Глебовым Павлу Николаевичу и А.К.
1
+
19. Марта
я писалъ къ В<амъ> Почт<енные> род<ные> П<авелъ>
Н<иколаевичь> и
А. К. полагая что В<ы> получите письмо мое или къ Пасхѣ, или
во дняхъ оной. Поздравляю В<асъ> съ праздникомъ Воскресенія Господа
нашего І. Х. А послѣ получилъ отъ В<асъ> два письма отъ 11
и отъ 30 Марта. Письма моего въ то время Вы еще не получили. Благодарю В<асъ> за поздравленіе меня съ праздникомъ.
Праздникъ мы проводили слава Богу благополучно и здоровье въ обычномъ
положеніи. Слава Богу и В<асъ> сохраняющему на чужой сторонѣ въ
добромъ здоровьѣ; да сохранитъ Онъ В<асъ> и душевное В<аше>
здравіе въ твердости Православнаго нашего Вѣроисповѣданія и
догматовъ Церкви нашей утвержденномъ Самимъ Господомъ, на седмистолпномъ
основаніи святыхъ вселенскихъ соборовъ; гдѣ Духъ Святый дѣйствовалъ
въ законоположеніи догматовъ и учрежденій. Такъ какъ В<ы> находитесь въ
столицѣ соблазновъ, разныхъ вредныхъ мнѣній противъ Вѣры и
даже самаго невѣрія и вольнодумства; гдѣ не всякой можетъ устоять
противъ столь сильныхъ напоровъ вражія ополченія. Но сердце мое увѣряетъ
меня, что силою помощи Божіей В<асъ> не поколеблетъ, и пребудете тверды
на основаніи нашей Православной Отечественной вѣры, и сохраните
драгоцѣнное cie перло въ
сердцахъ В<ашихъ> очемъ смиренно молю Премилосердаго Господа. Прошу и
В<асъ> молить Господа со смиреніемъ о семъ. Но на себя никакъ нельзя
полагаться, что можемъ своею силою и разумомъ сохранить себя. Господь
В<амъ> помощникъ и хранитель[1] и Матерь Божія Заступница
наша да покрыетъ В<асъ> Своимъ покровомъ и заступленіемъ. Сердечно
радуюсь, что приближается время В<ашего> оттуда выѣзда, и окончанія
усиленныхъ трудовъ твоихъ, въ коихъ соучавствовала и А. К. Впротчемъ
можетъ быть оные потребуютъ и здѣсь немалаго занятія къ совершенному
окончанію. И въ семъ да поможетъ тебѣ Господь. Съ удовольствіемъ будемъ
ожидать В<ашего> возвращенія, хотя и не въ то же время увидимся, но все
въ теченіе лѣта, можетъ быть и случится. — Изъ письма твоего вижу,
какія происходятъ на Западѣ волненіи въ религіозномъ и политическомъ
положеніи. Что касается до Папской свѣтской власти, такъ оная неправильно
присвоена. Давно пора ему оставить оную: а теперь это къ тому и идетъ; но
равнодушіе къ Вѣрѣ многихъ, а другихъ нeвѣpie сильно
разливается и зараза эта не только въ высшихъ слояхъ народа, но въ среднихъ,
даже и въ нисшихъ; юное поколѣніе жадно хватается за раціонализмъ
философскій Канта и Гегеля. И это все проникаетъ и въ наше Любезное
Православное Отечество! Чего же ожидать?! Bѣpa соединяла
и скрѣпляла всѣ сословія союзомъ
любви и повиновеніемъ воли Божіей, чрезъ исполненіе заповѣдей
Его, и ученіе Православной Церкви приближалось сколько возможно къ Богу,
имѣя надежду на будущую вѣчную жизнь. А безъ сей надежды и
утѣшенія, при переворотахъ и приключеніяхъ въ жизни, гдѣ найдти
можно укрѣпленіе и утѣшеніе. Нынѣшняя цивилизація и
прогрессисты думаютъ умомъ своимъ и усиліями достигнуть чего нибудь для
благоденствія народа лучшаго; но ошибаются. Такъ какъ безъ корабля нельзя
переплыть моря, и достигнуть пристанища благоотишнаго, такъ нельзя безъ
Вѣры и повиновенія ученія Православной Церкви достигнуть пристанища
здѣшняго благоустройства и спасенія душевнаго: О значеніи истиннаго прогресса
въ 1й кн<игѣ> Тв<ореній>
Св<ятыхъ> От<цевъ>
19го Апрѣля
1860.
2
Почт<енные>
родн<ые> П<авелъ> Н<иколаевичь> и А. К.
Я еще 21 Апр<ѣля> узналъ о твоемъ новомъ
назначеніи въ Генералъ Аудиторы и видѣлъ приказъ отъ 17 Апр<ѣля>,
а 16 посланной къ тебѣ депеши о семъ и о возвращеніи твоемъ въ Pocciю, а сего 15го Маія
получилъ письмо В<аше> отъ 25го Апрѣля, коимъ извѣщаете меня о семъ, ты А. К. подробно о семъ
описываешь. По человѣчески и по расположенію родственному я о семъ порадовался,
какъ о возвышеніи, такъ и о скоромъ возвращеніи въ любезное наше
Отечество — Pocciю; и скоро
можемъ видѣться, послѣ двухълѣтняго времени. Какъ В<ы>
б<удете> у насъ въ Обители. Но съ другой стороны въ этомъ назначеніи
ожидаетъ тебя много трудовъ, и конечно сопряженныхь съ непріятностями. Когда
надобно исправить много: ко благу ближнихъ, какъ пишетъ А. К. Да поможетъ тебѣ въ семъ Самъ Премилосердый Господь. А ты не надѣйся на свой
разумъ, на свои силы, а проси во всемъ Божіей помощи, и если что и случится
исполнить благое, не возносись онымъ, но усматривай въ ономъ содѣйствіе
вразумленія, силы и помощи Божіей, и благодари Его за ciю къ тебѣ милость. Ты и самъ опасаешься,
что это возвышеніе и многіе слишкомъ лестные для тебя отзывы о твоихъ работахъ,
не могутъ не подѣйствовать на тебя, и конечно не въ добрую сторону. Это
твое опасеніе поможетъ тебѣ избавиться отъ всего что можетъ повредить
твоему душевному устроенію, токмо прибѣгай ко Господу со смиреніемъ,
помня слово Его: «Всякъ возносяйся смирится, а смиряяйся
вознесется»[2]
и о всемъ что бы тобою ни б<ыло> сдѣлано хорошаго, полагай что ты
исполнялъ долгъ свой и взывай ко Господу: «не намъ Господи, не намъ, но
имени Твоему даждь славу»[3].
То Онъ и покроетъ тебя отъ услажденія суетною славою, а прославитъ истинною
славою, отъ Него даруемою во внутреннѣмъ человѣкѣ твоемъ,
свидѣтельствомъ спокойной совѣсти, но не мнѣніемъ о
себѣ и своихъ заслугахъ. Кажется прилично напомянуть въ настоящемъ
дѣлѣ слово Спасителя нашего Господа І. Х.: «како можете вы
вѣровати, славу другъ отъ друга пріемлюще, а славы яже отъ Единаго Бога
не ищуще?»[4] —
Господь даровалъ тебѣ помощницу А. К., то и она
будетъ въ скорбныхъ приключеніяхъ, облегчать тебя дружествомъ, любовію и
совѣтами, какъ и въ Парижѣ помогала тебѣ; но прошу В<асъ>
обоихъ: какъ я знаю В<асъ> что Вы чада православной нашей Церкви,
отрожденны въ ней крещеніемъ и отдоенные млекомъ чистѣйшаго ея ученія,
сохраняйте къ ней вѣрность до конца, а то нынче много есть нападеній на
любезную Мать нашу Церковь отъ собственныхъ чадъ ее, оставившихъ ее ученіе и
напитанныхъ духомъ вольномыслія. Я увѣренъ въ В<ашей> твердости,
нo нахожу не излишнимъ
подкрѣпить моимъ словомъ В<аше> благочестіе.
17го Маія
1860