Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Простите что замѣдлилъ отвѣтомъ на письмо ваше, отъ 16 Марта пущенное, въ коемъ извѣщаете о упражненіи вашемъ въ чтеніи книгъ, и о находящемъ вамъ унынiи, чрезъ то, что, понуждая себя на постъ бдѣнiе и молитву. Думаете, будто бы дѣлаете ето сами не знаете для чего, а надобно дѣлать cie изъ любви къ Богу, которой въ себѣ не ощущаете. Когда же мысль сія отходитъ, занимаетъ мѣсто ея другая, и страсти одна другой передаютъ бѣдное ваше сердце. Просите отъ меня на cie недоумѣніе совѣта, надѣясь на Господа, могущаго Своею силою спасти васъ.

При Божiей помощи, споспѣшествующей вѣрѣ вашей, сколько могу имѣть понятія о семъ предметѣ, отъ чтенія ученія святыхъ Отцевъ, прошедшихъ опытомъ дѣятельную жизнь (не смѣю сказать, отъ моего опыта или искуса), постараюсь представить вамъ приличные статьи къ вашему устроенію.

Чтеніе Отеческихъ книгъ, очень нужно и полезно къ познанію воли Божiей, ибо Отцы читая Слово Божiе въ святомъ Писаніи намъ преданное, исполнили оное и прошли дѣятельною жизнію, оставя намъ примѣръ въ своихъ ученіяхъ. Не читая оныхъ, не знаете образа жизни и борьбы, и думая, что, читая самъ слово Божіе, могу оное исполнять и не смиряетесь; а читая, познаете путь, тщитесь къ исполненію, но, не достигая мѣръ ихъ познаете свою немощь и смиряетесь, и получаете милость Божію, которая особенно на смиренныхъ простирается. О чемъ въ отечникѣ пишется такъ: «братъ вопроси Старца глаголя; что сотворю, яко чту писанія Отецъ и не творю? Отвѣща Старецъ: чтя словеса отеческая, и не творя, смиряется и получаетъ милость Божію; а не чтя не смиряется и не получаетъ милости Божіей». Посему немалая польза читать дѣятельныя ихъ ученія.

Исполняемыя вами тѣлесныя дѣланія, нельзя сказать, чтобъ вы дѣлали сами не зная для чего; а точно отъ любви къ Богу, но несовершенной, а какъ зародышь малый въ сѣрдце имѣя, отъ вѣры происходящій. Читая Слово Божіе и примѣры жизни Отцевъ, побѣдившихъ страсти и достигшихъ въ любовь Божію, вѣруемъ сему и понуждаемся исполнять прежде дѣянія тѣлесная, и показать дѣломъ любовь къ ближнему. Когда исполняемъ ихъ правильно и со смиреніемъ, переходимъ къ видѣнію, или умозрѣнію, получаемъ душевное утѣшеніе, и любовь Божія показывается намъ явственнѣе. Такимъ чиномъ проходили Отцы, и намъ оставили сей путь. Прочтите у свят: Исаака Сирина въ 28 словѣ о чинѣ второмъ разума, и у св: Петра Дамаскина въ 1й книгѣ о седьми дѣяніяхъ тѣлесныхъ. Много есть и у другихъ Отцевъ о сей матеріи.

Возьмите въ примѣръ малыхъ дѣтей, учащихся грамотѣ; онѣ начинаютъ съ буквы А. и далѣе, ничего не понимая; но проходя съ понужденіемъ, научаются складамъ, потомъ могутъ читать, а дальше и понятіе открывается.

Такъ и въ нашемъ обученіи, не тотчасъ можно возлѣтѣть въ духовный міръ, какъ только начинаемъ, но требуется трудовъ и подвиговъ; но и оные не увѣнчиваются желаемымъ успѣхомъ, когда не будутъ сопряжены со смиреніемъ. — Много и другихъ примѣровъ можно представить, какъ то: художества, не вдругъ научаемся; но многимъ временемъ и стараніемъ; въ службу, въ которую вступая нижнимъ чиномъ, не возможно быть тотчасъ генераломъ; посѣянное сѣмя также не вдругъ выростаетъ и плодъ приноситъ.

Проходя же тѣлесныя дѣянія, не должно имѣть мнѣніе, будто бы что доброе дѣлаемъ, потому что онѣ суть только пріуготовленіе земли и сѣяніе, могущее со временемъ, помощію Божіею, принести плодъ. Не такъ какъ та дѣва, о которой св: Петръ Дамаскинъ, въ 9мъ словѣ 2й книги, написалъ: она думала, что нѣчто стяжала духовное чрезъ сіи дѣланія; а когда спросилъ ее Старецъ о беспристрастіи, терпѣніи и любви, то она оказалась чуждою сихъ плодовъ.

Васъ конечно беспокоитъ то, что вы, исполняя подвигъ, не видите въ себѣ духовной награды, или какъ вы называете, помазанія, чтобы васъ могло утѣшить, и удостовѣрить въ любви Божіей, что оную имѣете. Напротивъ ето еще опасно, искать сего съ наблюденіемъ и прежде времени: «яже Божія, сама о себѣ приходятъ (пишетъ св: Исаакъ Сиринъ во 2мъ словѣ), тебѣ неощущающу, но аще мѣсто будетъ чисто а не скверно, аще ли же зѣница очесе души твоея чиста нѣсть, да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишися и самыя тоя малыя зари, яже есть простая вѣра и смиреніе, и исповѣданіе сердечное и малая дѣла, яже по силѣ твоей, и отверженъ будеши во едино мѣсто мысленныхъ, еже есть тьма кромѣшняя, внѣшняя отъ Бога, образъ носящая ада; якоже онъ обезстудствовавыйся внити на бракъ въ скверныхъ ризахъ».

Мздовоздаяніе священное за труды (по слову св: Iоанна Лѣствичника 26 ст) получаютъ нѣкоторые прежде совершенія своихъ подвиговъ; иные при самомъ оныхъ прохожденіи, другіе по окончаніи, а иные при самой смерти. Cie же по мѣрѣ каждаго смиренія: и явно что смиренные скорѣе удостоиваются духовной награды; а гордые лишаются; а ежели бы они получили ихъ прежде времени, то послужили бы имъ на погибель. — А Фома Кемпійскій полагаетъ что духовная жизнь состоитъ не въ полученіи утѣшенія, но въ терпѣніи отъятія онаго, и несеніи духовнаго креста. — Высокопреосвященнѣйшій Филаретъ Московскій пишетъ: что когда ищемъ духовныхъ утѣшеній, ищемъ себя, а не Бога (въ Бесѣдахъ на Бытіе объ Iаковѣ). Онъ же въ проповѣди о блаженствѣ вѣрующихъ: Блажени не видѣвшіи и вѣровавшіи[1], т: е: когда и при лишеніи благодатныхъ утѣшеній, не оставляютъ подвиговъ благочестія.

Изъ всѣхъ приведенныхъ вамъ свидѣтельствъ, видите что не должно приводить васъ въ уныніе о прохожденіи вами подвиговъ, но имѣть надежду на благость Божію; оныхъ же не оставлять по силѣ своей и возможности. Явно что врагъ ратуетъ васъ помыслами, будто бы никакой пользы не получаете отъ прохожденія оныхъ; ибо прекративъ оные, повергаетъ уже свои горькія плевелы, различные помыслы и страсти, съ чемъ согласно пишетъ св: Исаакъ Сиринъ: «не о правилахъ истяжетъ насъ Господь въ день онь, но, яко оставленіемъ оныхъ, входятъ въ насъ нечистыя помыслы»[2]. — Жизнь наша есть духовная брань, а мы воины, подвизаемся противъ духовъ злобы поднебесныхъ[3]; надобно же имѣть противъ нихъ оружіе; а оно есть Смиреніе, съ коимъ удобно можемъ имъ противостать. Объ ономъ всего болѣе должны мы пещися, при всѣхъ нашихъ трудахъ и подвигахъ, и при сообращеніи съ нашими ближними; самая Любовь со смиреніемъ нераздѣльна.

<нрзб> вашей маминьки книжица Врачевство душевное, <нрзб> желаю ей оною служить, у меня же еще есть таковы<нрзб>.

N. N. вышила одежду, нарочно привезла ее къ намъ, и здѣсь сшила. <нрзб> занемогла, и таперь у насъ находится. Хотя и могла <нрзб>ать а одной нанимать дорого. И такъ во дняхъ святой Пасхи въ скитской нашей церкви престолъ и жертвенникъ были украшены усердіемъ вашей маминьки и вашимъ, и покойной тётиньки, и на нихъ происходило ежедневное служеніе, при коемъ и ваши имена воспоминались. <нрзб> еще вашего письма, деньги ваши 15 р. я самовольно <нрзб>ы же престольной куплено гасику и бархата по<нрзб> пожертвовали къ намъ въ скитъ, то онѣ все равно у<нрзб> <нрзб>ую онаго нужду и къ вашему же пожертвованію.

<нрзб> 25 р. отдалъ Надеждѣ Петровнѣ за шитье; остальное <нрзб> ей отдадите, или мнѣ поручите; да вы упоминали <нрзб>. Ето да будетъ на вашей волѣ; впротчемъ не <нрзб> ѣхавши сюда хотя съ товарищкою, но все 20 р. <нрзб> По почтѣ же послать было не возможно.

Усердіе же ваше къ покойному О: Александру, Господь пpieмлетъ, и мы оное цѣнимъ, поминаемъ его на псалтырѣ и на литургіяхъ, а 22 Марта по литургіи и панихиду отслужили. Да будетъ ему вѣчная память!

Батюшка О. Леонидъ и я поздравляемъ васъ проводя великій праздникъ Воскресенія Господа нашего Iисуса Христа, и съ текущею Св: Пятидесятницею, и испрашивая на васъ миръ и благословеніе Божіе съ пожеланіемъ вамъ душевнаго и тѣлеснаго здравія и съ почтеніемъ моимъ, остаюсь вашъ недостойный Богомолецъ многогрѣшный I<еромонахъ> M<акарій>

12 Апрѣля, 1841 г.

 

 

                                                                                                                                                                                                      1            

18. апрѣля 1841 г.

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Я писалъ къ вамъ въ Орелъ чрезъ почту 12 ч<исла> апрѣля, и полагаю вы оное уже получили. 17го жъ числа получилъ ваше письмо отъ 3 апрѣля съ приложенiемъ ас<сигнаціями> ста рублей за одежду; причемъ спрашиваете нужно ли еще на сей предметъ денегъ?

Въ письмѣ моемъ увидите, что осталось ей Надеж<дѣ> Петр<овнѣ> додать только 25 руб. а о прибавкѣ, по вашему расположенiю я отдавался въ вашу волю. Помоему довольно будетъ прибавить 25 руб. чемъ она будетъ премного довольна; а изъ остальныхъ 50 руб. позвольте отдать за бахрому 28 руб. 80 к, хотя я и не имѣю права на сiе, но такъ какъ вижу усердiе ваше къ довершенiю одеждъ то и заключаю, что не будетъ противно воли вашей маминьки; за гасъ же уже отдалъ ваши деньги 15 руб., кои вы предоставили на скитъ. И такъ не только мало, но еще и съ избыткомъ довольно, и остается болѣе 15 руб..

Прошу васъ принять на себя трудъ, поблагодарить маминьку вашу отъ меня за усердiе ее къ благолѣпiю дому Божiю.

Въ прошедшемъ моемъ письмѣ кажется можете найтить удовлетворительный отвѣтъ на сомнѣнiе ваше или скорбь, о неощущенiи духовной радости, точно мы виновны, что не очищаемъ чувст<в>ъ, и не видимъ… такъ какъ писавшiй сiи гимны и многiе другiе. Но на все есть степени и всякой вещи время. Онѣ были возвышены духомъ по очищенiи, но имѣли всегда глубочайшее смиренiе, открывающее имъ таинства. Будьте смиренны и терпѣливы и помните, что блажени невидѣвшiи а вѣровавшiи[4].

Пожелавъ вамъ мира и здравiя душевнаго и тѣлеснаго, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

 

 

 

                                                                                                                                                                                                      2            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Маминька ваша прислала мнѣ 50 руб. на дорогу для прiѣзда къ ней, по намѣренiю общему нашему, какъ полагали въ бытность вашу и братца вашего у насъ. А я съ своей стороны охотно желалъ бы здѣлать имъ мое почтенiе, и исполнить ихъ волю, ничтожнымъ моимъ посѣщенiемъ; но по случившимся нѣкоторымъ обстоятельствамъ, нашъ Отецъ Игуменъ не рѣшается отпустить безъ воли высшаго начальства; просить же позволенiя, надобно представить уважительную причину; притомъ же таперь и преосвященнаго нѣтъ въ Калугѣ, а поѣхалъ по Епархiи. Находясь еще до селѣ въ нерѣшимости, я и не писалъ ничево къ вашей маминькѣ; васъ же о семъ извѣщаю. Впротчемъ не премину предлагать Отцу Игумену о рѣшительномъ положенiи сего дѣла, и получа сiе, постараюсь извѣстить маминьку вашу. Ежели будетъ уже невозможно мнѣ отлучится, тогда и деньги къ ней обратно отошлю.

Батюшка О: Леонидъ возвратился изъ Тихоновой пустыни благополучно, свидѣтельствуетъ вамъ свое почтенiе[5], примите оное и отъ меня съ желанiемъ вамъ душевнаго мира и здравiя.

Остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Посылаю вамъ просвору.

17. іюня

1841 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Не имѣя давно никакого объ васъ свѣденiя, отъ многихъ желалъ узнать сiе, но все не былъ вполнѣ удовлетворяемъ о вашемъ настоящемъ мѣстопребыванiи; наконецъ получилъ писанiе ваше изъ Трубчевска, видя что вы здравствуете сердечно порадовался.

Вы оскорбились о болѣзни Батюшки О: Леонида, но вѣрно и о кончинѣ его вѣсть до васъ достигла. Онъ по многотрудномъ своемъ теченiи скончалъ оное, мирно и спокойно перешелъ отъ здѣшнихъ скорбей и болѣзней къ[6] вѣчному успокоенiю, 11 числа сего октября въ 7 час<овъ> и 20 минутъ пополудни, къ сердечному прискорбiю всѣхъ любящихъ и почитавшихъ его, только тѣмъ утѣшаемся, что онъ получилъ милость Божiю, ходатайствуетъ и о насъ своихъ духовныхъ чадахъ, и духомъ съ нами пребываетъ. На третiй день его погребали, но не было никакого непрiятнаго запаха, и руки были такъ мягки, какъ уживаго. Вы вѣрно пожалѣете о нашемъ сиротствѣ, но вмѣстѣ и утѣшитесь духомъ, о его покоѣ, которой несомнѣнно онъ обрящетъ по милосердiю Божiю.

Описанное вами положенiе душевнаго вашего устроенiя, нельзя похвалить; да хотя бы вы были и во всѣмъ исправны, то должно ли хвалить васъ мнѣ, или вамъ самимъ хвалиться? «Аще вся повелѣнная сотворите, глаголите яко раби неключимы есмы, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[7], учитъ Господь. А въ неисполненiи должнаго, хотя мытарево чувство постараемся имѣть, чрезъ что привлечемъ благодать Божiю, подающую намъ помощь въ дѣлахъ нашихъ. Но смущаться отнюдь не должно, ибо во ономъ нѣтъ чувства покаянiя и смиренiя; а болѣе видъ гордости. Вы хотите быть безстрастнымъ, или просто сказать совершеннымъ, и не быть ничемъ должнымъ Богу; но при нашемъ кволомъ устроенiи, не попущаетъ сего Богъ, дабы болѣе не осудится за гордость.

Ему прiятнѣе грѣшникъ съ покаянiемъ, нежели праведникъ съ гордостiю.

И сiе что вамъ хочется исполнять свои обязанности лучше другихъ, есть дѣло гордости; отъ того, ни умѣнья ни силъ не достаетъ. Пишетъ св: Петръ Дамаскинъ, не есть зло имѣть разумъ; но зло думать что имѣемъ оный[8]; также и о дѣлахъ, не есть грѣхъ желать и дѣлать хорошо, но думать о семъ, что я лучше другихъ дѣлаю грѣхъ есть[9]. Господь да сохранитъ всѣ ваши мысли, слова и дѣла въ благоугодномъ Ему смиренiи аще будетъ воля Божiя, когда упразднитесь отъ дѣлъ, и поѣдете къ маминьки нельзя ли и къ намъ завернуть. Хоть на малое время и побываете на гробѣ покойнаго Батюшки О: Льва.

Желаю вамъ мира и здравiя душевнаго и тѣлеснаго, и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

28. октября

1841. года

 



[1] Ср.: Ин. 20:29.

[2] Исаак Сирин, слово 75.

[3] Ср.: Еф. 6:12.

[4] Ср.: Ин. 20:29.

[5] В рукописи: почтеніемъ.

[6] В рукописи: въ.

[7] Ср.: Лк. 17:10.

[8] Иоанн Дамаскин, 8:35—36.

[9] Иоанн Дамаскин, 8:35—36.