Екатериновскому Федору Михайловичу

                                                                                                                                                                                                      1            

+

Почтеннѣйшiй Ѳеодоръ Михайловичь

О Христе Іисусе возлюбленный Братъ.

Много и премного виноватъ я предъ вами за долгое неотвѣтствованiе на письмо ваше отъ 10 ч<исла> сент<ября> писанное. Время сiе было для меня смутное и скорбное, по причинѣ болѣзни любезнаго нашего Отца и душевнаго Благодѣтеля Отца Леонида, которая прекратилась его смертiю послѣдовавшею 11 числа октября. Мирно и спокойно отошелъ онъ въ будущiй вѣкъ, въ полной вѣрѣ и надеждѣ на милосердiе Божіе, и несомнѣнно онаго удостоился; и хотя къ прискорбiю нашего разлучился отъ насъ тѣломъ, но вѣруемъ что духомъ съ нами пребываетъ, а обрѣтши благодать у Господа, ходатайствуетъ у Него и о нашемъ спасенiи.

Благодарю васъ что вспомнили нашу обитель и насъ обитающихъ во оной, не мѣнее того и за посѣщенiе ваше обязаны мы вамъ благодарностiю. Все ето доказываетъ, что вы желаете и ищете истиннаго блага — спасенiя души. Доставили намъ духовную радость о намѣренiи вашемъ принять монашескiй санъ; а такъ какъ протекло немалое время послѣ вашего писанія, то можетъ быть уже и сподобились воспріять оный; о чемъ усердно желаю имѣть свѣденіе. И ежели не будетъ вамъ въ трудъ прошу не оставить вашимъ увѣдомленiемъ.

Вы ищете отъ насъ наставленiй въ духовной жизни, не зная скудости нашей во оной; а хотя бы и имѣли мы какое либо успѣянiе въ духовномъ образованiи, то по разнообразiю жительства нашего не можемъ дать вамъ приличнаго совѣта къ прохожденiю духовной жизни. Вы должны не только имѣть вниманiе надъ самимъ собою, и бороться съ своими страстьми, но съ кафедры и другихъ путеводить къ вѣчной жизни, къ тому жъ предлѣжатъ вамъ многоразличные должности и сообращенiи съ разными лицами не имѣющими единомыслiя, а нерѣдко и сопротивляющимися истиннѣ. И очень много найдется непредвидимыхъ случаевъ, кои все не согласуются съ образомъ нашей жизни. А какъ таперь и Батюшка О: Леонидъ по волѣ Божіей насъ оставилъ, который можетъ быть и могъ бы дать совѣтъ, но я не смѣю взять на себя такой смѣлости преподавать вамъ наставленiя, не видя въ себѣ тѣхъ дарованiй кои къ сему способствуютъ, а паче дара разсужденiя, который есть какъ свѣтъ, сущимъ во тьмѣ.

Но дабы не опечалить васъ совершеннымъ отказомъ итакъ какъ вы въ простотѣ сердца ищете предложу вамъ нѣсколько словъ кои всѣмъ вообще могутъ быть приличны: вступая въ поприще духовной жизни вы по неопытности своей опасаетесь какъ бы не заблудить на семъ пути; осторожность такая, гораздо лучше самонадѣянности; Господь призвавый васъ въ сiе званiе, Самъ васъ рукоповедетъ спасеннымъ путемъ, только вы возложитесь на всесильные его отеческiи промыслъ и помощь, которую никогда не оставляйте призывать. Поучайтесь въ отеческихъ дѣятельныхъ ученiяхъ, и по силѣ и по возможности вашего пребыванiя понуждайтесь имъ слѣдовать; ибо благiя дѣла съ понужденiемъ исправляются. Въ ученiяхъ ихъ увидите вы, что хотя бы и случилось что исправить, или получить какое духовное дарованiе не приписывать онаго своимъ силамъ или достоинству; а въ случаѣ недостиженiя оныхъ сухости и охлажденiя въ духовномъ дѣланіи, не предаваться смущенiю или отчаянiю. Сiя есть хитрость вражiя; когда не могутъ кого побѣдить дѣйствіемъ страстей дебелыхъ, тогда представляютъ уму его исправленiя, и возвышаютъ, а паче когда еще и дарованiи какiя либо кто стяжетъ, еще болѣе вводитъ его въ самомнѣнiе и гордость; отъ чего всего сего можетъ лишиться и остаться въ бесплодiи; а тогда наводятъ смущенiя и отчаянiе, и отъ духовныхъ трудовъ отлучаютъ. Смиренный подвижникъ и страдалецъ во обоихъ бываетъ благоискусенъ. А такъ какъ въ послѣдствiи можетъ быть промыслъ Божiй возведетъ васъ, и безъ вашего желанія или исканія[1] въ достоинство пастыря словеснаго стада Христова, то должно вамъ поучаться въ Богодухновенныхъ книгахъ правилъ церковныхъ, апостольскихъ, соборовъ вселенскихъ и помѣстныхъ, и учителей церковныхъ, св: Василiя Великаго, Григорiя Богослова, Іоанна Златоустаго, Амвросiя Медіоланскаго и протчихъ великихъ Отцевъ; а такъ же и нашего отечества пастырей и учителей Св: Димитрія Ростовскаго, Стефана Яворскаго, Тихона Воронежскаго, преосв: Платона Митр<ополита> московскаго, Михайла новгородскаго, и нынѣ здравствующихъ и пасущихъ Христову церковь высокопреосв<ященнѣйшихъ> Филаретовъ московскаго и кіевскаго, и протчихъ Богодохновенныхъ учителей и писателей церковныхъ. Таковое упраждненiе не допуститъ до излишнихъ разсѣяній, и при содѣйствiи Благодати Божiей, послужитъ ко очищенiю сердца, и тогда Благодать Божiя напишетъ на ономъ свои Законы. Токмо строгое имѣть надобно наблюденiе за тѣмъ, чтобы не обольщаться духовными дарованiями, а повергать себя во глубину смиренія, которое одно въ состоянiи хранить дары благодати, и быть сильнымъ оружiемъ противъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ. Борьба съ ними необходима, и многiе получившiе благодать, и возмнившiе о себѣ, окаянно отпали оной <нрзб>. Во всѣмъ ономъ да наставитъ васъ Господь и да подастъ Свою помощь, ибо безъ Него не можемъ ничтоже творити[2]. При всѣмъ же добромъ дѣланiи надобно имѣть во всѣмъ терпѣніе, отъ людского вмѣшанія досадами и укоризнами, или отъ навѣтовъ вражіихъ у меня<?> случатся скорби, отъ оныхъ приходить восмиреніе и принимать ихъ посланны<ми> отъ Бога ко искусу нашей вѣры и любви къ Нему.

Примите скудоумные сiи строки, отъ усердiя и желанiя вамъ истиннаго Блага и спасенiя написанныхъ и не провозвѣщайте иному кому, а буде обрящете пользу воздайте славу Богу: когда же нѣтъ, то прошу уничтожить ихъ. И поручаю себя вашей любви и молитвамъ.

 



[1] Было: исканія и желанія.

[2] Ср.: Ин. 15:5.