М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Nиколай Iоакимовичь!

Вы написали мнѣ странствованiе ваше въ Сѣверную столицу, встрѣчу и сообращенiе съ ревнителями благочестiя, ходъ предпріятаго вами дѣла, о благоустройствѣ къ благоденствiю Отечества и общества; что принесло вамъ почетное имя присоединенiя къ вольному Экономическому обществу, на которое и дипломъ получили. Надобно пожелать, что бы начатое вами дѣло, получило благое окончанiе и принесло желаемый плодъ Благоденствiя отечества. Знаю что на это есть ваше чистое произволенiе. Хотя неминуемо приплетается тутъ и тщеславiе, но оное надобно низлагать и очищать покаянiемъ и смиренiемъ.

Въ скудоумномъ моемъ понятiи составилось нѣчто подлежащее разсмотренiю, нѣтъ ли какого корня, отъ котораго происходятъ бѣдствiя и тягости и стоны народа? Объ отвращенiи которыхъ такъ много печется Благотворное общество, и старается принять мѣры къ улучшенiю, и доставленiю Благоденствiя народу. Не причиною ли физической и политической болѣзни въ народѣ, нравственное растройство, ради котораго, и для исцѣленiя онаго не попущаетъ ли всепремудрый врачь, тяготѣть на насъ различнымъ скорбямъ и лишенiямъ, да хотя невольнымъ терпѣнiемъ здѣсь получимъ отраду въ будущей жизни?

Думаю, но не утверждаю, роскошь причиною и нравственной болѣзни, и всѣхъ бѣдъ и обстоянiй постигающихъ народъ. А откуда она происходитъ, и что ее поддерживаетъ? Три главные страсти: Славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе; отъ которыхъ весь соборъ страстей входитъ въ сердца наши. Это не мое разсужденiе, но великихъ Отцевъ. Чтобы блеснуть роскошною жизнiю, побуждаетъ къ сему тщеславiе и славолюбiе; къ сему присовокупляется сластолюбiе, питающее роскошь, а къ поддержанiю оныхъ служитъ сребролюбiе, яко необходимое для обоихъ сихъ предшественниковъ его. — Въ подробности же раскрыть происходящiя отъ нихъ страсти и дѣйствiя грѣховныя, не моего ума есть: кто читаетъ Св: Отцовъ ученiи, тотъ можетъ понять все оное, а отъ сего уразумѣетъ откуду бѣды происходятъ. Нельзя полагать что въ простонародiи нѣтъ роскоши; всякiй случай и возможность влечетъ къ оной хотя въ грубомъ видѣ, когда разсмотрѣть хорошенько.

Ежели кто найдетъ согласно съ истинною сiе понятiе, то будетъ въ немаломъ затрудненiи, о исторженiи вредящаго онаго корня; а приходѣ дѣлъ и образа нынѣшняго вѣка жизни, почти не возможно во всеобщности; но въ себѣ каждый, кто имѣетъ разумъ и желанiе лучшаго, при помощи Божiей, можетъ исторгать сей корень, и посѣянное сѣмя слова Божiя и Заповѣдей Его, бывъ доброю землею, возращать и приносить плодъ въ небесную житницу. Только надобно въ терпѣнiи стяжавать души наша[1]; чему также слово Божiе учитъ. — Предадимъ сіе воли и всепремудрому промыслу Божiю, о всѣмъ пекущемуся, и о всѣмъ промышляющему; и аще будутъ средства предполагаемые обществомъ и вами къ улучшенiю благоденствiя народа, то Онъ и устроитъ тако. И помолимся о семъ Господу!

Почтеннѣйшаго Степана Анисимовича подвиги о благочестiи и мнѣ нѣсколько извѣстны; да поможетъ ему Господь продолжать поприще свое на пользу ближнихъ. Записочки ево передалъ О: Игумену, и у себя оставилъ для поминовенiя въ скитской церкви.

Вамъ необходимо нужно гдѣ нибудь служить для поддержки себя и своего семѣйства, хотя трудна служба, но что жъ дѣлать. Трудно и матушку оставить, но какъ быть, и она имѣетъ нужду въ успокоенiи ее; и не менѣе для нее послужитъ спокойствiемъ видѣть васъ въ состоянiи помощь семѣйству и себя содержать. Гдѣ бы не быть, но надобно вездѣ помнить слово Божiе: «Ищите прежде царствiя Божiя и правды Его, и сiя вся приложатся вамъ.[2]»

О пораженномъ печалiю Михайлѣ Ивановичѣ Шестиковѣ, я могу токмо сострадать, а утѣшить токмо Богъ Единъ можетъ. Прилагаю при семъ къ нему не большое письмецо, прошу доставить ему. Деньги 10 руб. серебромъ получены, а имя сына его Михаила, записано для поминовенiя и въ обители и въ скитѣ. Да упокоитъ Господь душу Его въ Царствiи Небесномъ.

Свидѣтельствую вамъ и матушкѣ вашей мое почтенiе и желаю всѣмъ вамъ здравiя и благоденствiя. Остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Когда найдете нужнымъ письмо къ Мих<аилу> Ив<ановичу> запечатайте.

27. Маiя

1847. года

 



[1] Ср.: Лк. 21:19.

[2] Ср.: Мф. 6:33.