Муромцеву Аркадию Алексеевичу

                                                                                                                                                                                       652     

19е Сентября 1851 г. къ А. А. Муромцеву.

Письмо Ваше посланное черезъ О: Григорiя я получилъ и немедленно Вамъ отвѣчаю. ‑ На обновленiе храма да благословитъ Васъ Господь; Желаю, чтобы Царица Небесная приняла Ваше усердiе, и труды Ваши увѣнчались полнымъ успѣхомъ ко славѣ пресвятаго Имени Господня. ‑

Сердечно соболѣзную Вашей скорби о болѣзни глазъ, и совѣтую немедленно заняться лѣченiемъ, чтобы послѣ не пенять на себя. Если имѣете возможность съѣздить въ Москву и посовѣтоваться тамъ съ опытными докторами, воспользуйтесь ею не теряя времени.

Вы пишете что зан<ятiя> при огнѣ и вѣтеръ, особенно въ сырую погоду наиб<олѣе> В<амъ> вредятъ и теперь наступаетъ осень и зима, времена года, въ теченiе которыхъ наиболѣе нужно будетъ трудиться при огнѣ и терпѣть отъ сырости. Соображая эти обстоятельства мнѣ кажется, что не надобно откладывать лѣченiя до весны, а начать его немедленно, или по крайней мѣрѣ посовѣтов<аться> объ этомъ дѣлѣ съ опытнымъ глазнымъ докторомъ; впрочемъ оставляю это на Вашу волю и возможность. ‑ Наконецъ перейду къ послѣднему пункту Вашего письма: «если есть справед<ливость> то какже… и проч.» въ отвѣтъ на это выпишу Вамъ изъ Патер<ика> подобный случай бывшій съ Ан<тоніемъ> Вел<икимъ>… Ант<тоній> cебѣ внимай! А то суды Божiи, и тебѣ нѣтъ пользы испытывать ихъ. – Вотъ что Божественный отвѣтъ сказалъ Великому мужу: Кто же былъ Антонiй Вел<икій> и кто мы? – Если ему неполезно было вникать въ сокровенныя дѣйствiя Промысла Божiя, и тѣмъ болѣе вредно намъ. – Кто бо испыта умъ Господень, или кто совѣтникъ Ему бысть? – Слабый зрѣнiемъ не можетъ смотрѣть на солнце, иначе онъ потеряетъ и послѣднюю способность видѣть; такъ и мы слабоумные не можемъ вмѣстить премудрости Божiей, помрач<енные> страстьми мы не способны видѣть тайныхъ и всеобъемлющихъ распоряж<еній> Замысла Божiя, потому Господь и не открываетъ ихъ намъ. Все что нужно къ нашему спасенiю – намъ открыто, а знанiе прочаго удовлетворяетъ только любопытству и не приноситъ пользы душѣ. – Св: мужи, которые очистили сердце свое отъ страстей и удостоились дарованiй Духа Св<ятаго> созерцая природу видѣли вездѣ дѣйствiе Пром<ысла> Божiя, они способны были понимать ихъ (умъ Христовъ имати), и въ благоговѣйномъ восхищенiи восклицали: о глубини богатства, премудрости и разума Божiя! Дивна дѣла Твоя Господѣ, вся зем<ное> сотворилъ еси! Кто Богъ велiй яко Богъ нашъ, Ты есмъ Богъ творяй чудеса[1]! – Мы же бѣдные, еще не достигли этого очищенiя дух<овнаго> вѣрою хотимъ, а не видѣнiемъ, будемъ же вѣровать въ простотѣ сердца, что Богъ есть любовь и премудрость и не станемъ испытывать того, что превышаетъ нашъ разумъ. – Конечно Богъ промышляетъ о всѣхъ тваряхъ. Онъ Самъ сказалъ въ Еванг<еліи>: не двѣ ли птицы цѣнятся ассарiемъ единымъ, и ни едина отъ нихъ падетъ на землю безъ воли Отца Вашего. Если птица не падетъ, то безъ сомнѣнiя и никакая тварь не забыта у Него[2]. Однако замѣтьте что всѣ животные произведены на свѣтъ однимъ словомъ Господнимъ: рече – и быша, а объ человѣкѣ былъ совѣтъ Божеств<енный>: сотворимъ чел<овѣка> по образу и по подобію нашему, это показыв<аетъ> что чрезвыч<айная> разница между чел<овѣкомъ> и жив<отнымъ> которыя созданы для него. Теперь многія идутъ противъ чел<овѣка> и истребл<яютъ> одни друг<ихъ> но это уже случилось послѣ паденiя Адама. Вообще судьбы Божiи намъ непостиж<имы> и гордый совопр<ичастный?> вѣка сего который силится испытыв<ать> и постигнутъ ихъ ничего не узнали, ничего не постигнутъ, только болѣе и болѣе помрач<ается> а мож<етъ> наконецъ и соверш<енно> лишиться ума, въ наказанiе за его злоупотребленiе. Совѣтую Вамъ удаляться отъ подобныхъ разговор<овъ>. Невѣрующiе много противорѣчатъ истинѣ и не видятъ своего ослѣпленiя. – Когда разрѣшимся отъ тѣла, все темное прояснится намъ, а пока мы еще здѣсь на землѣ, будемъ пользоваться временемъ даннымъ намъ для приготовл<енія> къ вѣчности, пойдемъ путемъ Зап<овѣдей> Божiихъ и смиримъ себя предъ Богомъ и людьми. – Смиреннымъ открываются таинства какъ пишетъ Св: Ис. Сиринъ.

Блажени нищiи духомъ яко тѣхъ цар<ствіе> Божiе[3]. Взыщемъ нищеты духовной, и когда найдемъ ее узримъ и цар<ствіе>Божiе внутрь насъ – тогда не будемъ болѣе испытыв<ать>, но опытомъ познаемъ что блаженъ невидѣвшiй и вѣровавшiй.

 

 



[1] Пс. 76:14-15.

[2] Мф. 10:29.

[3] Мф. 5:3—12