Артемьеву Николаю Васильевичу

                                                                                                                                                                                                      1            

М<илостивый> Г<осударь> Н<иколай> В<асильевичь>.

1840 года декабря 22 дня.

Почтенное письмо ваше отъ 11го Декабря я имѣлъ честь получить. Отвѣтствуя на оное рекомендую себя и прошу принять въ ваше Христiанское благорасположенiе. Зная понаслышкѣ вашу матушку, а братца лично въ Христіанскихъ Правилахъ жительствующихъ полагаю и Васъ какъ видно изъ письма вашего, что вы имѣете христіанскiя чувства, желаете приблизить себя къ Богу, и прiобрѣсти вѣчное спасенiе. О чемъ сердечно радуюсь! Просите меня о молитвахъ за васъ; Это есть нашъ долгъ молиться другъ за друга, и о заповѣдавшихъ намъ о семъ; хотя мы и не смѣемъ быть дерзновенны, зная худость и недостоинство свое, но уповая на благость и человѣколюбiе Божiе, и на вѣру просящихъ о семъ, прибѣгаемъ къ Его благости. Вы ищете отъ меня совѣтовъ и наставленія, въ снисканiи спасенiя. Похваля сiе Ваше исканiе, или паче сказать Алчбу и Жажду истинны, и хотя не видя не отрекаюсь сколько могу предложить Вамъ, или паче сколько Богъ вразумитъ по мѣрѣ вѣры Вашей слово для пользы душевной, аще знаю тѣмъ скажу Вамъ что не мало удивляюсь; полагая что вы довольно просвѣщенный въ познанiяхъ разнаго рода, неужели въ семъ столь важномъ предметѣ — училище вѣры — не имѣли упражненiя? Всякой Христіанинъ отрожденный въ купели Святаго Крещенiя долженъ непремѣнно знать что онъ сталъ Сынъ Божiй по благодати и какую принялъ на себя обязанность, въ исполненiи святыхъ Его Заповѣдей которые свидѣтельствуютъ его вѣру и любовь къ Богу; въ противномъ случаѣ извѣстно что должно послѣдовать.

Гдѣ жъ и какимъ образомъ можемъ мы учиться правиламъ вѣры, и исполненiю оныхъ? Церковь мать наша есть столбъ и утвержденiе истинны[1]! Вы такъ какъ сынъ церкви православной грекороссiйской восточной, то и должны свято почитать и хранить ея догматы, уставы, правила и законоположенiя, ведущiя насъ къ прямой цѣли — спасенiю. Ибо оные уставлены по временамъ Св: Апостолами, Св: вселенскими соборами и Богодохновенными пастырями Св: церкви, къ коимъ въ лицѣ апостоловъ изрекъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ: Слушаяй васъ Мене слушаетъ, а отметаяйся васъ, Мене отмѣтается, а отмѣтаяйся Мене, отмѣтается Отца пославшаго Мя[2]. И паки, а иже преслушаетъ церковь, буди тебе якоже язычникъ и мытарь[3]. —

Почему всякому православному Христіанину должно повиноваться церковнымъ ученіямъ и постановленіямъ, основаннымъ на словѣ Божіемъ, ибо Самъ Христосъ есть краеугольный камень церкви и глава оной; и отнюдь ничего противнаго слову Божію не постановлено. Но есть люди которые сами собою полагаютъ смыслъ Святому Писанію толкуя въ противную сторону и снисходя своимъ слабостямъ, не только не считаютъ нужнымъ исполнять Законоположенія Церкви, но и сами уставляютъ себѣ правила, по своему разумѣнію, чемъ премного погрѣшаютъ, и аще не покаются безъ отвѣта, на судѣ Христовомъ обрящутся. Онѣ не разсуждаютъ дозволилъ кто имъ входить въ сужденія о Законоположеніяхъ Церкви, и даже судить самую ее. Св: ап<остолъ> Павелъ училъ что Господь нашъ Іисусъ Христосъ далъ церкви Своей: овы убо апостолы овыже пророки, овыже благовѣстники, овыже пастыри и учители[4] и въ другомъ мѣстѣ «како проповѣдятъ аще непослани будутъ (рим)[5]. Св: Церковь когда нужно было здѣлать какое Законоположеніе касательно вѣры догматовъ и протчихъ постановленій, повелѣній Благочестивыхъ Царей по временамъ дѣлала вселенскіе соборы изъ Патріархіи и Епископовъ и протчихъ церквей православныхъ и разсуждая о нужныхъ вещахъ низлагали возникшіе ереси и утверждали правила для содержанія оныхъ въ единствѣ повсемѣстно. На которыхъ соборахъ самъ Д<ухъ> Св<ятой> дѣйствовалъ къ утвержденію въ правовѣріи; и ученіе нашей православной восточной церкви такъ какъ еще древле изслѣдованы правилы и благочестиво опредѣлены и утверждены Св: всел<енскимъ> соб<оромъ>. прибавлять къ нимъ или отнимать отъ нихъ что либо не позволительно. Нашъ долгъ есть свято почитать и повиноваться уставамъ церкви какъ и выше сказалъ. А въ случаѣ неисполненія и преступленія ихъ, по немощи ли по нерадѣнію или по заблужденію, должно сознавать себя преступниками, каяться въ томъ, и смиряться и исправляться на которые дѣйствія призритъ Господь; и проститъ въ грѣхѣ и подастъ Свою помощь къ исполненію; и не опровергать оные, и считать излишними или ненужными, думая симъ сбросить оковы съ совѣсти, отягощающей ихъ за преступленіе. Но обманутся бѣдные! Можетъ быть скажетъ кто, что правила и постановленія Церкви не есть Заповѣдь Божія; а развѣ оное не есть Заповѣдь Божія повѣленіе слушать церковь и ее пастырей? Безъ сего же сколько произошло такихъ заблужденій и Ересей, кто какъ разумѣлъ, тотъ такъ и постановлялъ, отдѣляясь отъ Единости Церкви. Но мы оставляя другихъ не внимая ихъ ученію и не пріемля на себя суда, а предоставляя оный Господу Іисусу Христу: такъ должны обращаться къ себѣ, и находясь въ православной Церкви, на основаніи ее ученія, созидать спасеніе свое исполненіемъ Заповѣдей Господнихъ; видя же свою немощь просить молитвою помощи отъ Бога, но молитвою смиренною мытаревою, а не фарисейскою: и имѣть всегдашнее самоукореніе въ сердце, имѣть такоже благорастворенное сердце съ милованіемъ, состраданіемъ ближнимъ, помогать въ ихъ нуждахъ и снисходить въ немощахъ ихъ, прощать оскорбившихъ насъ и ежели и случится что здѣлать по волѣ Божіей, не приписывать себѣ, а помощи Божіей; паче же помнить свои грѣхи, съ надеждою на милосердіе Божіе; что ведетъ насъ къ смиренiю, и восполняетъ наши недостатки предъ милосердымъ Господомъ смирившемъ Себя даже до рабія образа.

Примите сiе малое начертанiе, и ежели и найдете въ немъ пользу и средства къ прiобрѣтенiю живой вѣры, <нрзб> благодареніе.

 



[1] Ср.: 1 Тим. 3:15.

[2] Ср.: Лк. 10:16.

[3] Ср.: Мф. 18:17.

[4] Еф. 4:11.

[5] Ср.: Рим. 10:15.