М. С. О. Н. Господи Iисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Почтеннѣйшая о Христе Сестра Дарья Михайловна.

Описанныя Вами обстоятельства, нельзя чтобы не трогали сердца нашего, и не наводили смущенiя; но куда жъ дѣваться отъ скорби, когда Богъ ее посылаетъ, по Своему Промыслу, вѣдая, что оныя намъ на пользу; только по совѣсти надобно себя разсматривать, не по страсти ли что съ нашей стороны. Безъ скорби какъ вы мните стяжати добродѣтели, или прейти помраченiе души. Опредѣлимъ себя во оно время что достойны не токмо сихъ, но и большихъ скорбей, тогда самое сiе наше согласiе, и готовность нести скорбь, облегчаетъ оную.

Пишите опять ко мнѣ. Я интересуюсь вашими дѣлами, и въ скорби сострадаю. —

С. Iсаакъ научаетъ насъ; что безъ скорби невозможно стяжати добродѣтели, но и отъ сего познаемъ, яко отъ Бога промышляеми есмы, егда присно послетъ намъ печали. Путь Божiй есть крестъ повседневенъ, прочтите сами въ моей книгѣ у Варвары 35. 36 и 37 главы, тамъ еще болѣе найдете къ своему укрѣпленiю. Да съ чемъ же намъ и явиться предъ Богомъ, дѣлъ не имѣемъ и смиритися не можемъ; то поне терпкостью скорбей, очистимъ себя. Самое нужное, чтобы было согласiе у М: Иг<уменiи> и у Каз<начеи>, безъ сего и все дѣло будетъ не ладно. А для сего иногда надобно дѣлать и откровенiе ей дружеское въ своемъ сомнѣнiи. – Что жъ касается до Васъ, то Вы сколко можно убѣгайте входить въ дѣла явные. Вы дѣлайте за послушанiе что можете. А ежели что будете говорить кому изъ сестеръ хотя и по ревности къ доброму, но Вамъ не полезно, и отъ сего растетъ въ другихъ зависть, чему Вы можете быть виновны. Я знаю вашъ пылкой и скорый характеръ, потому вамъ такъ и совѣтую и въ семъ предостерегаю, надѣюсь, что за сiе на меня не оскорбитесь. Бога ради не выдавайте сего другимъ въ виду, что Вы учавствуете, симъ много себя успокоите. Не выдавайте говорю, не тѣмъ что бы вы хотѣли етимъ хвалиться, но тѣмъ, что войдете во что явно, или какое слово скажете Сестрѣ, то сiе тотчасъ отнесется и ко многимъ другимъ случаямъ, что вы всемъ дѣйствуете, и раждается не мирство; совсемъ Матушку оставить вамъ нелзя и грѣхъ будетъ, когда вы имѣли въ ней нужду, надобно и самимъ соотвѣтствовать. Все же дѣла, въ коихъ является недоумѣнiе возвергать на Господа и просить отъ Него помощи, Онъ васъ и вразумитъ, чрезъ людей, или самимъ въ мысль вложитъ, что здѣлать. Всего вдругъ нелзя обнять, и вдругъ устроить порядокъ, а мало по малу съ понесенiемъ скорби, Господь поможетъ. Вотъ ваши дѣла уже и начало воспрiяли, билетъ отослали и завели по формѣ тетради. Все ето хорошо, а далее еще вразумитесь. Подробно писать вамъ всего не могу, но случаи ваши и мнѣ оскорбительны. Богъ дастъ все возметъ другой видъ, только надобно терпѣнiе. Я не знаю когда поѣду, а заѣхать думаю, хотя и скорбь явная предлежитъ но что жъ дѣлать. Почтеннѣйшей Матушкѣ М<агдалинѣ> и Сестрицѣ М<арьѣ> И<вановнѣ> изъявляю мое истинное почтенiе и всемъ вамъ великодушiя и мира душевнаго желая пребуду вашь усердный Богомолецъ многогрѣ<шный> І<еромонахъ> Макарiй. 7. Генваря 1830. года [1].

 



[1] Далее переписка прп. Макария с Лыкашиной Дарьей Михайловной, принявшей монашество под именем матери Досифеи, продолжается в томе «Письма монахиням».