Петровской Анне Ивановне
652
Христосъ воскресе!
О Сладчайшемъ Іисусе Сестра Анна радуйся о
Господѣ и благодушествуй отложи свое малодушіе, принимай посланное
тебѣ отъ Господа съ благодареніемъ, ибо скорбь твоя по малѣ въ
радость премѣнится; читай С: Давида псаломъ 29. вознесу тя Господи[1];
тамъ найдешь ево и во обиліи духовномъ, и паки въ смущеніи, вечеръ плачь, а заутра радость[2].
Такъ и наша вся жизнь не можетъ быть въ одномъ устроеніи, но буря, и тишина;
брань и заступленіе; скорбь и утѣшеніе. Неужели ты хочешь иттить новымъ
путемъ къ Богу безскорбнымъ; етотъ путь сумнителенъ. С: Исаакъ пишетъ,
когда обрящеши на пути твоемъ миръ не измѣненъ, тогда убойся[3].
– прочти въ Добр<отолюбіи> 4 части С. Іоанна Карпафійскаго Слово къ
инокамъ утѣшительное; тамъ довольно найдешь утѣшенія, и замѣтишь пользу отъ
скорбей. Оставь сіи безумныя глаголы, желаніе прекращенія жизни и потерянія
разсудка – даровъ Божіихъ, дабы не чувствовать нанесеній. Я тебя
увѣряю, Богъ тебя любитъ, и посылаетъ тебѣ случаи ко обученію себя:
скажи мнѣ что бы ты была безъ сего обученія? Конечно не что другое какъ
вмѣстилище страстей, подкрѣпляемое мнѣніемъ о себѣ.
Ярость и рвеніе тобою обладаютъ; но ты старайся имъ не покоряться, и въ
случаѣ побежденія укоряй себя, у старшихъ проси прощенія, а съ келейными
когда сего не можешь хоть ласковыми словами покажи свое соболѣзнованіе
объ ихъ обидѣ. Но сіе тогда можешь, когда уничтожишь себя въ мысли, и
самыя сіи страсти должны тебя смирить: проси Бога послать тебѣ помощь къ
сопротивленію имъ. Отъ случаевъ раздражающихъ сіи страсти бѣгать не
должно, чрезъ нихъ онѣ истребляются о сихъ случаяхъ должна открываться съ
зазрѣніемъ совѣсти, иногда и выговоръ понести. О томъ что не можешь
смотрѣть на изображеніе Спасительнаго Вознесенія, я не могу понять въ
чемъ состоитъ ета твоя немощь; пишешь что не отъ хульныхъ помысловъ; когда случится возрѣть на сію
икону, тогда представь вознесшагося на
небеса и сѣдяща одесную Отца, и паки грядущаго судити живымъ и мертвымъ[4].
Помни и о благодѣяніяхъ Божіихъ сотворенныхъ съ нами ево воплощеніемъ:
Господь да упокоитъ твой помыслъ. Читать житія С: Отецъ не оставляй, ето
сѣть вражія отводитъ тебя отъ пользы, а паче житіи Преподобныхъ Отецъ и
Матерей и очень нужны и полезны для нашего образа жизни; мы видя ихъ подвиги и
бореніи противъ страстей, должны имъ подражать, а видя себя немощнѣйшими,
укорять и зазирать свою немощь и нерадѣніе. –
Есть нѣкоторые мученическіе житіи въ коихъ
воспоминается о дѣвахъ на поруганіе отдаваемыхъ, то какъ помыслъ твой еще
немощенъ, сіи можно и оставлять до времени, а не все.
Отково ты имѣешь пользу души твоей, Богъ ихъ и
вразумитъ да тебя пользовать по
вѣрѣ твоей, о томъ не пекись что онѣ тебя оставятъ; Богъ богатъ сый въ милости; не оставитъ
уповающихъ на ны[5].
Ежели нѣтъ никакова дѣла На: Алекс: до
моего ничтожества, то писать не нужно, а ежели что ей извѣщается и нужно
написать, я не запрещаю; а политическихъ не требую. Прошу изъявить ей мое
почтеніе. Остаюсь желатель твоего успѣянія во спасеніи многогрѣшный
Іеромонахъ Макарій.
Батюшка хотя отъ насъ отлучился, духомъ снами есть.
14 Маія 1829. года