М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Е<вдокія> Т<ерентьевна>!

Имѣя въ памяти день приближающійся вашего Ангѣла всеусердно васъ съ онымъ поздравляемъ и желаемъ на многія лѣта вамъ праздновать его въ здравіи и благоденствіи и въ духовномъ утѣшеніи.

Насъ посѣтилъ почтеннѣйшій О: Моυсей, бывшій вашъ прикащикъ Макаръ Васильевичь, и пробылъ у насъ послѣдніи дни сырной и всю 1ю седьмицу сего Св: Поста; отправился отъ насъ 9го числа февраля. Я послалъ съ нимъ къ вамъ недавно вышедшую книгу Житія и Писанія Старца Паисія. Хотя оная есть у васъ, но теперь гораздо болѣе прибавлено его писемъ. Да сподобитъ Господь васъ обрѣсти чрезъ оную душевную пользу.

Почтеннѣйшее ваше писаніе, отъ 7 числа посланное мы получили, изъ коего видимъ, что вы признаёте совершенно, что Богъ устроилъ вамъ безпопечительную жизнь къ вашей пользѣ; но видите себя, что не такъ живете какъ бы должно было. Какже вы хотите такъ скоро взойти на высшую степень совершенства? Но самое cie ‑ что вы видите себя побеждаемою, въ нѣкоторыхъ случаяхъ и огорчающеюся ‑ должно вамъ показывать путь къ познанію своея немощи и смиренію.

Когда вы были въ занятіи по хозяйству, то не могли столько замѣтить своихъ душевныхъ немощей; а теперь оныя яснѣе вамъ открываются. Взирая на высоту Заповѣдей Божіихъ которыя простираются даже и до любленія враговъ ‑ какъ не смиримся? ‑ Когда мы иногда и слова или взгляда непріятнаго не понесемъ…

Когда же смиримся, то находимъ, что и не того еще достойны; и ‑ должны вѣровать, что всѣ случаи, противъ воли нашей бывающіе, ‑ бываютъ по Воли Божіей, къ нашему искусу; дабы мы, видя всегдашнія свои немощи, приносили Господу покаяніе. Но когда бы вы всё исполнили что должно и увлеклись притомъ мнѣніемъ будто бы уже достигли совершенства добродѣтелей, то сіе болѣе бы вреда вамъ принесло. При исполненіи добродѣтели непременно нужно и смиреніе по Заповѣди Божіей: «аще и вся повеленная сотворите — глаголите, яко рабы неключимы есмы: еже бо должны бѣ’хомъ сотворити — сотворихомъ[1]. Но какъ еще не пріобрѣли сего сокровища: смиренія, то немощами нашими Господь обучаетъ насъ смиренію.

Вы просите насъ, дабы молиться о вашемъ Гавріилѣ Петровичѣ – чтобъ Господь помогъ ему выдержать экзаменъ въ наукахъ, который начнется съ 13 февраля и будетъ продолжаться двѣ недѣли. По заповѣди вашей мы исполняемъ, ‑ молимъ Господа да подастъ ему, то, что полезно ему къ провожденію здѣшній и къ пріобрѣтенію будущей Блаженной Жизни. Полагаемъ, что вы ему того же желаете и молите о семъ Бога. Паче всего нужно для насъ, дабы имѣли правую вѣру и истинный разумъ, и старались о исполненіи Заповѣдей Божіихъ. При такомъ устроеніи не помѣшаютъ науки, но еще болѣе способствуютъ къ благочестію, а въ противномъ случаѣ чтò можетъ быть?.. умолчу.

Испрашивая на васъ и на все ваше семейство миръ и Благословеніе Божіе, съ почтеніемъ остаемся ‑ недостойные ваши Богомольцы; многогрѣшный Iеромонахъ Iеромонахъ Макарій, многогрѣшный Iеросх<імонахъ> Iоаннъ.

многогрѣшный монахъ Iоанникій.

22 фев<раля> 1847 года.

 

+

Достопочтеннѣйшая о Господѣ Е<вдокія> Т<ерентьевна>!

Честь имѣю васъ поздравить, проводя Св: Пятидесятницу, съ наступившимъ Св: Постомъ. Перемѣною пищи и воздержаніемъ тѣла и душа обновляется. Святые Отцы, Святымъ Духомъ движимые, уставили посты, какъ для душевной, такъ для тѣлесной нашей пользы. Ежели бы безъ измѣненія всё одну пищу употреблять, скоровную[2] и тучную, то она могла бы прискучить, и ожиданіе праздника непостящимся неприносить такой отрады, какъ тѣмъ, кои пріуготовляютъ себя постомъ, ‑но не однимъ тѣлеснымъ а и духовнымъ. Воздерживаясь отъ брашенъ, должны воздерживаться и отъ страстей. Вы спрашиваете меня можно ли употреблять рыбу въ среду и пятницу, когда случится поліелей Святому? Мы должны повиноваться церковному уставу, которымъ положено употреблять рыбу въ среду и пятокъ во дни святыхъ, которымъ бываетъ бдѣніе, даже и въ посты, кромѣ великаго; даже можно и въ тѣ дни среды и пятка употреблять рыбу, когда бываютъ Царскія бдѣнія: во дни рожденій и тезоименитствъ Царской фамиліи. А въ простые поліелеи когда не бываетъ бдѣнія, рыба не положена. Въ посты же Петровъ и Филипповъ, до 20 ч<исла> Декабря, въ поліелеи простые употребляется рыба по вторникамъ и четвергамъ, а по снисхожденію и въ понедѣльники. Вотъ вамъ сколько могъ написалъ, а въ чемъ будете недоумѣвать, то, въ простотѣ сердца проходя жизнь, Господь силенъ васъ наставить и вразумить къ успокоенію совѣсти вашей.

Усерднѣйше васъ благодарю за присланную Книгу: Проповѣди Св: Священномученика Ксенофонта получили вчерашній день, и О: Iоаннъ началъ уже читать, и очень хвалитъ а послѣ и я прочту.

Вы, думаю, слыхали, а можетъ быть и знали, Архимандрита Макарія, который былъ миссіонеромъ въ Сибири, а потомъ въ Болховѣ, въ монастырѣ былъ настоятелемъ, ‑ онъ, сего Мая 18 числа скончался, а совсѣмъ былъ на пути ѣхать въ старый Iерусалимъ, но вмѣсто того переселился, уповательно въ горній Iepyсалимъ.

Желая вамъ и всему вашему семѣйству мира, здравія и благоденствія, и съ почтеніемъ моимъ, остаюсь недостойный вашъ богомолецъ – многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

20го Мая 1847 года.

Александръ Сидорычъ свидѣтельствуетъ вамъ свое почтеніе; онъ писалъ къ Ивану Сергѣевичу письмо и ожидаетъ отъ него отвѣта.

Очень радъ что Пелагея Ивановна исполнила мою коммисію – доставивъ вамъ просфору и книгу.

…можно ли поклоны класть до Вознесенья? По правиламъ Св: Отцевъ невелѣно преклонять колѣнъ во всю пятидесятницу, поэтому вы не погрѣшите, оставляя большіе поклоны замѣнивъ оныя малыми.

 



[1] Лук. 17:10.

[2] Описка вместо «скоромную».