Сердечно сожалѣю
о страдалицѣ, матери З.; но кто можетъ испытать бездну судебъ Божiихъ,
и отеческiй Его промыслъ, пекущiйся о нашемъ спасенiи?
Тѣсный и прискорбный путь вводитъ въ животъ вѣчный; и мать З.
стоитъ на ономъ, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божiя
близъ ея есть; да не унываетъ и не малодушествуетъ. Вѣра, надежда и
любовь къ Богу въ семъ испытанiи познавается, и яко
злато огнемъ искушается. Прочтите страданiе Iакова
персянина, какъ онъ, при отъятiи всякаго его члена,
имѣлъ разсужденiе и благодаренiе;
такъ и она по силѣ своей да подражаетъ его примѣру. О другомъ она
пусть пребываетъ спокойна; я увѣренъ, что вы съ усердiемъ
и любовiю имѣете о ней прилежанiе; ибо «боляй и служай
равную мзду отъ Бога получаютъ», чрезъ нее и служащiе ей милости Божiей
сподобляются. Опять скажу, да не унываетъ она: мнѣ случилось видать
болѣзни многихъ предсмертныя, и добрѣ пожившихъ, но, видно, нужно
было еще и страданiе къ увѣнчанiю
ихъ въ будущей жизни; какъ читаемъ и о старцѣ богоугодно пожившемъ, но
съѣденномъ звѣремъ; по какой причинѣ, довольно
извѣстно.
Господь
возвѣстилъ матери игуменьи представить васъ обѣихъ къ рясофору; я о
семъ радуюсь, надобно ожидать окончательной воли Божiей, чрезъ
архипастырское соизволенiе. Упоминаешь, что при
объявленiи тебѣ о семъ, потерялась, и овладѣло тобою
неизвинительное чувство, что теряешь свободу и дѣлаешься рабою обители;
но не написала, свободилась ли отъ сего чувства? Если оно еще господствуетъ
надъ тобою, то ты уже еси раба; да и чья же? — самой гнусной
страсти — гордости! Напротивъ, мнимое тобою рабство доставить можетъ
свободу отъ страстей, и будешь дочь обители.
Кажется,
довольно тебѣ извѣстно, что въ духовной жизни самый нужнѣйшiй
плодъ есть смиренiе, — чему мы научаемся только
языкомъ, а на опытѣ не хотимъ и коснуться. Прочти 46–е слово
св. Исаака Сирина, какъ оно нужно и какъ прiобрѣтается; такъ
же у св. Лѣствичника и прочихъ. «Мняйся чтó быти, ничто же
есть; и мняйся имѣти разумъ, и не вѣсть, яко ничто же вѣсть.»
Я порадовался бы, ежели бы мысль твоя и чувство представляли тебѣ —
себя быти всѣхъ послѣднѣйшею и всѣхъ рабою, тогда бы
все тебя успокоивало. Много бы можно о семъ написать, но предоставляю
тебѣ самой разсмотрѣть; ежели еще не свободилась того чувства, то
проси Бога о семъ, и вмѣни себѣ худшую всѣхъ; по одному
только сему помыслу, худой плодъ произрастетъ отъ твоего дѣланiя;
но да истребится онъ до основанiя.
Не столько жалѣю
о изнеможенiи твоей плоти, сколько о душевной твоей болѣзни; но
отъ обѣихъ да избавитъ тебя Господь. 20 февраля 1843 года.
1
Очень радъ, что ты доѣхала благополучно въ свою
обитель, и теперь находишься на мѣстѣ подвига. Подвизайся же
добрымъ подвигомъ, вѣру соблюдай, и да сподобишься теченiе
скончати и получить вѣнецъ правды отъ подвигоположника Христа. Для меня
не мало удивительно, что тебя смутила вѣсть о постриженiи
въ малый образъ; да за чѣмъ же ты и пошла въ обитель? Въ обоихъ случаяхъ
надобно отсѣкать крайности, и въ излишнемъ желанiи со скорбiю,
и въ упорномъ отрицанiи. О всемъ этомъ
довольно написано въ томъ сочиненiи, которое ты читала у
меня и для себя списала: прочти его, возложись на волю Божiю
и успокойся; познай свою немощь; а ежели бы обошли тебя, думаю, не мало бы тебя
потрясло, да кажется еще бы и больше. 6 iюля 1843 года.
2
Можно ли одобрить
малодушiе твое о потерѣ покойной матери З.? Да намъ и
грѣшно называть потерею переселенiе людей отъ временной
къ вѣчной жизни. Упорно желать того, чтобы по нашей волѣ было
продолженiе жизни нами любимыхъ и уважаемыхъ, значитъ желать
разрушать планы судебъ Божiихъ. Для тебя было прiятно
сожительство ея; положимъ, что и полезно; но это эгоизмъ: для насъ тó
полезно, чтò Богъ творитъ, и мы всякiй день молимся Ему, да
будетъ воля Твоя, — а не хотимъ, чтобы она совершалась надъ нами.
Мать З. совершила свое теченiе, и вѣрно
удостоится милости Божiей въ будущей жизни; а
мы должны стараться подражать вѣрѣ ея и жительству.
Страхъ
твой о постриженiи ложенъ и неоснователенъ есть;
конечно, должно приступать къ сему образу не съ дерзостiю и самонадѣянiемъ,
но со страхомъ и радостiю, — въ этомъ
состоитъ средина. Не должно дерзать, но должно радоваться, что вчиняешься въ
ликъ дѣвъ работающихъ Господу. Довольно уже ощутила пользу удаленiемъ
отъ мiра, чтò прежде не могла разумомъ постигать; но Богъ
тебѣ открылъ сiе разумѣнiе, которое называетъ
св. Лѣствичникъ «неизвѣстное народу разумѣнiе»;
такъ и теперь не разумѣешь, какую можетъ принести пользу принятiе
образа монашескаго. Когда же не примешь его, думаешь ли больше себя извинить въ
нерадѣнiи? или надѣешься получить воздаянiе
за теперешнее свое жительство? — а не прибѣгаешь къ самоукоренiю
и смиренiю, считая уваженiемъ то, что я не
монахиня; а тѣхъ монахинь, кои находятся въ подвигѣ и борьбѣ
со страстьми, будешь укорять и зазирать? — Нѣтъ, это не согласно съ
духомъ христiанства. Прочти повнимательнѣе о семъ разсужденiе,
которое у меня списала, то найдешь, что — какъ въ отрицанiи
его, такъ и въ исканiи — много погрѣшаютъ, и будь тѣмъ покойна.
Я догадываюсь, твоему
смущенiю причины происходятъ отъ тайной гордости. Не хочешь
принять образа смиренiя потому, что не
хочешь смириться. Оный побуждаетъ насъ и въ скудости дѣлъ нашихъ
смириться и тѣмъ навершать свое жительство. Награда же отъ Бога подается
не по количеству дѣлъ, но по мѣрѣ смиренiя.
Принять имя Макарiи
я не воспрещаю; но сожалѣю о томъ, что не должнымъ чиномъ ищется. Лучше
бы отдаться на волю матушки игуменьи, и какъ бы ей Богъ извѣстилъ, такъ и
благо бы было. Спасенiе не въ томъ состоитъ,
что блаженною нарицатися, но въ покоренiи, и смиренiи,
и прочихъ добродѣтеляхъ, содѣлывающихъ блаженство. Впрочемъ я не
считаю этого твоего желанiя дерзостiю.
27–го iюля 1843 года.[1]
[1] Дальнейшую переписку прп. Макария с
Марьей Алексеевной Домогацкой, принявшей монашество под именем матери Макарии,
см. в томе «Письма к монахиням».