Артемьеву Петру Васильевичу

                                                                                                                                                                                                      1            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Приносимая вами малая жертва, возженiемъ лампады предъ иконою Пречистыя Дѣвы Богородицы со изображенiемъ Предвѣчнаго Младенца Господа нашего Iисуса Христа; да будетъ благопрiятна предъ Богомъ. Она есть символъ токмо вашего усердiя, а не и дѣлъ вашихъ благихъ, о коихъ надобно имѣть старанiе, дабы исправить сердце свое по Заповѣдямъ Божiимъ: просить на сiе Его помощи, потому что мы безъ Него неможемъ ничтоже творити[1]. Но какъ сопостатъ нашъ и врагъ дiаволъ, непрестанно яко левъ рыкающiй и ищущiй кого поглотити[2], сопротивляется благому нашему произволенiю, употребляетъ противъ насъ свою брань и привлекая къ страстямъ. Когда же не успѣетъ сего, то вводитъ во мнѣнiе о своихъ добродѣтеляхъ; и просто сказать, десными и шуими ратуетъ воина Христова. Несносное для него оружiе — Смиренiе, о которомъ всемѣрно должны имѣть мы попеченiе, какъ при исправленiяхъ, такъ и при немощахъ душевныхъ.

Вы изъясняя свои язвы, упоминаете и о осужденiи ближнихъ, и приписываете ихъ гордынѣ. Сiе не оспоримо; но и другiя грѣхи, а особенно гнѣвъ, есть порожденiе сей Богоненавистной страсти. Желающiе себя исправить, и побѣждающiися страстьми, смотрительно искусъ сей прiемлютъ, чтобы смиряли себя хотя невольно, и симъ благодать Божiю къ себѣ привлекали.

Имѣйте и вы всегдашнее смиренiе, то и гнѣвъ вами не пообладаетъ; побѣждаясь же онымъ, не смущайтесь, но кайтесь и смиряйтесь; и съ помощiю Божiею оный отъ васъ отъ идетъ. Когда же будете смущаться и отчаяваться, то дадите симъ пищу гордой страсти, и должны знать что оная на васъ сильно дѣйствуетъ. Не могу много вамъ писать, весьма разсѣянъ. Читайте Отеческiя книги, Лѣствичника Аввы Дорофея и протчихъ, которые дѣломъ сами прошли и намъ предали ученiе ко укрѣпленiю въ духовной брани: получите пользу.

Присланные вами сто рублей, постараемся вообще съ батюшкою О: Леонидомъ употребить согласно вашему назначенiю.

Батюшка посылаетъ вамъ свое благословенiе; и я съ желанiемъ вамъ душевнаго мира, здравiя и спасенiя, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

26 маiя

1840 года

 

NB. Въ письмѣ отъ 17го Iюня, посланномъ къ Маминьки[3]:

1е) Прочтите въ Добротол<юбіи> у Св. Марка Подвижника въ главахъ о мнящихся отъ дѣлъ оправдиться: 1(10)24. увидите какъ согласуются вѣра и дѣла. —

2е) Читайте Iсаака Сирина слово 7 и 46. у Св: Iоанна Карпофiйскаго въ главахъ найдете довольно для себя укрѣпленiя. —

 

                                                                                                                                                                                                      2            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Слова ваши: «Кажется я немножко чувствую не возможность спастись отъ дѣлъ моихъ; почему возлагаю надежду на Бога, и на тѣхъ изъ братiй, коимъ дана область чадами Божiими быти чрезъ вѣру[4], кажется» подали мнѣ поводъ съ вами побесѣдовать. Изъ сихъ малыхъ строкъ замѣтно нѣчто колеблющее умъ вашъ, и наводящее вамъ смущенiе. Хотя я по скудости въ дѣлахъ и словахъ и долженъ бы былъ внимать себѣ; но по любви къ ближнему изъ сожалѣнiя къ вамъ, предъпринимаю предложить вамъ малое разсужденiе о семъ предметѣ, не отъ моего скуднаго разума, но уповая на Бога разумовъ[5] и Господа, дающаго слово и безсловеснымъ къ пользѣ людей Своихъ. Отъ слова Его, и отъ писанiя Богодохновенныхъ Отцевъ, кои послѣ дѣятельной жизни, оставили намъ въ руководство свое ученiе.

Вѣра есть, основанiе всѣхъ благихъ, и безъ вѣры невозможно угодити Господу[6]; она же есть и даръ Божiй. — Господь по Воскресенiи Своемъ посылая св: Апостоловъ на проповѣдь, повелѣлъ: «шедше въ мiръ весь, проповѣдите Евангелiе всей твари; иже вѣру иметъ и крестится спасенъ будетъ, а иже не иметъ вѣры, осужденъ будетъ»[7]. И паки: «Шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца, и Сына, и Св: Духа; учаще ихъ блюсти вся, елика заповѣдахъ вамъ[8]

И свят: Апостолъ Iаковъ учитъ: «Кая польза братiя моя, аще вѣру глаголетъ кто имѣти дѣлъ же не имать; Еда можетъ вѣра спасти его? вѣра аще дѣлъ не имать, мертва есть о себѣ. Покажи ми вѣру твою отъ дѣлъ твоихъ, и азъ тебѣ покажу вѣру мою отъ дѣлъ моихъ. Хощешили разумѣти о человѣче суетне, яко вѣра безъ дѣлъ мертва есть? Авраамъ Отецъ нашъ не отъ дѣлъ оправдася, вознесъ Исаака сына своего на жертвенникъ? Видишили, яко вѣра поспешествоваше дѣломъ его, и отъ дѣлъ совершися вѣра. Зрители, яко отъ дѣлъ оправдается человѣкъ, а отъ вѣры единыя. И якоже тѣло безъ духа мертво есть, тако и вѣра безъ дѣлъ мертва есть»[9], а Св: А<постолъ> Павелъ: «имѣй вѣру и благую совѣсть, юже нѣціи отринуша, отъ вѣры отпадоша»[10], и паки: «имуще таинство вѣры въ чистой совѣсти[11] Довольно сего къ утвержденiю, что ко спасенiю нашему нужна не одна вѣра, но и дѣла. —

Слово же С: Ап<остола> Павла: «Отъ дѣлъ закона, не оправдится всяка плоть»[12] относится къ ветхозаконнымъ обрядовымъ дѣламъ, а не къ новоблагодатнымъ Заповѣдямъ. Оное же мудрованiе, что оправданiе прiобрѣтается, только одною вѣрою безъ дѣлъ есть Лютеранское не Православное, котораго наша церковь не прiемлетъ. — Кто во ономъ убѣжденъ что не нужны дѣла а одна вѣра, тотъ и не печется о дѣлахъ; а чрезъ сiе можетъ впасть въ большiе заблужденiи, противные истиннѣ, и отпасть отъ вѣры. Равно и на дѣла свои кто надѣется, хотя и при вѣрѣ, заблуждается.

Чада же Божiи, коимъ дана область быти таковыми чрезъ вѣру во имя Его[13], разумѣются все вѣрующiи и принявшiи крещенiе, о чемъ удостовѣряетъ Св: Iоаннъ Златоустый, въ 1й бесѣдѣ о покаянiи, говоря о блудномъ сынѣ: «И такъ сынъ сей носитъ на себѣ образъ по крещенiи падшихъ. А что онъ по крещенiи падшихъ означаетъ, явно есть отъ того, что нарицается сыномъ: безъ крещенiяже никто неможетъ сыномъ называтися. И такъ чрезъ все сiе, состоянiе вѣрныхъ намъ назнаменуется». Слѣдовательно хотя мы и грѣшны, но все чрезъ вѣру и крещенiе чадами Божiими по благодати нарицаемся. По крещенiи непремѣнно нужно дѣланiе Заповѣдей Божiихъ, коими сохраняется данная во ономъ благодать, и по мѣрѣ успѣянiя во оныхъ, умножается; преступая же Заповѣди, покаянiемъ паки возстановляемъ и прiобрѣтаемъ ее. А все сiе дѣйствуется чрезъ вѣру; и къ дѣламъ покаянiя безъ оной не приступили бы. Вѣздѣ вѣра и дѣла! Вы немножко чувствуете невозможность спастися отъ дѣлъ своихъ; немножко, а все еще не совсѣмъ отлагаете надежду на нихъ; похоже что прежде видно и много на нихъ надѣялись. А ето опять вредно, думать дѣлами своими заслужить спасенiе: намъ оное доставили заслуги Спасителя. Должно дѣлать но не полагать на дѣла надежду. Когда жъ мы думаемъ дѣлами заслужить, показывается симъ наше самонадѣянiе; то и не подаетъ Господь намъ силы къ исполненiю добродѣтелей, но паче попускаетъ на насъ укрѣпитися страстямъ, чтобы мы познали свою немощь и смирились предъ Богомъ, помня оную Заповѣдь Божiю: «Аще и вся повелѣнная сотворите, глаголите яко раби неключимы есьмы, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ[14] Прочтите въ Доброто<любiи> у Св: Марка Подвижника въ главахъ о мнящихъ отъ дѣлъ оправдатися: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 11. 12. 13. 14. 15. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Увидите какъ согласуются вѣра и дѣла.

Я полагаю, что вы, видя необходимость въ дѣлахъ къ снисканiю спасенiя, и желая исполнить оные, но не видя въ себѣ достиженiя сей цѣли, а паче побѣжденiе разными страстьми — смущаетесь и недоумѣваете что дѣлать? Конечно возложенiе надежды на Бога, и на молитвы благоугождающихъ Ему, много можетъ вспомоществовать въ дѣлѣ нашего спасенiя. Но въ смущенiи при поползновенiяхъ, видно, что происходитъ оное отъ духовной гордости. Вамъ довольно извѣстно, что хотящiи благоугождать Богу, и ищущiи спасенiя, имѣютъ сопротивляющихся сему невидимыхъ враговъ, какъ пишетъ Св: Апостолъ Петръ: «Супостатъ вашъ дiаволъ яко левъ рыкая ходитъ искiй кого поглотити»[15], а св: Павелъ: «Нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началомъ и ко властемъ, и къ мiродержителемъ тьмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ.»[16] Съ такими то борцами боровшись, надобно на нихъ и оружiе крѣпко имѣть, а оное есть со всѣми извѣстными — смиренiе, которому никакъ не могутъ онѣ сопротивится, а безъ онаго, сражаясь съ ними самонадѣянно и гордо, всегда бываемъ побѣждены. Для того то Господь попускаетъ намъ и падать, чтобъ смирились. Къ чему прилично написанное въ 58 словѣ св: Исаака Сирина: «Еже нѣкiимъ случаемъ грѣху поползатися, явительно есть естественныя немощи. Занеже полезнѣ попустилъ есть Богъ души прiятельнѣй быти страстей; усмотрѣ бо ту, не высшу сихъ уставляти, прежде втораго паки бытiя. Еже прiятельнѣй той быти страстей, полѣзно есть ко убоданiю совѣсти; а еже пребыти въ сихъ безъ студно есть и безъ срамно.» Еще прочтите у него же слово 7. и 46. и у св: Iоанна Карпофiйскаго въ главахъ найдете довольно для себя укрѣпленiя. Святые Отцы, прошедши опытомъ, показываютъ намъ, какiя бываютъ боренiи отъ врага, противящагося исполненiю воли Божiей; и дабы не прiидти во отчаянiе, ежели случится поползновенiе, укрѣпляютъ, и къ вѣрѣ и дѣламъ покаянiя возставляютъ. Сердца сокрушенна и смиренна, Богъ не уничижитъ[17]. И паки: близь Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и смиренные духомъ спасетъ[18]. Написалъ вамъ отъ многаго малое. Ежели ощутите пользу, воздайте хвалу Богу; и сами прочитывая Отеческiя дѣятельныя ученiя, познавайте въ оныхъ истинный разумъ и правое разсужденiе; и при свѣтѣ вѣры и помощи Божiей, тецыте, подвигомъ добрымъ подвизаяся, въ надеждѣ на милосердiе Божiе. И Онъ управитъ путь вашъ къ преднамѣренной цѣли — спасенiю души.

Намъ очень бы прiятно было ваше посѣщенiе, но какъ не исполнилось сiе ваше желанiе въ сей постъ, то предая сiе волѣ Божiей, успокоивайтесь, въ предъ благонадежiемъ, на Успѣнскiй постъ; да благословитъ васъ Господь и сiе намѣренiе да исполнитъ, аще будетъ оно къ пользѣ души вашей.

Присланную вами матерiю получилъ, которую по назначенiю маминьки вашей постараюсь употребить на одежды престола и жертвенника въ рукотворенный храмъ Божiй, гдѣ приносится безкровная жертва о спасенiи всего мiра. А имя тетиньки вашей рабы Божiей Марiи для поминовенiя, запишу куда слѣдуетъ. Но при семъ есть моя къ вамъ усердная просьба: Матерiя очень хорошая и прочная, приличная для назначенiя: но для благолѣпiя храма Божiя, весьма хорошо бы было, въ сихъ одеждахъ вышить въ низу родъ коймы по ширѣ пукетами; ето будетъ служить большимъ украшенiемъ. То неблагоугодно ли вамъ предложить о семъ вашей маминькѣ, не будетъ ли ея на сiе соизволенiе поусердствовать.

А между тѣмъ симъ могутъ доставить бѣднымъ дѣвицамъ живущимъ въ Сѣв<скомъ> монастырѣ, занимающимся симъ рукодѣлiемъ, пропитанiе. Я ожидаю отъ васъ о семъ согласiи увѣдомленiя, и тогда приступлю къ исполненiю, спишусь съ ними, и скроивъ матерiю полами, отошлю къ нимъ для шитья синелью, и мѣстами золотомъ или серебромъ по приличiю. Впротчемъ ето шитье кажется не составитъ значительной издержки: сколько жъ имянно не знаю, а списавшись съ ними, могу васъ увѣдомить.

На исполненiе желанiя вашей маминьки, въ чемъ можно будетъ, да ниспошлетъ Господь Свое благословенiе; и да послужитъ оное на душевную ее и ближнихъ пользу.

Поручая васъ покрову Божiю, и испрашивая на васъ Миръ и благословенiе Его, съ моимъ къ вамъ усерднымъ почтенiемъ и желанiемъ спасенiя, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Батюшка О: Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословенiе. Онъ отправляется въ Тихонову пустынь.

17. Iюня

1840 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Благодать Божiя, хотящая всѣмъ спастися и въ разумъ истинны прiидти[19], отверзла умъ вашъ къ разумѣнiю писанiй, въ согласiи вѣры съ дѣлами. Воздайте славу Богу! Но вамъ предлѣжитъ еще недоумѣнiе смущающее васъ, за неисполненiе того, что понимаете и знаете; и притомъ вамъ кажется, что вы рѣшительно идете противъ всего должнаго. Сiе ваше мнѣнiе весьма ошибочно: Когда бы вы шли противъ всего, то полагали бы сiе должнымъ, и вѣрно-бы не смущались; а когда иначе, то слѣдовательно невольно и нехотя побѣждаетесь увлекаясь силою страстей, коимъ прежде поработились; за что и скорбите; а ето и есть знакъ вашего нежеланiя идти противъ должнаго.

Я вамъ предлагалъ, что желающимъ исполнять волю Божiю, предлѣжитъ брань отъ невидимыхъ духовъ злобы[20]; что вы видите таперь и на себѣ дѣйствуемое: отсѣченiе своей воли, и несоставленiе своего разума, есть перьвое средство къ стяжанiю смиренiя, а отъ онаго разсужденiя. Врагъ не хотя васъ до сего допустить, представляетъ вамъ въ ужасныхъ видахъ сiе спасительное средство; разсуждая только объ ономъ, возмущаетесь умомъ и сердцемъ. Корень же сего есть самолюбiе и гордость; вы до сѣхъ поръ на своемъ мнѣнiи и разумѣ и своею волею основывали свое исправленiе и спасенiе. Отъ того и силы ваши въ противоборствѣ изнемогаютъ, что по причинѣ онаго самомнѣнiя, имѣетъ врагъ свободный и сильный къ вамъ приступъ. Разсмотрите не истинно ли сiе? — Вы на опытѣ дознали, что дѣлая не разсуждая съ повиновенiемъ, исполняете весьма легко и спокойно съ пользою. Въ удостовѣренiе сколько врагъ не терпитъ того, кто находится въ покоренiи отеческомъ и какiя ухищряетъ козни дабы удалить ихъ отъ повиновенiя прочтите въ 4й части Добротолю<бія> Св: Ѳеодора Едесскаго гл: 44.

Далѣе въ письмѣ вашемъ слѣдуетъ: «Надобно меньше разсуждать, а стараться чтобы мысли были заняты молитвою. Но вся ваша бѣда въ томъ, что вы все ето зная, не исполняете. И притомъ еще чувствуете, что совершенно будете безъ отвѣтны на страшномъ судѣ.» Ежели сiе послѣднее сильно на васъ дѣйствуетъ и смущаетъ, то и паки скажу вамъ, что ето суть козни вражiи и плодъ гордости. Вы сознавая себя грѣшнымъ, не должны отчаяваться, а паче смиряться и дивиться человѣколюбiю Божiю, терпящему вамъ, и ожидающему вашего обращенiя и покаянiя. Сего же дня случилось мнѣ прочесть 8ю бесѣду о покаянiи, великаго проповѣдника и утѣшителя грѣшныхъ св: Iоанна Златоустаго, и сiе можетъ быть случилось смотрѣнiемъ Божiимъ къ вашей купно и моей пользѣ; изъ коей часть выписываю: «Покаянiе есть пластырь прегрѣшенiй; потребленiе беззаконiй; отъятiе слезъ; дерзновенiе къ Богу, оружiе на дiавола, мечь главу его отсѣкающiй, спасенiя надежда, отчаянiя истребленiе. Оно человѣку отверзаетъ небо, оно въ рай вводитъ; оно дiавола одолѣваетъ; для того часто я о немъ предпрiемлю бесѣду, потому что оно надѣянiе даетъ намъ побѣдить его. Грѣшенъ ли ты? Не отчаявайся: не неизвѣстно бо мнѣ, какое оружiе противу дiавола есть неотчаянiе ваше. Естьли имѣеши грѣхи, не отчаявайся. Не умолчу я сiе присно говоря, ежели по всякъ день согрѣшаешь, по всякъ день ты и каятися долженъ. Обветшалъ ли ты сего дни отъ грѣха? Обнови себе покаянiемъ. Возможноли скажешь покаявшемуся спастися? и весьма возможно. Всю жизнь въ грѣхахъ провелъ я, и аще покаюся будули спасенъ? Конечно будешь. Чемъ сiе доказывается? Человѣколюбiемъ Господа твоего. И естьлибы едино покаянiе было, то бы по справедливости опасался: но понеже съ покаянiемъ милость Божiя сопряжена есть; а человѣколюбiе Божiе безмѣрно есть, и благость Его словомъ изрещи не можно. Ибо твоя злоба мѣру имѣетъ, а исцѣленiе мѣры не имѣетъ. И твой грѣхъ каковъ бы нибылъ, есть грѣхъ человѣческiй, а милосердiе Божіе есть не изреченное; то надѣйся что оно преодолѣетъ злость твою: вообрази себѣ искру въ морѣ впадшую, можетъ ли она устоять, или являться? сколь мала есть искра противъ моря, столь малъ есть грѣхъ противу человѣколюбiя Божiя; пачеже и нестолкiй, но зѣло мен'шiй: поелику море, хотя и велико есть, однако мѣру свою имѣетъ; Божiеже человѣколюбiе есть безъ предѣльно

Еще приличное къ сему прочтите сами, въ 3й части Доброт<олюбiя> у св: Петра Дамаскина на 39мъ листѣ, яко не подобаетъ отчаяватися, аще и много кто согрѣшитъ. И на 43мъ листѣ, о еже яко велiе благо есть истинное покаянiе. Все сiи ученiи возставляютъ грѣшника, изъ глубокаго рва отчаянiя, къ надѣянiю на человѣколюбiе Божiе. Примите и вы врачеванiе сiе вашимъ язвамъ, и благонадежiемъ на милосердiе Божiе, успокоевайте свою совѣсть.

Вы просите научить васъ какъ бы стяжать даръ молитвы. Это похоже на то какъ бы у нищаго кто просилъ богатства. Я сознаю себя въ семъ отношенiи весьма въ нищетномъ положенiи; какъ же могу научить тому, чего самъ не имѣю? Но предлагаю вамъ отъ ученiя Отцевъ святыхъ о семъ высокомъ предмѣтѣ нѣкоторое разсужденiе, подлежащее разумѣнiю скуднаго моего ума; изъ коего можетъ быть и вы извлечете себѣ пользу. — Молиться мы должны и обязаны по долгу нашему, по Заповѣди Божiей и апостольской, и ученiю Св: Отцовъ: о всѣмъ, какъ то о сохраненiи насъ, о спасенiи нашемъ, о прощенiи грѣховъ, о ближнихъ нашихъ и о протчемъ многомъ; но съ великимъ смиренiемъ, и не искать въ себѣ дара; оный Самъ Господь даруетъ, но достойнымъ того, какъ пишетъ св: Исаакъ Сиринъ отъ 2го слова: «Яже Божiя, сама отъ себе приходятъ, тебѣ не ощущающу; ей, но аще мѣсто будетъ чисто, а не скверно. Ащелиже зѣница очесе души твоея, чиста нѣсть, да непосмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да нелишишися и самыя тоя зори, яже есть простая вѣра, и смиренiе, и исповѣданiе сердечное, и малая дѣла, яже по силѣ твоей, и отверженъ будеши во едино мѣсто мысленныхъ, еже есть тьма кромѣшняя, внѣшняя отъ Бога, образъ носящая ада, якоже онъ обезстудствовавыйся внити на бракъ въ скверныхъ ризахъ.»

Образъ молитвы многiе Св: Отцы предлагаютъ, каждый отъ своего опыта, о коихъ отчасти вамъ скажу: Св: Макарiй Египетскiй Слово 1. г<лавы> 8. 9: «Глава всякiя добродѣтели и верхъ исправляемыхъ дѣлъ, есть непрестанное въ молитвѣ пребыванiе; чрезъ что и протчiя добродѣтели испрошенiемъ у Бога ежедневно получити можемъ. (Но) аще смиренномудрiемъ, простодушiемъ и благостiю украшени небудемъ, образъ молитвы ничтоже насъ воспользуетъ.» И какъ надобно имѣть пребыванiе въ молитвѣ, далѣе учитъ г<лава> 13: «Сице долженъ есть начати: во первыхъ вѣровати Господу твердо, и предати всего себе глаголамъ Заповѣдей Его, и отрещися мiра во всѣмъ, дабы ни въ чемъ же изъ видимыхъ вещей обращался умъ, и выну пребывати въ молитвахъ, и неотчаяватися во ожиданiи Господня призрѣнiя и помощи на всякое время предложенiе ума своего всегда въ Немъ имѣя.» Г<лава> 14 «Аще же кто насилуетъ себя къ молитвѣ, донелѣже неполучитъ дарованiя нѣкоего отъ Бога: къ симъ же яко то къ смиренномудрiю, къ любви, къ кротости и къ протчимъ добродѣтелямъ, тѣмъ же образомъ насилiя себѣ нетворитъ, и лѣностiю одержимъ есть, таковому хотя иногда по прошенiю его и дается благодать Божiя: Благъ бо есть и милостивъ Богъ, и просящимъ Его даетъ по ихъ прошенiямъ; но зане не прiуготовилъ себе, и не приобыклъ къ реченнымъ добродѣтелямъ, то или погубляетъ благодать, или прiемлетъ, и абiе падаетъ, или ничтоже успѣваетъ, впадая въ высокоумiе. Селенiе бо и покой Духа Святаго, смиренномудрiе есть, любовь и кротость, и протчiя Заповѣди Господни». Слово 3. г<лава> 5. «Аще со смиренномудрiемъ, и любовiю, простодушiемъ же и благостiю, совокуплена небудетъ молитва; не сама молитва сiя, но маска паче молитвы есть, ни единыя же пользы принести намъ могущая.» Изъ представленныхъ вамъ ученiй великаго Отца, видите какое должно быть приуготовленiе къ молитвѣ и прохожденiе оной, къ достиженiю дара ея, и какiя есть къ сему препятствiи. Разсмотрите же себя на томъ ли степени вы стоите, и вашей ли мѣры достигнуть къ высотѣ такой добродѣтели, которой стяжанiя дара и удалившiися мiра, и все презрѣвшiи, немногiе достигали; о чемъ пишетъ св: Исаакъ Сиринъ отъ 16. сло<ва>: «Якоже едва отъ темъ человѣкъ, единъ обрѣтается исполнивый Заповѣди и законная мало недостаточнѣ, и достигъ въ чистоту души, тако единъ отъ тысящи обрѣтается сподоблся достигнути со многимъ охраненiемъ въ чистую молитву, и расторгнути предѣлъ сей, и получить оно таинство. Занеже мнози и чистыя молитвы никакоже сподобишася но мали. Къ таинству же оному, еже по онѣй, и наобъ онъ полъ достигнувый, едва обрѣтается въ родѣ и родѣ благодатiю Божiею.» А о прежде времени желающихъ достигнуть въ какое либо дарованiе, пишетъ св: Iоаннъ Лѣствичникъ отъ 4. сте<пени>: «Загляни въ помышленiе неискусныхъ послушниковъ, и обрящешь тамо мысль заблужденную: обрящешь въ нихъ желанiе безмолвiя, жесточайшаго пощенiя, неразвлекаемыя отъ разныхъ мыслей молитвы, совершеннаго славы суетныя отверженiя, незабвенныя смертныя памяти, безъ престаннаго о грѣхахъ сокрушенiя, наикротчайшаго безгнѣвiя, глубокаго молчанiя и превосходнѣйшаго цѣломудрiя. Они при вступленiи въ иноческiй подвигъ, сихъ добродѣтелей, по особенному Божiю промыслу недостигнувъ, напослѣдокъ въ намѣренiи своемъ обманувшись, вовсе отъ него отпадаютъ. Ибо врагъ внушаетъ имъ искати ихъ прежде времени, съ тѣмъ да по довольномъ въ оныхъ обращенiи, въ настоящую пору оныхъ не получатъ». Къ сему еще сами прочтите въ 1й части Доброт<олюбiя> у св: Григорiя Синаита, изъ числа 15ти главъ, на 84мъ листѣ 8ю главу, съ половины «простыхъ убо…» а въ другихъ главахъ 89 листа на оборотѣ о прелести главу 7ю увидите что память Божія, или умная молитва, высша всѣхъ дѣланiй есть, и какое бываетъ наказанiе дерзающимъ самочинно проходити оную. Все сiе я вамъ написалъ не отводя васъ отъ молитвы, но предлагая какъ опасно искать дара ея, прежде времени и самочинно, выше своей мѣры. Видите какая бываетъ прелесть отъ сего. Ибо по словамъ св: Макарiя Сл: 3. г<лава> 2: «чемъ кто о большемъ дарѣ прилѣжитъ, тѣмъ большимъ усилiемъ нападенiе чинитъ лукавый, почему и нужно пещись о плодахъ любви, смиренномудрiя и протчихъ.» А какъ думаю вы сознаетесь въ неимѣнiи еще смиренiя, то и опасно высокихъ искать; молитесь просто въ опредѣленное время, количествомъ со смиренiемъ, отъ чего раждается и качество, понуждая себя къ молитвѣ; о чемъ пишетъ св: Зосима: «Еже бо съ нуждею молитися и терпѣти, раждаетъ часто и съ покоемъ молитися. И еже съ нуждою молитися отъ произволенiя есть; а еже съ покоемъ, се отъ благодати есть.» Свят<ый> же Петръ Дамаскинъ во 2й книгѣ въ 24мъ словѣ пишетъ: «Даяй молитву молящемуся, сирѣчъ молящемуся добре тѣлесною молитвою, даетъ Богъ умную молитву, и проч…» Въ случаѣ же разсѣянности мыслей на молитвѣ, не надобно смущаться, но смирять себя и окаевать, что можетъ насъ успокоивать. Въ чемъ св: Iоаннъ Лѣствичникъ укрѣпляетъ научая ст<епень> 4: «Старайся всегда бродящiя твои мысли собрать воедино. Богъ не взыскиваетъ того, чтобъ ты во время молитвы совсѣмъ никакихъ не могъ имѣть другихъ мыслей; не отчаявайся будучи мыслями расхищаемъ, но благодушествуй, созывая всегда бродящiе свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно.» Можно молиться и не въ опредѣленное время, а и всегда, но только принимая мечь сей противу враговъ, надобно остерегаться, чтобы не обратить оный на себя, не ỷ пришедшу времени. Хотя многiе Отцы пишутъ о молитвѣ и дѣйствiяхъ ея, но къ тѣмъ кои пришли въ мѣру сiю, и по чину оную проходили. Между тѣмъ смотрите какiя дѣлали и предосторожности, зная многое множество подсадъ вражiихъ, являемыхъ въ видѣ истины, и прельщавшихъ тѣхъ, кои дерзостно приступаютъ къ сему священному умному дѣланiю. Представляю вамъ еще во увѣренiе ученiе св: Исаака Сирина, къ одному желающему и ищущему въ себѣ дарованiй отъ 55. слов<а>: «Молю убо тя святе, да не взыдетъ на помыслъ твой ciе, но стяжи паче неже вся, терпѣнiе находящихъ и со смиренiемъ великимъ и сокрушенiемъ сердца, о дѣлахъ нашихъ и помыслахъ нашихъ, попросимъ у Господа прощенiя грѣховъ нашихъ и смиренiя души. — Иже непомышляетъ себе быти грѣшна, у Господа, молитва его нѣсть благопрiятна. Ащелиже речеши яко нѣцiи отъ Отецъ написаша о сихъ, что есть чистота души, и что есть здравiе и что безъ страстiе, и что виденiе; то не да взыщемъ та прежде времени, съ чаянiемъ, написаша. Занеже писано есть, яко не прiидетъ царствiе Божiе съ наблюденiемъ[21] чаянiя. Обрѣтшіися бо съ симъ намѣренiемъ гордыню и паденiе стяжаша. Но мы поставимъ мѣсто сердца въ дѣлѣхъ покаянiя, и жительствахъ сущихъ благоугодныхъ Богови; Господня же сама о себѣ приходятъ аще мѣсто оно чисто и не скверно будетъ. Онаже ихъ же ищемъ съ наблюденiемъ, высокая глаголю, Божiя, отмѣтно есть церковiю Божiею, и прiемшiи, гордыню стяжаша и паденiе. И нѣсть Знаменiе сiе, еже любити кому Бога, но недугъ души.» Подобно и во 2мъ словѣ онъ же пиша о сугубомъ дѣланiи Креста, говоритъ: «Кiйждо убо прежде совершеннаго обученiя въ перьвой части, преходя ко оной второй, засладость ея рачительнѣ, а не отъ лѣности, гнѣвъ Божiй находитъ нань; заеже неумертвити прежде уды своя, яже на земли[22], т: е: еже исцѣлити немощь помысловъ, терпѣнiемъ дѣланiя досады креста; дерзнулъ бо есть возмѣчтати во умѣ своемъ славу креста.» Выше сего первую часть называетъ онъ дѣянiе исполняемое дѣйствомъ яростныя части души, ко еже претерпѣти скорби плотскiя, очищающее страдательную часть души силою ревности, а вторую, видѣнiе, совершаемое тонкимъ дѣланiемъ ума; и Божественнымъ приснопоученiемъ, и пребыванiемъ молитвы и протчими.

Не знаю удовлетворительноли будетъ для васъ сiе писанiе, въ коемъ изложено не мое мнѣнiе, но ученiе св: Отцевъ; которыхъ молитвами, да поможетъ вамъ Господь, идти путемъ истиннымъ, смиреннымъ, не прелестнымъ, и получить спасенiе души.

Съ истиннымъ моимъ къ вамъ почтенiемъ пребываю недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Iюля

1840 года

О<птинъ> С<китъ>

                                                                                                                                                                                                      4            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Не имѣя много времени, не могу подробно отвѣчать на письмо ваше, о вашемъ смущенiи и недоумѣнiи по душевной части. При свободномъ случаѣ помогающу и вразумляющу Господу, постараюсь написать что нибудь къ вашему укрѣпленiю; а вы о семъ помолите Бога, чтобы вложилъ въ мое омраченное сердце написать на пользу вашу отъ ученiя Св: Отцевъ.

За усердiе ваше по предложенiю моему объ украшенiи одежды на престолъ, всепокорнѣйше васъ благодарю. И на сей же почтѣ получилъ отвѣтъ изъ Сѣвска; о семъ предмѣтѣ я вопрошалъ сколько надобно матерiала, и что будетъ стоить: прислали реестръ матерiалу, просятъ по оному выписать изъ Москвы, ибо негдѣ больше купить. А о зарплатѣ за труды смотря по времени и болѣе полагаются на меня. Я писалъ вамъ что не много будетъ стоить шитье; но изъ реестра вижу что матеріалу однаго надобно рублей на сто или болѣе, кромѣ работы. Но все же не отлагаю намѣренія, ежели и не возможно будетъ вамъ пожертвовать, буду искать, и надѣюсь не откажутъ; а ежели будетъ ваше и маменьки вашей усердіе, то я буду благонадеженъ.

На сей же почтѣ пишу въ Москву, чтобъ выслали матеріаловъ прямо въ Сѣвскъ, куда и матерію скоро отправятъ.

Призывая на васъ Божіе благословеніе съ желаніемъ вамъ мира, здравія и спасенія, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

30 іюля

1840 года

 

                                                                                                                                                                                                      5            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Желательно было знать, получили ль вы облегченiе въ смущеніяхъ вашихъ и разрѣшенiе на недоумѣнiе, о коихъ вы ко мнѣ писали, на чтό я вамъ отвѣтствовалъ?

Получа ваше письмо отъ 10 ч<исла> августа, паки вижу ваше смущенiе, о чемъ сердечно сожалѣя, предлагаю вамъ сiи скудоумные разсужденiи, не могутъ ли оные при помощи Божiей, и при свѣтѣ разума, разсѣять мракъ наводящiй сердцу вашему смущенiе и беспокойство.

Упоминая о причащенiи Св: Таинъ, говорите: «Но естли на мое окаянство назритъ Господь, то едвали и когда нибудь буду я допущенъ къ причащенiю отъ источника безсмертiя. — Увы мнѣ! рабъ лукавый и лѣнивый есмь[23], и потому, добыча ада и смерти!» — Ежели бы вы подумали, или сказали, что достойно причащаетесь сей святыни; то ужъ и было бы знакомъ недостоинства вашего. Святые и великiе духоносные мужи Василiй Великiй и Iоаннъ Златоустъ, въ молитвахъ говорятъ о себѣ, первый: «Вѣмъ Господи, яко недостойнѣ причащаюся пречистаго Твоего Тѣла, и честныя Твоя Крове.» А вторый: «Нѣсмь доволенъ владыко Господи, да внидеши подъ кровъ души моея.» Когда таковые свѣтильники мыслили о себѣ столь смиренно, то какъ же намъ не смирять себя и не считать недостойными сего дара? И когда мы сами себя осуждаемъ, каемся о нашихъ грѣхахъ, и приступаемъ съ вѣрою, страхомъ и смиренiемъ къ сей величайшей святыни, то силенъ Господь потребить и Огнемъ Божества попалить все грѣхи наши и очистить нашу душу отъ всякiя скверны: ибо Онъ пришелъ не праведниковъ, но грѣшниковъ спасти[24]. Вы скажете что я и по прiятiи сего дара паки согрѣшаю: Конечно сего ни вы, ни я, ни другой кто не одобритъ. Но Богъ взираетъ на намѣренiе наше при покаянiи; конечно вы желаете положить начало, въ предъ не согрѣшать: то буде что и послѣдуетъ противъ произволенiя нечаянно, послужитъ вамъ къ большему познанiю своей немощи и смиренiю, и паки сподобитесь покаянiя; надобно опасаться предаваться беспечности грѣховной въ надеждѣ покаянiя; ето то жъ, что и отчаянiе. О покаянiи я довольно въ письмахъ представилъ вамъ отеческихъ ученiй, дабы не отчаяваться въ поползновенiяхъ; и вы оные примите себѣ въ душевную пользу.

Выраженiе ваше сiе: «добыча ада и смерти» похоже на родъ отчаянiя. На что же оное допущать, когда мы имѣемъ столь милостиваго Владыку, за грѣшниковъ пролившаго Свою Кровь и сколько видимъ примѣровъ Его человѣколюбiя и милосердiя ко грѣшникамъ въ святомъ Евангелiи и въ исторiяхъ церковныхъ. Малодушiе таковаго рода происходитъ отъ духовной гордости; при исправленiи добродѣтелей, вы не можете удержаться отъ мнѣнiя о себѣ; а оное и причиною бываетъ паденiя, дабы смирить наше мудрованiе, и всегдашнимъ самоукоренiемъ и смиренiемъ, привлекли къ себѣ благодать Божiю; ибо Онъ на смиренныхъ токмо призираетъ[25], и даетъ имъ Свою благодать. О семъ много есть въ ученiяхъ Св: Отцовъ, въ Добротолюбiи, у Iоанна Лѣствичника, у Св: Исаака Сирина и Аввы Дорофея. Но за краткостiю времени не могу представить вамъ къ прочтенiю тѣхъ мѣстъ. — Посудите, какая польза отъ смущенiя послѣ какого либо поползновенiя? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаянiе; здѣсь раждается спокойствiе, а тамъ лишается онаго. Когда вы видите себя въ неисправленiи, то невольно должна мысль смириться; вы себя осуждаете, но Богъ оправдываетъ. Напротивъ при вашемъ себя оправданiи, не будетъ ли отъ Бога отверженiе, подобно фарисееву? Можетъ быть вы смущаетесь, не находя въ себѣ высокихъ чувствъ любви и умиленiя при молитвѣ: сiи и подобные чувства, суть дарованiя, или награда, даемая отъ Господа достойнымъ и смиреннымъ. Но мы видимъ изъ примѣровъ, что многiе получа дарованiи, и наслаждались оными довольно; а потомъ пали чрезъ возношенiе, или и того опаснѣе обольстясь своимъ исправленiемъ, или святостiю, помрачились въ умѣ, и пребыли не исцѣльными въ таковой прелести. Возношенiе же такъ тонко подкрадывается, что и замѣтить трудно. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> въ 26й степени пишетъ: что по особенному Божiю смотренiю за священные подвиги и труды получаютъ награды: нѣкоторые при начатiи подвиговъ, другiе въ прохожденiе оныхъ, иные при окончанiи, а нѣкоторые при самой смерти. Спрашиваетъ, кто изъ нихъ смиреннѣе? Явно что тѣ кои скорѣе удостоиваются дарованiя: но другимъ дать оное не вовремя, послужило бы не на пользу, но на погибель.

Вы спрашиваете меня, какъ возбуждать въ себѣ ревность къ исполненiю Заповѣдей? На сiе отвѣчаю: Страхомъ Божiимъ, ибо начало премудрости, страхъ Господень[26], и страхомъ Господнимъ, уклоняется всякъ отъ зла[27]. Много есть и другихъ текстовъ въ Писанiи о семъ. При исполненiи же добродѣтелей, скрѣпляйте каждую, смиренiемъ, которое св: Дорофей называетъ бренiемъ (извѣсткою); такъ какъ камни или кирпичи кладутся въ созиданiи дома, и связуются бренiемъ, крѣпко бываетъ строенiе: а безъ бренiя разсыплются; такъ и добродѣтели безъ смиренiя, не приносятъ пользы. Св: Исаакъ Сиринъ въ 46мъ словѣ учитъ: «Смиренiе и кромѣ дѣлъ многа прощаетъ согрѣшенiя. Сiи же (дѣла) напротивъ безъ него (безъ смиренiя) безполезны суть: но и многа зла сотворяютъ намъ. Протчее, смиренiемъ, якоже рѣхъ, беззаконiя твоя прости. Якоже соль во всякой пищи, тако и смиренiе во всякой добродѣтели; и крѣпость многихъ согрѣшенiй можетъ сокрушити.» — Знайте же, что поползновенiи обуздываютъ нашу самолюбивую часть, показываютъ намъ нашу нищету и худость, токмо не смущайтесь во оныхъ, и не теряйте душевнаго мира, а принимайтесь за дѣло покаянiя и добродѣтели. Смущенiемъ же вашимъ врагъ веселится и наводя отчаянiе, отвращаетъ отъ добродѣтелей: не давайте ему порадоваться вами; припомните слова Св: Исаака изъ 7го слова, о коихъ кажется я вамъ писалъ: «Пророческое слово имѣю даже до исхода твоего: да не возрадуешися о мнѣ сопротивниче мой, яко падохъ; паки бо азъ востану, и аще во тьмѣ сяду, Господь просвѣтитъ на мя[28]. И да не предастъ побѣжденiю душу свою (уклоненiемъ во отчаянiе) дондеже есть въ немъ дыханiе, и въ самомъ томъ побѣждѣнiи своемъ. Но аще и на всякъ день сокрушится ладiя его, и протчее… Сiя бо есть премудрость данная отъ Бога, и сей есть премудрый недужникъ, не отсѣкiй надежды своея.»

Вы можете замѣтить изъ всего вышеписаннаго, что причиною нашего неисправленiя и паденiя есть, не одно нерадѣнiе, но и паче возношенiе. И такъ какъ всѣхъ золъ виновна гордость; такъ всѣхъ благихъ подательно смиренiе. Видите отъ чего мы падаемъ, и не совершаемъ дѣлъ добродѣтели — отъ возношенiя. Учитесь же смиренiю отъ Самаго Господа глаголющаго: «Научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ.»[29] И паки: «Аще и вся повелѣнная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы; еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ[30], а еще: «Безъ Мене не можете творити ничесоже[31]

Ежели вы получите каковую либо пользу и утѣшенiе, чрезъ сiи начертанiи, не приписывайте сего мнѣ, но принесите благодаренiе Богу, по вѣрѣ вашей сподобившему меня послужить сему, и давшему скудному моему разуму память представить вамъ изъ отеческихъ писанiй, приличное къ вашему устроенiю ученiе, въ другое время право ничево не помню; да и можемъ ли мы что творити, или даже помыслити благо безъ помощи Божiей. Онъ да дастъ вамъ разумъ духовный, и упремудритъ во бранехъ духовныхъ.

Такожде и въ дѣлахъ службы вашей, да поможетъ вамъ Господь исполнить Его святую волю, и подастъ разумъ истинный и мужество. Вы здѣлали благоразумно, повинувшись начальнику вашему во ономъ дѣлѣ, ибо нѣсть власть, аще не отъ Бога[32]; въ протчемъ ежелибы что противное волѣ Божiей предлѣжало бы, то вы вѣрно постараетесь при Божiей помощи, не поступить противъ совѣсти…

За симъ поручая васъ покрову Божiю, и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Батюшка О: Леонидъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтенiе.

20. Августа

1840 года

 

                                                                                                                                                                                                      6            

+

<без даты>

Вы почтеннѣйшiй Петръ Васильевичь! желаете имѣть отъ меня порученiе въ Сѣвскѣ. Я отъ сего не прочь: Потрудитесь въ Дѣвичьемъ монастырѣ, съ благословенiя Игуменiи, сыскать послушницу дѣвицу Надежду Петровну Курошъ, которая занимается шитьемъ, по присланной отъ васъ матерiи, для одежды на престолъ и жертвенникъ. Взгляните на оную работу, и какъ вамъ будетъ казаться, не оставьте меня извѣстить. — Въ надеждѣ на вашу заплату, на матерiалъ деньги я заимствовалъ и послалъ въ Москву 130 руб.. да каленкору на 19 руб., а за труды имъ я не знаю что будетъ стоить. Ежели вамъ угодно въ счотъ оныхъ, что имъ дать, и буде она будетъ просить, то отдайте. Конечно она нуждается; хотя и дворянка, но трудами содержится и келью нанимаетъ.

А какъ въ ономъ монастырѣ и много есть бѣдныхъ, которые по нынѣшней дороговизнѣ, не безъ нужды живутъ, то ежели есть у васъ излишняя какая частичка, или можете себѣ въ чемъ отказать, снабдите ихъ подаянiемъ, что вамъ Богъ по сердцу положитъ: что можете отдать Игуменiи для раздачи бѣднымъ сестрамъ. За что нѣкогда услышите яже сотвористе единому сихъ меньшихъ Моихъ братiй, Мнѣ сотвористе[33]. Даяй нищему взаимъ даетъ Богу[34]. Кто не пожелаетъ имѣть такого должника! Вотъ сколько я вамъ надѣлалъ порученiй, пачеже прошенiй.

<без даты>

 

                                                                                                                                                                                                      7            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Благодарю васъ, что вы взглянули на работу, отъ вашего усердiя церкви Божiей приносимую; да будетъ сiя жертва благопрiятна Господу, и да прiимется въ пренебесный Его жертвенникъ. Хотя ето и чувственная вещь, но она являетъ усердiе и вѣру вашего сердца, на которые и взираетъ Богъ и ихъ прiемлетъ. Ибо внѣшнее согласуется со внутреннимъ. Но о семъ оставимъ, я увѣренъ что вы не имѣете о семъ никакого сомнѣнiя!

Мнѣнiе ваше о себѣ что вы есть погибшая овча; не должно повергать васъ въ отчаянiе; но кажется оное есть въ васъ такого рода; о чемъ я сердечно сожалѣю. Довольно писалъ вамъ о семъ, потрудитесь прочитать, и можетъ быть чувство ваше возбудится къ надеждѣ на милосердiе Божiе, и на Заслуги Спасителя нашего Господа Iисуса Христа, Который снизшелъ съ небесъ обрѣсти заблудшее овча[35], и сыскать погибшую драхму[36], и не праведниковъ, но грѣшниковъ призвать на покаянiе[37]. — Чувство смущающее васъ, познавайте что есть брань вражiя. Пусть вы не видите въ себѣ ничего добраго, но находитесь въ грѣховномъ плѣнѣ; сiе должно васъ смирять; а вы вмѣсто того смущаетесь, въ коемъ не возможно имѣть чувства раскаянiя. Ежели жъ вы избавившись грѣховъ, станете на правый путь добродѣтелей, то и въ такомъ случаѣ ежели не будете имѣть смиренiя, а думать о себѣ нѣчто, и обнадѣживаться чрезъ свои дѣла (что такъ же есть сѣть вражiя, десными и шуими борющая); то такъ же спокойствiя не сыщете. И сколько могу замѣтить о вашемъ устроенiи имѣетъ врагъ сильный къ вамъ приступъ, возносить до небесъ, и низводить до безднъ. А ето и есть видъ духовной гордости, и самое отчаянiе есть плодъ оной. Потому то и попущается падать, что не имѣемъ смиренiя. Къ успокоенiю вашему потребно смиренiе и благонадежiе. На смиренiе призираетъ Господь, и ниспосылаетъ Свою милость. Я не знаю какой родъ грѣховъ васъ тяготитъ и смущаетъ, только это извѣстно, что нѣсть грѣхъ побѣждающь человѣколюбiе Божiе. Я вамъ предлагалъ ученiи великихъ Отцовъ С: Iоанна Златоустаго, и Исаака Сирина о покаянiи, и о неотчаянiи; кажется довольно сильно отводятъ отъ рва отчаянiя. Таперь еще выписываю св: Петра Дамаскина изъ 1й книги, о томъ яко неподобаетъ отчаяватися, аще и много согрѣшитъ: «Обаче неподобаетъ намъ отчаяватися, несущымъ якоже быти подобаетъ. Зло убо сiе, яко согрѣшилъ еси человѣче: чтоже Бога прогнѣвляеши, и отъ неразумiя немощна вмѣняеши Его? Едали неможетъ спасти души твоея, сотворивый толикiй, егоже видиши, тебе ради мiръ? Ащеже глаголеши, яко и сiе паче осужденiе ми есть, якоже и Его снисхожденiе: покайся и прiиметъ покаянiе твое якоже блуднаго и блудницы. Ащелиже на сiе можеши, но по навыкновенiю согрѣшаеши, въ нихъ же бы и нехотѣлъ еси, имѣй смиренiе, якоже мытарь, и довлѣеть ти во спасенiе: ибо не покаяннѣ согрѣшаяй, и неотчаявайся, понуждѣ хуждша всей твари имать себе, и недерзаетъ осудити, или укорити коего человѣка: но паче дивится человѣколюбiю Божiю, и благодаренъ ко благодѣтелю обрѣтается, и ина многая благая имѣти можетъ. Аще и дiаволу въ согрѣшенiи повинуся. Но паки страха ради Божiя преслушаетъ врага, понуждающа его ко отчаянiю. И отъ сего часть Божiя есть[38] И паки о томъ, о еже яко велiе благо есть истинное покаянiе: «Обаче егда кто восхощетъ, паки полагаетъ начало покаянiемъ. Палъ ли еси, глаголетъ, востани: и паки палъ ли еси; паки востани, неотчаяваяся отнюдь освоемъ спасенiи, аще что либо и будетъ: ниже волею предавай себе врагу, и довлѣетъ ти терпѣнiе сiе съ самоукоренiемъ во спасенiе[39]. Ты убо отнюдь да неотчаешися, не вѣдя Божiей помощи. Можетъ бо, елика хощетъ сотворити, но уповай на Него, и едино отъ сихъ имать сотворити, или яко нѣкiими искушенiями, или другими образы, ими же Онъ вѣсть, устроить твое исправленiе, или прiиметъ твое терпѣнiе и смиренiе вмѣсто дѣланiя: или инѣмъ образомъ, его же не вѣси, по упованiю содѣлаетъ человѣколюбно, во еже спасти безъ дерзновенную твою душу: точiю да не оставляеши врача, зане лютѣ терпѣти имаши сугубую смерть, за невѣденiе сокровеннаго Божiя намѣренiя. Кажется сiе должно васъ возставить отъ рва отчаянiя. Я воспомянулъ вамъ, что смущенiе ваше происходитъ отъ духовной гордости, на которое мнѣнiе представляю ученiе святаго Дорофея: «И страсть, аще стужаетъ намъ, недолжны есмы ни въ семъ смущатися: Ежебо смущатися кому стужаему отъ страсти, безумiя есть и превозношенiя; и отъ еже невѣдѣти свое устроенiе; и отъ еже бѣгати труда, якоже рѣща Отцы.»[40]

Желаю вамъ умудряться въ духовныхъ браняхъ, познавать козни вражiя, и болѣе всего смиряться. Оно есть сильнѣйшее оружiе, противъ врага и его стрѣлъ. Да укрѣпитъ васъ Господь, на брани сей, и да увѣнчаетъ въ день онь, а таперь не ищите въ себѣ воздаянiй, смиренный не видитъ себя того достойнымъ, а предъ Богомъ великъ. Святые имѣли себя хуже всей твари въ своемъ помыслѣ, а Богъ ихъ прославилъ.

Благодарю васъ за присылку денегъ 100 руб. за матер<iю> равно и за данные въ счотъ работы и на благотворенiе. Съ желанiемъ вамъ мира, здравiя и спасенiя остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Не знаю найдетъ ли васъ сiе письмо въ С<ѣвскомъ> уѣздѣ.

7. Октября

1840. года

 

                                                                                                                                                                                                      8            

8. Марта 1841 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Слава Богу, даровавшему вамъ съ жизнiю и возможность пользоваться благами оной; чувствуя неисповѣдимую благодарность къ щедротамъ Его, должны стараться исполненiемъ святыхъ Его Заповѣдей, стяжавать любовь Его, по Слову святыхъ устъ Его: любяй Мя Заповѣди Моя соблюдаетъ[41]. Изъ письма вашего вижу какъ бы жалобу на недосуги, чрезъ волны житейскаго моря и невозможность заняться какъ бы слѣдовало своею душею. Но кажется и въ самыхъ житейскихъ волнахъ и сообращенiяхъ есть средство къ занятiю своею душею, т: е: къ исполненiю Заповѣдей Божiихъ. Какъ же мы оные исполнимъ, не имѣя съ людьми сообращенiя? Вы еще не такой мѣры, чтобъ могли вести жизнь совершенно отшельническую и уединенную, и бороться съ однеми бѣсами, или наслаждаться умозрѣнiемъ сокровенныхъ таинствъ. О семъ предмѣте довольно васъ научитъ обитавшiй нѣкогда въ Сирскихъ странахъ Святый Старецъ Исаакъ, въ 55мъ словѣ, и въ 2мъ словѣ его книги; которые вами уже и прочтены, а не мѣшаетъ и еще повторить. А такъ и св: Iоаннъ Лѣствичникъ, который имѣющему о себѣ мнѣнiе, ниже слѣдъ безмолвiя видѣть попущаетъ.

Вы скажете что трудно въ мiрѣ исполнить Заповѣди Божiи? Ето неоспоримо и извѣстно, что за исполненiе Заповѣди Божiей должно много потерпѣть отъ мiра, плоти и дiавола. Св: апостолъ пишетъ: а хотящiи благочестно жити, гоними будутъ[42]; и хотящiй быти другъ мiра, врагъ Божiй бываетъ[43]. Мудрованiе плотское, вражда на Бога есть; Закону бо Божiю не покаряется, ниже бо можетъ[44], а хотящiи по плоти жити, Богу угодити не могутъ[45]. Дiаволъ же, яко левъ рыкая, ходитъ искiй кого поглотити[46]. Вотъ вамъ отъ многихъ малые свидѣтельства Писанiя о препятствiи намъ отъ сихъ трехъ враговъ, къ исполненiю Заповѣдей Божiихъ. Простите въ текстахъ не вынесъ мѣстъ, отъ коль взяты, и сiе за скоростiю: но кажется вы не усомнитесь въ оныхъ.

И не только въ мiрѣ, но и въ монастырѣ они противятся исполненiю воли Божiей, мiръ суть страсти, плоть съ нами, и дiаволъ борятъ. Однако жь въ монастырѣ не столько есть соблазновъ и поводовъ къ поползновенiю; потому древнiи Св: Отцы видя невозможность или паче немощь свою, умыслили избрать путь сей бѣгая мiра, и всего яже въ мiрѣ, чтобы удобнѣе въ малолюдствѣ исполнить Заповѣдь Божiю; какъ пишетъ о семъ св: Авва Дорофей въ перьвомъ поученiи о отверженiи мiра. Но вы находите себя еще не могущимъ къ оставленiю житейскихъ вещей; то чтожь дѣлать въ такомъ случаѣ? Подражать св: Петру, утопавшему въ волнахъ: Господи спаси мя погибаю[47]. И св: Давиду вопіющему: Скажи мнѣ Господи путь, въ оньже пойду[48]. И, путь неправды отстави отъ мене[49].

Да изъ письма къ Батюшкѣ вами писаннаго видно что всѣхъ вашихъ поползновенiй причина и корень, есть гордость; отрасли ее превозношенiе, о себѣ мнѣнiе, зазрѣнiе людей, уничиженiе и осужденiе ихъ. Какъ бы мы ни старались дѣлать добродѣтели, но при сихъ дѣйствiяхъ онѣ мрачны, и не приносятъ пользы: ибо оные то и суть преступленiе и сопротивленiе воли Божiей. Его святое ученiе и самая жизнь есть кротость и смиренiе, коимъ и повелѣлъ намъ научатся отъ Себе, дабы обрѣсти покой душамъ нашымъ[50]. — Всѣхъ нашихъ золъ причина гордость; а всѣхъ благъ ходатай, Смиренiе! Когда при исполненiи благихъ дѣлъ, должны мы имѣть сердце сокрушенно и смиренно, и духъ сокрушенъ; коихъ Богъ неуничижитъ[51]; кольмижь паче въ нищетѣ нашего устроенiя, должны повергать себя въ бездну смиренiя. На письмо оное вамъ не отвѣчали, потому что писать долженъ все я, а я ето время былъ занятъ, то въ семъ просимъ простить насъ, и принять сiе письмо на оба отвѣтомъ. Въ ономъ просите вы у батюшки прощенiя; онъ васъ прощаетъ, съ желанiемъ положить благое начало. Занимайтесь чтенiемъ отеческихъ книгъ, но болѣе дѣятельныхъ, ибо при вашемъ устроенiи умозрительные могутъ больше принести вреда, нежели пользы; а изъ оныхъ вы познавать будете свою немощь и смирять свое сердце, на которое призираетъ Богъ и посылаетъ Свою помощь къ исполненiю воли Его. А то хотя весь разумъ Писанія будете имѣть, но съ мнѣнiемъ, никакой пользы не обрящете: ибо врагъ умѣетъ строить подсады и прельщать таковыхъ мнимымъ утѣшенiемъ, какъ онъ является и во образѣ ангела свѣтла[52], такъ и въ мысленныхъ и душевныхъ дѣланiяхъ производитъ свои дѣйствiя. Отъ которыхъ да избавитъ васъ Господь, хотящiй всѣмъ человѣкомъ спастися и въ разумъ истины прiидти[53]!

Книги для васъ я получилъ, и отправилъ оные для доставленiя къ вамъ съ Варварою Ивановною Шенш<иной> Добротолюбiе въ 4хъ книгахъ, Св: Макарiя 7. словъ 1 кн<игу>. Его жъ 50 бесѣдъ 1. книга, и Душевное врачевство 1 кн<ига>. Сiя хотя и есть у васъ взятая у меня, но та безъ переплета, а ета въ хорошемъ переплете, ту же я отъ васъ получу. Лѣствицу такъ же оставилъ у себя на мѣсто взятой вами у меня. Цѣна всѣмъ книгамъ 34 руб. 70 к, а вы прислали на оные 50 руб., осталось 15 руб.. Еще получилъ за шитье одежды 25 руб. и на нашъ скитъ 25 руб.. За все сiе усердно васъ благодарю, и за маслины.

Что жъ касается до Доримидонта Васильевича, то я не менѣе васъ скорблю о его бѣдственномъ положенiи, но не могу быть орудiемъ въ дѣйствiяхъ его, коими онъ запутываетъ другихъ, какъ вы пишите, и заматываетъ въ клубокъ. Я вижу что онъ и письмо мое передалъ вамъ съ тѣмъ намѣренiемъ; но я далекъ отъ устроенiя Св: Пимена, а представилъ ему долгъ мой не входить въ дѣла родныхъ; да и ниже замѣтилъ, что и не входя, но въ подобномъ случаѣ принялъ порученiе. И такъ въ дѣлѣ семъ я совершенно себя долженъ устранить. Богъ силенъ помочь ему, когда будетъ того достоинъ: Онъ печется о тваряхъ Своихъ и промышляетъ, по всепремудрому Своему промыслу и предведенiю, кого наказуетъ и кого награждаетъ. Судьбы Его намъ непостижимы!

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, съ желанiемъ вамъ душевнаго и тѣлеснаго здравiя остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй. — Батюшка О: Леонидъ посылаетъ вамъ свое благословенiе.

 

 



[1] Ср.: Ин. 15:5.

[2] Ср.: 1 Пет. 5:8.

[3] В издании 1880 г. текст далее отсутствует.

[4] Ср.: Ин. 1:12.

[5] 1 Цар. 2:3.

[6] Евр. 11:6.

[7] Мк. 16:15—16.

[8] Мф. 28:19—20.

[9] Ср.: Иак. 2:14, 17—18, 20—22, 24, 26.

[10] 1 Тим. 1:19.

[11] 1 Тим. 3:9.

[12] Рим. 3:20. Ср. Гал. 2:16.

[13] Ин. 1:12.

[14] Ср.: Лк. 17:10.

[15] 1 Пет. 5:8.

[16] Еф. 6:12.

[17] Пс. 50:19.

[18] Пс. 33:19.

[19] Ср.: 1 Тим. 2:4.

[20] Ср.: Еф. 6:12.

[21] Ср.: Лк. 17:20.

[22] Ср.: Кол. 3:5.

[23] Ср.: Мф. 25:26.

[24] Ср.: Мф. 9:13; Мк. 2:17; Лк. 5:32.

[25] Ср.: Пс. 112:6. Ср.: Ис. 66:2.

[26] Притч. 9:10.

[27] Притч. 15:27.

[28] Мих. 7:8.

[29] Мф. 11:29.

[30] Лк. 17:10.

[31] Ин. 15:5.

[32] Рим. 13:1.

[33] Ср.: Мф. 25:40.

[34] Притч. 19:17.

[35] Лк. 15:4.

[36] Ср.: Лк. 15:8—9.

[37] Мф. 9:13.

[38] Добротолюбiе. С. 58.

[39] Добротолюбiе. С. 64.

[40] Авва Дорофей, поучение 13.

[41] Ин. 14:23.

[42] Ср.: 2 Тим. 3:12.

[43] Ср.: Иак. 4:4.

[44] Рим. 8:7.

[45] Ср.: Рим. 8:8.

[46] 1 Пет. 5:8.

[47] Мф. 14:30. Ср.: Мф. 8:25.

[48] Пс. 142:8.

[49] Пс. 118:29.

[50] Ср.: Мф. 11:29.

[51] Ср.: Пс. 50:19.

[52] Ср.: 2 Кор. 11:14.

[53] Ср.: 1 Тим. 2:4