М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Примите покорнѣйшую мою благодарность, за присланный видъ Св: Аөонской Горы, съ ее Лаврами и монастырями. Какъ прежде присланные вами виды Почаевской Лавры украшаютъ стѣны моей кельи, такъ и сей послѣдний имѣетъ мѣсто, и послужитъ напоминаніемъ работающихъ Богу рабовъ Его. На мѣстѣ жребія пречистой Дѣвы Богородицы; и сколько возможно по силѣ нашей подражаніемъ имъ, а въ немощи зазрѣніемъ себя, подобно нищимъ, взирающимъ на царскія сокровища, и болѣе ощущающимъ свое убожество.

Церковь наша празднуетъ память 18. Льву Папѣ римскому, а 20 февраля Льву Епископу Катанскому. Полагаю что и имя ваше въ честь которому изъ ихъ, наречено. И посему усердно васъ поздравляю со днемъ вашего Ангела; да утѣшитъ васъ Господь утѣшеніемъ духовнымъ!

На сей же почтѣ послалъ я два экземпляра, недавно вышедшей книги Житія и писанія Старца Паисія, къ Степану Анисимовичу; изъ коихъ просилъ его одинъ доставить вамъ; хотя и не учтиво на первой разъ, но да простить моему не вѣжеству. А васъ прошу принять ciю книгу и духовно оною желаю пользоваться. Съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

15. февраля

1847 года

 

                                                                                                                                                                                       652     

Христосъ воскресе!

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

За христіанское ваше привѣтствіе о воскресшемъ Господѣ нашемъ Iиcycѣ Христѣ, благодарю васъ и возпривѣтствую: Воистинну воскресе!

Миръ, дарованный намъ Спасителемъ нашимъ да будетъ съ вами во вѣки!

Откровенная ваша бесѣда показываетъ мнѣ ваше искреннѣе желаніе приближить себя къ Богу, любить Его всѣмъ сердцемъ, и имѣть награду отъ Него — душевное утѣшеніе!

Стремленіе къ приближенію къ Богу, есть званіе Его, къ которому надобно присовокупить наше содѣйствіе, исполненіемъ святыхъ Его Заповѣдей: гдѣ бы мы не находились, въ пустынѣ ли, или въ сообществѣ, въ мірѣ, или въ монастырѣ? вездѣ надобно пещись о исполненіи Заповѣдей. И вездѣ есть искусъ и произволенію нашему и противоборство со стороны врага, попущеніемъ Божіимъ бываемое. А мы должны самовластіе наше преклонять къ исполненію воли Божіей. Видя же свою немощь или не удобство, какъ Вы пишете; надобно повергать себя предъ величіемъ Божіимъ, прося Его помощи и заступленія, отъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Получивше же помощь, и исправивъ что благо, берегитесь помысла хвалящаго васъ, а другихъ осуждающаго; это такъ же сѣть вражія, завлекающая въ высокоуміе и всѣ плоды добродѣтелей отъемлющая.

Вы ищите душевнаго yтѣшенія, да еще и неразлучнаго съ Вами. Отъ имите духовную гордость, стяжите глубочайшее смиренномудріе, и утѣшеніе отъ васъ не разлучится. Оно есть дарованіе Божіе; но дается по мѣрѣ нашего духовнаго успѣянія въ смиреніи. А безъ онаго безъ искушеній, дарованія приносятъ погибель пріемлющимъ оное, по слову св: Исаака Сирина.

Принявши пречистыя Тайны Христовы, вы чувствовали радость; но по отъятіи оной уже унываете и дряхлуете; а не смиряетесь, считая себя оной не достойнымъ. Прочтите у Св: Iоанна Карпафійскаго 70 и 71 главы, въ 4й части Добротолюбія, о семъ предметѣ, чтобы не унывать въ отъятіи утѣшенія.

Конечно надобно всегда себя винить за неисправленія, и тѣмъ пріобрѣтать смиреніе; что Вы и испытали при видѣ дѣтской простоты, съ какою онѣ приступаютъ къ св: Таинству; а себя зазирая, сердце Ваше сокрушилось, и Вы почувствовали успокоеніе.

Вы не думайте чтобы проходящіе духовную жизнь, всѣ могли всегда наслаждаться духовными утѣшеніями. И здѣсь есть борьба плоти и духа, побѣда и побѣжденіе, утѣшеніе временемъ и отъятіе онаго къ смиренію, и обученію несенію духовнаго креста, вмѣсто вожделѣваемаго сладостнаго утѣшенія. Любовь Божія не тогда познавается въ насъ когда наслаждаемся утѣшеніями, но когда терпимъ духовный крестъ, въ которомъ такъ же испытуется въ насъ любовь Божія. Что мы не тогда только любимъ Бога, когда Онъ насъ утѣшаетъ, но и тогда, когда испытуетъ отъятіемъ оныхъ и протяженіемъ скорбныхъ внутреннихъ чувствъ. Въ первомъ случаѣ, по выраженію одного учителя Церкви, мы ищемъ не Бога, а себя.

Содѣлаваніе спасенія, точно состоитъ въ пріобрѣтеніи руководителя, и отсѣченія своей воли и разума; но нынѣ обрѣсти таковаго руководителя весьма трудно. Вы указываете на меня, но я боюсь, да не како слѣпецъ слѣпца водить... впротчемъ, по вѣрѣ ищущихъ пользы, Господь силенъ вразумить и безсловесныхъ и малому отроку подастъ слово рещи на пользу. Ожидаете отъ меня слова и все бросите, и это будетъ первый шагъ вашъ на поприщѣ послушанія. Но кажется къ этому еще время не ý пріиде. Молитесь Господу, да устроитъ Онъ полезное о васъ; а дотолѣ пребывая въ мipѣ, пекитесь о Заповѣдяхъ Божіихъ, въ недоумѣніи къ Нему прибѣгайте, и Онъ не попуститъ Васъ пасть въ бездну грѣховную или въ пропасть безъ надежія, но устроитъ вся во благое.

Лѣто быстро пролѣтитъ, настанетъ осень и тогда удобнѣе о чемъ нужно, поговоримъ. А дотолѣ пребывайте въ молитвахъ и во упованіи на Благость Божію. Онъ да сохранить васъ отъ всѣхъ сѣтей противнаго.

Видно Вы еще не получили посланной мною вамъ книги чрезъ Степана Анисимовича, Житіе и писанія Старца Паυсія. Мнѣ совѣстно что я ево обрѣменилъ оною коммисіею.

О: Игуменъ нашъ въ началѣ марта послалъ къ нему книгу, сочиненную О: Ιоанномъ нашимъ, о перекрещивающихъ, утвержденную Петер<бургской> дух<овной> цензурою, и просилъ о напечатаніи оной, послалъ на первый разъ денегъ 50 руб. серебромъ; просилъ извѣстить, сколько нужно на напечатаніе всѣхъ. Но до сѣхъ поръ ничего не слышно. Такъ же и о Вашей книги Исторія нашего скита ничего не знаемъ. Не будете ли въ Петербургѣ или чрезъ письмо потрудитесь узнать о всѣмъ, и увѣдомьте насъ поакуратнѣе.

Да утѣшитъ васъ Господь нетлѣннымъ утѣшеніемъ сердечно желаю и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

12 Апрѣля 1847. года

 

Отецъ Игуменъ благодаритъ Васъ за память объ немъ и свидѣтельствуетъ почтеніе за присылку денегъ и братія наши васъ благодарятъ.