М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшiй о
Господѣ
Nиколай Iоакимовичь!
Вы написали мнѣ странствованiе
ваше въ Сѣверную столицу, встрѣчу и сообращенiе съ ревнителями
благочестiя, ходъ предпріятаго вами дѣла, о благоустройствѣ къ
благоденствiю Отечества и общества; что принесло вамъ почетное имя
присоединенiя къ вольному Экономическому обществу, на которое и дипломъ
получили. Надобно пожелать, что бы начатое вами дѣло, получило благое
окончанiе и принесло желаемый плодъ Благоденствiя отечества. Знаю что на это
есть ваше чистое произволенiе. Хотя неминуемо приплетается тутъ и тщеславiе, но
оное надобно низлагать и очищать покаянiемъ и смиренiемъ.
Въ скудоумномъ моемъ понятiи
составилось нѣчто подлежащее разсмотренiю, нѣтъ ли какого корня,
отъ котораго происходятъ бѣдствiя и тягости и стоны народа? Объ
отвращенiи которыхъ такъ много печется Благотворное общество, и старается
принять мѣры къ улучшенiю, и доставленiю Благоденствiя народу. Не
причиною ли физической и политической болѣзни въ народѣ, нравственное
растройство, ради котораго, и для исцѣленiя онаго не попущаетъ ли
всепремудрый врачь, тяготѣть на насъ различнымъ скорбямъ и лишенiямъ, да
хотя невольнымъ терпѣнiемъ здѣсь получимъ отраду въ будущей жизни?
Думаю, но не утверждаю, роскошь
причиною и нравственной болѣзни, и всѣхъ бѣдъ и обстоянiй
постигающихъ народъ. А откуда она происходитъ, и что ее поддерживаетъ? Три
главные страсти: Славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе; отъ которыхъ весь
соборъ страстей входитъ въ сердца наши. Это не мое разсужденiе, но великихъ
Отцевъ. Чтобы блеснуть роскошною жизнiю, побуждаетъ къ сему тщеславiе и
славолюбiе; къ сему присовокупляется сластолюбiе, питающее роскошь, а къ
поддержанiю оныхъ служитъ сребролюбiе, яко необходимое для обоихъ сихъ
предшественниковъ его. — Въ подробности же раскрыть происходящiя отъ нихъ
страсти и дѣйствiя грѣховныя, не моего ума есть: кто читаетъ
Св: Отцовъ ученiи, тотъ можетъ понять все оное, а отъ сего
уразумѣетъ откуду бѣды происходятъ. Нельзя полагать что въ
простонародiи нѣтъ роскоши; всякiй случай и возможность влечетъ къ
оной хотя въ грубомъ видѣ, когда разсмотрѣть хорошенько.
Ежели кто найдетъ согласно съ
истинною сiе понятiе, то будетъ въ немаломъ затрудненiи, о исторженiи вредящаго
онаго корня; а приходѣ дѣлъ и образа нынѣшняго вѣка
жизни, почти не возможно во всеобщности; но въ себѣ каждый, кто имѣетъ
разумъ и желанiе лучшаго, при помощи Божiей, можетъ исторгать сей корень, и
посѣянное сѣмя слова Божiя и Заповѣдей Его, бывъ доброю
землею, возращать и приносить плодъ въ небесную житницу. Только надобно въ терпѣнiи стяжавать души наша[1];
чему также слово Божiе учитъ. — Предадимъ сіе воли и всепремудрому
промыслу Божiю, о всѣмъ пекущемуся, и о всѣмъ промышляющему; и аще
будутъ средства предполагаемые обществомъ и вами къ улучшенiю благоденствiя
народа, то Онъ и устроитъ тако. И помолимся о семъ Господу!
Почтеннѣйшаго Степана Анисимовича
подвиги о благочестiи и мнѣ нѣсколько извѣстны; да поможетъ
ему Господь продолжать поприще свое на пользу ближнихъ. Записочки ево передалъ
О: Игумену, и у себя оставилъ для поминовенiя въ скитской церкви.
Вамъ необходимо нужно гдѣ
нибудь служить для поддержки себя и своего семѣйства, хотя трудна служба,
но что жъ дѣлать. Трудно и матушку оставить, но какъ быть, и она
имѣетъ нужду въ успокоенiи ее; и не менѣе для нее послужитъ
спокойствiемъ видѣть васъ въ состоянiи помощь семѣйству и себя
содержать. Гдѣ бы не быть, но надобно вездѣ помнить слово Божiе: «Ищите прежде царствiя Божiя и правды Его, и
сiя вся приложатся вамъ.[2]»
О пораженномъ печалiю Михайлѣ
Ивановичѣ Шестиковѣ, я могу токмо сострадать, а утѣшить токмо
Богъ Единъ можетъ. Прилагаю при семъ къ нему не большое письмецо, прошу
доставить ему. Деньги 10 руб. серебромъ получены, а
имя сына его Михаила, записано для поминовенiя и въ обители и въ скитѣ.
Да упокоитъ Господь душу Его въ Царствiи Небесномъ.
Свидѣтельствую вамъ и
матушкѣ вашей мое почтенiе и желаю всѣмъ вамъ здравiя и
благоденствiя. Остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ
Макарiй.
Когда найдете нужнымъ письмо къ
Мих<аилу> Ив<ановичу> запечатайте.
27. Маiя
1847. года