Набилкину Федору Федоровичу

                                                                                                                                                                                       652     

Милостивый Государь

Почтеннѣйшій Ѳ. Ѳ. (Набѣлкинъ)

Во время Вашего богоугоднаго путешествія по Св: Обителямъ любезнаго нашего Отечества, посѣтили и нашу обитель, а по возвращеніи въ Москву, удостоили меня убогаго Вашимъ почтеннымъ писаніемъ отъ 15. Октября 1837. года писанное. На которое имѣя долгъ Вамъ отвѣтствовать, до сихъ поръ сего не исполнилъ, какъ по немощи силъ моихъ, такъ и по другимъ многимъ причинамъ, въ чемъ смиренно прошу, и уповаю получить великодушное Ваше снисхожденіе и прощеніе. –

Приступая къ начертанію сего скудоумнаго моего писанія, вопервыхъ поставляю обязанностію поздравить Васъ съ наступившимъ новымъ годомъ, пожелать Вамъ, супругѣ Вашей, и всему почтенному Вашему семейству въ начатіи лѣта сего отъ Премилосердаго Господа благословенія; да благодатію и свѣтомъ разума Его озаряеми, яко во дни, благоразумно шествуете путемъ Заповѣдей Его; и да ниспошлетъ Онъ Вамъ миръ, здравіе и благоденствіе на многiя Лѣта.

Отецъ Игуменъ нашъ Моисей, О: Антоній, и я многогрѣшный приносимъ Вамъ всепокорнѣйшую нашу благодарность за посѣщеніе нашей смиренной Обители и за писаніе Ваше, изъ коего усматриваю, что Вы, во время Вашего путешествія, входили въ Обители въ духѣ смиреннаго Христіанина, чрезъ что иобрѣли душевную пользу. Вы примѣтили, для назиданія себѣ, проходящихъ и нынѣ въ Обителяхъ монашествующихъ житіе, въ числѣ коихъ и наше пустынное пребываніе Васъ воспользовало. Хотя мы должны себя сознать смиренно предъ Богомъ въ худости нашей и ничтожествѣ, но благодаримъ неисчетную Его благость, что сподобилъ насъ уразумѣть суету скоропреходящаго сего мірскаго житія, привелъ въ cie убѣжище, собралъ въ единомысліе словесное стадо Свое, и даровалъ намъ таковаго Пастыря, котораго кроткимъ окормленiемъ питаются души наши; и полагаемъ надежду нашего спасенія не на дѣла и подвиги наши, но на милосердіе Создателя и Искупителя нашего Господа Iисуса Христа. Впрочемъ, можетъ быть есть люди, которые смотря на житіе монаховъ съ другой стороны, не созидаются, а еще соблазняются, не имѣюще просвѣщеннаго умнаго ока. Духовный токмо возстязуетъ вся, а самъ ни отъ кого же изтязуется[1]; внѣшніе виды, подвиги и труды, не растворенные смиреніемъ, не приносятъ пользы и нерѣдко бываютъ виновны преле­сти, какъ въ нынѣшніе такъ и въ древніе время; а потому должно имѣть большое разсужденіе, дабы различить прелесть отъ истины, которое есть немалое дарованіе Божіе, подаваемое смиреннымъ сердцамъ. Одна же внѣшняя премудрость далеко отстоитъ отъ истиннаго разсужденія, и потому лучшее средство есть держаться Апостольскаго заповѣданія: «прежде времени ничтоже судите, дондеже пріидеть Господь, иже во свѣтѣ приведетъ тайныя тьмы и объявить совѣты сердечные»[2]. Хотящій пользоватися отъ всего созидается, яко око благо не узритъ лукава, а напротивъ недугующій зазрѣніемъ, и въ самыхъ добродѣтеляхъ усматриваетъ пороки, какъ и о самомъ Спасителѣ говорили: «съ мытари и грешники ястъ и піетъ»[3], сей человекъ ядца и винопійца»[4] и —«о князѣ бѣсовстѣмъ изгонить бѣсы»[5]. ‑ Но слѣдовали первымъ, ‑ око благо не узритъ лукава; не вняли нашимъ недостаткамъ, а видя что благоустроенное, то и замѣтили въ памяти своей, да сподобить же Васъ Господь мзду праведничу пpiяти. – Коренской О: Архимандритъ меня не знаетъ, и я его также не знаю, и ничего не могу о немъ сказать; почему же онъ считаетъ меня своимъ противникомъ, ‑ мнѣ неизвѣстно; развѣ по какимъ нибудь неосновательнымъ и ложнымъ слухамъ; въ чемъ да проститъ его Господь, и да извѣститъ въ противномъ мнѣніи его. –

О Валаамской Обители я знаю, что мѣсто удобное къ пребыванію иноковъ, удаленіемъ отъ мipa, и прочими способами; но спасеніе наше зависитъ отъ внутренняго устроенія, какое обрѣтается, и отъ добраго пастыря, окормляющаго словесное стадо, и духовною пажитью. О теперешнемъ состояніи онаго я ничего не могу Вамъ сказать; Вамъ болѣе извѣстно, потому что, производя тамъ строеніе храма, можетъ быть неоднократно посѣщали оный, за что Васъ и утѣшилъ Господь полученіемъ благословенія отъ высшаго духовнаго правительства ‑ Святѣйшаго Правительствующаго Синода, съ чѣмъ Васъ всеусердно поздравить честь имѣю. –

Представленныя Вами, въ особой записочкѣ двѣ задачи: 1я что людей, оставившихъ міръ, для спасенія своего убѣгшихъ въ пустыни, міръ сыскалъ и умолилъ ихъ принять злато, для употребленія во спасеніе; и 2я что древнie Св: Отцы искали истиннаго богатства, и прославляли святость свою нищетою, но нынѣ имъ приносятъ великіе сокровища, и думаютъ этимъ угодить имъ, а они упросятъ и Бога; неужели Святые, бѣгавшіе сокровищъ, содѣлались посмерти сребролюбивыми? Не смѣю надѣяться на свой разумъ, чтобъ Вамъ, въ точности, справедливо рѣшить ciи Ваши недоумѣнія, но призвавъ въ помощь Господа, явить о семъ мнѣ понятіе, понуждаюсь войти въ разсужденіе, хотя бы и не наше дѣло было выдавать судъ о таковыхъ дѣлахъ. — 1е) По званію Божію, изъ удалившихся мipa древнія времена, нѣкоторые, при помощи Божіей, подвигами со смиренномудріемъ и остротою житія, умертвивъ свои тѣлеса, не потребовали богатствъ мipa сего; но слава, прошедшая о ихъ добродѣтеляхъ, привлекла къ нимъ многихъ, желающихъ получить спасеніе, которые не могли понести жестокости ихъ житія, требовали болѣе или менѣе немощамъ своимъ снисхожденія, хотя по временамъ и проявлялись между ними мужи высокихъ добро­дѣтелей для руководства прочими, и по Божію откровенію составлялись братства, устроивались постепенно Обители, Киновіи, Монастыри и Лавры, на созиданіе коихъ посылаеми были имъ отъ Бога, чрезъ царей и вельможъ, сокровища мipa сего, которыя они, если и принимали, то по многомъ отрицаніи, и не иначе, какъ испрося и на cie воли Божіей, чрезъ внутреннее или явное откровеніе, хотя и скорбя объ оставленіи своемъ безмолвія; но усматривая спасеніе ближнихъ въ Обителяхъ сихъ быть имѣющее, и въ позднѣйшія времена, пред­почитали своей пользѣ спасеніе многихъ душъ. Нахо­дившаяся въ Обителяхъ братія, простирающаяся иногда до тысячи, и болѣе и менѣе, требовали также содержанія; хотя и отъ труда рукъ своихъ многіe имѣли пропитаніе, но не отметали усердія приносящихъ отъ праведныхъ своихъ стяжаній; употребляя ихъ на монастырскія нужды: строеніе, на принятіе странныхъ, во многомъ количествѣ посѣщавшихъ Обители, и принимавшихъ пользу своимъ душамъ. Вотъ кажется причина, побудившая древнихъ Отцевъ принимать сокровища мipa сего: — причина спасенія душъ; ибо не всѣ могли быть совершенными какъ они, и паки: усердіе приносящихъ ciи дары, служило на спасеніе многимъ. Они же сокровища сіи принимали безстрастно, а потому — себѣ безъ вреда, а употребленіе оныхъ для общей пользы поручали также людямъ испытаннымъ въ добродѣтели, прочимъ же ни малаго о семъ не было попеченія: есть ли что, или нѣтъ, «имуще пищу и одѣяніе сими довольны были»[6]. Сему многіе есть примѣры въ житіяхъ Св: Отцевъ Палестинскихъ и Россійскихъ, и свидѣтельствуютъ, уцѣлѣвшія отъ разорѣнія времени и варварства, древніе монастыри Св: Горы Афонской и наши Россійскіе, что оные созидаемы были не малымъ иждивеніемъ отъ усердія благочестивыхъ людей присланнымъ, и Св: Отцами не отринутымъ. – 2е Прославленнымъ нищетою и святостію жизни, Св: Отцамъ приносятъ нынѣ сокровища, не потому, что будто сдѣлались они по смерти сребролюбцы; но Господь обѣщалъ прославившихъ Его прославить, почему народъ, движимый вѣрою и усердіемъ, притекаетъ для поклоненія святымъ ихъ мощамъ, получаетъ, ихъ ходатайствомъ и заступленіемъ, изцѣленіе своихъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ; приходятъ въ чувство, раскаяваются і исправляютъ жизнь свою. Здѣсь также славится Богъ во святыхъ Своихъ. Люди отъ благодарнаго сердца, приносятъ имъ, кто много, кто мало, кто двѣ лепты, а тѣмъ себя успокоиваютъ, исполняютъ свой обѣтъ; но Святые сего не требуютъ, кольми паче Богъ; а усердіе пріемлютъ, какъ жертву чистѣйшую сердецъ ихъ. Во славу Божію созидаются храмы и украшаются благолѣпіемъ, сооружаются и раки Святымъ и ризы; остальное же служить для содержанія живущихъ и служащихъ въ Обителяхъ оныхъ братій, хотящихъ спастися, и для пропитанія странныхъ. А въ нѣкоторыя времена, сокровища Обителей отдаваемы были Отечеству, на содержаніе рати. Приношенія же таковыя никогда не были принужденны, но добровольныя, не дѣлающія вреда и убытка приносящимъ, но паче еще доставляющія имъ удовольствія ирадость и Божіе благословеніе; почему и служатъ имъ къ спасенію; что Вы и на себѣ испытали — душевную радость, по окончаніи храма на Валаамѣ; слѣдовательно Богу, и Угодникамъ Его приношенія не противны. Кто же не имѣетъ расположенія и произволенія къ благотворенію, можетъ быть его и соблазняетъ cie. Св: Iоаннъ Златоустъ, къ приносящимъ ему жалобу на нищихъ, употребляющихъ даже непозволительныя средства, изуродованіе и проч. къ испрошенію мило­стыни, (и тѣмъ прикрывающихъ свое немилосердіе) пишетъ; что причиною сему ихъ неблаготвореніе, къ которому бѣдные, желая приклонить сердца ихъ, прибѣгаютъ къ таковымъ средствамъ. Великій Учитель Церкви побуждаетъ къ сему способу, какъ могущему удобно спасать ихъ души, вѣрно зная, сколько преклоняется Богъ къ молитвамъ милостивыхъ, и что жестокосердіе пагубнѣе соблазновъ. Ежели же представляется взорамъ Вашимъ, въ чемъ нибудь, неправое употребленіе сихъ приношеній, то это происходить част­но и рѣдко, оттого, что люди имѣютъ немощи, и по онымъ уклоняются отъ праваго пути.

Изъяснивъ Вамъ мое скудоумное мнѣніе, на Ваше недоумѣніе, оставляю на Ваше разсужденіе, или кого могуща болѣе, лучше и яснѣе Вамъ представить о сихъ предметахъ; а ежели я погрѣшилъ въ моемъ разсужденіи яко человѣкъ, то прошу меня великодушно простить, по Заповѣди. Съ нижайшимъ моимъ къ Вамъ почтеніемъ остаюсь многогрѣшный недостойный Богомолецъ.

Генваря 15. дня 1838 года

 



[1] 1 Кор. 2:15.

[2] Кор. 4:5.

[3] Мф. 9:11.

[4] Мф. 11:19.

[5] Мф. 9:34.

[6] Тим. 6:8.