М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Христе Іисусе сестра Анна Ивановна.

Изъ писанія твоего вижу побѣжденіе твое, отъ чтенія не должнаго тебѣ. Должно было читать то, что по полезнѣе, а именно, какъ жизнь свою исправить, и какъ стать противу страстей: какъ обходиться въ обществѣ съ ближними, въ несеніи полезныхъ и нужныхъ для тебя укоризнъ; но ты оставя полезную пищу питательную и цѣлительную, принимаешь вредную и губительную. Оставь въ передъ таковые случаи и слѣдуй полезному. Господь да проститъ тебя, и азъ недостойный прощаю, но разрѣшить на письмѣ не смѣю, должна просить разрѣшенія отъ духовнаго отца.

Дай Богъ тебѣ получить отъ родныхъ твоихъ себѣ пособіе; но мнѣ что то не нравятся твои выраженія все клонящіяся къ обвиненію ближнихъ и являющія твою гордость и къ моимъ родственникамъ «холоднымъ богачамъ». Знаешь ли ты ихъ сердцѣ, можетъ быть оно горитъ любовію къ Богу и ближнему; но не всегда мы видѣть можемъ. Перестань имѣть такія о людяхъ мнѣніи, лучше старайся о всѣхъ имѣть благія мысли, тогда явно будетъ доброе твое устроеніе. Господь да дастъ тебѣ познать свои немощи и да покрыетъ тя отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ.

Миръ и благословенiе Божiе да пребываетъ на тебѣ. Остаюсь желатель твоего спасенія недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

8. Февраля

1833. года

 

 

Христосъ воскресе!

Почтеннѣйшая о Господѣ Сестра Анна Ивановна.

Два твоихъ письма я получилъ, изъ коихъ вижу въ каковомъ ты находилась устроеніи; весьма соболѣзную о тебѣ, тѣмъ паче что не имѣю силъ подать тебѣ помощь; написать тебѣ слабо, будеть противо чувствъ, и вмѣсто пользы, чесать только язвы, ежели жъ употребить хотя мало строгости, или выговора, пріемлешъ строптиво; а потому и незнаю какъ написать. Въ присланномъ тобою ко мнѣ Батюшкиномъ письмѣ, никакой нѣтъ строгости, а только выговоръ и предосторожность; но ты его приняла съ такою пылкостію. Все ето происходитъ, отъ гордаго твоего устроенія; За что и попущаются тебѣ отъ Бога такія потрясенія; которые для смиренныхъ могли бы быть удобоносимы; а ты до зѣла отъ сихъ страждеши, и даже до безумія, что и слышать ужасно, покушеніе на жизнь, боясь понести здѣшній срамъ, меняя временную скорбь на вѣчную. Ето только сродно вольнодумцамъ. Да сохранитъ тебя Господь отъ таковыхъ бѣсовскихъ предпріятій. Лучше здѣсь потерпѣть мало, да вѣчно получить милость Божію. Наконецъ ты пришла въ чувство, довольно <нрзб>; но и о семъ слава Премилосердому Господу, не хотящему смерти грѣшника, но къ покаянію его приводящаго; и когда есть твое истинное желаніе обратиться къ лучшему, то помощь Божія всегда готова содѣйствовать нашему произволенію. Довольно вижу, какъ изъ твоего сознанія такъ и Марьинова объясненія, что ты отъ занятія собой не считая кого лучше себя; попущеніемъ Божіимъ впала въ разные сѣти діаволи, смущеніемъ Сестры и порицаніемъ благого; о ето веліе ослѣпленіе! Ослѣпила гордость твои очи душевные, не видишь своей немощи и грѣховъ, но паче преуспѣвала на горшее смущеніемъ Сестръ. Но кая отъ сего польза? пришедъ въ чувство и увидѣвши себя, познала что ето есть тебѣ Божіе наказаніе. Смирися, и получишъ милость; и вси о тебѣ возсоболѣзнуютъ. Ты пишишъ, накажите меня, только простите! Вмѣсто наказанія, дѣлаю тебѣ легче, изъясняя истину сими строками, которые ты разсмотря исправь себя; Господь да проститъ тебя и азъ недостойный прощаю: только ты совершенно примирися съ Мат. Анфіею, и положи начало смиренному житію. Удивительное ослѣпленіе, что ты до сѣхъ поръ не видала своихъ пороковъ, а все полагала будто бы люди тебя напрасно обижаютъ. Повѣрь Сестра истину тебѣ пишу, всехъ обстоятельствъ стеченіе было и есть съ тобою, по волѣ Божіей, да смиришься; приведу тебѣ во удостовѣреніе отъ Св: Исаака сло<во> 79: какія искушенія попущаются гордымъ «онѣ суть сія: искушенія явная бѣсовская, и превыше предѣла силы душевныя сущая лишеніе силъ премудрости сущія въ нихъ. Ощущеніе люто мысли блуда, попущаемыя на нихъ во смиреніе возношенія ихъ. Еже яритися скоро. Еже хотѣти уставити волю свою. Еже любопрѣтися словесы. Еже запретити. Презреніе сердца. Прелесть ума совершенна. Хуленія на имя Божіе. Мысли буія, исполнены смѣха, пачеже плача. Еже презираемымъ быти отъ человѣкъ, и потребляемой бывати чести ихъ. Еже быти студъ и поношеніе отъ бѣсовъ многими образы тайно и явно. Желаніе еже примѣситися и спожити съ міромъ. Еже глаголати и блядословити безумно всегда, и проч: И сія убо суть душевная. Въ тѣлесныхъ же приключаются ему приключенія болѣзненна, пребывающа присно, сплетена и не удоборѣшима. Срѣтенія злыхъ и безбожныхъ человѣкъ. Еже впасти въ руки человѣкъ оскорбляющихъ. Еже двизатися присно сердцу ихъ безвиновнѣ отъ страха внезапу. Еже множицею страданія тѣмъ паденія велика, отъ наменіи и отъ высокихъ мѣстъ, и подобныхъ симъ, бывающихъ въ сокрушеніе тѣла. И конецъ оскуденіе заступающихъ сердце божественною силою и надеждою вѣры ихъ. Аще увидиши въ себѣ кія отъ сихъ, то вѣждь яко причина сихъ, помыслы гордыни и о себѣ мнѣнія». Далее: «врачеваніе же всѣмъ симъ едино есть; смиренномудріе сердца. Кромѣ сего разорити оплотъ злобѣ сихъ, не можетъ кто, но паче обрѣтаетъ тыя превозмогающа на нь». Сіе тебѣ выписалъ, чтобы показать отъ какого дѣйствія все твои смущенія происходятъ. Что и сама на себѣ видишъ, когда смирилась хотя мало, получила успокоеніе. Сіе письмо ежели ты обрящешься въ добромъ устроеніи, то примешъ съ любовію; а ежели на противъ, въ смущенномъ ипомраченномъ отъ гордости, то строки сіи будутъ тебѣ стрѣлами. Совѣтую тебѣ во всѣхъ случаяхъ смиряться и обращаться къ Богу съ покорностію, и принимать наказанія яко заслуженные съ благодарностію. Тогда почувствуешъ болѣе спокойствія; хотя и мнишь себя быть оскорбленной. Не обращай языкъ на противъ; но и сердце упорное старайся самоукореніемъ успокоить. Богъ поможетъ.

Ты пишешъ чтобы поѣхать въ Москву, испытать послѣднее средство съ братомъ поговорить насчотъ твоего устроенія, что онъ послѣ обѣщанія, и мнимыхъ тобою лѣстныхъ писемъ, не присылаетъ денегъ и не пишетъ. Но что то мнѣ не извѣщается, чтобы была польза отъ твоего путешествія и объясненія; а лучше еще ни<нрзб> и кто поѣдетъ съ А. Ив. попроси чтобы его повидать. О письмахъ его я сказалъ бы тебѣ, да лучше помолчать. Не поискать ли лучше здѣсь какого средства, мнѣ кажется оно состоитъ такъ же въ смиреніи: попроси Анфію, она будетъ обще строить, а когда пришлетъ деньги, то ты ей отдашъ сколько слѣдовать будетъ твою часть. Ежели жъ нѣтъ, то со смиреніемъ жить въ ее кельяхъ, вѣрно она не выгонетъ вонъ; только старайся исправиться, т: е: не мни о себѣ, сойди мало, не насѣвай плевелъ, потерпи что случится: все ето тебѣ послужитъ исцѣленіемъ. Впротчемъ я все сіе написалъ не нудить не мое дѣло, аще хощеши и сотвори вѣруя что обрящеши благая, не только по келіи но и по всему твоему устроенію. Аще же не хощеши да будетъ на волѣ твоей.

За проступки твои Господь да проститъ тебя, и азъ недостойный прощаю. А наказаніе никакого не полагаю, а прошу и совѣтую смирися и потерпи во всѣхъ случаяхъ терпѣніе есть мати утѣшенія, малодушіе мати мученія. Господь да вразумитъ тебя и поможетъ, аще имаши произволеніе и стараніе ко благому; недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іер<омонахъ> Макарій. 8. маія 1833. года.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтеннѣйшая о Христе сестра Анна Ивановна.

Въ одномъ твоемъ письмѣ писанномъ въ два раза видно два устроенія. Въ первомъ, когда ты получила письмо отъ батюшки и была еще въ форсѣ, и смущена, а во 2м когда пришла въ себя и понудила къ смиренію, уже мирнѣе и смиреннѣе; тамъ ты на батюшку смущалась, а здѣсь просишь прощенія. Отчего ето? Сама ясно видѣть можешь. Когда прибѣгла къ оружію сокрушающему силу вражію, тогда и сталъ огнь опаленнымъ. Постарайся и впредь тако поступати, то миръ Божій водворится съ тобою; акогда выступишь изъ сей позиціи, то и опять немудрено тому жъ быти, отъ чего да избавитъ тебя Господь. – Когда находится въ естественномъ устроеніи умъ нашъ, то себя укоряетъ, и находитъ себя виновна, и кается предъ Богомъ. А когда въ противоестественномъ, тогда ратуется съ человѣки яко съ обидящими его. Прочти о семъ у Св: Марка 90 главу и старайся избавлятся отъ послѣдняго устроенія. Оно есть бѣсовское. Лучше бы уничиженіе нежели гордыня.

Письмо твое батюшкино возвращаю, а когда къ нему буду писать, напишу что ты просишь прощенія, но и самой тебѣ совѣтую къ нему написать. – Ходить къ Анфіи я тебѣ не воспрещаю, но и сили не налагаю. Вспомни что я тебѣ о семъ говорилъ, какія могутъ случится въ предь случаи будущее сокрыто, а Господь силенъ тебя укрѣпить, когда будешь смиренно иттить. Писать больше не имѣю время, много писемъ и не могу успѣть всѣмъ отвѣчать. Остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный І<еромонахъ> Макарій.

25. Ноября

1833. г: