Колоколовой Александре

                                                                                                                                                                                       652     

Христосъ воскресе.

1834. Апрѣля.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ, Александра … Колоколова

Писанiемъ вашимъ отъ 12. февраля пущеннымъ, мною 2. Апрѣля полученнымъ, просите моего совѣта о смущающихъ васъ описанныхъ въ ономъ случаяхъ? Я немало Вамъ удивляюсь что не знавъ меня, а по однемъ токмо слухамъ, (которые не всегда бываютъ справедливы), ищете моего наставленiя. Да и я чувствую себя не столько имѣющимъ дарованiй, и просвѣщенiя что бы могъ проникнуть заочно, изъ столь краткаго изъясненiя ваше душевное устроенiе. Но за всѣмъ тѣмъ не смѣю отрицаться по силѣ хотя скуднаго моего понятія, въ надеждѣ на помощь Божію, по вѣрѣ вашей, могущую и безсловеснымъ дароватъ гласъ слова, отвѣтствовать Вамъ на ваше писанiе:

Усматриваю изъ вашего устроенія главное то, что вы не имѣете душевнаго мира и спокойствiя, при всѣхъ вашихъ мнимыхъ высокихъ исправленiяхъ; что самое васъ <?> и понудило имѣть ко мнѣ соотношенiе. Высокими исправленіями я почитаю любовь Божiю, о коей вы неоднократно упоминаете что любите Бога, и еще съ такимъ увѣреніемъ «столь люблю Бога, что и описать не могу всего моего чувства». Но Вы забыли то, что любовь есть верхъ совершенства; и приобрѣтается исполненiемъ всѣхъ Заповѣдей Господнихъ; о чемъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ научаетъ: «Любяй Мя Заповѣди Моя соблюдаетъ; а нелюбяй Мя Заповѣдей Моихъ не соблюдаетъ[1] А святый Апостолъ Павелъ описалъ намъ свойства любви: «Любы долготерпить, милосердствуетъ: любы не завидить, любы не превозносится, любы не гордится, не бесчинствуетъ, не ищетъ своя си, не раздражается, не мыслитъ зла, не радуется о не правдѣ, радуется же о истинѣ, вся любитъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ; любы николиже отпадаетъ»[2]. Ежели Вы скажете, что свойства сіи относятся къ любви до людей; а я Бога люблю; но сему не льзя статься, чтобы безъ любви человѣческой могли мы любить Бога? Свидѣтельствуетъ о семъ Св: Апостолъ Іоаннъ Богословъ. «Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть. Ибо не любяй брата своего, егоже видѣ: Бога, егоже невидѣ, како можетъ любити? И сiю Заповѣдь имамы отъ Него, да любяй Бога, любитъ и брата своего[3] Еще есть въ числѣ Заповѣдей Господнихъ и сiя. Егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите: яко раби неключими есьмы; яко еже должни бѣхомъ сотворити сотворихомъ[4]. Ето есть смиренiе; безъ коего все наши добродѣтели не могутъ быть Богу угодны. Но и любовь имѣетъ съ нимъ весьма тѣсный союзъ, такъ что одно безъ другаго быть не могутъ. Въ вашемъ же устроенiи видны страхъ, сумнѣнiе и смущенiе; которыхъ не могло бы быть при благоуханіи любви смиренiя; ибо Господь заповѣдаетъ намъ: «Научитеся отъ Меня яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ[5] Хотя и никто не похвалится быть безъ грѣшнымъ, и самые апостолы сознавали себя таковыми. Св: Павелъ: Господь пришелъ грѣшниковъ спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ[6]; такъ же и Св: Петръ, всегда памятовалъ свой грѣхъ; и многiе проходящiи духовную жизнь, даже и святые, почитали себя грѣшными, но не смущались; потому что онѣ не полагали спасенія своего въ своихъ добродѣтеляхъ, но въ заслугахъ и въ милосердiи Господа нашего Іисуса Христа. Вы считаете себя и грѣшною и видите свои добродѣтели, но смущаетесь духомъ; и все ето составляетъ въ васъ темный хаосъ, препятствующiй быть въ васъ свѣту разсужденія. Скажу и о томъ что Васъ болѣе смущаетъ, то что Вы не можете въ церквѣ при всѣхъ мирно молиться, выходя изъ оной, чувствуете что совсѣмъ не были; а дома молитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что ета есть сильная прелѣсть, лишающая васъ спокойствiя. Когда Вы молясь уединенно, думаете что хорошо молитесь, то будьте увѣрены, что оная молитва Богу не пріятна; хотя бы были и слезы и чувство умиленiя; когда все сiе не имѣетъ глубокаго смиренiя, то есть прелѣсть. Въ церковной же молитвѣ, вы ища такого жь чувства, и не находя онаго, считаете себя не молившеюся и смущаетесь; а ето есть послѣдствiе, или плоды домашнихъ вашихъ молитвъ. Врагъ возводитъ васъ до небесъ и низводитъ до безднъ. Тамъ возвышаетъ, а здѣсь низвергаетъ, и причиняетъ смущенiе. Что и доказываетъ о основанiи молитвы вашей, на высокоуміи. Вы молитесь просто не ища въ себѣ высокихъ дарованiй, считая себя недостойною оныхъ, то будете и спокойны; и хотя видите хладность молитвы своей, тѣмъ паче имѣйте въ чувствѣ смиренiе, что я недостойная, но безъ смущенiя, то вѣрно оная принята будетъ у Господа, лучше той, о коей въ мните, что вы молитесь хорошо. Возмите себѣ въ примѣръ двухъ молящихся въ церкви мытаря и фарисея; сей послѣдній молился съ мнѣніемъ о себѣ, а первый со смиренiемъ молился инадежду спасенiя не во упованіи непорочности своей полагалъ; но грѣхи исповѣдуя смиренно молился; и услышалъ молящагося Тотъ, Который всегда смиреннымъ прощаетъ. Напротивъ же фарисей сталъ отверженъ.

Св: Исаакъ Сиринъ учитъ: иже не помышляетъ себя бытии грѣшна, молитва его нѣсть благопріятна предъ Богомъ[7]. Дарованія же въ молитвѣ даруются достойнымъ того и смиреннымъ; которымъ оные не вредятъ а пользуютъ; а кто со мнѣніемъ молится, тотъ бываетъ въ большой опасности. Предлагаю вамъ разсужденіе одного благороднаго мужа основанное на истинѣ <?>. О церковной же молитвѣ знайте что она высша домашней вашей молитвы; ибо оная возносится отъ цѣлаго собора людей; въ числѣ коихъ можетъ много есть чистѣйшихъ молитвъ отъ смиренныхъ сердецъ къ Богу приносимыхъ, кои Онъ пріемлетъ яко кадило благовонное съ коими и ваши хотя немощные и ничтожные пріемлются. Совѣтъ мой вамъ не оставлять церковной молитвы, но смиренно во оной молиться и не смущаться о томъ что будто бы не молилась и не была; и сію мысль отъ себя отвергать; а домашней не возносится; то и будете мирны. ‑ Вы знайте, что плодъ гордости и возношенія есть смущеніе и неустроеніе, а плодъ смиренія есть миръ и спокойствіе. «Отъ гордости произошло все зло, а отъ смиренія все благо[8]; по сему разсматривая свое устроеніе слѣдуйте полезному.

Болѣе не могу ничего вамъ написать, какъ пожелать вамъ мира дарованнаго намъ самимъ Господомъ въ лице св: апостоловъ: Миръ мой даю вамъ, миръ мой оставляю всѣмъ который даруется болѣе смиреннымъ[9]. И испрашивая на васъ и на семѣйство ваше Божіе благословеніе, остаюсь недостойный Вашъ Богомолецъ.

 

Опаснѣе всего дѣйствіе діавола противъ прельщенныхъ мнѣніемъ о своей святости. Люди такого рода, обыкновенно болѣе или менѣе, отрѣшаются отъ предметовъ жизни физической, посредствомъ подвиговъ тѣлесныхъ утончаютъ природу чувственную и раскрываютъ въ себѣ жизнь собственно душевную, хотя не вѣрно направленную. Сіе дѣлаетъ ихъ способными къ принятію впечатлѣній частію духовныхъ; а потому и духъ злой, становится ближе къ нимъ. Духъ злобы наполняетъ душу мечтателя призраками свѣта односторонными, но сильно восторженными мыслями; возбудивъ въ немъ особенную довѣренность къ самому себѣ, отводитъ отъ истинны, и дѣлаетъ жертвою суевѣрія, а затѣмъ и фанатизьма. Мечтатель становится непримиримымъ врагомъ всякаго, кто не согласенъ съ нимъ въ чемъ либо, усиливая въ немъ болѣе и болѣе о себѣ самомъ мнѣніе, духъ злобы наконецъ доводитъ его до того, что мечтатель совершенно растроивается и въ жизни и въ мысляхъ.

 



[1] Ин. 14:23.

[2] Ср.: 1 Кор. 13: 4-7.

[3] 1 Ин. 4: 20-21.

[4] Лк. 14: 10.

[5] Мф. 11: 29.

[6] 1 Тим. 1:15.

[7] Исаак Сирин. Сл. 55.

[8] Иоанн Лествичник. 23:28.

[9] Ин. 14:27.