М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Два письмеца вашихъ я получилъ отъ 9 и отъ 12 Генваря, изъ послѣдняго вижу, что вы не здоровы, о чемъ сердечно сожалѣю, но силенъ Богъ даровать вамъ исцѣленiе. Въ первомъ письмѣ хотя кратко, но изъяснили недугъ вашъ душевный, помраченiе въ невиденiи своей злобы, а въ виденiи противнаго – по етому добродѣтели. Вамъ довольно извѣстно, что добродѣтели наши прiятны Богу, когда онѣ дѣлаются со смиренiемъ; о чемъ и Самъ намъ Заповѣдалъ: «аще и вся повелѣнная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есмы, еже должни бѣхомъ сотворити; сотворихомъ[1] А на фарисее видимъ не прiятiе оныхъ съ велехваленiемъ. Прочтите у Св: Исаака въ 34мъ словѣ, что Заповѣди творимые со смиренiемъ благоугодны Богу, и когда сила первыхъ оскудѣетъ, то второе о насъ хадатайствуетъ у Бога. А С: Петръ Дамаскинъ пишетъ, что по седьми дѣланiяхъ духовныхъ «начинаетъ умъ зрѣти свои грѣхи, яко песокъ морскiй, (а недобродѣтели) а сiе есть начало просвѣщенiя души и знакъ здравiя ея[2] Врагъ же сопротивный старается обольстить насъ мнѣнiемъ о себѣ; чего надобно сколько можно остерегаться. За сiе то и попускается иногда падать въ какiя нибудь слабости, чтобы оными обуздать нашу гордость.

При перемѣне начальства нельзя чтобы не было какихъ смущенiй, при ожиданiи, каковъ будетъ, и протчее. Но для васъ кажется не можетъ быть такъ страшно, при храненiи съ помощiю Божiею своей совѣсти, въ дѣлахъ; а ежели что коснется противное, и побудитъ къ оставленiю должности, то видно промыслъ Божiй устрояетъ вамъ иной путь. Да будетъ Его святая воля на всѣхъ насъ.

Я получилъ отъ маминьки вашей письмо отъ 9. Генваря и долженъ бы былъ принести ей за оное благодарность мою, но повѣрте что занятъ крѣпко и разсѣянъ; такъ какъ особеннаго ничего во ономъ не имѣется, то прошу васъ написать ей мое нижайшее почтенiе, и усердное благодаренiе. Прошу ее великодушно меня простить въ такомъ не учтивствѣ.

Книги посланы изъ Москвы къ Василью Васильевичу, втомъ числѣ и для васъ псалтырь.

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

24. Генваря

1842. года

                                                                                                                                                                                                      1            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Вижу изъ письма вашего, что вы скорбите за безплодiе ваше душевное; и что при всѣхъ какъ внѣшнихъ обеспеченiяхъ, та<къ> и при внутреннихъ дарованiяхъ — какой то мракъ тяготѣетъ надъ всѣмъ етимъ. — Сколько могу понимать, ето есть немощь ваша, по попущенiю Божiю, да не надѣющеся будемъ на ся[3]. Можетъ быть ощутивъ нѣкогда отъ дѣланiй вашихъ умиленiе, или успокоенiе, но не могли замѣтить подсады вражiей, приносящей вамъ въ умѣ велехваленiе. Сего ради и пострадали на время, оставленiе, — да смиримся!

Ето то отъ насъ и ищется, оно и доставляетъ миръ и спокойствiе, при самыхъ даже недостаткахъ нашихъ, вящше повергается во глубину смиренномудрiя; и не мнитъ, что можетъ самъ собою что либо исправить.

Помните, что вы еще страстны и далеко до безстрастiя. Требуемъ на всякъ день покаянiя и понужденiя себя ко благому; но ненадобно оставлять совершенно дѣланiя своего; хотя и случится иногда запачкаться какою разсѣянностiю, паки притекать къ милосердому Господу, искать отъ Него прощенiя и помощи, но не унывать и не отчаяваться. Какъ пишетъ Св: Исаакъ въ 7мъ словѣ и сей есть премудрый недужникъ не отсѣкiй надежды своея.

Разсмотрите, оставивъ должность, можете ли быть лучше, безъ какихъ либо физическихъ дѣйствiй; и сообращенiй съ ближними. Какъ же мы исполнимъ Заповѣди Божiи, и отъ кого потерпимъ, или какимъ образомъ смиримся? Не будемъ ли только обольщаться мнимыми своими исправленiями? Разсудивъ поздравее, слѣдуйте полезному: я васъ не связую, а желаю что бъ была на васъ воля Божiя, коей вы предайтесь во всѣмъ, и молитесь: Скажи мнѣ Господи путь, въ оньже пойду, яко къ Тебѣ взяхъ душу мою[4].

Благодарю васъ за присланное благотворенiе на обитель нашу; Самъ Господь воздастъ вамъ за сiе.

Я только желалъ знать получены ли книги изъ Москвы, а касательно денегъ съ Фаминцова я нимало не сомнѣваюсь, дай Богъ чтобы была польза душевная.

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, и поздравя со вступленiемъ въ постное поприще, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Когда будете писать къ вашей маминькѣ, прошу написать ей отъ меня мое нижайшее почтенiе, такъ же Варварѣ Андрѣевнѣ и братцу вашему.

Меня недавно посѣщали сестра и зять съ дѣтьми. Онѣ въ большомъ горе: большая дочь 21 года объявила желанiе въ монастырь, и ето ихъ до крайности огорчаетъ а я немало имъ удивляюсь.

2. Марта

1842 года

                                                                                                                                                                                                      2            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Полагаю сей день по намѣренiю вашему, вы удостоились Таинствъ покаянiя и причащенiя Св: Таинъ Христовыхъ; поздравляю васъ съ симъ небеснымъ даромъ. Се здравъ еси, ктому несогрѣшай[5]!

Хорошо что начальникъ вашъ доброй человѣкъ, и васъ приглашаетъ часто быть у него и играть въ карточки. По свѣтскимъ обычаямъ и приличаямъ, считается ето невинностiю; но духовно разсмотрѣть, много время украдаетъ, которое бы можно было опредѣлить на гораздо полезнѣйшiя занятiя, а паче въ таперешнее постное время. Конечно трудно понести пореченiе за уклоненiе отъ сего, но когда вспомнимъ слово Божiе: Аще мiръ васъ ненавидитъ, вѣдите, яко Мене прежде васъ возненавиде. И аще бы отъ мiра бысте были, мiръ убо любилъ бы свое. А якоже избрахъ вы отъ мiра, сего ради ненавидитъ васъ мiръ.[6] И ученiе апостольское: аще кто хощетъ быти другъ міра, врагъ Божiй бываетъ[7], и что мудрованiе плотское вражда на Бога есть; Закону бо Божiю не покоряется, ниже бо можетъ[8] Тогда удобнѣе будемъ искать средствъ къ уклоненiю отъ мiра.

Не мало удивляюсь, что вздумалось Николаю Андреевичу отказаться отъ книгъ, которые онъ просилъ а непринужденно, выписать для него. Не показалось ли ему дорого, но я ему цѣну объявлялъ; или не посовѣтовалъ зять его, боясь чрезъ чтенiе, дабы не впалъ въ большее умственное поврежденiе. — Благодарю васъ что вы меня выручаете изъ долгу. Минеи стоютъ ас<сигнаціями> 135 руб. Алфавитъ 3 руб.. Бесѣды Св: Макарiя 3 руб. 50. Слова 2 руб. 60 к всѣхъ книгъ на 144 руб. 10 к. Деньги по почтѣ не посылайте, а при случившейся вѣрной оказiи доставьте.

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

14. Марта

1842 года

Прошу доставить письмецо приложенное по адресу, когда не знаете, ево, то отдайте Ивану Михайловичу, коему изъявляю мое почтенiе.

                                                                                                                                                                                                      3            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Изъ письма вашего вижу, что вы разсматривая свое устроенiе, и сравнивая съ огромными трудами подъятыми Св: Отцами, напр<имѣръ> Марiи Египетской, или Марка Фряческаго, то теряете всякую надежду ко спасенiю души вашей.

У Бога цѣнятся добродѣтели и труды святыхъ, по мѣрѣ ихъ смиренiя; онѣ при всей своей святости, считали себя землею и пепломъ, не притворно и не лицѣмерно, но залогъ имѣя сего сокровища въ сердцахъ своихъ. А мы какъ посмѣемъ возрѣть, или приступить къ таковой высотѣ ихъ жительства, обольщаясь и при маломъ исправленiи тщеславiемъ, и другихъ зазрѣнiемъ. Паче же вы живши посредѣ людей занятыхъ мірскою суетою, и яко человѣкъ можетъ быть въ чемъ и погрѣшающихъ, не можете удержать своего помысла отъ осужденiя ихъ, а паче когда еще видите въ себѣ нѣкоторое исправленiе долга Христiанскаго; чего бы не должно быть, но сѣмя вражіихъ плевелъ проникаетъ на сердцахъ смиренiемъ не утучненныхъ.

Предлагаю вамъ изъ сочиненiя одного великаго старца молдавскаго о семъ разсужденiе, прiявъ отъ ученiя св: Кассiана: «Умерщвленiе плоти, и смысловъ воздержанiе, недолжно быти паче силы естественныя, и дарованiя отъ Бога даннаго, иже многимъ и знаменитымъ святымъ, дарованнаго къ подвигомъ и великой остротѣ, яже чрезъ особливое вдохновенiе ихъ привлекъ, тѣхъ убо Божественныхъ силъ, аще неимаши, не восхощи святыхъ наслѣдовати жительствы, острыми и не обычными умерщвленiями; но точiю ихъ разсмотряй, и удивляйся, и смиряй себе, по реченiю святаго Лѣствич<ника> о нищихъ: тiи бо глаголетъ сокровища царская зряще, множае свое убожество познаваютъ, тако и душа, великiя Отеческiя добродѣтели прочитающи, всяко смиреннѣйше творитъ свое мудрованiе. Глаголетъ же святый Iустинъ: Небесная благодать всѣхъ достизаетъ, но не равною мѣрою; хощетъ Господь всѣхъ спасти, но не посвятити. Обаче отсюду да немнишись неблагополучнымъ быти, яко не можеши въ плоти твоей, якоже святiи, остро и подвижно пожити; возможеши бо тое навершати теплымъ вождѣлѣнiемъ и тщанiемъ дѣланiя со смиренiемъ

Изъ сего видите что нельзя намъ терять надежду спасенiя, не имѣя такихъ подвиговъ какiе проходили святые, но должно смиряться, и считать себя послѣднѣйшимъ изъ всѣхъ. О спасенiи изобразилъ св: А<постолъ> Павелъ, что не всѣ могутъ быть въ равной мѣрѣ, «ина слава Солнцу, ина слава Лунѣ, ина слава Звѣздамъ, да и звѣзда отъ звѣзды разнствуетъ во славѣ[9] Какъ мы смѣемъ мнѣть достигнуть высоты, когда и святые считали себя землею и пепломъ?

Но вы видите въ себѣ нерадѣнiе на дѣланiя благiя, и сiе васъ смущаетъ. Вмѣсто того чтобы должно было васъ смирять, чемъ бы могли привлечь къ себѣ помощь Божiю; а вы смущаетесь, смущенiе же есть вражiя колесница, а сiе есть знаменiе духовной гордости. Прочтите у св: Григорiя Синаита 117 главу въ концѣ, какъ можемъ смириться и сокрушить свое сердце, что и называетъ онъ смотрительнымъ смиренiемъ, и коее благодать имѣетъ оружiемъ своимъ къ нашему спасенiю.

Ежели бы вы исполняли весь долгъ свой и дѣла добродѣтели проходили, а не имѣли бы сердца сокрушенна и смиренна, то дѣла ваши не могли бы вамъ принести пользы; очемъ прочтите у св: Каллиста и Игнатiя въ концѣ 43 главы, гдѣ сказано, что смиренiе и кромѣ дѣлъ можетъ насъ спасти, а дѣла безъ смиренiя бесполезны. Посмотрите на свое устроенiе, когда случится что либо здѣлать доброе, нѣтъ ли мнѣнiя, тщеславiя и киченiя, а смиренiя скудости? Когда сiе есть, то и должно полагать, что благодать Божiя, отнимаетъ силу у насъ къ творенiю оныхъ, дабы видя свою нищету, смирились; и оные мнимые добродѣтели не послужили бы намъ на вредъ, то есть на обольщенiе какъ видимъ на многихъ таковые дѣйствiя случаются.

Пиша вамъ о семъ, я не говорю, что должно совсѣмъ оставить добродѣтели; совсѣмъ нѣтъ; надобно имѣть и объ нихъ попеченiе, и разсуждать о томъ отъ чего мы теряемъ силы къ исполненiю ихъ, какъ выше сказано. — Помните и о всегдашнемъ нужномъ для насъ покаянiи, о чемъ я вамъ въ прежнихъ письмахъ приводилъ отеческiя ученiи. Все сiе примите въ разсужденiе и не отчаявайтесь въ милости Божiей ко грѣшнымъ кающимся; Онъ пришелъ призвать грѣшныхъ на покаянiе, а неправедныхъ[10]. Когда мы считаемъ себя грѣшными, то и приносимъ покаянiе съ надеждою на Заслуги Спасителя нашего Iисуса Христа. Страданiя Его воспоминаемые въ сiю великую Седьмицу, много намъ грѣшнымъ должно даровать чувствъ къ болѣзнованiю о грѣхахъ нашихъ, и къ надеждѣ на не изреченную Его милость и любовь ко грѣшникамъ, которыхъ Онъ пришелъ спасти!

По намѣренiю вашему, желаю да сподобитъ васъ Господь, въ сiю седьмицу принять Пречистыя Тайны Христовы, и удостоиться встрѣтить свѣтлый и радостный праздникъ Воскресенiя Христова съ сердечною радостiю и спокойствiемъ духа! съ которымъ праздникомъ васъ усердно поздравляю и привѣтствую:

Христосъ воскресе!

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе и желая вамъ душевнаго и тѣлеснаго здравiя, съ почтенiемъ моимъ остаюсь, недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Очень радъ что вы здѣлали приобрѣтенiе духовной вашей библіотеки, житiя св: Отецъ. Питайте ими и протчими ученiями Отеческими свою душу.

О деньгахъ я не сомнѣваюсь, увѣренъ что отъ Ив<ана> Ми<хайловича> получу.

14. Апрѣля

1842 года

О<птинъ> С<китъ>

                                                                                                                                                                                                      4            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Давно не имѣя отъ васъ извѣщенiя о вашемъ благоуспѣшномъ душевномъ и тѣлесномъ здравiи, полагалъ, что занятiе и развлеченiе по службѣ вашей, не допускаютъ васъ удѣлить нѣсколько времени на сiе. Каковое мое предположенiе и оправдалось по полученiи письма вашего отъ 13. Iюня писаннаго.

Слава Богу, что имѣете свободный часокъ заняться въ поученiи словесъ Его, и разсматриванiи себя. Не забивайтесь въ гору, не ищите высокихъ дарованiй, но смиренными ведитеся; яже глаголете въ сердцахъ вашихъ, на ложахъ вашихъ умилитесь[11], зазрите себя и укорите о неисправленiяхъ, ето лучше будетъ высокихъ вашихъ исправленiй съ самомнѣнiемъ о себѣ. Пока находимся мы на сей войнѣ, не должно ни дерзать, ни отчаяваться; о семъ много къ вамъ было писано. Въ протчемъ да наставитъ васъ Благодать Божiя, вся восполняющая.

Что скажу вамъ о себѣ? Нечемъ похвалиться, токмо о немощахъ моихъ и неисправленiяхъ сообитающихъ моей худости.

Обитель наша Богомъ хранима, пребываетъ во обычномъ положенiи, кромѣ нѣкоторыхъ измѣ<не>нiй въ братствѣ, перехода и вновь водворенiя. О: Никодимъ посвященъ во Iеродiакона, О: Iоанникiй съ О: Иларiономъ отправились въ Москву по послушанiю.

20 Маiя посѣтилъ насъ высокопреосвященнѣйшiй Кiевскiй Митрополитъ Филаретъ, проѣздомъ въ Кiевъ.

Я недавно получилъ письмо отъ Николая Андреевича Фаминцова; пишетъ что онъ имѣлъ мнѣнiе о нашей обители, или врагъ ему представилъ, что у насъ секта, и что я тутъ главный. Почему онъ и книгъ не взялъ, и еще много кой что пояснилъ; проситъ въ семъ у меня прощенiя; и проситъ прислать ему мои книги Четіи Минеи; но какъ у меня оныхъ уже нѣтъ, а вновь выписываю, совѣтовалъ и ему самому выписать. — Еще пишетъ:

«Нащетъ Ивана Михайловича Немытова и Петра Васильевича Артемьева, тоже смутился и осудилъ ихъ; и потому ежели ихъ увидите, то потрудитесь за меня у нихъ попросить прощенiя, ибо я теперь совсѣмъ переѣхалъ на житье къ зятю; и потому Богъ знаетъ когда придется мнѣ съ ними видеться.» Точные его слова сообщаю вамъ, и надѣюсь, что вы отъ души простите его, равно какъ и я его прощаю; да онъ достоинъ болѣе сожалѣнiя, нежели на него оскорбленія, ибо онъ дѣлалъ ето чрезъ мучительство вражiе. Господь да избавитъ его отъ подобныхъ случаевъ.

Не знаю получили ль вы мое письмо, писанное въ Ефремовъ 14 Апрѣля на имя вашей маминьки?

Желаю чтобъ вы были здоровы душевно и тѣлесно, и поручая васъ покрову Божiю, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

30. Iюня

1842 года

О<птинъ> С<китъ>

                                                                                                                                                                                                      5            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Полагая, не будете ли вы у маминьки день ее Ангела, пишу сiи строки къ вамъ, и посылаю въ ихъ письмѣ. Поздравляю васъ съ дорогою вашею имянинницею маминькою Вѣрою Николаевною; желаю чтобы еще много лѣтъ она праздновала день сей во здравiи душевномъ и тѣлесномъ и въ благоденствiи.

На послѣднее ваше письмо отъ 11 Iюня, отвѣчалъ я къ вамъ 30 Iюня въ Трубчевскъ, не знаю получилиль вы оное?

Я имѣю порученiе просить васъ объ одной дѣвицѣ удѣльнаго званiя, живущей въ сѣвскомъ Дѣв<ичьемъ> монастырѣ, у Г: Гревсъ и Спицыной; Сѣвскаго уѣзда Орлинскаго приказа и села Орли удѣль<ная> крест<ьянская> Дѣвица Марфа Стефанова Кузина. О уволненiи ее въ монашеское званiе. Хотя вашъ управляющiй, самъ лично обнадѣжилъ ее и утѣшилъ что будетъ уволена; но немудрено по множеству дѣлъ, можетъ и забыть объ ней; вамъ можетъ быть извѣстно производство сего дѣла; то прошу потрудиться при случаѣ напомнить ему, или кому нужно объ окончанiи онаго. Надѣясь на вашу христiанскую любовь смѣло пишу о семъ дѣлѣ и васъ онымъ утруждаю.

Не знаю въ какомъ положенiи находится ваше душевное и тѣлесное здравiе? Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

5. Сентября

1842 года

                                                                                                                                                                                                      6            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Исполняя порученiе ваше, на сей же почтѣ пишу въ Москву объ отправленiи книгъ въ Сѣвскъ въ Площ<анскую> пуст<ынь> и въ Плясково къ Г. Муханову чрезъ Трубчевскъ. Когда получу извѣстiе что будутъ стоить, тогда васъ увѣдомлю. А о портретѣ тогда закажу, когда живописецъ прiѣдетъ въ обитель, онъ живетъ въ деревнѣ.

Очень радъ что вы побыли въ Обители Площанской, и удостоились причастится Св: Таинъ.

Немало удивляюсь, какого рода носится тамъ много разныхъ слуховъ, о измѣненiяхъ въ нашей обители; оные происходятъ отъ прохожихъ Братiй, всякъ такъ судитъ, какъ разумѣетъ. Но у насъ благодаренiе Господу особаго потрясающаго обитель ничего не случалось; только и измѣненiй, что Отецъ Никодимъ рукоположенъ во Іеромонаха, и опредѣленъ строителемъ въ Мѣщовскъ, съ нимъ отпущено, трое изъ Братiй послушниковъ; еще рукоположенъ одинъ во Iеродiакона изъ тѣхъ, коихъ кажется при васъ постригали наканунѣ Рождества Христова. Да находившiйся подъ присмотромъ I<ерей> Павелъ отъ насъ переведенъ; больше не видится никакихъ измѣненiй. Правда въ теченiи лѣта довольно вновь пришло людей, съ хорошимъ расположенiемъ; вотъ вамъ и все. А ежели что увеличено, то вѣрно ложно, когда прiѣдете къ намъ, то сами увидите: видѣнiе явленнѣйше слуха.

Честь имѣю поздравить васъ съ приближающимся днемъ Ангела, почтеннѣйшей вашей маминьки; я къ ней писалъ, поздравилъ ее, и тамъ же приложилъ къ вамъ записочку, думалъ, что не будете ли у нихъ ето время. Въ оной я писалъ къ вамъ о послушницѣ сѣвскаго Д<ѣвичьяго> монаст<ыря> Марфѣ Стефановой; Сѣвскаго уѣзда села Орли удѣльной крестьянской дочери; увѣренъ что маминька письмо оное къ вамъ прешлетъ, и таперь болѣе не повторяю.

Такъ же поздравляю васъ и съ другими имянинницами двумя племянницами и невѣстушкою. Всѣмъ имъ желаю здравствовать душевно и тѣлесно.

Вы просите моихъ наставленiй, но я самъ худо живу. Слово Божiе и дѣятельное ученiе Св: Отцевъ, да будетъ вамъ наставленiе, и Господь да вразумитъ васъ, и подастъ силу къ благодѣланiю, Коего покрову вручая васъ съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

8 Сентября

1842 года

                                                                                                                                                                                                      7            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Петръ Васильевичь!

Два письма вашихъ я получилъ, 1е отъ 2, а второе отъ 28 октября; въ послѣднемъ не пишите долго ли будетъ ваше пребыванiе въ С<ѣвскомъ> уѣздѣ; но я заключаю по прежде еще писанному вами письму, что хотѣли прiѣхать въ Орелъ въ исходѣ сентября, полагаю что удобнѣе писать къ вамъ въ Орелъ, нежели въ Сѣвскъ, а потому такъ и пишу.

Сожалѣю, что не успѣшно старанiе наше о желающей, или уже посвятившей себя на служенiе Господу, дѣвицѣ Стефановой; но ето можетъ быть для нее искусъ въ твердости ее намѣренiя; впротчемъ когда есть воля Божiя, то и препятствiя разрушатся, и примутся въ уваженiе благословные причины, по коимъ и вы надежды не теряете, къ тому же нельзя ли принять въ уваженiе не способность ее къ мірской жизни по внутреннѣй болѣзни, къ чему можетъ быть нужно будетъ и свидѣтельство со стороны лѣкаря. Что только можно здѣлать для пользы ее, и аще будетъ угодно Богу, то Онъ и наставитъ васъ, и пошлетъ Свою помощь, я въ етомъ увѣренъ.

Отъ книгопродавца изъ Москвы получилъ извѣстiе: что книги отправлены въ Сѣвскъ и въ Трубчевскъ; въ чемъ вы уже и сами удостовѣрились. Цѣна первой съ пересылкою 4 руб. 90 к ас<сигнаціями> а вторымъ 7 руб. 10 к; всего 12 руб.. Портретъ такъ же написанъ, но не знаю съ кѣмъ оный вамъ доставить, когда будетъ оказiя то пришлю.

Въ обѣихъ вашихъ письмахъ, отзываетесь съ худой стороны о душевномъ вашемъ устроенiи, въ исправленiяхъ, хотя и внѣшнихъ, увлекаетесь самодовольствiемъ и о себѣ мнѣнiемъ, что хорошо дѣлаю; а въ поползновенiяхъ малодушествуете и смущаетесь. Можете изъ сего видѣть, что причиною послѣднихъ, есть первые; но недѣланiе благихъ, а мнѣнiе о семъ. Почему и попущается вамъ падать, чтобы познали свою немощь, и во всякомъ случаѣ смирялись, приписывая исправленiи не своей силѣ, но Божiей помощи. Ето есть духовная борба, безъ коей невозможно научиться какъ побѣждать. Хотя же и раны на оной прiемлемъ, но не должны давать плещи, но воставать и паки ратоборствовать. Много вамъ о семъ уже писалъ въ прежнихъ письмахъ, и таперь повторю только прочтите 7е слово св: Исаака Сирина, когда оное у васъ есть, или св: Каллиста во 2й части Добротолюбiя 43. Главу. Да будутъ вамъ оные на укрѣпленiе въ духовныхъ вашихъ подвигахъ, хотя оные кажутся и свѣтскiя дѣла, но и въ оныхъ должна храниться совѣсть, а потому и духовными подвигами можно назвать.

Вы говорите, по холодной вашей разсѣянности, не можете ни каяться ни молиться отъ души. «А съ трудомъ заставляю себя дѣлать ето хотя нѣсколько». Спрашиваю васъ: кому мы должны отдавать на судъ свои дѣйствiя въ сихъ случаяхъ, себѣ ли, или Богу? Мнѣ кажется нашъ судъ обманетъ насъ и обольститъ. А Божiй судъ праведенъ есть и нелицепрiятенъ. Уничтоженiе своихъ дѣйствiй въ мысли нашей, и сознанiе предъ Богомъ немощей нашихъ, а такъ же трудъ и понужденiе себя къ молитвѣ, прiемлетъ Онъ лучше, нежели благiе дѣла наши, оскверненные высокоумiемъ и мнѣнiемъ, и той молитвы, о которой мы думаемъ, что отъ души приносимъ. Когда прiидемъ во смиренiи то все наши дѣйствiи освятятся онымъ. Святые Отцы, чемъ святѣе были, тѣмъ больше видѣли свою худость и смирялись, а дарованiи Божiи еще болѣе на нихъ ниспосылались. А ежели которые изъ нихъ умомъ о себѣ возвышались, то лишались и дарованiй, пока паки приходили во смиренiе. Св: Исаакъ пишетъ, кромѣ поползновенiй, еже по попущенiю бываемыхъ не возможно прiидти во смиренiи. Я полагаю отъ того вы и впадаете въ различные поползновенiи, что не имѣете смиренiя. И ежели бы вы все исполнили должное, кромѣ смиренiя, то никакой пользы не получили бы, а еще большiй вредъ — прелесть!

Обязанности службы начинаютъ васъ утомлять, но оставить оную боитесь безъ причины и какъ бы еще чего хуждшаго не воспослѣдовало. Всякая служба не безъ труда, но въ ней заключается наша обязанность въ отношенiи къ ближнимъ для ихъ пользы. А мы должны искать не своей только пользы, но и ближняго. Хоть вы и оставите службу, но все не избѣжите какой нибудь обязанности, возлагающей на васъ иго труда ради общей пользы; а безъ того какъ вы исполните Заповѣди Божiи?

Господь да вразумитъ васъ, и укрѣпитъ въ исполненiи святой Его воли со смиренiемъ по которому дается и даръ разсужденiя.

Испрашивая на васъ Божiе Благословенiе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

7. Ноября

1842 года

 



[1] Ср.: Лк. 17:10.

[2] Добротолюбие. С. 18.

[3] 2 Кор. 1:9.

[4] Пс. 142:8.

[5] Ин. 5:14.

[6] Ср.: Ин. 15:18—19.

[7] Ср.: Иак. 4:4.

[8] Ср.: Рим. 8:7.

[9] Ср.: 1 Кор. 15:41.

[10] Ср.: Мф. 9:13; Мк. 2:17; Лк. 5:32.

[11] Пс. 4:5.