Болотниковой Александре Павловне
Достоп<очтеннѣйшая>
о Господѣ А<лександра> П<авловна>!
Ты меня поздравляешь съ праздникомъ и съ новымъ годомъ, и я тебя
поздравляю, проводя праздникъ Рождества Христова и встрѣтивъ новый годъ.
Да ниспошлетъ Господь на тебя Свое благословеніе и даруетъ тебѣ миръ и
благонадежіе спасенія. — Въ письмѣ твоемъ, описываешь свои старанія
о наблюденіи за собою, и побѣждаясь многими страстьми и немощами
смущаешься. Изъ сего видно, что ищешь въ себѣ безгрѣшія, и онымъ
хочешь утѣшаться и полагать въ томъ надежду спасенія. Это очень можетъ
сдѣлаться, что и всѣ пороки отъ тебя отойдутъ, а останется одинъ,
который можетъ всѣ прочіе собою замѣнить, это — гордость. Мы и
не увидимъ какъ она вкрадется, и довольна одна къ погибели души, кромѣ другихъ
пороковъ и страстей, чрезъ которыя бѣсы непрестанно борютъ насъ прилогами
и веществами. Въ сей брани бываемъ иногда побѣдителями, иногда
побѣжденными: По мѣрѣ гордости или смиренія бываетъ отъ Бога
помощь или оставленіе. — Но какъ же мы достигнемъ смиренія
когда не будемъ себя укорять и каяться за поползновенія, и считать себя
послѣднѣйшими всѣхъ въ мысли и чувствѣ? — И
потому, когда отнять отъ насъ ciю работу, т. е. борьбу со страстьми и не
побѣждаться ими, а быть въ мнимомъ безгрѣшіи, то что же будетъ? — Обольщеніе своею святостію,
которое горше грѣхопаденій съ покаяніемъ. — Когда будешь и въ
Обители, то будь увѣрена, что борьба еще больше усилится, къ познанію
нашей немощи, и къ смиренію. —
Не смущайся, видя что часто поползаешься, и не можешь незыблемо
стоять противъ собственныхъ страстей и искушеній врага. Милостивъ Господь, и не
отринетъ прибѣгающихъ къ Нему со смиреніемъ. — По примѣру
Евангельской вдовицы, которую обижалъ ея соперникъ, будемъ постоянно взывать ко
Господу о помощи, въ борьбѣ съ нашими немощами, и каждый день полагать начало, по слову Псалмопѣвца: «нынѣ начахъ»; и если исправимъ что
нибудь, скажемъ: «сія измѣна
десницы Вышняго[1]; не намъ, Господи, не намъ, но имени Твоему
дадимъ славу»[2]. — Мы должны всегда
подвизаться противъ страстей своихъ, а наипаче противъ гордости; но въ короткое
время совершенно побѣдить ихъ невозможно. Такъ говорятъ и Св. Отцы,
которые дѣломъ сотворили вся
повелѣнная намъ[3],
и, благодатію Божіею, наконецъ совлеклись ветхаго человѣка, и пришли въ первозданную чистоту
души. — Но до такого очищенія — далекій путь, а нашимъ дѣломъ
должно быть непрестанное покаяніе, всегдашнее самоукореніе
и смиренное взываніе ко Господу. — Глубоко начертай въ памяти твоей cie слово Господне: «егда и вся повелѣнная вамъ
сотворите, глаголите яко раби неключимы есмы»[4], и еще
что пишетъ Св. Іоаннъ Лѣств<ичникъ>, приводя слова
Ап<остола> Іакова, иже сохранитъ весь законъ духовный, согрѣшитъ
же единою страстію — высокоуміемъ, бысть всѣмъ повиненъ[5]. —
Ты просишь моего благословенія
на скорѣйшее вступленіе въ монастырь, и говоришь что папенька, узнавши о
твоемъ намѣреніи черезъ С. соглашается отпустить тебя. Слава Богу, что
такъ; я благословляю тебя на удаленіе изъ мipa, но помни что это нужно дѣлать осторожно, и сперва
развязать всѣ узы, которыя въ настоящее время еще привязываютъ тебя къ
роднымъ и къ мірской жизни. Главное же, нужно молиться Богу и предаваться Его
св. волѣ. Если воля Господня будетъ на это, то Онъ расположитъ и
сердце твоего папеньки, и устранитъ всѣ препятствія; такъ что папенька
отпуститъ тебя и обезпечитъ твое содержаніе въ монастырѣ, можно слегка
говорить съ нимъ объ этомъ, и мало по малу, представляя ему причины твоего
желанія, испрашивать его согласія и благословенія на удаленіе твое въ монастырь. —
Испрашивая на тебя миръ и благословеніе Господне, остаюсь желатель твоего
здравія и спасенія многогр<ѣшный> Iер<омонахъ> М<акарій>.
8го Генваря 1852 г.