Домогацкой Марии Алексеевне

                                                                                                                                                                                                      1            

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Е. В—на!

Похвально ваше намѣренiе въ желанiи спасенiя и исканiи къ сему путеводства, чему научаютъ насъ святые отцы наши, искусившiе на дѣлѣ жизнь духовную. Вы возлагаете сiю обязанность на меня. Но сколь похвально ваше желанiе, столь трудно съ моей стороны онаго исполненiе. Не имѣя свойствъ на таковое дѣло и не видя въ себѣ плодовъ духовныхъ, чему могу другихъ научить? Это очень нерѣдко меня обличаетъ, и, заключаясь въ границахъ моего неразумiя, даетъ видѣть мое ничтожество. Слова Спасителя нашего: врачу, исцѣлися самъ (Лук. 4, 23) и слѣпецъ слѣпца аще водитъ, оба въ яму впадутъ (Матѳ. 15, 14) не мало меня устрашаютъ. Привычка моя входить въ излишнiе разговоры и сужденiя, можетъ быть, нерѣдко и неправильные, но многими не понимаемые, подаютъ поводъ думать о мнѣ то, чего не имѣю — и искать чрезъ меня душевной пользы. Хотя бы я и долженъ сего отрицаться, но, будучи столь слабъ въ моемъ характерѣ, не могу отказывать и при чувствѣ моего неразумiя, вхожу въ ихъ положенiе, предлагаю отъ слова Божiя и отъ ученiя святыхъ отцевъ; и когда кто получаетъ душевную пользу, то сiе происходитъ дѣйствiемъ благодати Божiей, не по моему достоинству, но по вѣрѣ ихъ, имъ даруемую.

Сiе написалъ вамъ, хотя показать мое ничтожество, впрочемъ — совершенно въ маломъ видѣ, — и причину, по коей думаютъ нѣкоторые о мнѣ нѣчто, и дабы вы знали, что я ничего не могу самъ собою сдѣлать.

Просьба ваша словесная и письменная убѣждаетъ меня искать не своихъ си, а яже ближняго; и, забывая свою худость, по слабости моего характера, не смѣю вамъ отказать въ вашемъ прошенiи; не полагаюсь на свой разумъ, но на Бога, вразумляющаго и безсловесныхъ, къ пользѣ разумнаго своего созданiя, и искупленнаго кровiю Сына Его Господа нашего Iисуса Христа, Который, по вѣрѣ вашей, за молитвами духовнаго моего отца, силенъ просвѣтить слѣпаго, показать стезю, или предостеречь отъ стремнинъ, на пути семъ обрѣтающихся; только прошу васъ, и ваши молитвы присовокупите къ вспомоществованiю въ семъ высокомъ и важномъ предпрiятiи. По скудости моего разума не взыскивайте краснорѣчiя; и ежели буду чтò писать, или говорить, не отъ дѣлъ моихъ и не отъ разума, но отъ Писанiя и святыхъ отецъ ученiя, чтó Господь подастъ помраченному моему уму для пользы вашей, предлагая, по слову святаго Iоанна Лѣствичника: «что нѣкоторые, шедши путемъ и попавши сами въ тину, другихъ предостерегаютъ, дабы опасались и не замарались тою же тиною и грязью; да чрезъ сiе избавленiе ихъ и они получатъ прощенiе грѣховъ своихъ» (ст. 26, гл. 14).

Не могу систематически изложить вамъ ученiя отецъ святыхъ; но какъ случится, усматривая ваше душевное устроенiе, Богу вразумляющу, по вѣрѣ вашей: ибо безъ Него не можемъ ничесоже творити (Iоан. 15, 5); и, призвавши въ помощь Его, отвѣтствую вамъ: прочитавши писанiе ваше, усматриваю, что по прошествiи заблужденiя пылкой юности и невѣденiя вашего, Богу васъ сохраняющу, утомившись рабствомъ страстей, пришли въ чувство и стали искать успокоенiя въ Богѣ, прибѣгли къ Нему, съ вѣрою просили и искали, а Онъ, по неложному Своему обѣщанiю: просите и дастся вамъ: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вамъ (Матѳ. 7, 7), не презрѣлъ моленiя вашего, всѣ оные призраки и тѣни обратилъ въ ничто, и показалъ вамъ суетность и ничтожность нашихъ желанiй, въ коихъ полагаемъ найдти верхъ блаженства, упоены бывъ страстiю. Сколь жалостны люди, коихъ большая часть увлекается бурными волнами страстнаго моря, и носятся управляемы своимъ разумомъ, а истины не обрѣтая. Сильное волненiе и бѣдствованiе потопленiя принуждаетъ ихъ возопить: Господи, спаси ны, погибаемъ![1] Тѣмъ и получаютъ спасенiе. Печали, скорби и болѣзни разлучаютъ мiролюбцевъ отъ благоугожденiя и любви мiра и дѣлаютъ ихъ служителями Богу и истинными христiанами. Вы это испытали на себѣ, по претерпѣнiи искушенiя; теперь вы видите себя свободну и совершенно ни отъ кого независиму, кромѣ Бога; не должны ли вы Бога, за таковый Его промыслъ, немолчно благодарить, что Онъ, хотя и скорбными приключенiями, но избавилъ васъ отъ суеты суетъ? И паки не прилѣпляйтесь къ суетѣ. Ежели бы случилось быть вамъ въ замужствѣ, то не вящшiя ли бы ожидали васъ скорби и болѣе тѣхъ, кои прошли? Оныя прошли и вы теперь свободны; а то только бы еще начинались, конца же имъ и виду бы не было. Можете усмотрѣть это на многихъ партiяхъ, во многихъ отношенiяхъ: въ мучительномъ несогласiи, въ худой нравственности другой половины, хлопоты о воспитанiи дѣтей, ихъ худая нравственность или несчастная участь, споры, тяжбы объ имѣнiяхъ, подражанiе мiру въ модѣ и въ образѣ жизни; и нельзя всего исчислить, чтò бы могло случиться съ вами, отводящее отъ исполненiя заповѣдей Божiихъ; но всего этого премилосердый Господь васъ свободилъ, лучшее нѣчто предзрѣвши о васъ. Чтò же воздамы о семъ Господеви, яже воздаде ми?[2] Чашу спасенiя прiиму, и имя Господне призову (Пс. 115, 4)! Много есть людей въ мiрѣ, привязанныхъ къ нему и несущихъ его обязанности; пусть ихъ идутъ своимъ путемъ, и они суть подъ промысломъ Божiимъ; объ нихъ мы умалчиваемъ; но говорю объ васъ, видя промыслъ Божiй, другiй путь вамъ предназначающiй.

Обратившись къ Богу, вы хотѣли вступить въ монастырь, но вамъ отсовѣтовали, и посему видно, что еще не было къ этому времени, и тогдашнее ваше вступленiе не могло бы быть прочно и полезно для васъ. Вы, удалившись мiрскихъ удовольствiй и суетъ мiра, не оставляли намѣренiя вступить въ монастырь, и истинное желанiе угодить Богу въ васъ не измѣняется, о чемъ всегда молитва ваша приносится Богу. Вы было успокоились, но на нетвердомъ основанiи душевнаго вашего устроенiя спокойствiе ваше поколебалось отъ высокоумiя. Спасительная мысль — оставить мiръ и вступить въ монастырь для благоугожденiя Богу и спасенiя, блеснула въ васъ, озарила ваше сердце и исчезла, погашена бывъ высокоумiемъ; вамъ вообразилось: чтò вы принесете Богу? Все это дѣлаете не отъ любви къ Нему, но не обрѣтая счастiя въ мiрѣ. На сiе скажу вамъ: самолюбiе и высокоумiе не дозволили со смиренiемъ мытаря возопить ко Господу, или, по подобiю блудницы, припасть къ ногамъ Спасителя; но, съ своею правдою, совѣтовали вамъ придти къ Нему по примѣру фарисея. Но чтó смиреннѣе, тó тверже и прочнѣе; да и самая любовь крѣпко соединена со смиренiемъ, на которое Богъ призираетъ. Любовь доказывается исполненiемъ заповѣдей Божiихъ со смиренiемъ, которое заключается въ числѣ оныхъ. Кто больше имѣлъ любви къ Богу, какъ не святые? — Но всѣ они вмѣняли себя быти ничто и хуждшими всѣхъ, видя всегда недостатокъ свой; и чѣмъ ближе приближались къ Богу, тѣмъ меньше о себѣ мыслили. Многiе же изъ нихъ начинали отъ страха, приходили къ надеждѣ, и достигали къ любви. Господь призываетъ къ себѣ людей разными средствами: несчастiями, бѣдами, скорбями, болѣзнями и прочими, безъ коихъ они не могли бы обратиться и быть достойными — прiятыми быть въ число дѣтей небеснаго Отца. Блудный сынъ, испытавъ лишенiе богатства, ощутивъ скорбь, пришелъ къ Отцу, просилъ принять яко единаго отъ наемникъ: не изъ любви сiе сдѣлалъ, а принятъ Отцемъ съ любовiю (Лук. 15). Смоковница, не приносящая плода, образовала нераскаяннаго грѣшника, и уже дано было повелѣнiе посѣщи ее, вскую и землю упражняетъ; но садовникъ умолилъ господина подождать еще лѣто, пока осыплетъ гноемъ (навозомъ), можетъ быть и принесетъ плодъ (Лук. 13, 6—9). Это значитъ посѣщенiе скорбями, или болѣзнями, чрезъ которыя грѣшникъ обращается къ Богу. Святый Ефремъ Сиринъ представилъ въ притчѣ «рабовъ, посланныхъ отъ господина работать на нивѣ; но они, по лѣности, не хотѣли переѣхать рѣку, а легли и спали безпечно; господинъ, пришедши къ нимъ и видя ихъ безъ дѣйствiя, велѣлъ слугамъ своимъ перевести ихъ сонныхъ на другую сторону рѣки и положить каждаго на участкѣ своемъ; нѣкоторые, пробудясь и увидѣвъ себя перевезенныхъ, познали снисхожденiе господина и принялись за работу; а другiе, безпечные, и при такомъ снисхожденiи не захотѣли исполнить воли господина.» Святый Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ, что нѣкоторые пришли во врачебницу не для врачеванiя, но, ласковостiю лекаря удержаны бывъ, познали, что имѣли болѣзнь въ глазахъ своихъ и получили отъ него исцѣленiе (Степ. 1, 18). Еще: сѣмя, нечаянно падшее на землю, обильный плодъ принесло. Примѣры сiи могутъ васъ удостовѣрить, что Богъ прiемлетъ всѣхъ къ Нему приходящихъ какимъ–либо образомъ, только съ благимъ намѣренiемъ и полагающихъ надежду спасенiя, не на своей правдѣ, но на Божiемъ милосердiи. Хотя изъ исторiи житiя святыхъ отцевъ и видимъ, что нѣкоторые, воспалены бывъ любовiю Божiею, оставили мiръ и, удалившись, совершили великiе подвиги; но также видимъ, что разбойники, блудники и другiе грѣшники не были отринуты Богомъ и получили спасенiе. Васъ устрашаетъ монашеская жизнь: что за несоблюденiе подвиговъ бóльшее примете наказанiе. Подвиги должны быть соразмѣрны силѣ каждаго: Богъ выше мѣры не требуетъ, но ищетъ исполненiя заповѣдей Его, врачующихъ наши страсти; а всего болѣе взыскиваетъ отъ насъ смиренiя, которое, и кромѣ дѣлъ, прощаетъ многiя согрѣшенiя; а напротивъ, дѣла безъ смиренiя ни мало не приносятъ пользы, пишетъ святый Исаакъ Сиринъ (сл. 46). Святый же Марко подвижникъ пишетъ въ 109–й главѣ: «отъ дѣлъ, и словесъ, и мысли праведникъ Единъ; отъ вѣры же и благодати и покаянiя мнози праведницы.» Итакъ этого (безсилiя) опасаться не должно, а уповать на Бога и на помощь Его.

Вамъ показалась жизнь монастырская такъ же суетна, какъ и мiрская, и потому вы находили одно уединенiе вѣрнымъ способомъ побѣдить страсти и угодить Богу? Теперь, вы хотя и живете спокойно въ своемъ имѣнiи, но находитесь въ двоедушiи, не понимая, на истинномъ ли пути стоите, и страхъ овладѣваетъ вами, да не погибнетъ душа ваша, и отъ сего мятется духъ вашъ? На сiе вамъ отвѣчаю: уединенная жизнь ваша не можетъ принести вамъ пользы, но даже и опасна отъ бездѣйствiя заповѣдей Божiихъ, и сокровенныхъ внутрь лежащихъ страстей, которыя мы познаемъ отъ сообращенiя съ людьми единомысленными; а познавши ихъ, стараемся, при помощи Божiей, борьбою искоренить; о чемъ словесно говорено было вамъ довольно, и сами прочитывая книги святыхъ отцевъ, видите тщету уединенія и пользу сообращенiя; о семъ болѣе и не распространяюсь. Я отнюдъ не принуждаю васъ идти въ монастырь, но предоставляю вашимъ чувствамъ, паче же званiю Божiю. Что же касается до страха вашего о понесенiи подвиговъ; то это обычай врага устрашать воиновъ Христовыхъ еще до вступленiя въ сраженiе. А еще есть кознь его: старается прельстить временными благами, готовъ весь мiръ представить ему, только бы отвести отъ работы Господней. Онъ дерзнулъ даже Самому Спасителю представить вся царствiя мiра сего, въ часѣ времени, требуя за то себѣ поклоненiя; но посрамился, окаянный (Матѳ. 4, 8. 9. 10)! И вы презирайте его козни, а предавайтесь въ волю Божiю и не сопротивляйтесь Божiю званiю. Вы имѣете только наружныя оковы, можете ихъ всегда сбросить. Суета же монастырская отъ мiрской много различна: тамъ по необходимости, а въ мiрѣ для прихоти и роскоши.

Упомянули вы въ своемъ писанiи, что Богъ не требуетъ болѣе отъ человѣка, какъ исполненiя обязанностей званiя, въ которомъ онъ рожденъ, которыя, по разумѣнiю вашему, стараетесь исполнить безъ укору совѣсти. Какъ сей пунктъ не маловаженъ, то и о немъ надобно получше разсудить. Обязанность сiя состоитъ въ исполненiи заповѣдей Божiихъ, по обѣту, данному нами въ крещенiи, въ какомъ бы кто званiи ни былъ; но намъ въ исполненiи оныхъ предлежитъ сопротивленiе отъ врага рода человѣческаго — дiавола, о чемъ пишутъ святые Апостолы, святый Петръ: супостатъ вашъ дiаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искiй кого поглотити. Ему же противитеся тверди вѣрою (1 Петр. 5, 8. 9); святый Павелъ: нѣсть наша брань къ крови и плоти, но къ началамъ и ко властемъ, и къ мiродержителемъ тьмы вѣка сего, къ духовомъ злобы поднебеснымъ (Ефес. 6, 12). Видите, какую мы имѣемъ невидимую войну: онъ всегда старается бороть родъ христiанскiй противными дѣйствiями заповѣдямъ Божiимъ, чрезъ наши страсти; къ сему служатъ главныя его оружiя, — страсти: славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе. Побѣждены бывъ сими, или одною изъ нихъ, и прочимъ страстемъ даемъ свободный входъ дѣйствовать въ сердцахъ нашихъ. Изъ вашего же разумѣнiя видно, что вы о сей брани или сопротивленiя имѣете не совершенное понятiе и не столько осторожности; а только старанiе ваше, безъ укора совѣсти, исполнять свою обязанность; но и въ сiю не проникли, какъ должно, въ чемъ оная состоитъ. Ежели бы вы исполнили и весь долгъ свой безъ укору совѣсти, а лучше сказать, безъ смиренiя, то никакой нѣтъ пользы. У сопротивника нашего два средства, которыми онъ доводитъ людей до прогнѣванiя Бога: первое, ввергнуть въ пороки; а второе, когда не успѣетъ сего сдѣлать, то въ гордость, то есть въ мнѣнiе о себѣ, что мы исполняемъ волю Божiю, и съ симъ подходитъ весьма тонко, — не вдругъ ослѣпляетъ гордостiю, «но убѣждаетъ вмѣнять, что онѣ дѣлаютъ добродѣтель, и повергаетъ въ сердце ихъ сѣмя радостнаго мнѣнiя; отъ него же заченшися, воспитывается внутреннiй фарисей, который, день отъ дня умножающеся и возрастающе, предаетъ таковыхъ совершенной гордынѣ и прелести, за которою попускается отъ Бога преданнымъ быть во власть сатанинскую». Сiе разсужденiе одного богодухновеннаго мужа и великаго старца молдавскаго (см. жит. Паисiя великаго, стр. 134). Пишетъ и святый Iоаннъ Лѣствичникъ: «что, иногда и всѣ пороки отходятъ отъ человѣка, оставляя одинъ — гордость, который въ состоянiи замѣнить и дополнить прочiя» (Степ. 23, 5). Въ таковой–то брани или войнѣ духовной нужно непремѣнно оружiе, противъ котораго не можетъ устоять вражія сила. Какое же это оружіе? — Святое смиренiе. Какъ же достигнуть его? Разные способы есть къ прiобрѣтенiю его.

Первое: исполненiе заповѣдей Божiихъ, въ числѣ коихъ и сiе есть: блаженни нищiи духомъ, яко тѣхъ есть царство небесное (Матѳ. 5, 3). Егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ (Лук. 17, 10); и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь, и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29).

Второе: познанiе своихъ немощей. Пишетъ святый Исаакъ Сиринъ въ 61 словѣ: «блаженъ человѣкъ, познаваяй свою немощь, занеже сiе познанiе бываетъ ему основанiе, и корень, и начало всякiя благостыни. Однако никтоже можетъ ощутити немощь свою, аще не будетъ попущенъ мало искушенъ быти, утомляющими тѣло или душу. И праведникъ, не познаваяй своей немощи, на острiи бритвы имать вещи (находится въ опасности), и никакоже отступилъ есть отъ паденiя, ниже отъ тлѣтворнаго льва, глаголю же бѣса гордыни». И паки: «не познаваяй немощи своея оскудѣваетъ отъ смиренiя; оскудѣваяй же отъ сего скуденъ есть и отъ совершенства; и оскудѣваяй отъ сего присно пристрашенъ есть (находится въ страхѣ)». Въ 58–мъ словѣ: «еже нѣкiимъ случаемъ грѣха поползатися, явительно есть естественныя немощи, занеже для пользы попустилъ Богъ души принимательной быти страстей, усмотрѣ бо не вышшу сихъ оную уставляти прежде втораго паки–бытiя (воскресенiя). Еже принимательной быти оной страстей (то есть побѣждаться страстьми) полезно есть ко убоданiю (къ укоренiю) совѣсти; а еже пребыти въ сихъ (въ страстехъ) безстудно есть и безсрамно».

Третiе: память прежнихъ нашихъ грѣховъ сокрушаетъ сердце и смиряетъ душу.

Четвертое: «отъ послушанiя рождается смиренiе», пишетъ святый Iоаннъ Лѣствичникъ въ 4–й степени, «отъ смиренiя разсужденiе, отъ разсужденiя разсмотрѣнiе, отъ сего прозрѣнiе». И святый Кассiанъ въ словѣ къ Леонтину игумену: «истинное рассужденiе не приходитъ, аще не отъ истиннаго смиренiя, которое снискивается, да не точiю еже творимъ, но и еже помышляемъ, открываемъ Отцемъ, и да ни въ чемъ же своему помыслу вѣруемъ, но и во всѣмъ словесемъ старецъ да послѣдуемъ и òна быти добро вѣруемъ, еже аще они искусятъ» (Слов. о разс. Доброт., часть 4–я).

Пятое: смотрительное отъ Промысла Божiя попущенiе впадать въ страсти, дабы болѣе возчувствовать свою гнусность, смирить себя, и имѣть въ помыслѣ, что есть худшiй всѣхъ тварей; о чемъ св. Григорiй Синаитъ въ 117 главѣ пишетъ: «аще человѣкъ не будетъ оставленъ и побѣжденъ, и обладанъ, поработившись всякой страсти и помыслу, и духомъ побѣждаемъ, и не отъ дѣлъ отнюдъ помощи обрѣтая, ни отъ Бога, ни отъ инаго кого, яко мало и не въ отчаянiе прiити искушаему во всѣхъ: не можетъ сокрушитися и имѣти себя меньша всѣхъ, и послѣднѣйша и раба всѣхъ и самыхъ бѣсовъ неключимѣйша, яко мучима и побѣждаема. И сiе есть смотрительное промысла наказательное смиренiе, чрезъ которое второе и высокое отъ Бога дается». Еще служитъ къ прiобрѣтенiю смиренiя всегдашнее самоукоренiе.

Видите изъ сего разсужденiя, что весьма опасно проходить путь добродѣтелей безъ смиренiя, самонадѣянно. Есть многiе примѣры, какъ древнихъ, такъ и нынѣшнихъ временъ, впадшихъ въ прелесть отъ сего. Отъ чего да избавитъ насъ и васъ Господь Своимъ милосердiемъ. И при скудномъ моемъ понятiи, чѣмъ больше разсматривать ваше душевное устроенiе, тѣмъ больше открывается находившейся тамъ гордости, чтó подтверждается и собственнымъ вашимъ сознанiемъ. Сколь же та пагубна и ослѣпительна, имѣете много доказательствъ отъ писанiя св. отцевъ и отъ своего опыта. Но какъ вы признаете себя одержимою симъ недугомъ; и хотя ослѣпленiе столь велико, что вмѣсто полезнаго лекарства прилагаете вредящiя и болѣе растраивающiя язвы пластыри: однако жъ благое ваше произволенiе подаетъ надежду, что, при помощи Божiей, получите исцѣленiе сему недугу: въ чемъ и не должно отчаяваться.

Я считаю вредоносными для васъ сiи дѣйствiя: испытанiе разума Писаній, для насъ сокровенныхъ и недовѣдомыхъ; ибо прежде времени познанiе оныхъ вредитъ намъ, и прежде дѣланiя первыхъ познать второе не полезно, а чрезъ труды и исполненiе заповѣдей, удобопонимаемыхъ нами, откроетъ Богъ и прочее, нами недоразумѣваемое. А ежели прежде времени узнать весь разумъ Писанiй, то, возгордившись, умъ пренебрежетъ о дѣянiи: и все потеряетъ. Чтó скоро и безъ труда прiобрѣтается, тò скоро теряется и пропадаетъ.

Не хотѣть убѣдиться, что необходима для насъ борьба со страстьми, а еще считать сiе угнетенiемъ человѣчества — явная гордость и богоборство: дерзаемъ износить судъ на Самаго Бога. Когда не борютъ насъ страсти, тогда удобно приходимъ въ гордость, не видя никакъ за собою пороковъ, и стремленiе въ скорости побѣдить страсти есть безумiе, отъ гордости происходящее. Требованiе награды, по долгу, за свои заслуги и за борьбу со страстьми, а не по милосердiю Божiю ожиданiе, гнуснѣе фарисейской гордости. Подвиги противъ страстей тогда только тягостны бываютъ, — когда гордо и самонадѣянно проходимъ оные, а когда, смиренно, призывая Божiю помощь, и исправленiя оной приписывая, то они бываютъ удобоносимы. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30), сказалъ Спаситель. Проходя духовную жизнь, и побѣждаемы бывъ страстьми, не должны малодушествовать, но болѣе укрѣпляться въ вѣрѣ. Воинъ на войнѣ тогда бываетъ искусенъ, т. е. приходитъ въ познанiе воинской науки, когда много разъ и ошибки дѣлаетъ и раненъ бываетъ; но первое его вразумляетъ, а за второе награды получаетъ. Однако не съ одного разу можетъ научиться воинской наукѣ. Кольми паче духовная жизнь требуетъ наученiя и много времени. Такъ же и художеству кто хочетъ научиться, не вдругъ дѣлается художникомъ, но многократно портить дѣлаемую штуку, и паки поправляетъ и требуетъ наставляющаго. Духовнаго же ли художества хощемъ въ мгновенiе научиться, да еще самомнѣнно и самочинно? — Это невозможно! Когда самыя поползновенiя наши смущаютъ насъ и до малодушiя доводятъ, то сiе есть знакъ гордости: да онѣ–то и суть наказанiе за гордость.

Уединенiе — самое пагубное средство для вашего устроенiя; оно подаетъ вину къ гордости и неискусныхъ погубляетъ. Св. Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ: «недугующiи мнѣнiемъ и лукавствомъ ниже да видятъ слѣдъ безмолвiя». Но такъ какъ вы познали теперь сами вредъ вышеписанныхъ дѣйствiй, то и я увѣренъ, что вы отъ нихъ будете всемѣрно отвращаться и не допускать входить имъ въ сердце ваше, а мѣсто оныхъ займетъ все то, чтó уничтожаетъ гордость, а приноситъ смиренiе. Ктому же смиренное сознанiе своихъ немощей предъ Богомъ невольно возбуждаетъ прошенiе Его помощи и ненадѣянiе на себя, — и убѣдитесь въ томъ, въ чемъ не могли убѣдиться. О чемъ мы съ вами словесно говорили, то премилосердый Господь силенъ даровать вамъ успокоенiе совѣсти и наставить на истинный путь, ведущiй въ царство небесное.

Разсмотрите по–внимательнѣе сiе мое писанiе, сообразите съ своимъ устроенiемъ и съ чувствами. Я желалъ, при помощи Божiей, предложить вамъ приличное и нужное къ теперешнему вашему положенiю. Вникните сами въ божественное Писанiе и въ ученiе св. отецъ, прося Божiей помощи на всѣ дѣла ваши и начинанiя, да подастъ Онъ вамъ истинный разумъ, вѣру и смиренiе, и укрѣпитъ въ пути добродѣтели и въ духовной брани, и сподобитъ обрѣсти настоящiй путь, ведущiй ко спасенiю и успокоиться на ономъ. Пребываю здравiя и спасенiя вашего желатель и недостойный богомолецъ I. М. 28 апрѣля 1838 года.

                                                                                                                                                                                                      2            

Слава премилосердому Господу, даровавшему вамъ разумъ и укрѣпившему васъ противъ востававшихъ на васъ козней вражiихъ. При помощи Божiей всѣ ваши сомнѣнiя и страхи уничтожились, вы теперь въ обители — покойны! Воздавайте благодаренiе Господу, удостоившему васъ сего званiя.

Мы получили отъ васъ два письма отъ 24-го и 28-го сентября. Въ первомъ описываете вы свое путешествiе. Понимаете ли вы, что бывшiя вамъ на пути препятствiя и мысленныя прираженiя, ни что иное, какъ козни вражiя, дабы сдѣлать вамъ препятствiя къ предпринятому благому начинанiю? но ничто же успѣлъ сопротивный; благое ваше произволенiе и послушанiе преодолѣло и привлекло къ вамъ помощь Божiю, и все въ ничто обратилось.

Мы сердечно радуемся, что вы нашли матушку игуменью и мать Г—ю, равно и прочихъ сестеръ, прiявшихъ васъ съ истиннымъ радушiемъ и любовiю, безъ всякой лести и обмана, коими бы можно было вовлекать въ какiя либо сѣти.

Въ бывшихъ вамъ противъ насъ сомнительныхъ помыслахъ и прираженiяхъ, мы васъ прощаемъ, и совѣтуемъ по сей части быть спокойной; мы знаемъ, что это кознь вражiя, хотѣвшая отторгнуть васъ и не допустить до исполненiя благаго предпрiятiя; да и то должны вы знать, что гдѣ предлежитъ вамъ польза, тамъ бываетъ и сопротивленiе, чтобы, поколебавши вашу вѣру къ намъ (хотя и недостойнымъ сего), вести васъ своимъ разумомъ и волею; — но ничто же есть бѣдственнѣе сего; при томъ же всякому благому дѣлу, или предъидетъ, или послѣдуетъ искушенiе: на первый случай съ вами послѣднее и случилось. Вы можете имѣть различiе въ вещахъ и судить здраво; сравните настоящее ваше жительство съ прошедшимъ; чтó вы потеряли? Вспомните слово Спасителя нашего: всякъ иже оставитъ отца и матерь, домъ, и прочее, Мене ради и евангелiя сторицею прiиметъ (Матѳ. 19, 29). Вы оставили все, чего ради? Конечно Бога ради, ища спасенiя души своей, — и обрящете. Вы испытали домашнюю одинокую жизнь: какую пользу прiобрѣли отъ оной? Сознаетесь, что ни какой. Живя въ сообществѣ сестеръ, посвятившихъ себя на служенiе Господу, вы будете не праздны отъ дѣланiя заповѣдей Божiихъ, которыми можно приблизить себя къ Богу. Сообщаясь съ ними, будете познавать свое устроенiе и немощь, чрезъ что будете приближаться къ смиренiю. Ежели же бы вы сдѣлали чтό и благое, не довѣряйте себѣ, и не приписывайте своимъ силамъ, но Божiей помощи, и о всемъ открывайтесь матери А—и.

Не довѣрять себѣ и не слѣдовать своему разуму и волѣ — есть путь ко смиренiю; безъ него же, хотя бы и доброе чтò было нами сдѣлано — Богу непрiятно. Смиренiе насъ успокоиваетъ. Вы, читая отеческiя книги, теоретически понимали, но теперь вступили и въ путь практики. Мы вамъ предоставили, чтобы вы дѣянiями читали; но дома не съ кѣмъ было сего дѣлать, а теперь вы находитесь въ сообществѣ дѣлателей винограда Христова. Кажется, вы должны понять, что жизнь ваша въ мiрѣ была бѣдственная; уединенiе для васъ не приносило пользы, а потому вредно; а сообщества съ мiрскими, по обычаямъ мiра, вы не могли понести. Пусть мiръ живетъ какъ хочетъ, а намъ, познавшимъ истину, надобно оной и слѣдовать. Не вси вмѣщаютъ словесе сего, говоритъ Господь нашъ, но имъ же дано есть свыше (Матѳ. 19, 11). Вы сподобились свыше званiя: благодарите за сiе Господа и не жалѣйте о мiрѣ. Когда же придетъ вамъ сожалѣнiе о родныхъ, можете утѣшать себя тѣмъ, что свиданiе съ ними вамъ не запрещено, и не такъ далеко разстоянiе; только не совѣтуемъ скоро спѣшить свиданiемъ.

Касательно же скорбей, на пути семъ встрѣчающихся, скажу, что оныя происходятъ болѣе отъ нашихъ страстей; страсти наши ихъ намъ причиняютъ, посылаются же промысломъ Божiемъ, для исцѣленiя нашихъ страстей и не выше силы нашей, а по мѣрѣ нашего устроенiя (1 Кор. 10, 13). Безъ искушенiй же не познàемъ себя, и не прiидемъ во смиренiе. Искушенiя посылаются, или для наказанiя за грѣхи, или къ искусу нашей вѣры и любви къ Богу; или для того, чтобы возбранить отъ грѣховъ. Прочтите у св. Макарiя египетскаго въ 7 словѣ главы отъ 13-й до 16-й; вы отчасти уже на себѣ испытали случившееся вамъ дорогой приключенiе; повредили ли онѣ вамъ? Такъ и впредь не надобно бояться скорбей, но уповать на силу и помощь Божiю, — и все къ лучшему устроится. Съ благословенiя матушки игуменьи, и матери Б., и съ согласiя З. И. и мы совѣтуемъ вамъ съ нею помѣститься; для васъ будетъ обоюдная польза, — другъ друга тяготы носить, и познать свое устроенiе; она уже нѣсколько поискусилась. Да будетъ на васъ миръ Божiй и благословенiе.

О бывающихъ вамъ снахъ совѣтуемъ не смущаться и онымъ не вѣрить. Прочтите въ лѣствицѣ о сновидѣнiяхъ; увидите, что это лесть вражiя; когда же дурныя сны бываютъ, сказывайте матушкѣ; отъ закоснѣнiя бываетъ вредъ, — во всемъ должно ей открываться.

Мы совѣтуемъ заняться вамъ писать полууставомъ, кàкъ и спишúте книгу Исаака Сирина; сiя работа много васъ утѣшитъ и доставитъ душевную пользу вамъ и прочимъ. 4-го октября 1838 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

Изъ втораго письма вашего изъ обители вашей, писанного 15–го октября, видно, что вы убѣждаетесь тѣмъ, что, оставя домъ и родныхъ, вы ничего не потеряли, а вступили на путь дѣятельности, ведущiй васъ ко Христу и ко успокоенiю, и что обиталища сiи — не суть изобрѣтенiе человѣческаго ума, но Духъ Святый, чрезъ богодухновенныхъ отцевъ, уставилъ жительство сiе для тѣхъ, кои позваны будутъ отъ Бога, или изъ любви къ Нему, или ради множества грѣховъ своихъ.

Слава Богу, что всѣ находящiе вамъ страхи и сомнѣнiя исчезли, и вы познали тò опытомъ, чему прежде не вѣрили. Вы окружены ликомъ дѣвъ — невѣстъ Христовыхъ, вступившихъ добровольно въ ограду Христову; вы видите ихъ не сожалѣющихъ, что оставили мiръ, но радующихся, что удостоились таковаго свыше званiя, хотя и не всѣ они одинаковаго устроенiя; и разными путями, но всѣ идутъ къ одной цѣли. Сравните же теперь уединенное ваше пребыванiе съ теперешнимъ вашимъ жительствомъ? Васъ стращало то, что надобно умереть своей волѣ и чувствамъ; однако жъ видите, что мертвость сiя оживляетъ, и порабощенiе доставляетъ свободу. Не жалѣйте и о потерянномъ времени; — оно не потеряно, но, видно, еще не приспѣло. Вы вступили въ обитель управляемую точно матерью, а не госпожею игуменьею; вамъ показанъ путь какъ идти, и имѣете руководительницу: все это велiй даръ Божiй для васъ есть. Приносúте Господу благодаренiе сердечное, и постарайтесь объ исполненiи Святой Его воли.

Вы убѣждены, что надобно имѣть сильное послушанiе для спасенiя, но страшитесь неразумiя своего, потому что не всегда бываете въ одномъ устроенiи, да этого и быть нельзя, чтобы быть не бориму страстьми и не волнуему отъ многоразличныхъ помышленiй. Но на все сiе имѣете наставленiе св. отцевъ, и первое правило — сознанiе и откровенiе матери своихъ немощей, хотя бы и противъ ея врагъ вооружилъ, завидуя пользѣ вашей: то все надобно открыть, чѣмъ и упразднится его кознь.

Упоминаете вы, что теперь пришло для васъ время дѣянiями читать ученiе св. отцевъ: точно такъ. Живши въ мiрѣ, вы не имѣли къ сему средствъ съ кѣмъ бы дѣлать. Мудрованiе мiрское противно закону Божiю; этого нельзя опровергнуть; почему и хотящiи благочестно жити гоними будутъ (2 Тим. 3, 12). А здѣсь другое намѣренiе и расположенiе: хотя иногда въ чемъ и погрѣшитъ кто, но сiе послужитъ къ вящшему искусу и исправленiю ихъ, и ко смиренiю. Дѣятельный разумъ предпочитается простому понятiю и разумѣнiю писанiй; почему и сказано: разумъ кичитъ, а любы созидаетъ (1 Кор. 8, 1). Не надобно углубляться далеко въ разумѣнiе; чего иногда не понимаете, оставьте это такъ, умъ еще не чистъ, не можетъ всего обнять; будьте довольны тѣмъ, чтó разумѣете, и постарайтесь оное исполнить; тогда и тò откроется. Св. Исаакъ пишетъ: «горе предати новоначальному высокая»; и въ другомъ мѣстѣ: «не пользуетъ разумѣнiе писанiй пребывающихъ въ страстѣхъ.» По келлiи старайтесь, сколько можно, миръ имѣти; и не себѣ угождати, но кiйждо ближнему; и всегда ближняго честiю больша себе творяще (Рим. 15, 1. 2. 12, 10. 18. Филип. 2, 3); другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ (Галат. 6, 2).

Всѣ же случаи, какiе бы ни происходили, будутъ вамъ полезны къ самоукоренiю, къ терпѣнiю, къ познанiю своей немощи и къ достиженiю смиренiя; а на все сiе рѣшенiе матери Г. должно служить вамъ успокоенiемъ. Мы сердечно радуемся, что вамъ даровалъ Господь такую товарку и собесѣдницу единомысленную; да будетъ же между вами миръ, любовь и согласiе.

Вы очень хорошо сдѣлали, что написали къ своимъ роднымъ о вашемъ рѣшенiи, они сначала, можетъ быть, и поскорбятъ, но успокоются.

N. Вашу успокоивайте благонадежiемъ свободы; но такъ какъ она, по усердiю своему, не захочетъ васъ оставить, то для облегченiя ея можете взять другую: только найдется ли такая, которая бы съ охотою пошла туда? Когда же не будетъ такой, то можно взять какую нибудь бѣдную дѣвушку, желающую жить въ монастырѣ, могущую работать. О семъ посовѣтуйтесь съ матушкою игуменьею и Г. и съ З. И. 29-го октября 1838 года.

                                                                                                                                                                                                      4            

Уже вамъ извѣстно о полученiи нами письма изъ маленькой записочки, въ письмѣ матушки, къ вамъ приложенной. А теперь, по мѣрѣ слабаго ума нашего, на оное вамъ отвѣтствуемъ.

Во первыхъ поздравляемъ васъ облекшись въ одѣянiе дѣвъ, посвятившихъ себя Господу. Хотя оно для взора свѣта сего мрачно и непрiятно, но намъ любезно. Оно своею наружностiю выражаетъ внутреннее наше невниманiе къ мiру и его прелестямъ; чрезъ чтó имѣемъ свободу, совлекаясь страстей, приближаться ко Христу.

Слава премногому Его милосердiю, что Онъ васъ успокоиваетъ и носитъ, какъ чадолюбивая мать младенца, на дланѣ руки своей, непреобыкша еще, за мягкость ногъ своихъ, ходити. Но надобно же быть и испытанiю, къ вящшей вашей пользѣ и познанiю своей немощи, а отъ сего къ стяжанiю смиренiя. Вамъ отчасти уже и появлялись противные прилоги, — что могла бы и дома угодить Богу. Но благодаренiе Господу, чрезъ откровенiе ваше, вы успокоились. Держитесь же всегда сего спасительнаго средства.

Мы не находимъ нужды представлять вамъ неудобства, которыя бы имѣли и могли имѣть препятствiемъ къ вашему спасенiю, живши въ своемъ домѣ. Вы должны быть въ этомъ довольно убѣждены. Одно это, что таковые помыслы приходятъ къ вамъ съ смущенiемъ, доказываетъ вамъ, что есть дѣйствiе вражiе, и не надобно имъ слѣдовать, но откровенiемъ уничтожать. Хотя вы и говорите, что недостойны идти путемъ вамъ указаннымъ: но вы на оный призваны, васъ никто не сгоняетъ съ него, и онъ очень вѣренъ и непрелестенъ.

Вы безпокоились о родныхъ своихъ, что онѣ горячо примутъ ваше отъ нихъ отсутствiе; но напротивъ онѣ столь благоразумны, что не только не отвращаютъ васъ отъ сего спасительнаго предпрiятiя, но еще и молятъ Бога о укрѣпленiи васъ на семъ пути; а В…. и сама желаетъ, по времени, имѣть у васъ пристанище. Не есть ли это дѣло Божiе и измѣна десницы Вышняго (Пс. 76, 11)?

Касательно собственности вашей, братецъ вашъ хотя и не совѣтуетъ спѣшить, но по нашему мнѣнiю, кажется, не для чего и медлить; дабы удобнѣе отвлечь умъ отъ мiра, и отъ опасенiй, кои вамъ видны въ участiи другихъ. А отъ сего и брань съ этой стороны не будетъ васъ безпокоить. Имѣніе ваше состоитъ на имя братца вашего, въ честности коего никакъ нельзя усумниться: но случай, обстоятельства и непредвидимые обороты судьбы дѣлаютъ во всемъ измѣненiе. Впрочемъ во всемъ этомъ надо полагаться на власть Божiю, и излишне о семъ не заботиться. Онъ какъ весь мiръ питаетъ, одѣваетъ и о всѣхъ промышляетъ, такъ и о насъ попечется. Только ищите прежде царствiя Божiя и правды Его, и сiя вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Хотя вамъ и рано еще выѣзжать изъ обители, но на сей предметъ — дабы успокоить себя, полагаемъ, проживши тамъ будущiй мясоѣдъ и святый великiй постъ, послѣ же праздника Пасхи прiѣхать сюда, и устроить дѣла свои, какъ Господь вамъ поможетъ. Между тѣмъ пройдетъ полгода вашего тамъ жительства, и вы можете сравнить жизнь домашнюю съ тамошней.

О сообществѣ вашемъ съ З. И. вы держитесь правилъ матери Г.: съ осторожностiю, чтобы отъ противомудрствованiя не произошло между вами вражды и ненависти; помните апостольское ученiе: другъ друга тяготы носите, и тако исполните законъ Христовъ (Галат. 6, 2). Мать К. мы желали направить на правую стезю. Но вышло иначе. Мы и послѣ ей предлагали уже прямо, что мать игуменья занята, чтобы покорилась другой, кому она отдастъ; но она, по пылкости своей, находитъ для себя окормительницею мать игуменiю. Мы больше не могли противоборствовать; самолюбiе другой стороны уже довольно пострадало... Мы сердечно объ ней сожалѣемъ, зная ея пылкость, и могущiй произойти отъ оной вредъ; но предаемъ ее промыслу Божiю, приведшему ее во святую обитель, что не попуститъ ей погибнуть, но сподобитъ прiйти въ разумъ истины. Къ сожалѣнiю о матери К., она не видитъ своего вреда; хотя мы и много ей писали и открывали глаза, но видно до времени лежитъ покровъ на сердцѣ ея. Однако силенъ Господь и ее просвѣтить.

Вы же внимайте себѣ и своимъ недостаткамъ; чужiя страсти намъ не вредятъ, но еще показуютъ намъ видѣть наши, и смиряютъ насъ. Наклонность ваша къ уединенiю должна сообразоваться съ тѣмъ, сколько отъ онаго прiобрѣтается пользы; и сiе должны не сами повѣрять, но отдавать на разсужденiе матери Г. Ежели оно не приноситъ смиренiя плодовъ, но даетъ вину къ высокоумiю, то нельзя его одобрить. Не хвалимъ и разсѣянности, но совѣтуемъ держаться средняго пути. Хотя многое для васъ тамъ не нравится, но вы не должны судъ сей покорять своему разуму; общiя устройства и чиноположенiя обители пріймите за свято.

Что жъ касается до частныхъ немощей и побѣжденiй отъ страстей, то относите къ тому, что мы находимся въ борьбѣ со страстями, и не всѣ имѣемъ равный разумъ и силы къ противоборству, а также и направленiе, и различное устроенiе, различныя сословiя и разные характеры. Но изъ всего сего благость Божiя устроиваетъ полезное, чего мы, безъ особеннаго просвѣщенiя, постигнуть не можемъ; и много о семъ писать не будемъ; а только скажемъ, что чрезъ немощныхъ, оскорбляющихъ насъ, мы стяжаваемъ терпѣнiе, или познаемъ свои немощи.

Вѣра и расположенiе ваше къ матери Г. для васъ очень нужны и полезны, и мы никакъ не намѣрены васъ съ нею разлучать, ежели бы и исполнились слухи, пронесшiеся у васъ объ ней. Но мы сего не желаемъ, а пусть она тамъ будетъ. Впрочемъ Богъ вѣсть, чтó кому полезно.

Замѣчанiе ваше хотя и правильно на счетъ управленiя обителью, но гдѣ же найдете такого генiя, чтобы могъ одинъ все обнять? То и въ этомъ случаѣ надобно не давать воли своему разсужденiю, и оставить это тáкъ, какъ оно идетъ; слава Богу, что до насъ не касается. Вы еще не знаете сего креста. — Случается, что и невольно на него восходятъ. Мы разумѣемъ о обѣихъ сторонахъ; однако же сiе вамъ не тàкъ еще понятно (*).

О таинствѣ монашескаго образа прочтите у св. аввы Дороѳея въ первомъ словѣ объ отверженiи мiра; много есть и у другихъ отцевъ, у св. Симеона ѳессалоникскаго и у Iосифа волоколамскаго и у другихъ. Прочтите еще въ житiи Симеона Христа ради юродиваго, 27 iюля, объ откровенiи о семъ таинствѣ. Понять же силу сего таинства вы еще не можете. Желать его, яко спасительнаго средства, порока нѣтъ; но искать и домогаться постыдно, и доказательно, что къ оному еще не готовы. Проходите прежде искусъ, а тогда и будетъ видно. 26 ноября 1838 года.

                                                                                                                                                                                                      5            

Поздравляю васъ встрѣтивши сей праздникъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа, равно и съ приближающимся Новымъ годомъ. Желаемъ, чтобы милосердый Спаситель утѣшилъ васъ въ мирномъ вашемъ обиталищѣ, любве ради Его вами избранномъ, истиннымъ утѣшенiемъ сердечной радости о Господѣ, а не мiрскимъ, суетнымъ, тлѣннымъ и скоропреходящимъ.

Смущенiе ваше о томъ, что не понесете обязанностей, принятыхъ вами на себя по облеченiи въ монашескую одежду, ввергающiя васъ въ унынiе, — совершенно суть козни вражiя, дабы поколебать вашъ миръ и спокойствiе, которое вы по временамъ ощущаете. Нельзя же, чтобъ не было и браней, ибо въ оныхъ болѣе искусство воина показуется, и вѣра утверждается. Мужъ же не искушенъ не искусенъ. А Самъ искушенъ бывъ, можетъ и искушаемымъ помощи (Евр. 2, 18).

Вы пишите: чѣмъ смиреннѣе одѣянiе, тѣмъ болѣе даетъ чувствовать страсти, скрывающiяся подъ его покровомъ. Сiе–то и нужно, чтобы оныя видѣть въ себѣ и чувствовать. Когда вы ихъ чувствуете, то ужъ вѣрно не вознесетесь своими исправленiями, а будете имѣть смиренное мудрованiе и самоукоренiе, за гнусность оныхъ, и старанiе о исправленiи; на чтó призритъ Господь и подастъ Свою помощь (Пс. 33, 19). Исправивъ же чтó, уже не будете себѣ приписывать, зная свою немощь. Прочтите слово Iоанна Карпафiйскаго утѣшительное къ инокамъ. Оное вамъ будетъ полезно.

Мы вамъ дѣлали совѣтъ не спѣшить скоро отлучаться изъ обители, хотя и нужду имѣете, къ чему и срокъ назначили полгода: но не потому, чтобы подозрѣвали въ желанiи возвратиться и быть подлѣ своихъ. Вы не понудительно, но добровольно посвятили себя сей жизни; и уже имѣете награду временно, не желая промѣнять ни на какiя свѣтскiя удовольствiя. Когда поживете еще, болѣе удостовѣритесь въ истинѣ сего. Однако жь не желайте и всегдашнихъ утѣшенiй, ибо онѣ безъ креста не только не прочны, но даже опасны.

Вамъ показалось страннымъ мнѣнiе о раздѣленiи въ соотношенiяхъ и въ чувствахъ къ сестрамъ вашего круга, противу другихъ сестеръ. Чтó находите не разсудительнымъ? Ибо какъ всѣхъ одна цѣль, стало быть должно любить каждаго: а подраздѣленiя могутъ раздѣлять на партiи, и препятствовать достиженiю истинной цѣли. Не надобно принимать въ строгомъ смыслѣ сего раздѣленiя, и считать партiями; но имѣть разсужденiе, которое, какъ свѣтъ, просвѣщаетъ мысленныя очи. Грубое понятiе раздѣленiя нельзя одобрить, но удаленiе отъ противомудрствующихъ, хотя и къ одной цѣли стремящихся — нужно. Какъ пишется въ старчествѣ: «всѣхъ люби и всѣхъ бѣгай». И въ псалмѣ: Богъ вселяетъ единомысленныя въ домъ (Пс. 67, 7). И сами вы охуждали сiе мнѣнiе, но по необходимости и по разсужденiю слѣдуете дѣломъ оному. — Чтò мы вамъ и покажемъ послѣ. Отеческiя законоположенiя уставили непремѣннымъ и нужнымъ ко спасенiю: имѣть откровенiе и повиновенiе къ старцамъ, о семъ нечего много писать, вы убѣждены писанiемъ и самымъ опытомъ, что оное полезно.

Но въ нынѣшнiя времена есть многiя противящiеся сему ученiю, и порицающiе исполняющихъ оное. Имѣвши съ такими единство, не находитесь ли въ опасности лишиться здраваго смысла, и пристать къ ихъ лжемудрованiю?

Есть и такiе, которые уважаютъ и принимаютъ сiе ученiе, но для нихъ не нравится наставленiе, или образъ жизни старца, или старицы, къ коимъ вы имѣете расположенiе; они судятъ объ нихъ, обращаютъ ихъ дѣла въ худую сторону; и это пáдаетъ на сердце ваше, колеблетъ вашу вѣру и удаляетъ васъ отъ нѣдра матери. О чемъ тщится дiаволъ всѣми мѣрами, какъ бы только ослабить вѣру, и вести путемъ самомнѣнiя и самочинiя, мечетъ помыслами и чрезъ людей старается сiе учинить. — Не должно ли такихъ людей удаляться? Съ вами это случилось, вспомните о К.

А другiе почитаютъ и ученiе сiе, и людей тѣхъ, къ коимъ относитесь, не охуждаютъ; но ихъ нравственность и другiя сужденiя для васъ не нравятся. Не нужно ли и такихъ удаляться, дабы самимъ не подпасть тому жъ, или чрезъ подражанiе, или за осужденiе ихъ. И въ семъ случаѣ вы такъ поступаете относительно къ М.: на языкѣ одно, а въ сердцѣ другое; а стараго воробья на мякинѣ не обманешь…. это чтò значитъ? Политическое обращенiе, тò же что и удаленiе.

Описанныя дѣйствiя нужны съ разсужденiемъ, но ихъ нельзя назвать раздѣленiемъ на партiи. Не надобно имѣть къ нимъ враждебныхъ завѣщанiй, но понуждаться къ любленiю, и избѣгать сужденiя о нихъ; и хотя онѣ не тѣмъ путемъ идутъ — т. е. легчайшимъ и кратчайшимъ къ стяжанiю смиренiя и побѣдѣ страстей, и конечно тяжелѣе влекутъ иго подвига; но, по намѣренiю къ одной цѣли, силенъ Господь спасти ихъ, или болѣзнями, или скорбями. Ежели онѣ наносятъ вамъ скорби, то надобно считать ихъ орудiями Божiими, ко спасенiю вашему употребляемыми, и своими благодѣтелями, молиться за нихъ Богу и истреблять всякiй видъ къ нимъ немирства. Сему–то учатъ и наставленiя — отца или матери, а не злобѣ, или ненависти.

Въ нѣкоторыхъ случаяхъ вы смѣлѣе относитесь къ единодушнымъ сестрамъ, нежели къ тѣмъ, кои противомудрствуютъ, по вышеписаннымъ причинамъ, чтò не должно казаться раздѣленiемъ, какъ довольно о семъ показали вамъ.

Въ привязанности къ матери вы находите много дѣтства. Но гдѣ вѣра, тамъ и дѣтская любовь; безъ коей кáкъ вы можете довѣрять ей тайны своего сердца? Разсужденiя о сихъ предметахъ могли васъ повредить; хорошо, что вы ихъ открыли; а то онѣ могли бы принести невкусные плоды.

При взглядѣ на мать К., вамъ живо представляются страсти другихъ. Но кто можетъ испытать внутреннiя движенiя сердецъ ихъ? Многое кажущееся намъ грѣховнымъ дѣйствiемъ, по благому намѣренiю, прiемлется отъ Бога добрымъ дѣломъ; а иное — и въ образѣ добродѣтели представляющееся, по злому произволенiю, у Бога отвержено. Оставимъ дѣла ихъ на судъ Божiй, а мы попечемся о себѣ, и дабы, чрезъ строгое сужденiе о другихъ, не быть подобнымъ видѣвшему сучецъ въ оцѣ брата своего, а въ себѣ бревна не видѣвшему[3]. Нельзя, чтобы не было болѣзни въ сердцѣ ихъ о томъ, чтó вы видите въ дѣлахъ ихъ худаго; а посему по глаголу старца: «ты видишь другихъ паденiя, но не видишь ихъ покаянiя», можно и вамъ тó же сказать. Конечно, самолюбiе и осужденiе другихъ, бывшихъ въ такомъ же отношенiи къ начальницѣ, поставили и ее въ мрачной сей стезѣ; но не безъ болѣзни проходятъ ей сiи поползновенiя. Однако жъ вамъ отнюдь не мѣшаютъ страсти другихъ ко спасенiю идти, — вамъ болѣе это должно послужить наукою; а непрiятныя для васъ, или до васъ касающiяся отношенiя къ познанiю себя, своихъ страстей, немощей, и къ стяжанiю смиренiя. И вотъ тутъ–то надобно дѣянiями читать книги отеческiя. Въ мiрѣ же, когда вы жили однѣ, вы не могли ни себя познать, ни страстей своихъ и немощей; а потому и смиряться было не въ чемъ; а паче еще была вина видѣть свои исправленiя. Чтò можетъ быть опаснѣе сего? Но теперь вы, благодатiю Божiею, находитесь въ подвигѣ Христова воинства. Убѣгайте составлять свой разумъ и свое мудрованiе — слѣдовать имъ и своей волѣ. По милости Божiей, вы имѣете мать духовную; открывайте ей все: будете спокойны. Хотя иногда буря возстанетъ, ожидайте погоды и яснаго времени; это непремѣнно и нужно въ духовномъ обученiи.

Мать Г. Господь укрѣпляетъ для васъ немощныхъ, силенъ и впредь облегчить ея болѣзни, только бы вы всѣ къ ней относящiяся приносили плоды смиренiя. Молитесь о семъ Богу.

О монашествѣ скажемъ вамъ то: вы не можете своимъ разумомъ постигнуть сего таинства, а паче когда еще и думаете изобиловать онымъ. «Вѣра тончайша есть разума»; вѣрою только постигаемъ таинства. Довольно для васъ одного убѣжденiя житiя Симеона и Iоанна; а о прочихъ и нужды не имѣется. Прочтите житiя духоносныхъ великихъ мужей: Антонiя Великаго, Павла Ѳивейскаго, Паисiя, Ѳеодосiя, Пимена, Пахомiя, Макарiя, Памвы и прочихъ; также матерей: Олимпiады, Евпраксiи, Февронiи, Марины и другихъ, угодившихъ Богу безчисленныхъ; и оставьте разумомъ испытывать неиспытанное. Цари, князи, богатые и убогiе, премудрые почитаютъ ихъ памяти, и покланяются св. ихъ мощамъ. Не въ монашествѣ ли онѣ просiяли? Можетъ ли нашъ разумъ сравниться съ разумомъ оныхъ? но они не испытывали, а съ вѣрою принимали образъ. Оставьте испытанiе, которое вамъ много принесетъ вреда. И того нечего страшиться, чтò вы видѣли при постриженiи К. и З.: смиренно чувство — всего этого будетъ свободно; оно–то требуется во всякомъ степени; а достигать можно до него многими средствами, о чемъ вамъ довольно писано.

Призывать угодниковъ можно краткою молитвою, но не особенно составленными, какъ многiе дѣлаютъ самочинно. За исполненiемъ оныхъ не достанетъ времени и положеннаго правилами отеческими исправить. 30 декабря 1838 года.

 



[1] Мф. 8:25.

[2] Ср.: Пс. 115:3.

[3] Ср.: Мф. 7:3.



(*) Матери Е., чрезъ 24 года послѣ того, какъ написано это къ ней, дѣйствительно случилось невольно взойти на крестъ начальства. См. письмо № 20.