Глебовым Николаю Васильевичу

и Варваре Николаевне

                                                                                                                                                                                                      1            

Какого Вы ожидаете отъ меня отвѣта, на письмо Ваше о Сашиномъ объявленіи Вамъ, — идти въ монастырь? Много бы погрѣшилъ, несправедливъ былъ бы и богоборецъ явился бы, ежели бы согласился съ Вашимъ мнѣніемъ и чувствомъ, сопротивляться званію ея. Несравненно болѣе я порадовался и благодарилъ Бога, о семъ на нее призрѣніи, нежели Вы опечалились. А надобно бы и Вамъ, какъ Христіанамъ, радоваться и благодарить Бога, что Онъ столько къ вамъ милостивъ, удостоиваетъ принять плодъ Вашъ въ служеніе Себѣ, потому Онъ и хочетъ удостоить ее сей высокой чести, что вы ее воспитали по Христіански. Какое достоинство лучшее, быть невѣстою Христовою, и служить Ему, всѣ дни жизни своей, или быть женою какого нибудь мірскаго человѣка, положимъ знатнаго и богатаго, и работать мipy и приличіямъ его, которыя нерѣдко понуждаютъ стыдиться исполнять то, что велитъ законъ Божій? Что я нерѣдко слыхалъ отъ тебя сестрица: «нельзя братецъ мы въ мipѣ живемъ». — Послушайте составившаго лѣствицу добродѣтелей, возводящую на небо, Великаго во–Отцахъ, Iоанна, что онъ пишетъ: аще земному царю насъ зовущу, и желающу предъ лицемъ его намъ воинствовати, мы ни мало не коснимъ, и не отрицаемся отъ сего подвига, но вся оставльше, поспѣшно къ нему притекаемъ; то да внимаемъ себѣ, да не како Царя Царей, Господа господей и Бога боговъ, призывающаго насъ къ Ангельскому сему чину, по лѣности и нерадѣнію своему преслушавше, на страшномъ ономъ судищи, обрящемся бесотвѣтни.[1] — Еще онъ же поучаетъ: спѣши идти въ обитель, или уклониться отъ мipa; не дожидайся того, пока пойдутъ съ тобою міролюбцы, поелику часъ смерти, яко тать[2] нечаянно, на насъ находить. Какъ скоро почувствуешъ въ себѣ ко благочестію пламя, то бѣги скоро, ибо не знаешъ когда онъ погаснетъ, и когда во тьмѣ тебя оставить.[3]. —

Она не имѣетъ воли Вамъ противиться, но Вы дадите за нее Богу отвѣтъ, ежели удержите ее, и она будетъ обольщена міромъ и его суетою. Вы полагаете замужствомъ ея составить ей счастіе, а себѣ симъ утѣшенie, но кто Васъ въ этомъ увѣритъ, знаете ли будущее? Не видите ли много несчастныхъ судьбою партій? А вы полагаете непремѣнно быть ей счастливой; но я дерзаю напротивъ думать: обѣщавшіяся уневѣстить себя Богу, и оставившіяся таковое намѣреніе, не получаютъ счастливой судьбы. Это я на многихъ дозналъ; каково будетъ тогда Ваше позднее разскаяніе, о лишеніи ее истиннаго блага, надеждою мнимаго? — А ты сестрица пишешъ чтобы она не спѣшила, ибо тебѣ подпора и утѣшенiе. Странная мысль! Ежели бы присватался за нее женихъ, стóящій по мнѣнію мipa сего, стала ли бы ты откладывать въ даль? Онъ могъ бы и отказаться, видя что его проводятъ: ужъ вѣрно не упустила бы случая отдать ее, для составленія мнимаго счастія; и тогда должна же бы отпустить ее отъ себя, да еще можетъ быть въ далекое разстояніе. Что ты на это скажешъ? А когда Господь къ Себѣ призываетъ, ты боишься вѣрить Ему, дочь свою, бережешъ для своего утѣшенія; Ты любишъ себя и ее болѣе Бога. Вамъ не понятно это чувство, т. е. званіе Божіе. Кто ее понуждалъ къ этому: строгость ли Ваша? Нужда ли въ чемъ? Напротивъ Вы ее очень любите, и всемъ она довольна. Св. Лѣствичникъ пишетъ, что это званіе или чувство есть неизвѣстное народу разумѣніе. Я хотя замѣчалъ въ ней эти чувства, но никогда не давалъ ей совѣта, ожидая что Самъ Богъ, умножа оное выведетъ и наружу; она уже такихъ лѣтъ что можетъ различить доброе отъ худаго, и не ужели обольщаетъ ее черная ряса, и ограда монастыря? — Стало быть есть что то другое, влекущее ее къ ceбѣ, — любовь Божія! и гласъ Его, внутренно зовущій: «возьмите иго Мое на себя, иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть»[4]. Но она можетъ и потухнуть, и гласъ зовущій ее умолкнуть, (что можете видѣть изъ ученія Господня о сѣмени, падшемъ въ терніи и подавленномъ), кто жъ этому будетъ причиною? Для мipa довольно есть служителей, пусть живутъ и благоденствуютъ. Богъ всѣмъ благодѣтельствуетъ и хощетъ спастися, и отъ нихъ спасеніе не отъято; но кого Онъ призываетъ, и видитъ сопротивленіе, о семъ не знаю что сказать... На что Вы хотите отвратить ее отъ взятія на себя ига, но легкаго, благаго, и бремя а легкаго; напротивъ желаете ее обременить жестокимъ игомъ, и тяжкимъ бременемъ міра? — Въ одно время съ Вашимъ письмомъ, получилъ я еще два письма: первое отъ благородной дѣвицы, у которой мать, два или три брата свѣтскихъ, и двѣ сестры, старшая и младшая, въ монастыряхъ; она имѣетъ сильное желаніе въ монастырь, и просится у матери, но не получаетъ еще просимаго; теперь хочетъ просить рѣшительнаго отпуска, не бывъ въ силахъ выносить мірскихъ соблазновъ, отвлекающихъ ее отъ настоящей цѣли. Вамъ покажется жестокою, что оставляетъ мать, но за нее было много жениховъ достойныхъ и чиновныхъ; ежели бы она пошла за котораго изъ нихъ, должна бы была оставить мать для земнаго жениха, кольми паче для Небеснаго cie творя не погрѣшаетъ? Я знаю матерей, имѣвшихъ по одной только дочери, которыя, вышедши замужъ, оставили матерей, хотя они и полагали въ нихъ единственную отраду своей жизни. О семъ какъ Вы посудите? — Второе письмо, отъ матери, выдавшей свою дочь въ замужство, и послѣ краткаго времени, принуждена была взять ее къ ceбѣ отъ мужа; вотъ уже 2. года страдаетъ въ болѣзни, и сердце матери непрестанно обливается кровію, глядя на ея страданія, а особенно въ теперешнее время; къ тому жъ получили извѣстіе, что[5] зять ее уже успѣлъ промотать все свое имѣнiе, состоящее изъ 300 душъ, которое все взято за партикулярные долги, а онъ остался съ одними личными своими качествами, кои состоятъ: пьянство, карты, буйный и безчестный нравъ, развратное поведеніе, — вотъ достоинства удалаго мужа моей несчастной, больной дочери; и онъ еще хочетъ чтобъ она жила съ нимъ; не для того ли, чтобы лишить ее и послѣдняго куска хлѣба, промотавъ оное, убить ее своими буйными поступками, скорѣе освободиться, и искать другой жертвы. — Это слова печальной матери, о любимой своей дочери, которую выдавая въ замужство, ласкала себя надеждою составить ей большое счастіе. Гдѣ жъ оно? подобныхъ примѣровъ есть довольно. Какъ будто нарочно, сіи оба письма получилъ я въ мѣстѣ съ Вашимъ, приличныя къ нашему дѣлу, и выписываю Вамъ изъ нихъ матеріи, а Вы разсмотрите и сообразите съ дѣлами и своими чувствами; изъ всего же писаннаго мною выведите результатъ, не ошибаетесь ли Вы, въ своемъ мнѣніи, и нѣтъ ли тутъ сопротивленія волѣ Божіей. Не извиняйте себя болѣзненными чувствами родителей о разлученіи съ нею для Небеснаго Жениха, которое понесли бы для земнаго; или боязнію что поступаетъ въ строгій санъ, въ чемъ не мало ошибаетесь; ибо выше силы Богъ не требуетъ; знайте что и Вы обязаны тѣ же заповѣди Божіи исполнять, какія и мы, кромѣ дѣвства и нестяжанія. Я не думаю чтобы Вы согласны были съ мнѣніемъ Лютера и его послѣдователей о монашескомъ званіи; Вы чада Греко–Россійской Восточной Церкви, которая сдѣлала положеніе о семъ званіи, и опытъ проходившихъ оное доказалъ намъ пріобрѣтеніе пользы отъ онаго. —

Впрочемъ, я ни Васъ къ увольненію ея не нужу, ни ее не отвлекаю и не понуждаю, а отдаю на Вашу и ея волю: предоставляя прочее промыслу Божію, да устроитъ все на пользу. А Онъ силенъ согрѣть сердца Ваши въ любовь Свою, чрезъ которую не только не пожалѣете плодъ Вашъ, яко жертву живу и непорочну, вручить Ему на служеніе, но паче еще возрадуетесь, и возблагодарите Его, за сію къ Вамъ милость Его и любовь. — Касательно же времени, нельзя вдругъ этого сдѣлать, ежели и рѣшено будетъ Ваше дѣло, то нельзя прежде весны сего года. — Поздравляю Васъ, проводя Праздникъ Рождества Господа нашего I. Х. и встрѣтивши новый годъ. Да ниспошлетъ Господь на Васъ, и на дѣтей Вашихъ миръ и благословеніе Свое, и при желаніи Вамъ здравія и благоденствія, остаюсь усердный Вашъ братъ и богомолецъ Iер<омонахъ> Mакарій.

1. Генваря 1842

 



[1] На полях примечание: отъ 1й Ст.

[2] В рукописи: такъ.

[3] На полях примечание: Степ: 3.

[4] Ср.: Мф. 11:29—30.

[5] В рукописи дважды: что.