Глебову Николаю Васильевичу

                                                                                                                                                                                                      1            

Прежде надобно съ вами погоревать и объ васъ пожалѣть. По Писанію съ сѣтующими сѣтуй, и съ плачущими плачь[1]. Да не скажете соскорбящаго не бѣ и утѣшающаго не обрѣтохъ[2]. Сердечно сожалѣю о васъ, что вы такъ сильно огорчились[3] посѣщеніемъ Божіимъ, побіеніемъ нивъ вашихъ съ грѣчею, на которые вы полагали надежду, и можетъ быть дѣлали ращотъ въ умѣ своимъ доходамъ; но какъ увидѣли надежду свою изчезнувшею, опечалилось сердце ваше о томъ что не можете здѣлать тово или другова по вашему предположенію. Но у Бога другой ращотъ: Совѣты Мои, не яко же совѣты ваши[4]. Онъ сего возноситъ, а сего[5] смиряетъ[6], мертвитъ и живитъ, убожитъ и богатитъ[7]; а кто можетъ воли Его противиться. Гдѣ жъ искать Христіанину утѣшенія въ находящихъ ему искушеніяхъ и скорбяхъ? Какъ не въ вѣрѣ въ Бога. Но вѣра не просто есть только вѣровать что Онъ нашъ Создатель; но вѣровать что Онъ и промышляетъ о насъ всесильною Своею десницею, и вся устрояетъ для насъ на пользу, хотя мы сего и не можемъ разумѣть по дебелости нашего разума, помраченнаго мглою страстей нашихъ, отъ нашего произволенія[8] нами дѣйствуемыхъ. А водимые страстьми и скорбь сильнее ощущаемъ[9]. Премилосердый же Господь любя насъ и[10] хотя насъ спасти и избавить отъ заблужденій и[11] порабощенія страстей, посылаетъ различныя скорби, лишенія и болѣзни, дабы мы[12] познавъ суету свою и не находя утѣшенія[13] обратились къ Нему, желаній нашихъ краю. Сердце наше поражаясь нечаянными приключеніями и печалями, невольно умираетъ міру, т: е: страстямъ и ищетъ утѣшенія въ лучшемъ[14]. Не тогда только[15] мы можемъ назваться вѣрными, когда получаемъ благодѣяніи Божіи, но когда принимаемъ съ благодареніемъ и наказаніи отъ руки Его; тутъ то и вѣра наша искушается, истинно ли мы вѣруемъ въ Его промыслъ. Мы такъ какъ христіанѣ должны имѣть для себя руководствомъ въ жизни и укрѣпленіемъ Святое евангельское ученіе которое насъ увѣряетъ, что и власъ главы нашея не погибнетъ[16] безъ воли Божіей, и птица не падетъ безъ оной. Когда уже нечувственный волкъ и малое созданіе птичка находятся подъ промысломъ Божіимъ, то что можемъ о себѣ сказать, о всегдашнемъ надъ нами промыслѣ. Къ вышеписанному и сіи слова Спасителя нашего насъ удостовѣряютъ[17]. Отецъ мой досѣлѣ дѣлаетъ и Азъ дѣлаю[18] что иное какъ не промышляетъ о всемъ мірѣ, а что еще важнѣе помогаетъ намъ[19] и что[20] полезное всегда намъ подаетъ, учитъ кто есть отъ васъ человѣкъ, его же аще воспроситъ сынъ его хлѣба, еда камень подастъ ему: или аще рыбы проситъ еда змiю подастъ ему? Аще убо вы лукави суще, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ, кольми паче Отецъ вашъ небесный дасть блага просящимъ у Него[21].

Мы по нашему неразумiю полагаемъ себя тогда счастливыми и наверху блаженства, когда приобрѣтаемъ богатство, честь славу и уваженіе; но Богъ знаетъ больше насъ. Когда Онъ видитъ, что съ умноженіемъ оныхъ повреждается душевное наше устроеніе, отъемлетъ отъ насъ сіи блага, подобно благоразумному отцу не дающему сыну своему вмѣсто полезныхъ вредящихъ его вещей. Итакъ какъ самые блага міра сего[22] служатъ намъ не пользою, но вредомъ; ввергаютъ насъ или въ роскошь, или въ гордость, если на нихъ полагаемъ надежду[23] нашего успокоенія; то отъемлетъ оные отъ насъ Господъ, милосердствуя, да не погибнемъ душами. Почему и должны благодарить Бога за Его посѣщеніи.[24]Мы скудоумные думая устроить свое состояніе, печемся, суетимся, лишаемъ себя покою, оставляемъ исполненіе долга вѣры за суетами[25], для того дабы оставить дѣтямъ хорошее имѣніе; но знаемъ ли мы, послужитъ ли оное имъ пользою? Не видимъ ли дѣтей оставшихся съ богатствомъ, но глупому сыну не въ помощь богатство, а оное только послужило имъ поводомъ къ худой нравственности. Надобно пещися оставить дѣтямъ доброй примѣръ своей жизни, и воспитать ихъ въ страхѣ Божіемъ и въ Заповѣдяхъ Его[26], ето ихъ главное богатство: когда будемъ искать царствiя Божія и правды Его, то сiя здѣшняя и нужная вся вамъ приложатся[27]. Вы скажете[28] нельзя етого здѣлатъ. Нонче свѣтъ требуетъ не етого, но другаго; хорошо. Но вы родили дѣтей для свѣта ли только, а не для будущей жизни? Утѣшайте себя словомъ Божiимъ, аще мiръ васъ ненавидитъ, ведите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ[29]. И плотское мудрованiе вражда на Бога, Закону бо Божiю не покаряется, ниже бо можетъ[30]. Не желайте быть дѣтямъ вашимъ отъ славныхъ мiра сего, но чтобъ были добрые люди, покорные дѣти, а когда Богъ устроитъ[31], вѣрные супруги, нѣжные родители, попечительныя о подвластныхъ, любовные ко всѣмъ, и ко врагамъ снисходительные. Ежели вы оставите имъ имѣнія и меньше того какъ предполагаете, не скорбите за сіе. Онѣ будутъ и тѣмъ довольны.

Разсудите сколько живущихъ на свѣтѣ людей; но большая часть изъ нихъ не только[32] умереннаго состоянiя[33], но еще и въ бѣдности находятся. Которая удобнѣе къ полученiю спасенiя; ибо изрекли неложные уста Спасителя нашего: неудобь богатый внидетъ въ Царствiе небесное[34], и паки[35] пространный путь и широкая врата, вводятъ въ пагубу[36], что же значатъ[37] пространная и широк<ая>[38] врата? Роскошная жизнь въ богатствѣ чести и славѣ провождаемая (Въ таковой жизни удобно уклоняются отъ Заповѣдей Божіихъ)[39]; какъ оный Евангельскiй богачь провождалъ жизнь свою веселяся на всякъ день свѣтло и облачашеся въ порфиру и виссонъ[40] т: е: въ богатую одежду[41]. По смерти же какое получилъ мѣсто? Находясь въ мукахъ просилъ одной капли воды устудить языкъ его страждущiй въ пламени; но услышалъ вмѣсто утѣшенiя: чадо помяни яко[42] воспрiялъ еси благая твоя[43] въ животѣ твоемъ.[44] Напротивъ же тѣсная врата и прискорбный путь вводятъ въ животъ[45] вѣчный; т: е: пожившiе благочестно, и претерпѣвшiи или добровольные, или невольные посланные отъ Бога[46] скорби и болѣзни или бѣдность, близкую къ смиренiю[47]; какъ тамъ же видѣть можно о Лазарѣ въ бѣдности и болѣзни невольно[48] провождавшемъ жизнь свою, и по смерти несенномъ на лоно Авраамле на[49] мѣсто утѣшенiя. И когда сказалъ Авраамъ богатому воспріялъ еси благая твоя[50] въ животѣ твоемъ, прибавилъ: и Лазарь такожде злая, нынѣ же здѣ утѣшается; ты же страждеши[51]. Я знаю что вы всему етому вѣруете, (сохрани же[52] Боже отъ невѣрства). Но такъ какъ мало занимаетесь симъ нужнымъ предмѣтомъ для спасенія за суетами[53], то нескоро и въ голову придетъ; а я вамъ написалъ вкратцѣ для напоминовенiя[54] о семъ[55] дабы воспоминанiемъ сего укрѣпить себя въ вѣрѣ, и получить въ скорби утѣшенiе, твердо бывъ увѣренными, что есть на ето воля Божiя. А что Господь любя насъ наказуетъ и[56] посылаетъ[57] скорби, о семъ послушайте ученiя св: Апостола Павла: «Сыне не пренемогай наказанiемъ Господнимъ, ниже ослабѣй отъ Него обличаемъ. Его же бо любитъ Господь наказуетъ: бiетъ же всякаго сына, его же прiемлетъ. Аще наказанiе терпите яко сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ. Который бо есть сынъ, его же не наказуетъ отецъ? Аще же безъ наказанiя есте, ему же причастницы быша вси, убо прелюбодѣйчищи есте, а не сынове»[58]. Не въ томъ дѣло состоитъ, чтобъ не чувствовать скорби, но благодушно оную переносить[59]. Много есть и въ другихъ мѣстахъ Св: Писанiя, что скорби суть для насъ веліе благодѣянiе и врачевство душевныхъ недуговъ и страстей. — Обратитесь къ благодаренiю Божiю за сiе посѣщенiе, говоря съ Iовомъ Господь даде, Господь и отъятъ, яко же изволися Господеви тако и бысть, буди имя Господне благословенно[60]. Въ сихъ чувствахъ получите утѣшенiе; не всегда желайте того какъ вамъ хочется, но какъ есть воля Божiя, то и успокоитесь.

Обращусь таперь къ тому что вы имѣли намѣренiе посѣтить нашу обитель, но получа извѣстiе о домашнихъ скорбныхъ[61] обстоятельствахъ растроившись сердцемъ оставили путь сей, а поспѣшили домой. Что жъ вы скорымъ вашимъ прiѣздомъ здѣлали и какую подали помощь побитой грѣчи? Не большее ль наказанiе на себя навлекли лишась и еще не мало у заставы; вамъ бы[62] наипаче должно посѣтить обитель не для меня, но для вашего утѣшенiя въ скорби. Конечно бы силенъ Господь васъ здѣсь утѣшить. Не великость скорби насъ растроиваетъ; но съ какимъ[63] расположенiемъ нашего сердца принимаемъ оныя[64] и въ какомъ оно находится устроенiи. — Таперь я васъ не могу и просить и не ожидаю; когда ужъ вы имѣвши такой удобный случай въ два раза заѣхать не здѣлали сего, то можно ли найтить время изъ дому за[65] дѣлами и суетами. —

Письмо ваше изъ Петербурга я получилъ, сердечно радъ что нашли тамъ, въ родныхъ своихъ прiятное утѣшенiе, и нелѣстную любовь; оставивъ Пашу для образованiя молитесь Богу, чтобы Онъ просвѣтилъ сердце его въ познанiи истины и укрѣпиль въ творенiи воли Его. Дай Богъ ему получить истинное просвѣщенiе, а не ложное. Заключаю ето въ одномъ словѣ чево я ему желаю: всякой юноша входя въ кругъ нынѣшняго общества подверженъ немалой опасности въ нравственномъ отношенiи. Да сохранитъ его Господь отъ всѣхъ сѣтей и козней[66] мiродержца.

Я имѣлъ было намѣренiе побывать у брата и видѣть тамъ Вариньку, но по обстоятельствамъ нельзя было етого здѣлать. Писалъ къ нему, когда отправятъ ее[67] къ вамъ, то нельзя ли будетъ заѣхать и сюда, лишняго будетъ не болѣе быть 130 верстъ. Вскорѣ[68] по прiѣздѣ моемъ въ обитель[69] удостоились мы[70] посѣщенiя Кiевскаго Митрополита Филарета который былъ прежде[71] въ Калугѣ Архіереемъ. А сего 5 сентября нашъ преосвященный Николай бывши у насъ освятилъ придѣлъ во имя Св: Христова Николая и во время служенiя, нашего О: Строителя произвелъ во Игумены которой воистинну достоинъ сей награды. Какъ внѣшнее строенiе такъ и внутреннее попеченiе о братствѣ даетъ ему сiе право; при вступленiи ево за 12 лѣтъ было 40 человѣкъ братіи, а таперь болѣе 150. человѣкъ находятся подъ его паствою[72].

О: Игуменъ О: Леонидъ и О: Антоній свидѣтельствуютъ вамъ свои почтенiи такъ же Отецъ Петръ Гр<игоровъ>[73] и О. Николай, и благодарятъ васъ за память объ нихъ. —[74]

Испрашивая на васъ и на дѣтей вашихъ миръ и благословенiе Божiе, и желая вамъ здравiя и спокойствiя душевнаго, остаюсь усердный вашъ братъ, и недостойный Богомолецъ.

11. Сентября

1837 года.

 



[1] Ср.: Рим. 12:15.

[2] Ср.: Пс. 68:21.

[3] Зачеркнуто: уязвились, вписано: огорчились.

[4] Ср.: Ис. 55:8.

[5] Зачеркнуто: другаго, вписано: а сего.

[6] Ср.: Пс. 74:8.

[7] Ср.: 1 Цар. 2:6—7.

[8] Далее зачеркнуто: въ насъ.

[9] Вписано: А водимые страстми и скорбь сильнее ощущаемъ.

[10] Вписано: любя насъ и.

[11] Вписано: заблужденій и.

[12] Зачеркнуто: сердце наше, вписано: мы.

[13] Вписано: «и не находя утѣшенія».

[14] Текст: Сердце наше поражаясь нечаянными приключеніями и печалями, невольно умираетъ міру, т: е: страстямъ и ищетъ утѣшенія въ лучшемъ. — вписан на полях слева.

[15] Вписано: только.

[16] Лк. 21:18.

[17] Зачеркнуто: Такъ же промыслъ Божій всегда надъ нами совершается говоритъ Господь нашъ І. Х., вписано: Когда уже нечувственный волкъ и малое созданіе птичка находятся подъ промысломъ Божіимъ, то что можемъ о себѣ сказать, о всегдашнемъ надъ нами промыслѣ. Къ вышеписанному и сіи слова Спасителя нашего насъ удостовѣряютъ.

[18] Ин. 5:17.

[19] Зачеркнуто: что и, вписано: что иное какъ не промышляетъ о всемъ мірѣ, а что еще важнѣе помогаетъ намъ.

[20] Вписано что.

[21] Мф. 7:9—11. Ср.: Лк. 11:11, 13. В рукописи: (Мтф. 7. 9).

[22] Зачеркнуто: сего.

[23] Вписано: надежду.

[24] Вписано на полях слева под знаком вставки +: почему и должны благодарить Бога за Его посѣщеніи.

[25] Вписано: оставляемъ исполненіе долга вѣры за суетами.

[26] Вписано: и въ Заповѣдяхъ Его.

[27] Ср.: Мф. 6:33.

[28] Далее зачеркнуто: нонче.

[29] Ин. 15:18.

[30] Ср.: Рим. 8:7.

[31] Вписано: покорные дѣти, а когда Богъ устроитъ.

[32] Вписано: не только.

[33] Далее зачеркнуто: а.

[34] Мф. 19:23.

[35] Вписано на полях вверху: [сказалъ] изрекли неложные уста Спасителя нашего: неудобь богатый внидетъ въ Царствiе небесное, и паки».

[36] Ср.: Мф. 7:13.

[37] Вписано: значатъ.

[38] Вписано: и широк<ая>.

[39] Вписано на полях слева под знаком вставки #: Въ таковой жизни удобно уклоняются отъ Заповѣдей Божіихъ.

[40] Ср.: Лк. 16: 19.

[41] Вписано: и облачашеся въ порфиру и виссонъ т: е: въ богатую одежду.

[42] Вписано: помяни яко.

[43] Вписано: твоя.

[44] Лк. 16:25. Далее зачеркнуто: Не думайте что бы ученіе сіе.

[45] Вписано: въ животъ.

[46] Вписано: посланные отъ Бога.

[47] Вписано: или бѣдность, близкую къ смиренiю.

[48] Вписано: невольно.

[49] Зачеркнуто: въ, вписано: на.

[50] Вписано: твоя.

[51] Лк. 16:25.

[52] Вписано: же.

[53] Вписано: за суетами.

[54] Далее зачеркнуто: себѣ.

[55] Далее зачеркнуто: въ скорби же не скоро и на умъ придетъ воспомянулъ я вамъ выше о скорбяхъ, что Господь любя насъ оные посылаетъ.

[56] Вписано: насъ наказуетъ и.

[57] Далее зачеркнуто: намъ.

[58] Евр. 12:5—8.

[59] Вписано: [Я не говорю] Не въ томъ дѣло состоитъ, чтобъ не чувствовать скорби, но благодушiю оную переносить.

[60] Ср.: Иов. 1:21—22.

[61] Вписано: скорбныхъ.

[62] Зачеркнуто: дол<жно>.

[63] Вписано: съ какимъ.

[64] Вписано: принимаемъ оныя.

[65] Далее зачеркнуто: сует<ами>.

[66] Далее зачеркнуто: вражіихъ.

[67] Зачеркнуто: поѣдетъ она, вписано: отправятъ ее.

[68] Зачеркнуто: У насъ въ обители, вписано: Вскорѣ.

[69] Далее зачеркнуто: іюня 17 по<сѣтилъ>.

[70] Далее зачеркнуто: видѣть.

[71] Далее зачеркнуто: здѣ<сь>.

[72] Далее зачеркнуто: при воззрѣніи Божіемъ, содержутся отъ Христа.

[73] Вписано: Гр<игоровъ>.

[74] Далее зачеркнуто: Желаю вамъ и.