Д<остопочтенная> о Г<осподѣ> N<аталья> П<етровна> Кирѣев<ская>. Объ О: Д. я писалъ къ тебѣ мое мнѣніе какъ разумѣю, что онъ добрый человѣкъ въ этомъ нѣтъ сомнѣнія. Но надобно и тому вѣровать, что Промыслъ Божій печется о спасеніи его болѣе нежели кто другой со своимъ разумомъ и доброжелательствомъ. Ну могли ли бы что сдѣлать пустые слова людей, если бы не Промыслъ Божій дѣйствовалъ здѣсь? Когда Господь печется о птицѣ, которая безъ воли Его не падетъ, что жъ можемъ сказать о разумномъ Его твореніи человѣкѣ и особо такомъ, который ищетъ спасенія души? Ты скорбишь не о томъ что тутъ страдаетъ твое самолюбіе, но что впредь нельзя будетъ ходатайствовать тебѣ о другихъ; это ропотъ человѣческій. Ты ходатайствуешь, а Богъ дѣйствуетъ въ исполненіи и неисполненіи по оному, не пренебрегая твоимъ ходатайствомъ а усматривая пользу тѣхъ о коихъ ходатайствуешь. Предоставь Ему и Его распоряженію въ дѣлахъ Его, а когда разсмотримъ себя, то найдемъ и въ насъ волю: въ удачѣ удовольствіи и тонкая хвала, а въ противномъ случаѣ смущеніе и скорбь, но это такая тонкость трудно самимъ и разобрать себя, но впрочемъ ходатайство не оставляй. Но не полагаю, что уже и можешь что сдѣлать, а помни слово Господа «яко безъ Мене не можете творити ничесоже»[1] и призывая помощь Его, предоставляй же и воли Его. Онъ больше насъ знаетъ что кому нужно, и что для кого полезно. А не такъ что мы предполагаемъ то уже и хорошо. И воля Божія есть иная благая, благоугодная и спасительная, а иная попустительная, служащая къ наказанію можемъ ли мы познать глубину судебъ Божіихъ когда и Апостолъ восклицаетъ: о глубинѣ богатствъ и премудрости и разума Божія: кто уразумѣ умъ Господень или кто совѣтникъ Ему бысть[2]. – Прилагаю тебѣ записочку Никиты Стифатъ, сколько пагубно получать предсѣдательство начальства происками и чрезъ ходатайство другихъ и какія могутъ быть послѣдствіи... Сама же ты пишешь что В<ася> сказалъ, что имѣлъ на него виды, а теперь не знаю что сказать. 5е Генваря 1850. –

 

23. Генваря вечеръ 1850 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Сей часъ получилъ почту и ваше письмо отъ 21. Генваря, съ приложеніемъ писемъ О: Антонія и Васи. – Вы все малодушествуете о всѣмъ, и тѣмъ растроиваете и свое здоровье: Иванъ Васильевичъ будетъ здоровъ, и Вася будетъ учится хорошо, и при помощи Божіей успѣетъ; а вы на всѣ смотрите въ увеличительное стекло, которое обольщаетъ ваше умное зрѣніе. Не скрою отъ васъ, что мнѣ не нравится въ Васѣ: въ письмахъ ево есть самонадѣянность на себя, а не на помощь Божію. И еще то, что не проситъ вашихъ молитвъ и благословенія по Христіански и поруски; а одно твердитъ не пріятное для рускаго слуха слово: Папа! Мама! Вамъ это покажется страннымъ. Но я пишу чувствомъ русского сердца. Какъ хотите примите. Кажется гораздо бы лучше называть: Дражайшіе родители, или Папинька и Маминька.

Да поможетъ Господь ему успѣть въ ученіи внѣшнемъ и нравственномъ смиренно молю Господа!

Ежели угодно Ивану Васи<льевичу> пріѣхать, то лучше 3 числа, ато можетъ быть и О: Игуменъ уѣдетъ въ Калугу.

Простите второй листокъ объ иконѣ забылъ прислать къ вамъ, таперь посылаю.

О управляющемъ О: Игуменъ еще ничего не получилъ.

Отъ О: Антонія Бачкова и я письмо получилъ отъ 11 числа. Для меня очень непонятны дѣла ево съ сыномъ въ чемъ оные состоятъ и которые коснулись даже разбора Митрополита. Онъ и къ вамъ и ко мнѣ пишетъ такъ отрывисто, что и понять не льзя. Да укрѣпитъ его Господь!

Дѣточки ваши еще 20 числа уѣхали въ деревню къ маминькѣ. Завтре ожидаю возвращенія ихъ.

Почтеннѣйшему Ивану Васильевичу и вамъ желаю въ мирѣ, спокойствіи и согласіи провождати время. И испрашивая на васъ и на дѣтей вашихъ Божіе благословеніе, съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Александрѣ Петровнѣ и дѣтямъ посылаю мое благословеніе.

 

<15 Апрѣля 1850 года>

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Я писалъ къ вамъ 8. Апрѣля, которое думаю только нынче 12 числа получили, такъ какъ и я ваше отъ 8 числа писанное получилъ вчера ввечеру послѣ отправленія нашей почты; и уже письмо сіе пойдетъ къ вамъ въ субботу 15 числа. По случаю разлитія воды такая мѣдленная переписка; потому и вы долго не получали отъ Васи письма. Московская почта, которая приходитъ всегда въ воскресеніе по утру, а таперь получена во вторникъ послѣ обѣда.

Вы жалуетесь на плохое свое здоровье; можетъ быть весеннѣе время тому причиною; впротчемъ ваше здоровье всегда требуетъ осторожности. Берегите себя и физически и морально; сіе послѣднѣе больше имѣетъ вліяніе на здоровье.

Господь силенъ устроить дѣла для Васинова поступленія въ лицей. Что намъ кажется не пріятнымъ, то обращается въ явственную пользу. Что вы видите на опытѣ, Васино оставленіе въ пансіонѣ на 2 дня 25 и 26. марта, дало ему средство къ изученію уроковъ, и самому доставило радость а въ передъ будетъ урокомъ къ удалѣнію отъ беспечности. – Не получили еще вашего письма тогда докончу.

14. апрѣля вчера вечеромъ получилъ ваше письмо отъ 11. Апрѣ<ля> и паки добавлю къ писанному вчера. Я всѣ пишу такъ, какъ мнѣ время только позволитъ; а чтобы писать въ самый почтовый день, то никакъ не возможно сего здѣлать.

Мнѣ жаль васъ, что всѣ грустите безъ остатка, и не вольная робость объемлетъ ваше сердце: надобно укрѣплять себя упованіемъ на Господа и преданіемъ себя въ Его святую волю. Какъ мы увѣрены въ томъ, что безъ воли Божіей и власъ главы нашея не погибнетъ и все случающееся съ нами бываетъ по Ево волѣ и попущенію. То ничтоже прежде времени и ничего не видя себя мучить мнѣніями, что то или другое можетъ случится; чего однакожъ, такъ вижу по вашему описанію, Богъ васъ избавитъ. А вы между тѣмъ самосмышленіемъ страдали. Вспомните сколько вы о Васѣ скорбѣли и смущались съ потерею своего здоровья; а между тѣмъ видите, что Васѣ всѣ служитъ въ пользу, и онъ имѣетъ вниманіе къ себѣ какъ Гроздовыхъ, такъ и Виневитиновыхъ; равно и успѣхъ въ наукахъ. Благодарю васъ что написали ему отъ меня благословеніе и привѣтствіе съ праздникомъ, прошу и въ передъ такъ дѣлать. – Опять обращусь къ вашей безъ отчетной робости въ скорбяхъ: будьте мужественны и убѣждайте себя тѣмъ, что при вашемъ ожиданіи чего нибудь скорбнаго, доселѣ Господь васъ сохранилъ, а Вы много потеряли спокойствія и здоровья. И когда вамъ представляется вотъ непремѣнно будетъ такая или такая скорбь, то укрѣпите себя тѣмъ: «чашу, ю же мнѣ даде Отецъ мой небесный, не имамъ ли пити?»[3] Этотъ бальсамъ прикоснется вашего сердца и возсіяетъ миръ. Паче же прилично это во дни сіи приходящіи воспоминаніе страданій Господа нашего Ιисуса Христа. Онъ Самъ изрекъ сіи слова и намъ оставилъ Собою образъ.

Вася пишетъ, былъ въ Казанскомъ Соборѣ прирукоположеніи въ Епископа Антонія въ Тверь. Не ошибка ли это. Куда жъ Тверской Гавріилъ дѣвался? А до насъ дошли свѣденіи: Парфеній Владимирскій переведенъ въ Воронежъ. На мѣсто ево во Владимирѣ Костромской Ιустинъ, въ Кострому Леонидъ новгородскій викарій. А въ викарія рукоположенъ Петербургской Семинаріи ректоръ Христофоръ, тотъ самый который былъ въ Болховѣ Архимандритомъ, изъ вдовыхъ священниковъ, а объ Антоніи мы не слыхали: да тамъ кажется и нѣтъ Антонія: былъ вызываемъ изъ Кіева начреду Архимандритъ Антоній, но онъ отпущенъ нынѣшнею зимою опять въ Кіевъ. А Никонъ нашь ректоръ бывшій Тульскій, говорятъ оставленъ ректоромъ въ Петербургской Семинаріи.

15. апрѣля Сей часъ пришли отъ обѣдни, праздновали Лазарево воскресеніе; а завтре Входъ въ Ιерусалимъ. Поздравляю васъ и Ивана Васильевича съ сими праздниками. А тамъ надобно готовиться къ воспоминанію Страстей Господа нашего Ιисуса Христа. Проводя сіи дни Благоговѣйно, желаю праздникъ свѣтлый воскресенія Христова съ сердечною радостію и въ добромъ здоровье всѣмъ вкупѣ.

Остаюсь съ почтеніемъ моимъ недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Александрѣ Петровнѣ желаю обмогаться и въ духѣ и въ тѣлѣ. Посылаю ей мое недостойное благословеніе и всѣмъ дѣтямъ.

 

22. Іюля 1850 года. С<ело> Долбино

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Благодаренiе Господу, я съ моимъ сопутникомъ, кончивши наше путешествiе, благополучно возвратился въ свои предѣлы; и таперь нахожусь у васъ въ домѣ. Сердечно сожалѣю, что не засталъ васъ и Васю дома и не могъ лично преподать ему недостойное мое благословенiе съ призыванiемъ Имени Пресвятыя Троицы; то хоть заочно испрашиваю на него Божiе благословенiе, на вступленiе ему на поприщѣ образованiя, и прохожденiю онаго, съ сохраненiемъ душевнаго благаго устроенiя и нравственной чистоты. Да будетъ онъ сынъ Православной нашей Соборной и Апостольской Церкви, питаясь млекомъ святаго ея ученiя и достигнетъ въ мѣру возраста исполненiя Христова. Васъ надѣюсь видѣть при возвращенiи вашемъ, въ нашей святой обители и изъявить Вамъ лично мое о Господѣ къ Вамъ расположенiе.

О здоровьѣ Натальи Петровны, я вамъ ничего не пишу, она сама лучше меня къ вамъ опишетъ оное, но слава Богу, что вижу ее въ лучшемъ положенiи противъ того, какъ говорятъ было. Господь силенъ даровать ей исцѣленiе.

Желая вамъ и всему вашему семѣйству мира, здравiя и благоденствiя и испрашивая на васъ Божiе благословенiе, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

 

15. Августа 1850 года.

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Въ самый день праздника Успѣнія Пречистыя Дѣвы Богородицы, пишу къ вамъ и поздравляю съ симъ общимъ нашимъ и вашимъ престольнымъ праздникомъ. Матерь Божія, Царица Небесная да утѣшитъ васъ своимъ милосердіемъ.

Послѣднѣе письмо я имѣю отъ васъ отъ 8 Августа, и съ тѣхъ поръ не знаю какъ вы находитесь въ своемъ здоровье, и дѣти ваши? Не знаю пріѣхалъ ли Иванъ Васильевичъ? Мы ждали ево проѣздомъ не заѣдетъ ли къ намъ, но не былъ. Пишетъ ли онъ, какъ ево здоровье? Мать Макарія сказывала о вашемъ беспокойствѣ касательно ево здоровья. Дай Богъ, чтобы онъ былъ здоровъ и благополучно къ вамъ возвратился.

Я писалъ къ вамъ 9 числа съ оказіею въ Бѣлевъ; а послѣ мнѣ уже не было время писать, было много говѣющихъ, да и вмѣстѣ былъ весьма слабъ отъ безсонницы посѣтившей меня въ сіе прошедшее время. Таперь слава Богу.

Мы ожидаемъ посѣщенія нашего Владыки. Хотѣлъ выѣхать 17. числа изъ Калуги. Особеннаго ничего не могу вамъ сказать.

Испрашивая на всѣхъ васъ дѣтей вашихъ и живущихъ съ вами миръ и благословеніе Божіе остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Александрѣ Петровнѣ свидѣтельствую мое почтеніе, желаю быть ей здоровою.

Лѣствица списана, прочитываютъ.

Но какъ ее представлять? Мы дѣлали поправку чужаго перевода, сообразуясь съ Паисіевымъ переводомъ; не для изданія, а собственно для своей пользы и хотящихъ оною пользоваться въ рукописяхъ. А о изданіи мы не смѣемъ и подумать. Первое, правильна ли или нѣтъ наша поправка? Второе, у О: Макарія несовершенно чистой русской языкъ, но перемѣшанъ съ Славянскимъ для насъ весьма понятнымъ а инымъ можетъ быть это и не покажется. Третіе, слышно, что занимаются переводомъ Лѣствицы ученые мужи Пастыри и Учители Церкви, то мы не ученые и послѣднѣйшіе какъ посмѣемъ дѣлать имъ препону. По всѣмъ симъ соображеніямъ, я нахожу не будетъ ли лишнее заботиться о представленіи на разсмотреніе Владыки. Впротчемъ отдаю на вашу волю, какъ вы о семъ разсудите.

+

15. Пять часовъ по полудни.

Письмо сіе отдано было на почту для отсылки къ вамъ, но получа ваше письмо отъ 13. Авгу<уста>, возвратилъ назадъ, и буду ожидать пріѣзда Ивана Васильевича. Дай Богъ чтобы онъ возвратился здоровъ и благополученъ; а вы не замѣчайте ничево о томъ о чемъ пишите… въ противномъ случаѣ врагъ можетъ представить на видъ то, чего совсѣмъ нѣтъ, къ вашему возмущенію. Вы скажете слово или покажете видъ, а изъ сего и можетъ произойтить что нибудь не пріятное; вотъ и цѣлъ, которой врагъ добивается. Не слушайте его, да сохранитъ васъ Господь!

 

23. Августа 1850

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Сего дня получилъ отъ васъ два письма отъ 21. и отъ 22. Августа. Вторымъ первое разрѣшается, ваша поѣздка въ Москву остановилась. Дай Богъ чтобы это было къ лучшему для Васъ во всѣхъ отношеніяхъ. Надобно полагать, что москов<скій> Докторъ здѣлаетъ удовлетворительный отвѣтъ на ваше вопрошеніе; а тогда уже постиженіе болѣзни и врачеваніе оной предоставится здѣшнему врачу.

Таперь погода получшела, прояснѣло и надобно ожидать постоянной погоды, для васъ самое лучшее время таперь къ намъ пріѣхать, отдохнуть и провести безъ церемоній и всякихъ затѣй день вашего Ангела у насъ. А тутъ поговорите и о моей къ вамъ поѣздкѣ.

Владыка у насъ еще не былъ, и не знаемъ когда будетъ; Ждемъ всякой день: думали что онъ остался тамъ по случаю торжества 22 числа; но ничево не знаемъ. Ежели онъ будетъ у насъ, и можно будетъ изъ его разговоровъ узнать о намѣреніи ѣхать къ вамъ, тогда я предложу О: Игумену о рыбѣ и о Григоріи для Васъ къ его пріѣзду.

Жаль очень сухости и о тяжеломъ обхожденіи… вы старайтесь не такъ крѣпко вникать и замѣчать, иногда и врагъ наводитъ это мнѣніе и обольщаетъ зрѣніе, представляя противные виды; а Вы увѣряйте себя въ противномъ, чѣмъ можете и успокоиться. Да дастъ Господь вамъ миръ!

Да управитъ Господь съ пользою ваши хозяйственные дѣла: овесъ убрать безъ убытку; заводъ продать съ выгодою, и отъ падежа скоть сохранить.

Полугарскіе завтре выѣзжаютъ, Вамъ изъявляютъ почтеніе. Онѣ ждали вашего посѣщенія ихъ въ пустынѣ, о чемъ и просили вамъ написать.

У насъ таперь гоститъ княжна Соөія Сергѣевна Оболенская съ сопутницею своею Марьею Николаевною Тончи, живущею въ монастырѣ. Проѣзжаютъ изъ Кіева. – И Генералъ Норовъ предсѣдатель Орловской палаты Г<осударственныхъ> имуществъ и вообще довольно пріѣзду и пѣшихъ посѣтителей. Я всѣ въ молвѣ.

Испрашивая на васъ и на всѣхъ дѣтей вашихъ миръ и благословеніе Божіе, съ желаніемъ всѣмъ вамъ здравія и благоденствія остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Почтеннѣйшему Ивану Васильевичу изъявляю мое усердное почтеніе; дѣтямъ всѣмъ посылаю мое благословеніе и Александрѣ Петровнѣ и всѣмъ.

О печати книгъ не беспокойтесь, предоставимъ это волѣ Божіей. О: Ιоаннъ когда возвратится изъ Москвы, вѣрно что нибудь скажетъ отъ Голубинскаго.

 

28 Августа 1850<года>

10 часовъ утра

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Къ самой обѣдни севодни посѣтилъ насъ Владыка и предъ Литургіею служилъ Самъ панихиду по Михаилѣ Павловичѣ и по другимъ царской фамиліи въ семъ мирѣ скончавшимся.

Пишу къ вамъ идетъ еще обѣдня, а когда пошлю не знаю. – Письмы ваши получилъ я отъ О: Порфирія и отъ вашего посланнаго. Отцу Игумену вручилъ ваше письмо предъ самымъ пріѣздомъ Владыки, не знаю успѣлъ ли онъ прочитать оное, но вѣрно приметъ ваше усердіе – поздравленіе ево со днемъ вашего Ангела.

Сколько пробудетъ у насъ Преосвященный неизвѣстно; по слухамъ, неизвѣстно основательнымъ: будто завтре будетъ служить унасъ, а 30 въ городѣ, и не будетъ долго. 1го сентября надо быть въ Казань, но за вѣрность сего слуха неручаюсь.

О пріѣздѣ моемъ къ вамъ ничего не могу сказать, не знаю отпуститъ ли О: Игуменъ. А я желалъ бы быть у васъ, но долженъ сказать правду, что эти дни чувствую большое изнеможеніе, родъ лихорадки, хоть и хожу, но чувствую Слабость; а потому и сіе не будетъ ли препоною, какъ собственно во мнѣ, такъ и О: Игумену послужитъ виною къ удержанію меня, видя мое изнеможденіе. То ежели позволяетъ ваше здоровье и будетъ погода прошу васъ къ намъ пожаловать.

Письма вашего съ почты еще не получалъ, Кіевская почта вчера не приходила. А нынче поѣхали въ городъ.

Завтре что узнаю, увѣдомляю васъ съ почтою. – Дай Богъ чтобы все Вы были здоровы и благополучны и испрашивая на васъ Ивана Васильевича и на дѣтей вашихъ Божіе благословеніе съ почтеніемъ моимъ остаюсь вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Обѣдня отошла, двенатцатый часъ ничего не могъ узнать у Владыки.

Отецъ Игуменъ поручилъ мнѣ поблагодарить Ивана Васильевича и васъ за поздравленіе ево; писать самъ долженъ былъ но никакъ не можетъ, проситъ въ этомъ ево простить.

 

<конец октября 1850>

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

По соучастію въ ближнихъ, скорбь ихъ не легко отзывается въ сердцѣ; я часто бываю сему подверженъ. Вчерашній день получилъ я ваши письмы отъ 21. и отъ 23 октября, которые весьма горькое имѣли на меня впечатлѣніе о скорбяхъ вашихъ, кои вы описываете въ отношеніи И<вана> В<асильевича> и его намѣренія и его болѣзни. Хотя и не льзя прямо предположить къ чему клонятся намѣреніи, и какія могутъ быть послѣдствіи; но по мнительности вашей, будущее рисуется вамъ въ некрасивомъ видѣ. Ни сердечное расположеніе людей, ни будущности мы не можемъ постигнуть; и потому надобно не принимать это такъ огорчительно, а просить Бога, о сохраненіи между вами мира, любви и согласія; которые нужны для семейной жизни, и благосостоянія дѣтей вашихъ и всѣхъ васъ окружающихъ; Аще недостоинъ есмь, но дерзаю молить о семъ премилосердаго Господа.

Вы успокоиваете себя тѣмъ, что ничего не можетъ послѣдовать съ нами безъ попущенія Божія; а что Онъ попуститъ, то надобно принимать великодушно съ покорностію воли Божіей и смиреніемъ. Можетъ быть и ничево предполагаемаго вами не будетъ и Богъ не попуститъ паче мѣры и силы искушенія, а Вы себя беспокоя растроиваете здоровье, и какими нибудь видимыми знаками или подозрѣніями, подадите ему поводъ къ большему ожесточенію. Молитесь Господу, Онъ силенъ и укрѣпить васъ и избавить отъ искушеній.

Еще другое беспокоитъ васъ, о живущихъ у васъ и составляющихъ нѣкоторой семѣйный родъ, какіе Вы замѣчаете между ими возмущеніи, и все оные касаются до васъ, и находятъ беспокойство. Съ вашей стороны сколько можно соблюдайте правила касающіяся къ миру, а что не въ вашей власти состоитъ, того не въ силахъ преградить; а Богъ силенъ все на лучшее устроить; а вы не малодушествуйте. – Слава Богу, и Вася здоровъ и письмы отъ него паки имѣете, а какое же ваше было малодушіе о семъ? Богъ его хранитъ.

О переправкѣ Ставрофели спасительнаго лица, на лицѣ поучительнаго старца, я не могу посмѣть и подумать своимъ разумомъ сіе здѣлать. Напишу къ тому который переводилъ оную съ Славенскаго языка, не приметъ ли онъ на себя сего труда? Отецъ Порфирій на сихъ дняхъ получилъ отъ Сергія письмо коимъ онъ обѣщаетъ исполнить свое обѣщаніе, разсмотрѣть Ѳеод<ора> Ст<удита> но когда не знаю.

Прошлую недѣлю былъ и у насъ дождь съ замерзаніемъ и на деревьяхъ было замерзшимъ, но никакихъ послѣдствій, какія вы описываете было у васъ – не замѣтно. Можетъ быть у васъ было гораздо сильнѣе дѣйствіе и дождя и мороза. Да это очень жаль что у Васъ здѣлалось такое опустошеніе лѣса; какъ то далеко сіе дѣйствіе простиралось? Думаю и около Долбино рощица пострадала?

На крашеніе вашей каретки, и на сооруженіе моста, да будетъ Божіе благословеніе.

Почтеннѣйшему Ивану Васильевичу изъявляю мое почтеніе желаю ему и вамъ и всѣмъ дѣтямъ вашимъ добраго здоровья, мира и благоденствія остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Александрѣ Петровнѣ и дѣтямъ мое благословеніе. Совѣтъ мой ей приступить къ тому же лѣкарству – самоукореніе успокоится и здоровье будетъ.

27 окт<ября> на сей почтѣ не было отъ васъ письма. О: Игуменъ поѣхалъ въ Тихонову пустынь на освященіе.

 

17. Nоября 1850 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Я писалъ къ вамъ чрезъ почту 11 Nоября; а отъ васъ получилъ вчера два письма отъ 12. и отъ 14. изъ коихъ не видно чтобъ Вы получили мое письмо. – Въ обоихъ письмахъ вижу расстройство, вашего и окружающихъ васъ, здоровья. Не мудрено, что на физической составъ дѣйствуетъ таперешняя ненастная погода; и внутреннѣе беспокойство; которое происходитъ дѣйствіемъ врага, силою страстей нашихъ.

Самый главный недостатокъ состоитъ въ оскудѣніи Смиренія и Любви. Въ отсудствіи ихъ каждой изъ васъ представляется, «что она сказала, или здѣлала это съ намѣреніемъ» и западетъ въ сердце сѣмя лукаваго; а какой отъ него плодъ, кто не знаетъ? А другая въ свою очередь толкуетъ поступки слова и даже мины, и также напаяетъ сердце ядомъ змія. Изъ этого выходятъ непріятности смущеніи и злопомнѣніи. А ежели бы любовь присудствовала, то ничто же бы врагъ успѣлъ; да не одна любовь а нужно и смиреніе. Любовь иногда и возгордится своею добродѣтелью. А смиреніе не можетъ вознестись противъ кого. Какъ же стяжать любовь? Надобно помнить Заповѣдь Божію, о любленіи не ближнихъ токмо, но и враговъ; а для понужденія къ сему потребенъ и Страхъ Божій.

Вотъ я сколько вамъ написалъ; и сіе для того, что бы кто хочетъ войдя въ себя и разсмотря не дѣйствуетъ ли «Самолюбіе мое» въ какомъ нибудь случаѣ; то надобно потерпѣть и снизойти ближнему, подавить самолюбіе смиреніемъ и любовію понести немощь ближняго. Отъ сего и разрушатся козни вражіи, злое сѣмя и ядъ исчезнутъ. Сіе пишу не на вашъ одинъ счотъ а касаюсь до всѣхъ васъ окружающихъ; ибо всякая въ свою очередь имѣетъ дѣйствіе и должны другъ друга тяготы понести[4]. А отъ сего и здоровье бы укрѣплялось.

Я таперь чувствую себя хотя и лучше, но всѣ слѣды ненастья дѣлаютъ и оставляютъ какое то разслабленіе.

Всѣмъ вамъ желаю мирнаго и спокойнаго устроенія и тѣлеснаго здравія, и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Ивану Васильевичу свидѣтельствую мое почтеніе. Дѣтямъ посылаю мое благословеніе и Александрѣ Пет<ровнѣ> и всѣмъ.

Объ Иванѣ Тим: я не говорилъ О: Игумену. Не знаю говорить ли?

 

22. Nоября 1850 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Чрезъ почту посылаемые письмы какъ ваши мною, такъ и мои вами получаются весьма медленно. Я только сево дня получилъ вашихъ два письма отъ 18 и отъ 19 числъ. И таперь имѣя оказію въ Бѣлевъ отвѣчаю на ваши письмы.

Описанное вами бывшее смущеніе отъ дѣтской простоты Сѣрежиной, не показываетъ ли вамъ силу страстей нашихъ, движимыхъ вражіими прилогами и подущеніями. О когда бы мы руководствовались Смиреніемъ и Любовію, и зазрѣніемъ своихъ немощей, то ничтоже успѣлъ врагъ сдѣлать вреднаго.

Беспокойство ваше о письмахъ отъ Васи разрѣшилось, полученіемъ письма. Сколько было опытовъ такихъ вашихъ беспокойствъ напрасныхъ; и въ передъ будьте благоразумнѣе, сохраняя себя.

И о дѣлѣ Александры Петр<овны> не надобно слишкомъ беспокоиться. Хотя я и плохо знаю въ чемъ оное состоитъ, но думаю Господь поможетъ къ общему вашему успокоенію совершится какъ должно.

Письмами вашими я нимало не отягощаюсь, но только на отвѣты (не на ваши только но и на многія) время мало имѣю; вотъ и сіе письмо пишу, а уже нѣсколько разъ отрывали и мѣшали матеріи.

По желанію вашему и вѣрѣ, благословляю васъ заочно именемъ всесвятыя живоначальныя и нераздѣлимыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Да будетъ Его благословеніе и милость на Васъ и да подастъ душевное и тѣлесное исцѣленіе вамъ.

И Настасье Михайловнѣ послѣ душевнаго врачеванія, принятія Св: Таинъ, желаю сугубаго здравія. – Жаль очень М: Игуменію, страждущую тѣлесною болѣзнію; но кажется и въ прохожденіи служенія ее не отрада а страданіе. Промыслъ Божій болѣе нашего вѣсть что кому на пользу. Да будетъ Его святая воля.

У Ферапонтова я выписалъ книги для себя и писалъ чтобы вычелъ изъ вырученныхъ за наши изданіи на 12 руб. 85 к. серебромъ.

За проданные имъ изданіи наши, сколько есть у него наличныхъ денегъ, вы можете взять на свое попеченіе. Напишите чтобы къ вамъ прислать, или серіи или билеты сохранной казны, все равно. А ежели ко мнѣ онъ пришлетъ, то оные должно будетъ отдать О: Игумену; а у васъ сохранять для изданія, можетъ быть не выдетъ ли скоро св: Варсануфія книга и Ѳеод<ора> Студ<ита> тогда гдѣ брать деньги? Количество проданныхъ Ферап<онтовымъ> книгъ всехъ ли что вы написали только имъ продано, или послѣ вашего съ нимъ счота? Я не понимаю.

Спѣшу окончить письмо, уже становится поздо, а завтре уже посылаютъ.

Испрашивая на всѣхъ васъ миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь вашь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

22. Nоября

1850 года

6 декабря <1850>

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Слава Богу! Иванъ Васильевичь сего дня удостоился быть принятымъ Пречистаго Тѣла и Крови Господа нашего Ιисуса Христа. Онъ пріѣхалъ вчера передъ вечернею былъ въ оной, послѣ исповѣдывался, я ему предлагалъ съ вечера службу, но онъ не согласился. Да и точно длянего труднее бы было выстоять, и рано вставать. А то съ 1го часа поднявшись, онъ благополучно выстоялъ службу у насъ въ скиту, и въ 8 часовъ Литургія уже окончилась.

Два письма ваши я получилъ. Подробно на нихъ отвѣчать не могу, здоровье плохо. Только скажу что скорби о коихъ вы пишите, не слѣпымъ случаемъ бываютъ, но по мѣрѣ нашего устроенія Промысломъ Божіимъ попущаются. Малодушіе принятія оныхъ отягощаютъ ихъ, а смиреннае<?> и покорнае<?> облегчаетъ и приноситъ пользу нашему устроенію. Будьте же мудри яко зміи, а цѣли яко голубіе[5], по слову Господню.

По письму Писарева не видно благонадежія къ выбору; я не говорилъ сего И<вану> В<асильевичу> а онъ покушалъ домой возвратился. По пріѣздѣ онъ увидитъ тамъ дѣла, и врядли согласится на балтировку<?>. Вы же думаете, что какъ я благословилъ, то и будетъ хорошо. Да хорошо ли то оно въ сущности, знаю ли я? И такъ пусть будетъ такъ какъ Богъ устроитъ.

Жаль очень что у васъ люди позябли. Кто знаетъ свою участь?

Поясокъ я за суетою забылъ послать. Здѣсь отдалъ И<вану> В<асильевичу>. Николю поздравляю со днемъ Ангела, посылаю ему просфору и вамъ съ Сережей. Остаюсь желатель всѣхъ васъ здравія и спасенія и многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Всѣмъ мое благословеніе.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Извѣстный вамъ поваръ Григорій, жившій у насъ; и которому должно было отправиться въ Витебскъ по дѣлу ево; почему онъ съ О: Игуменомъ со всѣмъ расчелся. Но бывши въ Калугѣ, нашли возможнымъ ему пробыть въ здѣшнихъ мѣстахъ, не отправлялись и дали ему видъ на два уѣзда Козельскій и Лихвинскій полагая что вы имѣете надобность въ поварѣ. Я совѣтую ему обратиться къ вамъ. Искусство ево вамъ извѣстно; но я не долженъ скрыть отъ васъ, что случалось иногда и пошаливалъ т: е: винцо пилъ. Сего вы ему не говорите, что я писалъ къ вамъ. А ему я подтвердилъ, что бы старался вести себя получше. И такъ да будетъ на волѣ вашей принять ево или нѣтъ.

Мира, здравія и благоденствія желаю всѣмъ вамъ и остаюсь вашь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

8 декабря

1850 года

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Спаси Господи васъ и дѣтей вашихъ за доброе мнѣ желаніе и за молитвы ваши и ихъ. Я таперь, Слава Богу, чувствую себя лучше и дня два на воздухъ выхожу. Иванъ Васильевичь прислалъ мнѣ лекарства изъ Калуги Селитры съ содою, пишетъ, что утоляетъ волненіе и отъ безсонницы; я раза два принималъ. Но не знаю какая будетъ польза. Надобно же и поболѣть, и за всѣ Бога благодарить.

Въ теченіи этаго времени у меня накопилось болѣе 50 писемъ и все требуютъ отвѣтовъ и не знаю какъ могу скоро расплатиться, а таперь довольно наѣхало посѣтителей.

Дай Богъ чтобы Григорій пожилъ у васъ хорошо и успокоилъ васъ: это впереди видно будетъ, а прежде узнать не льзя.

Мнѣ очень жаль, что по краткому времени и по моему не здоровью, я мало имѣлъ времени заняться съ Елисавѣтою Антоновною. Сколько могъ предлагалъ ей къ успокоенію ее изъ словъ Божія и наставленія св: Отцевъ. И это касающееся до душевныхъ ее скорбей; а вы хотѣли писать для успокоенія ее въ Москву, можетъ быть о касающемся до дѣлъ ее, да благословитъ Господь! Ежели она еще увасъ то скажите ей мое почтеніе.

Ивану Васильевичу желаю въ Калугѣ благополучнаго успѣха въ дѣлахъ его, и главное да будетъ воля Господня надъ нимъ, и да сохранитъ его Господь отъ всѣхъ навѣтъ и козней вражіихъ.

Испрашиваю на всѣхъ васъ и на дѣтей вашихъ миръ и благословеніе Божіе, съ желаніемъ вамъ здравія и благоденствія и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Почтеннѣйшей Александрѣ Петровнѣ посылаю мое благословеніе такъ же и дѣтямъ.

Рукопись Европа и Азія получили.

13. декабря

1850 года

Для меня не мало удивительно, что вы бывши воспитаны въ нѣдрахъ православной церкви, и не знаете правилъ ее, какъ приготовляться къ причастію Пречистыхъ Таинъ Христовыхъ, кромѣ того, что надобно имѣть сердце сокрушенно и смиренно, нужно очистить домъ души и воздержаніемъ употребленіемъ приличной пищи; а я по пріѣздѣ Ивана Вас<ильевича> къ намъ узналъ, что онъ наканунѣ пріѣзда къ намъ употреблялъ въ пищу рыбу, по крайней мѣрѣ три дни, ежеле не пять надобно приготовить себя воздержаніемъ. Я допустилъ его, но съ болѣзнію сердца, уважая, что на долго останется въ передъ безъ сего. А этого не должно дѣлать. Дѣло другое въ болѣзни явственной и смертномъ случаѣ. – я и прошлаго года бывши у васъ замѣтилъ свободно употребляемую вами во время говѣнія рыбную пищу, и такъ же поболѣлъ о семъ сердцемъ. Но въ передъ я вамъ предлагаю, что не могу допустить сего, безъ отягощенія своей совѣсти, и самъ грѣшу и васъ обольщая въ грѣхъ ввожу. Да не будетъ сего!

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Посланное вами письмо 23 числа въ субботу, получилъ я 26 числа въ четвертокъ. Благодарю васъ за поздравленіе меня съ праздникомъ. А я васъ поздравлялъ съ онымъ чрезъ Отца Пафнутія.

Поздравляю васъ съ принятіемъ Пречистыхъ и животворящихъ Таинъ Христовыхъ; Да будетъ оное вамъ и всѣмъ дѣтямъ вашимъ во здравіе души и тѣла.

Малютокъ вашихъ благодарю за молитву о мнѣ грѣшномъ; да благословитъ ихъ Господь!

Что мы думаемъ быть для насъ полезнымъ, то въ послѣдствіи приноситъ вредъ. Опытомъ видите о выборѣ… Ежели только справедливы ваши замѣчаніи касательно Г: но иногда можно и ошибиться. И лучше считать ошибкою для спокойствія.

Въ здоровье моемъ не чувствую ничего худаго. Но незнаю надолго ли?

Почтеннѣйшему Ивану Васильевичу изъявляю мое почтеніе. И на всѣхъ васъ и дѣтей вашихъ испрашивая Божіе благословеніе остаюсь вашь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Александрѣ Петровнѣ мое благословеніе и Nат<альи> Ива<новнѣ>.

28 декабря

1850 года

вечеръ

31 Декабря 1850 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiе о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

и Nаталья Петровна!

Да дастъ Господь, исполненіе пожеланiю сердецъ вашихъ, окончить мирно и спокойно сей годъ и встрѣтить благополучно съ радостнымъ чувствомъ новый 1851й годъ. И да ниспошлетъ премилосердный Господь на васъ, на дѣтей вашихъ миръ и благословенiе Свое, и оградитъ васъ благодатiю Своею отъ всѣхъ не прiязненныхъ дѣйствiй сопротивнаго, равно и на всѣхъ живущихъ съ вами и домочадцахъ вашихъ да будетъ Божiе благословенiе! И на всѣ дѣла ваши благiе и хозяйственные да ниспошлетъ оное, молю Его Благость.

И поздравя васъ съ преддверiемъ Новаго года, а когда получите сiе письмо, то и со вступленiемъ въ оный. Желаю здравствовать! И остаюсь съ почтенiемъ недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

За поздравленiе меня съ Новымъ годомъ, и присылку гостинца примите покорнѣйшую мою благодарность, и за присылку рецепта для лекарства мнѣ; но таперь благодаря Бога я не имѣю въ немъ нужды, а когда потребуется надобность не откажусь употребить оное въ пользу.

Когда будете писать къ Е. А. Буниной, напишите мою благодарность за ее усердiе. Получилъ просфиру и 10 калачей. Дѣла ее хотя и кажутся ужасными, но здѣлаютъ только то, что попуститъ Богъ; а что Онъ попуститъ, то, стало быть должно быть такъ, по неисповѣдимымъ судьбамъ, для спасенiя ее.

Мы оставляя вольные труды въ нашемъ подвижничествѣ, не вольными скорбями обучаемся въ терпѣнiи, и приобрѣтаемъ спасенiе.

Сколько можно и о своихъ невольныхъ скорбяхъ подклоните выю свою подъ крѣпкую руку Божiю. – А<лександра> П<етровна>, бывши у меня казалось познала свою ошибку, что ей представлялось все въ превратномъ видѣ. Это было когда очистилъ воздухъ сердца ее о мрачныхъ и знойныхъ духосей вражiихъ навѣтовъ, и прохлажденъ былъ росою Божiей Благодати. А таперь видно опять помрачатся туманомъ и облаками сопротивнаго… Смиренiе потребно; и опять будетъ миръ! Сердечно жалѣю объ ней и объ васъ. Посылаю ей мое недостойное благословенiе, такъ же Nатальѣ Ивановнѣ и Настасьѣ Михайловнѣ.

Дѣтямъ вашимъ Васѣ, Сережѣ, Николѣ, Сашѣ и Машѣ посылаю мое благословенiе.

Посылаю вамъ всѣмъ просфору, и 10 яблокъ антоновскихъ. Кушайте на здоровье.

Три часа пополудню.

О: Сергiй уѣхалъ въ городъ, и я не знаю его мысли о Авдотьѣ <нрзб.> и Полинѣ одѣть обоихъ.

 

 



[1] Ин. 15:5.

[2] Ср.: Ис. 40:13.

[3] Ин. 18:11.

[4] Гал. 6:2.

[5] Мф.10:16