1852й
годъ
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
1го Генваря Слава Богу! Мы удостоились вступить и на поприщѣ сего новаго
года, провождая старый годъ въ некончаемые вѣки, со вступленіемъ въ новый
поздравляю васъ почтеннѣйшій Лѣвъ Александровичъ, да сподобить Господь
васъ, вступить и въ новый родъ и образъ жизни, послужить и поработать Господу,
во благоугожденіе Ему, изъ Любви къ Нему, возлюбившему насъ, и предавшему Себя
за насъ. Не будемъ смѣть искать награды, Онъ Самъ будетъ награда ищущимъ
Его и работающимъ Ему: «Азъ и Отецъ, пріидемъ и обитель у Него сотворимь»[1].
Однако прежде достиженія сего много предлежитъ подвига, труда и борьбы на
невидимой сей духовной брани. Ибо враги наши бодры, безсонны, безплотны, хитры,
злы, горды, то паче всего надобно отъ нападенія ихъ заключаться въ
твердыню смиренія, недоступную никакимъ татямъ и врагамъ. А пока мы еще далеки
отъ любви и смиренія, то нуженъ и страхъ Божій, ибо Страхомъ Господнимъ
уклоняется всякъ отъ зла[2]:
нужны иногда и поползновеніи, къ познанію своей немощи, попущеніемъ Божіимъ
бываемые, за возношеніе тайное и нами неуловимое; а чрезъ паденіе, и познаемъ,
что оныя предварила гордость[3],
по слову Св: Iоанна Лѣствичника. ‑
Я написалъ cie не устрашая васъ, но предварительно предостерегая, ибо говоритъ
Св: Пророкъ: «На пути семь, по немуже хождахъ, скрыша сѣтъ
мнѣ»[4].
А сѣтей то оныхъ очень много, и ходящіи внѣ пути смиренія попадаютъ
въ нихъ и запутываются; преп<одобный> А<нтоній> видѣлъ
множество распростертыхъ сѣтѣй, и возопилъ: Кто можетъ
избѣжать оныя? На что получилъ отвѣть: «Смиренная Мудрость!» Столь
высока эта добродѣтель, что ни одна добродѣтель, не можетъ безъ нея
быть твердою; даже и Самая Любовь имѣетъ съ нею тѣсное
совокупленіе: «Любовь возвышаетъ, а смиреніе не даетъ пасти», пишетъ святый I<оаннъ> Лѣствичникъ. Но что много
говорить, когда и самъ Св: Iоаннъ
сооружившій лѣствицу возводящую на небо, сказалъ, что онаго сокровища
никакое слово не можетъ изъяснить (сл. 25, ст. 2), и имѣетъ на
себѣ не постижимую, как свыше происходящую надпись: Святое смиреніе! Читайте о ней у Лѣствичника, у
Св: Исаака Сир<ина> и у протчихъ, и готовьтесь на практикѣ въ своемъ мѣстѣ
оную стяжавать. Да благословить васъ на cie Господь!
Изъ письма вашего отъ
21 декабря вижу, что вы еще медлите подачею въ отставку, и полагаете, что можно
и послѣ 1го Генваря получить оную
заболѣзнію; а мнѣ кажется лучше бы въ свое время; кто знаетъ что
будетъ въ переди. Хорошо когда вы подали до Генваря: вы можете быть полезнымъ
брату при производствѣ и по подачѣ прошенія.
Нашъ О: Игуменъ
былъ у нашего новаго Архипастыря Григорія 28 числа декабря; принятъ былъ
имъ очень благосклонно, представилъ ему книги нашего изданія; объ исторіи
мон<астыря> сказалъ, что онъ получилъ оную отъ самаго сочинителя. Что то
дастъ Господь? Говорятъ входящій и строгъ къ порядкамъ церковнымъ.
Деньги за книги когда
получу отъ П<етра> В<асильевича> Артемьева, оставлю до Васъ. Лучше
вы сами отдадите ихъ О: Игумену.
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшій
о Господѣ
Утѣшительно было
слышать отъ почтеннаго Ѳедора Ѳедоровича о васъ, и получить ваше
писаніе, отъ 4. Генваря посланное. Я съ нимъ о чемъ нужно
побесѣдовалъ, Слава Богу онъ хорошій христіанинъ, да поможетъ Господь ему
исполнить Его Святую волю, и сохранить отъ всѣхъ сѣтей и козней
вражіихъ.
Не удивляйтесь тому, что
при по<пе>ченіи вашемъ о братѣ, увидѣли вы его
неблагодарность и невниманіе къ оному. Конечно укоръ вашъ ему не понравился, и
самолюбіе его оскорбилось. Но вамъ это служитъ урокомъ въ передъ, и когда вы
зазрите себя, что можетъ быть и сами вовлекались мнѣніемъ и высокоуміемъ
о себѣ, и укорите себя, то и успокоитесь. А ему въ неразуміи его
простите; конечно онъ не вѣдаетъ что творитъ, и мнясь что
вѣдѣти, ничтоже вѣсть.
Слава Богу, что подали
прошенiе во время и надѣятесь получить свободу,
перемѣнить службу военную, съ плотской на духовную. Да поможетъ Господь
вамъ совершить ваше намѣренiе; и ежели бы къ посту получили свободу и
прiѣхали бы къ намъ.
Маминька ваша таперь
нѣсколько поуспокоилась на счотъ васъ.
Книгу нотную вамъ
возвращаю; у насъ трудно по оной вводить[5]
пѣнie, при нашихъ слабыхъ голосахъ. А я боюсь ее удержать долѣе,
надо будетъ хлопотать объ отсылкѣ.
Простите не складному моему
писанiю. Время у меня растроено, а писемъ много, и уже кое-какъ пишу;
надѣюсь лично, о чемъ нужно переговорить. И дотолѣ остаюсь желатель
вашего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.
Всѣ наши вамъ кланяются.
Посылаю вамъ просфору.
20. Генваря
1852 года
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшій
о Господѣ
Лѣвъ
Александровичъ!
20 числа Генваря
послалъ я къ вамъ письмо отвѣтъ наваше отъ 8го ко
мнѣ писанное, а вскорѣ получилъ еще ваше писанiе отъ
15 генваря. Вижу сколько стоило вамъ отдѣлаться отъ мipa:
убѣжденiи мiролюбцевъ, основанные на прочныхъ выгодахъ свѣтскаго
Благоденствiя славы чести наслажденiя, семейнаго счастiя богатства и проч. а къ
онымъ и внутренняя борьба; противъ всего этого вы должны были выдержать большое
сраженiе. Но помощiю Божiею при благомъ вашемъ произволенiи, на первый сей разъ
вы остались побѣдителями. Коня и
всадника вверже въ морѣ, помощникъ и покровитель бысть мнѣ во
спасенiе; воспѣвайте сiю побѣдную пѣснь Господу[6].
Не безъ болѣзни сердечной вы должны разстаться съ Степаномъ
Онисимовичемъ, къ коему были расположены сердечной любовiю и въ теченiи жизни
пользовались отъ него поддержанiемъ въ религiозномъ и нравственномъ отношенiи.
Хранить это чувство похвально и по отлученiи отъ него; а какъ вы оставляете
сообщество ево не по какимъ либо причинамъ мiрскихъ расчотовъ, но единственно
изъ любви къ Богу, и ради Царствiя небеснаго, вступая въ новую жизнь, удаляясь
свѣта и убѣгая въ пустыню, чая
Бога, спасающаго васъ отъ малодушiя и
бури страстей[7], то посему и
благословно ваше удаленiе. Вступя на поприщѣ сего жительства, вы найдете
новую борьбу, которой тамъ и не встрѣчали, Чего однако жъ не
устрашайтесь, ибо когда не будетъ борьбы, не можемъ и научиться искусству,
и вѣнцевъ не улучимъ, свободившись страстей.
Желанiе ваше
прилѣпится такою же Любовiю ко мнѣ худѣйшему, я прiемлю; и предоставляю
cie волѣ Божiей, вселити въ васъ, аще токмо будетъ cie вамъ на пользу, и
не возбранитъ сему мое недостоинство; при содѣйствiи же помощи Божiей, да
будетъ cie основанiе на вѣрѣ, и совершится любовiю и смиренiемъ:
первая возвышаетъ, а послѣдняя возвышенному пасти не попускаетъ.
Шагъ
здѣланъ ‑ да поможетъ Господь тещи далѣе и, совершивъ
отверженiе и оставленiе мipa, вступить въ желаемый вами подвигъ для
прiобрѣтенiя Царствiя Христова.
Съ тѣхъ поръ
какъ писалъ къ вамъ маминька ваша не была у насъ болѣе.
Поручая васъ покрову и промыслу Божiю, остаюсь
желатель вашего здравiя и спасенiя и недостойный Богомолецъ многогрѣшный
Іеромонахъ Макарiй.
Почтеннѣйшему Степану Онисимовичу изъявляю мое
почтеніе. И Ѳедору Ѳедоровичу Зайцову.
Иванъ Николаевичь Петровъ, переводившій Ставрофелю,
хотѣлъ быть въ Петербургѣ, познакомиться съ Степа<номъ> Онис<имовичемъ> и
поговорить объ оной книгѣ. Не знаю былъ ли онъ тамъ?[8]
26 Генваря
1852 года
[1] 1 Ин. 14:23.
[2] Притч. 15:27.
[3] Иоанн Лествичник, сл. 23:4.
[4] Пс. 141:4.
[5] Далее в рукописи снова" "унасъ".
[6] Исх. 15:1.
[7] Пс. 54:8-9.
[8] Дальнейшую переписку прп. Макария с Львом Александровичем Кавелиным, постриженным в рясофор 11 февраля 1855 г. под именем отца Льва, а 7 сентября 1857 г. постриженным в мантию под именем отца Леонида, см. в томе «Письма к монахам».