Алехиной
Прасковье Александровне
1
10 Декабря 1838
Д<остопочтеннѣйшая> о Г<осподѣ> Прасковья N[1]!
Получа письмо
ваше отъ 5. февраля сего года, и пріономъ 5 руб.
асс<игнаціями> желалъ бы на оное отвѣчать. Но запамятовалъ вашъ
адресъ, паче же отечество ваше, по уничтоженіи перваго
вашего письма не могъ сего испольнить. Потомъ вы и еще отъ 8 ноября
писаніемъ просите написать вамъ назидательный отвѣтъ
противъ вашего устроенія. Хотя и таперь тожъ не могъ вспомнить вашего
отечества, но рѣшился написать безъ онаго, что кажется
считается неучтивостію, даже и обидою.
По поводу моего къ вамъ письма о неизвѣстности
положенія вашего жительства, вы описываете оное, и все семѣйство ваше
исчисляете; а во второмъ письмѣ, и о духовныхъ вашихъ занятіяхъ
упоминаете. Изъ всего сего усматриваю, что вы ищете
спасенія души своей. Желали бы и міръ оставить для сего, но по обязанности
пещись о дѣтяхъ и о хозяйствѣ не можете
сего учинить. Въ перьвомъ письмѣ вашемъ, сколько могу
припомнить вы писали, что имѣете любовь Божію; а въ послѣднемъ
пишите что чувствуете иногда радость, а иногда тоску и смущеніе.
Скажу вамъ на сіе: жить по
Заповѣдямъ Христовымъ обязаны всѣ православные Христіанѣ, и
ничѣмъ не можемъ оправдиться предъ Богомъ за неисполненіе ихъ,
кромѣ какъ Его предражайшими заслугами, и истиннымъ сознаніемъ и
покаяніемъ въ нашихъ преступленіяхъ. Надобно же знать, что
Христіанская жизнь есть духовная война, какъ пишетъ Св: Ап<остолъ>
Павелъ нѣсть наша брань къ крови и плоти[2] и проч. а
Св: Петръ пишетъ: супостатъ нашь
врагъ ходитъ яко левъ рыкая искій
кого поглотити[3].
Всезлобный врагъ всѣми
мѣрами старается воставать противъ Христіанъ, прельщая ихъ суетою міра и
гордостію житейскою и похотію плотскою. Еще же болѣе вооружается на
тѣхъ, кои желаютъ приближить себя къ Богу. Онъ ихъ боретъ десными и
шуими; Ежели не можетъ увлечь въ порочную жизнь, то мнѣніемъ о своихъ
добродѣтеляхъ вводитъ въ высокоуміе, и прельщая помрачаетъ ихъ разумъ и
отводитъ отъ Бога; такъ что скорѣе можетъ
порочный отъ пороковъ обратившись, покаяніемъ примириться Богу: нежели
прельщенный своею святостію. Потому то я васъ и предостерегалъ, чтобы не
мнѣть того, что вы имѣете любовь Божію. Оная есть верхъ
совершенства; то какъ мы осмѣлимся мечтать о стяжаніи ее? Хотя вы и
ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на нихъ не должно полагаться и
не считать за велико; но паче смиряться полагая себя
недостойну быти таковыхъ дарованій. Святые Отцы чемъ выше были жизнію
тѣмъ болѣе себя уничижали и смиряли; а смиреніе еще болѣе
привлекало къ нимъ Божію благодать и дарованіи. Смиреніе есть одно
непреоборимое оружіе противъ всѣхъ козней вражіихъ, но достиженіе до
онаго не безъ трудно, а паче въ мірѣ живущихъ и
непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но онымъ не
льзя дать вѣры, когда не стяжете истиннаго сердечнаго смиренія.
Вижу что вы читаете книги Святыхъ учителей; но писаніе есть
лѣсъ, въ которомъ безъ искуснаго путеводителя можно заблуждать и быть въ
опасности; что многіе и пострадали по своей самонадѣянности: кто принимается за высокое жительство, и
ищетъ въ себѣ духовныхъ видѣній и наслажденій, на того находитъ
гнѣвъ Божій, за то что неисцѣливъ прежде страстную часть души дѣланіемъ терпѣнія досады креста,
возмѣчталъ во умѣ своемъ славу креста[4]; пишетъ Св: Исаакъ Сиринъ.
И паки: прежде даже невнидеши во градъ
смиренія да не повѣруеши, яко почилъ еси отъ страстей; подсаду бо нѣкую готовитъ тебѣ сопротивный, но и по
покои ономъ многа стуженія имѣти будеши.[5]
Вы читая оные святые книги, неберитесь за высокое жительство или за умную молитву,
но держитесь болѣе животворныхъ Заповѣдей Христовыхъ, и зря высоту
ихъ, и свое недостаточество, погружайте мысль свою во глубинѣ смиренія,
на которое призритъ Господь: въ 43 главѣ
у иноковъ Кал<листа> и Игна<тія> прочтите, что смиреніе и кромѣ дѣлъ прощаетъ многая согрѣшенія; а
дѣла напротивъ безъ смиренія безполезны. Ваши утѣшительные
чувства очень опасны. Онѣ могутъ васъ обольстить и совсѣмъ умъ
помрачить. Хоть бы и точно были оные отъ благодати, не должно увлекаться ими,
но принимая въ помощь смиреніе, считать себя того недостойною, благодать иногда
посѣщая насъ, даетъ знать какое въ немъ сокрывается богатство; и
оставляетъ но присно съ нами пребываетъ; а намъ желая ее надобно пещися о
очищеніи себя отъ страстей, а при оныхъ да не посмѣемъ мѣчтать о
стяжаніи ея. Я уже сказалъ вамъ, что врагъ и десными боретъ насъ, и возвышаетъ
умъ въ мнѣніе о себѣ; а по словамъ Св: I<оанна>
Лѣст<вичника> кромѣ
протчихъ пороковъ одна гордость въ состояніи погубить человѣка[6].
У оныхъ же Кал<листа> и Игн<атія> вы читали въ 14 и
15 Гл<авахъ> какъ нужно наставленіе, и какъ опасно
самонадѣяніе, и о свойствахъ послушанія. Итакъ пока есть для васъ
необходимость жить въ мірѣ собственно для устроенія дѣтей вашихъ
живите; пекитесь болѣе всего о исполненіи Заповѣдей Христовыхъ; для
познанія же оныхъ читайте Св: Евангеліе и Апостольскія дѣянія и
посланіи, такъ же и Св: Отцевъ ученія о страстяхъ и добродѣтеляхъ
насъ учащіи. Проходя путь житія познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите
Господу покаяніе о неисправленіи; отнюдь же не полагайте надежды на свои
дѣла, но на милосердіе Божіе. Правило молитвенное исполняйте по
силѣ, и по возможности своей, болѣе съ чувствомъ мытаря, а не
фарисея. Св: Исаакъ пишетъ, кто не
помышляетъ себя быти грѣшна, молитва его нѣсть благопріятна предъ
Богомъ[7].
За высокое дѣланіе, и за большіе правила не беритесь; тотъ же
Св: Исаакъ поучаетъ, что умѣренному
дѣланію цѣны нѣсть[8],
но храните совѣсть свою. Воздаянія же здѣсь не ищите въ
утѣшеніи, оставьте это на волю
Божію; Онъ знаетъ когда дать. Пока сего для васъ довольно. А ежели воззоветъ
васъ Господь пойти въ слѣдъ Его, и вселиться во св: обитель, тогда и
путь житія откроется вамъ практикою, а не теоріею. ‑
Приготовляя дѣтей вашихъ для свѣтской жизни,
попеклись ли вы насадить въ сердцахъ ихъ вѣру и страхъ Божій, которые бы
были руководи<те>лями ихъ къ будущей жизни? Молитесь Господу, да
сохранитъ Онъ сердца ихъ, отъ плевелъ насѣваемыхъ сопостатомъ
посредѣ пшеницы[9]. ‑
Испрашиваю на васъ и на нихъ миръ и благословенiе
Божiе.
И пожелавъ вамъ мира, здравія и спасенія остаюсь
недостойный вашъ Богомолецъ.