Петровской Анне Ивановне

                                                                                                                                                                                       652     

Христосъ воскресе!

О Сладчайшемъ Іисусе Сестра Анна радуйся о Господѣ и благодушествуй отложи свое малодушіе, принимай посланное тебѣ отъ Господа съ благодареніемъ, ибо скорбь твоя по малѣ въ радость премѣнится; читай С: Давида псаломъ 29. вознесу тя Господи[1]; тамъ найдешь ево и во обиліи духовномъ, и паки въ смущеніи, вечеръ плачь, а заутра радость[2]. Такъ и наша вся жизнь не можетъ быть въ одномъ устроеніи, но буря, и тишина; брань и заступленіе; скорбь и утѣшеніе. Неужели ты хочешь иттить новымъ путемъ къ Богу безскорбнымъ; етотъ путь сумнителенъ. С: Исаакъ пишетъ, когда обрящеши на пути твоемъ миръ не измѣненъ, тогда убойся[3]. – прочти въ Добр<отолюбіи> 4 части С. Іоанна Карпафійскаго Слово къ инокамъ утѣшительное; тамъ довольно найдешь утѣшенія, и замѣтишь пользу отъ скорбей. Оставь сіи безумныя глаголы, желаніе прекращенія жизни и потерянія разсудка – даровъ Божіихъ, дабы не чувствовать нанесеній. Я тебя увѣряю, Богъ тебя любитъ, и посылаетъ тебѣ случаи ко обученію себя: скажи мнѣ что бы ты была безъ сего обученія? Конечно не что другое какъ вмѣстилище страстей, подкрѣпляемое мнѣніемъ о себѣ. Ярость и рвеніе тобою обладаютъ; но ты старайся имъ не покоряться, и въ случаѣ побежденія укоряй себя, у старшихъ проси прощенія, а съ келейными когда сего не можешь хоть ласковыми словами покажи свое соболѣзнованіе объ ихъ обидѣ. Но сіе тогда можешь, когда уничтожишь себя въ мысли, и самыя сіи страсти должны тебя смирить: проси Бога послать тебѣ помощь къ сопротивленію имъ. Отъ случаевъ раздражающихъ сіи страсти бѣгать не должно, чрезъ нихъ онѣ истребляются о сихъ случаяхъ должна открываться съ зазрѣніемъ совѣсти, иногда и выговоръ понести. О томъ что не можешь смотрѣть на изображеніе Спасительнаго Вознесенія, я не могу понять въ чемъ состоитъ ета твоя немощь; пишешь что не отъ хульныхъ помысловъ; когда случится возрѣть на сію икону, тогда представь вознесшагося на небеса и сѣдяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живымъ и мертвымъ[4]. Помни и о благодѣяніяхъ Божіихъ сотворенныхъ съ нами ево воплощеніемъ: Господь да упокоитъ твой помыслъ. Читать житія С: Отецъ не оставляй, ето сѣть вражія отводитъ тебя отъ пользы, а паче житіи Преподобныхъ Отецъ и Матерей и очень нужны и полезны для нашего образа жизни; мы видя ихъ подвиги и бореніи противъ страстей, должны имъ подражать, а видя себя немощнѣйшими, укорять и зазирать свою немощь и нерадѣніе. –

Есть нѣкоторые мученическіе житіи въ коихъ воспоминается о дѣвахъ на поруганіе отдаваемыхъ, то какъ помыслъ твой еще немощенъ, сіи можно и оставлять до времени, а не все.

Отково ты имѣешь пользу души твоей, Богъ ихъ и вразумитъ да тебя пользовать по вѣрѣ твоей, о томъ не пекись что онѣ тебя оставятъ; Богъ богатъ сый въ милости; не оставитъ уповающихъ на ны[5].

Ежели нѣтъ никакова дѣла На: Алекс: до моего ничтожества, то писать не нужно, а ежели что ей извѣщается и нужно написать, я не запрещаю; а политическихъ не требую. Прошу изъявить ей мое почтеніе. Остаюсь желатель твоего успѣянія во спасеніи многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

Батюшка хотя отъ насъ отлучился, духомъ снами есть.

14 Маія 1829. года

 



[1] Пс. 29:2.

[2] Пс. 29:6.

[3] Исаакъ Сирин. 78 Слово.

[4] См.: Символ веры.

[5] Еф. 2:4.