Болотниковой Александре Павловне

Достоп<очтеннѣйшая> о Господѣ А<лександра> П<авловна>!

Ты меня поздравляешь съ праздникомъ и съ новымъ годомъ, и я тебя поздравляю, проводя праздникъ Рождества Христова и встрѣтивъ новый годъ. Да ниспошлетъ Господь на тебя Свое благословеніе и даруетъ тебѣ миръ и благонадежіе спасенія. — Въ письмѣ твоемъ, описываешь свои старанія о наблюденіи за собою, и побѣждаясь многими страстьми и немощами смущаешься. Изъ сего видно, что ищешь въ себѣ безгрѣшія, и онымъ хочешь утѣшаться и полагать въ томъ надежду спасенія. Это очень можетъ сдѣлаться, что и всѣ пороки отъ тебя отойдутъ, а останется одинъ, который можетъ всѣ прочіе собою замѣнить, это — гордость. Мы и не увидимъ какъ она вкрадется, и довольна одна къ погибели души, кромѣ другихъ пороковъ и страстей, чрезъ которыя бѣсы непрестанно борютъ насъ прилогами и веществами. Въ сей брани бываемъ иногда побѣдителями, иногда побѣжденными: По мѣрѣ гордости или смиренія бываетъ отъ Бога помощь или оставленіе. — Но какъ же мы достигнемъ смиренія когда не будемъ себя укорять и каяться за поползновенія, и считать себя послѣднѣйшими всѣхъ въ мысли и чувствѣ? — И потому, когда отнять отъ насъ ciю работу, т. е. борьбу со страстьми и не побѣждаться ими, а быть въ мнимомъ безгрѣшіи, то что же будетъ? — Обольщеніе своею святостію, которое горше грѣхопаденій съ покаяніемъ. — Когда будешь и въ Обители, то будь увѣрена, что борьба еще больше усилится, къ познанію нашей немощи, и къ смиренію. —

Не смущайся, видя что часто поползаешься, и не можешь незыблемо стоять противъ собственныхъ страстей и искушеній врага. Милостивъ Господь, и не отринетъ прибѣгающихъ къ Нему со смиреніемъ. — По примѣру Евангельской вдовицы, которую обижалъ ея соперникъ, будемъ постоянно взывать ко Господу о помощи, въ борьбѣ съ нашими немощами, и каждый день полагать начало, по слову Псалмопѣвца: «нынѣ начахъ»; и если исправимъ что нибудь, скажемъ: «сія измѣна десницы Вышняго[1]; не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему дадимъ славу»[2]. — Мы должны всегда подвизаться противъ страстей своихъ, а наипаче противъ гордости; но въ короткое время совершенно побѣдить ихъ невозможно. Такъ говорятъ и Св. Отцы, которые дѣломъ сотворили вся повелѣнная намъ[3], и, благодатію Божіею, наконецъ совлеклись ветхаго человѣка, и пришли въ первозданную чистоту души. — Но до такого очищенія — далекій путь, а нашимъ дѣломъ должно быть непрестанное покаяніе, всегдашнее самоукореніе и смиренное взываніе ко Господу. — Глубоко начертай въ памяти твоей cie слово Господне: «егда и вся повелѣнная вамъ сотворите, глаголите яко раби неключимы есмы»[4], и еще что пишетъ Св. Іоаннъ Лѣств<ичникъ>, приводя слова Ап<остола> Іакова, иже сохранитъ весь законъ духовный, согрѣшитъ же единою страстію — высокоуміемъ, бысть всѣмъ повиненъ[5]. — Ты просишь моего благословенія на скорѣйшее вступленіе въ монастырь, и говоришь что папенька, узнавши о твоемъ намѣреніи черезъ С. соглашается отпустить тебя. Слава Богу, что такъ; я благословляю тебя на удаленіе изъ мipa, но помни что это нужно дѣлать осторожно, и сперва развязать всѣ узы, которыя въ настоящее время еще привязываютъ тебя къ роднымъ и къ мірской жизни. Главное же, нужно молиться Богу и предаваться Его св. волѣ. Если воля Господня будетъ на это, то Онъ расположитъ и сердце твоего папеньки, и устранитъ всѣ препятствія; такъ что папенька отпуститъ тебя и обезпечитъ твое содержаніе въ монастырѣ, можно слегка говорить съ нимъ объ этомъ, и мало по малу, представляя ему причины твоего желанія, испрашивать его согласія и благословенія на удаленіе твое въ монастырь. — Испрашивая на тебя миръ и благословеніе Господне, остаюсь желатель твоего здравія и спасенія многогр<ѣшный> Iер<омонахъ> М<акарій>.

8го Генваря 1852 г.

 



[1] Пс. 76:11.

[2] Ср.: Пс. 113:9.

[3] Ср.: Лк. 17:10.

[4] Ср.: Лк. 17:10.

[5] Ср.: Иак. 2:10.