М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
Достопочтеннѣйшая о Господѣ
Е<вдокія> Т<ерентьевна>!
Имѣя въ памяти день приближающійся вашего Ангѣла всеусердно
васъ съ онымъ поздравляемъ и желаемъ на многія лѣта вамъ праздновать его
въ здравіи и благоденствіи и въ духовномъ утѣшеніи.
Насъ посѣтилъ почтеннѣйшій О: Моυсей, бывшій
вашъ прикащикъ Макаръ Васильевичь, и пробылъ у насъ послѣдніи дни сырной
и всю 1ю седьмицу сего Св: Поста; отправился отъ насъ 9го
числа февраля. Я послалъ съ нимъ къ вамъ недавно вышедшую книгу Житія и Писанія
Старца Паисія. Хотя оная есть у васъ, но теперь гораздо болѣе прибавлено
его писемъ. Да сподобитъ Господь васъ обрѣсти чрезъ оную душевную пользу.
Почтеннѣйшее ваше писаніе, отъ
7 числа посланное мы получили, изъ коего видимъ, что вы признаёте
совершенно, что Богъ устроилъ вамъ безпопечительную жизнь къ вашей
пользѣ; но видите себя, что не такъ живете какъ бы должно было. Какже вы
хотите такъ скоро взойти на высшую степень совершенства? Но самое cie ‑
что вы видите себя побеждаемою, въ нѣкоторыхъ случаяхъ и
огорчающеюся ‑ должно вамъ показывать путь къ познанію своея немощи
и смиренію.
Когда вы были въ занятіи по хозяйству,
то не могли столько замѣтить своихъ душевныхъ немощей; а теперь оныя
яснѣе вамъ открываются. Взирая на высоту Заповѣдей Божіихъ которыя
простираются даже и до любленія враговъ ‑ какъ не смиримся? ‑
Когда мы иногда и слова или взгляда непріятнаго не понесемъ…
Когда же смиримся, то находимъ, что и не
того еще достойны; и ‑ должны вѣровать, что всѣ случаи,
противъ воли нашей бывающіе, ‑ бываютъ по Воли Божіей, къ нашему
искусу; дабы мы, видя всегдашнія свои немощи, приносили Господу покаяніе. Но
когда бы вы всё исполнили что должно и увлеклись притомъ мнѣніемъ будто
бы уже достигли совершенства добродѣтелей, то сіе болѣе бы вреда
вамъ принесло. При исполненіи добродѣтели непременно нужно и смиреніе по
Заповѣди Божіей: «аще и вся
повеленная сотворите — глаголите, яко рабы неключимы есмы: еже бо должны
бѣ’хомъ сотворити — сотворихомъ[1].
Но какъ еще не пріобрѣли сего сокровища: смиренія, то немощами нашими
Господь обучаетъ насъ смиренію.
Вы просите насъ, дабы молиться о вашемъ
Гавріилѣ Петровичѣ – чтобъ Господь помогъ ему выдержать
экзаменъ въ наукахъ, который начнется съ 13 февраля и будетъ продолжаться
двѣ недѣли. По заповѣди вашей мы исполняемъ, ‑
молимъ Господа да подастъ ему, то, что полезно ему къ провожденію здѣшній
и къ пріобрѣтенію будущей Блаженной Жизни. Полагаемъ, что вы ему того же
желаете и молите о семъ Бога. Паче всего нужно для насъ, дабы имѣли
правую вѣру и истинный разумъ, и старались о исполненіи Заповѣдей
Божіихъ. При такомъ устроеніи не помѣшаютъ науки, но еще болѣе
способствуютъ къ благочестію, а въ противномъ случаѣ чтò можетъ
быть?.. умолчу.
Испрашивая на васъ и на все ваше семейство миръ и
Благословеніе Божіе, съ почтеніемъ остаемся ‑ недостойные ваши
Богомольцы; многогрѣшный Iеромонахъ Iеромонахъ Макарій,
многогрѣшный Iеросх<імонахъ> Iоаннъ.
многогрѣшный монахъ Iоанникій.
22 фев<раля> 1847 года.
+
Достопочтеннѣйшая о Господѣ
Е<вдокія> Т<ерентьевна>!
Честь имѣю васъ поздравить, проводя
Св: Пятидесятницу, съ наступившимъ Св: Постомъ. Перемѣною пищи
и воздержаніемъ тѣла и душа обновляется. Святые Отцы, Святымъ Духомъ
движимые, уставили посты, какъ для душевной, такъ для тѣлесной нашей
пользы. Ежели бы безъ измѣненія всё одну пищу употреблять, скоровную[2]
и тучную, то она могла бы прискучить, и ожиданіе праздника непостящимся
неприносить такой отрады, какъ тѣмъ, кои пріуготовляютъ себя
постомъ, ‑но не однимъ тѣлеснымъ а и духовнымъ. Воздерживаясь
отъ брашенъ, должны воздерживаться и отъ страстей. Вы спрашиваете меня можно ли
употреблять рыбу въ среду и пятницу, когда случится поліелей Святому? Мы должны
повиноваться церковному уставу, которымъ положено употреблять рыбу въ среду и
пятокъ во дни святыхъ, которымъ бываетъ бдѣніе, даже и въ посты,
кромѣ великаго; даже можно и въ тѣ дни среды и пятка употреблять
рыбу, когда бываютъ Царскія бдѣнія: во дни рожденій и тезоименитствъ
Царской фамиліи. А въ простые поліелеи когда не бываетъ бдѣнія, рыба не
положена. Въ посты же Петровъ и Филипповъ, до 20 ч<исла> Декабря, въ
поліелеи простые употребляется рыба по вторникамъ и четвергамъ, а по
снисхожденію и въ понедѣльники. Вотъ вамъ сколько могъ написалъ, а въ
чемъ будете недоумѣвать, то, въ простотѣ сердца проходя жизнь,
Господь силенъ васъ наставить и вразумить къ успокоенію совѣсти вашей.
Усерднѣйше васъ благодарю за
присланную Книгу: Проповѣди Св: Священномученика Ксенофонта получили
вчерашній день, и О: Iоаннъ началъ уже читать, и очень хвалитъ а
послѣ и я прочту.
Вы, думаю, слыхали, а можетъ быть и
знали, Архимандрита Макарія, который былъ миссіонеромъ въ Сибири, а потомъ въ
Болховѣ, въ монастырѣ былъ настоятелемъ, ‑ онъ, сего Мая
18 числа скончался, а совсѣмъ былъ на пути ѣхать въ старый Iерусалимъ, но вмѣсто того переселился,
уповательно въ горній Iepyсалимъ.
Желая вамъ и всему вашему семѣйству мира, здравія и благоденствія,
и съ почтеніемъ моимъ, остаюсь недостойный вашъ богомолецъ –
многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.
20го Мая 1847 года.
Александръ Сидорычъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтеніе; онъ писалъ
къ Ивану Сергѣевичу письмо и ожидаетъ отъ него отвѣта.
Очень радъ что Пелагея Ивановна исполнила мою коммисію – доставивъ
вамъ просфору и книгу.
…можно ли поклоны класть до
Вознесенья? По правиламъ Св: Отцевъ невелѣно преклонять колѣнъ
во всю пятидесятницу, поэтому вы не погрѣшите, оставляя большіе поклоны
замѣнивъ оныя малыми.