М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Николай Iоакимовичь!

Изъ письма вашего отъ 16 февраля вижу, что Вы живете хранимы Господомъ въ добромъ здоровье и храненiи себя отъ соблазновъ мiра. Слава и благодареніе о семъ Господу!

Но Вы видите въ обыденной своей жизни суету и потерю времени на пусточтенiе, праздномыслiе, праздновоображенiе и протчее; и находите все это въ сущности безплодно и душевредно. Впротчемъ желаете вступить на путь благоисправленiя и молите о семъ Господа.

О! да поможетъ Онъ Вамъ въ семъ благомъ Вашемъ произволенiи, усердно желаю и такъ же молю Господа.

А вы еще при благомъ Вашемъ произволенiи, приложите и старанiе ежедневно полагать начало къ исправленiю жизни своей, и въ немощахъ прибѣгайте къ самоукоренiю и смиренію, да безпокоясь чтобы не возноситься своимъ разумомъ и познаньями, помня слово Писанiя: «Иже мнится въ Васъ мудръ быти, буй да бываетъ, яко да премудръ будетъ[1]

Доброе дѣло писать въ защиту православiя и нравственности, но не оставляйте и свое полѣ безъ воздѣланiя, дабы не заросло тернiемъ и волчцами.

Постараемся изъ земли сердца нашего исторгать плевелы, тернiи и волчцы. Врагъ насѣваетъ плевелы и произростаютъ худые растѣнiя — струпья. Онъ всегда имѣетъ съ хотящими благоугождать Богу брань духовную, если не можетъ низложить паденьями въ разныя дѣйствiя страстей то возвышаетъ умъ въ самомнѣнiе. Одно смиренiе сокрушаетъ все сѣти и козни вражiи, оно и кромѣ дѣлъ благихъ можетъ насъ спасти[2].

Нужно о немъ попещися какъ бы стяжать его. Но что значатъ мои слова о великомъ семъ свѣтѣ самъ слѣпъ сый очима, прочтите о семъ великомъ сокровищѣ у Св: Iоанна Лѣст<вичника> и у Св: Исаака Сирина, увидите какъ велика его сила и дѣйство въ дѣлѣ нашего спасенiя.

Всѣ статьи о Европейскихъ идеяхъ и протч. посланные Вами самими и чрезъ Константина Карловича мы получили, и я передалъ большую часть оныхъ О: Архимандриту и по 2 кажд<ой> О: Игумену Антонiю а нѣсколько т. е. не много оставилъ у себя. Усерднѣйше благодаримъ Васъ за оные, такъ же и Александръ Дмитрiевича за ево брошуру благодаримъ. Спаси Васъ Господи что написали и Авторамъ писанныхъ оное. Помоги имъ Господь стоять за истину. Надѣюсь что и послѣдующая статья будетъ намъ сообщатъ. Статьи сiи конечно полезны для утвержденiй въ истиннѣ что есть защита оной, а другимъ можетъ быть къ познанiю истинны и ложныхъ мнѣнiй противодѣйствующихъ, но между тѣмъ журнальная война не прекращается, и сбиваетъ съ толку тѣхъ кои бы и хотѣли попасть на истинный путь.

Если бы не позволить имъ воставать противъ истины, то кажется лучше бы было, но не наше дѣло входить въ сокровенность судебъ Божiихъ, попускающихъ тако быти. «Подобаетъ и Ересямъ въ Васъ быть, да искушенiи явятся[3]» пишетъ Св: Лѣствичникъ.

Можетъ быть Вамъ извѣстно, что извѣстный Вамъ почтеннѣйшiй Старецъ О: Игуменъ Югскій Варфоломѣй находится въ скорби по какому то слѣдствiю; и на сырной недѣлѣ хотѣлъ отправиться въ Петербургъ, и конечно Вы ево будете видѣть и вѣрно примете участiе въ его дѣлѣ къ оправданiю невинности, сколько можно съ Вашей стороны, о чемъ и я Васъ усердно прошу.

Желая Вамъ мира, здравiя и спасенiя и испрашивая на Васъ Божiе благословенiе, остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Поздравляю Васъ съ текущею Четыредесятницею, проведите оную благоговѣйно, желаю достигнуть Свѣтлаго Праздника Воскресенiя Христова.

3. Марта

1859 года.

+

6 Марта 1859 года

Вчера я получилъ письмо это обратно, посланное къ Вамъ въ С. П. Б. въ Лѣсной департаментъ съ надписью, что вы вышли въ отставку, и квартира неизвѣстна. — По полученіи письма Вашего отъ 16. Февраля я отвѣчалъ вамъ 3. Марта и вложилъ въ письмо Константина Карловича, надѣясь что Вы оное получите. Но я и это письмо посылаю къ Вамъ, хотя оное и не имѣетъ большой важности, кромѣ признательности моей къ Вамъ.

Прошу Васъ достопочтеннѣйшій Николай Iоакимовичь, вручителя сего Ивана Александровича Г. Морозова, принять въ Ваше знакомство и о Господѣ расположеніе. Онъ занимается духовными книгами, а потому и видно, что алчетъ и жаждетъ правды. Тамъ нѣтъ никого у него знакомыхъ съ кѣмъ бы могъ имѣть бесѣду о предметахъ спасенія, а паче желаетъ имѣть духовнаго Отца могущаго его поставить: Вамъ извѣстны тамошнеи духовные особы, да и сами Вы вѣрно имѣете у себя Духовнаго Отца, то прошу и ево порекомендовать такому, который можетъ быть ему полезнымъ. Мира, здравія Вамъ желая и испрашивая на васъ Божіе благословеніе остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

                                                                                                                                                                                                      1            

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Николай Iоакимовичь!

Усердно благодарю васъ за память обо мнѣ, которую мнѣ не давно выразилъ въ письмѣ своемъ Антоній Андрѣевичь Верига. И за присылку по 15 экземпляровъ двухъ книжицъ подъ заглавіемъ: «Современныя идеи православны ли?» которыя я и получилъ. Спаси Васъ Господи, паки повторю я, книги дѣйствительно очень хороши и написаны въ духѣ Православія, изданія такого рода конечно могутъ принести не маленькую пользу Православному Обществу. —

Поздравляю васъ съ наступающимъ праздникомъ Рождества Христова, желаю Вамъ встрѣтить и провести его въ добромъ здоровьѣ и спокойствіи душевномъ.

Мира и спасенія желаю Вамъ и испрашивая благословеніе Божіе, остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Вторая статья подъ именемъ Вашимъ, спаси Васъ Господи. Если и еще какія будутъ подобныя брошюры снабжайте насъ ими, мы не одни читаемъ, но даемъ и торжникамъ но пронесутъ ли <нрзб>.

Тихону Егоровичу изъявляемъ мое почтеніе и матушкѣ ево Аграфенѣ Ильиничнѣ.

20е Декабря

1859го г.

 



[1] Ср.: 1 Кор. 3:18.

[2] Исаак Сирин, слово 46.

[3] Ср.: 1 Кор. 11:19.