Отъ 22 Генваря 1851 года.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

Вы соболѣзнуете о моемъ нездоровье, спаси васъ Господи. Но теперь благодаря Бога я здоровъ, по мѣрѣ лѣтъ моихъ и устроенiю бреннаго состава. Присланный отъ васъ чай получилъ исправно и со вложенiемъ по словамъ вашимъ для почты. Я принимаю сiе не отрицаясь, зная что происходитъ отъ чистаго вашего усердiя и благодарю васъ.

Изъ письма вашего вижу, что вы понимаете, читаемую вами книгу Св: Iоанна Лѣствичника познаете свою грѣховность, и стали гораздо спокойнѣе духомъ, что о семъ сказать? Какъ только то; что воздамъ Господеви яже воздаде ми[1]; и что сiя измѣна десницы Вышняго[2]. Воздавайте Ему благодаренiе немолчное, и храните дарованiи сiи данные вамъ туне ‑ смиренномудрiемъ сердца. –

И еще получилъ письмо ваше отъ 15 Генваря (а 1ое было отъ 24 Декабря) касательно правилъ вашихъ молитвенныхъ, я писалъ вамъ не такъ, чтобы оставить ихъ, но опасаться на нихъ опираться и полагать въ томъ все свое исправленiе и спасенiе. Безъ внутренно-нравственнаго исправленiя молитва одна не принесетъ пользы. Да Св: Макарiй Ег<ипетскій> въ 3емъ сл. въ 5ой главѣ называетъ таковую молитву не молитвою, но маскою молитвы. Въ 1мъ словѣ въ 13 и 14 главахъ онъ подробно исчисляетъ, что должно принуждать себя и къ прочимъ добродѣтелямъ. Ибо чрезъ принужденiе къ онымъ мы получимъ помощь Божiю и безъ трудно уже будемъ оные исполнять. Вы стремитесь къ уединенiю, но оное не всякому приноситъ пользу, что можете видѣть изъ надсловiя на книгу Препод<обнаго> Нила Сорскаго. Любовь Божiя является въ насъ къ ближнимъ; въ чемъ и вся сила Заповѣдей Христовыхъ состоитъ и простирается даже до любви враговъ. А когда вы любите только любящихъ васъ, то кая вамъ благодать есть ибо и язычницы такожде творятъ[3], вотъ слова Господни. То мы не можемъ иначе познать себя, пока въ собращенiи съ ближними, принимая отъ нихъ укоризны и досады, какъ врачество своимъ душевнымъ язвамъ, и укоряя себя за нетерпѣнiе, а не ихъ; но напротивъ благодарить ихъ, что чрезъ нихъ познали свою душевную немощь смотрѣнiемъ Божiимъ. Имѣя же спокойствiе благодатiею Божiею опасайтесь увлекаться о семъ мнѣнiемъ о себѣ, да не паки тожде постраждите, враги не дремлютъ оне боятся только смиренiя.

По прочтенiи книги Св: Iоанна Лѣств<ичника> вы можете читать книгу Св: Аввы Дороѳея, и полученныя вами въ Христiанскомъ чтенiи творенiя Св: Iоанна Златоустаго и прочiи, а по времяни паки совѣтую повторять Лѣствицу; не то нужно, что только прочитать, но читать и возбуждаться къ дѣланiю при помощи Божiей.

М: Макарiя совсѣмъ оставила Сѣвскую обитель, она довольно странствовала для Богомолья по обителямъ. Была и въ Переяславлѣ у Марьи Николаевны, нашла ее въ большой нерѣшимости: Говоритъ, что желала бы быть гдѣ и М: Макарiя останется. Но это не надѣжно, ибо и сама она неустроена. Ко мнѣ пишетъ Надежда Васильевна Петрова бывшая ее сотоварница, чтобъ написать къ М<арье> Ник<олаевнѣ> во утѣшенiе при ее теперешнемъ жалкомъ положенiи, но я не нахожу, чтобы могъ ей написать кромѣ того что поздравить ее съ новымъ годомъ, но это излишняя для насъ учтивость. А побуждать ее къ исполненiю ея намѣренiя я не могу ибо это можетъ причесться къ принужденiю. Надобно оставить ее на Промыслъ Божiй. Онъ хощетъ всѣмъ спастися и въ разумъ истинный прiидти.

Желаю чтобъ вы были здоровы душевно и тѣлесно, и остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 3 Марта 1851 года.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Получа письмо ваше отъ 5 февраля, не отвѣчалъ вамъ до сего времени: то по нездоровью, то по случаю наступившаго Св: Поста. 1ую недѣлю coвсѣмъ не было времени заниматься письмами, коихъ у меня накопляется довольно много, ктому же отъ засорѣнiя глаза и зрѣнiе иногда бываетъ тускло. И прошу васъ, пишите ко мнѣ покрупнѣе и поразборчивѣе, чтобы могъ самъ читать.

Слава Богу, что вы по успокоились въ своемъ пребыванiи и возъимѣли благое разсужденiе, что можно и въ мирѣ живши[4] спастися, — но въ монастырѣ больше можно имѣть къ оному побужденiе. Это истинно такъ, но только надобно имѣть и въ томъ и въ другомъ жительствѣ попеченiе о исполненiи Заповѣдей Божiихъ, и о смиренiи при ономъ. Ибо безъ смиренiя всѣ благiя дѣла не бываютъ благоугодны Господу чему видимъ ясный примѣръ на Фарисеѣ. ‑ Когда же угодно Господу кого позвать къ монашеской жизни и устоять тамъ, то тамъ откроются и брани гораздо болѣе нежели въ мiрѣ пребывающимъ. Ибовраги, видя насъ вооружающихся на нихъ, и текущихъ восхитить Царствiе Небесное, лютѣе вооружаются на насъ и борютъ насъ возбуждая страсти къ дѣйствiю; а главный изъ нихъ славолюбiе, сластолюбiе и сребролюбiе; и чрезъ нихъ и пpoчiи страсти являютъ въ насъ свои дѣйствiи. Однемъ исполненiемъ правилъ мы не можемъ избавиться дѣйcтвiя страстей, но дѣланiемъ Заповѣдей въ сообществѣ съ людьми. Заповѣди же простираются даже и до любленiя враговъ. Немощь наша исцѣляется не уединеннымъ отшельствомъ, но дѣланiемъ и претерпѣнiемъ досады креста (см. книгу Св: Исаака Сирина, слово 2, стр. 13). Когда же мы бывши страстны, т: е: недугуя гордостiю, тщеславiемъ, лукавствомъ и мнѣнieмъ хощемъ въ уединенiи приближаться къ Богу, то можемъ обольститься. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> и прочiе Св: Отцы запрещаютъ таковымъ удалиться въ строгое уединенiе, а лучше подвизаться съ человѣками, отъ паденiй своихъ познавать свою немощь и приходить въ смиренiе; тогда и всѣ наши дѣланiи будутъ благоугодны Господу.

Можно видѣть примѣрь на Марье Николаевнѣ какъ она проходила безмолвную жизнь, удаляясь отъ людей. И не нашла спокойствiя, а напротивъ во всемъ имѣетъ двоедушiе и ни на что рѣшится не можетъ. ‑ Да дастъ ей Господь обрѣсти истинный путь. Полагаю вы уже исполнили долгъ Христiанскій, были причастницею, Пречистыхъ тѣла и крови Христовыхъ, какъ писали, что будете говѣть первую недѣлю въ Рязанѣ, съ чѣмь васъ усердно поздравляю.

Спрашиваете о дѣвицѣ вошедшей въ монастырь и желающей васъ имѣть руководительницею, какъ вамъ поступить? Я не могу вамъ совѣта на cie дать, чтобы браться за столь трудное дѣло, когда вы и сами еще находитесь въ страстномъ устроенiи. Можно дать совѣтъ когда кто требуетъ, и то не отъ своего разума, а отъ Св: Отецъ ученiя самую и книгу предложить, гдѣ сама она можетъ видѣть истинну, а для насъ это весьма вредно: ибо ведетъ къ тщеславiю и высокоумiю отъ которыхъ да избавить васъ Господь.

Испрашивая на васъ Божiе благословенiе и желая въ мирѣ и здравiи проводить сей постъ душеспасительно, остаюсь вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 3 Апрѣля 1851 года.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

Поздравляю васъ съ наступающимъ высокоторжественнымъ Праздникомъ Господа нашего Iисуса Христа Воскресенiемъ желаю вамъ встрѣтить оный и праздновать съ сердечною радостiю, въ совершенномъ добромъ здравіи.

Отъ 5 Марта получилъ я ваше письмо, и самъ писалъ къ вамъ 3 Марта. А какъ вы тогда писали не получая моего письма, то я не отвѣчалъ, ожидая что и еще напишите что нибудь, и я вмѣстѣ отвѣтствую. Но какъ и до сихъ поръ не имѣю отъ васъ писемъ, то уже къ празднику рѣшился написать и поздравить васъ съ онымъ.

Вы пишете, что нашли большую пользу въ чтенiи Св: Kaссiaнa о борьбѣ плоти и духа да и прочее чтенiе духовныхъ книгъ приноситъ вамъ душевное утѣшенiе. Слава Богу, что эта алчба и жажда васъ не оставляетъ, а при оной надобно понуждаться и на дѣланiе. Въ дѣланiи нашемъ должно всегда и во всемъ имѣть смиренiе, то оно и твердо будетъ. О семь не скорбите, что по болѣзни не можете быть въ храмѣ. Вы есте Церковь Бога жива[5] пишетъ Св: Апостолъ. Хотя вы имѣете особенныя и какiя чувства, бывши тамъ, отнюдь оными не обольщайтесь, а считайте себя того недостойными. Что смиреннѣе, то тверже и прочнѣе.

Благодаренiе Господу, что послалъ вашей невѣсткѣ такую Христiанскую кончину, которая подастъ надежду къ блаженному ее успокоенiю въ вѣчности.

Прошедшаго не воротишь, что вы разстались съ нею не совсѣмъ хорошо ‑ похвалить нельзя сего; но на все есть покаянiе; Кайтесь предъ Богомъ и молитесь за нее, но смущаться не надобно, а уповать на благость Божiю; и впредь остерегаться кого либо судить: Богъ всѣмъ Судiя и всѣхъ Спаситель. Какiя были ее недостатки они очистились страданiемъ, покаянiемъ и упованiемъ на Благость Божiю, да упокоить Господь душу ее въ Царствiи Небесномъ. Отъ М: Макарiи я получилъ недавно письмо, что она совершенно спокойна въ новомъ своемъ пребыванiи, въ Бородинскомъ монастырѣ, довольна уставами и обрядами обители, Мат. Игуменiею и всѣми сестрами, а о Марьѣ Николаевнѣ не имѣю ни какого слуху; да управитъ Господь жизнь ее по Св: Его волѣ.

Не успѣлъ кончить сего письма, получилъ и другое ваше письмо отъ 19 Марта посланное. Вы пишите, что понимаете совсѣмъ иначе духовную жизнь, нежели прежде думали. Это весьма хорошо и благодаренiе о семь Господу. Вижу ваше стремленiе къ полученiю духовнаго богатства; и находясь въ мiрѣ съ большою скорбiю переносите лишенiе оныхъ. Думаю вы полагаете стяжанiе духовныхъ въ утѣшенiи изобильныхъ душевныхъ; Но надобно сего опасаться, дабы не обольститься оными. Св: Iоаннъ Лѣств<ичникъ> пишетъ въ 26 ст., что Богъ награждаетъ оными работающихъ Ему по мѣрѣ ихъ смиренiи, отъ иныхъ и до смерти удерживаетъ. Крестъ есть не однѣхъ видимыхъ и внѣшнихъ скорбей ношенiе, но и внутреннѣе душевное: мракъ, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Богъ посылаетъ это къ уничтоженiю нашей гордости и къ снисканiю смиренiя. Прочтите въ 4й час<ти> Добротолюбiя слово Св: Kacciaнa (того жъ и Iоанна), посланiе къ Леонтину Игумену о разсужденiи. Дивное слово! Надѣюсь что оно принесетъ вамъ пользу. Я не думаю что вы полагаете свое спасенiе въ исполненiи правилъ, но предостерегаю васъ отъ сего. И не только надѣяться на правила, и на дѣла, но даже и на духовныя дарованiи, — много и симъ были обольщаемы; но на Милосердiе Божiе возлагаться надобно о своемъ спасенiи. Надобно и дѣлать, но съ великимъ смиренномудрiемъ. Испрашивая на васъ Божiе благословенiе остаюсь желатель вамъ здравiя и спасенiя, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

P. S. О. Парфирiй Григоровъ, издатель писемъ затворника Георгiя 15 Марта отошелъ ко Господу. Глазъ мой измѣняетъ зрѣнiе тускнѣетъ.

 

Отъ 8 Мая 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

Благодарю васъ за поздравленiе меня съ праздникомъ Воскресенiя Христова. Послѣ письма моего къ вамъ, я получилъ вашихъ два письма отъ 9го и 23 Апрѣля; только очень не скоро 1е 26 числа, а 2е Мая 5 равно и вы мои письма весьма медленно получаете. А теперь кажется еще долѣе будутъ итти при обращенiи изъ Михайлова въ Рязань.

Вы пишите о бывшихъ вамъ испытанiяхъ при намѣренiи вашемъ говѣть на послѣдней недѣлѣ Св: Поста, и паки за Великiй Пятокъ. Я полагаю, что вы ничего не вкушали въ оный, но при вашемъ здоровье напрасно это дѣлали. Церковь дозволяетъ немощнымъ и старымъ подкрѣпиться, ‑ а вы немощные. А притомъ какая польза и тѣло утомлять и не имѣть въ душѣ спокойствiя чрезъ возмущенiе. Это нельзя одобрить. Вы больше бы обрѣли пользы при вкушенiи, нежели при неядѣнiи, и другихъ бы успокоили и сами бы были спокойнѣе и смиреннее. А что дороже мира?

Потерпите и понесите немощи испытующаго васъ своими требованiями, хотя и трудными; но кто знаетъ долго ли онѣ продлятся. На леченiе ваше въ Рязани да благословитъ Господь и устроитъ ваше здравiе какъ душевное такъ и тѣлесное. Читанное вами посланiе препод. Ιоанна Кассiана къ игумену Леонтину въ Русскомъ переводѣ вамъ очень понравилось. Но я совѣтую прочитать оное на Славянскомъ языкѣ въ Добротолюбiи 4й части подъ именемъ просто Кассiана; тамъ гораздо лучше найдете разумъ духовный. Русскiй языкъ очень бѣденъ и не можетъ такъ выразить священныхъ истиннъ, въ переводѣ какъ Славянскiй. Одно это слово «различенiе духовное» далеко унижаетъ даръ «духовнаго разсужденiя» на священномъ языкѣ принятаго. Оно и въ Лѣствицѣ не измѣнено, какъ въ Славянскомъ такъ и въ русскомъ переводѣ. Да и много найдешь, которые трудно выразить на русскомъ языкѣ. И паки совѣтую вамъ не оставлять изучать Славянскiй языкъ, вы когда поймете, то сами увидите онаго красоту. Прочiи слова Iоанна Кacciaнa такъ какъ ихъ нѣтъ на Славянскомъ языкѣ, то мы читаемъ и на русcкомъ. А сiе слово есть въ Славянскомъ то я и не читалъ онаго въ Русскомъ. И даже забылъ, въ какомъ году оное напечатано въ Христiанскомъ Чтенiи. Вы напишите мнѣ сличу. Понимая Отеческiи ученiи не увлекайтесь мнѣнiемъ о себѣ, хотя бы что и исполнить по ономъ могли, мнѣнiе же погубляетъ, да и въ прелесть недолго можно впасть. Все что удаляется отъ смиренiя и не имѣетъ любви и мира не угодно Богу, но мы чужды бывъ сего должны паче смиряться, но не отчаяватися.

Хорошо, что вы познали изъ поученiя Св: Аввы Дорофея почему не имѣете успѣха въ духовномъ преспѣянiи, т: е: не имѣете самоукоренiя, но все таки выказывается въ васъ желанiе видѣть тое преспѣянiе а сочетавыйся со Св: смиренiемъ чуждъ сего. Онъ видитъ себя послѣднѣйшаго всѣхъ и не отчаявается, а паки успокоивается; И хотя много исправляетъ, считаетъ оное долгомъ: ибо не своею силою исправилъ, но помощь отъ Бога прiялъ. А когда подумаетъ нѣчто о себѣ, то попущаемъ бываетъ ниспасть, да смиренiе стяжетъ. Я cie пишу вамъ въ предосторожность, а то и не увидишь, какъ увлечешься въ самонадѣянность.

Пишите, что благодарите Бога зато, что нашли пользу въ моихъ совѣтахъ, ‑ да, точно благодарите Его, но за то, что Онъ по милосердiю Своему и вѣрѣ вашей, вразумляетъ меня что и когда написать; а я самъ по себѣ ничто же могу, да притомъ и во всемъ есть немощенъ и неразуменъ; почему и приписывайте не мнѣ, но Богу дарующему вамъ пользу. Писанное вамъ мною, какъ касающееся токмо до васъ, другимъ не произносить. Братцу вашему дай Богъ хорошую судьбу найти въ супружествѣ: религiя есть основанiе счастiя.

Зрѣнiе мое все еще не совершенно исправилось, но еще засоренъ. Книга Введенiе въ Богословiе Арх<имандрита> Макарiя у меня есть не трудитесь присылать.

Испрашивая на васъ миръ и благословенiе Божiе, и желая здравiя и спасенiя остаюсь Богомолецъ вашъ многогрѣшный Iеромонахъ Mакарiй.

Пелагее Ильинишнѣ изъявимъ отъ васъ почтенiе.

 

 

Отъ 16 Іюня 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣевна!

Получилъ вашихъ 2 письма отъ 18 Мая и 8 Iюня, но ни въ одномъ не видно, получилиль вы мое письмо 8го Мая къ вамъ посланное. Въ послѣднемъ письмѣ вы описываете свою болѣзнь начинающуюся горловою чахоткою, о которой еще можно подать помощь къ исцѣленiю васъ обнадеживать, чего вамъ усердно желаю. Вы не упадайте духомъ, но имѣйте надежду на помощь Божiю: Онъ силенъ подать вамъ исцѣленiе и не токмо тѣлесное, но и душевное. Когда внѣшнiй нашъ человѣкъ тлѣетъ, тогда внутреннiй обновляется. Вы пишите что покорны воли Божiей о своей болѣзни, но сокрушаетесь о томъ что можете быть другимъ втягость; напрасно вы это такъ принимаете. Я увѣренъ что всѣ родные и окружающiе васъ принимаютъ въ васъ участiе, не только породству и приближенiю, но и по Христiанскому чувству, да и самое естество побуждаетъ насъ имѣть состраданiе къ сродному себѣ; да и религiя внушаетъ намъ имѣть къ больнымъ состраданiе, за что прiимутъ воздаянiе въ будущей жизни. Ибо Господь принимаетъ служенiе, какъ Ему послужили.

Не сомнѣвайтесь оставить духовныхъ вашихъ занятiй при изнеможенiи тѣлесныхъ силъ. Будьте довольны сердечнымъ къ Богу взыванiемъ и благодаренiемъ за Его къ вамъ милосердiе явленное въ семъ посѣщенiи. По расположенiю вашему прежде начатiя лѣчиться исполнить долгъ Христiанства причаститься св: Таинъ, да благословитъ васъ Господь хотя и дома, по возможности быть въ храмѣ.

Касательно употребленiя пищи въ посты, непозволенной Церковью, я не могу дать вамъ разрѣшенiя настоящаго. А когда будете принимать оную, то принимайте въ видѣ лекарства, отъ доктора предписаннаго, а послѣ о семъ приносите покаянiе предъ духовнымъ отцемъ и получите отъ него разрѣшенiя. Дозволять непозволенаго Церковію мы не можемъ, а разрѣшать по содѣянiи кающимся дана власть отъ Бога, только не имѣйте никакого смущенiя, а успокоевайтесь духомъ.

Въ 1мъ письмѣ вы пишите о скорби вашей, отъ которой приходите до раздражительности, а это очень вредно при теперешнемъ вашемъ болѣзненномъ положенiи. Предоставляйте волѣ Божiей таковое вамъ испытанiе, то удобнее можете успокоиваться. Изъ послѣдняго же письма вижу, что больше имѣете довѣрiя. Не знаю почему вы не упомянули о письмѣ моемъ, ежели не получили, то очень жалко можетъ быть по случаю поѣздки вашей въ Москву, или не доставили вамъ, думаю не разстроить бы больше болѣзни письмомъ.

Прошу васъ хоть въ малыхъ строкахъ извѣстить въ какомъ положенiи ваше здоровье.

Паки пожелавъ вамъ облегченiе отъ болѣзни и совершеннаго выздоровленiя и душевнаго спокойствiя, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Mакарiй.

 

Отъ 7 Іюля 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Софья Сергѣвна!

5 ч<исла> Iюля получилъ я ваше писанiе слабою рукою начертанное, видя изъ онаго ослабѣвшее ваше здоровье сожалѣю объ васъ. Но вы не отчаявайтесь, ежели угодно будетъ Богу то получите выздоровленiе что отъ человѣкъ не возможно, отъ Бога все возможно[6]. Вы же пишите, что чувство ваше, внушаетъ вамъ, что должно приготовляться къ исходу отъ здѣшней въ вѣчную жизнь, и просите наставить вась къ сему времени. Что касается до сего, то мы должны всегда пpiyготовляться къ сему; ибо никому неизвѣстенъ часъ смертный, а паче находящимся въ болѣзни, ‑ впротчемъ и питаться надеждою на продолженiе жизни, и исполнять Христiанскiй долгъ принятiемъ св: Таинъ не мѣшаетъ.

Полагать же надежду на свои дѣла, добродѣтели и подвиги, но на неизреченную милость Божiю и заслуги Спаса нашего Iисуса Христа безъ которыхъ никакiя наши <дѣла> не могли бъ насъ спасти. А ежели врагъ наноситъ смутительные помыслы о грѣхахъ, и влагаетъ безнадежiе, то прибѣгайте также къ заслугамъ Сына Божiя: ибо Онъ пришелъ грѣшниковь спасти, за нихъ пролилъ Пречистую Кровь Свою, и взялъ на Себя всего мipa грѣхи претерпѣлъ крестную смерть. Сiе да будетъ намъ надеждою и утѣшенiемъ къ полученiю вѣчныхъ благъ. Всѣ кои отходятъ отсюда въ вѣрѣ и надеждѣ будущей жизни и съ принятiемъ Таинствъ Церковныхъ, вѣруемъ, что милость Божiя сотворится съ нами. Аще что и погрѣшили въ житiи семъ, то Церковь мати наша приноситъ за нихъ молитвы при безкровной жертвѣ церковномъ Богослуженiи и псалмопѣнiи, а также и творимыя убогимъ милостыня о душахъ приноситъ имъ великую пользу.

О исполненiи правилъ не безпокойтесь, въ болѣзни Богъ не взыщетъ съ васъ оныхъ, а когда что можете прочитать хоть сидя ‑ не сомнѣвайтесь. А главное приносите Богу терпѣнiе въ болѣзни и благодаренiе за cie Его милостивое посѣщенiе. Ибо болѣзни и грѣхи очищаютъ и подаютъ время обдумать о прошедшемъ проведенномъ времени. Слава о всемъ неисповѣдимой Божіей къ намъ любви.

На письмо ваше изъ Москвы я послалъ вамъ 16 числа Іюня въ Михайловъ, но вы видно еще онаго не получили, почта не скороходитъ.

Желаю чтобъ вы при благодарномъ вашемъ тѣрпеніи и благодареніи получили душевное спокойствіе и здравie тѣлесное. Остаюсь недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Mакарiй.

 

 

Отъ 17 Iюля 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

7го Iюля я послалъ къ вамъ, а 12 получилъ письмо ваше отъ 2 Iюля, коимъ извѣщаете о болѣзни вашей, доведшей васъ до большой слабости и о намѣреніи отправляться въ Крымъ на 2 года; но не пишите когда предпринимаете cie путешествіе, и потому я пишу cie письмо на угадь, не знаю застанетъ ли оно васъ дома или нѣтъ. А мое желаніе напутствовать васъ Божіимъ благословеніемъ, да получите тамъ исцѣленіе какъ тѣлесное, такъ и душевное. Не смущайтесь о томъ что вы не можете имѣть духовныхъ занятій и быть въ Церкви. Все это объемлется въ благодарномъ терпѣніи посланной вамъ отъ Бога болѣзни. Вы есте Церкви Бога жива[7], пишетъ св: Апостолъ. И такъ, должно пещись о сей церкви, т: е: о сохраненіи нашего сердечнаго устроенія согласно съ волею Бoжieю во смиреніи духа, да подастъ вамъ утѣшеніе Самъ премилосердый Господь пріемля желаніе ваше къ иcпoлнeнiю св: Его воли и благоугожденію Ему.

Когда будетъ воля Бoжiя то и у насъ побываете, будьте мирны и спокойны и овсемъ Господа благодарите. Остаюсь желатель вашего здpaвiя и спасенія, недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Пелагеи Ильиничнѣ передалъ отъ васъ поклонъ.

 

 

Отъ 24 Iюля 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

На письмы ваши писанныи отъ 8 ч<исла> Iюля изъ Москвы и изъ деревни безъ числа 5 Iюля мною получены, я отвѣтилъ вамъ въ Михайловъ на 1е 16го Iюня а на послѣднѣе 7 Iюля. Но изъ полученнаго мною письма вашего отъ 9 ч<исла> Iюля не видно, чтобъ вы получили 1е письмо мое, о второмъ надѣюсь, что получите.

Въ послѣднемъ письмѣ вашемъ пишете о намѣреніи вашемъ отправиться на Кавказъ для возстановленія вашего здоровья, да благословитъ Господь ваше путешествie и поможетъ получить совершенное здравіе для Славы Божіей и для утѣшенія ближнихъ вашихъ любящихъ васъ и пекущихся о исцѣленіи васъ. Вы упоминаете о книгахъ, которые съ собою взяли, читайте оныя, но не обремѣняйте себя, такъ и о правилѣ не безпокойтесь; ежели когда будетъ какое упущеніе. Для болящихъ нужно спокойствіе души, тогда можно имѣть и умъ и сердце ближе къ Богу, и терпѣніе съ благодареніемъ удобно пріобрящете. Я въ прошедшемъ письмѣ довольно вамъ писалъ касательно вашего устроенія теперь не буду повторять.

Когда будете писать ко мнѣ упомяните получили ль мои письмы. Испрашивая на васъ благословеніе Божіе, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія, недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 10 Августа 1851 года.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Изъ письма вашего отъ 22 Iюля вижу, что вы получили послѣднѣе отъ меня отъ 7 Iюля, но я еще писалъ къ вамъ отъ 17 Iюля, а въ Москву 24 Iюля, полагаю, что вы теперь и оные получили.

Въ прошедшихъ письмахъ я довольно писалъ вамъ о чемъ было нужно, теперь остается пожелать вамъ благополучнаго путешествія, и да укрѣпитъ васъ Господь въ ономъ. А далѣе, да пошлетъ совершенное выздоровленіе во славу Божію и къ утѣшенію любящихъ васъ родныхъ, которые столько имѣютъ о васъ попеченіе, и вамъ сопутствующихъ въ дальній путь.

Благодареніе Господу, что вы благодарно принимаете посѣщеніе болѣзни ‑ великую пользу обрѣтаютъ кои терпятъ болѣзни съ благодареніемъ: ибо оные вмѣсто великихъ подвиговъ нашихъ пріемлетъ Господь и воздастъ нетлѣнными наградами.

Отъ усердія и трудовъ вашихъ получилъ 6 паръ носковъ за которые васъ благодарю.

Испрашивая на васъ Божіе благословеніе остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 27 Августа 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Послѣднее письмо ваше отъ 10 Августа получилъ я 19 числа, а посылку вашу 26 ч<исла>. Благодарю васъ за усердіе ваше, а я къ вамъ писалъ въ Москву послѣднее письмо 11 Авг<уста> не знаю получили ль вы оное.

Вы теперь находитесь въ дорогѣ, да благословитъ Господь васъ и сохранитъ въ семъ путешествіи здоровье ваше, и даруетъ миръ и спокойствіе душевное, которое нужно къ возстановленію тѣлеснаго здоровья.

Благодареніе Господу, укрѣпляющему васъ и даровавшему чувство благодушія, не впадать духомъ и не унывать въ болѣзни. Вѣра въ Господа и въ Промыслъ Его пекущійся о спасеніи нашемъ, да будетъ вамъ цѣлебнымъ бальзамомъ и утѣшеніемъ.

Св: Писаніе увѣряетъ насъ, аще внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ тогда увнутренній обновляется[8]. И въ другомъ мѣстѣ: аще земная храмина[9] тѣла нашего разорится созданіе имамы отъ Бога храмину нерукотворенну вѣчну на небесѣхъ[10]. Вѣра и надежда да утѣшаютъ васъ и любовію къ Богу прилепляйтесь. Ибо Онъ отъ любви Своей васъ посѣщаетъ Спасеніе вамъ содѣлывая. Но Господь силенъ даровать вамъ и исцѣленіе аще усмотритъ, что будетъ оно вамъ на пользу, ко славѣ имени Его Святаго.

Очень радъ, что вы успокоились на счетъ Марьи Николаевны дай Богъ ей найтить истинный путь и успокоеніе въ ея странствованіи усердно ей желаю спасенія. Надѣюсь, что вы напишите о вашемъ пріѣздѣ и успѣхѣ вашего лѣченія на исцѣленіе, чего усердно вамъ желаю.

Испрашивая на васъ благословеніе Божіе, остаюсь вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 1 Сентября 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

На прошедшей почтѣ 28 ч<исла> Августа послалъ я къ вамъ письмо въ Симферополь, на имя ваше, оставить на почтѣ до требованія, а на другой день получилъ ваше письмо изъ Харькова отъ 24 Августа, гдѣ вы имѣли отдохновеніе. Но теперь полагаю что уже достигли назначеннаго мѣста для вашего пользованія. Съ помощію Божіею начинайте леченіе, и да дастъ Онъ вамъ совершенное исцѣленіе ‑ усердно желаю.

Не знаю какъ долго ходитъ почта въ Симферополь, но желая предварить васъ моимъ поздравленіемъ со днемъ вашего Ангела, симъ моимъ писаніемъ поздравляю васъ съ онымъ, и желаю, чтобъ сіе нашло васъ въ мирномъ и спокойномъ устроеніи духа; каковое состояніе и прилеченіи нужно, и способствуетъ къ исцѣленію.

Очень жаль, что вы не получили письма моего посланнаго къ вамъ въ Михайловъ 17 Iюля, отсюда оно послано, ибо у насъ записывается въ книгу, а на почтѣ означаютъ въ прiемѣ каждаго письма. А такъ какъ вы въ это время находились въ отлучкѣ, то въ Рязань, то въ Москву, и не мудрено, что оное до васъ не дошло. Постараюсь здѣсь узнать, впротчемъ не надѣюсь. А вы будьте спокойны на счетъ сего и примитесь съ вѣрою, когда бъ нужно было, то вѣрно и получили бы оное, и видно на это не было воли Божiей, во всякомъ случаѣ вѣра насъ успокоеваетъ.

Благодаренiе Богу, что родные ваши оказываютъ къ вамъ большое вниманiе и старанiе о возстановленiи вашего здоровья и сами вамъ сопутствуютъ.

Священника Николая Дмитрiевича Лаврова я знаю, онъ былъ у насъ въ обители, и то мнѣ извѣстно, что былъ близко расположенъ къ покойному О: Арх<имандриту> Макарiю и наслышанъ объ немъ съ хорошей стороны и вы не имѣйте сомнѣнiя.

Слава Богу, что успокоились и въ отношенiи къ Марьѣ Николаевнѣ, дай Богъ ей найтитъ истинный путь и миръ душевный. Она въ Белышевскомъ монастырѣ я слыхалъ, и у насъ бывала отъ туда монахиня общежительный.

Касательно вашихъ правилъ и чтенiя книгъ будьте спокойны сколько можете по силѣ упражняйтесь въ семъ, ноне отягощайте себя. Богъ выше силъ не требуетъ, умъ же обращать къ нему.

Испрашивая на васъ благословеніе Божіе, остаюсь желатель вашего здравiя и спасенiя недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 2 Октября 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Я уже 2 письма послалъ къ вамъ въ Симферополь по адресу оставить въ почтамтѣ до требования 28 Августа, и получилъ отъ васъ изъ Харькова 1 Сен<тября>. Вы пишите ко мнѣ 12 Сент<ября> что еще не имѣете отъ меня писемъ, да въ то время нельзя было еще и получить. Письмо ваше шло до меня 25 дней, то и мои вы должны получить въ то же время. Теперь пишу къ вамъ но не знаю застанетъ ли васъ письмо мое въ Симферополѣ, такъ какъ вы располагали переѣхать въ половинѣ октября въ г. Ялту.

Слава Богу, помогшему вамъ совершить столь продолжительное путешествіе и прибыть на мѣсто пользованія вашего.

Надежда полученія здоровья много можетъ ободрять духъ и укрѣплять; а вы будьте благонадежны и уповайте на помощь Божію. Онъ силенъ даровать вамъ исцѣленіе, когда усмотритъ оное на пользу души вашей.

Не безпокойтесь о томъ что не можете быть въ храмѣ: Богъ видитъ ваше расположеніе и желаніе и приметъ оное вмѣсто дѣланія, а вы аще и малое моленіе приносите, но со смиреніемъ то будетъ жертва благопріятна предъ Богомъ. Выписать книгъ изъ Кіева, да благословитъ васъ Господь. Благодарю васъ за извѣщеніе меня о себѣ и тамошнемъ краѣ желаю, чтобы благотворный климатъ тамошній былъ благодѣтельнымъ для вашего здравія. Испрашивая на васъ Божіе благословеніе, остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

 

Отъ 5го Ноября 1851 года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Долго я не имѣлъ отъ васъ извѣстiя, послѣднѣе письмо ваше было изъ Симферополя отъ 12 Сент<ября> на которое я отвѣтилъ 2 октября туда же а больше не писалъ, не знаю настоящего вашего мѣстопребыванiя; вчерашнiй же день получилъ ваше письмо отъ 16 октября, гдѣ и адресъ вашъ приложили и я съ первою почтою пишу къ вамъ.

Вы описываете здѣланную вамъ операцію очень опасную и ужасную, но при помощи Божіей по вѣрѣ вашей нечувствительно вами выдержанную. Дай Богъ, чтобъ сей вашъ рыскъ и мужество увѣнчались благимъ успѣхомъ полученія много желаемаго здравія; и какъ вы такъ и родныи ваши утѣшены бывъ онымъ возвратились на свою родину благополучно.

При пользованіи вашемъ физическими средствами утверждайтесь въ вѣрѣ въ Господа, промышляющаго о всѣхъ, и предавайтесь въ Его св: волю, чѣмъ успокоивая себя будете имѣть пользу и отъ физическихъ средствъ. А особенно какъ вижу успокоиваетъ васъ часто Причащеніе Пречистыхъ и Животворящихъ Христовыхъ Таинъ, что и впредь совѣтую не оставлять. Да я хотѣлъ бы предложить вамъ исполнить на себѣ Таинство Елеосвященія, но не знаю что родные ваши примутъ ли это по принятому въ мірѣ мнѣнію бутто къ смерти и это ихъ можетъ сильно огорчить. Но онѣ не знаютъ, на какой конецъ уставлено cie таинство. Оно основаніе имѣетъ на словахъ св: А<постола> Іакова, Г. 5 стр. 14 «Болитъ ли кто въ васъ; да призоветъ пресвитеры Церковныя, и да молитву сотворятъ надъ нимъ, помазавше его Елеемъ, во имя Господне. И молитва вѣры спасетъ болящаго, и воздвигнетъ его Господь: и аще грѣхи сотворилъ есть, отпустятся ему.»[11] Видите что таинство cie не къ смерти приближаетъ, а здравіе подаетъ вопреки людскому мнѣнію. Я васъ не понуждаю къ сему, но ежели бы родные ваши приняли это великодушно, то очень бы было хорошо и полѣзно для вашего здравія душевнаго и тѣлеснаго.

Въ Обители у насъ Слава Богу благополучно, и я не похвалюсь совершенно здоровьемъ; но на ногахъ.

Испрашивая на васъ благословеніе Божіе, съ желаніемъ вамъ здравія и спасенія, и съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

 

Отъ 19 Ноября 1851 Года

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Княжна Софья Сергѣевна!

Сердечно сожалѣю, что вы скорбите о неимѣнiи отъ меня извѣстiя и тѣмъ можетъ быть разстраиваете свое здоровье; я же оккуратно на всякое ваше письмо вамъ отвѣчаю нимало не замедляя, и вотъ въ Южный Край сiе 5е письмо къ вамъ посылаю.

Въ Симферополь 26 Августа 1го Сент<ября> и 2 Окт<ября> въ Ялту 6 Ноября и сiе послѣднѣе ваше отъ 11 Ноября получилъ я 28 числа. Отъ васъ почта ходитъ 18 дней полагаю и отъ насъ въ такое же время. Но неужели вы не получили письма моего отъ 2 Октяб<ря> послѣднее же отъ 6 Ноября, въ то время вы не получали, а теперь надѣюсь, что получили будьте спокойны и берегите ваше здоровье.

Вы пишите что не получаете освобожденія отъ своей болѣзни, а можетъ быть и оттого нетерпѣливы и не смиренны. Что дѣлать самая болѣзнь ваша невольный крестъ, и невольно понуждаетъ къ терпѣнію, хотя иногда и возмалодушествуете, но послѣ вѣрно каетесь о семъ предъ Богомъ. Я знаю, что вы вѣруете во всепремудрый Его Промыслъ и что Онъ по любви Своей къ вамъ даровалъ вамъ ciю болѣзнь, дабы въ будущей жизни наградить васъ вѣчнымъ блаженствомъ, что и должно васъ укрѣплять въ терпѣніи: «недостойны страсти нынѣшняго времени къ хотящей славѣ явитися въ насъ»[12] пишетъ св: А<постолъ>. И какъ бы не были жестоки и продолжительны здѣшнія болѣзни, но всѣ они конецъ имѣютъ, а будущая жизнь не имѣетъ конца. Надеждою же укрѣпляйте себя въ терпѣніи.

О употребленіи пищи въ болѣзни вашей въ какомъ разумѣ я уже писалъ къ вамъ, будьте довольны тѣмъ разсужденіемъ.

Да благословитъ васъ Господь и подастъ утѣшеніе душевное, а при ономъ когда есть Его воля то и тѣлесное здравіе чего усердно желаю вамъ съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарiй.

Пелагея Ильинишна изъявляетъ вамъ свое почтенiе.

 

 



[1] Пс. 115:3.

[2] Пс. 86:11.

[3] Мф. 5:46.

[4] В издании 1880 г. вместо «живши» ‑ «жизни».

[5] 2 Кор. 6:16.

[6] (Лк. 18:27.)

[7] 2 Кор. 6:16.

[8] Ср.: 2 Кор. 4:16.

[9] В издании 1880 г. вместо «земля храмино» ‑ «земная храмина».

[10] Ср.: 2 Кор. 5:1.

[11] Ср.: Ин. 5:14-15.

[12] Рим. 8:18.