Болотниковой Марии Павловне

Христосъ Воскресе

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Марья Павловна!

Получилъ письмо ваше которымъ вы увѣдомляетѣ, что сестра ваша Августа Павл<овна> совѣтъ вамъ мой передала очень неудовлетворитѣльно, и проситѣ отъ меня благословѣнія не есть по крайнѣй мѣрѣ мясъ естли и не рыбы.

Мнѣ никто не давалъ столь обширной власти, и я не имѣю никакого права ни запрещать вамъ ни разрѣшать чего нибудь; но сказать правду во спасеніе всякому, требующему отъ меня — обязанъ. Потому вы имѣетѣ полную свободу не ѣсть мясъ и рыбы.

Полезно ли вамъ будетъ такого рода воздержаніе? Не думаю. Святые Отцы видѣли нужду въ постахъ и учредили оныхъ четыре въ году, и еще въ каждой недѣлѣ 2. дня на оный посвятили, среду и пятокъ. И довольно сего для васъ соблюдать на ряду съ другими. Уставомъ Церкви Св. мы обязаны оказывать всякое повиновеніе и безъ нужды нарушать оныхъ не должны.

Чего же ради вы желаетѣ имѣть всегдашнѣе воздержаніе отъ пищи мясной? Она не возбранена для живущихъ въ мірѣ. — Если ради спасенія, то ето мнѣніе не имѣетъ никакого основанія. Умѣренное употребленіе мясъ не препятствуетъ спасенію нашему. Ничто же отметно, говоритъ Апостолъ Святый, со благодареніемъ пріемлемы[1]. Ужели все употребляющіе таковую пищу — люди погибшіе? — Или вы можетъ быть таковый постъ почитаетѣ добрымъ дѣломъ? Если такъ думаетѣ о воздержаніи отъ мясъ и рыбы — очень погрѣшаетѣ, и въ етомъ разумѣ оно не только неполезно вамъ, но паче вредно. Удаляясь отъ пищи обычной въ мірѣ, вы должны будетѣ совершенно отъ всѣхъ въ семѣйствѣ отдѣлиться. Ето подастъ вамъ случай думать о себѣ, что вы только хорошо живетѣ, а другихъ зазирать и осуждать какъ худо живущихъ, какъ мясоедцевъ. За что вы подвергаетѣ себя суду Божію, которымъ Онъ угрожаетъ осуждающимъ ближнихъ своихъ: не судитѣ, да не судими будетѣ[2] рекъ Господь нашъ. Но вредъ отъ такой особенной жизни вашей тѣмъ не ограничится. Погрешитѣльное мнѣніе ваше о своей жизни повлечетъ за собою тщеславіе, а тщеславіе гордость; отъ которой да сохранитъ васъ Господь Своею благодатію. Сія страсть, по свидетѣльству одного Отца Святаго, замѣняетъ и наполняетъ собою мѣсто всѣхъ другихъ страстей и пороковъ. И тѣмъ болѣе она опасна, что человѣкъ, приходя въ таковое устроеніе, не замѣчаетъ своего опаснаго положенія, вотъ до какой опасности можетъ довести начинаніе подобное вашему!

Всегдашнее воздержаніе отъ мясъ предано уставами Святыхъ Отцевъ только монашествующимъ и не какъ доброе дѣло, но, какъ пособіе къ достиженію дѣвства и целомудрія, которое они обѣщали принести Господеви, какъ даръ Жениху своему. Старайтесь лучше работать Богу въ сокрушеніи сердечномъ храненіемъ Св: Заповѣдѣй Его. Они должны быть извѣстны вамъ. Всѣ они, главнымъ образомъ, заключаются въ двухъ заповѣдяхъ: въ любви къ Богу и ближнему. Но по Псалмопѣвцу Давиду: Широка Заповѣдь Господня[3]. Стараться познавать Бога и не воздавать чести Его какой нибудь твари Его, почитать Дни праздничныя, и не призывать имени Божія напрасно. Почитать и повиноваться Родителямъ и всѣмъ старшимъ, хранить себя въ чистотѣ и цѣломудріи, не гнѣваться ни на кого напрасно, что по слову Самаго Господа равняется убійству, не клеветать не завидывать ни въ чемъ ближнимъ и никакой вещи принадлежащей иному себѣ не присвоивать. Всё ето относится къ двумъ вышеупомянутымъ Заповѣдямъ, Кои во Св. Евангеліи еще болѣе разъяснены и пополнены. Дѣлая всё ето при помощи благодати Божіей, не думайтѣ, что будто вы хорошо творитѣ, но представляйтѣ себя далече отъ исполненія всѣхъ Заповѣ<де>й Божіихъ, и представляйтѣ что всѣ лучше васъ. Если успѣетѣ усвоить себѣ послѣднѣе, то милость Божія всегда будетъ съ вами несмотря на то, что вы будетѣ и рыбу и мясо есть. А безъ сихъ т: е: безъ смиренія и храненія Святыхъ Заповѣдей одно воздержаніе не принесетъ никакой пользы. Сему научаетъ насъ Самъ Господь нашъ, аще сотворитѣ вся повеленная вамъ, глаголите, я раби неключими есмь, яко еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ[4].

Вотъ вамъ совѣтъ мой, если хотитѣ примите его и сообразуйтесь съ нимъ въ жизни, а естли неугодно, изберитѣ лучшее. Я не имѣю власти ни запрещать ни разрешить вамъ, и не выдаю всего мною написаннаго за истинну непререкаемую. Но всё ето представляю на ваше благоразсмотреніе.

Желая вамъ спасенія вашего, при засвидѣтельствованіи почтенія моего вамъ, почтеннѣйшему братцу вашему Александру Павловичу и супругѣ его Александрѣ.

имѣю честь пребыть уважающій васъ многогрѣшный Іером<онахъ> Макарій.

Апрѣля 15го дня

1847го года

 



[1] Ср.: 1 Тим. 4:4.

[2] Мф. 7:1.

[3] Ср.: Пс. 117:96.

[4] Ср.: Лк. 17:10.