Петрищеву И. Н.

Письмо батюшки къ И. Н. Петрищеву

Хотя мы и давно ничего о васъ не слыхали, но вы никакъ не изгладились изъ памяти нашей. Мы очень помнимъ ваше посѣщеніе и расположеніе о Господѣ и поминаемъ какъ о здравіи такъ и о упокоеніи по запискѣ вашей сродниковъ вашихъ. ‑

Вы ничего ни пишете о себѣ, т: е: находитесь-ли на службѣ или въ отставкѣ, и въ чемъ упражняетесь. Желаете имѣть отъ меня совѣтъ, но я что могу вамъ сказать, не зная образа вашей жизни и сообращенія въ какомъ кругу находитесь. Пишете только, что читаете св: книги; но одно чтеніе, безъ дѣятельности въ исполненіи Заповѣдей Божіихъ, не можетъ принести намъ пользы. Изъ письма вашего замѣчаю, что вы не имѣете спокойствія духа, и спраши­ваете: можетъ-ли когда душа ощущать совершенное спокойствіе здѣсь на землѣ и почему трудно сохра­нить себя отъ ежедневнаго смущенія. ‑

По скудному моему понятію, сколько могу разумѣть, скажу вамъ на cie: Когда Господь сказалъ Своимъ ученикамъ: миръ Мой даю вамъ, миръ Мой оставляю вамъ[1], то какъ же, получивъ отъ Бога такой великій даръ — миръ, душа не можетъ имѣть спокойствія? Но когда кто не имѣетъ спокойствія, то причина тому ‑ наши страсти, внутри насъ кроющіеся, и не побѣжденныя и не истребленные дѣланіемъ Заповѣдей Божіихъ. И ежели мы удаляемся случаевъ, ко­торые намъ показываютъ наши страсти, то никогда не возможемъ оныхъ истребить; а иногда и бываютъ случаи ‑ оскорбленія отъ другихъ, но мы, вмѣсто того, чтобы попещись объ исцѣленіи своей страсти, укоряемъ другихъ, нанесшихъ намъ непріятность, не понимая того, что не они вложили въ насъ страсть, но залогъ ея лежитъ внутри насъ, а они токмо показали намъ, смотрѣніемъ Божіимъ, гнилость нашего устроенія, коихъ бы должно намъ считать своими благодѣтелями, ибо безъ нихъ мы не познали бы нашей немощи. Вотъ причина почему душа не имѣетъ спокойствія ‑ наши страсти. А что человѣку возможно имѣть спокойствіе души, то вѣруйте не моимъ словамъ, но словамъ Самаго Спасителя Господа нашего Іисуса Христа, Онъ сказалъ: Научитеся отъ Меня, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ[2]. И такъ, когда нѣтъ спокойствія, то явно, что нѣтъ смиренія. Ежели мы исполняемъ повидимому долгъ христіанской, ходимъ въ храмъ, читаемъ книги и другія обязанности исполняемъ, и при всемъ томъ увлекаемся въ высокоуміе и мнѣніе о ceбѣ, то уже и нельзя ожидать мира и спокойствія, но при всемъ ономъ исполненіи благаго надобно быть смиреннымъ и нищимъ духомъ, тогда и спокойствіе водворится. По незнанію образа вашей жизни не могу вамъ дать совѣта какія книги прилично вамъ читать. Всѣ книги служатъ намъ къ наученію Заповѣдей Божіихъ, простирающихся даже до любви враговъ и смиренію. Читая такого рода книги, и познавая свою немощь, отъ чего приходя въ смиреніе, обрѣтаемъ душевную пользу. У насъ есть Отеческія книги хорошія, но можетъ быть оныя и у васъ есть, а потому посылаю вамъ только одну книгу: Св: Симеона Новаго Богослова, въ коей есть реестръ книгамъ, изданнымъ отъ нашей обители, и которыхъ у васъ нѣтъ изъ оныхъ напишите ‑ я вышлю вамъ. ‑

Желаю, чтобы вы были здоровы, мирны и спокойны, и поздравляю васъ съ наступающимъ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Іисуса Христа. Съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Іер<омонахъ> М<акарій>

7 Апрѣля

1853 года.

 



[1] Ин. 19:27.

[2] Мф. 11:29.