28 Маія 1860 года

Тихонова Пустынь

+

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Наталья Петровна!

По случаю отъѣзда въ Петербургъ для присудствія въ Св: Синодѣ нашего милостиваго и добраго Архипастыря, я съ О: Леонидомъ подвигнулся въ Калугу получить его благословеніе и здѣсь, въ предварительномъ соглашеніи съ О: Никодимомъ о <его> благословеніи. – Преосвященнаго не отпечатаны портретовъ. Онъ благословилъ при этомъ сообщить мнѣ и свое fac simile (подпись), которое при письмѣ прилагаю для напечатанія внизу портрета… Прошу тебя сдѣлать одолженіе отыскать Преосвященнаго въ проѣздъ его черезъ Москву (<онъ> выѣзжаетъ изъ Калуги 2го или 3 числа и нам<ѣренъ> остановиться въ Донскомъ монастырѣ у Пр<:)> и вручить ему отъ нашего усердія 200 экземпляровъ чемъ обяжете его и насъ. –

Петръ Ивановичь и Константинъ Карловичь выѣхали отъ насъ въ четвергъ, въ тотъ же вечеръ когда и уѣхалъ въ Калугу. Поликсена Васильевна и дѣтки ихъ здоровы и пребываютъ у насъ. –

Испрашиваю на тебя на дѣтей твоихъ и жительствующимъ съ тобою миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель твоего здравія и спасенія и Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Письмо твое отъ 24 Маія получилъ но на оное отвѣтить не успѣлъ. Сергей Ивановичь Глаголевъ доставилъ мнѣ 120 экз<емпляровъ> <нрзб>

Изъ портретовъ пришли намъ 200. Отцу Никодиму 300 себѣ сколько нужно возми изъ нашихъ, а если О: Никодимъ будетъ просить, то и еще пришли <нрзб>

 

 

 

Д<остопочтенная> о Г<осподѣ> Нат<алья> Пет<ровна>!... Пишешь что во время скорби прочла два слова книги Св: Сим<еона> Нов<аго> Бог<ослова> стишной, и уязвилась желаніемъ стяжать драгоцѣнный бисеръ внутрь себя – Царствіе Небесное: – это желаніе добро и похвально всякому Христіанину, нужно бы о семъ попещись. Но ты замѣтила какими подвигами, трудами, лишеніями, терпѣніемъ скорбей Св: Симеонъ стяжалъ всё это, какъ пишется въ житіи его, но паче всего смиреніемъ, безъ котораго ничто насъ не можетъ пользовать. Если мы по мнѣнію нашему и ощутили бы въ себѣ – искру оной благодати, то находимся въ опасности и возженный свѣтильникъ угасить и совсѣмъ низвратитъ оный можемъ, – упованіемъ на свои дѣла и возносясь ими, или завистію или другими страстьми которыми бываетъ сердце наше исполненно не очищенное слезами покаянія, терпѣніемъ многоразличныхъ скорбей и смиреніемъ, но мы хотя и скорби имѣемъ, но видимъ виновниками другихъ а не себя, а это далеко отъ смиренія. Св: Исаакъ Сиринъ во 2мъ сл<овѣ> на 13 стр. пишетъ: «что кто не пройдя первой части восхожденія на крестъ, исцѣляя немощь помысловъ дѣланіемъ досады креста станетъ восходить второю частію видѣнія (умозрѣніе) на того находитъ гнѣвъ Божій». Прочти сама эту степень, а далѣе на 14 стр. пишетъ: «Яже Божія сама себе приходитъ тебѣ не ощущающу, но аще мѣсто будетъ чисто, а не скверно (сердце очищенно отъ страстей). Аще ли зѣница очесе души твоея чиста имѣетъ, да не посмѣешь воззрѣть на округъ солнца, да не лишишися и сея малыя зари. Яже есть простая вѣра, смиреніе, исповѣданіе сердечное и малая дѣла яже по силѣ твоей и далѣе. – Онъ же пишетъ въ 55мъ сл<овѣ>къ нѣкоему Симеону ищущему въ себѣ высокихъ дарованій на стр. 289й «Молю убо Святе, да не взыдетъ на помыслъ твой сіе. Но стяжи паче неже вся, терпѣніе находящихъ (скорбей и искушеній) и со смиреніемъ великимъ, сокрушеніемъ сердца о нашихъ (страстяхъ и немощехъ) и помыслѣхъ нашихъ попросимъ у Господа прощеніе грѣховъ нашихъ – смиреніе души». Написано есть отъ нѣкоего отъ Святыхъ, яко иже не помышляетъ себя быти грѣшна, молитва его у Господа нѣсть благопріятна, а что написано сіе отъ Отцевъ т: е: чистота души что есть здравіе и что безстрастіе и что видѣніе. То не съ тѣмъ написали чтобы мы искали сего прежде времени съ чаяніемъ. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> пишетъ въ 26й степ<ени> «Господь награждаетъ за труды своихъ дѣлателей духовными дарованіями: иныхъ въ началѣ подвиговъ, другихъ въ прохожденіи оныхъ, иныхъ по окончаніи, а нѣкоторыхъ при самой смерти, и заключаетъ кто смиреннѣе, тотъ прежде получаетъ и награды». Св: же Исаакъ Сиринъ въ 34 сл<овѣ> на 168 стр. «дарованіе безъ искушеній погибель пріемлющимъ то есть. Аще дѣлаеши благо предъ Богомъ и дастъ ти дарованіе, умомъ Его дати тебѣ разумъ. Како есть прилично ти смиритися или поставить стражу о немъ, или взяти то отъ тебѣ, да не виновно погибели то будетъ, не всѣхъ бо есть (не всякой можетъ) сохранити богатство оныхъ безъ вреда».

Надобно знать что Сим<еонъ> Нов<ый> Бого<словъ> стишная книга есть умозрительная и относится къ людямъ высокаго устроенія, отчуждившимся міра и всего вещественнаго стяжанія его, и чтобы они видя свои дѣланія не возносились умомъ о нихъ, не находя въ себѣ тѣхъ высокихъ дарованій, и болѣе смирялись видя свою нищету, но мы что можемъ о себѣ сказать такъ далеко отстоя отъ ихъ высокаго дѣланія. Однако сколько можемъ будемъ стараться о исполненіи заповѣдей Божіихъ но со смиреніемъ, ибо и это есть заповѣдь Божія: «аще и вся повелѣнная сотворити, глаголите яко раби неключими есмы, еже должни бѣхомъ сотворити сотворихомъ»[1]. Въ случаѣ же приступленія заповѣдей должно прибѣгать къ покаянію и сердечному сокрушенію, и надѣяться на неизрѣченное Милосердіе Божіе. Въ Восторгнутыхъ класахъ напечатано на стр. 164й «Вопрошенъ былъ нѣкій великій старецъ: аще кто во грѣсѣхъ состарится, и не можетъ поститься и бдѣти, ни труды творити или жестоко житіе проходити, но имѣнія имать, еже бы вся грѣхи раздати, но житія міра сего можетъ отрещися: како убо можетъ таковый спастися? И отвѣща: имже образомъ спасеся мытарь: якоже и Пророкъ глаголилъ: смирихся, и спасе мя Господь[2]. Якоже убо безкровная жертва и милостыня въ прощеніе грѣховъ приносится Богу, тако и смиреніе сердечное: жертва, рече Пророкъ, Богу, духъ сокрушенъ, и сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ[3]. И паки: благъ Господь сокрушенныхъ сердцемъ, и смиренныя духомъ спасетъ[4]. И якоже ублажаются милостивіи и чистіи сердцемъ, такожде ублажаются и смиренніи духомъ: яко тѣхъ есть Царствіе Небесное[5]. Симъ путемъ можетъ спастися убогій, и больный, и престарѣлый, грубый, и невѣжда». Въ надсловіи на книгу Св: Нила Сорскаго старецъ Василій пишетъ: на стр. XLVII: «глаголетъ Св: Дамаскинъ: небесная благодать всѣхъ достигнетъ но неровною мѣрою, хощетъ Господь всѣхъ спасти, но не посвятити, обаче отсюду да не помнишися не благополучнымъ быти, яко не можеши во плоти твоей, якоже Святіи остро и подвижно пожити, возможеши бо и ты навершити теплымъ вожделѣніемъ и тщаніемъ со смиреніемъ и симъ угодити Богу». –

Помолимся убо Господу усерднѣ да подастъ намъ во всѣхъ нашихъ дѣланіяхъ имѣти смиреніе, еже отъ вѣры и страха Божія и кротости обыче бывати имиже и совершенная любовь исправляется.

2е Августа 1860

<без даты>

+

Сей часъ былъ у меня изъ Озеркова Г. Амельяненкова<?> человѣкъ Ιона Наумовъ, который желаетъ вступить куда нибудь въ домъ въ дворецкіе или садовники, даже и въ управляющіе лѣтъ 45 человѣкъ.

Семѣйство будетъ дома жить. Ежели вамъ нуженъ онъ, то увѣдомьте меня онъ у васъ побываетъ.

 



[1] Ср.: Лк. 17:10.

[2] Ср.: Пс. 114:5.

[3] Ср.: Пс. 50:19.

[4] Ср.: Пс. 33:19.

[5] Ср.: Мф. 5:3.7.8.