5. февраля 1854 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Опять скорби и смущеніи, и о Васѣ и съ А<лександрою> П<етровною>; Сердечно жаль и того и другаго. Я не могу здраво судить о Васиномъ устроеніи. Вы лучше его знаете; какъ то писалъ я вамъ, что пылкость ево опасна можетъ быть для него и въ теченіи жизни его. Ежели правда эта, что имъ писано во запискѣ, то надобно ему замѣтить что кротость и смиреніе больше принесетъ пользы, нежели пылкость; хоть бы и точно были не правды начальствующихъ, но онъ не судія ихъ. Господь сохранитъ его отъ худыхъ послѣдствій. Когда будетъ тамъ Иванъ Васильевичь то онъ можетъ и ево вразумить, и начальниковъ попросить о вниманіи къ нему, такъ же и тѣхъ особъ, кои имѣютъ объ немъ попеченіе.

Какъ жаль, что такъ краткое время прошло у васъ безъ приключеній. Врагъ ненавидитъ добра. Изъ одного слова воздвигаетъ свары. Конечно намъ видна эта причина. А отъ васъ нѣсколько ускользаетъ. Я вамъ говорилъ, что вы и она въ глазахъ своихъ правы. А виноваты предъ вами она, а предъ ней вы; отъ того и нѣтъ миру. Гдѣ любовь и смиреніе водворяется, тамъ не успѣлъ бы врагъ ничего. Вы не думайте, чтобы васъ обвинялъ, а ее оправдывалъ. Совсѣмъ нѣтъ: вы и по праву имѣете болѣе вѣсу на своей сторонѣ. Да что же дѣлать? Какъ ее принудить казниться и умиротвориться. Я все мѣры употреблялъ къ ее умиротворенію, но мало успѣлъ. Я слыхалъ о Старцѣ Паυсіи, что онъ корющихся братій умиротворялъ, заставилъ просить прощенія праваго у виноватаго, въ томъ разумѣ, что онъ боленъ душевно, мучимый отъ врага, то и надобно здѣлать съ нимъ милость. А душевная милость такъ важнѣе дѣлаемой имѣніемъ, какъ душа болѣе тѣла. Я написалъ вамъ только примѣръ Старцева ученія, а не понужденія къ дѣланію.

Сѣрежу да благословитъ Господь, на совершенное выздоровленіе, а пить траву по предписанію доктора, а при удобномъ случаѣ побывать у св: Антонія.

О разности бумаги въ книгѣ св: Исаака, не беспокойтесь, нужна внутренность болѣе внѣшности.

Монашенки на сихъ дняхъ поѣхали въ свою обитель, изъявляю вамъ свои почтенія и благодарю за память вашу.

Вамъ извѣстно, что Великолуцкаго дѣвичьяго монастыря Казначея Монахиня Палладія Юревичь, относится ко мнѣ со своими скорбями и душевными немощами; бывала и у насъ и лично имѣла собесѣдованіе. А въ обители нѣкоторые сестры относятся къ ней за совѣтомъ, по ученію Св: Отцевъ, а другая половина изъ нихъ въ числѣ коихъ и Игуменія считаютъ ихъ сектанками и приписываютъ оной Ересь, которая по ихъ мнѣнію состоитъ въ томъ: что имѣютъ отношеніе, въ понедѣльники не ядятъ молочнаго. При входѣ и исходѣ въ церковь кладутъ по три поклона, чего другіе не дѣлаютъ. Таперь по болѣзни Игуменіи Казначея правитъ монастыремъ, но съ большими скорбями. И объ этой Казначейской Ереси дошло извѣстіе и до Преосвященнаго Платона Рижскаго, управляющаго и Псковской Епархіею, о которой Онъ очень беспокоится, находясь въ Псковѣ говорилъ. «мнѣ бы и не нужно было ѣхать въ Великіе Луки, да казначея меня интересуетъ, говорятъ переписку ведетъ каждую недѣлю съ какимъ то Макаріемъ, исповѣдуется на бумагѣ, а достаточно бы было и своего священника, это похоже на ересь.» Вотъ какое возбудили подозрѣніе ложные слухи въ Архипастырѣ. Немудрено выдтить исторіи подобной какъ была въ Бѣлевѣ. Но конечно Богъ силенъ покрыть и защитить невинность отъ злобы и клеветы. Но я о семъ написалъ вамъ на случай чтобы вы были извѣстны. А не только вы и все мы даже и самъ Владыка Митрополитъ изволитъ знать, что я чуждъ всякой ереси и сѣкты, и за нихъ могу поручиться что не имѣютъ оной и не принадлежатъ ни къ какой сѣктѣ.

6. февраля. Сей часъ получилъ письмо отъ 4 февраля. Скорбь ваша о Васѣ не уменьшается. Сердечно жаль. Точно всего больше нужно ему смиреніе, апаче въ настоящее время; оно и помощь Божію привлечетъ и успокоитъ. Но это сокровище не только трудно обрѣтаемо, но многими даже презираемо. Помоги ему Господи! Какое получите отъ него извѣстіе. Можете узнать когда лучше Ивану Вас<ильевичу> таперь ли, или на сырной недѣлѣ.

А<лександрѣ> П<етровнѣ> я написалъ, совѣтую болѣе смиреніемъ прекращать вражду, и успокоивать себя; а оудаленіи отъ васъ ничево не писалъ. Да будетъ на ее волѣ. – За присылку листовъ, благодарю васъ, завтре надѣюсь получить. – отсылать отпечатанные листы къ О: Инспектору хорошо бы; но не потребовалъ бы тогда каталога для выставки страницъ, а оный находится у насъ. –

О какомъ вы упоминаете послѣднемъ сраженіи? Мы знаемъ 25 декабря, да это ужасно столько офицеровъ сколько же нижних чиновъ? Помогай Господи! Прости грѣхи наши. ‑ Ивану Васи<льевичу> и вамъ съ дѣтьми желаю совершеннаго здравія и спокойствія и съ почтеніемъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Рукопись житія Зосимы у Преосв<ященнаго>. Развѣ другое дополнительное! Дѣтямъ мое благословеніе.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Изъ письма вашего отъ 5 числа февр<аля> вижу что Ива<нъ> Вас<ильевичъ> долженъ быть таперь уже въ Петербургѣ, по труднымъ положеніямъ ваш<имъ>. Въ прошедшемъ письмѣ я писалъ вамъ что ѣхать можно и не дожидая сырной недѣли. Если будетъ какое отъ него извѣстіе требующее скораго прибытія туда Ив<ана> Ва<сильевича> какъ и случилось помоги Господи Ивану Вас<ильевичу> вывесть его изъ столь труднаго положенія и направить на истинный путь.

Домашнія не пріятные случаи васъ не оставляютъ, что здѣлать. Не льзя снити со креста, когда оный посылается по смотренію Божію къ испытанію вашему. Конечно все во благо устроится, хотя мы сего и не разумѣемъ, и не видимъ. А у Бога все извѣстно и благоустроено. Вѣруйте сему!

По умножающимся у меня письмамъ и по немощи моей, чувствую большое отягощеніе въ перепискѣ, и по совѣту почтеннаго Карла Карл<овича> Пфёля и по вашему, оставляю переписку совсѣмъ, на время.

На годъ или на полгода; и прекратить оную совершенно безъ лицепріятія и не писать, по выбору или по уваженію. А если писать такъ, то многихъ оскорбишь симъ и будетъ на совѣсти. И сообщая вамъ о семъ прошу на меня не поскорбѣть зато что не буду и къ вамъ писать. Увѣренъ что желаете моей пользы; пишу сегодня и къ монахинямъ, что и къ нимъ не буду писать; паки пройдетъ время и умалятся письмы. Молю о семъ Господа. Ежели есть на сіе воля Его, то тако и да устроитъ безъ смущенно сіе мое намѣреніе. А писать никому не возбраняю. Только отвѣчать не буду.

Испрашивая на васъ и дѣтей вашихъ миръ и благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашь Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Ивану Васильевичу желаю успѣха и благополучнаго возвращенія. – Дѣтямъ посылаю недостойное мое благословеніе и всѣмъ живущимъ съ вами.

Скажите Констант<ину> Карло<вичу> что не буду къ нему писать.

9. февраля 1854 года

16. марта 1854 <года>

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

и Наталья Петровна!

Хотя еще и не такъ близокъ день вашего рожденія почтеннѣйшiй Иванъ Васильевичь, но такъ какъ почта наша опаздываетъ ходомъ, то я предваряю васъ моимъ усерднымъ поздравленіемъ съ симъ днемъ; Дай Богъ вамъ встрѣтить начало новаго лѣта жизни вашей въ мирѣ и здравіи и спокойствіи, и простираться въ даль во благоугожденіи Божіи, ища Царствія Божія и правды Его, и по слову Его сія вся вамъ приложится. Да благословитъ Господь васъ и всѣ ваше семѣйство. –

Вчерашній день я писалъ къ вамъ почт<енная> Наталья Петровна съ оказіею; была у насъ сестра Шиховскихъ, Елизавета Викентьевна Дубровская; послалъ къ вамъ денегъ 122 руб. 50 к. серебромъ, употребленныхъ вами на покупки наши. Она хотѣла оные завтре, т: е: въ среду къ вамъ доставить. Тамъ писали вамъ о Натальѣ. Св: Исаака, если бъ вы прислали къ намъ съ первою почтою хотя <нрзб> 29. то мы выставивъ страницы съ онаго, прислали бы вамъ оныи, прося васъ съ послѣдняго самимъ выставить. Мы могли бъ и таперь оный послать, да по опасались васъ затруднить, при вашемъ слабомъ здоровьи и лишнихъ хлопотахъ. Да поможетъ вамъ Господь.

Простите на краткое писаніе. Примите мое истинное желаніе вамъ всего лучшаго, и во всѣмъ Божіей помощи и покрова; остаюсь съ почтеніемъ моимъ недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Дѣтямъ вашимъ мое благословеніе и всѣмъ живущимъ съ вами.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Христосъ Воскресе!

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Сердечно сожалѣю о случившейся въ домѣ Вашемъ не прiятности, чрезъ пропажу у сосѣда подозрѣнiе падало на Вашихъ людей, но Вы пишите, что по изслѣдованiи, или спросѣ квартальнаго, онѣ оказались невинными. Дай Богъ, чтобы это такъ и было. Но въ такомъ случаѣ не мудрено и затаится въ чьемъ-нибудь сердцѣ виновность. При слабомъ вспросѣ, кто велитъ сказать что виноватъ; иногда надобно употребить нѣсколько и строгости наружной; а когда вина сокрыта, тогда подаетъ поводъ къ другимъ винамъ тяжче первыхъ и отъ одного къ другому, какъ зараза распространяется. Милость и судъ воспѣваетъ Давидъ Господу[1]. Нужно и то и другое. Но я не могу законополагать а только изъявляю мое сожалѣнiе и желаю да подастъ Господь Вамъ всѣмъ миръ, здравiе и спокойствiе и съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

27. Апрѣля

1854 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiе о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

и Наталья Петровна!

Поздравляю Васъ, Иванъ Васильевичь, съ днемъ Вашего Ангела, желаю, чтобы предстательствомъ его у Господа Онъ даровалъ Вамъ здравiе и все благое ко спасенiю Вашему, а Наталью Петровну и дѣтей поздравляю съ дорогимъ именинникомъ, желая всемъ вамъ радоваться вкупѣ о Господѣ. Послѣднее письмо ваше получилъ въ воскресенье и въ тотъ же день писалъ къ вамъ съ Константиномъ Карловичемъ; черезъ нѣсколько же часовъ послѣ его отъѣзда прибыла и ваша подвода съ книгами: въ четырехъ коробахъ – 315 книгъ; все доставлено въ великой исправности, за что также приношу вамъ усерднѣйшую благодарность; также получилъ и двѣ книжечки въ конвертѣ съ надписью на мое имя отъ ростовскаго архимандрита отца Поликарпа; я не имѣю чести его знать лично и потому прошу васъ увѣдомить меня, какимъ образомъ они дошли до васъ; думаю, надобно будетъ благодарить его за вниманiе. Как-то Ваше здоровье, почтенная Наталья Петровна? А я при отъѣздѣ Константина Карловича нѣсколько занемогъ, но на другой день послѣ обѣда совсѣмъ поправился, слава Богу. Испрашивая на всѣхъ васъ и дѣтей вашихъ миръ и благословенiе Божiе, съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй. Почтеннѣйшiй Иванъ Васильевичь, прочтите, что я особенно не пишу къ Вамъ, заѣзжихъ много, ихъ почтить пора, и во многомъ уже рѣдко кому пишу. Предваряю Васъ поздравленiемъ потому, что почта иногда опаздываетъ.

25 Маія 1854 года

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Въ письмѣ Вашемъ отъ 28го Мая, вы просите меня благословить Васъ на возобновленiе куренiя табаку, изъясняя что находите это для себя необходимымъ. Признаюсь откровенно что я не извѣщаюсь сердцемъ дать Вамъ на сiе утвердительный отвѣтъ, а сказать противное своему убѣжденiю значило бы дѣйствовать пристрастно для того чтобы сдѣлать Вамъ угодное, чего Вы, конечно отъ меня не потребуете. ‑

Когда Вы въ теченiе двухъ лѣтъ при помощи Божiей воздерживались отъ куренiя, то конечно Господь силенъ поддержать Васъ и впредь, а при возвращенiи къ прежней привычкѣ легко и нечувствительно впасть въ излишество. Паки повторяю Вамъ предложенiе переговорить о семъ, съ Владыкою. Если же Вы совѣститесь говорить о семъ съ Владыкою и находите сiе необходимымъ для Вашего здоровья, то посовѣтуйтесь съ Г<осподиномъ> Пфёлемъ и дѣйствуйте по его указанiю. Я не могу Вамъ препятствовать въ этомъ. ‑

Испрашивая на Васъ миръ и благословенiе Божiе, съ почтенiемъ остаюсь усердный желатель Вашего здравiя и спасенiя и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

Завтра день вашего Ангела, и паки поздравляю Васъ съ преддверiемъ онаго.

1 Іюня

1854 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Какъ больно для меня, что нанесъ вамъ скорбь письмомъ моимъ, касательно куренiя вамъ табаку, и еще больнѣе то, что при всѣхъ вашихъ доводахъ и представленiяхъ о необходимости онаго для васъ. Я не могу дать вамъ премного просимаго отъ меня благословенiя. Вникните въ мое положенiе: гдѣ можно найтить въ какихъ правилахъ или книгахъ, чтобы духовному лицу давать благословенiе на сiе дѣйствiе? Употребленiе табаку, какъ курить, такъ и нюхать вошло произвольно, и во многихъ обратилось чрезъ навыкъ въ страсть. Всякаго рода пища и питiе, имѣетъ свои назначенные времена, укрѣпляющая тѣло совокупленное крѣпкимъ союзомъ съ душею; благословляется отъ Церкви и отъ пастырей ее, и своевременно на оную дать благословенiе безъ всякаго сомнѣнiя можно. А на табакъ я не могу дать благословенiя, какъ вамъ угодно. Хоть вамъ покажется это грубо или глупо, но я долженъ лучше это перенести, нежели совѣсть уязвить. – Впротчемъ я не могу никому ни воспретить ни судить за употребленiе онаго, всякъ имѣетъ свою волю и разумъ; и васъ въ ономъ не порицаю. Когда вы находите пользу въ ономъ по своему разуму и произволенiю, можете и исполнять. Вы не связаны, какъ сами говорите. Я же съ своей стороны, не могу вамъ дать прямаго благословенiя на куренiе табаку; но на все полезное для васъ и не противное Богу, призываю на Васъ Божiе благословенiе, да благословитъ васъ Господь.

Примите истинное увѣренiе въ моемъ усердiи къ вамъ о Господѣ и желанiи вамъ всякаго блага здравія и благоденствiя. Съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

26. Іюня

1854. года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

И письмо Ваше отъ 27го ч<исла> и прибавленіе къ нему, на отдѣльномъ листочкѣ, я получилъ и особенно порадовался послѣднему. Слава и благодареніе Господу Богу за облегченіе болѣзни Ивана Васильевича. Да подастъ ему Господь и совершенное здравіе на многіе годы. Мнѣ было очень пріятно прочитать въ его письмѣ о желаніи его говѣть съ дѣтьми въ теченіи наступающаго поста.

Приближится Богу и приближется вамъ, говоритъ Св: Апостолъ Ιаковъ. На желающихъ и ищущихъ благодати Божіей она преимущественно и изливается. «Пріидите ко Мнѣ и Азъ упокою вы»[2], ищите и обрящете, толцыте и отверзется вамъ[3] и еще много обѣтованій находимъ мы въ словахъ Спасителя нашего, обѣтованій самыхъ утѣшительныхъ, самыхъ отрадныхъ для обремененной души, но исполненіе ихъ часто зависитъ отъ насъ, не рѣдко бываетъ, что мы не получаемъ потому что не простираемъ рукù для полученія. Тѣмъ радостнѣе видѣть желающихъ соединенія со Христомъ. Слава Его милосердію! –

Не безпокойтесь о Васѣ, помолитесь Господу и Его Пречистой Матери, чтобы Господь возбудилъ въ душѣ Васи желаніе благочестія и даровалъ ему помощь Свою. –

Ваши усилія часто не приносятъ по видимому желаннаго успѣха, но тѣмъ не менѣе Вы, какъ мать, обязаны пользоваться всякимъ удобнымъ случаемъ для душеполезной бесѣды съ дѣтьми и совѣтовать имъ и представлять всю важность, силу и необходимость помощи Божіей, испрашиваемой нами черезъ молитву. ‑

Не успѣлъ еще окончить это письмо къ Вамъ, какъ получилъ Ваши строки отъ 29го Ιюня и очень сожалѣю о поступкахъ Алекс<андры> Петр<овны>. Господь да помилуетъ ее и весь домъ Вашъ.

Испрашиваю на Васъ и на Ивана Вас<ильевича> со всѣми дѣтьми благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь, желатель Вашего здравія и спасенія и недостойный Богомолецъ вашь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Почтеннѣйшій Иванъ Васильевичъ прошу васъ простить меня, что особо къ вамъ не пишу, спѣшу. Господь да благословитъ вамъ и дѣтямъ вашимъ удостоиться принятія Пречистыхъ Таинъ Христовыхъ.

31е Ιюля

1854 г.

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Сердечно радуюсь духовной радости Вашей о пріобщенiи Св: Таинъ и молю Господа да продлитъ Онъ надъ Вами милость Свою и да сохранитъ Васъ отъ всюду простертыхъ сѣтей врага. Вы вѣрно помните, что сказано было Великому Антонiю о сихъ сѣтяхъ – смиренiе минуетъ ихъ и «ниже прикасаются ему»[4]. Старайтесь стяжать сiе неоцѣненное сокровище смиренномудрiя и Господь подастъ Вамъ благодать Свою «немощная врачующую и несовершенная восполняющую[5] ‑

Испрашивая на Васъ и на все семейство Ваше миръ и благословенiе Господне и – остаюсь, желатель Вашего здравiя и спасенiя, недостойный Богомолецъ Вашъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

7го Августа

1854 года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

Поздравляю Васъ съ завтрешнимъ днемъ Ангела Васи. Желаю, чтобы имянинникъ и всѣ Вы были здоровы и пріятно провели этотъ день. – Образокъ, о которомъ Вы пишете, я охотно пришлю, но теперь онъ во всякомъ случаѣ уже не застанетъ Васи въ Москвѣ, въ письмѣ послать нельзя, а посылку Вы не получите къ Пятницѣ и потому подумаю какъ и когда лучше отправить къ Вамъ сію вещь. –

У насъ, слава Богу, еще нѣтъ холеры. Въ монастырѣ есть нѣсколько человѣкъ больныхъ, но все больше простудою, въ томъ числѣ и нашъ О: Вассіанъ страдаетъ простудною лихорадкою. И я грѣшный учавствую въ ней. Было уже три параксизма не знаю что нынче будетъ ожидаю. Господь да сохранитъ Васъ, Ивана Васильевича и все семейство Ваше отъ всего скорбнаго и да подастъ Сережѣ и Машѣ скорое и совершенное выздоровленіе, молю о семъ Его благость и остаюсь недостойный Богомолецъ Вашъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

10го Августа

1854 г.

6. ноября. утро <1854 года>

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Nаталья Петровна!

При извѣстіи, что при нападеніи на Севастополь трехъ штурмовъ, наши побѣдоносные войска отразили оные съ благоговѣйнымъ чувствомъ взываемъ къ Богу, даровавшему намъ таковую помощь: а сами собою можемъ ли мы что сотворити? Помощь наша отъ Господа сотворшаго небо и землю. Какъ противустать такому ополченію сильныхъ трехъ союзныхъ враговъ? Но гдѣ помощь Божія, тамъ ни чтоже успѣетъ враги наши. Но надобно и намъ не устами токмо благодарить Бога но и исполненіемъ святой Его воли. Тогда сбудется слово Божіе: Единъ поженетъ тысящи адва двигнети тьмы[6]. Помоги намъ Господи!

Совѣтъ Вашъ, не совсѣмъ отказываться отперевода книги Св: Максима Исповедника Благъ и спасителенъ; но исполнить оный силы наши превосходитъ. Мнѣ не стыдно сознать мое скудоуміе и не удобь понятіе высокихъ и глубинномысленныхъ писаній великаго Отца. Большая часть главъ причтеніи нимало не удопонимаемая мною, и нѣсколько разъ повторяя оные. То как приступить къ столь важному дѣлу сами не понимаемъ, и не имѣли такого устроенія съ которымъ можно бы имѣть понятіе, а оное даруется по дѣяніи. А могу ль я похвалиться исполненіемъ дѣянія? Если бъ это было, то умозрѣніе само собою открылось бы. Св: Исаакъ Сир<инъ> во 2мъ словѣ пишетъ «яже Божія сами о себѣ приходятъ, тебя не ощущающу ей, но аще мѣсто святое будетъ чисто и не скверно; аще ли же око души твоея нѣсть чисто, да не посмѣеши воззрѣти на округъ солнца, да не лишишись и тоя самыя зари, яже есть простая вѣра и малая дѣла и протчее» и выше мало: «кто прежде дѣянія, восхощетъ взыти на крестъ второю частью видѣнія, на того приходитъ гнѣвъ Божій». И св: Максимъ въ 4й сот<ницѣ> 15 гла<вы>: «Не подобаетъ не первѣе очищенному страстей, естественнаго прикасаться видѣнія и <нрзб>». Если бы мы взялись за дѣло выше нашего понятія, то могли бы быть достойны посмѣянія, подобно начавшимъ стоитъ зданіи, не разчетшимъ достанетъ ли на то имѣнія. Лучше смиренно сознавая свое не вѣжество и неразуміе предоставить это времени, или другимъ могущимъ исполнить сіе глубокомысленное предпріятіе. – Вы конечно по ревности ко благу и пользѣ душевной ближнимъ предлагаете какъ сіе занятіе; да и неотложно скоро перевѣсть полсотницы и прислать Вамъ для разсмотренія Ива<номъ> Вас<ильевичемъ> но мы и сего не въ силахъ исполнить: я по моей немощи, и мало имѣю время, ибо утомясь, радъ до отдыха; изъ братіи одинъ знающій греческій языкъ, занимается нужными дѣлами по письму монастырскому, такое что другому поручить не льзя. Левъ Александр<овичь> занимается составленіемъ монастырской описи, которую требуютъ къ новому году. О: Ιоаннъ такъ же занятъ въ настоящее время нужнымъ дѣломъ, и потому не льзя имъ оторваться отъ дѣлъ и не съ кѣмъ начинать сего дѣла; а притомъ же взирая на неудобопонятности писанія, по своему скудному устроенію, боятся приняться за дѣло превышающее ихъ силы и разумъ. Все сіе прошу Васъ принять во уваженіе, и хотя въ настоящее время избавитъ насъ отъ сего труда. Притомъ же дѣло сіе требуетъ и многаго времени, и кажется много менѣе года.

6е Ноября.

Сегодня не получилъ отъ Васъ письма. Не знаю почему? Господь да сохранитъ Васъ въ добромъ здоровьи, также и всѣхъ близкихъ Вамъ. –

Дѣло бр. Павла, о коемъ Вы спрашиваете, ни мало не подвигается впередъ. Не знаемъ что-то Господь ему дастъ. ‑

Испрашивая на Васъ, на почтеннѣйшаго Ивана Васильевича и всѣхъ дѣтей Вашихъ благословеніе Божіе съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ Вашъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Утромъ могъ написать, а пообѣдавши такъ ослабѣлъ, что едва и сіи строки пишу. И уже поручилъ дописать О: Ιоанну.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшiй о Господѣ

Иванъ Васильевичь!

Примите мою усердную благодарность за письмо Ваше и ходатайство передъ Владыкою объ изданiи нашихъ книгъ. Мы совершенно согласны съ мнѣнiемъ Архипастыря, что лучше ограничиться изданiемъ немногаго явно полезнаго. Уже не въ первый разъ слышимъ мы подобные отзывы его. Владыка почти то же самое говорилъ и прежде, а теперь, при повторенiи сихъ словъ, надобно постараться исполнить ихъ на дѣлѣ. Главы Каллиста Антиликуды дѣйствительно мало понятны и съ ними кажется надобно будетъ поступить также, какъ и со стишною книгою Св: Симеона Н<оваго> Б<огослова>. Что же касается до Ѳалассiя Ливiйскаго, ‑мы готовы исполнить приказанiе Владыки и постараемся заняться сею рукописью, какъ только будемъ имѣть возможность. ‑ О сотницахъ Св: Максима писалъ я Nаталiи Петровнѣ, съ прошедшею почтою, и Вы конечно уже знаете мое мнѣнiе, а теперь оно еще болѣе подтверждается словами Владыки и мы не будемъ уже касаться этого предмета, помня изреченiе Владыки о «явно полезномъ». ‑

Книгу Вашу пришлемъ.

Молю Господа да благословитъ Онъ Васъ и все Ваше семейство и желая Вамъ мира, здравiя и спасенiя, съ почтенiемъ моимъ, остаюсь, недостойный Вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарiй.

9го Ноября

1854 г.

 



[1] Ср.: Пс. 100:1.

[2] Ср.: Мф. 11:28.

[3] Мф. 7:7.

[4] Иов. 5:19.

[5] Из чина хиротонии.

[6] Ср.: Втор. 32:30.