Алехиной Прасковье Александровне

                                                                                                                                                                                                      1            

10 Декабря 1838

Д<остопочтеннѣйшая> о Г<осподѣ> Прасковья N[1]!

Получа письмо ваше отъ 5. февраля сего года, и пріономъ 5 руб. асс<игнаціями> желалъ бы на оное отвѣчать. Но запамятовалъ вашъ адресъ, паче же отечество ваше, по уничтоженіи перваго вашего письма не могъ сего испольнить. Потомъ вы и еще отъ 8 ноября писаніемъ просите написать вамъ назидательный отвѣтъ противъ вашего устроенія. Хотя и таперь тожъ не могъ вспомнить вашего отечества, но рѣшился написать безъ онаго, что кажется считается неучтивостію, даже и обидою.

По поводу моего къ вамъ письма о неизвѣстности положенія вашего жительства, вы описываете оное, и все семѣйство ваше исчисляете; а во второмъ письмѣ, и о духовныхъ вашихъ занятіяхъ упоминаете. Изъ всего сего усматриваю, что вы ищете спасенія души своей. Желали бы и міръ оставить для сего, но по обязанности пещись о дѣтяхъ и о хозяйствѣ не можете сего учинить. Въ перьвомъ письмѣ вашемъ, сколько могу припомнить вы писали, что имѣете любовь Божію; а въ послѣднемъ пишите что чувствуете иногда радость, а иногда тоску и смущеніе.

Скажу вамъ на сіе: жить по Заповѣдямъ Христовымъ обязаны всѣ православные Христіанѣ, и ничѣмъ не можемъ оправдиться предъ Богомъ за неисполненіе ихъ, кромѣ какъ Его предражайшими заслугами, и истиннымъ сознаніемъ и покаяніемъ въ нашихъ преступленіяхъ. Надобно же знать, что Христіанская жизнь есть духовная война, какъ пишетъ Св: Ап<остолъ> Павелъ нѣсть наша брань къ крови и плоти[2] и проч. а Св: Петръ пишетъ: супостатъ нашь врагъ ходитъ яко левъ рыкая искій кого поглотити[3]. Всезлобный врагъ всѣми мѣрами старается воставать противъ Христіанъ, прельщая ихъ суетою міра и гордостію житейскою и похотію плотскою. Еще же болѣе вооружается на тѣхъ, кои желаютъ приближить себя къ Богу. Онъ ихъ боретъ десными и шуими; Ежели не можетъ увлечь въ порочную жизнь, то мнѣніемъ о своихъ добродѣтеляхъ вводитъ въ высокоуміе, и прельщая помрачаетъ ихъ разумъ и отводитъ отъ Бога; такъ что скорѣе можетъ порочный отъ пороковъ обратившись, покаяніемъ примириться Богу: нежели прельщенный своею святостію. Потому то я васъ и предостерегалъ, чтобы не мнѣть того, что вы имѣете любовь Божію. Оная есть верхъ совершенства; то какъ мы осмѣлимся мечтать о стяжаніи ее? Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на нихъ не должно полагаться и не считать за велико; но паче смиряться полагая себя недостойну быти таковыхъ дарованій. Святые Отцы чемъ выше были жизнію тѣмъ болѣе себя уничижали и смиряли; а смиреніе еще болѣе привлекало къ нимъ Божію благодать и дарованіи. Смиреніе есть одно непреоборимое оружіе противъ всѣхъ козней вражіихъ, но достиженіе до онаго не безъ трудно, а паче въ мірѣ живущихъ и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но онымъ не льзя дать вѣры, когда не стяжете истиннаго сердечнаго смиренія.

Вижу что вы читаете книги Святыхъ учителей; но писаніе есть лѣсъ, въ которомъ безъ искуснаго путеводителя можно заблуждать и быть въ опасности; что многіе и пострадали по своей самонадѣянности: кто принимается за высокое жительство, и ищетъ въ себѣ духовныхъ видѣній и наслажденій, на того находитъ гнѣвъ Божій, за то что неисцѣливъ прежде страстную часть души дѣланіемъ терпѣнія досады креста, возмѣчталъ во умѣ своемъ славу креста[4]; пишетъ Св: Исаакъ Сиринъ. И паки: прежде даже невнидеши во градъ смиренія да не повѣруеши, яко почилъ еси отъ страстей; подсаду бо нѣкую готовитъ тебѣ сопротивный, но и по покои ономъ многа стуженія имѣти будеши.[5]

Вы читая оные святые книги, неберитесь за высокое жительство или за умную молитву, но держитесь болѣе животворныхъ Заповѣдей Христовыхъ, и зря высоту ихъ, и свое недостаточество, погружайте мысль свою во глубинѣ смиренія, на которое призритъ Господь: въ 43 главѣ у иноковъ Кал<листа> и Игна<тія> прочтите, что смиреніе и кромѣ дѣлъ прощаетъ многая согрѣшенія; а дѣла напротивъ безъ смиренія безполезны. Ваши утѣшительные чувства очень опасны. Онѣ могутъ васъ обольстить и совсѣмъ умъ помрачить. Хоть бы и точно были оные отъ благодати, не должно увлекаться ими, но принимая въ помощь смиреніе, считать себя того недостойною, благодать иногда посѣщая насъ, даетъ знать какое въ немъ сокрывается богатство; и оставляетъ но присно съ нами пребываетъ; а намъ желая ее надобно пещися о очищеніи себя отъ страстей, а при оныхъ да не посмѣемъ мѣчтать о стяжаніи ея. Я уже сказалъ вамъ, что врагъ и десными боретъ насъ, и возвышаетъ умъ въ мнѣніе о себѣ; а по словамъ Св: I<оанна> Лѣст<вичника> кромѣ протчихъ пороковъ одна гордость въ состояніи погубить человѣка[6]. У оныхъ же Кал<листа> и Игн<атія> вы читали въ 14 и 15 Гл<авахъ> какъ нужно наставленіе, и какъ опасно самонадѣяніе, и о свойствахъ послушанія. Итакъ пока есть для васъ необходимость жить въ мірѣ собственно для устроенія дѣтей вашихъ живите; пекитесь болѣе всего о исполненіи Заповѣдей Христовыхъ; для познанія же оныхъ читайте Св: Евангеліе и Апостольскія дѣянія и посланіи, такъ же и Св: Отцевъ ученія о страстяхъ и добродѣтеляхъ насъ учащіи. Проходя путь житія познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите Господу покаяніе о неисправленіи; отнюдь же не полагайте надежды на свои дѣла, но на милосердіе Божіе. Правило молитвенное исполняйте по силѣ, и по возможности своей, болѣе съ чувствомъ мытаря, а не фарисея. Св: Исаакъ пишетъ, кто не помышляетъ себя быти грѣшна, молитва его нѣсть благопріятна предъ Богомъ[7]. За высокое дѣланіе, и за большіе правила не беритесь; тотъ же Св: Исаакъ поучаетъ, что умѣренному дѣланію цѣны нѣсть[8], но храните совѣсть свою. Воздаянія же здѣсь не ищите въ утѣшеніи, оставьте это на волю Божію; Онъ знаетъ когда дать. Пока сего для васъ довольно. А ежели воззоветъ васъ Господь пойти въ слѣдъ Его, и вселиться во св: обитель, тогда и путь житія откроется вамъ практикою, а не теоріею. ‑

Приготовляя дѣтей вашихъ для свѣтской жизни, попеклись ли вы насадить въ сердцахъ ихъ вѣру и страхъ Божій, которые бы были руководи<те>лями ихъ къ будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранитъ Онъ сердца ихъ, отъ плевелъ насѣваемыхъ сопостатомъ посредѣ пшеницы[9]. ‑ Испрашиваю на васъ и на нихъ миръ и благословенiе Божiе.

И пожелавъ вамъ мира, здравія и спасенія остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ.

 



[1] На полях вверху приписка рукой Макария: Алехина. Вятской Губ<ерніи> въ городъ Яранскъ.

[2] Еф. 6:12.

[3] Ср: 1 Пет. 5:8.

[4] Исаак Сирин, слово 2.

[5] Исаак Сирин, слово 74.

[6] Лeств. 22:1.

[7] Исаак Сирин, слово 55.

[8] Исаак Сирин, слово 1.

[9] Ср.: Мф. 13:29.