Да исправитъ Господь
путь жизни твоей по святой Его волѣ, съ которою и намъ всемѣрно
должно сообразоваться. Ты пишешь, что покойна совершенно во всемъ, но тутъ же
сама себѣ противорѣчишь, пишешь: томишься такимъ чувствомъ, котораго
и объяснить не умѣешь; а далѣе изъясняешь и плоды свои:
нетерпѣнiе, строптивость, лѣность.
Сiя
послѣдняя еще свойственна нашей природѣ, и
къ смиренiю приводитъ пекущагося о себѣ; а первые два порока
преопасные враги, ибо оные — явные плоды гордости, и ежели не будешь
вооружаться противъ нихъ въ началѣ твоихъ подвиговъ, то оные такъ
пообладаютъ тобою и ослѣпятъ душевныя очи, что трудно и исправиться.
Можно даже сказать, что какую имѣла прежде гордость, то оная еще
болѣе умножится. Сiе не отъ насъ пишемъ, а святый Симеонъ Новый Богословъ въ
письменной книгѣ, въ 6–мъ словѣ, пишетъ; прочти его, и въ
Добротолюбiи
31 главѣ писанное весьма нужно для тебя.
Мы въ другихъ ясно
видимъ пороки, даже и малые недостатки. Позволено будетъ напомнить тебѣ,
какъ зазирала N. N., не дай Богъ
попуститься сему на тебѣ; а за осужденiе ближнихъ случается и
сiе; впрочемъ покаянiе и зазрѣнiе
себя не допуститъ до сего.
Нетерпѣнiе
и строптивость умножаются болѣе отъ того, когда мы хотимъ составлять свою
волю и мнимъ себя быти разумными, а не познаваемъ
своей немощи и неразумiя. Прочти о семъ у
св. Петра Дамаскина на 11 листѣ съ половины: «можетъ быть,
что»…. и далѣе, — познаешь, какiя
должно оставить свои хотѣнiя и разумѣнiя.
Изъ вышеписаннаго
твоего противорѣчiя замѣчаемъ, что
ты не имѣешь покоя, который обрѣтается
самоукоренiемъ, кротостiю и смиренiемъ,
по ученiю Господню (Матѳ. 11, 22); почему и должно
снискивать сiи добродѣтели, побѣждая противныя страсти.
Читаешь и пишешь книгу св. Исаака Сирина, сколько тамъ есть похвалы смиренiю
и средствъ къ снисканiю онаго; потщимся же
не знать токмо, но и на дѣло подвигнуться; а
помощь Божiя близь есть.
Сiе
написали отъ истиннаго желанiя тебѣ спасенiя;
надѣемся, что не сочтешь за оскорбленiе.
Неужели должны мы ласкательствовать, а не говорить правду? 18–го генваря
1841 года.
1
Письма твои мы
получили. Въ первомъ видѣли твою скорбь о болящей N.,
но теперь, слава Богу, сiе прошло. А
далѣе унынiе; да вѣдь и
оное проходяще. Какъ же можно имѣть всегдашнее
утѣшенiе? Мы хотимъ всегда наслаждаться, а крестъ, т. е.
искушенiе, не хочемъ понести.
А въ царство небесное многими скорбьми подобаетъ намъ внити (Дѣян. 14, 22). И
святые были боримы унынiемъ, но за любовь Божiю
терпѣли; ибо это духовный крестъ. Въ
побѣжденiи не надѣйся на свою
разсудительность. 18–го сентября 1841 года.
2
Сердечно радуюсь, что
книги тебѣ доставили утѣшенiе
и что занятiе твое продолжается списыванiемъ книги
св. Исаака Сирина: это пища души. Не дай Боже, чтобы она гладомъ гибла; но
только питайся сею пищею съ разумомъ. Основывайся не на одномъ простомъ понятiи
или голомъ разумѣ, но старайся о дѣятельности,
и чтобы посѣвъ сей произвелъ со временемъ и съ Божiею
помощiю духовный плодъ. Прочти во 2–й книгѣ
св. Петра Дамаскина въ 9–мъ словѣ, въ концѣ онаго, о дѣвѣ постящейся и чтущей св. Писанiе,
чего отъ нее взыскалъ св. старецъ? По сему разсуждай и о себѣ.
21–го октября 1841 года.
3
Жалуешься на себя, что
нѣтъ исправленiя, хотя и всѣ
средства имѣешь къ благоугожденiю Божiю?
Страсти ежеминутно имѣютъ свои отзывы. Да какъ же ты хочешь безъ сраженiя имѣть награду безстрастiя?
Страсти внутрь насъ лежатъ, непобѣжденны, да и намъ неизвѣстны; а
когда явится вина, тогда и обличается страсть, и съ нашей стороны требуется
сопротивленiе. Чрезъ борьбу съ
ними, при помощи Божiей, бываемъ лучшими,
или, познавъ свою немощь, приходимъ въ смиренiе. У св. Исаака
Сирина есть о семъ, на 373–й стран. (изд. 1854 г) въ 61 словѣ, изъ ветхаго
Завѣта матерiя: «остави Господь языки, да накажетъ
ими сыны Израилевы»; а къ нимъ уподобляетъ страсти. Еще въ 58–мъ словѣ о
томъ, что полезно попустилъ Богъ душѣ прiятельнѣй
быти страстей. И во многихъ другихъ отеческихъ писанiяхъ
найдешь, что страсти насъ смиряютъ, и уничтожаютъ о себѣ высокое
мнѣнiе, которое не угодно Богу. У св. Каллиста въ 43–й
главѣ прочти о смиренiи, и въ концѣ.
29 ноября 1841 года.