3 маія 1831 года

Христосъ воскресе!

О Сладчайшемъ Іисусе Сестра Анна Ивановна.

Два раза ты пишешь, что ощущаешь сильныя брани со всѣхъ сторонъ, но не извѣщаешь качества оныхъ. Не хотя оставить тебя безъ подкрѣпленія, хотя точно ине могу знать свойства оныхъ, но по прежде изъясняемымъ тобою случаямъ, съ помощію Божіею сію тебѣ предлагаю, не отъ себя, но отъ преподобнѣйшихъ Списаніи Отецъ святыхъ въ дѣлѣ семъ искусомъ потрудившихся, и намъ оставльшими собою образъ, да послѣдуемъ стопамъ ихъ, и достигнемъ пристанища жизни вѣчныя, уготованныя шествующимъ тѣснымъ и прискорбнымъ путемъ, отсѣченія воли, и умерщвленія страстей всякаго рода. Сіе есть истинное распятіе и безъкровное мученичество, когда проливаемъ духовную кровь за исполненіе воли Божіей. Но знай прежде и вѣруй не сумнѣнно, что все намъ приключающіяся скорби, не отъ внѣ прибываютъ, но внутрь насъ лежатъ страсти, кой не исцѣлены бывши еще дѣланіемъ Заповѣдей, и терпѣніемъ досады креста, дѣйствуютъ на насъ сильно, и побуждаютъ ко отмщенію оскорбившихъ насъ, ежели не словомъ или дѣломъ, то внутреннимъ рвеніемъ, подвижущу на сіе лукавому духу. Но Страдалецъ, видя себя понуждаеми Заповѣдьми Іисусовыми къ любви даже и враговъ, а сердце напротивъ не имѣющее не только сей высокой добродѣтели, но инаходящее въ ближнихъ вины, всегда ихъ укоряетъ; и находясь всегда само виновнымъ не имѣетъ мира, потому что не имѣетъ смиренія, и себя не укоряетъ, а ближнихъ.

У С: Исаака въ 55 сло<вѣ>: «Ничтоже можетъ избавити монаха отъ бѣса гордыни и споспѣшествовати цѣломудрію во время ее зле, какъ то, чтобы посѣщать лежащихъ на ложахъ своихъ и одержимыхъ скорбію плоти <нрзб>».

Надобно имѣть въ мысли, что всегда промыслъ Божій обходитъ насъ, и ни едино скорбное слово, или непріятное приключеніе не можетъ намъ послѣдовать безъ воли Его. С: Исаакъ въ 31мъ словѣ глаголетъ: «Глаголи въ себѣ, яко аще есть воля Владыки моего, еже пообладати лукавымъ созданіе Его, то ниже азъ сіе пріемлю лютѣ, якоже кто нехотящѣ упразднити волю Господа своего. И сице во искушеніихъ твоихъ радости исполнишися». Хотя ты можешь сказать что я нѣсмь праведна да буду уповая тако на Господа. Прочее, всуе ли трудишися егда носиши сія труды, не яко Богъ хощетъ труда человѣческаго, точію ты приносиши ему жертву любве, скорбь свою. – Въ нашей волѣ есть имѣть благое произволеніе; но исполнить оное безъ помощи Божіей не можемъ. И потому желая что нибудь здѣлать доброе, должны непремѣнно просить помощи отъ Бога, да сили Его въ нашей немощи совершится, и мы смиреніе обрящемъ, себѣ не приписуя. Ещ: С: Ис<аакъ Сиринъ>: «Душа, пріемшая попеченіе о добродѣтели, не можетъ быти безъ печали на всякъ день. Занеже добродѣтели сплетены имутъ печали съ собою. Исходяй отъ скорбей, всяко и отъ добродѣтели исходятъ. Аще желаеши добродѣтели, предаждь себе во всяку скорбь. Скорби бо раждаютъ смиреніе»[1]. Помалу сопротивляяся внутреннимъ страстнымъ движеніямъ, со временемъ узришь покой съ помощію Божію, аще токмо истинно смиреніе. Ты чувствуешь отъ сопротивленія болѣзни, но знай, что аще внѣшній человѣкъ тлѣетъ, внутренній обновляется[2]. Что проку хоть бы ты была здорова, но страстямъ раба. Лучше болящей смириться. – Такъ же и о плотской брани разумѣй, и помни что должна имѣть прежде благое произволеніе, и сопротивленіе, а надъ всеми сими смиреніе, а паче въ побѣжденіи. Берегисъ говорить и даже мыслить о комъ худо; яко отъ блуда отъ сего отскакивай. Довлѣетъ сія тебѣ сестра. Да поможетъ тебѣ Господь. Помолись и за меня убогаго и многогрѣшнаго Іеромонаха Макарія.

 

 

Молитвами С. Отецъ нашихъ Господи Іисусе Христе Боже нашъ помилуй насъ.

Почтенная о Христе Сестра Анна Ивановна.

На многія твои матеріи не могу по тонкости дать отвѣта, за помраченіемъ ума моего, и многою суетою; но на нужнѣйшія какъ мнѣ, понуждаюсь вкратцѣ худосложными сими строками написать, не могу сказать разумные отвѣты, но сколько силы ума моего позволяютъ, и вѣра твоя содѣйствуетъ: крѣпко болѣзную сердцемъ, видя толикое твое помраченіе, (и сіе есть плодъ моего наставленія, за что нахожусь въ опасности дать Богу отвѣтъ). Ты пишешь о вѣрѣ и надеждѣ, ичто оныхъ не имѣешь; а имѣешь будто бы одну любовь, и якобы О: Леонидъ тебѣ говорилъ, что прежде должно сію стяжать. Етому я не вѣрю: ибо отъ вѣры раждается страхъ, а отъ страха, храненіемъ Заповѣдей приходитъ любовь. Какъ же ты здѣлала такой шагъ, кромѣ всѣхъ добродѣтелей, въ одной любви утопаешь: вѣрно она не есть истинная, а страстная; которая не награды достойна, а должно жалѣть о семъ и каяться. Любовь есть верхъ всѣхъ добродѣтелей; оставь сію мысль, ежели точно ты ее имѣешь, и съ нею согласна. – Еще о покаяніи и говоришь, что не можешь никому сказать своихъ немощей; но для спокойствія моего согласна тысячу смертей принять: что жь больше можетъ меня успокоить, какъ не то, чтобъ вы пользовавшіися мнимымъ моимъ наставленіемъ, исполняли долгъ религіи; а въ противномъ случаѣ, что больше меня можетъ огорчить, какъ не противоречіе Уставамъ Церкви, за что немудрено постигнуть наказанію, и я дамъ за сіе Богу отвѣтъ. –

Итакъ когда ты намѣреваешься тысячу смертей подъять, то я совѣтую тебѣ въ миліонъ разъ меньше, къ очищенію совѣсти твоей, и спокойствію души, а такъ же и къ моему успокоенію, исповѣдать свои немощи и поползновеніи предъ О<тцомъ> духовнымъ, и получить милостію великаго Бога, чрезъ разрѣшеніе духовника совершенное прощеніе грѣхамъ твоимъ. Ежели не можешь своимъ, то отцу Іакову Петр<ову>. Онъ честный Іерей рабъ Божій, служитель преблагій. Въ етомъ ты себя должна понудить; послѣ угр-й[3]. На письмахъ же давать разрѣшеніе, я правила не знаю, и нигдѣ не видалъ, то и опасаюсь дать за сіе предъ Богомъ отвѣтъ. Впротчемъ не связую, да проститъ тебя Господь отъ всѣхъ грѣховъ твоихъ, и азъ недостойный прощаю и разрѣшаю. – Ежели стоитъ нужда ѣхать въ Софроніеву, и буде будетъ благословеніе Игуменіи, то можно ѣхать, но состорожностію… о употребленіи пищи съ Сестрами я не думаю чтобъ было вредно, ибо во многихъ мѣстахъ случилось видать вмѣсте ядущихъ: въ простотѣ сердца, Богъ сохранитъ, а попустить Ево Св: воля да будетъ. Посылку получилъ. За усердіе благодарю, но нужды въ одѣялѣ не имѣю, и взять съ собою не куда; ѣдемъ довольно тѣсно. 20 тюковъ у всякаго поклажа, и сами будемъ сидѣть. Есть чемъ одѣваться, кромѣ платьямъ. Куфайку беру. – Постарайся о исправленіи нравственности; гдѣ благое произволеніе, тамъ и Божія помощь. Помни Акакія, Антіоха, и понуждай себя имъ подражать. 4 степень Лѣст<вицы> и протчія Дорофея помни.

Остаюсь вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

28. Сентября 1831. года

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Христе сестра Анна Ивановна.

За писаніе твое усердно тебя благодарю, и поздравляю съ праздникомъ Рождества Христова. Жалею о случившейся тебѣ скорби, но какого рода оная, понять не могу, однако вѣрую, что Промысломъ Божіимъ послано, въ чемъ Онъ силенъ даровать и утѣшеніе и многожеланный миръ, токмо да смиримся. Сего тебѣ вседушне желаю и остаюсь усердный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

28 декабря

<1831 годъ>

 



[1] Исаак Сирин, слово 34.

[2] 2 Кор. 4:16.

[3] Такъ сокращено преподобнымъ въ рукописи слово «угрызеній».