Съ сердечнымъ удовольствiемъ поздравляемъ тебя со днемъ твоего Ангела 26 генваря. Вотъ уже другой разъ приносимъ тебѣ сiе поздравленiе во св. обители. Да укрѣпитъ тебя Господь и до конца жизни твоей пребыть во оной, подвигомъ добрымъ подвизаться, теченiе скончать, вѣру соблюсти и, преселяясь въ вѣчныя обители, получить вѣнецъ правды со всѣми возлюбившими Господа! Инаго чего лучшаго пожелать тебѣ въ сей день мы не находимъ.

Мы очень рады, что ты покойна, хотя сей покой и нельзя прочнымъ назвать, ибо оный снискивается истиннымъ смиренiемъ: но сiе предадимъ на волю Божiю. Онъ знаетъ, когда ко утѣшенiю даровать успокоенiе, и паки, когда посѣщать искушенiями къ познанiю своея немощи, и ко обученiю въ духовныхъ браняхъ и ко смиренiю. Токмо да не оскудѣетъ вѣра твоя въ отеческомъ Его о тебѣ промыслѣ.

Мы слышали, что начала писать книгу св. Исаака Сирина. Да поможетъ тебѣ Господь совершить сiе дѣло, и богодухновеннымъ его ученiемъ прiйти въ разумъ духовный. Въ 78 словѣ онъ не одобряетъ и миръ всегдашнiй, но говоритъ: «убойся, егда обрящешь миръ неизмѣненъ на пути твоемъ». А почему? Далѣе увидишь, прочитавши. Да и многiе св. отцы, дѣятельнымъ путемъ прошедшiи, о семъ насъ научаютъ. Будь же благодушна во всемъ, чтó принадлежитъ къ блаженству кротости, по словамъ св. Лѣствичника, св. Петра Дамаскина и прочихъ. 22 генваря 1840 года.

                                                                                                                                                                                                      1            

Что святое ученiе великаго мужа св. Исаака Сирина кажется тебѣ непонятнымъ, ни мало о семъ не удивляемся. Ежели будешь писать, читать и понимаемое дѣломъ исполнять, сколько можно, то и разумъ духовный въ оной обрѣтающiйся ясно тебѣ откроется, и увидишь важность, величiе и красоту слова его, исполненнаго неизреченной духовной пользы. Въ 78 словѣ мы писали тебѣ прочитать статью: «егда обрящешь на пути твоемъ миръ неизмѣненъ, тогда убойся,» которая очень удобовразумительна и дающая познать, что, когда думаетъ человѣкъ имѣть миръ всегдашнiй, то сего бы опасаться. Ибо въ борьбѣ со страстями, пока онѣ не будутъ совершенно побѣждены и мы не прiидемъ во смиренiе, нельзя имѣть всегдашняго мiра, но бываетъ рать и заступленiе, страхъ и надежда, мракъ и свѣтъ. Но какъ видимъ изъ письма твоего, что имѣешь еще стуженiе страстей, противъ коихъ, съ помощiю Божiею, чрезъ откровенiе духовной матери, наставленiемъ ея, борешься и умиротворяешься, и не мнишь себя быть побѣдительницею страстей, а смиряешься, видя свою скудость и немощь къ исполненiю заповѣдей Божiихъ: то это еще не есть опасность. Господь да сохранитъ тебя отъ самонадѣянiя и самообольщенiя. Не опасайся и мнимаго твоего равнодушiя: оное нужно и полезно для желающихъ спастися, и состоитъ въ заповѣди Божiей о блаженствахъ: «блаженни кротцiи[1]». О чемъ прочитай у Петра Дамаскина на листѣ 14 и 69, и будешь различать о своемъ равнодушiи. 10 февраля 1840 года.

                                                                                                                                                                                                      2            

Угодно было всемогущему Творцу нашему призвать въ вѣчный покой вашу духовную мать, а нашу по духу возлюбленную дщерь, мать Г. Да будетъ Его Святая воля! Оная всегда блага, свята и совершенна, и мы, хотя и съ прискорбiемъ, но должны покоряться оной безропотно и съ сыновнею покорностiю. Знаемъ, что невыразима для васъ скорбь лишиться той, которая прохлаждала зной страстей вашихъ, питала души ваши манною слова Божiя, подавала успокоенiе въ смущенiяхъ и недоумѣнiяхъ вашихъ. Но каково же было видѣть ее столько время страждующую безотрадною болѣзнiю, которая, можетъ быть, послана была, смотрѣнiемъ Божiимъ, окончательнымъ испытанiемъ для прiобрѣтенiя вѣчнаго покоя. Неисповѣдимый и непостижимый въ судьбахъ Твоихъ Господи! прiявшiй несомнѣнно въ селенiя Твои рабу Твою Г., посли утѣшенiе духовное рабамъ Твоимъ, сѣтующимъ о лишенiи духовной своей матери! Посли свѣтъ Твой и просвѣти сердца ихъ къ познанiю истины, и къ благоугожденiю Тебѣ настави ихъ!

Мы объ васъ и о всѣхъ о ней сѣтующихъ сердечно соболѣзнуемъ и не могли принять равнодушно извѣщенiя сего, хотя и всякая почта не радовала насъ, видя ея жестокiя страданiя и ваше томленiе. Но теперь уже сего возвратить не возможно, и когда любите ее и хотите чтить ее, подражайте вѣрѣ ея и житiю, дабы и самимъ удостоиться отойти отсюда блаженной кончиною. Она, аще обрѣла благодать предъ Богомъ (въ чемъ и не сомнѣваемся), будетъ и объ васъ ходатайствовать у Бога, и не меньшую пользу вамъ принесетъ, какъ и жила съ вами. 1 октября 1840 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

Мы уже писали къ тебѣ вмѣстѣ съ NN., по полученiи писемъ вашихъ о кончинѣ матери Г., 1–го октября, и отъ того же числа получили еще кучу вашихъ писемъ, въ коихъ все одно и тоже изъясняется — скорбь ваша и недоумѣнiе, какъ провождать жизнь свою и къ кому приклонить главу. По сей части и мы недоумѣемъ, чтó предпринять. Вы всѣ узнали путь жизни сей, что нужно къ руководству и къ откровенiю имѣть человѣка, и что гораздо тяжелѣе самимъ собою управлять, какъ бы ни былъ кто премудръ; почему и не легко будетъ идти самочиннымъ путемъ и безъ откровенiя; ибо по слову св. Моисея въ посланiи св. Кассiана: «само тó, еже открывати помыслы отцемъ, увядаетъ ихъ и немощнѣйши творитъ.» Но къ кому имѣть сiе отношенiе — должна каждая изъ васъ явить свою вѣру и сердечное расположенiе. По симъ качествамъ даруетъ Богъ и слово, и утѣшенiе, и развязку въ недоумѣнiи; а врагъ, ненавидя гласа утвержденiя, не допускаетъ до сего, потому что ему удобно коварства свои въ нихъ неутвержденныхъ дѣйствовать и возмущать. И по слову св. Iоанна Лѣствичника: «Всякъ, кто не находитъ къ кому извѣстить своя помыслы, дiавольскимъ недугуетъ недугомъ — гордостiю.» Надобно молиться Господу и просить Его, да пошлетъ таковую мать или сестру по духу, къ коей бы могли извѣщатися. Вотъ сiе наше всѣмъ вамъ наставленiе, и хотя мы грѣшны и по всему недостойны, но дерзаемъ молить о семъ Господа!

Кстати не мѣшаетъ теперь упомянуть, о чемъ прежде мы умолчали. Въ одномъ изъ писемъ твоихъ, во время матушкиной болѣзни писанномъ, ты, бывши въ разстройствѣ духа, говоришь, что можно окормляться книгою св. Исаака Сирина. Но сходно ли было твое устроенiе тогдашнее, хотя въ чемъ нибудь, съ наставленiемъ св. Исаака? Онъ пылаетъ смиренiемъ и любовiю; вездѣ о терпѣнiи, о предпочтенiи ближнихъ и о самоукоренiи бесѣдуетъ. Всѣ книги богодухновенныя полезны, но самолюбивая наша воля и кичливый разумъ дѣлаютъ сему препятствiе; и мы, взявши оружiе, вмѣсто того, чтобы поражать имъ врага, употребляемъ во вредъ себѣ, и когда навыкнемъ смиренiю чрезъ послушанiе и недовѣрчивость самимъ себѣ, тогда и разумъ истинный стяжаваемъ и помощь Божiю къ исполненiю должнаго получаемъ. А то хотя и разумѣемъ чтó, но о дѣланiи не радимъ и паки помрачаемся. Кажется, въ другомъ письмѣ пишешь, что о смущенiи ономъ покаялась предъ о. I., но о мнѣнiи — осталась ли при ономъ или нѣтъ, мы не знаемъ. 12 октября 1840 года.

                                                                                                                                                                                                      4            

По духовной связи съ вами, имѣемъ обязанность заботиться о вашемъ душевномъ благоустроенiи, паче же, когда и вы сего ищете съ вѣрою; а мы, оставляя свои язвы, принимаемся врачевать другихъ. При жизни матери Г. мы были успокоены, зная ея духовный разумъ и вашу къ ней вѣру; а теперь не знаемъ, чтò дѣлать. Но совѣтъ нашъ таковый, который можетъ относиться къ обѣимъ вамъ: сердечно радуемся о томъ, что вы живете единодушно, чего желаемъ и впредь продолженiя. Теперь у васъ обѣихъ одна мысль — относиться одной къ другой, хотя по внѣшности и кажется, что еще не знаете каждая изъ васъ о семъ расположенiи другой; но мы сiе видимъ изъ вашихъ писемъ, чего и не можемъ скрывать, ибо на семъ должно положить теперь основанiе. Ты просишь, что можешь ли быть къ ней откровенною; она также пишетъ, что желаетъ къ тебѣ относиться. Вы обѣ равны по духовному возрасту и еще юны; ни одна не возметъ на себя обязанности быть путеводительницею другой. Что жъ дѣлать въ такомъ случаѣ? Представляемъ вамъ ученiе великаго старца молдавскаго Василiя, который былъ учитель и старецъ Паисiя старца. Онъ пишетъ о образѣ жизни сошедшихся жити двухъ общежительно. Прочтите въ концѣ надсловiя на книгу блаженнаго отца (нашего) Нила Сорскаго: «Св. отцы повѣлеваютъ въ двухъ или трiехъ жити общежительно» и далѣе. Сей образъ жизни къ вамъ весьма приличествуетъ, слѣдуйте оному, относясь другъ къ другу въ своихъ недоумѣнiяхъ со извѣщенiемъ и смиренiемъ. Въ нужныхъ же случаяхъ, чего не надѣетесь другъ другу рѣшить, или не извѣщаетесь почему, относитесь къ матери игуменьи, и какъ это не всегда можетъ случаться, а изрѣдка, то ни она не поскучаетъ, ни вы суетой не повредитесь. О чемъ не мѣшаетъ предварительно съ нею объясниться и попросить ее о семъ. Въ такомъ случаѣ благодатiю Божiею сохраняемы, молитвами покойной матери вашей Г., избавитесь отъ прелести вражiей, которая для васъ обѣихъ болѣе опасна, нежели какiя либо дебелыя паденiя. Къ прочимъ же сестрамъ имѣйте залогъ прiязни, яко единаго тѣла уди, а не раздѣляйтесь: азъ Павловъ, азъ же Аполлосовъ, азъ же Кифинъ (1 Кор. 1, 12); но всѣ Единаго Христа ученицы; аще и немощную которую увидите и побѣждаему страстьми, не ей приписывайте, а врагу, на сiе подъущающему. Себе же имѣйте послѣднѣйшими всѣхъ, и спокойствiе обрящете. 2–го ноября 1840 года.

 



[1] Мф. 5:5.