М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Мужайся и да крѣпится сердце твое[1]. Возверзи на Господа печаль твою[2], и Той тя препитаетъ тѣлесно и душевно; Силенъ Господь устроить о тебѣ все полезное, аще искренно будешь направляться къ волѣ Божіей, которая заключается въ Заповѣдяхъ Божіихъ.

Пишешь намъ, что ты много видѣла уроковъ для себя ко благому, въ жизни и особенно въ кончинѣ М: Пелагіи. — Постарайся благое и полезное усвоить себѣ. Есть слово опытныхъ: правда груба, но Богу люба[3]. Сбытіе словъ сихъ ты можешь видѣть въ дѣйствіяхъ М: Пелагіи. Иногда, какъ казалось, черезчуръ она взыскивала съ тебя повидимому за маловажныя вещи, но цѣль ея и намѣреніе въ этомъ были весьма благія и полезныя; Ей хотѣлось отсѣчь въ тебѣ неполезныя мірскія прывычки, умягченныя человѣкоугодіемъ; — и во вторыхъ утвердить тебя на старческомъ пути, указуемомъ въ Писаніяхъ Св: Отцевъ; и какъ бы предчувствуя краткость своей жизни, прибѣгала она къ рѣшительнымъ для сего мѣрамъ. Ѣхавши въ послѣдній разъ въ Петербургъ, М: П<елагія> говорила намъ, что почти собственно тебя ради ѣдитъ, чтобы исхитить тебя изъ міра, по ея словамъ, безъ всякаго толку тамъ живущую. И Господь помогъ ей въ семъ благомъ намѣреніи. Помни это благодѣяніе, и молись оней по силѣ твоей. ‑

Подлинникъ Духовнаго Завѣщанія М: П<елагіи> отошли къ родителямъ, а для себя спиши съ него копію. — Повремени будетъ видно, какъ нужно дѣйствовать. ‑ Какъ устроить тебѣ въ настоящее время жизнь свою, потолкуй объ этомъ съ Матерями Алимпіею и Лавр<ентіею>. Имъ тамо виднѣе. ‑ Впрочемъ не скрой отъ нихъ и твоего мнѣнія, чтобы это было по взаимному согласію. ‑ Севодни сороковой день М: Пелагіѣ.

Въ Скиту память о ней творится со времени полученія извѣстія о кончинѣ ея т: е: съ 19го Генваря. И нынче на обѣдни поминали и на панихидѣ. Остаюсь многогрѣшный Іером<онахъ> Макарій.

18го февр<аля>.

1856 года.

И я немощной и многогр<ѣшный> Амвросій желаю тебѣ полезное и назидательное замѣченное тобою употребить въ свою пользу. ‑

Сестрѣ Дарьи мой поклонъ.

+

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Поздравляемъ тебя съ наступающимъ свѣтлымъ Праздникомъ Господа нашего Іисуса Христа и желаемъ тебѣ провести оный въ радости духовной. Письмо твое отъ 9го Марта получили. Похвалить тебя нельзя, что ты отъ простоты говорившую Сестру зазрѣла и убѣжала приобщаться въ придѣлъ церк<овный>. Лучше бы было со смиреніемъ молиться Господу о избавленіи лукаваго помысла, упрекая себя Евангельскимъ словомъ: Лицемѣре! Изми первѣе бревно свое…[4] Ежели ты кого оскорбишь словомъ или дѣломъ, тогда нужно просить прощеніе у этаго человѣка; а ежели только приносятся на ково зазрительные или другіе помыслы, тогда не нужно просить у него прощеніе, а открыть это М: Алимпіи, жалуясь на свое гнилое устроеніе. Мало ли что принесется, и безъ толку будемъ друг<ихъ> безпокоить. Пишешь что ты еще не научилась открывать какъ должно твои немощи душевныя М: Алимпіи; Совѣтуемъ тебѣ попросить у ней прочесть въ Доб<ротолюбіи> Каллиста и Игнатія 14 и 15ю Главы, а изъ 15й Гл<авы> даже выписать пять нужнѣйшихъ пунктовъ, и ихъ имѣть руководствомъ для духов<наго> отношенія. Писала намъ, что ты къ празднику Пасхи будешь имѣть товарку по кельи. Ежели хочешь быть сама мирна живя съ нею, и ее безъ толку не безпокоить, то не спорь и не настаивай на своемъ въ мелочахъ; а болѣе старайся уступить въ томъ, что можно сдѣлать на нѣсколько манеровъ, и особенно въ чемъ нѣтъ явнаго грѣха или нарушенія монастырскаго обычая. Ты еще пишешь, что и теперь живешь во всякомъ довольствѣ; не знаемъ, что ты подъ симъ разумѣешь; то ли, что скудость во всемъ приноситъ существенную монашескую пользу? Если такъ, то по крайней мѣрѣ старайся отсѣкать волю въ прихотливыхъ желаніяхъ, когда тебѣ хотѣлось бы то, а товаркѣ другое, — поминая довольство свое во всемъ, и симъ укоряя себя. Впрочемъ, какъ должно тебѣ жить съ товаркой, во всѣхъ случаяхъ а особенно что поважнѣе совѣтуйся съ М: Алимпіею, и дѣйствуй по ея наставленію. ‑ Имѣя всегда главное въ виду — Заповѣдь Апостола: Миръ имѣйте и святыню со всѣми, ихъ же кромѣ никто же узритъ[5]; Значитъ, нужно имѣть миръ съ другими, но негрѣшной, не человѣкоугодной или такой, гдѣ бы нарушалась какая либо Заповѣдь Божія. Ежели устроится такъ, что Пелагія Семеновна будетъ съ тобою жить вмѣстѣ, то и ей пишу, чтобъ она открывала всѣ свои обстоятельства, внѣшнія и душевныя Матери Алимпіи и дѣйствовалабы по ея совѣту, а не по своему разумѣнію, хотя бы и казалось ей что либо лучшимъ посвоему и болѣе полезнымъ. Обѣимъ вамъ посылаю мое благословеніе. Остаюсь многогрѣшн<ый> Іеромонахъ Макарій.

7го Апрѣля 1856 г.

И я немощной и многогрѣшной Амвросій привѣтствую васъ обѣихъ о Господѣ, и желаю вамъ взаимнаго мира и жизни по Заповѣдямъ Господнимъ.

 

Христосъ воскресе!

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Письмы твои — отъ 30 Марта и 24 апрѣля и одно безъ числа — получилъ. Впередъ ни съ Ал<ександрой> Андр<евной> Чев<куновой> ни съ другими ни о чемъ не спорь; Заповѣдь Апостольская, ни съ кѣмъ, неспорить ни въ гнѣвѣ нибезъ гнѣва. И Св: Лѣствичникъ въ 4й степ<ени> говоритъ: Кто упорно настаиваетъ въ своемъ мнѣніи, хотя бы и справедливомъ, тотъ да вѣдаетъ, что онъ діаволимъ недугомъ одержимъ есть, т: е: великою гордостію. И сама ты уже должна знать, сколько зловредна эта страсть — Ангеловъ претворила въ бѣсовъ. Святый Іоаннъ Лѣств<ичникъ> взявши отъ сего вину, убѣждаетъ всѣхъ къ смиренію, основательно доказывая, что смиреніе можетъ и доведшихъ себя до бѣсовскаго злонравія различными грѣхами и страстьми — претворить въ Ангеловъ. И еще сей святый говоритъ, что для немощныхъ и грѣшнихъ нѣтъ другаго средства ко спасенію кромѣ смиренія, безъ котораго недѣйствительно покаяніе и при великихъ подвигахъ. О прочемъ какъ поступать съ келейною совѣтуйся съ М: Алимпіею, открывая ей всѣ твои немощи, и поступки и душевныя расположенія, и понуждаясь отсѣкать свою волю, и разумѣніе. Прочитывай и прежнія наши письмы. Пелагіи Сем<еновнѣ> посылаю мое благословеніе, и обѣимъ вамъ желаю мирно жить, снисходя одна другой по Бозѣ. Многогрѣш<ный> Іеромонахъ Макарій.

12го Маія

1856 года.

И я немощной и многогр<ѣшный> Амвросій кланяюсь обѣимъ вамъ и желаю всего полезнаго.

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Письмо твое съ оказіею получили. Сама видишь извороты гордости — и различныя тонкости лукаваго тщеславія — волнующихъ душу твою. Не унывай отъ сего, а только старайся замѣчаемое поврежденіе исправлять, утѣшая себя тѣмъ, что познаніе глубокой немощи своей есть главное основаніе исправленія, которое съ помощію Божіею довершается смиреніемъ, и самоукореніемъ, и покаяніемъ, и благоразумнымъ и благодарнымъ терпѣніемъ находящихъ скорбей. Ежели дорожишь миромъ душевнымъ, то не лѣнись ходить къ М: Алимпіи — жаловаться ей на свои немощи, и душевныя и обнаруживающіяся во внѣ, искренно открывая ей и поступки твои явныя и расположенія сердечныя. Во всякомъ случаѣ обвиняй себя, а не другихъ, — и смущеніе не можетъ возобладать душею твоею. Убѣждай себя презрѣть ложный стыдъ человѣческій и недорожить простымъ мнѣніемъ людскимъ — то и отсѣчешь многія вины и наруганія тщеславныхъ подущеній. Старайся почаще приводитъ на мысль, что Господь за грѣхи наши и ради нашего спасенія не отвратилъ лица Своего отъ заплеваній и заушеній, — то и обрящешь помощь при ничтожныхъ напоминаніяхъ и замѣчаніяхъ Сестръ; незлобіе Христово будетъ стыдить насъ и утолять безразсудныя притязанія гордости.

Посылаю мое благословеніе Пелагіи Семеновнѣ и ученицамъ твоимъ, Пашѣ, Дашѣ и Милѣ. Первой желаю благодарнаго терпѣнія въ болѣзни своей, и поволѣ Божіей оздравленія, а послѣднимъ успѣховъ въ ученіи, а болѣе благонравнаго поведенія. Многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

8го Іюля

1856 г.

И я немощной Амвросій желаю всѣмъ вамъ всего полезнаго. А тебя Анна Иван<овна> благодарю за усердіе. Двѣ рубашки и шесть носов<ыхъ> платковъ получилъ. Полотно удачно выбрано, а подольше припустили не въ попадъ. Но это уже исправлено.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Получили отъ тебя два письма; одно по почтѣ, и другое съ оказіею. Въ первомъ пишешь, что ты видѣла во снѣ Батюшку О: Льва съ крестомъ въ рукахъ. Повѣрѣ твоей и расположенію твоему къ нему это было видѣніе. Впрочемъ безопаснѣе не вѣрить никакимъ снамъ, чтобы врагъ не ухитрился какъ нибудь поставить сѣть свою, и обольстить какимъ либо видомъ прелести; а лучше и основательнѣе крѣпче держаться пути Заповѣдей Божіихъ; Путь сей незаблуденъ и чуждъ прелести, а особенно если кто, по слову преподобныхъ Каллиста и Игнатія, придерживается трехъ главныхъ добродѣтелей: Смиренія, Любви и Милости; которыми всѣ сѣти и козни бѣсовскія въ прахъ разрушаются. Когда и ты желаешь стяжать сіи добродѣтели, то понуждайся преодолѣвать свое самолюбіе, и ни въ чемъ не предпочитай себя живущимъ съ тобою Сестрамъ въ отношеніи пищи и лакомыхъ вещей. По Заповѣди Смиренія мы должны почитать себя хуже другихъ. Будешь ли ты исполнять сію Заповѣдь, когда въ пищѣ станешь выбирать себѣ лучшее, а Сестрамъ живущимъ съ тобою отдавать хуждшее или готовить пищу, какая тебѣ нравится? И малая вещь можетъ обнаруживать наше устроеніе и залогъ сердечный. Кто благоразуменъ и внимателенъ, и искренно заботится о спасеніи своемъ, ‑ тотъ, видя обнаруженіе въ себѣ какой либо страсти, старается противодѣйствовать ей приличными мѣрами. Не только отъ скупости, но и отъ гнѣва и подобныхъ страстей удобно исцѣляютъ помянутыя добродѣтели т: е: смиреніе, любовь и милость, которыя различествуютъ только именами, а дѣйствіе имѣютъ одинаковое.

Пелагіи Семеновнѣ посылаю мое благословеніе. Остаюсь многогрѣшный І<еромонахъ> Макарій.

… Сентября

1856 года.

И я немощной и многогр<ѣшный> Амвросій желаю тебѣ всего полезнаго. Одѣяло получилъ и благодарю за усердіе. Пелагіи Семеновнѣ кланяюсь и желаю всего благаго.

 

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Промыслъ Божій всегда обстоятельствами вразумляетъ человѣка; почему и ты, если благоразумно вникнешь въ окружащія тебя обстоятельства, то можешь много найти для себя наставленій къ духовной жизни, самыхъ назидательныхъ ивразумительныхъ. Безпрекословная покорность и упрямство ученицъ твоихъ научатъ тебя, если будешь внимательна, какое должно имѣть тебѣ отношеніе къ М: Алимпіи въ душевныхъ твоихъ обстоятельствахъ, ежели усердно пожелаешь образовать себя помонашески на поприщѣ покаянія и спасенія, чтобы быть достойной — получить милость Божію инаслѣдовать жизнь вѣчную. Пелагіи Семеновной посылаю мое благословеніе. Многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

20 Сент<ября> 1856.

И я немощной Амвросій обѣимъ вамъ кланяюсь. ‑

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Письмо твое отъ 14го Сентября получили. Главное въ ономъ то, что ты сбираешься готовить копѣичку про черный и ясный день; Nо мы совѣтуемъ тебѣ лучше жить проще, и о будущемъ возлагаться съ вѣрою на Всеблагій Промыслъ Божій. Силенъ Господь послать тебѣ все потребное, если только искренно будешь направляться къ исполненію Заповѣдей Божіихъ. Неложно слово Господне: ищите прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся (т: е: внѣшнія потребности) приложатся Вамъ[6], и паки во Евангеліи Господь глаголетъ: Милости хощу, а не жертвы[7]. Помни всегда сію Заповѣдь Господню, и не увлекайся никакими благовидными предлогами, ради которыхъ тебѣ нужно будетъ иногда или оскорбить или какъ нибудь отяготить живущихъ съ тобою Сестръ, въ отношеніи пищи и другихъ вещей. Держись въ этомъ средняго пути, чтобы не жить роскошно, и съ другой стороны не давать въ себѣ поводу къ скупости и сребролюбовію, и съ тѣмъ вмѣстѣ не нарушать правила любви и единенія съ Сестрами живущими съ тобою, относительно снѣдомыхъ вещей. Чаще объ этомъ спрашивай М: Алимпію, и дѣйствуй по совѣту ея, а не по своему разумѣнію. Она заботится объ общей пользѣ и общемъ мирѣ.

Если воля Божія будетъ поѣхать тебѣ къ намъ, то могутъ тебѣ прислать родные на этотъ случай, или по прошенію твоему, или сами будучи подвижимы къ тому мановеніемъ Божіимъ.

Пишешь намъ, что ты молишься по ночамъ; объявляй все это М: Алимпіи, и безъ вѣдома ея и совѣта ничего не дѣлай, хотя бы и казалось тебѣ что либо благо и полезно; Самочинныя начинанія — ни молитва ни постъ не принесутъ пользы, а скорѣе вредъ душевный по причинѣ самомнѣнія и отъ примѣси прелести вражіей.

Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

3го Октября

1856 года

И я немощной и многогрѣшный Амвросій желаю тебѣ всего полезнаго. За чулки и курилочки благодарю; и за нихъ посылаю тебѣ вязаныя башмачки ради сырости, вмѣсто другихъ чулокъ.

Пелагіи Семеновнѣ посылаю мое благословеніе. И я мн<огогрѣшный> Амвросій ей кланяюсь и желаю всего полезнаго.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Письмо твое отъ 12го окт<ября> получили. Ты заботилась о черномъ днѣ, вотъ тебѣ Господь самымъ дѣломъ показалъ, что во всемъ должно возлагаться на Его Всеблагій Промыслъ, благоразумно и благодарно, пребывая въ посылаемыхъ обстоятельствахъ, чего теперь и тебѣ нужно держаться, и осторожно поступать въ обращеніи съ твоею питомкою, стараясь ничего не дѣлать по тщеславію или человѣкоугодію, чтобы не исполнилось и на насъ сказанное: разсыпа Богъ кости человѣкоугодниковъ[8], но старайся дѣлать все по долгу и по Бозѣ. Такъ же помни всегда то, что ты намъ написала, — именно что питомка твоя не можетъ быть совершенно наша, потому что принимаютъ въ ней участіе и другія лица. И такъ будь осторожна, что бы какъ нибудь не зацѣпить эти лица, но не упоминая прямо именъ, въ случаѣ надобности, говори вообще, своей питомкѣ, что въ обращеніи съ другими, и старшими и младшими, и дальними и близкими, должно осторожно блюсти себя въ отношеніи вреда душевнаго. Наконецъ имѣй въ предметѣ и главное, для чего и помѣщена въ общину вашу питомка твоя, то есть умѣй ее направить, какъ и въ чемъ нужно относиться къ М: Алимпіи, во свидѣтельство представляя ей книгу Аввы Дороѳея и Лѣствицу. Первую начните читать въ русскомъ переводѣ для общей пользы. Сама ты не рѣшай ея вопросовъ, кромѣ мелочныхъ и домашнихъ потребностей, чтобы не попасть въ учительницы, которая можетъ испортить и свое и чужое дѣло. А выслушавши отъ питомки объясненiе о какомъ либо обстоятельствѣ, говори ей, что объ этомъ нужно отнестись къ М: Алимпiи, и сдѣлать по ея совѣту и наставленiю, какъ повелѣвается въ ученiи Св: Отцевъ тѣмъ, которые желаютъ идти путемъ монашества въ отсѣченiи своей воли предъ грѣховнымъ Наставникомъ или Наставницей. Такъ же нужно кажется предупредить питомку, что хотя путь старческiй ясно указанъ въ ученiи Св: Отцевъ, но въ настоящее время, отъ ускудѣнiя духовн<ыхъ> наставниковъ, а болѣе отъ самоугодiя, многiе желаютъ жить лучше по своей волѣ и разуму, и такiе люди для своего оправданiя много несообразностей взносятъ на старческiй путь, паче же на идущихъ по немъ по своей силѣ и сколько позволяетъ возможность. Итакъ нужно осторожно блюсти себя отъ сообращенiя съ таковыми и особенно не внимать ихъ душе-вреднымъ внушенiямъ, кто не желаетъ сбиться съ толку въ монашеской жизни.

Но во всемъ да вразумитъ тебя Господь, какъ съ пользою душевною нужно обращаться съ твоею питомкою и другими сестрами, живущими съ тобою. Тебѣ и имъ посылаю мое благословенiе.

многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Nоября 17го

1856 года.

и я немощной Амвросiй желаю всѣмъ вамъ взаимнаго мира и душевной пользы.

 

P. S. Анна Ивановна! Еще щитаемъ нужнымъ тебѣ сказать, чтобъ ты впередъ сожительницу свою не называла Липочкой. Это мiрское жеманство въ монастырѣ неприлично; ктому же въ этомъ обнаруживается твое вышенiе надъ нею и вообще надменность, чего ты сама не замѣчаешь. Собственная наша польза душевная требуетъ почитать по Бозѣ всякаго человѣка, а для тебя есть и внѣшнiя причины къ почтительному обхожденiю съ Олим<піадой> Анд<ревной> потому что платятъ тебѣ довольное число денегъ для ея содержанiя. — Зови ее всегда полнымъ именемъ Олимпiада Андревна, и полезное ей предлагай съ условiемъ, оставляя конецъ дѣла на ея собственную волю, а иначе вы можете поссориться и разойтиться. Смотри еще и то, чтобъ келейныя были довольны, имъ дѣла прибавилось; и пищу для нихъ имѣй достаточную, не по своему разумѣнiю, но по совѣту и наставленiю всегда М: Алимпiи. (Средства къ тому теперь имѣешь отъ промысла Божiя)

P. S. Анна Ивановна! Пишешь намъ, что ты за М: Пелагiю уплатила долгу 50 р. сер. Думаемъ изъ денегъ, данныхъ тебѣ на содержанiе Сестры Олимпiады. Впередъ не совѣтуемъ тебѣ изъ этихъ денегъ уплачивать долги М: Пелагiи, чтобы самой не запутаться въ долгъ. Когда будешь наслѣдница родит<ельскаго> дома по духовному завѣщанiю, тогда уплачивай. Ежели Олимпiада у тебя уживется, то Г. Потемкины помогутъ кажется тебѣ въ томъ, чтобы братья твои не уничтожили Д<уховнаго> завѣщанiя. Но объ этомъ нужно отложить довремени, пока видно будетъ основательно, что питомка твоя безъ сомнѣнiя можетъ принадлежать къ общинѣ вашей, и какое отношенiе будутъ имѣть къ тебѣ ея благодѣтели.

Получила ли М: Ольга изъ Курска книги, гдѣ и тебѣ есть книга въ Русск<омъ> перевод<ѣ> Аввы Дороѳея.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

22го Дек<абря> 1856 года.

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Письмо твое отъ 23го Nоября такъ же и отъ 18го Дек<абря> получили. Пишешь намъ, какъ ты запуталась въ наставленiяхъ Олимпiады Ан<дрѣевны>. — Впередъ будь умнѣй и осмотрительнѣй, — и всегда помни, что она потому только къ тебѣ помѣщена своею благодѣтельницею, чтобы удобнѣе ей относиться къ М: Алимпiи, а твое дѣло только содѣйствовать этому отношенiю, смотря по надобности и обстоятельствамъ, говоря въ нужномъ случаѣ Олимпiадѣ: «Ежели хочешь жить въ монастырѣ по ученiю Св: Лѣствичника и Аввы Дороѳея и прочихъ Св: Отцевъ, то объясняй душевное твое положенiе М: А<лимпіи> и во всемъ поступай по ея наставленiю, а своя воля и свое разумѣнiе добромъ не окончится, какъ сама можешь это видѣть въ ученiи Св: Отцевъ, и никакъ не вѣрь обольстительнымъ толкамъ и пересудамъ по своему разуму живущихъ, хотя и прiятно это для нашего самолюбiя, но окончивается горькимъ и послѣдствiями жалкими; Впрочемъ осуждать никого не должно, всякой самъ за себя отдастъ отвѣтъ Богу, а только нужно искусно уклоняться отъ людей неодинаковаго съ нами настроенiя, чтобы самимъ не сбиться съ толку.

Слова: старческiй путь, откровенiе помысловъ и подобное нужно въ разговорѣ съ Олимпiад<ой> замѣнять другими общими выраженьями, какъ выше сказано, — чтобы не дразнить живущихъ по своей волѣ и разуму.

Чтобы опять не запутаться въ наставленiяхъ Олимпiады, объясняй твое обращенiе съ нею М: Алимпiи, и спрашивай, какъ тебѣ поступать въ разныхъ случаяхъ съ нею и съ келейными, сама же ничего не рѣшай особенно окончательно, но выслушавши вопросъ Ол<импіады> отвѣчай: объ этомъ нужно благословиться у М: Алимпiи.

Желаемъ тебѣ, и Пелагiи Сем<еновнѣ> и всей вашей сѣмьѣ провести праздникъ Рождества Христова въ мирѣ душевномъ и радости духовной и благополучно вступить въ новый годъ, и повозможности обновляться отъ страстей ветхаго человѣка.

остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

немощной и многогрѣшный Амвросiй.

 

 



[1] Псал. 26. 14

[2] Пс. 54, 23.

[3] Русская народная пословица

[4] Мф. 7:3, 5.

[5]Евр. Гл. 12.

[6] Мф. 6:33.

[7] Мф. 9:13.

[8] Пс. 52:6.