Муромцеву Аркадию Алексеевичу
652
19е
Сентября 1851 г. къ А. А. Муромцеву.
Письмо
Ваше посланное черезъ О: Григорiя я получилъ и немедленно Вамъ
отвѣчаю. ‑ На обновленiе храма да благословитъ Васъ Господь;
Желаю, чтобы Царица Небесная приняла Ваше усердiе, и труды Ваши
увѣнчались полнымъ успѣхомъ ко славѣ пресвятаго Имени
Господня. ‑
Сердечно
соболѣзную Вашей скорби о болѣзни глазъ, и совѣтую немедленно
заняться лѣченiемъ, чтобы послѣ не пенять на себя. Если
имѣете возможность съѣздить въ Москву и посовѣтоваться тамъ
съ опытными докторами, воспользуйтесь ею не теряя времени.
Вы пишете что зан<ятiя> при огнѣ и
вѣтеръ, особенно въ сырую погоду наиб<олѣе> В<амъ>
вредятъ и теперь наступаетъ осень и зима, времена года, въ теченiе которыхъ
наиболѣе нужно будетъ трудиться при огнѣ и терпѣть отъ
сырости. Соображая эти обстоятельства мнѣ кажется, что не надобно
откладывать лѣченiя до весны, а начать его немедленно, или по крайней
мѣрѣ посовѣтов<аться> объ этомъ дѣлѣ съ
опытнымъ глазнымъ докторомъ; впрочемъ оставляю это на Вашу волю и
возможность. ‑ Наконецъ перейду къ послѣднему пункту Вашего письма:
«если есть справед<ливость> то какже… и проч.» въ отвѣтъ на это
выпишу Вамъ изъ Патер<ика> подобный случай бывшій съ Ан<тоніемъ>
Вел<икимъ>… Ант<тоній> cебѣ внимай! А то суды Божiи, и
тебѣ нѣтъ пользы испытывать ихъ. – Вотъ что Божественный
отвѣтъ сказалъ Великому мужу: Кто же былъ Антонiй Вел<икій> и кто
мы? – Если ему неполезно было вникать въ сокровенныя дѣйствiя
Промысла Божiя, и тѣмъ болѣе вредно намъ. – Кто бо испыта умъ
Господень, или кто совѣтникъ Ему бысть? – Слабый зрѣнiемъ не
можетъ смотрѣть на солнце, иначе онъ потеряетъ и послѣднюю
способность видѣть; такъ и мы слабоумные не можемъ вмѣстить
премудрости Божiей, помрач<енные> страстьми мы не способны видѣть
тайныхъ и всеобъемлющихъ распоряж<еній> Замысла Божiя, потому Господь и
не открываетъ ихъ намъ. Все что нужно къ нашему спасенiю – намъ открыто, а
знанiе прочаго удовлетворяетъ только любопытству и не приноситъ пользы
душѣ. – Св: мужи, которые очистили сердце свое отъ страстей и
удостоились дарованiй Духа Св<ятаго> созерцая природу видѣли
вездѣ дѣйствiе Пром<ысла> Божiя, они способны были понимать
ихъ (умъ Христовъ имати), и въ благоговѣйномъ восхищенiи восклицали: о глубини богатства, премудрости и разума
Божiя! Дивна дѣла Твоя Господѣ, вся зем<ное> сотворилъ еси!
Кто Богъ велiй яко Богъ нашъ, Ты есмъ Богъ творяй чудеса[1]! –
Мы же бѣдные, еще не достигли этого очищенiя дух<овнаго>
вѣрою хотимъ, а не видѣнiемъ, будемъ же вѣровать въ
простотѣ сердца, что Богъ есть любовь и премудрость и не станемъ
испытывать того, что превышаетъ нашъ разумъ. – Конечно Богъ промышляетъ о
всѣхъ тваряхъ. Онъ Самъ сказалъ въ Еванг<еліи>: не двѣ ли птицы цѣнятся
ассарiемъ единымъ, и ни едина отъ нихъ падетъ на землю безъ воли Отца Вашего.
Если птица не падетъ, то безъ сомнѣнiя и никакая тварь не забыта у Него[2].
Однако замѣтьте что всѣ животные произведены на свѣтъ однимъ
словомъ Господнимъ: рече – и быша, а объ человѣкѣ былъ
совѣтъ Божеств<енный>: сотворимъ чел<овѣка> по образу и
по подобію нашему, это показыв<аетъ> что чрезвыч<айная> разница
между чел<овѣкомъ> и жив<отнымъ> которыя созданы для него.
Теперь многія идутъ противъ чел<овѣка> и истребл<яютъ> одни
друг<ихъ> но это уже случилось послѣ паденiя Адама. Вообще судьбы
Божiи намъ непостиж<имы> и гордый совопр<ичастный?> вѣка сего
который силится испытыв<ать> и постигнутъ ихъ ничего не узнали, ничего не
постигнутъ, только болѣе и болѣе помрач<ается> а
мож<етъ> наконецъ и соверш<енно> лишиться ума, въ наказанiе за его
злоупотребленiе. Совѣтую Вамъ удаляться отъ подобныхъ
разговор<овъ>. Невѣрующiе много противорѣчатъ истинѣ и
не видятъ своего ослѣпленiя. – Когда разрѣшимся отъ
тѣла, все темное прояснится намъ, а пока мы еще здѣсь на
землѣ, будемъ пользоваться временемъ даннымъ намъ для
приготовл<енія> къ вѣчности, пойдемъ путемъ Зап<овѣдей>
Божiихъ и смиримъ себя предъ Богомъ и людьми. – Смиреннымъ открываются
таинства какъ пишетъ Св: Ис. Сиринъ.
Блажени нищiи духомъ яко тѣхъ цар<ствіе> Божiе[3]. Взыщемъ
нищеты духовной, и когда найдемъ ее узримъ и цар<ствіе>Божiе внутрь
насъ – тогда не будемъ болѣе испытыв<ать>, но опытомъ познаемъ
что блаженъ невидѣвшiй и вѣровавшiй.