Отправивши на почту письмо къ вамъ, получили ваше въ самый день вашего рожденiя 31 декабря, и сейчасъ же берусь за перо, и васъ со днемъ онымъ поздравляемъ. Желать вамъ ничего лучшаго не можемъ, какъ, милосердiемъ Божiимъ, стяжать миръ душевный и неотъемлемую надежду спасенiя, не по дѣламъ нашимъ, но по заслугамъ Спасителя нашего Господа Iисуса Христа.

Благодаренiе Господу, что Онъ васъ успокоиваетъ духомъ и тѣломъ. Оно и впредь будетъ, когда будемъ держаться правила, изреченнаго Самимъ Господомъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь, и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Смиренiе въ самыхъ бранѣхъ доставляетъ успокоенiе. Ибо безъ браней и смириться нельзя, но опасно прiйти въ высокоумiе. Почему за все благодарите Бога.

Проведенное въ суетѣ время уже не воротишь; но благодаренiе Господу, что призвалъ васъ и утвердилъ въ благотишное пристанище. Вспомните, какъ трудно было для васъ рѣшенiе, и какимъ вамъ казалось наше званiе? Но это была явная кознь вражiя. Богъ помогъ вамъ отъ оной ускользнуть и суету попрать. 31 декабря 1838 года.

                                                                                                                                                                                                      1            

Очень замѣтно, что писали вы письмо отъ 3-го генваря въ сильномъ смущенiи духа, которое совсѣмъ противоположно второму вашему письму, и конечно писали, не читая еще нашего письма. Мы о васъ сердечно соболѣзновали, но понудить васъ не имѣли намѣренiя, ибо благое произволенiе прочно, а не принужденное.

Вы пишите, что дѣлаете изъ послушанiя; а мы отнюдъ не требуемъ принужденно, но добровольно. Васъ вѣрно что нибудь тронуло и по части самолюбiя; а болѣе всего опасно вникать въ недостатки другихъ: въ такомъ случаѣ врагъ ловитъ и представляетъ вещи ничего не значущiя въ бóльшемъ видѣ; — но мы предаемъ это забвенiю. Впрочемъ не худо, что вы изъяснили свои чувства, хотя въ минуты заблужденiя повстрѣчавшiяся съ вами.

Второе ваше письмо, 11 генваря посланное, совсѣмъ противно тѣмъ взволновавшимся чувствамъ, кои вы имѣли, писавши первое письмо; этому нечего дивиться; безъ борьбы побѣды не бываетъ, и не познавъ своей немощи смиренiя не достигаютъ.

Вы говорите, что не имѣете плодовъ смиренiя, но вмѣсто его гордость и самомнѣнiе васъ обуреваютъ. Какъ же вы хотите въ столь краткое время стяжать смиренiе? Это высочайшiй даръ; а кàкъ онъ снискивается, о семъ вы имѣете наставленiе въ первомъ письмѣ, и прочтите въ книгахъ св. отцевъ о сей великой добродѣтели. Послушанiе къ матери когда будете выполнять въ точности, не полагаясь на свой разумъ, то и цвѣтъ сей добродѣтели будетъ въ васъ процвѣтать. Но знайте, что ненавидяй добра дiаволъ многiя брани воздвигать на васъ будетъ, дабы отторгнуть отъ спасительнаго сего подвига.

Не дозволяйте своему разуму простираться въ высокiя и неудоборазумѣваемыя понятiя; сiе вамъ не полезно, прежде дѣланiя первыхъ; и прежде времени не пользуетъ знанiе высокихъ, а паче еще повреждаетъ, и умъ надмѣваетъ.

О матушкѣ же не печальтесь, что ее мало оцѣняютъ; довольно, что вы ею пользуетесь, и другiе, кто хочетъ; но горе человѣку тому, егда рѣкутъ вси человѣцы добрѣ (Лук. 6, 26). Она также должна имѣть своего рода скорби, смотрѣнiемъ Божiимъ посылаемыя ей ко искусу. 21 генваря 1839 г.

                                                                                                                                                                                                      2            

Напрасно вы безпокоитесь, что мы будемъ оскорбляться на васъ за рѣшимость оставить С. монастырь. Развѣ мы васъ нудили къ сему? До сихъ поръ мы изъ писемъ вашихъ видѣли только то, что вы тамъ спокойны, кромѣ одного письма; но и то вы послѣ опровергнули; и потому полагали, что на томъ мѣстѣ есть званiе къ вашему спасенiю. Но теперь, видя противное сему чувство ваше, отнюдъ не скорбимъ на васъ, и не понуждаемъ остаться тамъ, а предоставляемъ волѣ Божiей и вашей, — куда Онъ васъ руководитъ и гдѣ устроитъ ваше спасенiе. Впрочемъ должны вамъ замѣтить и просимъ не принять сего за оскорбленiе съ нашей стороны; но когда бы умолчали, это осталось бы у насъ на совѣсти, что поступили по человѣкоугодiю: перемѣна произошла въ васъ отъ презорства и зазрѣнiя ближнихъ въ ихъ немощахъ и неисправленiяхъ, чтò мы замѣтили изъ вашихъ писемъ, на которые, сколько могли, старались дать вамъ вразумленiе. Вы не найдете на землѣ совершенства; но недостатки другихъ ни мало не препятствуютъ вамъ идти путемъ спасенiя; и хотя онѣ наносятъ вамъ оскорбленiя, — но онѣ суть орудiя Божiя, показывающiя вамъ ваше устроенiе, дабы, познавъ чрезъ сiе свои недостатки, немощь и неразумiе, попеклись о исцѣленiи себя. Строгое же ваше о нихъ сужденiе не допускаетъ сего исполнить, и вы остаетесь безъ плода.

Читая духовныя книги, прилагайте болѣе къ себѣ, а не къ другимъ въ оныхъ написанное; а иначе вмѣсто того, чтобы приложить пластырь къ своимъ язвамъ, налагаете вредный ядъ, и болѣе оныя растворяются. Вы видите страсти другихъ, но не видите, каковые онѣ подъемлютъ за нихъ труды и скорби, раскаянiе, окаяванiе себя, отложенiе надежды на свои исправленiя, и прочее, какъ пишетъ св. Iоаннъ Карпафiйскiй, кои прiемлются отъ Бога вмѣсто дѣланiй, намъ сего невѣдущимъ. Но ежели бы и сего не было, то невѣдомыми намъ судьбами не силенъ ли Богъ, посланiемъ скорбей или болѣзней, устроить ихъ исправленiе и спасенiе?

Мы вамъ показывали у св. Каллиста въ 43 главѣ, что «смиренiе одно и кромѣ дѣлъ проститъ многiя согрѣшенiя; а напротивъ дѣла безъ смиренiя безполезны». Мы видимъ, что вы не имѣете спокойствiя, которое снискивается только смиренiемъ; а кàкъ снискивается смиренiе, мы вамъ прежде много писали, да и сами вы изъ отеческихъ книгъ можете видѣть.

Вы испытали уединенную жизнь, — какую она вамъ пользу принесла? доставила ли спокойствiе? Отнюдъ нѣтъ. Мы вамъ пишемъ это совсѣмъ не съ тѣмъ намѣренiемъ, чтобы удержать васъ въ С—ѣ; но дабы вразумить васъ, что и въ другомъ мѣстѣ можетъ встрѣтить васъ искушенiе, хотя и не точно такое, но другаго рода, а все искушенiе: ибо вся жизнь наша есть искушенiе (Iов. 7, 1). 7 марта 1839 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

Благодаренiе Господу, что Онъ умиротворилъ духъ твой въ священной обители, причисливъ къ честнымъ дѣвамъ работающимъ Ему. Старайся исполнять долгъ свой дѣланiемъ заповѣдей Христовыхъ, съ крайнимъ старанiемъ и сокрушенiемъ сердца, вмѣняя себя послѣднѣйшу и меньшу всѣхъ. Съ таковымъ устроенiемъ всегда будешь имѣть покой; а исходя изъ сего, многiе усрящутъ смущенiя; ты уже сiе отчасти испытала. Писать книгу св. Исаака Сирина да благословитъ тебѣ Господь и да поможетъ; польза велiя будетъ. 30 сентября 1839 года.

                                                                                                                                                                                                      4            

Слава Богу, что умиротворилась въ пребыванiи во св. обители и въ келiи съ единомудренною сестрою, подъ руководствомъ одной матери. Даруй же, Боже, успѣвать тебѣ во благихъ по Бозѣ дѣянiяхъ; но на оныя не полагаться, а болѣе смиряться, и имѣть сокрушенное сердце и смиренiе, ибо безъ сего нельзя истиннаго мира достигнуть. Когда же не будетъ браней, то чему ты научишься? И какъ познаешь себя? Когда будешь видѣть только свои исправленiя, а немощей не будетъ, не смиришься. Св. Исаакъ пишетъ: «егда обрящешь миръ неизмѣненъ, тогда убойся, занеже далече отстоиши отъ праваго пути, ходимаго страдательными ногами святыхъ» (сл. 78).

Не устрашаемъ тебя, но внушаемъ небоязненность въ приходящихъ браняхъ, и въ необходимости оныхъ. Читай отеческiя книги, познавай теоретически; а придетъ случай, показывай на практикѣ. Понуждай себя на дѣланiя заповѣдей Евангельскихъ, и увидишь, сколь далеко отстоишь отъ оныхъ, тогда по неволѣ должна смириться; а хотя бы что и исполнила, то не забудь и той заповѣди: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключимы есмы (Лук. 17, 10). Пекись о стяжанiи смиренiя, которое нужно во всякой добродѣтели, какъ соль во всякой пищѣ. 31 октября 1839 года.