Оболенской Софье Сергеевне

 

Письмо отъ 30 Сентября 1850

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Пелагея Ильинишна поздравила васъ со днемъ вашего Ангела, гдѣ и я въ краткихъ словахъ поздравляю васъ съ онымъ а 27 числа получилъ письмо ваше, писанное въ самый день вашего Ангела, и тогда какъ вы были нездоровы. Сожалѣю о васъ и желаю скораго выздоровленiя отъ болѣзней тѣлесныхъ, а паче здравiя душевнаго.

Благодаренiе Господу, что вы въ своемъ Богоугодномъ путешествiи получили себѣ душевное утѣшенiе, и благополучно возвратились въ свое обиталище къ совершенiю своего спасенiя дѣланiемъ Заповѣдей Божiихъ; пока Онъ устроитъ вамъ другой полезнѣйшiй и желаемый вами путь.

Вы скорбите видя свое душевное состоянiе въ равнодушiи и безчувствiи. Чегожъ вы хотите? Конечно теплоты въ молитвѣ, умиленiя слезъ и тому подобнаго? Но когда бы вы были въ такомъ устроенiи, что жъ бы было? Вѣрно вы сочли бы себя блаженною и достигшею или достигающею своей цѣли – спасенiя. Но напротивъ, вамъ это могло бы повредить, потому что вы не имѣете еще и слѣда смиренiя. А такiя подобные дарованiи даже погибель приносятъ, не имѣющимъ смиренiя. Лишенiе же сихъ чувствъ, или паче рещи дарованiй, должно привести васъ къ смиренiю при сознанiи своей нищеты, и отнюдь не искать оныхъ а считать себя недостойной того, и зрѣть свои согрѣшенiи а не добродѣтели, смущенiе же ваше доказываетъ вамъ, что нѣтъ смиренiя а духовная гордость. Прочтите въ надъсловiи на Нила Сорскаго на страницѣ 12 и 13 найдете что проходящiе добродѣтели и вмѣняющiи въ добродѣтели попускаются быть преданы области Сатанинской за гордость.

А еще прилагаю вамъ выписку изъ Лѣствицы о послушанiи, что особеннымъ промысломъ Божiимъ попущается впадать въ сухость и нечувствiе къ стяжанiю смиренномудрiя. Вы не ищите высокихъ дарованiй, но очищайте сердце исполненiемъ Заповѣдей Божiихъ и молитвою[1]; прогоняйте страсти и о нихъ помышленiи, и стараясь о стяжанiи смиренiя: ибо гдѣ нѣтъ смиренномудрiя, тамъ все наше не чисто и суетно[2]. Пишетъ Св: Iоаннъ Лѣствичникъ.

И такъ желаю вамъ быть мирной и спокойной и въ самыхъ лучшихъ положенiяхъ не упадать духомъ. Жизнь духовная состоитъ не въ томъ только, чтобы наслаждаться утѣшенiями, но нести духовный крестъ и научаться отъ сего терпѣнiю и смиренiю.

Марья Николаевна писала къ Пелагеи Ильинишнѣ а о намѣренiи своемъ ничего рѣшительнаго не сказала.

Испрашивая на васъ благословенiе Божiе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Вы должны и это знать, что послѣ духовныхъ утѣшенiй, непременно бываетъ и духовный крестъ –

Выписка изъ книги Св: Iоанна Лѣствичника[3].

Дiаволъ разными образами старается отторгнуть повинующихся отъ послушанiя: иногда ихъ оскверняетъ тѣлесными нечистотами, дѣлаетъ жестокосердыми и сверхъ обыкновенiя смущенными; иногда вводитъ ихъ въ состоянiе нѣкоторой сухости, безплодiя лѣности къ молитвѣ, сонливости и омраченiя; для того чтобы внушить имъ, будто они не только никакой пользы не получили отъ своего повиновенiя, но и въ слѣдъ истиннаго послушанiя не ходили: ибо (дiаволъ) не попускаетъ имъ уразумѣть, что часто отъятiе даровъ духовныхъ, бывающее по распоряженiю Промысла Божiя, служитъ причиною глубочайшаго смиренномудрiя. ‑

Однако нѣкоторые много разъ отражали терпѣнiемъ. –

 

 

14 Октября 1850 Года

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Изъ письма вашего отъ 27 Сентября вижу, что вы не получили еще письма Пелагiи Ильинишны 17 Сентября къ вамъ посланнаго, въ коемъ и я краткими строками поздравилъ васъ со днемъ вашего Ангела. – Послѣ чего на письмо ваше отъ 17 Сентября, я писалъ къ вамъ 30 Сентября думаю теперь вы оное получили, а между тѣмъ на послѣднѣе письмо ваше хоть краткой – пришлите отвѣтъ. –

Вы все еще въ болѣзни тѣлесной и скорбите видя себя въ бездѣйствiи. Какого же вы ищите дѣйствiя? Довольно съ васъ терпѣнiя съ благодаренiемъ. Богъ не требуетъ отъ болящаго подвиговъ и трудовъ тѣлесныхъ; но душевное благое устроенiе всегда надобно наблюдать, и имѣть попеченiе о исправленiи онаго.

Говорите что духъ находится въ раздражительности и въ неудовольствiи противъ всѣхъ, на сiе надобно обращать больше вниманiя, понуждать себя къ любви и смиренію какъ пишетъ Св: Макарiй Егип<етскій> въ 1мъ словѣ въ 13 и 14 главахъ. Чрезъ понужденiе себя и самоукоренiе получите помощь Божiю и успокоенiе. Вы проходя подвигъ своей жизни имѣли болѣе въ виду и въ дѣйствiи внѣшнѣе дѣланiе постъ правило молитвенное и протчее; а на внутреннѣе дѣланiе можетъ быть мало обращали вниманiя. И потому полагаю не имѣете мира въ себѣ. Раздражительность показываетъ вамъ внутреннѣе ваше устроенiе, которое надобно побѣждать самоукоренiемъ, терпѣнiемъ любовiю а не вниманiемъ къ слабостямъ, ближнихъ и не осужденiемъ; но и вамъ иногда наносятъ оскорбленiи, и конечно не безъ Промысла Божiя, чтобы показать вамъ вашу немощь и дать средство къ исцѣленiю, борьбою сопротивленiемъ и смиренiемъ. Читайте отеческiя книги увидите какъ надобно противъ какой страсти вооружаться и побѣждать съ помощiю Божiею. А видя свою немощь надобно смиряться и считать себя послѣднѣйшею всѣхъ. Отъ внѣшнихъ вашихъ подвиговъ вы имѣли надежду и обольщались благонадежiемъ, но лишались спокойствiя не имѣя смиренiя. –

Вѣрю вамъ что нелегко жить посреди мiра, но пока Господь призоветъ васъ и дастъ средство удалиться въ сообщество работающихъ Богу, надобно нудить себя на дѣланiе Заповѣдей Божiихъ, не осуждая другихъ за ихъ нерадѣнiе. Господь силенъ устроить ихъ спасенiе и дать чувство къ исканiю онаго. Судебъ твоихъ бездна Господи[4].

Тяготѣющая васъ скорбь, видя ближнихъ въ болѣзни душевной точно велика, но вы удаляйте мысль свою отъ осужденiя и молитесь за .... Богъ долготерпѣливъ и многомилостивъ, а мы строгiе изтязатели нынче видимъ ближняго падающаго, а завтра можемъ ли положиться за себя? Любовь покрываетъ множество грѣховъ[5] иже безъ грѣха въ васъ да ввержетъ первый камень на ню[6]. Поминайте слово Христово о приведенной къ нему женѣ въ прелюбодѣянiи ятой.

Будьте здоровы душевно и тѣлесно и испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе остаюсь многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 28 Октября 1850 г.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софiя Сергѣевна!

Исполняя ваше желанiе, не называю васъ Княжною, но желаю Княжить (властвовать) надъ своими страстями. Изъ письма вашего отъ 14 числа Октября вижу что вы сознали себя недостойною духовныхъ услажденiй и спокойствiя и что вы находитесь въ опасности обольститься оными. Читая духовные книги вы увидите, какъ многiе пострадали, увлекаясь духовными услажденiями и основывающiеся на семъ своемъ спасенiи. Но доколѣ мы не истребимъ страстей своихъ дѣланiемъ Заповѣдей Божiихъ и не стяжемъ совершеннаго смиренiя, желать или искать таковыхъ утѣшенiй, значитъ считать себя достойными сей награды. – А это уже и есть гордость. Многiе изъ святыхъ и получая духовные дарованiя, опасались да не будутъ онѣ во вредъ, просили Бога взять оные отъ нихъ. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> въ 26 степени пишетъ: «нѣкоторые по смотрѣнiю Божiю священные за труды свои мздовоздаянiе получаютъ еще прежде совершенiя своихъ подвиговъ, иные при самомъ оныхъ прохожденiи, другiе по окончанiи, а иные при самой своей смерти, надобно изслѣдовать кто изъ нихъ другаго смиреннѣе. Явно что смиренные получаютъ скорое утѣшенiе и награды: ибо ихъ уже не повредятъ оные. Святые чѣмъ ближе приближались къ Богу, тѣмъ болѣе видѣли свою худость и считали себя подъ всею тварiю. – Вамъ же надобно подвизаться не на однѣ только исправленiи молитвенныхъ правилъ и поста, но и на исправленiе своего внутренняго устроенiя, которое прiобрѣтается любовiю и смиренiемъ. Вы говорите что не можете перенесть укоризны и обличенiя и остается въ васъ внутреннѣе мщенiе. Это значитъ въ васъ сильно дѣйствуетъ яростная часть отъ гордости произходимая. А какъ съ оною бороться и побѣждать имѣете на сiе учителей Св: Iоанна Лѣств<ичника> степень 8. 9. 10. 24 и 25 Св: Аввы Дорофея оеже укоряти себя а не ближняго и Нила Сорскаго о страсти гнѣва – И еще у Аввы Дорофея о еже како ходити въ путь Божiй на 66 стр. на оборотѣ. Безъ самоукоренiя и терпѣнiя и любви нельзя побѣдить сей страсти и требуетъ сiе многаго времяни и подвиговъ и труда. Видя же себя въ таковой нищетѣ невольно надобно смирять себя. А гдѣ смиренiе тамо и милость Божiя. И спокойствiе не можете найти безъ онаго: ибо самъ Господь научилъ насъ сему говоря: научитися отъ Мене яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ[7]. Степень о послушанiи васъ восхитила, и желаете достигнуть, чтобъ былъ въ васъ гробъ воли и воскресенiе смиренiя. И тотчасъ спрашиваете какъ сего достигнуть? Научить васъ. Когда всякое художество и искусство временемъ и трудомъ многимъ снискивается, кольми паче сiе художество художествъ многимъ трудомъ и временемъ и самоотверженiемъ снискивается. Молитесь Богу, подать вамъ помощь съ вѣрою читать Отеческiя ученiи и проходить на дѣло, сколько есть возможности и силы съ понужденiемъ и во всемъ познавать свою немощь и смиряться и обрящете помощь Божiю.

Слѣдить за движенiями сердца своего мысльми, словами, дѣлами, и записывать оные для обличенiя себя весьма хорошо. – Точно можетъ быть скорѣе прiидетъ чувство, въ самосознанiи своей нищеты и смирятся помыслы.

О Марье Николаевнѣ и о ея намѣренiи я ничего не знаю, кромѣ что отъ васъ слышу, да будетъ на ее волѣ. – Паче же да управитъ Господь путь ея такъ какъ Ему угодно, и какъ ей полезно.

Поручая васъ покрову Божiю остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 21 Nоября 1850 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

И 2е письмо ваше отъ 2 Ноября получилъ, не успѣвъ отвѣчать на прежнiя отъ 27го Октября присланное ибо вы не получили еще моего письма 28 Октября посланнаго. Отвѣчаю прежде на послѣднѣе.

Не знаю что сказать вамъ на письмо Марьи Николаевны видите какое въ ней недоумѣнiе и двоедушiе, ни на что не можетъ рѣшиться и даже боится рѣшительныхъ словъ, когда я скажу тамъ оставаться; по ее такой сомнительности, я не предвидецъ, ‑ не могу знать ничего будущаго то ежели она перешедши сюда, не найдетъ себѣ успокоеніе, или встрѣтитъ какая скорбь, тогда что будетъ? А она опасается переходить отъ перехода въ другое монастыря въ другое мѣсто, опасается и тамъ оставаться, что прiуказютъ: и сомнѣвается еще въ томъ, по Божiю ли это устроенiю и будетъ ли согласно ее перехожденiе съ волею Божiею. Въ такомъ двоедушiи весьма трудно дать направленiе человѣку, и я истинно недоумѣю, что ей вамъ сказать, и самъ писать не могу безъ ея требованiя и вопроса, да и то когда оный будетъ съ вѣрою а не двоедушенъ. Съ вѣрою вопрошающимъ самъ Богъ вразумляетъ сказать на пользу, а двоедушнымъ не знаю что и сказать вамъ. Кажется все равно что не вопрошать. Что жъ будетъ послѣ когда встрѣтится какое искушенiе? А безъ онаго невозможно обойтиться на пути спасенiя, тогда можетъ сказать, что видно не было воли на переходъ ее, а вѣдь мы не готовы переносить искушенiй съ вѣрою и твердостiю. Посылаю вамъ выписочку изъ Лѣствицы 26 степени. Вы можете ей предложить оную и предоставить на волю ее, паче отдать на Промыслъ Божiй, да устроитъ Онъ объ ней что ей на пользу.

Описанное вами въ послѣднемъ письмѣ ваше положенiе весьма тягостно, но чтожъ дѣлать куда отъ него бѣжать? Видно попустилъ Господь быть такъ къ вашему искусу, надобно терпѣть никого не винить, а себя укорять за нетерпѣнiе и неимѣнiе любви, которая по заповѣди должна простираться и ко врагамъ. Все пройдетъ. Есть много людей которые несравненно большiя несутъ скорби. Да укрѣпитъ васъ Господь. Въ прибавленiи правилъ на постъ, я съ вами не согласуюсь, при слабомъ вашемъ здоровье, да и потому что вы печетесь о выполненiи только количества, а о качествѣ не имѣете попеченiя: въ оскуденiи обоихъ, смиренiе да замѣнитъ оные. А при ономъ когда нѣтъ благоуханiя смиренiя, то ни мало не воспользуется ими, но тщеславiемъ и мнѣнiемъ еще и вредъ прiиметъ. Отъ чего да избавитъ васъ Господь.

Въ первомъ письмѣ описываете свое услажденiе въ чтенiи книги Св: Iоанна Лѣствичника, да эта книга предрагоцѣнная, а особо когда мы внимая, стараемся по силѣ исполнять сiе ученiе. Спрашиваете какъ начать? Чтобы мы не дѣлая добраго по Заповѣдямъ Божiимъ, надобно во всемъ имѣть смиренiе и считать себя ничтоже благо сотворшимъ. А ежели при исполненiи будемъ думать о себѣ нѣчто высоко, то далеко отстоимъ отъ должнаго. Смиренiе и кромѣ дѣлъ можетъ насъ спасти, а дѣла безъ смиренiя не спасутъ, ‑ что видимъ на мытарѣ и фарисее. Считайте себя послѣднѣйшею всѣхъ. Вы дѣлая все что должно и думали, что исполняете все должное, отъ того и не было вамъ со стороны врага брани, и вы ни чѣмъ не побѣждались. А когда бъ оное было, то вы смирялись бы и находили бъ въ чемъ каяться. Въ 26 степени пишетъ Св: Лѣствичникъ: иногда какъ и всѣ пороки оставляютъ, остается же одинъ, гордость, который всѣхъ прочихъ мѣсто наполняетъ. Хорошо бы вамъ прочитать у Петра Дамаскина въ 3й степени Добротолюбiя о седми тѣлесныхъ дѣланiихъ, но вы еще находитесь на не совершенномъ пути, впрочемъ тамъ хорошъ конецъ, что по оныхъ дѣланiяхъ, надобно имѣть во всемъ терпѣнiе, и тогда увидить грѣхи свои, яко песокъ морскій: а вы не находите въ себѣ грѣховъ, въ коихъ должно бы сознавать себя и каяться. Но пока вы находитесь въ мирской жизни старайтесь по силѣ ничего не упускать изъ виду что предложить къ исполненiю воли Божiей, считая себя рабою неключимою, а въ поползновенiи приносите покаянiе и еще болеѣ смиряйтесь – игра на фортепьяно кажется не входитъ въ составъ дѣлъ имущихъ благочестiе, о чемъ я не могу вамъ ничего сказать. Будьте мирны и здоровы чего вамъ желаю, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Выписка изъ книги Св: Iоанна Лѣств<ичника> ст. 26 въ первомъ продолженiи о разсужденiи благоразсмотрительномъ стр. 135. Елицы волю Господню познати желаютъ, тѣмъ свои прежде хотѣнiя умертвить въ себѣ должно: а потомъ съ чистою вѣрою и незлобивою простотою молитися, такожде отцевъ и братiю свою со смиренiемъ и не сумнѣннымъ сердцемъ вопрошати, и преподаваемые отъ нихъ совѣты, яко отъ устъ самаго Бога, прiимати обязаны, хотя бы что ими реченное и противно намѣренiю ихъ казалось, и хотя бы тѣ, коихъ они вопрошаютъ, сами и не зѣло были благочестивы. Нѣсть бо неправеденъ Богъ, и не попуститъ, чтобъ души совѣту и суду ближняго съ вѣрою и не злобiемъ покоршiяся, были обмануты: и хотя бы вопрошаемые были и неразумны: однако есть въ нихъ глаголяй Духъ Божiй безтѣлесный и невидимый.

Будьте мирны и здоровы, чего вамъ желаю, остаюсь недост<ойный> Бог<омолецъ> Мног<огрѣшный> Iер<омонахъ> Макарій.

 

27 Декабря 1850 г.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

Поздравляю васъ встрѣтивши святый Праздникъ Рождества Господа нашего Iисуса Христа и съ наступающимъ новымъ годомъ, да сподобитъ васъ Господь обновлятися духомъ и идтить путемъ Заповѣдей Его.

Получа письмо ваше отъ 17 Ноября, я не отвѣчалъ вамъ потому что не давно писалъ 21 Ноября, а ваше письмо получилъ 25 ч<исла> и ожидалъ еще вашего письма чтобы вмѣстѣ отвѣчать, а между тѣмъ время это былъ не здоровъ. Сего жъ Декабря 23 числа еще получилъ письмо ваше отъ 15 Декабря.

Пишите вы что не имѣете смиренiя, и знаете какъ оное нужно для мiра и спокойствiя душевнаго, за него то у насъ война съ гордыми бѣсами, которые стараются внушать намъ все противное смиренiю, а напротивъ Господь намъ Iисусъ Христосъ повелѣлъ научиться отъ Него смиренiю и кротости, для обрѣтенiя спокойствiя душамъ нашимъ. Все что мы ни дѣлаемъ ни ухищряемъ желая обрѣсти спасенiе, но безъ смиренiя не пользуетъ оное намъ, и что чудно по слову Св: Iсаака: смиренiе и безъ дѣлъ спасетъ насъ, а дѣла безъ онаго не мало не пользуютъ. – Вы дѣлали много и правилъ и прочихъ мнимыхъ добродѣтелей, полагая основать на нихъ свое спасенiе, но ничто же обрѣли. – Видно потому что дѣланiе ваше не было растворено смиренiемъ, не думайте жъ чтобъ сiе богатство скоро и безтрудно можно было стяжать, но многимъ времянемъ трудами, самоукоренiемъ и сознанiемъ своей немощи и нищеты. Читая книги духовные, научайтесь средствамъ какъ бы прiобрѣсть оное, и Богъ видя желанiе сердца вашего и старанiе о сихъ пошлетъ вамъ свою помощь.

Вы переносили большiя испытанiя отъ ревности О… и паки отъ строптиваго характеру невѣстки. При свѣтѣ вѣры вы должны видѣть не слѣпыя случаи, но Промыслъ Божiй сими терпкостями обучающiй васъ терпѣнiю и смиренiю. Что жъ сказать о любовной Заповѣди? Она повелѣваетъ и враговъ любить. Аще любите любящiя вы кая вамъ благодать есть? Ибо и язычницы такожде творятъ[8], но вамъ глаголю: любите враги ваши[9] и проч. Когда сравнишь свое устроенiе съ сею Божественною Заповѣдiю, то увидишь какъ далеко отстоимъ отъ истинныхъ Христiанъ. И не должно ли сiе погрузить насъ въ глубину смиренiя. Спрашиваете меня о продолженiи леченiя? Когда имѣете довѣрiе къ доктору и получая пользу отъ его леченiя, то почему жъ не взять еще нѣсколько опытовъ въ надеждѣ на помощь Божiю. А Онъ силенъ и подозрѣнiя О. отклонить.

Какъ въ семъ такъ и въ первомъ письмѣ пишите вы о намѣренiи говѣть и приступить къ принятiю Пречистыхъ Христовыхъ Таинъ. Спрашиваете меня какъ приготовиться и какъ руководить себя къ сообщенiю сихъ Таинствъ. Вы находите въ себѣ два сильные недостатка: въ исповѣди нѣтъ истинной сознательности, а въ причащенiи, не довольно сильно въ печатлѣется таинство искупленiя. Вы ищите въ себѣ высокихъ дарованiй и ненаходя ихъ бываете небезъ смущенiя. Вѣра и смиренiе довольны вамъ доставить утѣшенiе. Въ вѣрѣ не имѣю сомнѣнiя, что вы оную имѣете, хоть и не такую какъ зерно горчишно, но по мѣрѣ вашей и то хорошо, о смиренiи не могу сказать, а потому и не имѣете тѣхъ чувствъ кои вы считаете своимъ недостаткомъ. Ежели бы видѣли въ себѣ искреннюю сознательность и впечатлѣнiя Таинство искупленiя, то умъ вашъ возмѣчталъ бы велико нѣчто о себѣ. (не имѣя смиренiя) а когда вы приступаете къ Таинству исповѣданiя съ вѣрою и смиренiемъ, надобно какъ мытаръ, то вамъ не нужно видѣть ничего, кромѣ сего, а оцѣнитъ Тотъ, кто вѣсть тайная сердца нашего, тоже и опечатлѣнiи. Неужели Господь не могъ дать вамъ онаго, когда бы было вамъ полезно. И тутъ вѣра и смиренiе, да пребудетъ съ вами, не достойну себя считая такого ощущенiя. Разсмотрите не есть ли это дѣло гордости искать того, что выше нашей мѣры.

Богъ иногда подаетъ намъ утѣшенiе и по мѣрѣ нашего устроенiя отнимаетъ ихъ, да не превозносимся, ипотому мы не должны смущаться въ отнятiи оныхъ въ сухости и въ холодности, но паче смиряться и видѣть въ себѣ причину сего нашу гордость, отъ которой попущается впасть и въ нерадѣнiе, лѣность и разсѣянiе. Читайте книги Отеческiя со смиренiемъ, и Господь просвѣтитъ вашъ умъ и сердце свѣтомъ познанiя Его истины. Спрашиваете о Постѣ Великомъ и мимошедшемъ. Большую имѣютъ разницу какъ въ службѣ такъ въ пищѣ и въ прочемъ.

О Марьѣ Николаевнѣ ничего вамъ не могу сказать. Самъ Господь да призритъ ея и утвердитъ въ волѣ своей. Въ ней большое двоедушiе, а мужъ двоедушенъ несть управленъ въ путяхъ своихъ, да наставитъ Господь ее на путь спасенiя.

Желаю вамъ мира, здравiя и спасенiя и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 



[1] Пс. 4:5.

[2] См.: Лествичник, 17 степень.

[3] См.: Лествичник, 4 степень, 58 стих.

[4] Пс. 35:7.

[5] 1 Пет.. 4:8.

[6] Ин. 8:7.

[7] Мф. 11:28-29.

[8] Мф. 5:44- 45.

[9] Лк. 6:27.