Минстер Варваре Федоровне
Д<остопочтеннѣйшая> о
Г<осподѣ> В<арвара> Ѳ<еодоровна>
М<инстер>ъ!
Я замѣтилъ, въ письмѣ твоемъ неправильное
разсужденiе; ты желаешь имѣть особую келью, по причинѣ твоего
стротиваго нрава, и чтобы писать могла ко мнѣ, не показывая
Старицѣ. ‑ Развѣ тѣмъ исцѣляются наши
страсти, чтобы мы были уединены и никто бы насъ не трогалъ? – Напротивъ,
оныя оттого умножаются и совершенно лишаютъ покоя: а при обращенiи съ другими и
при побѣжденiи страстьми, мы познаемъ свою немощь, смиряемся, каемся, а
по времени получаемъ и исцѣленiе. Много книгъ прочти ‑ не
найдешь исцѣленiя страстямъ другимъ образомъ. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> пишетъ: что недугующему душевными страстьми, ниже
слѣдъ безмолвiя видѣть должно попустить. Ты думаешь найдти
покой; но оный даруется тогда, когда смиримся и укротимъ страсти. ‑
Надобно опредѣлить себя на скорби, и чаять ихъ по вся дни; ибо нашъ путь
прискорбный, а не пространный. Впрочемъ Господь силенъ облегчить оныя, и не
послать выше мѣры, ибо иго Господне
благо и бремя Его легко есть[1].
Только гордые сами себѣ отягощаютъ свои скорби, а потому всегда и
вездѣ нужно смиренiе; которое стяжавается удобнѣе отсѣченiемъ
своей воли и разума ни въ чемъ себѣ не довѣрять, и не дѣлать
ничего по своей волѣ. ‑ Ежели ты хочешь жить подъ
руководствомъ М: Тавиөы, то уже не можешь тайно отъ нее ни строки
никому написать, а ты желаешь условности, но на это согласiя не получишь, и по
этому будешь жить по своей волѣ; а это опасно. ‑ Желая
тебѣ успѣха въ дѣлахъ твоихъ, мира, здравiя и спасенiя,
остаюсь многогр<ѣшный> І<еромонахъ> М<акарій>
4го Октября 1852
г.