Сердечно сожалѣю о страдалицѣ, матери З.; но кто можетъ испытать бездну судебъ Божiихъ, и отеческiй Его промыслъ, пекущiйся о нашемъ спасенiи? Тѣсный и прискорбный путь вводитъ въ животъ вѣчный; и мать З. стоитъ на ономъ, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божiя близъ ея есть; да не унываетъ и не малодушествуетъ. Вѣра, надежда и любовь къ Богу въ семъ испытанiи познавается, и яко злато огнемъ искушается. Прочтите страданiе Iакова персянина, какъ онъ, при отъятiи всякаго его члена, имѣлъ разсужденiе и благодаренiе; такъ и она по силѣ своей да подражаетъ его примѣру. О другомъ она пусть пребываетъ спокойна; я увѣренъ, что вы съ усердiемъ и любовiю имѣете о ней прилежанiе; ибо «боляй и служай равную мзду отъ Бога получаютъ», чрезъ нее и служащiе ей милости Божiей сподобляются. Опять скажу, да не унываетъ она: мнѣ случилось видать болѣзни многихъ предсмертныя, и добрѣ пожившихъ, но, видно, нужно было еще и страданiе къ увѣнчанiю ихъ въ будущей жизни; какъ читаемъ и о старцѣ богоугодно пожившемъ, но съѣденномъ звѣремъ; по какой причинѣ, довольно извѣстно.

Господь возвѣстилъ матери игуменьи представить васъ обѣихъ къ рясофору; я о семъ радуюсь, надобно ожидать окончательной воли Божiей, чрезъ архипастырское соизволенiе. Упоминаешь, что при объявленiи тебѣ о семъ, потерялась, и овладѣло тобою неизвинительное чувство, что теряешь свободу и дѣлаешься рабою обители; но не написала, свободилась ли отъ сего чувства? Если оно еще господствуетъ надъ тобою, то ты уже еси раба; да и чья же? — самой гнусной страсти — гордости! Напротивъ, мнимое тобою рабство доставить можетъ свободу отъ страстей, и будешь дочь обители.

Кажется, довольно тебѣ извѣстно, что въ духовной жизни самый нужнѣйшiй плодъ есть смиренiе, — чему мы научаемся только языкомъ, а на опытѣ не хотимъ и коснуться. Прочти 46–е слово св. Исаака Сирина, какъ оно нужно и какъ прiобрѣтается; такъ же у св. Лѣствичника и прочихъ. «Мняйся чтó быти, ничто же есть; и мняйся имѣти разумъ, и не вѣсть, яко ничто же вѣсть.» Я порадовался бы, ежели бы мысль твоя и чувство представляли тебѣ — себя быти всѣхъ послѣднѣйшею и всѣхъ рабою, тогда бы все тебя успокоивало. Много бы можно о семъ написать, но предоставляю тебѣ самой разсмотрѣть; ежели еще не свободилась того чувства, то проси Бога о семъ, и вмѣни себѣ худшую всѣхъ; по одному только сему помыслу, худой плодъ произрастетъ отъ твоего дѣланiя; но да истребится онъ до основанiя.

Не столько жалѣю о изнеможенiи твоей плоти, сколько о душевной твоей болѣзни; но отъ обѣихъ да избавитъ тебя Господь. 20 февраля 1843 года.

                                                                                                                                                                                                      1            

Очень радъ, что ты доѣхала благополучно въ свою обитель, и теперь находишься на мѣстѣ подвига. Подвизайся же добрымъ подвигомъ, вѣру соблюдай, и да сподобишься теченiе скончати и получить вѣнецъ правды отъ подвигоположника Христа. Для меня не мало удивительно, что тебя смутила вѣсть о постриженiи въ малый образъ; да за чѣмъ же ты и пошла въ обитель? Въ обоихъ случаяхъ надобно отсѣкать крайности, и въ излишнемъ желанiи со скорбiю, и въ упорномъ отрицанiи. О всемъ этомъ довольно написано въ томъ сочиненiи, которое ты читала у меня и для себя списала: прочти его, возложись на волю Божiю и успокойся; познай свою немощь; а ежели бы обошли тебя, думаю, не мало бы тебя потрясло, да кажется еще бы и больше. 6 iюля 1843 года.

                                                                                                                                                                                                      2            

Можно ли одобрить малодушiе твое о потерѣ покойной матери З.? Да намъ и грѣшно называть потерею переселенiе людей отъ временной къ вѣчной жизни. Упорно желать того, чтобы по нашей волѣ было продолженiе жизни нами любимыхъ и уважаемыхъ, значитъ желать разрушать планы судебъ Божiихъ. Для тебя было прiятно сожительство ея; положимъ, что и полезно; но это эгоизмъ: для насъ тó полезно, чтò Богъ творитъ, и мы всякiй день молимся Ему, да будетъ воля Твоя, — а не хотимъ, чтобы она совершалась надъ нами. Мать З. совершила свое теченiе, и вѣрно удостоится милости Божiей въ будущей жизни; а мы должны стараться подражать вѣрѣ ея и жительству.

Страхъ твой о постриженiи ложенъ и неоснователенъ есть; конечно, должно приступать къ сему образу не съ дерзостiю и самонадѣянiемъ, но со страхомъ и радостiю, — въ этомъ состоитъ средина. Не должно дерзать, но должно радоваться, что вчиняешься въ ликъ дѣвъ работающихъ Господу. Довольно уже ощутила пользу удаленiемъ отъ мiра, чтò прежде не могла разумомъ постигать; но Богъ тебѣ открылъ сiе разумѣнiе, которое называетъ св. Лѣствичникъ «неизвѣстное народу разумѣнiе»; такъ и теперь не разумѣешь, какую можетъ принести пользу принятiе образа монашескаго. Когда же не примешь его, думаешь ли больше себя извинить въ нерадѣнiи? или надѣешься получить воздаянiе за теперешнее свое жительство? — а не прибѣгаешь къ самоукоренiю и смиренiю, считая уваженiемъ то, что я не монахиня; а тѣхъ монахинь, кои находятся въ подвигѣ и борьбѣ со страстьми, будешь укорять и зазирать? — Нѣтъ, это не согласно съ духомъ христiанства. Прочти повнимательнѣе о семъ разсужденiе, которое у меня списала, то найдешь, что — какъ въ отрицанiи его, такъ и въ исканiи — много погрѣшаютъ, и будь тѣмъ покойна.

Я догадываюсь, твоему смущенiю причины происходятъ отъ тайной гордости. Не хочешь принять образа смиренiя потому, что не хочешь смириться. Оный побуждаетъ насъ и въ скудости дѣлъ нашихъ смириться и тѣмъ навершать свое жительство. Награда же отъ Бога подается не по количеству дѣлъ, но по мѣрѣ смиренiя.

Принять имя Макарiи я не воспрещаю; но сожалѣю о томъ, что не должнымъ чиномъ ищется. Лучше бы отдаться на волю матушки игуменьи, и какъ бы ей Богъ извѣстилъ, такъ и благо бы было. Спасенiе не въ томъ состоитъ, что блаженною нарицатися, но въ покоренiи, и смиренiи, и прочихъ добродѣтеляхъ, содѣлывающихъ блаженство. Впрочемъ я не считаю этого твоего желанiя дерзостiю. 27–го iюля 1843 года.[1]

 



[1] Дальнейшую переписку прп. Макария с Марьей Алексеевной Домогацкой, принявшей монашество под именем матери Макарии, см. в томе «Письма к монахиням».