ Божiимъ приобрѣтается, и вездѣ есть спасающiеся, не смѣемъ приписать себѣ, или нашему одному мѣсту святость, но должны себя считать всѣхъ хуждшими и послѣдними (но въ бѣдственные наши времена видимъ порядокъ внѣшнiй штатныхъ монастырей пришедшiй въ разстройство, отчего и внутреннѣе устроенiе находится въ опастности; то и опасаемся что не можемъ имѣть тамъ мирнаго духа, а сiе и есть велiй вредъ души, и скорбь неизъяснимая. – Впротчемъ недолжно полагать что всегда на тебя будетъ падать жребiй сего послушанiя; въ обители людей [много] довольно.

Продолженiе письма о постороннѣмъ и благодѣтельномъ.

Увѣдомь насъ такъ же о себѣ, какъ провождаешь время въ многотрудносмъ твоемъ послушанiи и какъ полагаешь скоро окончанiе твоего путеваго подвига.

За симъ испрашивая на тебя миръ и благословенiе Божiе, и вручая тебя всесильному Его покрову, и заступленiю Пречистой Дѣвы Богородицы пребываемъ недостойные Твои богомольцы

многогрѣшный Iеросхiмонахъ Леонидъ

и многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

3го февраля

1840го года

Писано изъ Оптиной Пустыни къ Р<ясофорному> монаху Николаю въ Льговъ Курской Губернiи.



[1] Нифонт (Шелков). В миру Николай Алексеевич Шелков (1814—1860). Из мещан г. Крапивна Тульской губернии. Определен в число братства Оптиной пустыни указом от 12 декабря 1838 г. Рясофором накрыт по указу от 6 апреля 1840 г. В монашество пострижен 5 августа 1845 г. с наречением имени Нифонт. Был ке-лейным у настоятеля и клиросным. 25 июня 1848 г. рукоположен во иеродиакона. 29 апреля 1850 г. рукоположен во иеромонаха. С 1 мая 1850 г. пе-решел в Калужский архиерейский дом, стал келейником архиерея, в том же году вернулся в Оптину пустынь. 8 июня 1858 г. награжден набедренником. В 1860 г. принял схиму. Скончался 12 марта 1860 г. [НИОР РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 448 об.—449, 461 об.—462, 527 об.—528, 544 об.—545, 570 об.—571, 606 об.—607, 630 об.—631, 650 об.—651, 691 об.—692, 715 об.—716, 740 об.—741, 785 об.—786; Летопись, I: 458—459; Запальский, 331]. Упоминается в коммента-риях к: Собрание писем преподобного Макария Оптинского к мирским особам. В 3 т. Петрозаводск, 2010. Т. I: А—И. Письмо № 148.