М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

О Христе Іисусе сестра Анна Ивановна.

Стеченіе твоихъ скорбей, есть промысломъ Божіимъ посылаемое тебѣ лекарство, ко излеченію душевныхъ немощей; Ежели во оныхъ будешь себя обвинять, и достойною почитать, то и облегченіе получишь и пользу обрящешь. Смотри, вездѣ и тамъ и тутъ скорби срѣтаютъ, но надобно подклонить себя подъ крѣпкую руку Божію. – По приказанію Отца ежели можешь, и находишь себя въ силахъ жить тамъ, то я не прекословлю; а ежели нѣтъ силъ, то о семъ можно изъясниться, по несходству нравовъ, не могу. – Можешь написать къ сестрѣ, и попросить ее, такъ какъ извѣстны ей твои положеніи, чтобы она вошла въ посредство. Больше полагайся на волю Божію, Онъ силенъ все разрушить, и разогнать тьму, да возсіяетъ свѣтъ. Остаюсь, многогрѣшный І. Макарій.

10 Февр<аля> <не позднее 1834 г.>

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ, Анна Ивановна!

Большое письмо твое отъ 21. ч<исла> генваря получилъ, но изъ онаго весьма мало могъ понять. Скорбишь, что имѣешь на совѣсти, но не можешъ открыть; — далѣе: что чрезъ откровеніе содѣлалась предательницею; что больше увеличиваю твою скорбь. И все письмо твое наполнено темными Іероглифами, по которымъ никакъ нельзя догадаться, въ чемъ точно состоитъ сила твоего письма. Ты просишъ прощенія. Да мы тебя и несвязывали и таперь прощаемъ вседушно.

Что жъ касается до стыда въ откровеніи, о которомъ ты пишешъ, что тебѣ тяжелѣе адскихъ мученій. Глупая! Испытала ли ты оные, и какъ дерзаешъ такъ говорить? Мы себѣ и представить не можемъ какъ о будущемъ наслажденіи, такъ равно и о мученіи. А здѣшній стыдъ при исповѣди есть, самомнѣйшая часть будущаго мученія, какъ пишетъ св: Григорій, и велитъ здѣшнимъ стыдомъ избавиться будущаго стыда. Ежели ты хочешъ чтобы удобопонятнѣе было твою совѣсть угнѣтающее, напиши оное яко отъ чужаго лица, непоминая себя, а представляя другихъ лицъ, и напиши подробно, будь увѣрена, я съ тебя взыскивать не буду, дѣло прошедшее. Етого для меня не нужно, но для тебя дабы совѣсть свою успокоить.

Мы къ тебѣ писали 30 декабря и 19. генваря, на твои письмы отвѣтствовали. Батюшка О. Леонидъ посылаетъ тебѣ свое благословеніе; и желая тебѣ душевнаго и тѣлеснаго здравія остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Ιеромонахъ Макарій.

14 февраля

1834 года

 

 

5 Маія<не позднее 1834 г.> Прежде полученія твоего письма написалъ къ тебѣ приложенныя строки; Однако кажется онѣ согласны будутъ съ твоимъ положеніемъ. Для чего ты не прибѣгаешь къ Богу, а малодушествуешь въ своихъ поползновеніяхъ; сколько ни случится принять язвъ на брани сей, никогда не отчайся въ полученіи милости Божіей, токмо не оставляй врача и помни любовь Божію. – Что жъ лежитъ до пусканія крови, то сіе съ совѣтомъ знающихъ употребить. Господь да благословитъ, помню кажется прошлаго года ето же время ты отворяла кровь, то видно и таперь тово же требуется. –

Слова твои взятыя изъ свѣтскихъ книгъ и просто сказать изъ романовъ «(проклятіе ваше и батюшки О: Л<еонида> гремитъ надъ преступною моею главою)» мнѣ не нравятся. Вопросъ какое проклятіе? Кто тебя проклиналъ? Господь благословенъ, и всемъ желаетъ благословенія наслѣдовать, а не клятву. Подлинно ты ‑ изъ ума выступила. Аще жалѣешь о своихъ поползновеніяхъ, силенъ Богъ тебя исправить, только полагай начало, и Господь да проститъ тебя азъ недостойный прощаю и разрѣшаю тебя. Будь спокойна, всегда старайся положить начало, а въ поползновеніяхъ кайся Богу и ближнему и вѣрно умягчится твое жестокое сердцѣ.

Остаюсь желатель твоего спасенія многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

 

8. маія <не позднее 1834 г.>

Христосъ воскресе!

О сладчайшемъ Іисусе Сестра Анна Ивановна.

Съ прошедшею Оказіею отъ 5го и отъ 3го Маія послалъ <нрзб> чрезъ Брасово, гдѣ, и къ тебѣ особенное довольно обширное написалъ письмо въ подкрѣпленіе твоихъ немощей. Которое вы должны получить сего дня или завтре. И объ ономъ, такъ какъ и обо всѣхъ увѣдомляйте меня аккуратнѣй. Сколько писемъ къ вамъ писалъ, а ты пишешь безъ отвѣтные ваши письмы. Но я себя не имѣю въ долгу, кромѣ только виноватъ предъ многопочтенною Матушкою Маргаритою, не отвѣчалъ, письмо ее было въ рукахъ … чьихъ, разумѣется моихъ. Она можетъ отъ сихъ словъ испугалась. Но оно ничего такого не имѣетъ, хотя на соборѣ прочесть. – Таперь я къ тебѣ писать много не расположенъ, ибо все что нужное написалъ, и довлѣетъ то по вѣрѣ пріяти пользу. Скажу только, что вѣруй въ Господа, что Онъ хощетъ тебѣ спастися и въ разумъ истинны пріити. Когда ты считаешь себя истинно! окаяннѣйшую изъ всѣхъ смертныхъ, то и должна принимать скорби отъ всѣхъ смертныхъ, яко того достойна, съ благодареніемъ; а иначе слово оное не не истинно, а ложно, и поруганіе бѣсовъ. Естественная плотская брань, не можетъ повредить, но ко смиренію ведетъ; а аще со стороны есть, то есть страсти гордости, скверныхъ помыслъ, многояденія и протчихъ, то ими воздвигаешь на себя сугубую брань. Господь да избавитъ тя отъ сихъ. Просишь ты о смерти безъ разума; видно еще не у пріиде время, и нѣтъ воли Божіей, да пріиметъ тебя; Онъ хощетъ всемъ спастися, и тебя спасенную пріиметъ. Остаюсь многогрѣшный І<еромонахъ> Макарій недостойный Богомолецъ.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

О Христе Іисусе сестра Анна Ивановна.

На писаніе твое почелъ нужнымъ возъ отвѣтствовать сими моими худосложными искудоумными строками; но съ Божіею помощію, ко укрѣпленію тебя въ шествіи пути нашего, не хитрословесіемъ, но отъ усердія моего, и желая тебѣ пользы.

За вольное твое признаніе силенъ Господь простить тебя въ твоихъ поползновеніяхъ мысленныхъ. А за коснѣніе всегда старайся упразднять; не нами сказано: являемое свѣтъ, а неявляемое тьма[1]. Какъ можно узнать твое устроеніе, когда оно сокрыто: сама не всилахъ разобрать, а другимъ не довѣряешь. Видишь какая брань и сопротивленіе въ насъ находится. Но надобно понуждать себя ко всякому благому дѣлу; какъ то къ кротости, къ любви, къ терпѣнію, къ смиренію; и мысленно о семъ кровь проливать. Богъ видя твое понужденіе, подастъ и силу свою; но еще нужно имѣть и борьбу, дабы болѣе смирить себя, и видѣть немощи, а немощь свою, какъ тебѣ представляется. Отцы Святіи говорятъ, лучше съ помыслы братися нежели съ гордынею или мнѣніемъ[2]. Но во всякомъ случаѣ лучше бы сознавъ себя посовѣтоваться съ Матерью: то мирнѣе бы было. О покупкѣ сахару и шолку и протчаго, какой сестрѣ поручить, все бы нужно было съ Матерью посовѣтовать, а то и тутъ блиско сѣти; такъ же и для каво сахаръ нуженъ былъ. А аще смиримъ себя, то и о платье посовѣтовать возможно, дѣло не такъ трудное, но о себѣ мнѣніе не допущаетъ. Во всемъ Господь Богъ да проститъ тебя, полагай ничтоже братися со страстями, а паче съ гордостію, смиреніемъ ее низлагая. И какъ сама немощна, такъ и въ другихъ онымъ снисходи, такъ же и они немощны. –

Ничево не пишешь какъ твой родитель согласился на твое житіе. Богъ да дастъ тебѣ силу и разумъ о всемъ. Іер<омонахъ> Макарій. Нѣкогда писать. Сейчасъ ѣдутъ. 18. Мая. <не позднее 1834 г.>

Николаши я совѣтовалъ полѣчиться въ лазарѣтѣ, но онъ не хочетъ. А сну твоему нечево вѣрить. Прелесть.

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Достопочтеннѣйшая о Господѣ

Анна Ивановна!

Господь Богъ премудрымъ Своимъ промысломъ устроилъ, чтобы мы имѣли нужду другъ въ другѣ; и отъ сообращенія съ ближними имѣли случаи къ исполненію святыхъ Его и животворящихъ Заповѣдей; другъ друга, тяготы нося[3], терпя немощи ближняго, познавая и свои немощи, и отъ сего приходили бы ко смиренію и исправленію своей нравственности, совлекались страстей, и получили бы спасеніе. – Съ тобою таперь устроилось, тако, ты имѣешь нужду въ сожительствѣ келейныхъ, какъ по части финансовой, такъ и по немощи тѣлесной; но болѣе еще по нравственной немощи, которая исправляется чрезъ ближнихъ нашихъ. Такъ равно и онѣ имѣютъ нужду въ пристанище и въ добромъ сотовариществѣ, на пути къ Царствію небесному. Живите же мирненько и любовно, переносите другъ друга тяготы, не покоряйте врагу, который не престанетъ навѣтовать своими козньми; но когда будете прибѣгать къ твердынѣ самоукоренія Смиренію, то всѣ его козни ни во что обратятся. Имѣете на сіе ученіе Св: Отцевъ и наставленіи Мат: Аркадіи. Господь да поможетъ тебѣ обрѣсти миръ; коего покрову тебя и ихъ вручаемъ; Письмо твое я получилъ и отправилъ оное къ Батюшкѣ, а отъ него обратно получилъ; довольно съ тебя отвѣта на оное. Остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

3. Іюля

1834. года

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.                         26. Іюля <не позднее 1834 г.>

О Христе Іисусе сестра Анна Ивановна.

Доброе твое намѣреніе побывать у батюшки Отца Льва, да благословитъ Господь Богъ, и да поспѣшитъ во ономъ; а о дальнѣйшемъ, да будетъ на волѣ Батюшкы. Вотъ мое тебѣ какое благословеніе, и оно съ моей стороны твердо. –

Случающіяся тебѣ домашнія непріятности, принимай яко заслуженные; а имѣя долгъ, чемъ заплатишь, какъ не терпѣніемъ скорбей. И гордость чемъ низложишь, какъ не пріятіемъ добровольно бесчестій и укоризнъ. – Надѣюсь что съ Божіею помощію Батюшка тебѣ дастъ бальзамическій пластырь для исцѣленія твоихъ болѣзней душевныхъ, которыи должна принять съ вѣрою. Господь да утѣшитъ тебя и покрыетъ отъ всѣхъ сѣтей вражіихъ, и проститъ вся согрѣшенія твоя, и азъ недостойный прощаю, и остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

О Христе Іисусе Сестра Анна Ивановна.

Въ первыхъ скажу тебѣ, воздавай Господу Богу благодареніе, что Онъ даровалъ тебѣ чувство ощутить свою немощь стоя въ церкви: тутъ надобно не отчаяваться, а считая себя достойною наказанія, взывать съ покаяніемъ къ искупившему насъ отъ плѣна грѣховнаго Господу Іисусу Христу; которой пришелъ грѣшниковъ спасти, и всего міра грѣхи взялъ и вознесъ на крестъ, и омылъ Своею кровію. Познаніе своей немощи должно привести ко смиренію а не ко отчаянію: а смиреніе снискивается, когда будешъ понуждать себя принимать отъ ближнихъ обличеніи, хотя бы были и неправильныя, и съ болѣзнію сердца; аежели не будемъ принимать съ самоукореніемъ, то тѣ же самыя, скорби лютѣе отягощаются, а когда поклонимъ выю и смиримся, то облегчаются. Читай у С. Лествичника и у С. Дорофея, коликая польза отъ принятія бесчестій и поношеній и протчіе Святые Отцы сему научаютъ. Да довольно имѣешь писемъ Батюшкиныхъ, коими можешь себя укрѣплять при помощи Божіей. А отсудствіе мое истинное есть по волѣ Божіей; дабы душа моя грѣшная не погибла; вы сему вѣруйте, и покоряйтесь волѣ Его. Откровеніе на исповѣди должна приносить самому Богу, при духовникѣ, то всякое закоснѣніе оставь; ето все является видъ гордости и самолюбія. ‑ За пустяки случающіяся у тебя съ Маргар<итою> и протчіими неудовольствіи, упраждняй самоукореніемъ; и возлагай на Бога надежду своего спасенія. ‑ Отъ пріѣзда сюда будь свободна, ежели будешь противиться, то знай что меня не увидишь, ибо отнюдь свободы не имѣю; развѣ хочешь, чтобы прежде времени навести мнѣ большія не пріятности; пиши что хочешь, а пріѣздомъ воздержись. А то уже, и строки отъ меня не увидишь. Со временемъ ежели будетъ большая нужда, можешь побывать у Батюшки О: Льва, и ево молитвами Богъ тебя не оставитъ, и сподобитъ съ истиннымъ покаяніемъ предстать въ будущность. Утверждайся вѣрою и надѣждою на милосердіе Божіе, читай у С. Петра Дамаскина о покаяніи найди тамъ есть въ двухъ мѣстахъ листъ 49. и 52 или 53. А еще листъ 51. на обор<отѣ> о вѣрѣ. Вѣруйте, что ежели бы была вамъ польза, не бы тако Богъ сотворилъ; а то только видѣли вы мнимую а не истинную пользу. Проси Бога, чтобы даровалъ тебѣ какую либо Сестру или Мать для успокоенія совѣсти. Излишне дерзаешь укорять и называть попугаемъ человѣка … что строится съ ними, мы ничево не знаемъ и люди намъ ничего не могутъ здѣлать, аще не будетъ попущено отъ Бога; а что попуститъ Богъ, не должны ли и мы смиренно принять. Но однако я еще ничего не вижу, дальше что будетъ, ето отъ насъ сокрыто. Аще себя смиримъ то все легко понесешъ при помощи Божіей.

Строки Сестры твоей, я не видалъ, а мои видѣлъ, исчего вижу твое дѣтство, и малодушіе, велика важность. Письма твоего я не получалъ, и на почтѣ нѣтъ, ежели бы было, вѣрно бы отдали.

Во всехъ твоихъ прегрѣшеніяхъ о нихъ же Господу Богу предо мною грѣшнымъ каилась, съ сожалѣніемъ, Господь да проститъ тебя, и азъ недостойный прощаю и разрѣшаю. И остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный І<еромонахъ> Макарій.

13 сент<ября>

Параклисъ читать можно и безъ Евангелія, молитву можно читать. ‑ Напрасно посылала ты посылку. Право я ни въ чемъ нужды не имѣю.

Ты не оскорбись, что я къ тебѣ писалъ что нибудь непріятно. Ето не отчего другаго, а для пользы твоей. А я также расположенъ.

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Христе Сестра Анна Ивановна.

По неокончаніи твоихъ кельлій, ты располагаешь вы ѣхать въ миръ до весны; на что ожидаешь моего разрѣшенія. – Но я сего тебѣ дать не могу; не знаю куда и къ комутвое намѣреніе ѣхать. Второе какая польза монастырской жить въ мірѣ. Я думаю тебя не гонитъ Сестра, живи и подвизайся научаясь все лучше въ монастырѣ; познавай свои немощи, смиряйся и кайся о семъ. Отъ подозрѣніи на ближнихъ отвращай и помыслъ и взоръ. Врагъ всѣми мѣрами старается чтобы лишить мира, и собою, и другими.

Противъ Батюшки ты виновата, что на него имѣешь подозрѣніе пустое: ему время не было тебѣ отвѣчать; все ето время былъ онъ въ дорогѣ; а ты занята собою, не скажешь что не удостоилъ тебя Богъ получить по грѣхамъ, но принимаешь зазоръ, а отъ того множатся смущеніи. Лекарства онаго опасайся чтобы не обратились въ страсти, тогда пореченіе и хула на наше жительство болѣе умножится. Лучше терпи болѣзнь, при большой нуждѣ, употребить. Да дастъ тебѣ Господь миръ и здравіе, и да проститъ тебѣ вся согрѣшенія твоя. остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

15. Сентября <не позднее 1834 г.>

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Вижу изъ писанія твоего, Сестра Анна, твое сознаніе въ своихъ немощахъ душевныхъ; во всѣхъ оныхъ да проститъ тебя Господь Богъ, и азъ недостойный властію Его мнѣ данною прощаю и разрѣшаю тя во оныхъ.

Побѣжденіе твое, да накажетъ тя приходити ко смиренію; Богъ силенъ насъ спасти, но требуетъ нашихъ трудовъ и подвига, и смиренія, дабы тверды были добродѣтели. А мы не можемъ навыкнуть во смиреніи, аще не увидимъ себя въ недугѣ страстей, и еще не познаемъ свою немощь. Что тебѣ принесла малая побѣда (симъ не говорю чтобы пребывала всегда во страстяхъ, но всегда старайся противиться онымъ) безъ смиренія, но тотчасъ прилогъ вражій предсталъ являющь хвалу въ сердцѣ. Ето значитъ еще непознаніе своихъ мѣръ и немощей, и не твердость нашего устроенія; а когда многими скорбьми и страстьми искушена будеши, тогда увидишь, откуду помощь идетъ, что не наша сила, а Божія помощь. Не скорби сестра, и не изнемогай въ лютой оной тѣлесной брани, но всегда имѣй себя ничто, и приноси покаянія ежедневно и ежечастно, зазирая себя и окаевая, но не отчаяваясь. Имѣй откровеніе. «Ибо само то, еже являти и открывати помыслы Отцемъ, увядаетъ оные и немощнѣйшія творитъ. Якоже бо змій отъ темныя норы изнесенный на свѣтъ, тщится бѣгство употребить, тако и лукавыя помыслы изряднѣйшею исповѣдію и изглаголаніемъ явлени бывшее, тщатся бѣжати отъ человѣка.» Сло<во> Св: Кассіана[4]. –

Господь да вразумитъ тя и наставитъ на правый путь Свой. Благодари Бога за милость, что хотя въ тѣлесной немощи чувствуешь мало отраду отъ конвулсіи, а силенъ Господь и душевную твою немощь исцѣлить. Остаюсь усердный твой недостойный Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

17. сентября <не позднее 1834 г.>

Писмы такъ не печатай, я посылаю твой же конвертъ, нимало не повредивъ печати.

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Писаніе твое Сестра Анна я ничтожнѣйшій читая, немало удивляюся твоему малодушію, и сожалѣю о закоснѣніи, отъ котораго мня и оное происходитъ: я съ своей стороны всѣ мѣры употребляю, для всѣхъ васъ къ душевной вашей пользѣ, посѣлить въ васъ довѣренность; но видно мое недостоинство сему причиною. Кажется лучше оставить до личнаго свиданія изъясненіе, а на письмѣ не такъ ловко, да иногда можетъ кому и подпадется; и такъ лучше потерпи мало, и успокойся. Но что ты пишешь думала ето Отецъ Леонидъ мнѣ перескажетъ, то у насъ етаво обычаю нѣтъ дабы другимъ отрывать чужія недостатки, хотя ты и желала сего. – О приходящихъ же тебѣ дурныхъ мысляхъ скажу сіе: изъясненныя тобою причины явно показуютъ, что отъ оныхъ происходитъ твое смущеніе, что посѣяно, таковы и плоды должны прозябать, и о семъ не смущайся, а укоряя себя приноси Господу Богу покаяніе о прежде бывшихъ твоихъ навыкахъ, и смиряй себя вмѣняя хуждшу всѣхъ. И что прозябаютъ оныя вражескія растенія о томъ не дивися: С: Давидъ говоритъ: проникоша вси дѣлающiе беззаконiя, яко трава, да потребятся въ вѣкъ вѣка[5]. Когда они явятся, тогда и потребятся съ Божіею помощію, покаяніемъ; прочти у С: Дорофея главу о терпѣніи скорбей, листа два перевернувши, тамъ найдешь о семъ подробнѣе, а мнѣ таперь нѣкогда много писать. Когда же одолѣваетъ тебя немощь въ бореніи семъ, приведи себѣ на память Святую Марію Египетскую, какъ она въ пустынѣ сражалась со страстьми; Ей такъ же приходили на память скверныя мысли и пѣсни, и тому подобное, и какъ она себя повергала, и призывала на помощь споручницу свою Пречистую Богородицу. Прочти сіе мѣсто въ житіи ея, и воспользуйся онымъ примѣромъ. Богъ да поможетъ тебѣ. – Отлагай Страхъ оный о убівствѣ. Все ето отъ врага, но и тутъ прибѣгай къ Богу, призывая его хоть сею молитвою: упованіе мое Отецъ, прибѣжище мое Сынъ, покровъ мой духъ Святый, Троица Святая Слава Тебѣ. А что тебѣ мало попущено читать, и нечемъ заняться; совѣтую имѣть рукодѣліе, и по келье чемъ нибудь заняться.

Отецъ Леонидъ пишетъ объ тебѣ ко мнѣ, а къ тебѣ нѣкогда, не скорби о семъ, при свиданіи скажу. Остаюсь желатель спасенія твоего многогрѣшный Іеромонахъ Макарій. Не знаю разберешь ли скоро писалъ.

19. Октября <не позднее 1834 г.>

 

 

 

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтеннѣйшая о Господѣ по Духу дочь Анна Ивановна.

Не сумнѣваюсь, что ты и протчіи нѣціи имѣли желаніе видѣть мою худость; но когда етого не льзя здѣлать, то надобно себя успокоить настоящимъ положеніемъ. Въ описываемомъ же тобою недоумѣніи, на счотъ духовника, что ты не бывъ отъ него выслушана, получила разрѣшеніе: ты имѣла желаніе очистить себя, но неудобность открылась; можешь при другомъ ево пріѣздѣ не закоснѣвая первѣе то объявить что у тебя было на совѣсти: когда же долготою времени тяготишься, то можешь какому нибудь священнику благоговѣйному исповѣдать, и успокоиться. Чего тебѣ желая и покрову Божію поручая, остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

24. ноября

1834 года

Образъ мыслей твоихъ не согласенъ съ твоими словами: называешь себя <нрзб> ето для вѣрующихъ; а ты уничижаешь а отъ того мня и спокойствія лишаешься, что безъ вѣры и смиренія приступаешь.

 

 

<не позднее 1834 г.>

+

26. ноября – Опять буря наступила. Въ прошедшемъ письмѣ совсѣмъ было другое устроеніе; подобно какъ въ природѣ дождь снѣгъ, буря и ведро и погода; такъ и въ нашемъ устроеніи; не отчайся и паки воззванія Божія, токмо смирися. Всуе ты на батюшку вопіешь и мниши его быть жестокимъ; сколько было ево трудовъ при занятіи тобою, писаніемъ къ тебѣ, не доказываетъ ли ето ево къ тебѣ расположеніе? Какъ ты полагаешь ето отверженіемъ, что онъ написалъ, не имѣешь смиренія, и что ослѣпила злоба, развѣ не правда, что страсти людей ослѣпляютъ умнѣ, и не даютъ видѣть своихъ пороковъ, а токмо людскія; Опомнись оставь свое предпріятіе, пиши къ Батюшкѣ, скажи виновата, простите. Не считай никово виновнымъ своихъ скорбей, но едину себя, ибо промыслъ Божій, тако уступи и смирись, и спасетъ тя Богъ. О бумагѣ, что такъ излишне уязвляетъ, развѣ ты одна я думаю у васъ въ обители не менѣе половины есть такихъ. Но все дѣла Богъ исправитъ. Посылаю тебѣ письмы на <нрзб> Имѣй ихъ себѣ благословеніемъ и даблагословитъ тебя Господь, и покрыетъ, отъ сѣтей сопротивныхъ.

І. Макарій.

 

 

<не позднее 1834 г.>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Христе сестра Анна Ивановна.

Я по слабости и тупости моего разсудка заключилъ о письмахъ, что онѣ писаны несвойственнымъ тономъ и слогомъ, какимъ должно писать къ роднымъ, и притомъ являются местами гордые выраженіи не соотвѣтственные духу Христова раба, а такъ какъ ты ими хвалилась, и заключила въ нихъ, не знаю что такое, умъ ли, или къ тебѣ усердіе; и сіи не одному мнѣ являла, но и протчимъ, я какъ выше сказалъ по слабости моего ума, мыслилъ что ими надобно больше стыдиться, нежели хвалиться; и совѣтовалъ тѣбѣ ихъ оставить. Но мой совѣтъ не законъ и не есть давящій ножъ и повелѣвающій снять голову. Сіи выраженіи чувствъ твоихъ для меня не непонятны; и кажется заняты изъ пустыхъ книгъ, называемыхъ Р<оманами> равно какъ и клятва твоя, не есть основана на духѣ Евангелія: гдѣ сказано: «Любите враги ваша[6], добро творите ненавидящымъ васъ и молитеся затворящихъ вамъ напасть»[7] «и аще любите любящыя вы, кая вамъ благодать есть? но и язычницы ли тожде творятъ»[8]. А особенная любовь, только можетъ быть по благословенію Божію у супруговъ: «да прилѣпится къ женѣ своей, и будета плоть едина»[9], а что касается до родственной любви, то мы обязаны предпочтительно имѣть ее къ родителямъ, такъ какъ виновникамъ нашего бытія по Бозѣ; по нихъ къ братіямъ и сестрамъ, и другимъ ближнимъ, но не страстно, а родственно, и равно оную раздѣляя. И такъ ты имѣя естественный и Заповѣданный долгъ любить родныхъ твоихъ, не должна была и не имѣла права давать особенной клятвы: все ето вѣтренность и духъ романизма. – Ты отдаешь на мой судъ разобрать ету связь: я тебѣ описалъ тексты къ сему случаю, оставляю самой разсмотрѣть, призвавъ Бога въ помощь; чувства свои всякому извѣстнѣе, и виднѣе, ежели только не помрачитъ око ума, какая либо страсть.

Присланныя тобою двѣ записки Батюшкины читалъ; но все твое выраженіе гордо: «страшную записку», а со смиреніемъ бы сказать «и достойную меня записку». Я не знаю вашей переписки, но полагаю стоила того; но послѣ какъ видно смирилась и принесла покаяніе, излилось и помилованіе. Ежели ты что и страдаешь, то поистиннѣ отъ гордаго твоего устроенія страдаешь. Прочти въ книгахъ Св:<ятыхъ> о смиреніи и гордости. У Св: Лѣств<ичника> у Аввы Дорофея, Св: Исаака Сирина, отъ нихъ удостовѣришься въ сей истинѣ. А когда начнешь полагать вину на себя, то Богъ извѣститъ людей имѣть о тебѣ соболѣзнованіе и попеченіе. А когда пребудешь ослѣплена гордостію покою не обрящешь, ибо ето Господня Заповѣдь: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ[10]. Ты таперь написала къ батюшкѣ, и мнишь, что онъ уже прежде тебя извѣщенъ; хотя мнѣніе и пустое, но когда ты предаешься въ волю Божію, то будь же и спокойна, что прибудетъ по воли Божіей. А между тѣмъ да будетъ тебѣ вѣдомо: батюшка отлучился 3 Іюля и возвратится не прежде 1го августа.

Написалъ тебѣ сіи убогія строки, не отъ разума, но отъ состраданія и желанія тебѣ спасенія. Вспомни что ты говорила, трудно жить въ стѣнахъ безъ человѣка, т: е: наставляюща. Ищи со смиреніемъ и обрящешь. Желая тебѣ спасенія І. М.

 

 

<не позднее 1834 г.>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Почтенная о Христе Сестра Анна Ивановна.

Чувствуемыя тобою скорби не отъ внѣ, но отъ внутрь тебя происходятъ; т: е. отъ твоего устроенія Гордаго и Самолюбиваго. Сіе отъ твоихъ рѣчей пишу. Всему етому врачество Смиреніе. Господь заповѣдаетъ «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ.»[11] Всегдашнее самоукореніе, приведетъ къ сему благому устроенію; но ты кажется идешь путемъ строптивымъ, укореніемъ ближнихъ, а себя оправданіемъ; Гдѣ не можетъ быть спокойствія, а мятежъ и смущеніе. Кажется много о семъ писалъ, но ежели не подвигнешься и не понудишь себя на дѣло, то какая польза, отъ моихъ словъ прибудетъ. – Остави суетное твое прошеніе Бога о сокращеніи дней твоихъ и далѣе; ето ужастно слушать; Богъ сотворилъ насъ для блаженства, А не для мученія, а ты что произносишь?

Когда ты чувствуешь здѣсь скорбь,то она не вѣчна, а временна, а тамо вѣчна. Таковое отчаяніе плодъ гордости; а выраженіе пахнетъ романизмомъ.

Да покрыетъ тебя Господь отъ сего и подобныхъ чувствованій.

Къ Батюшкѣ старайся сохранить вѣру и послушаніе, которые тебя при помощи Божіей успокоятъ. Напрасно ты и въ умъ себѣ берешь, чтобы я сталъ письмы чьи нибудь показывать другимъ, когда вижу въ нихъ что нибудь такое, которое должно совѣсть ихъ тронуть; и я ничего того что думала услышу отъ нее, не слыхалъ.

Да дастъ тебѣ Господь миръ и благое устроенiе. Остаюсь недостойный твой Богомолецъ многогрѣшный Іеромонахъ Макарій.

 

 

<не позднее 1834 г.>

М. С. О. Н. Г. І. Х. Б. Н. П. Н.

Писаніемъ твоимъ Сестра Анна просишь прощенія въ случившихся послѣ исповѣди мечтаніяхъ, и протчемъ; во всемъ за вольное твое признаніе да проститъ тебя Господь. Что жъ касается до покупки половины кельи у Варвары, то я сего рѣшить не въ силахъ; да и не извѣщается чтобы было сіе тебѣ на пользу, хотя роднымъ твоимъ и будетъ надежда что по отхожденіи имѣешь свою келью; но для исправленія себя ни малѣйшей пользы не предвидится. Лучше отдайся въ волю Божію, и опредѣли себя, на терпѣніе со смиреніемъ, которое непремѣнно нужно проходящимъ путь во отсѣченіи своей воли.

Когда уже волю свою располагаешь повергнуть колми паче внѣшнее все должны оставить, а иначе будетъ препятствіемъ въ теченіи пути сего. – Я такого мнѣнія, остается на волю Батюшки Отца Леонида, какъ ему угодно, но думаю и онъ тожъ скажетъ. – Будь благонадежна въ милости Божіей, сіе есть знамя любви Его къ намъ, когда посылаетъ скорби. Остаюсь недостойный и многогрѣшный І: Макарій.

 



[1] Ср.: Ин. 3:19-21; Еф. 5:13.

[2] См.: Лествичник, 4 степень, 67 стих.

[3] Ср.: Гал. 6:2.

[4] Ср.: Добротолюбие, ΙΙ, 139.

[5] Пс. 91:8.

[6] Мф. 5:44.

[7] Матѳ. 5, 44

[8] Лк. 6:32.

[9] Еф. 5:31.

[10] Мф. 11:29.

[11] Мф. 11:29.