М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Простите, что беспокою васъ моею просбою: можетъ быть и вамъ извѣстна книга старинная печатанная въ 1709мъ году въ Черниговѣ, сочиненная Черниговскимъ Архіепископомъ Ιоанномъ Максимовичемъ, подъ названіемъ: Царскій путь Креста Господня вводящій въ животъ вѣчный. Но только очень древнимъ Славенскимъ языкомъ написана и не всякому удобь доступна; а притомъ и рѣдко гдѣ имѣющаяся; но великой пользы исполненная. Одинъ нашъ знакомый бывшій учитель Гимназіи принялъ на себя трудъ, перевелъ оную книгу на рускій языкъ и предоставилъ въ пользу нашей обители. Намъ не столько нужна вещественная польза, сколько желаемъ доставить благочестивому обществу душевную пользу, чрезъ выпускъ сей душеполезной книги.

Она въ трехъ книгахъ или частяхъ въ 1й 14. во 2й 20 и въ 3й 13. главъ, и при оныхъ до 20 картинокъ изображающихъ Спасителя научающаго ношенію Креста Ставрофелю дѣвицу, названную симъ именемъ.

Не знаю куда обратиться съ сею книгою для представленія въ Цензуру къ разсмотрѣнію. Рѣшили просить васъ почтеннѣйшій Лѣвъ Александровичъ, не льзя ли вамъ принять на себя трудъ представить оную въ С<анктъ>П<етер>б<ургскую> Цензуру, или просить о семъ почтеннѣйшаго Степана Анисимовича; мы сами не смѣемъ о семъ его беспокоить. А московская Цензура очень медлительна. Во ожиданіи отъ васъ на сіе отвѣта, что вы скажете позволите ли прислать оную къ вамъ, или по предварительномъ вашемъ предложеніи, просить о семъ Степана Анисимовича? Или найдете сіе для васъ и для него не возможнымъ?

Поздравя васъ съ радостнымъ симъ праздникомъ, желаю встрѣтить въ добромъ здоровье свѣтлый праздникъ воскресенія Господа нашего Ιисуса Христа съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

25. Марта

1850 года

Христосъ воскресе!

Читалъ письмо ваше къ родителямъ и потому посылаю рукопись: а когда получу ваше письмо, тогда буду и писать. 29 апрѣля. 1850 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Медленность отвѣта моего на почтеннѣйшее ваше писаніе, отъ 2 іюля посланное, произошла по причинѣ путешествія моего въ Воронежъ и въ Кіевъ; Я возвратился въ обитель 23. числа Іюля, а письмо ваше доставлено было ко мнѣ въ Кіевъ въ послѣднихъ числахъ Іюня; отколь я никакъ не могъ вамъ написать, таперь же позвольте принести вамъ покорнѣйшую мою благодарность за вниманіе ваше къ моей просбѣ чрезъ вашу маминьку, и принятіе въ ваше попеченіе нашей рукописи Царскій путь Креста Господня, а вмѣстѣ съ тѣмъ прошу меня простить великодушно въ томъ, что рукопись послалъ къ вамъ безъ письма, и по случившейся скорой моей отлучки, не успѣлъ и послѣ къ вамъ написать.

Вы здѣлали весьма благоразумно, не отдавъ рукописи въ Цензуру, гдѣ оная могла подвергнуться опасности погибнуть. – Вы обнадеживаете по словамъ Степана Анисимовича, что будетъ скоро новая перемѣна въ Дух<овной> ценз<урѣ> то это очень бы было хорошо, ежели найдете что можетъ быть успѣхъ на утвержденіе рукописи, можно и подождать. И ежели на сіе есть какіе виды и скоро ли, прошу меня увѣдомить; когда уже не скоро будетъ, то можно представить и въ московскую Д<уховную> цензуру; только тутъ, хотя и благонадежные люди, но много заняты и потому подвергнется медленному разсмотренію. Что жъ дѣлать!

Къ этой рукописи есть до 40 картинокъ, изображающихъ содержаніе почти каждой главы. Оные таперь рисуются, и къ тому времени какъ будутъ разсматривать будутъ готовы.

Вы прочтя духовные мысли извлеченные изъ сего сочиненія, видите себя, что несете кресты налагаемые миромъ, плотію и діаволомъ; и отъ сего опечалились, не имѣя человѣка укрѣпляющаго и дѣйствующа на сердце. А самое наименованіе креста и ига ужасаетъ душу.

Я предложу вамъ слова Самаго Спасителя: «Да не смущается сердце ваше ни устрашаетъ[1], по связямъ и обязанностямъ нашимъ другъ къ другу, вы поставлены промысломъ Божіимъ въ настоящемъ вашемъ званіи, и при воинствѣ, земному Царю, находитесь и воиномъ небеснаго Царя. И брань ciя есть къ началомъ и ко властемъ и къ духовомъ злобы поднебеснымъ[2].

Сражаясь на сей брани; въ сообращеніи съ ближними, вы имѣете цѣль ‑ вѣчная благая Заповѣдьми Божіими обретаемая. А оружіе наше: вѣра, упованіе и любовь; къ симъ же и въ описанные св: Апостоломъ оружія облецытеся, и призывайте въ помощь Господа, отнюдь не надѣясь на свои силы, узрите побѣду. Еще уподобляется жизнь наша морю, и корабль души нашей плыветъ по бурному океану, погружается волнами, но не утопаетъ. Въ опасности и мы да взываемъ: Господи! спаси ны погибаемъ[3]; и узримъ спасеніе отъ потопленія.

Кресты посылаемые намъ промысломъ Божіимъ, приводятъ насъ къ истинному любомудрію, очищаютъ отъ грѣховъ и свобождаютъ отъ страстей, приводятъ къ смиренію. А о коихъ вы пишите крестахъ: пох<оть>, пл<оть> вож<деленіе> очей и горд<ость> жит<ейская>; я разумѣю дѣйствіе страстей: при благоразумномъ разсмотрѣніи увидите, что онѣ смиряютъ насъ, но когда оставляемъ безъ вниманія, то бываемъ пленники страсти, и развѣ наказаніемъ Божіимъ отводимся отъ нихъ.

Не унывайте и не смущайтесь, но повѣряя себя по Заповѣдямъ Божіимъ, держитесь пути истиннаго ‑ покаянія и смиренія. Да вразумить васъ Господь и укрѣпитъ на пути семь усердно желаю и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Родители ваши вчера были у насъ.

29 Ιюля

1850 года.

 



[1] 1 Ин. 14:1.

[2] Ср.: Еф. 6:12.

[3] Мф. 8:25.