М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiе о Господѣ

Иванъ Васильевичь и Nаталья Петровна!

Вы доставили намъ большое духовное утѣшенiе, извѣщенiемъ объ окончанiи печатанiемъ нашей книги, и присылкою одного экземпляра, и остальныхъ листовъ къ первому. Все это я получилъ 8 числа Генваря, а 9 отправился въ Мѣщовскъ посѣтить Отца Строителя Nикодима, откуда къ вамъ и пишу, не упуская первой почты.

Всѣ дѣйствiя ваши по сему предмету доказываютъ ваше великое усердiе къ сообщенiю полезнаго ближнимъ. Я не буду васъ благодарить, да вы и не ищите благодарности; польза которую могутъ получить кто-нибудь изъ ближнихъ, уже есть вамъ воздаянiе; Господь даровалъ вамъ сiе благое произволенiе, Онъ и помогалъ, но и въ наградѣ. Онъ же вамъ Споручникъ и Воздатель! Меня же вы обязываете выше мѣры моего достоинства, обращая вниманiе ваше на всякое мое предложенiе, относящееся къ сему предмету; даже и снимокъ руки старца Паυсiя при самомъ окончанiи дѣла литографируется.

Что мнѣ остается дѣлать? Аще и недостоинъ есмь, но молить Господа о ниспосланiи на васъ благословенiя, и да устроитъ ваше благодѣнствiе и спасенiе. Судьбы Его намъ неисповедимы: Онъ ‑ недовѣдомыми намъ судьбами Своими, содѣ<ло>ваетъ наше спасенiе. На чемъ и вы, основываясь и предаваясь въ волю Божiю, успокоивайтесь духомъ.

По вашему же предложенiю и Ѳ<едоръ> А<лександровичь> Голубинскiй принялъ наши замѣчанiя, и дозволилъ ихъ напечатать въ опечаткахъ. Что послужитъ поясненiемъ матерiй, и на будущее время. ‑ Въ предисловiи есть нѣкоторые ошибки, но не знаю, можно ли таперь поправить въ опечаткахъ, а именно: 1е кончина отца Афанасiя Захарова послѣдовала 1825 года, а напечатано 1823. года, вѣроятно, въ перепискахъ вмѣсто 5. поставлено 3. но я сего не замѣтилъ при чтенiи письменнаго предисловiя. 2. Глинской Игуменъ Филаретъ. напечатанъ Архимандритомъ, а онъ не былъ имъ. Объ этомъ я замѣтилъ, что «кажется не былъ Архимандритомъ».

Еще Отецъ Игуменъ нашъ замѣтилъ что изъ учениковъ Отца Макарiя Пѣсношевского, строитель былъ Дорофей; а напечатано: Iерофей. О семъ я ничего не знаю, и сiе прибавлено не нами. Все ето отдаемъ на ваше разсужденiе, можно ли здѣлать какую-нибудь поправку, или нѣтъ.

Отецъ Игуменъ благодаритъ васъ за поздравленiе его съ Новымъ годомъ, и самъ васъ съ онымъ поздравляетъ.

Отецъ Іоаннъ благодаритъ за хлопоты ваши о его книгѣ. Онъ много утѣшился обѣщанiемъ Ѳ<едора> А<лександровича>, а не задолго предъ симъ, слышалъ онъ, что будто совсѣмъ кончена его книга, и печать приложена, почему и писалъ къ Ѳе<дору> Ал<ександровичу> просить о присылкѣ оной; что думаю, его не мало удивило.

Да подастъ Господь вамъ и дѣтямъ вашимъ совершенное здравiе и покой душевный. Съ истиннымъ моимъ почтенiемъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Александрѣ Петровнѣ свидѣтельствую мое почтенiе, вамъ и всѣмъ дѣтямъ посылаю благословенiе.

11 Генваря 1847 года. Мѣщовскъ.

 

Вы ничего не пишете, сколько надобно еще денегъ на изданiе книги; которые вѣрно уже употребили свои; но я просилъ васъ взять оные на счотъ нашъ у Кирилла Ивановича Путилова, брата О: Игумена. Онѣ вознаградятся продажею книгъ, на что мы и отдѣляемъ часть оныхъ, и для пользы обители. И паки прошу васъ не доводить себя до убытку. Возмите деньги.

А еще просимъ вашего совѣта О: Игуменъ и я; какъ вы думаете назначить какую цѣну книгамъ? Цѣль наша, польза душевная ближнимъ, но изъ сего и обители можетъ быть польза. Которые деньги пожертвованы чрезъ меня, онѣ не нужны къ возвращенiю и для личности моей такъ же не нуждны. Книги беру себѣ такъ же не для выгоды и не для продажи, а имѣется много ко мнѣ усердствующихъ братiй и сестръ и свѣтскихъ, желаю предоставить имъ для пользы. Протчiе же предоставляются О: Игумену въ ево распоряженiе въ пользу обители, которыхъ остается 500 съ тѣми кои должны поступить къ Архим<андриту> Игнатiю ста экземплярами. Подобные книги продаются по 1 рублю и 1 рублю 50 к. серебромъ. Но послѣдняя цѣна кажется велика. Съ моей стороны, лучше бы меньшею цѣною, но не знаю, какъ покажется… Я совершенно желалъ бы устранить это отъ себя, но такъ какъ участвую въ семъ дѣлѣ, то не вольно долженъ входить по крайней мѣрѣ перепискою. Напишите, Бога ради, откровенно, дабы не послужила соблазномъ большая цѣна, вить мы тутъ не трудились, а чужаго труда болѣе. Впротчемъ не личная польза, а обители. Это меня затрудняетъ! На сей же почтѣ пишу и къ Степ<ану> Шевыреву, прошу принять отъ усердiя нашу книгу, а его трудовъ. А васъ прошу доставить ему 25 экзем<пляровъ> книгъ и прежде писать прошу отослать письмецо къ Ферапонтову въ книжную лавку.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Старанiе ваше и содѣйствiе къ второму изданiю книги Житiя Старца Паисiя и трудовъ его, доставило намъ большое душевное утѣшенiе; а еще и другiе труды его и переводы и исправленiи, по общему нашему желанiю имѣемъ въ виду къ изданiю, и когда Господь благословитъ сiе наше предпрiятiе, то много полѣзнаго міръ пріобрящетъ.

Можетъ быть молитвами Старца Паυсiя Господь возбуждаетъ къ сему предпрiятiю, чтобы не остались оные труды его забвенными, въ нѣмногихъ Спискахъ хранящимися и малыми пользующимися.

На прошедшей почтѣ я писалъ къ Наталье Петровнѣ, какiя мы предполагаемъ статьи къ напечатанiю, а Вы еще прибавляете имѣющiеся у Васъ, которые къ нашимъ пріобщите; сiе пишу надѣясь на ваше къ намъ расположенiе.

Конечно нельзя уже всѣхъ въ одинъ томъ помѣстить, а ежели Варсануфiя печатать, то еще прибавится. Очень бы хотѣлось напечатать ево книгу. Объ ней упоминаетъ Ѳ<едоръ> А<лександровичь> Голу<бинскiй> въ письмѣ къ Ст<епану> Пет<ровичу> что прислана была изъ Молдавiи къ Марьи Петровнѣ Протасьевой, и кажется нельзя сомнѣваться въ томъ что не ево трудъ. ‑

Я послалъ къ Вамъ 4 числа рукопись полууставную святаго Марка Подвижника восемь словъ, но не знаю годится ли съ оной печатать гражданскимъ шрифтомъ? Ожидаю увѣдомленiя: когда годится, то пришлю и Ѳеодора Студита такого жъ письма.

Сυмеона Новаго Богослова 12 словъ списаны, когда успѣю прочесть ‑ то на сей почтѣ пришлю; а Житiе надобно писать. Житiе Григорiя Синаита пишутъ. Максима По вопросу и отвѣту также пишутъ; и Симеона Еυхаитскаго тоже. Ѳеогноста, хорошо когда бы тамъ приказали написать, а когда нѣтъ у васъ, то здѣсь напишемъ. Варсануфiя Великаго есть у насъ книга писанная чоткимъ письмомъ простымъ, только подъ титлами; когда это не помѣшаетъ, то пришлю оную; изволте увѣдомить, а списовать продолжительно будетъ. Сυмеона Nоваго Богослова стишную такъ же надобно списывать. Вотъ Вамъ отчетъ о нашихъ книгахъ.

Ваше же намѣренiе весьма хорошо, въ Толкованiи Отче нашъ святаго Максима, не касаясь старцева текста, темные только мѣста на выноскахъ пояснить съ Латинскаго. А ежели весь перифразисъ писать, то будетъ продолжительно и затруднительно. Впротчемъ какъ лучше найдете, да будетъ на волѣ вашей.

Изъ письма Ѳ<едора> А<лександровича> Голу<бинскаго> кажется, нѣтъ ничего такого что бы могло быть прибавкою, но что онъ выставилъ Як<ова> Дмит<рiевича> трудившимся въ исправленiи или переводѣ Филокалiи это кажется не мѣшаетъ. О тайно завезенныхъ О: Аөанасiемъ статьяхъ въ Добротолюбiи помѣщенныхъ читая вспомнилъ, что покойный батюшка отецъ Аөанасiй мой часто говаривалъ, что у Старца Паυсiя много бывало подобныхъ случаев; онъ бывало и поскорбитъ да и скажетъ: «Да правда книги то хороши. Я тамъ когда бъ былъ на ихъ мѣстѣ, тоже бы здѣлалъ». Вотъ какая его была любовь къ книгамъ и снисхожденiе къ немощамъ человѣческимъ.

Портретъ Старца и снимокъ съ руки и при второмъ изданiи, кажется не будетъ лишнимъ; то и прикажите оные печатать. Это можетъ быть можно и безъ цензора.

Вы упоминаете о Говѣнiи въ сей постъ. А я уже предварилъ васъ моимъ писанiемъ, что хорошо бы исполнить долгъ сей. Безъ всякаго отлагательства желаю, чтобы вы освятились сими Таинствами Спасительными не взирая ни на какія препятствiя.

Почтеннѣйшей Nаталье Петровнѣ свидѣтельствую мое почтенiе, и какъ ей такъ и Вамъ и дѣтямъ вашимъ желаю мира, здравiя и благоденствiя, и испрашивая на васъ Божiе благословенiе, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Почтеннѣйшему Степану Петровичу свидѣтельствую мое почтенiе и благодарю за расположенiе принять трудъ во вторичномъ изданiи книги.

О: Игуменъ свидѣтельствуетъ Вамъ свое почтенiе.

8. Февраля

1847. года

 

<Начало 1847 года>

+

Я имѣю рукопись, Старца Василiя Поляномерульскаго: сочиненiе «Вопросительные отвѣты, на разрѣшенiе и ошаянiе возбраненныхъ брашенъ монашескому вольному обѣщанiю» полагаю не излишнимъ бы было и оное помѣстить въ нашемъ изданiи: прошу меня увѣдомить, какъ вы находите сiе мнѣнiе? Я поручу написать и къ вамъ пришлю.

Предисловiе, точно лучше послѣ печатать; вотъ уже и есть отзывъ о Филаретѣ.

Я написалъ къ N<атальѣ> П<етровнѣ>.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Можетъ быть успѣю написать къ вамъ и на будущей почтѣ, поздравить васъ съ праздникомъ Рождества Христова; но не надѣюсь на свои силы; на семъ много, руки однѣ, а время мало.

Поздравляю васъ и почтеннѣйшаго Ивана Васильевича съ приближающимся высокоторжественнымъ симъ праздникомъ; даруй Господи вамъ, дѣтямъ вашимъ и болящей Александрѣ Петровнѣ выздоровѣть, и встрѣтить праздникъ въ мирѣ душевномъ и сердечномъ спокойствіи.

Три письма вашихъ получилъ отъ 13. 15 и послѣднѣе съ человѣкомъ вашимъ вчерашній день. Благодарю Васъ за присылку муки овсяной тожъ конопл<яной> 4 м. Только муки много вы прислали. Ну что жъ дѣлать, подолже поведется.

Знаю что у васъ таперь по случаю болѣзни и суетно и скорбно, и по другимъ обстоятельствамъ не весело; и сердечно о семъ сожалѣю; но что жъ дѣлать? Предатся терпѣнію, и нести возложенный отъ Господа крестъ. Видно надобно стезею креста войтить въ Царствіе Божіе. И Богъ любя насъ посылаетъ намъ скорби. А то можетъ быть забывши впала во многія разсѣянности и страсти. Не будемъ роптать на скорби потому что онѣ отъ Бога посланы, и потому что спасительны. Не знаю читали ли вы книгу старинную Ставрофолю куда какъ сильно возводитъ человѣка къ ношенію креста. Славянскій слогъ ее очень труденъ, а одинъ знакомый намъ бывшій учитель Орловской и Воронежской гимназій, принялъ на себя трудъ перевелъ оную на русскій языкъ. Онъ таперь у насъ гоститъ, а мы повѣряемъ ее съ текстомъ кое гдѣ и поправляемъ. Хорошо ежели бы издать оную въ свѣтъ, пользы много душевной принесется.

Только совѣтуемъ послать оную въ Петербургскую д<уховную> цензуру, а не въ Московскую; наши книги лежатъ, а сотрудникъ молчитъ. Не потому ли это, что дѣлателей мало? А можетъ быть я и ошибаюсь судя по себѣ. Между тѣмъ все по маленку посылаетъ Богъ сумму, у меня накопилось оной на книги 805 руб. асс<игнаціями> или 230 руб. серебромъ, которые при семъ къ Вамъ препровождаю, дабы не потратить на другой предметъ.

А можетъ быть остановка хода дѣлъ нашихъ по случаю болѣзни; вѣрно о: Nиколай занятъ службою и болящими, то и нѣкогда о книгахъ подумать.

За попеченіе ваше о бѣдной Анфіи, благодарю; конечно и Глаголевъ подвигнутъ вами на сіе. Кажется это будетъ лучше дѣлать чрезъ Игуменію, а не мимо.

Пишу ночью, а завтре нѣкогда будетъ. Почты, люди. Какъ отведется обѣдня то и пойдетъ суета. Вотъ моя какая жизнь.

Письмо О: Антонія къ Вамъ возвращаю прочитавъ оное.

Примите мое усердное почтеніе вы и Иванъ Васильевичь и со испрашиваніемъ Благословенія Божія на всѣ ваше семѣйство остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

И Александрѣ Петровнѣ изъясняю мое почтеніе, а дѣтямъ посылаю благословеніе.

20 Декабря

1847 года