1839 марта 4

Достопочтен<нѣйшая> о Господѣ

Прасковья Александровна[1]!

Не поскорбите на меня, что нескоро отвѣтствую на письмы ваши, отъ 3. Генваря пущенные съ приложеніемъ при одномъ 5 руб. ас<сигнаціями> а при другомъ вашихъ трудовъ суконца. Дряхлость моя и слабость здоровья, не допущаютъ здѣлать вскорости удовлетворенія въ отвѣтахъ относящимся ко мнѣ съ расположеніемъ и вѣрою; однако жъ содержалъ въ памяти, и считалъ себя обязаннымъ, по силѣ слабаго моего понятія вамъ отвѣтствовать.

Въ письмахъ вашихъ вы удостовѣряете меня что пишите нелицемѣрно предомною всю истинну, и просите наставить васъ какому порядку держаться въ жизни вашей? Въ прошедшемъ моемъ къ вамъ письмѣ отъ 10 декабря, кажется довольно явственно описалъ я вамъ путь христіанской жизни, и борьбу вражію противъ желающихъ приближить себя къ Богу; болѣе и яснѣе я ничего не могу вамъ предложить. Держитесь порядку того, со смиреніемъ и упованіемъ на благость Божію, Онъ силенъ по благому вашему произволенію судьбами Своими устроить вамъ спасеніе.

Я нимало не сомнѣваюсь, чтобы вы что нибудь предо мною утаили, или хотѣли бы лицемѣрить, но замѣчаю что вы сами себя не понимаете и противорѣчите. Пишите вы что я по письмамъ вашимъ заключаю объ васъ будто бы вы высокоумны, и тотчасъ оправдываетесь «Ахъ право нѣтъ, владыка Кіевскій зоветъ меня простая Прасковья», что васъ много утѣшаетъ. Что жъ васъ утѣшаетъ ‑ похвала: пища вашей гордости; о которой однако жъ думаете, что ненавидите. ‑ Паки пишите: любить Бога, любить ближняго мое блаженство! Самихъ враговъ своихъ я не могу ненавидѣть и скорблю что онѣ такъ поступаютъ. Не дамъ Богу отвѣтъ чтобъ кому заплатила за зло зломъ. – По симъ качествамъ можно бы заключить, что вы взошли на верхъ совершенства; но я васъ увѣряю, что это только на словахъ, и вы ложно обольщаете себя сими мнимо стяжанными вашими добродѣтелями не понимая себя; что доказывается изъ послѣдствія писемъ вашихъ. Далѣе говорите что вы всѣмъ грѣхамъ виновны яко немощное созданіе Божіе; и особенно двѣ страсти васъ смущаютъ сребролюбіе и домашній врагъ; но только гордость менѣе другихъ васъ обуреваетъ. Какъ тутъ согласить смыслъ вашихъ писемъ? Извѣстно что всѣму нашему бѣдствію и отвращенію отъ Бога виновна гордость; а напротивъ блаженству и приближенію къ Богу ‑ смиреніе. То и пороки наши всѣ происходятъ отъ нея яко отъ злаго корене, злые отрасли; и суть плоды гордости. Но оная такъ скрытно гнѣздится въ сердцѣ, что имѣющій ее не можетъ проникнуть и понять ее, когда не пошлетъ Богъ какого либо обличенія чрезъ искушеніи. Прочтите въ Добротолюбіи у Св: Петра Дамаскина во 2й книгѣ въ концѣ 24 слова о Старцѣ котораго всѣ считали святымъ, но при смерти его одинъ богоугодный старецъ слышитъ гласъ къ немилостивому Ангелу стоящему при немъ съ трезубцемъ, дабы не упокоилъ души его, такъ какъ онъ не упокоилъ Господа и одинъ часъ. Увидите что не только отъ другихъ но и отъ самаго его укрывалась гордость. Св: Iоан: Лѣствичникъ въ 23 степени о гордости пишетъ, что одинъ старецъ увѣщавалъ своего духовнаго сына чтобы онъ не гордился; на что онъ отвѣчалъ, прости мя отче, во мнѣ нѣтъ гордости[2]. А чемъ же болѣе и докажешь оную, какъ не сими словами, что въ тебѣ нѣтъ гордости. Вы можете понять къ чему клонятся сіи слова.

Предложу вамъ и о любви слово. Господь нашь Iисусъ Христосъ открылъ намъ въ чемъ состоитъ любовь Божія: Любяй Мя Заповѣди Моя соблюдаетъ[3]. Посему когда мы преступаемъ заповѣди Божіи, то уже нѣтъ въ насъ любви Божіей. Святый же апостолъ Павелъ объяснилъ свойства любви: Любы долготерпитъ, милосердствуетъ, любы не завидитъ, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствуетъ, не ищетъ своя си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о неправдѣ, радуется же о истиннѣ; вся любитъ, всѣму вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ. Любы николиже отпадаетъ[4]. Видите ли какая высота заключается въ любви. Но она еще сопряжена и съ глубокимъ смиреніемъ, которое укрѣпляетъ ее и дѣлаетъ непадательною. Око не видитъ ничего чтобы ни дѣлала любовь добраго, но все только зритъ свои недостатки а не ближнихъ. Не знаю поняли ли вы таперь что вы обольстились видя въ себѣ любовь и прочія описанныя вами добрыя качества? Св: Петръ Дамаскинъ пишетъ что по седьми дѣланіяхъ тѣлеснаго начинаетъ умъ зрѣти согрѣшенія своя яко песокъ морскій; и сіе есть начало просвѣщенія души, и знакъ здравія ея. И кротцѣ бываетъ душа сокрушенна и сердце смиренно, и меньшу всѣхъ вмѣняетъ себя воистинну. Но вы хотя и упоминаете о грѣхахъ своихъ, но не тѣмъ чиномъ какъ здѣсь изъяснено.

У того жъ Св: Петра Дамаскина прочтите во 2й книгѣ 9е слово къ концу, о дѣвѣ пришедшей къ великому старцу и повѣдающей свои исправленіи постъ и молитву; какихъ онъ отъ нее искалъ плодовъ, и примѣняйте сіе къ своему устроенію. ‑

Еще скажу вамъ, что любовь Божія противными искушается, а иначе мы только въ мечтѣ ее мнимъ исправляти. Попущеніемъ Божіимъ слѣпецъ принесъ вамъ искушеніе, вонзилъ въ сердцѣ ваше стрѣлу сребролюбія. Она васъ смущаетъ недаетъ покою, подъ благословными винами, уплатить долгъ, жить съ дѣтьми безъ мужно. Гдѣ жъ ваша вѣра и надежда, которыми вы мните себя укрѣплять, а о любви уже нечево и говорить. Когда мы вѣруемъ что промыслъ Божій нами управляетъ, то и должны покоряться ему и принимать испытаніе даже самой бѣдности, яко отъ любви Божіей посланной, для недовѣдомой намъ душевной пользы. Чрезъ бѣдность удобнѣе войтить въ Царство небесное; почему и сказалъ Господъ, что неудобь богатіи внидутъ въ Царство небесное[5]. Богъ богатъ сый въ милости[6], могъ бы обогатить всѣхъ ежели бы было ето полезно; но Онъ иначе творитъ по всепремудрымъ и непостижимымъ намъ Его судьбамъ, предъ коими мы должны смиренно благоговѣть и покоряться съ благодареніемъ. Дѣтямъ дайте доброе воспитаніе въ нравственности, и когда онѣ будутъ достойны, и будетъ имъ полезно, Богъ силенъ обогатить ихъ, или даровать нужное и довольное. Противитесь сей страсти, постарайтесь исторгнуть изъ сердца вашего стрѣлу оную упованіемъ на Бога, и покорностію Его воли; просите да изгладится изъ сердца вашего и память надежды на сокровище обѣщанное. Будьте довольны малымъ Богомъ дарованнымъ.

Молитвословія вашего я не могу ни одобрить, ни похулить; только скажу вамъ, что все то пріятно Богу, что творится со смиреніемъ. Я вамъ уже писалъ отъ Св: Исаака что умеренному дѣланію цѣны нѣсть. А ежели подвизаться во бдѣніи и молитвѣ и мнѣть о себѣ нѣчто, то какая же польза отъ онаго пріобрѣтается. Вы пишите, что дѣлаете сіе для умерщвленія плоти, т: е: хотя побѣдить ее противъ васъ свирѣпство, то на сіе послушайте Св: Iоа<нна> Лѣств<ичника> изъ 15. степ<ени>, отъ лица плоти къ душѣ отвѣтствіе: «ежели ты крайнюю мою и свою познаешь немощь, то тѣмъ самымъ свяжешь мнѣ руки; Естли пресѣчешь обжирство, то свяжешь мнѣ ноги, такъ что далѣе шествовати невозмогутъ; ежели прилѣпишься къ послушанію, то тѣмъ самимъ отъ меня разрѣшишься; аще снищешь смиреніе, то тѣмъ отсѣчешь главу мою». – А еще великій Старецъ Аполлосъ утѣшалъ брата боримаго плотскою страстію сими словами: «не отчаявайся убо о толицѣмъ раздраженіи, еже не толико человѣческимъ тщаніемъ врачуется елико Божіимъ человѣколюбіемъ». Но надобно знать что сильная брань сія попущается болѣе за гордость, о чемъ Св: Исаакъ Сиринъ, и многіе Св: Отцы насъ научаютъ. Ибо естественное оной въ нихъ нахожденіе, не можетъ побѣдить благаго нашего произволенія, безъ прилоговъ сихъ, гордости, осужденія другихъ, чревоугодія и чрезмѣрнаго покоя. Гордость не разумѣйте свѣтскую но духовную, о коей выше довольно написалъ, что она можетъ укрыться отъ самаго имущаго оную.

Частое причащеніе Пречистыхъ Таинъ Христовыхъ, весьма хорошо бы и спасительно, ежели бы не сопрягалось въ васъ съ симъ ропота и осужденія другихъ, за сребролюбіе; вы видите въ другихъ сучецъ, а въ себѣ бревна не замѣчаете[7]; первое что и въ васъ есть къ оному желаніе; а второе, честолюбіе ваше, когда не будете платить, или мало платить, то васъ будутъ укорять; какая вамъ до сего нужда. Ето одинъ извѣтъ, который не льзя одобрить, по сему лучше разъ или два приступить, но безъ ропоту, нежели часто съ роптаніемъ и осужденіемъ другихъ. Опять и сіе не ваше дѣло разсуждать, что якобы лишаются Таинствъ многіе чрезъ недостатки, а иные чрезъ невразумленіе. Кто вамъ далъ сію власть? Въ перьвые вѣка Христіанства приступали все къ причастію Таинствъ въ каждое служеніе Литургіи, но послѣ Церковь постановила непремѣннымъ для свободныхъ 4 раза въ годъ, а для занятыхъ работами хотя 1. разъ приступить къ симъ Таинствамъ. Но кто жъ первое исполняетъ? Очень рѣдкіе; да и послѣднее не всѣ дѣлаютъ. Неужели сему причиною бѣдность? Совсѣмъ нѣтъ; но привязанность къ міру и вещамъ его, и охлажденіе въ вѣрѣ. – Платить за исповѣдь совсѣмъ не есть Законъ, но даже противъ сего греческій проповѣдникъ Иліа Минятій строго востаетъ. Но платежъ за исповѣдь вошелъ во обычай, совсѣмъ не со стороны духовныхъ, а болѣе со стороны кающихся взнакъ благодарности, и сталъ какъ будто необходимымъ; но есть много такихъ кои и безъ сего обходятся. Вашъ судъ на сей счотъ очень несправедливъ.

По Заповѣди Церковной и апостольскому завѣщанію вы должны уважать священниковъ яко служителей олтаря и Таинствъ Божіихъ, ибо безъ нихъ не возможно спастися; и по силѣ своей сколько можете удѣляйте имъ на ихъ нужды, ибо служащіи олтарю съ олтаремъ дѣлятся[8]. Но приіисповѣди благодарность вашу можете дать или оставить; судить же ихъ въ ихъ погрѣшностяхъ совсѣмъ не ваше дѣло; овца пастыря не судитъ каковъ бы онъ ни былъ. Судить священника значитъ судить самаго Христа; какъ можно сего берегитесь.

Написалъ вамъ довольно на ваши письмы, только не знаю понравится ли вамъ мое наставленіе; ибо оно все противъ васъ, и нимало не согласовалось съ вашими мнѣніями; а вы получали отъ великихъ мужей и Святыхъ Старцевъ благосклонные привѣтствія, но я нашелся одинъ по грубости моей совсѣмъ противнымъ, однако происходитъ сіе отъ желанія вамъ спасенія, входя въ подробность вашего душевнаго устроенія.

Единомысленнымъ вашимъ собесѣдницамъ Еленѣ и Аннѣ, желаю идтить истиннымъ путемъ Заповѣдей Божіихъ, не уклоняясь ни надесно ни нашуе. Господь да наставитъ ихъ на оной и укрѣпитъ въ бореніи противъ міра, плоти и діавола, и дастъ имъ истинный разумъ.

Желаю чтобы на дѣтей вашихъ ниспослалъ Господь Свое благословеніе, и утѣшилъ бы васъ благонравнымъ ихъ образомъ жизни.

За симъ поручая васъ покрову Божію и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ.

Напрасно вы заботитесь присылкою денегъ и сукна; безъ онаго можно обойтиться; состояніе ваше небольшое. Пріемля таперь ваше усердіе, впередъ прошу сего не дѣлать.

 



[1] На полях вверху приписка рукой Макария: Алехина.

[2] Леств. 23:14.

[3] Ин. 14:15

[4] 1 Кор. 13:4

[5] См.: Мф. 19:23. Ср.: Мк. 10:23—24; Лк. 18:24.

[6] Еф. 2:4.

[7] Ср.: Мф. 7:3—5.

[8] Ср.: 1 Кор. 9:13, 1 Кор. 11:8—9.