М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Я получилъ отъ почтеннѣйшаго Степана Анисимовича, чрезъ Генерала Еυгенія Николаевича Nорова декабрскую книжку Маяка 1845 года, и особую статью о религіозныхъ <нрзб> Востока и Запада. – Прошу васъ почтеннѣйше принести ему мою почтеннѣйшую благодарность за ево благословеніе ко мнѣ грѣшному. Да еще же пишетъ Nоровъ, что Степанъ Онис<имовичь> обнадежилъ о рукописи нашей Царскій путь Креста Господня чтобы только взять терпѣніе до перемѣнъ цензуровъ, а то можетъ пойтить въ ходъ. Мы съ удовольствіемъ готовы ждать сего.

Меня проситъ одинъ дворянинъ выписать для него послѣдній 1845й годъ весь Маяка. Я не смѣю самъ утруждать Степана Анисимовича о семъ. А Васъ покорнѣйше прошу потрудитесь прислать оный на мое имя и сколько надобно за оный денегъ, напишите куда доставить. Я первою почтою пришлю. Я хотѣлъ нарочно къ вамъ писать, но увидѣлъ письмо отъ вашей матушки, и взялъ смѣлость мое вложить тудаже. Въ семъ меня прошу простить.

Сего дня мы совершили печальную церемонію, похоронили возлюбленнаго о Господѣ брата нашего Отца Порфирія Григорова. Онъ скончался 15 марта утромъ съ добрымъ напутствіемъ. Вѣчная ему память. Намъ жаль что лишили<сь> такого брата. Думаю и вы пожалѣете.

Желаю вамъ добраго здравія и спокойствія и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

17. Марта

1851 года.

15. Сентября 1851 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Вы описали мнѣ свое путешествіе послѣ отъ ѣзда отъ насъ; благодарю васъ за сіе. Я полагаю, что вы не малую пользу получили себѣ отъ онаго; а Главное молитвы святыхъ угодниковъ послужатъ вамъ напутіемъ къ преднамѣренному вами оставленію мipa и вступленію на поприщѣ духовной брани. ‑ Бесѣда съ высокимъ Архипастыремъ, хотя краткая и благословеніе его вамъ полезны; Пребываніе ваше въ Гефсиманскомъ скитѣ останется впечатлѣніемъ о ихъ жизни, и соревнованіемъ; а бесѣда съ братомъ Николаемъ показала вамъ немощь нашего естества; и сколько надобно имѣть осторожности отъ самонадѣянности и осужденія другихъ, находящихся въ подвигѣ. Да и сами вы понимаете, что нужна въ борьбѣ сей особенная помощь Божія и руководство человѣка. Какъ не удивительно, что бывши въ морѣ волнующемся не потерпѣлъ кораблекрушенія и потопленія, а въ пристани отъ сей бури близокъ къ потопленію. Впротчемъ, Богъ силенъ его укрѣпить. А намъ живой примѣръ, что воинъ тогда искусенъ, когда былъ во брани, а не тогда когда пребывалъ въ покоѣ, и не стужаемъ былъ отъ оной. Въ сраженіи, аще и язвы пріимемъ, не должны ретироваться, но твердо стоять, призывая подвигоположника Iисуса, то вѣнцевъ побѣды не лишится, а паче еще когда смиренно сознаетъ свою немощь. ‑

Вы говорите о своемъ устроеніи, что ни теплъ, ни хладенъ; отъ средины по неволѣ надобно смириться. ‑ Борьба вамъ не минуема и при начатіи благаго дѣла, и при избраніи мѣста. Премудрый Сірахъ говоритъ чадо, аще приступаеши работати Господеви уготови душу твою во искушеніе[1], и протч. Обыкновенно мы не готовы къ людскимъ пересудамъ, надобно утвердить сердце по словамъ св: I<оанна> Лѣст<вичника>; на наковальнѣ Креста Господня, дабы ударяема мысль со всѣхъ сторонъ млатами, не сокрушалась. Во всѣмъ ономъ, какъ я полагаю есть ложный стыдъ и страхъ, или, вы боитесь страха, идеже нѣсть его. Страхъ Божій и упованіе на него не посрамитъ. Вамъ кажется въ неизвѣстномъ мѣстѣ, гдѣ никто не знаетъ васъ, не кому и любопытствовать. А развѣ у врага мало сѣтей и козней? Однимъ не успѣлъ низложить, предпринимаетъ другое и такъ далѣе; вамъ примѣръ братъ Николай, будучи удаленъ отъ свѣта и отъ родныхъ, какую имѣетъ брань? И едва не даетъ плещи. Не знаете какая брань встрѣтитъ васъ и на первомъ шагу: «никуда не скроешся отъ искушеній, кромѣ глубины смиренія» это ваше слово. А какъ не рѣдко случается, что вмѣсто глубины смиренія, взбираемся на гору возношенія и сами того не замѣтимъ, какъ бы не были мы разумны и премудры, и ciя то кознь вражія опаснѣе другихъ. А кто идетъ путемъ отверженія своей воли и разума (конечно брань велика бываетъ и таковымъ), по скорѣе достигаетъ познанія своей немощи и смиренія. ‑ Не думайте, чтобъ я васъ привлекалъ въ свое мѣсто и заключалъ только тутъ спасеніе; совсѣмъ нѣтъ. Я не знаю судебъ Божіихъ и Его промысла куда Онъ васъ призываетъ и совершенно предаюсь въ семъ Его святой волѣ. Но причины, по коимъ вы хотѣли быть здѣсь, вамъ самимъ извѣстны. И такъ паки повторю, да будетъ воля Божія на призваніе ваше.

Хотя же удалялись многіе отъ своихъ мѣстъ и отечествъ но видимъ, что многіе и въ близи получили Спасеніе; какъ то Алексій, человѣкъ Божій; Iоаннъ Кущникъ, и другіе. А Россійскіe: Никола Святоша, Варлаамъ <Печерский> и еще многіе, о коихъ испытывать и писать время не позволяетъ.

7. числа сего м<ѣся>ца, посѣтилъ нашу пустынь, почтѣннейшій путешественникъ и писатель, Андрей Николаевичъ Муравьевъ; пробылъ у насъ 8 числа, праздникъ Рождества Богородицы, а въ воскресенье 9 числа, послѣ раннѣй обѣдни отправился отъ насъ въ Москву. Такъ какъ онъ желалъ слышать нашу скитскую службу, то на праздникъ была у насъ Литургія, и потомъ подъ воскресенье всенощную у насъ слушалъ. На праздникъ въ монастырской трапезѣ обѣдалъ. Оставилъ намъ весьма пріятное впечатлѣніе своимъ обращеніемъ и бесѣдами; кажется и ему у насъ понравилось. Полюбилъ очень Ивана Андрѣевича. Онъ здѣлалъ намъ предложеніе, описать жизнь современныхъ намъ Россійскіхъ духовныхъ подвижниковъ, на коихъ имѣло влияніе старца Паυсія жизнь, подвиги, труды, писанія ево и переводы. Какъ это описано вкратцѣ въ предисловіи Житія старца Паυсія, что на Россійское монашество какъ будто свѣтъ излился чрезъ него. Какъ приступить къ сему трудному и неудобь, по нашимъ силамъ и разуму и носимому дѣлу? гдѣ взять источниковъ? Мы сколько можно представляли неудобность сего, но онъ остался съ желаніемъ, чтобы принесенъ былъ обществу изъ нашего скита сей цвѣтокъ.

Ежели Богъ призоветъ васъ на наше поприщѣ, то и вы должны быть участниками въ семъ трудѣ, то нельзя ли вамъ заблаговременно, тамъ по обителямъ запастись сими источниками, гдѣ о комъ услышите. ‑ Въ свободное время напишите ко мнѣ о вашемъ дѣйствіи по преднамѣренію. Остаюсь желатель вашего здравія и спасенія Іером<онахъ> Макарій.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Не взыщите на многое писаніе, но примите краткіи сіи строки, отъ любви и усердія къ вамъ посылаемыя. ‑ Я писалъ къ вамъ 15. числа сент<ября> въ Раненбаумъ, а отъ васъ получилъ изъ Петербурга отъ 18 числа, и потому вамъ и нельзя было еще получить моего письма.

Начало по вашему расположенію здѣлано, хорошо; и Богъ увѣнчаетъ благимъ концомъ. Токмо вѣруйте, будьте мужественны и не упадайте духомъ, когда волны вражіихъ помысловъ приражаются къ ладіи вашей; воззовите къ Могущему спасти васъ: Господи, спаси мя[2]! Не пишу много потому что голова дурна и чувствую разстройство въ здоровье; да благословитъ васъ Господь и управитъ путь вашъ во благое.

Родители ваши вчера были у насъ, говорили что получили отъ васъ письмо. Маминька объ одномъ твердитъ, чтобы Левочка не остался тамъ.

Всѣ наши Отцы и братія знающія васъ, усердно вамъ кланяются и благодарятъ васъ за память и желаютъ вашего купно житія.

Испрашивая на васъ Божіe благословеніе, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

2. октября

1851 года

5. Ноября 1851 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Господь Богъ да благословить васъ и ваше благое намѣреніе. Въ письмѣ вашемъ, отъ 23 октября, мною полученномъ первое слово, воздали Славу Богу о всѣмъ. И мы съ вами согласуясь славословимъ и благодаримъ Его о дарованномъ вамъ чувствѣ искать спасительнаго пути и о званіе Его васъ къ сладкой Его работѣ. «Иго бо Мое благо и бремя легко есть»[3], сказалъ Онъ, и мы сему вѣруемъ не сомнѣнно. А когда Онъ вложилъ сей огнь въ сердцѣ ваше, то поможетъ оному и возгорѣтися въ пламень велій, токмо вы не усумнѣвайтесь въ помощи Его, и не устрашайтесь прилоговъ вражіихъ, наносящихъ вамъ сомнѣніе и боязнь, якобы жестокости и неудобности пути сего. Врагъ готовъ вся блага мipa сего обѣщать и представить, только бы отвести отъ спасительнаго сего намѣренія и пути; но вы будьте мужественны и тверды, облекитесь въ броню вѣры и уповайте на Господа. Молитесь Ему, а на себя не надѣйтесь, ибо при всякомъ надѣяніи на себя является намъ наша немощь, а познаніе оной ведетъ къ смиренію. ‑ Пока тамъ будете въ свободное время читайте Iоанна Лѣствичника и Св: Исаака Сирина, но не воспаряйте высоко, а по силѣ подвизайтеся на страсти, которые приникаютъ къ сердцу. Прочитывай и Нила Сорскаго. Видя высоту жительства и не достигая онаго, не унывайте, но смиряйтесь. По расположенію вашему можетъ быть и устроить Господь вашъ путь къ намъ въ февралѣ м<ѣся>цѣ, а иногда и прежде, да будетъ на волѣ Его. Мы жь съ любовію готовы принять васъ въ наше купножитіе; да благословитъ васъ Господь.

23 числа я былъ у вашихъ проѣздомъ отъ О: Антонія и изъ Тихоновой Пустыни, а съ тѣхъ поръ не видался съ ними, и посланную вами рукопись не получилъ. Благодарю васъ за оную.

Не давно вышла изъ печати Книга св: Ιоанна Лѣствичника въ рускомъ переводѣ, Дѣлицына профессора Моск<овской> Д<уховной> академіи. Есть кое гдѣ и не совсѣмъ хорошо; но читать можно.

Пишетъ ко мнѣ Петръ Васильевичь Артемьевъ что онъ получилъ отъ Ст<епана> Ани<симовича> Бурачка Маякъ за 4 года; деньги пришлетъ ко мнѣ при первомъ случаѣ. А я ихъ отошлю къ Ст<епану> Ани<симовичу> только прошу написать мнѣ ево Адресъ, и изъявите ему мое почтеніе.

Вы пишите что въ нашу Эпархію назначенъ Архіереемъ Григорій Кіевской (Казанской) Академіи ректоръ, и еще кое отъ кого о семъ слышалъ, но по другимъ слухамъ иное слышно. Богу извѣстно кого поставить намъ Архипастыря. Мы должны принять съ покорностію волю Божіею.

Отцы и братія наши Благодарятъ васъ за память объ нихъ. И взаимно васъ привѣтствуютъ своими поклонами. Желаютъ вамъ укрѣпленія въ предпринятомъ вашемъ намѣреніи.

Поручая васъ покрову Божію и заступленію Божіей Матери, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія, недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

Получа ваше писаніе отъ 6 ноября, возвратясь изъ отлучки 26 ноября, и нашедъ очень много писемъ, не могъ вамъ скоро написать, а теперь и второе получилъ отъ 30 ноября и спѣшу, не упуская первой почты отвѣчать вамъ.

Въ первомъ письмѣ описываете какъ пріятно бѣседовали въ Нѣвской Лаврѣ съ духовными особами и чаете добраго цензора чисто духовнаго разума, въ Арх<iмандритѣ> Кириллѣ. Дай Господи вся на пользу людей ищущихъ душевной пользы въ изъясненіи Слова Божія и опытныхъ въ духовной жизни Отцевъ ученіи; упоминаете о Андрѣе Николаевичѣ Муравьевѣ и о томъ что онъ намѣревался писать о нашей обители, а въ другомъ письмѣ говорите, что уже и написалъ. Хорошо это во славу Божію; но горе намъ, а паче мнѣ грѣшному, когда взгляну на себя, то вижу и скорблю, что имя мое выше дѣлъ моихъ; а тому человѣку горе. Спаси Господи Андрея Николаевича за ево къ намъ о Господѣ расположеніе, а паче за ревность о православіи и благочестіи. Хотя и не всѣмъ онъ можетъ этимъ угодить, но паче еще возставить противъ себя, но Богъ ево не оставитъ.

Въ послѣднемъ вашемъ <письмѣ> выражаете свое намѣреніе твердымъ, удалиться мipa и водвориться въ (нашу) пустыню, чая Бога спасающаго васъ оть малодушія и отъ бури страстей[4]. Дай Богъ вамъ исполнить cie вскорѣ. Но еще не видно оподачѣ вами прошенія въ отставку, а кажется срокъ только до Генваря; какъ бы не упустить ево? Неужели же нельзя и по подачѣ прошенія, когда выдетъ производство брату, окопировать его?

Съ маминькой вашей я давно не видался, она была у насъ еще до поста, и обыкновенная ее скорбь «Лёвочка уйдетъ на Валаамъ <?>» я ее тогда увѣрялъ въ вашемъ намѣреніи, и таперь скажу утвердительнѣй видя изъ письма вашего. Онѣ здоровы. Анна недавно была здѣсь.

Книга св: Ιоанна Лѣствичника въ русскомъ переводѣ профессора Дѣлицына, есть у насъ; и на насъ пала участь здѣлать на нее замѣчаніе въ нѣкоторыхъ выраженіяхъ; что мы таперь трое и исполняемъ О: Амвросій, Иванъ Андрѣевичь и я. И о семъ прошу умолчать, чтобы не здѣлать подрыву книги. Я видѣлся съ намѣстникомъ Лаврскимъ Арх<имандритомъ> Антоніемъ; онъ говоритъ, что при второмъ изданіи надобно оную непрѣменно поправить.

Ко мнѣ пишетъ Иванъ Николаевичь Петровъ, который переводилъ съ Славянскаго на рускій языкъ книгу Царскій путь Креста Господня или Ставрофолю. Что по многимъ не выгоднымъ отзывамъ объ оной, и что она не есть произведенія нашего Ι. Максимовича но чистый переводъ съ латинскаго, католическаго западнаго произведенія, и что цѣлыя слова и матеріи вложены въ уста говорящаго Ιисуса; Даже есть и такія, гдѣ языческая философы упоминаются. То какъ бы ни способна оная была къ доставленію пользы, но не будетъ имѣть цѣны въ Публикѣ. И потому онъ желаетъ ее переправить наставленіемъ отъ старца или какого либо Богодохновеннаго мужа. – Онъ отправляется изъ Воронежа въ Петербургъ и проситъ меня попросить Ст<епана> Ан<исимовича> здѣлать свои замѣчанія на сію книгу, и отдать ему для исправленія. А онъ самъ будетъ унего, то я Васъ о семъ прошу, попросите Степана Анисимовича о семъ, и дабы внушилъ Петрову, то что нужно.

Совѣтую вамъ читать книги духовные, но не увлекаться въ высоту пареніемъ; а взирая къ совершенству, тѣмъ больше познавать свою нищету, и смиряться. Это будетъ тверже; а когда будетъ угодно Богу обогатить васъ, тогда и принимать оное; но это по многой борьбѣ и стяжаніи смиренія бываетъ, а искать сего, съ соблюденіемъ показываетъ явную гордость. Будемъ идтить путемъ смиренія, и съ мытаремъ взывать ко Господу: Боже, милостивъ буди мнѣ, грѣшному.

О нашемъ новомъ Владыкѣ имѣемъ отзывы, очень хорошіе, и что рукоположеніе ево будетъ совершаться 9. декабря, къ Празднику Рождества Христова будемъ ожидать ево пріѣзда на Эпархію.

Отъ П<етра> В<асильевича> Артемьева денегъ я еще не получилъ думаю потому, что еще хлѣбъ не продавали, а у господъ одинъ этотъ источникъ; но надѣюсь получить, и тогда къ вамъ пришлю для доставленія къ Ст<епану> Ан<исимовичу>: ‑ А Васъ прошу меня увѣдомить, подали ли вы прошеніе, или когда подадите? Смотрите, какъ бы міръ не сталъ васъ къ себѣ привязывать.

Отецъ Игуменъ изъявляетъ вамъ свое почтеніе и благодаритъ васъ за память объ немъ, такъ же и вся наши скитскія братія.

Да укрѣпитъ и утвердитъ Господь васъ въ вашемъ Благомъ намѣреніи и поможетъ исполнить оное усердно желаю, и остаюсь Богомолецъ вашъ, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

8 Декабря

1851 года

 

Если вы не будете сами въ Петербургѣ, то напишите къ Ст<епану> Ан<исимовичу> о Петровѣ чтобы онъ предваренъ былъ объ немъ, когда явится къ нему.

 

 



[1] Сир. 2:1.

[2] Пс. 3:8.

[3] Мф. 11:30.

[4] Ср.: Пс. 54:9.