Д<остопочтеннѣйшій> о Г<осподѣ> Тертiй Ивановичъ!

Получа письмо Ваше отъ 26 ч<исла> Iюня не отвѣчалъ на оное; и паки отъ 8 ч<исла> Августа получилъ еще письмо 14 ч<исла>, а на другой день и рукопись перевода Вашего Св. Максима Толкованiе на Отче нашъ: всеусерднейше благодаримъ васъ за трудъ сей посвященный вами для пользы ближняго; по краткости времени и въ настоящее время много находящихся у насъ посѣтителей, не могли еще оную прочитать, сличая съ переводомъ старца Паυсiя. Но мы увѣрены, что по доброму расположенiю сердца вашего и усердiя съ коимъ вы приняли на себя сей трудъ, Господь подастъ Вамъ разумъ и помощь.

Вы надѣялись на прiѣздъ въ Москву получить рукопись Пр<еподобнаго> Ѳеласiя и приступитъ къ печатанiю оной хорошо если бы такъ случилось, но въ цензурѣ много дѣлъ то можетъ быть и замедлится разсмотрѣнiе оной, а еще и потому, что не такъ давно послали туда послѣднiя три сотницы и только одна первая сотница поступила къ нимъ, передана самимъ Митрополитомъ. Вы отъискиваете Кирѣевскихъ, они еще во второй половинѣ Iюля выѣхали изъ Москвы и теперь находятся въ деревнѣ въ селѣ Д<олбино>; адресовать къ нимъ письма: въ Бѣлевъ; я надѣюсь скоро съ ними видѣться и передамъ имъ о томъ о чемъ пишите; впротчемъ онѣ можетъ быть уже получили письма Ваши, если Вы писали и въ Москву, имъ перешлютъ въ Бѣлевъ.

Сердечно радуюсь! радуюсь, что Господь даровалъ вамъ желанiе и чувство въ настоящее время приступить къ причащенiю Пречистыхъ Таинъ Христовыхъ. Это долгъ Христiанина. Вы пишете, что никакъ не можете добиться крошки или крупинки мытарева злата умиленiя; впрочемъ о семъ не ропщите, а 89 слово Св. Исаака вамъ показано и причину оной скудости. Предлагаю и я скудные мои совѣты восполняйте сей недостатокъ смиренною мудростiю. Считайте себя недостойнымъ сего великаго дара. Если водрузиться въ васъ залогъ сознанiя нашей худости и ничтожества, то возможно обогатить васъ и даромъ Мытарева злата, а безъ онаго залога хотя бы Вы и большое имѣли богатство, но оное не можетъ быть прочно, а скоро отходитъ и исчезаетъ. Умъ возмечтавъ о себѣ нѣчто великое, тотчасъ лишается заступленiя Божiя и врагъ старается внушать намъ гордыя мысли, какъ самъ гордостiю отпалъ отъ Бога, а потому смотрительно попущаетъ Богъ намъ поползновенiя разнаго рода, чтобы внимающiе себѣ чрезъ оныя нисходили въ глубину смиренiя.

При такомъ устроенiи хотя и случится по необходимости входить въ разборъ дѣйствiй человѣческихъ съ намѣренiемъ различенiя добраго отъ злаго, чтобы слѣдовать первому и избѣжать послѣдняго, то смиренiе подаетъ вамъ здравое разсужденiе, ибо по слову Св. Iоанна Лѣств<ичника> отъ смиренія рождается разсужденіе.

Вы желаете избѣгнуть и безполезнаго мятежа и безучастнаго равнодушія, просите Бога даровать вамъ истинный разумъ не уклониться на десно, ни на шуее, а оный даруется смиреннымъ, а какъ мы имѣемъ непрестанную брань съ гордыми духами злобы, они стараются насъ или вознести горѣ высокими о себѣ мыслями или низвергнуть пороками (дѣйствіемъ страстей) и отчаяніемъ. Какова эта брань можетъ всякъ въ себѣ наблюдать и усмиривать, противиться по силѣ, призывая помощь Божію ибо безъ него не можемъ одолѣть врага и избѣгнуть козней его. Принимайте въ наученіе и укрѣпленіе св. Отцевъ, онѣ научаютъ насъ чтобы во время брани и ползновеній не уклоняться ни на десно ни на шуе. Св. Петръ Дамаскинъ пишетъ: подобаетъ имѣть терпѣніе во всѣхъ приключающихся яже не попуститъ Богъ къ познанію искусу, и увѣденію нашей немощи, и ниже дерзать ниже отчаяваться, аще что либо приключится благое или злое, и во второй книгѣ онъ же пишетъ пространнѣе о семъ въ 5мъ словѣ, которое сами прочтите. Св. Исаакъ Сиринъ въ концѣ 7го слова пишетъ, чтобы не уклоняться во отчаяніе во время поползновеній и въ 46 словѣ много говоритъ о семъ т. е. возношеніи и поползновеніи, за что оныя попущаются и кто хочетъ уклониться отъ поползновенія часть волковъ есть. Прочтите оное все и все это дѣйствуетъ къ снисканію смиренія Твердыни противъ враговъ. Изъ всего этого сколько можно примѣняя къ своему положенію извлекать для себя пользу. Много есть въ ученіяхъ св. Отцевъ полезнаго но сами потрудитесь испытать: только опасайтесь касаться высокихъ предметовъ и дѣланія не достигнувъ еще такого устроенія; но когда будете стараться о снисканіи смиренія, то оно всему научитъ васъ, а если что найдете въ написанномъ мною и предложенномъ не согласнаго съ вашимъ положеніемъ то прошу меня простить.

16 Августа 1855 г.

Я упомянулъ о истинномъ разумѣ С. Петра Дамаскина: разумъ есть порожденіе искушеній, а смиренномудріе порожденіе разума: искушенія же различныя бываютъ и внѣшнія и внутреннія. Все что писалъ о браняхъ, относится ко внутреннему искушенію.