1852й годъ

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

1го Генваря Слава Богу! Мы удостоились вступить и на поприщѣ сего новаго года, провождая старый годъ въ некончаемые вѣки, со вступленіемъ въ новый поздравляю васъ почтеннѣйшій Лѣвъ Александровичъ, да сподобить Господь васъ, вступить и въ новый родъ и образъ жизни, послужить и поработать Господу, во благоугожденіе Ему, изъ Любви къ Нему, возлюбившему насъ, и предавшему Себя за насъ. Не будемъ смѣть искать награды, Онъ Самъ будетъ награда ищущимъ Его и работающимъ Ему: «Азъ и Отецъ, пріидемъ и обитель у Него сотворимь»[1]. Однако прежде достиженія сего много предлежитъ подвига, труда и борьбы на невидимой сей духовной брани. Ибо враги наши бодры, безсонны, безплотны, хитры, злы, горды, то паче всего надобно отъ нападенія ихъ заключаться въ твердыню смиренія, недоступную никакимъ татямъ и врагамъ. А пока мы еще далеки отъ любви и смиренія, то нуженъ и страхъ Божій, ибо Страхомъ Господнимъ уклоняется всякъ отъ зла[2]: нужны иногда и поползновеніи, къ познанію своей немощи, попущеніемъ Божіимъ бываемые, за возношеніе тайное и нами неуловимое; а чрезъ паденіе, и познаемъ, что оныя предварила гордость[3], по слову Св: Iоанна Лѣствичника. ‑ Я написалъ cie не устрашая васъ, но предварительно предостерегая, ибо говоритъ Св: Пророкъ: «На пути семь, по немуже хождахъ, скрыша сѣтъ мнѣ»[4]. А сѣтей то оныхъ очень много, и ходящіи внѣ пути смиренія попадаютъ въ нихъ и запутываются; преп<одобный> А<нтоній> видѣлъ множество распростертыхъ сѣтѣй, и возопилъ: Кто можетъ избѣжать оныя? На что получилъ отвѣть: «Смиренная Мудрость!» Столь высока эта добродѣтель, что ни одна добродѣтель, не можетъ безъ нея быть твердою; даже и Самая Любовь имѣетъ съ нею тѣсное совокупленіе: «Любовь возвышаетъ, а смиреніе не даетъ пасти», пишетъ святый I<оаннъ> Лѣствичникъ. Но что много говорить, когда и самъ Св: Iоаннъ сооружившій лѣствицу возводящую на небо, сказалъ, что онаго сокровища никакое слово не можетъ изъяснить (сл. 25, ст. 2), и имѣетъ на себѣ не постижимую, как свыше происходящую надпись: Святое смиреніе! Читайте о ней у Лѣствичника, у Св: Исаака Сир<ина> и у протчихъ, и готовьтесь на практикѣ въ своемъ мѣстѣ оную стяжавать. Да благословить васъ на cie Господь!

Изъ письма вашего отъ 21 декабря вижу, что вы еще медлите подачею въ отставку, и полагаете, что можно и послѣ 1го Генваря получить оную заболѣзнію; а мнѣ кажется лучше бы въ свое время; кто знаетъ что будетъ въ переди. Хорошо когда вы подали до Генваря: вы можете быть полезнымъ брату при производствѣ и по подачѣ прошенія.

Нашъ О: Игуменъ былъ у нашего новаго Архипастыря Григорія 28 числа декабря; принятъ былъ имъ очень благосклонно, представилъ ему книги нашего изданія; объ исторіи мон<астыря> сказалъ, что онъ получилъ оную отъ самаго сочинителя. Что то дастъ Господь? Говорятъ входящій и строгъ къ порядкамъ церковнымъ.

Деньги за книги когда получу отъ П<етра> В<асильевича> Артемьева, оставлю до Васъ. Лучше вы сами отдадите ихъ О: Игумену.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Утѣшительно было слышать отъ почтеннаго Ѳедора Ѳедоровича о васъ, и получить ваше писаніе, отъ 4. Генваря посланное. Я съ нимъ о чемъ нужно побесѣдовалъ, Слава Богу онъ хорошій христіанинъ, да поможетъ Господь ему исполнить Его Святую волю, и сохранить отъ всѣхъ сѣтей и козней вражіихъ.

Не удивляйтесь тому, что при по<пе>ченіи вашемъ о братѣ, увидѣли вы его неблагодарность и невниманіе къ оному. Конечно укоръ вашъ ему не понравился, и самолюбіе его оскорбилось. Но вамъ это служитъ урокомъ въ передъ, и когда вы зазрите себя, что можетъ быть и сами вовлекались мнѣніемъ и высокоуміемъ о себѣ, и укорите себя, то и успокоитесь. А ему въ неразуміи его простите; конечно онъ не вѣдаетъ что творитъ, и мнясь что вѣдѣти, ничтоже вѣсть.

Слава Богу, что подали прошенiе во время и надѣятесь получить свободу, перемѣнить службу военную, съ плотской на духовную. Да поможетъ Господь вамъ совершить ваше намѣренiе; и ежели бы къ посту получили свободу и прiѣхали бы къ намъ.

Маминька ваша таперь нѣсколько поуспокоилась на счотъ васъ.

Книгу нотную вамъ возвращаю; у насъ трудно по оной вводить[5] пѣнie, при нашихъ слабыхъ голосахъ. А я боюсь ее удержать долѣе, надо будетъ хлопотать объ отсылкѣ.

Простите не складному моему писанiю. Время у меня растроено, а писемъ много, и уже кое-какъ пишу; надѣюсь лично, о чемъ нужно переговорить. И дотолѣ остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Всѣ наши вамъ кланяются.

Посылаю вамъ просфору.

20. Генваря

1852 года

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшій о Господѣ

Лѣвъ Александровичъ!

20 числа Генваря послалъ я къ вамъ письмо отвѣтъ наваше отъ 8го ко мнѣ писанное, а вскорѣ получилъ еще ваше писанiе отъ 15 генваря. Вижу сколько стоило вамъ отдѣлаться отъ мipa: убѣжденiи мiролюбцевъ, основанные на прочныхъ выгодахъ свѣтскаго Благоденствiя славы чести наслажденiя, семейнаго счастiя богатства и проч. а къ онымъ и внутренняя борьба; противъ всего этого вы должны были выдержать большое сраженiе. Но помощiю Божiею при благомъ вашемъ произволенiи, на первый сей разъ вы остались побѣдителями. Коня и всадника вверже въ морѣ, помощникъ и покровитель бысть мнѣ во спасенiе; воспѣвайте сiю побѣдную пѣснь Господу[6]. Не безъ болѣзни сердечной вы должны разстаться съ Степаномъ Онисимовичемъ, къ коему были расположены сердечной любовiю и въ теченiи жизни пользовались отъ него поддержанiемъ въ религiозномъ и нравственномъ отношенiи. Хранить это чувство похвально и по отлученiи отъ него; а какъ вы оставляете сообщество ево не по какимъ либо причинамъ мiрскихъ расчотовъ, но единственно изъ любви къ Богу, и ради Царствiя небеснаго, вступая въ новую жизнь, удаляясь свѣта и убѣгая въ пустыню, чая Бога, спасающаго васъ отъ малодушiя и бури страстей[7], то посему и благословно ваше удаленiе. Вступя на поприщѣ сего жительства, вы найдете новую борьбу, которой тамъ и не встрѣчали, Чего однако жъ не устрашайтесь, ибо когда не будетъ борьбы, не можемъ и научиться искусству, и вѣнцевъ не улучимъ, свободившись страстей.

Желанiе ваше прилѣпится такою же Любовiю ко мнѣ худѣйшему, я прiемлю; и предоставляю cie волѣ Божiей, вселити въ васъ, аще токмо будетъ cie вамъ на пользу, и не возбранитъ сему мое недостоинство; при содѣйствiи же помощи Божiей, да будетъ cie основанiе на вѣрѣ, и совершится любовiю и смиренiемъ: первая возвышаетъ, а послѣдняя возвышенному пасти не попускаетъ.

Шагъ здѣланъ ‑ да поможетъ Господь тещи далѣе и, совершивъ отверженiе и оставленiе мipa, вступить въ желаемый вами подвигъ для прiобрѣтенiя Царствiя Христова.

Съ тѣхъ поръ какъ писалъ къ вамъ маминька ваша не была у насъ болѣе.

Поручая васъ покрову и промыслу Божiю, остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Почтеннѣйшему Степану Онисимовичу изъявляю мое почтеніе. И Ѳедору Ѳедоровичу Зайцову.

Иванъ Николаевичь Петровъ, переводившій Ставрофелю, хотѣлъ быть въ Петербургѣ, познакомиться съ Степа<номъ> Онис<имовичемъ> и поговорить объ оной книгѣ. Не знаю былъ ли онъ тамъ?[8]

26 Генваря

1852 года

 



[1] 1 Ин. 14:23.

[2] Притч. 15:27.

[3] Иоанн Лествичник, сл. 23:4.

[4] Пс. 141:4.

[5] Далее в рукописи снова" "унасъ".

[6] Исх. 15:1.

[7] Пс. 54:8-9.

[8] Дальнейшую переписку прп. Макария с Львом Александровичем Кавелиным, постриженным в рясофор 11 февраля 1855 г. под именем отца Льва, а 7 сентября 1857 г. постриженным в мантию под именем отца Леонида, см. в томе «Письма к монахам».