В<аше> П<ревосходительст>во Д<остопочтеннѣйшая> о Г<осподѣ> Поликсена Васильевна Саломонъ.

За посѣщеніе В<аше> и супруга В<ашего > Пет<ра> Иван<овича>, нашей Обители, усердно В<асъ> благодаримъ. Благочестивое В<аше> расположеніе къ нашей Обители, остается памятникомъ для насъ, а по возвращеніи В<ашемъ > въ П<етер>бургъ, Вы посѣтили худость мою почтеннымъ В<ашимъ> писаніемъ, отъ 7го Августа посланнымъ. Въ настоящее время чувствую большую слабость, и не могу собственноручно къ В<амъ> писать, но по диктовкѣ пишетъ одинъ единодушный братъ: что Вы обрѣли спокойствіе и утѣшеніе въ нашей обители, это В<амъ> Господь даровалъ по вѣрѣ В<ашей > и усердію, къ исканію Царствія Божія и правды Его; но на поприщѣ жизни, и въ сообращеніи съ людьми, нельзя пребыть всегда въ такомъ состояніи духа: въ насъ еще не истреблены страсти, а лежатъ сокрытыми, и бывающія въ столкновеніи съ ближними, наносимые ими намъ непріятности, попущеніемъ Божіимъ, показываютъ намъ еще немощное наше устроеніе, и что еще не достигли мѣры – исполненія Заповѣдей Божіихъ, и потому надобно имѣть борьбу съ своими страстями, а познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя – смиряться, но не смущаться, за то что не достигли желаемаго, и отнюдь не укорять другихъ, показующихъ намъ наше устроеніе. Смиреніе привлекаетъ къ намъ милость Божію и помощь въ дѣлахъ нашихъ. Полученное В<ами> духовное утѣшеніе, не можетъ долго пребывать неизмѣннымъ, оно посылается по временамъ къ укрѣпленію нашему во искушеніяхъ, достигшіе смиренія болѣе имъ наслаждаются, но впрочемъ благодать Божія и ихъ посѣщаетъ искушеніями, по мѣрѣ ихъ устроенія, дабы не вознеслись полученіемъ духовныхъ yтѣшеній. Кольми паче мы немощные требуемъ огня искушеній, попаляющаго терніе нашихъ страстей. –

По пріѣздѣ В<ашемъ> въ П<етер>бургъ, В<асъ> встрѣтили скорби, – это и не удивительно; такъ устроилъ Промыслъ Божій, къ искусу В<ашему> и познанію своей немощи, а отъ сего къ смиренію, какъ выше В<амъ> писалъ. Въ томъ, что Вы защищали супруга В<ашего> предъ обвиняющими его неравнодушно – явно есть В<аша> немощь, но не должно смущаться за оную и малодушествовать, а укорять себя за уклоненіе въ страсть гнѣва, смиряться и каяться предъ Богомъ, а впередъ великодушнѣе дѣлать защиту, ежели что подобное бы случилось: всякій случай долженъ быть намъ учителемъ въ опытности. Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать своихъ мыслей, но разсѣеваетесь: молиться безъ развлеченія – есть дѣло совершенныхъ, но мы немощные и находящіеся въ борьбѣ, должны собирать скитающіеся мысли наши и смиряться, при нахожденіи помысловъ, и отнюдь не смущаться; ибо смущеніе подаетъ врагу силу, больше на насъ вооружаться, а смиреніе прогоняетъ его. А если бы Вы всегда имѣли молитву чистую безъ развлеченія, то опять не избѣжали бы тщеславныхъ и гордыхъ помысловъ, отъ врага наносимыхъ. Помните, что Богъ пріемлетъ молитву смиренныхъ. Пишете что трудно молиться дома; на это требуется понужденіе, развѣ особое домашнее занятіе отъ сего отвлекаетъ. Просите какіе В<амъ> назначить молитвы читать каждый день? Не зная В<ашихъ> домашнихъ отношеній, занятій и силъ не могу въ точности сказать, а если В<амъ> удобно предлагаю: утромъ читать утреннія молитвы, а когда достанетъ время каѳизму или одну славу, вечеромъ молитвы на сонъ грядущихъ и въ теченіи дня утромъ или вечеромъ канонъ Божіей Матери, и Ангелу Хран<ителю>, въ Субботу акаѳистъ Божіей Матери а въ Воскресенье акаѳистъ Iисусу. Апостолъ и Евангеліе по главѣ и нѣсколько поклоновъ и всё это проходить со смиреніемъ, не думая, что я хорошо дѣлаю какъ думалъ фарисей. Въ случаѣ же неисполненія чего либо по какимъ либо препятствіямъ, или даже отъ разлѣненія, отнюдь не смущаться, не унывать и не упадать духомъ, а смиряться и считать себя меньше всѣхъ. – Господь да укрѣпитъ Васъ во всѣхъ благихъ намѣреніяхъ В<ашихъ> и дѣяніяхъ, и въ борьбѣ противу находящихъ скорбей и своихъ страстей, и да подастъ В<амъ> истинный разумъ духовный. Мы получили изъ Москвы ящикъ съ чаемъ О. Арх<имандриту> О. Ант<онію> мнѣ и О. Пафн<утію> и догадывались что это отъ В<асъ>, а теперь узнавши совершенно, что это отъ В<асъ> приносимъ нашу усерднѣйшую благодарность. Прошу В<асъ> покорнѣйше написать отъ меня Почт<еннѣйшему> П<етру> И<вановичу> нижайшее почтеніе и благодарность за его расположеніе и усердіе къ нашей худости. Желаю чтобы онъ окончилъ дѣла свои съ успѣхомъ, возвратился благополучно къ В<амъ> въ П<етер>бургъ, для общей радости В<ашей> и дѣтей В<ашихъ>. Желаю всѣмъ В<амъ> мира……

19е Августа                                                                               1858го года.

 

                                                                                                                                                                                    1195   

М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.

По желанію Вашему исполняю: оставя Вашъ Титулъ, пишу просто

Достопочтеннѣйшая о Господѣ П<оликсена> В<асильевна>

Простите меня, что не скоро отвѣтилъ на письмо Ваше; причины особой не нахожу, кромѣ немощи моей и сопряженной съ нею лѣности. Полагаю теперь уже возвратился почтѣннѣйшій Петръ Ивановичъ изъ своего путешествія, и я Васъ обоихъ привѣтствую съ окончаніемъ сего вояжа. Дай Богъ чтобы въ кругу семѣйства Вашего водворились миръ, согласіе и любовь, которые на поприщѣ многотрудной жизни будутъ служить Вамъ облегченіемъ и утѣшеніемъ.

Вы, почтеннѣйшая П<оликсена> В<асильевна> просите позволенія не прекращать Вашу со мною переписку. Я не только Вамъ, но и никому не смѣю возбранять писать ко мнѣ, хотя и немощенъ и скудоуменъ и часто бываю виновенъ въ нескоромъ или въ неудовлетворительномъ отвѣтѣ. Извольте писать какъ Вамъ угодно, но не взыщите на мои неразумные отвѣты. Я считаю, что выше моей меры и разуменія, принимаю на себя сіе дѣло, но только на то надеюсь, что Богъ силенъ<?> вразумить по вѣрѣ требующихъ что написать, и простое слово не украшенное витійствомъ, кто пріемлетъ съ вѣрою, помощію Божіею принесетъ пользу; а потому надобно чувствовать и говорить: «Не намъ Господи, не намъ, но Имени Твоему даждь славу»[1].

Вы желаете сохранить заботу о спасеніи души своей, что видно и на дѣлѣ исполняете: говорите, что въ Васъ происходитъ непрерывная борьба, и съ каждымъ днемъ являются новые недостатки: да ето и необходимо въ подвигѣ Христіанина. Мы стоимъ на брани противъ духовъ злобы. Они борютъ насъ нашими же страстями. Мы иногда побѣждаемся и побѣждаемъ, падаемъ и возстаемъ, и по мѣрѣ смиренія нашего получаемъ помощь Божію: ето сильное оружіе на враговъ необходимо для насъ. Но какъ же мы смиримся, когда чрезъ наши недостатки не познаемъ нашей немощи? Они то насъ и смиряютъ. Прочтите въ 1 части Добротолюбія у Св. Григорія Синаита въ 117 главѣ, въ концѣ оной: Аще не будетъ человѣкъ побѣжденъ не можетъ смириться — тамъ написано подробно и очень полезно. Въ Васъ я замѣчаю, что желаете жить въ мірѣ подобно отшельнической жизни не падательно и чтобы душа всегда была съ Богомъ и дѣлаете вопросъ: есть ли возможность въ мірѣ дойтить до такаго состоянія? чтобы отсечь свои желанія какъ въ уединеніи? и какъ начать такое дѣло? И въ тожъ время въ отвѣтѣ получили сильное сопротивленіе благимъ Вашимъ намѣреніямъ, а Вы не имѣя силъ духовныхъ и смиренія не можете устоять въ оныхъ. Что значитъ, что Вы выше мѣры и устроенія своего предпринимаете или желаете исполнять подвигъ въ жизни Вашей. Надобно начинать дѣланіемъ Заповѣдей Божіихъ въ Евангеліи намъ заповѣданнныхъ и при стараніи исполнять оные, видя свое поползновеніе и немощь, отнюдь не смущаться, а смиряться и каяться. А если бы Вы шли путемъ Заповѣдей Божіихъ неуклонно, то опасайтесь съ другой стороны опасности: врагъ не оставитъ обольщать Васъ высокоуміемъ и мнѣніемъ о своемъ исправленіи и тайно оными уловлять; а Вы еще не имѣя смиренія и видя себя исполняющую Заповѣди, незамѣтно можете уклониться въ сіи помыслы. Надобно имѣть почаще въ умѣ слово Господне: «Аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есьмы, еже должны бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[2]. Етимъ можете прогонять высокоуміе: Но какъ мы далеко еще отстоимъ отъ исполненія Заповѣдей Божіихъ, то и невольно должны каяться и каяться, какъ пишетъ Пр. Маркъ подвижникъ въ словѣ о покаяніи. Мы требуемъ всегда покаянія; но намъ хочется видѣть свое исправленіе. Какъ же Св. Ефремъ въ молитвѣ говоритъ: «Ей Господи Царю, даруй ми зрѣти моя согрѣшенія и не осуждати брата моего». Еще не то чтобы намѣренно согрѣшать; но видѣть грѣхи и преждѣ содеянные и въ настоящее время и отнюдь не отчаяваться, каяться, считая себя въ умѣ послѣднѣйшимъ всѣхъ. Св. Петръ Дамаскинъ въ 3 части Добротолюбія послѣ седьми дѣланій тѣлесныхъ пишетъ на 18 листѣ «и тогда начинаетъ умъ зрѣти согрѣшенія своя яко песокъ морскій» и сіе есть начало просвещенія души и знакъ здравія ея! Видите, по совершеніи многихъ добродѣтелей видитъ грѣхи свои, а не исправленія. Прочтите 55 слово Св. Исаака Сирина, гдѣ онъ указываетъ прямо на Заповѣди Божіи, а не совѣтуетъ искать высокихъ видѣній. Совѣтую Вамъ стараться исполнять Заповѣди, но не смущаться, когда случится въ чемъ погрѣшить, но каяться и смиряться. Когда будетъ въ сердце залогъ смиренія, то и будете имѣть помощь отъ Бога къ благимъ дѣламъ и къ уклоненію отъ противныхъ; а причину нашихъ поползновеній Св. Iоаннъ Лѣств<ичникъ> полагаетъ гордость. Будемъ же стараться о пріобретеніи смиренномудрія чрезъ наши немощи, ибо оно истребитель гордости, нами даже не замѣчаемой въ себѣ. Вы скорбите за осужденіе ближнихъ: если будемъ стараться, то и не будемъ судить ихъ. Молиться будемъ со смиреніемъ, подобно мытаревой молитвѣ, то Господь и пріиметъ оную; ибо пріемлетъ молитву смиренныхъ и слышитъ ихъ. А сами мы не можемъ цѣнить нашу молитву, что молимся усердно. Господь знаетъ цѣну оной, а то опасно не была бы она фарисейская. Вы находитесь въ недоумѣніи относительно поста: бывши у маменьки надобно обѣдать и кушать скоромное; а требовать, чтобы для Васъ готовили постное, боитесь подать поводъ, что Вы ставите себя выше другихъ и себя превозносите; спрашиваете, что въ какомъ случаѣ дѣлать? Не полагаю на Васъ узы, но даю такой совѣтъ: по моему мнѣнію просить Маменьку готовить для Васъ постный столъ, не опасайтесь выказать себя выше другихъ, совсѣмъ нѣтъ. Вы исполняете долгъ и послушаніе Церкви, чѣмъ же возвышаться. Глядя на Васъ найдутся и другіе подражатели Вамъ; а если Вы будете кушать скоромное, то и другіе примѣромъ Вашимъ увлекутся и не поболятъ о томъ, что погрѣшаютъ и Вы будете въ томъ виновны сугубо за себя и за другихъ. Что Вамъ до того, что будутъ о Васъ говорить. Не внимайте тому и будьте покойны. Если Маменька Ваша кушаетъ по болѣзни, то ей извинительнѣе, но конечно и она должна въ томъ каяться; а если такъ употреблять только опасаясь переговоровъ, то ето не ловко. Вы знаете что Господь опредѣлилъ за послушаніе Церкви. Работая вещь для Церкви, кажется не должно бы оставлять существенныхъ своихъ обязанностей; дѣло не на срокъ, можете исполнить и то и другое.

Вы считали всегда себя терпѣливою и конечно етимъ Вы утѣшались; но не полезно. А теперь открылась Ваша немощь. Случаи Васъ трогаютъ, безпокоятъ и Вы познаете свое нетерпѣніе и немощь. Надобно смиряться. ‑ О удовлетвореніи ближнихъ по счетамъ Вы вѣрно исполните по совѣсти: въ етомъ нечего Вамъ смущаться и сомнѣваться. ‑ За то, что Вы думаете, будто будете казаться мнѣ отвратительною, послѣ описанныхъ Вами своихъ немощей ― не похвалю Васъ и что письмо Ваше для Васъ было трудно отъ чего же ето происходитъ сами дознайте. Я изъ сего болѣе познаю Ваше расположеніе о Господѣ къ моей худости и состражду Вамъ въ немощахъ Вашихъ, по силѣ моей предлагая Вамъ совѣтъ. А если бы Вы написали только о своихъ исправленіяхъ, то я не нашелся бы что Вамъ и написать. Господь да благословитъ Васъ, вразумитъ и скрепитъ въ дѣланіи духовномъ христіанской жизни.

Желаю Вамъ, Супругу Вашему и дѣтямъ мира, здравія и спасенія и съ почтеніемъ остаюсь недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

8 Ноября 1858 года.

                                                                                                                                                                                     1196   

Два письма вашихъ, отъ 7 и 17 ноября, я получилъ. Въ послѣднемъ пишете о полученіи моего письма отъ 8 ноября, и что вы чрезъ оное получили себѣ утѣшеніе. Слава Богу! Воздавайте Ему благодареніе, подавшему мнѣ слово къ вашему утѣшенію, а я ничто же есмь. Благодареніе Господу о благополучномъ окончаніи путешествія N N и возвращеніи къ вамъ.

Вы находите въ своемъ душевномъ устроеніи два противоположныя дѣйствія: возвышеніе и отчаяніе. Конечно вы понимаете, что это происходитъ отъ врага, и вы не можете съ нимъ бороться, и оба оныя дѣйствія весьма тяжелы для души. Можетъ быть вы понимаете причину оныхъ? Какъ пишутъ св. отцы, оныя происходятъ отъ духовной гордости, а по недостатку смиренія и трудно имъ сопротивляться; и въ томъ и другомъ случаѣ надобно смиряться.

Въ первомъ (отчаяніи) — всѣ свои немощи и грѣхи ввергать въ бездну милосердія Божія, сокрушаться объ нихъ и каяться, но надѣяться помилованія; ибо Господь за грѣшниковъ проліялъ пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь законъ исполнили, но не должны надѣяться отъ дѣлъ своихъ спасенія, а считать себя неключимыми рабами, по слову Господню. Прочтите у св. Марка Подвижника въ словѣ о думающихъ оправдаться отъ дѣлъ; много найдете главъ, гдѣ не даетъ права надѣяться на дѣла, но какъ долгъ оныя исполнять. А чтобы не отчаяваться, то читайте у св. Исаака Сирина въ 7 словѣ, на стр. 37, и у св. Петра Дамаскина, въ 3 части Добротолюбія, на листѣ 58 на оборотѣ: «яко не подобаетъ отчаяватися аще и много кто согрѣшитъ», и на листѣ 64 на обор. «яко веліе благо есть истинное покаяніе». Много найдете въ оныхъ укрѣпленія противу отчаянія.

А во второмъ (возвышеніи) воспоминаніемъ своихъ немощей, грѣховъ и прегрѣшеній низлагайте приражающіеся къ вамъ хвалительные помыслы; а какимъ образомъ, прочтите у св. Исаака въ 21 словѣ, на стр. 120, и въ 46 словѣ на 224 стр., и въ концѣ на 225 и 226 въ началѣ, и въ надсловіи на книгу Нила Сорскаго на стр. XLV; и еще много есть отеческихъ ученій о семъ, но оставляю вамъ самимъ испытать, а я написалъ только нужное. А въ борьбѣ противу сего вы не имѣли силы отогнать сіи помыслы, потому что не смиренно поступили, а хотѣли сами собою ихъ отгнать; надобно со смиреніемъ воззвать ко Господу: «помилуй мя, яко немощна есмь», и не смущаться; они и отойдутъ. А если будете смущаться, то враги больше на васъ возстанутъ.

А въ томъ, что вы, сознавая свою неправость, но предъ другими стараетесь оправдаться и доходите до раздражительности, сами находите, что происходитъ отъ неимѣнія смиренія; а потому и должно стараться о снисканіи сего великаго сокровища — смиренія, которое доставляетъ намъ всегда успокоеніе.

Что вы стараетесь замѣчать за собою недостатки нравственные, — это доставляетъ вамъ помощь къ пріобрѣтенію смиренія, и впередъ — остереженія отъ оныхъ. Свойство милостыни есть сердце сгарающее любовію о всякой твари, и желающее ей блага. Милостыня состоитъ не въ одномъ подаяніи, но въ состраданіи, когда видимъ сроднаго намъ созданнаго человѣка въ какомъ либо злостраданіи, и если можемъ помочь ему чѣмъ либо, помогаемъ. Оная (милостыня) изображена въ 6-ти заповѣдяхъ Евангелія отъ Матөея гл. 25. А подаяніе есть токмо часть милостыни; надобно и оное творить по силѣ, безъ смущенія и разбирательства, — хоть не много подать, но съ благимъ произволеніемъ и надеждою, по слову Господню: что сотворите единому сихъ Моихъ братій меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 25, 40).

Не смущайтесь о томъ, что иногда бываетъ на молитвѣ разсѣянность; о семъ я уже писалъ вамъ. Смиряйте себя и успокоивайтесь, то и будутъ по времени утишаться помыслы. Это — тоже брань вражія. Когда мы принимаемся за оружіе — молитву, то онъ (врагъ) противустаетъ оной, но смиреніемъ прогоняется. А когда будете смущаться то онъ больше вооружается. Прошеніе царствія небеснаго должно быть первымъ нашимъ предметомъ; но, живя въ мipѣ съ семействомъ, можете просить и о житейскихъ вещахъ, или какъ ежедневно Церковь проситъ: «добрыхъ и полезныхъ душамъ нашимъ даруй» и проч. Господь сказалъ: просите и дастся вамъ (Матө. 7, 7). Но подаетъ то, чтò намъ полезно и нужно. Вы же не можете, въ мipѣ живши и имѣвши дѣтей, такъ себя поставить чтобы ничего не имѣть и все раздать: но надобно наблюдать благоразумную средину, — не уклоняться отъ мipa и не пристращаться къ нему. Вещи, если нужны для дѣтей, можно сохранять ихъ, а — не нужны, то нуждающимся отдать.

Да благословитъ Господь любезныхъ дѣтокъ вашихъ; дѣтское ихъ чувство къ благочестію да возрастаетъ съ ними и принесетъ плодъ во спасеніе. Пріемлю ихъ ycepдie и любовь къ моей худости и посылаю имъ недостойное мое благословеніе.

Испрашивая на васъ и на все семейство ваше миръ и благословеніе Божіе, остаюсь недостойный вашъ богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій, истинно васъ уважающій. 29 ноября 1858 года.

 

 



[1] Пс. 113:9.

[2] Лк. 17:10.