Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Варвара Михайловна! (Мансурова Сѣв<ская> монах<ахиня>)

Почтеннѣйшее писанiе Ваше, отъ 9го числа Iюля пущенное, по нѣкоторымъ случаямъ, читано мною уже 25го числа; думаю и Вы поскучали, что не скоро получили отвѣтъ; но всё это не безъ Промысла и Смотрѣнiя Божiя, коимъ мы и должны себя, паче же въ дѣлѣ спасенiя нашего, смиренно вручать; прося Его, и ожидая отъ Него помощи и заступленiя, дабы утишились волны, стремящiеся погрузить мысленный нашъ корабль. ‑

Изъ письма Вашего вижу, что разные непостоянные помыслы смущаютъ Ваше сердце из коихъ Вы не можете ни на одномъ основательно остановиться, чтобы успокоиться; просите на оныя отъ меня скудаумнаго рѣшенiя къ вашему спокойствiю. Я, хотя и чувствую себя недостаточнымъ въ словѣ, кольми паче въ дѣлѣ, но, соболѣзнуя о Васъ, призываю въ помощь премилосердаго Господа, могущаго меня вразумить, представить Вамъ отъ ученiй Св: и Богодухновенныхъ Отцевъ намъ преданнаго, а самими ими дѣянiемъ исполненнаго, приличныя къ Вашему устроенiю наставленiя: токмо прiимите съ вѣрою благiя сѣмена сiи, не сумняся, и съ добрымъ произволенiемъ, прося Бога, да Онъ содѣйствуетъ Своею благодатiю къ произрастѣнiю отъ нихъ благихъ плодовъ, могущихъ напитать алчущiй Вашъ духъ, и сподобитъ возвеселиться о Господѣ Бозѣ Спасѣ Своемъ.

Вы получили нѣкоторое спокойствiе, по прибытiи отъ насъ, чему завидя, злокозненный врагъ вооружился противъ Васъ, и смущаетъ разными помыслами, представляя, будто бъ благословные причины, стараясь оными поколебать основанiе, на коемъ Вы, при помощи Божiей, желали созидать зданiе добродѣтели и благоугождать Господу. Вторая причина, что Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродѣтелей, и мните это возможнымъ отъ Васъ; что ясно доказываетъ въ Васъ духовную гордость, (въ чёмъ Вы и сами себя сознаете) что не находя дѣятельныхъ плодовъ добра, которыми бы могли похвалиться, самое рѣдкое желанiе добра служить ей (гордости) пищею. Эта причина доставляетъ удобный приступъ врагу къ сильному на Васъ нападенiю, попущенiемъ Божiимъ. Вотъ вамъ двѣ главныя причины Вашего смущенiя и безпокойства. Теперь опишу Вамъ о таинствѣ и силѣ повиновенiя, покоренiя и послушанiя т: е: отверженiя своей воли, что также можно назвать отверженiемъ самаго себя, которое исполняется ради Бога, а не для угожденiя человѣку. ‑

Самъ Спаситель нашъ Господь Iисусъ Христосъ, рекъ о Себѣ: снидохъ съ небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца[1]. И хотя Онъ былъ премудрый и пресовершенный, не имѣлъ нужды въ ученiи, не требовалъ руководства, но при всёмъ томъ, жилъ въ послушанiи у Iосифа и Матери Своей: и бѣ повинуяся има[2]. Спаситель нашъ оставилъ намъ сей примѣръ, коему мы должны слѣдовать, и сказалъ ученикамъ Своимъ и ихъ послѣдователямъ: слушаяй васъ Мене слушаетъ, а отметаяйся васъ Мене отметается, а отметаяйся Мене отметается пославшаго Мене[3]. Послѣ преслушанiя Адамова, воля наша устремляется болѣе къ злу; самолюбiе наше побѣждаетъ благую волю, и сладость страстей плѣняетъ душу нашу. Чтобъ сдѣлать должное понужденiе себѣ самимъ, надобно дабы были мы премудры и весьма разсудительны; отъ страстей неискушенны иво всякой добродѣтели совершенны. Всегда несовершенъ пребываетъ тотъ, кто думаетъ, что онъ самъ есть доволенъ руководствовать самаго себя; и такъ, потребенъ другой руководитель, а не мы сами; мы не должны никогда вручать самимъ себѣ таковое начальство; другому руководителю надобно намъ посвятить волю свою, и ему повиноваться, а не намъ самимъ. Ибо Онъ, какъ никогда не увлекается сладостiю страстей нашихъ, и какъ не чувствуетъ самолюбiя, которое обладаетъ нашею душею, имѣетъ спокойный умъ въ разсужденiи насъ, понуждаетъ насъ ежедневно со вниманiемъ и весьма умѣренно; и такъ ведетъ насъ путемъ спасенiя. Ясно всякой видитъ, что послушанiе есть то, что направляетъ насъ на путь совершенства (отъ слова Никифора Астрах<анскаго> о послушанiи). Св: Iоаннъ Лѣствичникъ пишетъ въ 1й степени своей Лѣствицы: Прельстишася убо возложившiе упованiе на самихъ себя, и возмнившiе не обрѣтати нужды въ путеводителѣ; авъ 4й степени: Свойства же послушанiя суть сiи: послушанiе есть отверженiе своего разсужденiя, хотя бы кто и богатъ былъ онымъ. Послушание есть гробъ воли и воскресенiе смиренiя. Послушанiе есть недовѣренность самому себѣ, въ всѣхъ добрыхъ дѣлахъ, даже до конца жизни. Св: Отцы псалмопѣнiе противъ бѣсовъ почитаютъ оружiемъ, молитву стѣною, нелицемѣрныя слезы банею, а блаженное послушанiе назвали такою добродѣтелью, безъ которой никто изъ заплетенныхъ страстьми не узрить Господа. Не убоимся если и по исповѣди боримы будемъ, лучше бо съ нечистотами тѣлесными, нежели съ гордостiю братися ( ). И хотя падешь на сраженiи, однако отъ мѣста сраженiя не отходи; тогда бо гораздо болѣе во врачѣ имѣемъ нужды. ‑ Если имѣющій путеводителя претыкаетъ ногу свою о камень, то идущiй безъ онаго, не токмо преткнутися, но идо смерти разбитися можетъ. Когда какой врачъ сознаетъ себя не въ силахъ насъ излѣчить, то надлежитъ идти къ другому лѣкарю; безъ врача бо рѣдкiе исцѣляются. Кто убо въ семъ нашемъ разсужденiи противорѣчить намъ можетъ?

Не погибнетъ-ли корабль, хотя бы искуснаго имѣль кормчаго, когда въ случаѣ своей опасности, не употребить его въ помощь. Мы воспрiявшимъ о Господѣ попеченiе насъ спасти, безъ всякаго любопытства должны вѣрить; хотя бы намъ казалось, что они и противное что-нибудь спасенію нашему устанавливаютъ. Тогда бо наша къ нимъ довѣренность, аки въ горнилѣ смиренія искушается. Ибо сіе есть знакомъ истинной довѣренности, когда кто видя что нибудь чаянiю своему нѣсколько противорѣчащее, однако поелику учреждаютъ оному тако быти наставники, вѣруетъ несомнѣнно. ‑

Всякаго наказанiя достойны предъ Богомъ тѣ больные, кои видѣвши исскуство и пользу отъ врача оказуемую, но не дождавшись совершеннаго излѣченiя, а оставивши его въ презрѣнiи, къ другому прибѣгаютъ. Не убѣгай изъ рукъ приведшаго тебя ко Господу; никого бо во всю твою жизнь не долженъ ты столько почитать, какъ Его. Отъ послушанiя раждается смиренiе, отъ смиренiя разсужденiе, отъ разсужденiя даръ разсмотрѣнія, отъ сего же прозрѣніе[4]. И Св: Авва Дорофей, въ поученiи о несоставленiи своего разума, <и Соломонъ> въ притчахъ глаголетъ: имъ же нѣсть окормленiя, падаютъ яко же листвiе[5]; и якоже градъ не огражденъ удобь <нрзб> бываетъ, тако и мужъ безъ совѣта; спасенiе же есть во мнозѣ совѣтѣ[6]. Видите силу слова, братiе, видите что учитъ насъ Св: Писанiе, утверждаетъ насъ да не послѣдуемъ сами себѣ: да не имамы сами себѣ разумныхъ; да не вѣруемъ яко можемъ сами себе устроити: требуемъ помощи, требуемъ по Бозѣ окормляющихъ насъ. Ничтоже есть окаяннѣйше, ничтоже есть губительнѣйше неимущихъ кого наставляющихъ ихъ въ путь Божiй. Что бо глаголетъ: имъ же нѣсть окормленiя, падаютъ, яко же листвiе[7]. Листъ изначала присно есть зеленъ, благоцвѣтущь, красенъ, таже по малу изсыхаетъ и падаетъ и прочее небрегомъ бываетъ и попирается; тако есть и человѣкъ, не окормляемъ отъ кого; изначала убо имать теплоту на пощенiе, на бдѣнiе, на безмолвiе, на послушанiе, и на и на нѣкая блага; таже помалу теплотѣ оной угасшей, и не имущу ему окормляющаго его, напояющаго и вжигающаго теплоту ону, изсохнетъ сице нечувственнѣ и падаетъ и бываетъ прочее подручникъ врагомъ, и творятъ въ нёмъ еже хотятъ. О извѣщавающихъ же яже о себѣ, и съ совѣтомъ вся творящимъ глаголетъ: спасенiе есть во мнозѣ совѣтѣ. «Не глаголетъ многимъ совѣтомъ, яко да съ коимждо совѣтуетъ; но сказуя яко съ коимъ должно есть имѣти извѣщенiе и не ова убо молчати, ова же глаголати: но вся извѣщати, и во всёмъ совѣтоватися; ибо таковому извѣстно спасенiе есть во мнозѣ совѣтѣ. Егда бо держимъ свою волю, и послѣдуемъ оправданiямъ (мнѣніямъ нашимъ), то прочее, яко же добру вещь творяще, сами себѣ навѣтуемъ, и ниже вѣмы яко погибаемъ. Како бо можемъ разумѣти волю Божiю, или всяко взыскати ту, вѣрующе сами себѣ, и держаще свою волю? ‑ Сего ради Авва Пименъ глаголаше: яко воля (своя) стѣна есть между человѣкомъ и Богомъ; аще же и оправданiе (мнѣнiе свое) поможетъ воли, ‑ развращается человѣкъ. – Кто бо повинетъ таковаго вѣровати, яко вѣсть человѣкъ множае того, еже (ему) на пользу? Тогда совершеннѣ отдаваетъ себе послѣдовати своему хотѣнiю и своему помыслу, и прочее, якоже хощетъ врагъ, паденiе творитъ ему.

Сего ради лукавый ненавидитъ гласа утвержденiя. Не токмо то самое утвержденiе ненавидитъ лукавый, но ниже гласа его можетъ слышати; сирѣчь, самое то, еже глаголати нѣчто о утвержденiи. Яко же что глаголю, прежде нежели дѣйствовати что вопрошающему о пользѣ, прежде нежели разумѣти врагу, аще сохранить еже слышить, или не хранить еже слышать; ненавидитъ то, еже только вопрошати нѣкоего, или слышати что отъ полезныхъ, самый той гласъ, самый шумъ таковыхъ словесъ ненавидитъ и отвращаетъ и глаголю почто: вѣсть бо яко абiе познается злодѣйство его, тѣмъ самымъ иже вопрошати и обнажити слово о пользѣ, и ничесоже тако ненавидитъ и боится, яко же познатися, понеже ктому не обрѣтаетъ навѣтовати, якоже хощетъ. Аще бо утверждается душа, за еже возвѣстити вся, и услышати отъ нѣкоего вѣдущаго: се сотвори, а се не твори; се добро есть, се же не добро; се оправданiе есть, се воля есть; паки услышитъ: нѣсть время сея вещи; ниегда<?> услышитъ: нынѣ время есть: не обрѣтаетъ дiаволъ коего виною вредити его; ниже како поврещи его. Понеже всегда, яко же рѣхъ, совѣщавается, и отвсюду утверждается, и бываетъ въ немъ еже спасенiе есть во мнозѣ совѣтѣ; лукавый же не хощетъ сего, но ненавидитъ: хощетъ бо зло творити, и паче тѣмъ радуется, имъ же нѣсть окормленiе. Почто? Понеже падаютъ ако же листвiе. ‑ Виждь, чего ради ненавидитъ врагъ гласа утвержденiя; понеже всегда хощетъ погибель нашу; виждь чегό ради любитъ составляющихъ себѣ (свой разумъ); понеже дiаволу помогаютъ, сами себѣ навѣтъ творяще. ‑ Азъ ино паденiе не вѣмъ человѣку, но отъ еже вѣровати своему сердцу. Нѣцiи глаголютъ: симъ падаетъ человѣкъ, или симъ, азъ же, яко же рѣхъ, ино паденiе, бываемо кому не вѣмъ, развѣ отъ сего. Видѣлъ ли еси кого падша, увѣждь, яко себе послѣдова. Ничтоже тягчайше, отъ еже послѣдовати себѣ; ничтоже сего губительнѣйше.» ‑О семъ же предметѣ пишутъ и другiе Отцы: Святѣйшiй Каллистъ Патрiархъ Константинопольскiй, Св: Симеонъ Новый Богословъ, Св: Ѳеодоръ Студитъ, и прочiе Отцы; но за множествомъ оставляя, полагаю, что довольно и сего ученiя Богодуховенныхъ, Великихъ Отецъ, къ удостовѣренiю Вашему: въ нуждѣ и пользѣ имѣть наставляющаго на путь спасенiя, ане слѣдовать своему разумѣ и волѣ. ‑

Васъ болѣе всего безпокоитъ, и упрекаете себя, что больше печетесь объ угожденiи наставникамъ, нежели Богу; что мысль о томъ, что Вы всякой грѣхъ должны исповѣдать мнѣ, больше удерживаетъ Васъ, нежели страхъ прогнѣвать Господа, и въ самое желанiе угождать Богу, вкрадывается желанiе имѣть свидѣтеля въ людяхъ. Сiи помыслы ведутъ васъ къ самонадѣянности. Не страха ли ради Божiя вы каетесь о грѣхахъ предъ Богомъ, имѣя свидѣтеля служителя Его, коему ввѣрены ключи рѣшить и вязять? Сiе не есть ради угождения человѣку, но бояся Бога. Св: Iоаннъ Лѣствичникъ въ 4й степени пишетъ: «душа, о исповѣди грѣховъ своихъ размышляющая, удерживается оною, яко уздою, отъ беззаконiя, ибо мы неисповѣданныя нами преступленiя, и впредь, какъ бы во мракѣ, безстыдно повторяемъ (). Являемыя язвы не растравятся на горшее, но уврачуются.» Сiе мнѣние противно Вашему.

Посему хотя, какъ Вамъ мнится, и боясь исповѣдать грѣхъ человѣку, удерживаетесь отъ онаго, очищаете себя отъ страстей и грѣховъ, то Вы тутъ ничего не теряете; а прiобрѣтаете благочестiе и спокойствiе совѣсти. Но гораздо смиреннѣе, а слѣдовательно и прочнѣе, не думая что сами собою, но молитвами другихъ сiе получили. Высокимъ же путемъ шедшiе, многiе пали велiкимъ паденiемъ. Разсудите, страха лиради моего Вы удерживаетесь отъ грѣховъ? Я не сердцевѣдецъ. Ежели Вы что отъ меня и скроете, взыскивать съ Васъ и обличать не буду; и нечего Вамъ меня бояться; изъ сего видите, что страхъ Божiй понуждаетъ Васъ исповѣдывать грѣхи; а слѣдовательно, и удерживаться отъ нихъ, а не мой. Вы видите себя склонными къ высокоумiю, то сколько можно, старайтесь отвергать самонадѣянность; и безпокоящiй Васъ, сей помыселъ совершенно отринувъ, будьте мирны и спокойны. ‑ Какъ бы ни мучительно и тягостно не было остаться опять совершенно одной, не имѣя кому довѣрить своихъ чувствъ, но Вы готовы были пожертвовать этимъ утѣшенiемъ, ежели бы не сомнѣвались: не искушенiе ли это вражеское, которое, подъ видомъ чистѣйшаго служенiя Богу, хочетъ лишить Васъ подпоръ, для удобнѣйшаго влеченiя ко злу? Явное искушенiе вражеское, сiе мнѣнiе ваше справедливо; а его намѣренiе, ‑это можете усмотрѣть изъ вышеприведенныхъ Вамъ Св: Отецъ ученiй. Если только онъ повинетъ Васъ своей воли и разуму, то, подъ видомъ мнимыхъ добродѣтелей, принудитъ Васъ вкушать горькiе плоды прелести; чему многiе примѣры въ Житiяхъ Св: Отецъ и въ Исторiяхъ Церковныхъ видимъ. Это справедливо что надобно изъ любви къ Богу угождать Ему; но любовь имѣетъ тѣсный союзъ со смиренiемъ, и ежели сего послѣдняго не видите въ себѣ, то и любви не ищите. ‑ Любовь возвышаетъ, а смиренiе возвышенной части не попущаетъ; отъими сiе, и оная падетъ; Вы же сознаете мнѣнiе, и гордость Васъ не оставляетъ, съ коими чистѣйшее служенiе Богу не можетъ имѣть водворенiя. По сему и надобно смиреннымъ путемъ идти къ Богу, и опасаться самонадѣянiя; отъ сего то Вы и лишаетесь спокойствiя, и впадаете въ преступленiя, о коихъ Вы писали: что маловажныя непрiятности производили въ Васъ досаду на нѣсколько дней. Гдѣ же тутъ любовъ Божiя? А смиренiя не бывало; но мѣсто ихъ заступаетъ гордость; ежели и вникнете въ ученiе Св: Отецъ, то легко увидите сiю истинну, а ученiе Господне: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмъ и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ Вашимъ[8] показываетъ Вамъ причину Вашего безпокойства; то чтобы снискать это сокровище (смиренiе) надобно, не полагаться на свой разумъ и силу, о чемъ довольно выше Вамъ показано. Даже и написать о Вашемъ смущенiи ко мнѣ, по мнѣнiю искусныхъ, ‑ препятствовалъ Вамъ врагъ, представляя что я скучаю Вашими письмами; но Вы хорошо сдѣлали, что принудили себя написать. ‑ Я знаю, что Вы въ тоже время получили нѣкоторое облегченiе Вашему смущенiю. ‑

Вы, вкусивши, по милосердiю Божiю, сладость и утѣшенiе отъ молитвы, теперь не обретая сего въ себѣ, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницею сей потери и Ваше нерадѣнiе, ‑ это истинная правда. ‑ Но я нахожу здѣсь и Промыселъ Божiй, отъявшiй отъ Васъ сiе утѣшенiе, не побѣдивши страстей, и не очистивши сердца своего, можно-ли сохранить это богатство безъ вреда? И не дается Вамъ оное къ пользѣ Вашей, чтобы Вы не впали въ прелесть. Вы живете посреди мiра и суеты, не можете смириться; а смиренiе есть его хранилище. Старайтесь во всякомъ случаѣ о исполненiи Заповѣдей Христовыхъ, и познавайте свою немощь; а познавши оную, смиритесь; но не ищите награды за исполненiе заповѣдей, а считайте себя должною исполнять оныя, но недостойною награды за исполненiе заповѣдей, а считайте себя должною исполнять оныя, но недостойною награды. Ежели такъ себя будете устроивать, то не лишитесь милости Божiей. Когда же будемъ безъ дѣланiя заповѣдей, на одну молитву надѣяться, то ни мало не предуспѣемъ, въ чёмъ свидѣтельствуетъ Св: Макарiй, въ книгѣ 7 словъ (сл. 1 гл. 9): аще смиренномудрiемъ, простодушiемъ и благостiю украшены не будемъ, образъ молитвы ничтоже насъ воспользуетъ (гл. 13ая). Понуждати себя непремѣнно ко всякому дѣлу благому, и ко всѣмъ заповѣдямъ Господнимъ; хотя бы для пребывающаго въ сердцѣ грѣха и желанiя къ творенiю того не было; т: е: насилiе дѣлать себѣ къ смиренiю предъ всѣми людьми, и вмѣняти себе худша и меньша всѣхъ; подобнымъ образомъ милостиву быти, благоувѣтливу, сострадательну, благу елико возможно, насильно себя къ тому принуждая, итако что нынѣ съ насилиемъ и нехотящимъ творимъ сердцемъ прiобыкнемъ потомъ ко всякому дѣлу благому. ‑

Представя Вамъ нужду и пользу въ наставляящемъ, скажу теперь, что я не считаю себя достойнымъ сего, и могущимъ взять на себя сiю обязанность; но я только не смѣю отказать приходящимъ и ищущимъ пользы; не надѣясь на свой разумъ, но на Бога, подавающего слово по вѣрѣ и потребѣ каждаго; безъ вѣры же ежели кто вопрошаетъ, никакой пользы не обрѣтаетъ. И о семъ выпишу Вамъ Св: Iоанна Лѣствичника, отъ 4й степени: «весьма нужно есть, чтобы желающiе всегда соблюсти несомнѣнную къ своимъ наставникамъ довѣренность, добрыя ихъ дѣла въ сердцѣ своемъ неизгладимы и незабвенны хранили, дабы воспоминанiемъ сего заградить уста бѣсамъ, когда они станутъ въ насъ всѣвать къ нимъ недовѣренность. Елико бо вѣра цвѣтеть въ сердцѣ, толико тѣло успѣваетъ въ своемъ служенiи, а какъ скоро кто о камень невѣрiя поткнулся, то безъ сомнѣнiя таковый уже падетъ. Ибо справедливо то, яко всё, еже не отъ вѣры грѣхъ есть. Егда же мысль твоя побуждаетъ тебя къ тому, чтобы ты осудилъ, или похулилъ своего Наставника: то ты отъ сего отскочи, аки отъ блудодѣянiя, и змiю сему не давай отнюдь ни обнадеживанiя, ни мѣста, ни входа, ниже какого приступу, а напротивъ воскликни къ нему: о прелестникъ! не азъ пріяхъ судъ надъ моимъ наставникомъ, но онъ надо мною; не азъ надъ нимъ, но онъ надо мною судiею поставленъ». ‑ И Св: Авва Дорофей, въ вышеписанномъ же Словѣ научаетъ: Всяко же помыслитъ кто, яко аще не имать кто кого вопрошати, что имать сотворити? Воистинну, аще хощетъ кто по истиннѣ волю Божiю творити всѣмъ сердцемъ, никогда же оставляетъ таковаго Богъ, но всяко наставитъ его по воли Своей. По истиннѣ, аще исправить кто сердцѣ свое по воли Божiей, отроча мало просвѣтить Богъ, рещи ему волю Свою; аще ли не хощетъ кто со истинною волю Божiю творити, и къ пророку аще отъидетъ, противу сердцу его развращенному дастъ Господь въ сердцѣ пророку, отвѣщати ему. ‑ Видите что Богъ дѣйствуетъ въ вопрошемыхъ о пользѣ, по мѣрѣ вѣры и произволу вопрошающаго. За сiе, что Васъ смутилъ помыслъ невѣрiя противъ моей худости, я нимало на Васъ не скорблю, и Вы будьте въ семъ покойны. ‑

Написалъ я Вамъ сiе письмо не отъ своего разума, но отъ ученiя Св: Отецъ, кое Вы со вниманiемъ прочтите, мне кажется оное можетъ служить Вамъ рѣшенiемъ на Ваши недоумѣнности; но чтобы Вы приняли съ твердымъ убѣжденіемъ, это дѣло Божiе ‑ дѣйствовать въ Васъ по вѣрѣ Вашей. Онъ силенъ просвѣтить сердцѣ Ваше, ивразумить въ истинномъ пути благочестiя, и сокрушить стрѣлы вражiя, на Васъ пускаемыя, токмо имѣйте благое произволѣнiе и смиренное мудрованiе, инесомнѣннымъ сердцемъ приступайте къ дѣланiю Заповѣдей Господнихъ.

Всему вашему почтенному семейству свидѣтельствую мое почтенiе; и испрашивая на нихъ и на Васъ Божiе благословенiе, коего покрову вручаю Васъ и остаюсь Вашъ усердный богомолецъ

І<еромонахъ> М<акарій>

 

Писанiемъ Вашимъ ко мнѣ скодоумному Вы изволите изъяснять душевное Ваше смущенное устроенiе; желаете получить отраду Вашей душѣ; долженъ вамъ сознать себя, что я вовсе и самъ недостаточенъ. Изъ письма къ вамъ батюшкина увидите довольно для Васъ укрѣпленiя; въ дополненiе же еще скажу Вамъ, сколько могу имѣть понятiе о Вашемъ устроенiи. Вы находитесь въ духовномъ воинствѣ, желая благоугодить Господу, чего врагъ ненавидя, вооружается противъ Васъ разными средствами, хотя низложить Васъ, и отвратить отъ спасительнаго пути. На чувственной войнѣ, воины хотя и раны прiимутъ, но не отступаютъ отъ ополченiя, а пореваютъ ихъ паки сражаются, и за то бываютъ награждены отъ Царя. Стойте и Вы мужественно на сей жесточайшей брани, и хотя увидите себя пораженною, но не отступайте отъ Бога, не смущайтесь, не предавайте себя этимъ въ радость врагу, но будьте мужественны, и смиренно просите у Бога прощенiя и помощи. Хотя молитва ваша и холодна, но она тѣмъ смиреннѣе; не сомнѣвайтесь въ милосердiи Божiемъ, успокаивайте себя, и паки начинайте идти въ путь; но въ смущенiи никакой пользы не найдете; это вражiя колесница, оттого вы и ожесточаетесь. Вы просите отъ меня правила для дѣятельности въ случаяхъ унынiя, недовѣрiя, раздраженiя, лѣности, гордости и другихъ. Имѣйте благое произволенiе къ исполненiю воли Божiей, страхъ Божiй, и старайтесь исполнять оную, Когда же случится, сверхъ Вашего произволенiя, какое поползновенiе, не унывайте и не отчаивайтесь, но познавая свою немощь, смиритесь, и просите прощенія у Господа. Имѣя борьбу со страстями, нельзя чтобы не быть когда-нибудь и побѣжденнымъ, да не превознесемся; чему многiе отъ Отцевъ св<ятых> свидѣтельствовали; пока совершенно не смирится человѣкъ, не могутъ быть тверды его добродѣтели. Мы не можемъ быть свободны отъ страстей, а должны всегда имъ противоборствовать, и не быть праздными. Правила же просимаго Вами я уставить не смѣю, но предлагаю совѣтъ: противъ унынiя терпенiе, псалмопѣнiе и молитва; о недовѣрiи довольно писано въ письмѣ батюшки. Противъ раздраженiя ‑ терпѣнiе и самоукоренiе, разсужденiе о страстяхъ Христовыхъ. Противъ лѣности ‑ бодрость и страхъ Божiй. Противъ гордости ‑ воспоминанiе о грѣхахъ своихъ, памятію смиренiя Христова; вмѣнять себя худша всѣхъ, помнить, что гордымъ Богъ противится[9]. Это вкратцѣ Вамъ написалъ; всѣ же страсти ослѣпляютъ человѣка, то просить Господа, чтобы не попустилъ помрачиться зрѣнiю душевному отъ страстей. ‑

Къ лучшему же себя образованiю, совѣтую читать книги Св: Димитрiя, М<итрополита> Р<остовскаго>, Тихона Воронежскаго, Никифора Астраханскаго толкованiе на воскресныя Евангелiя. Оныя, думаю есть въ городѣ Вашемъ, въ церквѣ или въ монастырѣ; да я думаю и Вамъ не въ тягость будетъ удѣлить для сей библiотеки въ каждый годъ, хоть по 25 руб<лей>; вѣрно не пожалѣете отказать себѣ въ чемъ нибудь житейскомъ, для пользы души; вѣроятно Вы имѣете вещи для убора тѣла служащiя, и тѣ васъ не думаю, чтобы занимали, почему не трудно Вамъ ими пожертвовать для стяжанiя нетлѣннаго злата и камени. Словеса Господня, словеса чиста[10], паче злата икамене честна[11]. Фенелоновы же сочиненiя я не смѣю уничижать; но, какъ Вы пишете, очень возвышены, почему онѣ Вамъ еще и не нужны, старайтесь болѣе о дѣятельномъ разумѣ, а по очищенiи страстей и къ умозрѣнiю<.>

Богъ васъ не оставитъ. –

Іер<омонахъ> Макарій

Августа 1835 года.

 



[1] Ин. 6:38.

[2] Лк. 2:51.

[3] Ср.: Лк. 10:16.

[4] Лествица, Сл. 4, 105.

[5] Ср.: Притч. 11:14.

[6] Ср.: Притч. 25:29.

[7] Ср.: Притч. 11:14

[8] Мф. 11:29.

[9] 1 Петр. 5:5.

[10] Пс. 11:7.

[11] Пс. 18:11