Да исправитъ Господь путь жизни твоей по святой Его волѣ, съ которою и намъ всемѣрно должно сообразоваться. Ты пишешь, что покойна совершенно во всемъ, но тутъ же сама себѣ противорѣчишь, пишешь: томишься такимъ чувствомъ, котораго и объяснить не умѣешь; а далѣе изъясняешь и плоды свои: нетерпѣнiе, строптивость, лѣность.

Сiя послѣдняя еще свойственна нашей природѣ, и къ смиренiю приводитъ пекущагося о себѣ; а первые два порока преопасные враги, ибо оные — явные плоды гордости, и ежели не будешь вооружаться противъ нихъ въ началѣ твоихъ подвиговъ, то оные такъ пообладаютъ тобою и ослѣпятъ душевныя очи, что трудно и исправиться. Можно даже сказать, что какую имѣла прежде гордость, то оная еще болѣе умножится. Сiе не отъ насъ пишемъ, а святый Симеонъ Новый Богословъ въ письменной книгѣ, въ 6–мъ словѣ, пишетъ; прочти его, и въ Добротолюбiи 31 главѣ писанное весьма нужно для тебя.

Мы въ другихъ ясно видимъ пороки, даже и малые недостатки. Позволено будетъ напомнить тебѣ, какъ зазирала NN., не дай Богъ попуститься сему на тебѣ; а за осужденiе ближнихъ случается и сiе; впрочемъ покаянiе и зазрѣнiе себя не допуститъ до сего.

Нетерпѣнiе и строптивость умножаются болѣе отъ того, когда мы хотимъ составлять свою волю и мнимъ себя быти разумными, а не познаваемъ своей немощи и неразумiя. Прочти о семъ у св. Петра Дамаскина на 11 листѣ съ половины: «можетъ быть, что»…. и далѣе, — познаешь, какiя должно оставить свои хотѣнiя и разумѣнiя.

Изъ вышеписаннаго твоего противорѣчiя замѣчаемъ, что ты не имѣешь покоя, который обрѣтается самоукоренiемъ, кротостiю и смиренiемъ, по ученiю Господню (Матѳ. 11, 22); почему и должно снискивать сiи добродѣтели, побѣждая противныя страсти. Читаешь и пишешь книгу св. Исаака Сирина, сколько тамъ есть похвалы смиренiю и средствъ къ снисканiю онаго; потщимся же не знать токмо, но и на дѣло подвигнуться; а помощь Божiя близь есть.

Сiе написали отъ истиннаго желанiя тебѣ спасенiя; надѣемся, что не сочтешь за оскорбленiе. Неужели должны мы ласкательствовать, а не говорить правду? 18–го генваря 1841 года.

                                                                                                                                                                                                      1            

Письма твои мы получили. Въ первомъ видѣли твою скорбь о болящей N., но теперь, слава Богу, сiе прошло. А далѣе унынiе; да вѣдь и оное проходяще. Какъ же можно имѣть всегдашнее утѣшенiе? Мы хотимъ всегда наслаждаться, а крестъ, т. е. искушенiе, не хочемъ понести. А въ царство небесное многими скорбьми подобаетъ намъ внити (Дѣян. 14, 22). И святые были боримы унынiемъ, но за любовь Божiю терпѣли; ибо это духовный крестъ. Въ побѣжденiи не надѣйся на свою разсудительность. 18–го сентября 1841 года.

                                                                                                                                                                                                      2            

Сердечно радуюсь, что книги тебѣ доставили утѣшенiе и что занятiе твое продолжается списыванiемъ книги св. Исаака Сирина: это пища души. Не дай Боже, чтобы она гладомъ гибла; но только питайся сею пищею съ разумомъ. Основывайся не на одномъ простомъ понятiи или голомъ разумѣ, но старайся о дѣятельности, и чтобы посѣвъ сей произвелъ со временемъ и съ Божiею помощiю духовный плодъ. Прочти во 2–й книгѣ св. Петра Дамаскина въ 9–мъ словѣ, въ концѣ онаго, о дѣвѣ постящейся и чтущей св. Писанiе, чего отъ нее взыскалъ св. старецъ? По сему разсуждай и о себѣ. 21–го октября 1841 года.

                                                                                                                                                                                                      3            

Жалуешься на себя, что нѣтъ исправленiя, хотя и всѣ средства имѣешь къ благоугожденiю Божiю? Страсти ежеминутно имѣютъ свои отзывы. Да какъ же ты хочешь безъ сраженiя имѣть награду безстрастiя? Страсти внутрь насъ лежатъ, непобѣжденны, да и намъ неизвѣстны; а когда явится вина, тогда и обличается страсть, и съ нашей стороны требуется сопротивленiе. Чрезъ борьбу съ ними, при помощи Божiей, бываемъ лучшими, или, познавъ свою немощь, приходимъ въ смиренiе. У св. Исаака Сирина есть о семъ, на 373–й стран. (изд. 1854 г) въ 61 словѣ, изъ ветхаго Завѣта матерiя: «остави Господь языки, да накажетъ ими сыны Израилевы»; а къ нимъ уподобляетъ страсти. Еще въ 58–мъ словѣ о томъ, что полезно попустилъ Богъ душѣ прiятельнѣй быти страстей. И во многихъ другихъ отеческихъ писанiяхъ найдешь, что страсти насъ смиряютъ, и уничтожаютъ о себѣ высокое мнѣнiе, которое не угодно Богу. У св. Каллиста въ 43–й главѣ прочти о смиренiи, и въ концѣ. 29 ноября 1841 года.