12го февраля 1857

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна! Не увлекайся внутренними ощущеніями, но повѣряй жизнь твою по Заповѣдямъ Божіимъ, и во первыхъ, по смиренію, которое считаетъ себя хуже всѣхъ; по любви, которая не раздражается и не мыслитъ о ближнемъ зла; по милости, которая прощаетъ всякой проступокъ и неисправность ближнему своему; по отверженію своей воли и разумѣнія, — которое во всемъ совѣтуется и ничего не дѣлаетъ по своему мнѣнію и относительно себя и относительно живущихъ съ собою; А въ чемъ оказывается неисправною мнящая жить по Заповѣдямъ Божіимъ, — объясняетъ свои ошибки и немощи, къ кому она имѣетъ духовное отношеніе. Вотъ по какимъ признакамъ испытывай себя, а не по внутреннимъ ощущеніямъ. Пелагіи Сем<еновнѣ> посылаю мое благословеніе. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

И я немощной Амвросій вамъ кланяюсь.

Письмы твои отъ 8 и 25 Генв<аря> получены.

 

+                                                  30го Марта 1857.

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Пишешь намъ, что когда ты готовилась, то отъ немощи не могла ѣсть по одному разу, а ѣла по два раза, и садилась за столъ со страхомъ; — лучше бы съ самоукореніемъ, смиряясь какъ немощная и помня, что монашествующіи по слову Василія В<еликаго> не тѣлоубіицы, но страстоубійцы. Потомъ подкрѣпившись пищею бралась за книгу, читала и плакала. Не худо тебѣ помнить предостереженіе Іоанна Лѣств<ичника> который въ 7й ст<епени> говоритъ, что бѣсы часто надъ нами горько ругаются; когда мы голодны, ожесточаютъ насъ, а насыщенныхъ умиляютъ, чтобы мы прельстившись ложными слезами, предались матери страстей т: е: наслажденію. Новоначальнымъ и вообще не должно довѣрять слезамъ своимъ. Тотъ же Лѣст<вичникъ> говоритъ: въ комъ замѣтны гордость и гнѣвъ, тѣхъ слезы должно почитать за неправильныя. Дѣленіе родныхъ твоихъ предоставь Промыслу Божію. М: Пульхеріи и другимъ живущимъ съ тобою посылаю мое благословеніе и желаю вамъ Свѣтлый Праздникъ провести въ мирѣ. Многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

И я многогр<ѣшный> Амвросій желаю вамъ всего добраго.

 

Почтенная о Господѣ

Анна Ивановна!

Письма твои получилъ; послѣднее отъ 23го Апр<ѣля>. Не вѣрь трепетнымъ чувствованіямъ, да не впадешь въ прелесть вражію. Лишь въ исполненіи Заповѣдей Божіихъ нѣтъ прелестнаго; — по нимъ и управляй жизнь твою, всегда памятуя, что Самъ Господь, въ земной жизни, смирилъ Себе до рабіяго зрака, и послушливъ былъ до смерти крестной.

Во всемъ совѣтуйся съ М: Алимпіею о своемъ положеніи и какъ обращаться тѣбѣ съ живущими съ тобою. Касательно опредѣленія и рясофора жди воли Божіей, стараясь напередъ о монашествѣ внутреннемъ. М: Пульхеріи посылаю мое благословеніе и желаю ей и тебѣ мирнаго житія. И остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

12 го Маія

1857 года.

И я немощ<ной> и мног<огрѣшный> Амвросій кланяюсь вамъ и желаю всего добраго.

 

25 го Іюня <1857>

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна! Не скорби на родныхъ, что не прислали тебѣ ничего на поминовеніе брата Петра. Они судятъ, какъ міряне, а ты терпи, какъ монашествующая. Ты и безъ пособія родныхъ устроила посильное поминовеніе брату. Дай ему Богъ наслѣдовать Царствіе Небесное. Онъ давно былъ болѣнъ, а это — великое пособіе къ возбраненію зла, особенно въ мірѣ. Больной не вольно вспомнитъ и о смерти и о покаяніи, а это-то и полезнѣе всего для души!

Нащетъ Олимпіады Андр<ѣевны> расположись такъ, какъ устроится въ пріѣздъ Т. Б. Пот<емкиной> — хотя ты и безъ нея можешь прожить, касательно содержанія, но какъ у тебя есть келья лишняя, то кто нибудь долженъ же жить. Одно имѣй со всѣми правило угождать всѣмъ Бозѣ, но не озабочивать себя человѣкоугодія ради по прихотливымъ требованіямъ, и особенно неудобнымъ къ исполненію. Впрочемъ ты должна обо всемъ совѣтоваться съ М: Алимпіею. Посылаю мое благословеніе М: Пульхеріи. Многогрѣш<ный> І<еромонахъ> Макарій.

И я немощ<ной> и многогр<ѣшный> Амвросій обѣимъ вамъ кланяюсь.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна!

Уже писано было тебѣ, что для хотящаго спастися главное дѣло есть терпѣть находящія скорби, со смиреніемъ и самоукореніемъ и преданностію воли Божіей, вѣруя, что безъ Промысла и Попущенія Божія ничто съ нами не случается. Кто такъ не располагается въ душѣ своей, тотъ миренъ не можетъ быть въ находящихъ скорбяхъ, но уклоняется въ безполезное и тяжкое смущеніе, ропща и обвиняя людей, — какъ и ты пострадала, по поводу происшедшей запутанности въ Консисторіи о твоей приуказкѣ. Постарайся умиротвориться Евангельскими и Монашескими средствами, и съ терпѣніемъ во смиреніи поправляй испорченное и запутанное, не домогаясь или желая ускорить, а какъ Господь поможетъ и устроитъ. Въ послѣдствіи увидишь, что Господь устрояетъ все къ лучшему и полезному для насъ, научая насъ притомъ самопознанію и терпѣнію чрезъ неудачи и случающіяся препятствія. Посылаю мое благословеніе М: Пульхеріи. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

3 го Августа

1857 года

И я немощной и многогр<ѣшный> Амвросій обѣимъ вамъ кланяюсь и желаю взаимнаго мира.

 

1857 г. Окт<ября> 19 го

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

 

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна! Письмы твои получены — два до поѣздки твоей въ Кіевъ, и одно послѣ Кіева. Въ послѣднемъ описываешь бывшіе тебѣ въ дорогѣ случаи къ духовному обученію, но ты по недостатку Смиренія и Терпѣнія не могла употребить ихъ въ свою пользу. Далѣе пишешь, какъ въ Кіевѣ сперва при бесѣдѣ съ О: Антон<іемъ> и его служеніи были у тебя впечатлѣнія черезчуръ сильныи и черезчуръ восторженныя, а потомъ въ Фаоровой Пустыни впе<ча>тлѣнія были уже сомнительныя и ненадежныя. Можетъ быть смотрительно было попущено тебѣ видѣть сбытіе сказанныхъ словъ о неимѣніи простоты; Простота похваляется, но простота Богоисправная, какъ говоритъ Св: Лѣствичникъ, а не какая нибудь неосторожная, о которой говоритъ Св: Исаакъ Сиринъ такъ: Многая простота удобопревратна — каковую видя и ты усумнилась. Въ Писаніяхъ Отеческихъ твердымъ выставляется болѣе искусство духовное, руководимое духовнымъ разсужденіемъ; разсужденіе же сіе раждается отъ смиренія, смиреніе же отъ послушанія. Такъ же нельзя одобрить совѣтъ прятать помыслы и куда?… Ты на время только спрятала самооправданіе касательно бывшей непріятности чрезъ покупку картоф<еля> Пульхеріею ‑ а послѣ и открыла это и намъ писала о семъ, но доселѣ замѣтны еще въ тебѣ остатки впечатлѣнія отъ пустой этой непріятности. Обреки себя на понесеніе укоризнъ и открывай все искренно по совѣсти, и тогда будешь всегда мирна. Когда просятъ тебя — молчать разумѣй это предъ другими, кромѣ М: Алимпіи, и никому не давай такаго безразсуднаго обѣщанія. А касательно О: Ант<онія> по соображеніи всего находимъ нужнымъ тебѣ сказать, чтобъ ты предала его Промыслу Божію и старалась не помнить о немъ. Потому что приплетается тутъ много понятій и впечатлѣній, не полезныхъ тебѣ. О товарищѣ же въ пути если впередъ можно избѣжать сего, то не ѣзди съ нимъ, а въ нуждѣ — и необходимости вооружись смиреніемъ и терпѣніемъ. Касательно же скупости, которую въ себѣ замѣчаешь, вразумляй себя словами Исаака Сир<ина> который говоритъ, что скупыхъ Господь лишаетъ дух<овныхъ> дарованій. М: Пульхеріи посылаю мое благословеніе. Многогрѣш<ный> Іером<онахъ> Макарій.

И я немощ<ной> и мног<огрѣшный> Амвросій кланяюсь обѣимъ вамъ и желаю взаимнаго мира.

 

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Почтенная о Господѣ Анна Ивановна! Письмо твое отъ 5 го Ноября получили. Въ чемъ неисправна ты, приноси покаяніе и старайся исправляться, но не малодушествуй и не смущайся. Послѣднее есть признакомъ тонкой гордости. Ежели не исправны мы, то за такихъ идолжны считать себя, и уготовляться къ понесенію скорбныхъ случаевъ за свои немощи душевныя, сознавая это врачевствомъ, отъ Бога посылаемымъ.

Пишешь, что старшій братъ твой не мирствуетъ по причинѣ духовной на домъ. По означеннымъ тобою средствамъ какія братъ имѣетъ, тебѣ не слѣдуетъ спѣшить съ уступками съ твоей стороны; повремени виднѣе будетъ, какъ нужно поступить. М: Пульхеріи посылаю мое благословеніе и желаю вамъ взаимнаго мира. Слышно, что тебя приуказили, поздравляемъ тебя. Остаюсь многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

7 го Декабря

1857 года.

И я немощ<ной> и мног<огрѣшный> Амвросій желаю вамъ всего добраго.