В<аше>
П<ревосходительст>во Д<остопочтеннѣйшая> о
Г<осподѣ> Поликсена Васильевна Саломонъ.
За посѣщеніе В<аше> и
супруга В<ашего > Пет<ра> Иван<овича>, нашей Обители, усердно
В<асъ> благодаримъ. Благочестивое В<аше> расположеніе къ нашей
Обители, остается памятникомъ для насъ, а по возвращеніи В<ашемъ > въ
П<етер>бургъ, Вы посѣтили худость
мою почтеннымъ В<ашимъ> писаніемъ, отъ 7го Августа
посланнымъ. Въ настоящее время чувствую большую слабость, и не могу
собственноручно къ В<амъ> писать, но по диктовкѣ пишетъ одинъ
единодушный братъ: что Вы обрѣли спокойствіе и утѣшеніе въ нашей
обители, это В<амъ> Господь даровалъ по вѣрѣ В<ашей > и
усердію, къ исканію Царствія Божія и правды Его; но на поприщѣ жизни, и
въ сообращеніи съ людьми, нельзя пребыть всегда въ такомъ состояніи духа: въ
насъ еще не истреблены страсти, а лежатъ сокрытыми, и бывающія въ столкновеніи
съ ближними, наносимые ими намъ непріятности, попущеніемъ Божіимъ, показываютъ
намъ еще немощное наше устроеніе, и что еще не достигли мѣры –
исполненія Заповѣдей Божіихъ, и потому надобно имѣть борьбу съ
своими страстями, а познавая свою немощь, зазирая себя и укоряя – смиряться, но не смущаться, за то что не
достигли желаемаго, и отнюдь не укорять другихъ, показующихъ намъ наше
устроеніе. Смиреніе привлекаетъ къ намъ милость Божію и помощь въ дѣлахъ нашихъ.
Полученное В<ами> духовное утѣшеніе, не можетъ долго пребывать
неизмѣннымъ, оно посылается по временамъ къ укрѣпленію нашему во
искушеніяхъ, достигшіе смиренія болѣе имъ наслаждаются, но впрочемъ благодать
Божія и ихъ посѣщаетъ искушеніями, по мѣрѣ ихъ устроенія,
дабы не вознеслись полученіемъ духовныхъ yтѣшеній. Кольми паче мы немощные требуемъ огня
искушеній, попаляющаго терніе нашихъ страстей. –
По пріѣздѣ В<ашемъ> въ
П<етер>бургъ, В<асъ> встрѣтили скорби, – это и не
удивительно; такъ устроилъ Промыслъ Божій, къ искусу В<ашему> и познанію
своей немощи, а отъ сего къ смиренію, какъ выше В<амъ> писалъ. Въ томъ,
что Вы защищали супруга В<ашего> предъ обвиняющими его
неравнодушно – явно есть В<аша> немощь, но не должно смущаться за
оную и малодушествовать, а укорять себя за уклоненіе въ страсть гнѣва,
смиряться и каяться предъ Богомъ, а впередъ великодушнѣе дѣлать
защиту, ежели что подобное бы случилось: всякій случай долженъ быть намъ
учителемъ въ опытности. Вы смущаетесь, что во время молитвы не можете собрать
своихъ мыслей, но разсѣеваетесь: молиться безъ развлеченія – есть
дѣло совершенныхъ, но мы немощные и находящіеся въ борьбѣ, должны
собирать скитающіеся мысли наши и смиряться,
при нахожденіи помысловъ, и отнюдь не смущаться; ибо смущеніе подаетъ врагу
силу, больше на насъ вооружаться, а
смиреніе прогоняетъ его. А если бы Вы всегда имѣли молитву чистую безъ
развлеченія, то опять не избѣжали бы тщеславныхъ и гордыхъ помысловъ, отъ
врага наносимыхъ. Помните, что Богъ пріемлетъ молитву смиренныхъ. Пишете что
трудно молиться дома; на это требуется понужденіе, развѣ особое домашнее
занятіе отъ сего отвлекаетъ. Просите какіе В<амъ> назначить молитвы
читать каждый день? Не зная В<ашихъ> домашнихъ отношеній, занятій и силъ
не могу въ точности сказать, а если В<амъ> удобно предлагаю:
утромъ читать утреннія молитвы, а когда достанетъ время каѳизму или одну
славу, вечеромъ молитвы на сонъ грядущихъ и въ теченіи дня утромъ или вечеромъ
канонъ Божіей Матери, и Ангелу Хран<ителю>, въ Субботу акаѳистъ
Божіей Матери а въ Воскресенье акаѳистъ Iисусу. Апостолъ и Евангеліе по главѣ и
нѣсколько поклоновъ и всё это проходить со смиреніемъ, не думая, что я
хорошо дѣлаю какъ думалъ фарисей. Въ случаѣ же неисполненія чего
либо по какимъ либо препятствіямъ, или даже отъ разлѣненія, отнюдь не
смущаться, не унывать и не упадать духомъ, а смиряться и считать себя меньше
всѣхъ. – Господь да укрѣпитъ Васъ во всѣхъ благихъ
намѣреніяхъ В<ашихъ> и дѣяніяхъ, и въ борьбѣ противу
находящихъ скорбей и своихъ страстей, и да подастъ В<амъ> истинный разумъ
духовный. Мы получили изъ Москвы ящикъ съ чаемъ О. Арх<имандриту> О.
Ант<онію> мнѣ и О. Пафн<утію> и догадывались что это отъ
В<асъ>, а теперь узнавши совершенно, что это отъ В<асъ> приносимъ
нашу усерднѣйшую благодарность. Прошу В<асъ> покорнѣйше
написать отъ меня Почт<еннѣйшему> П<етру> И<вановичу>
нижайшее почтеніе и благодарность за его расположеніе и усердіе къ нашей
худости. Желаю чтобы онъ окончилъ дѣла свои съ успѣхомъ,
возвратился благополучно къ В<амъ> въ П<етер>бургъ, для общей
радости В<ашей> и дѣтей В<ашихъ>. Желаю всѣмъ В<амъ> мира……
19е Августа 1858го
года.
1195
М. С. О. н. Г. І. Х. Б. н. п. н.
По желанію Вашему исполняю: оставя Вашъ Титулъ, пишу
просто
Достопочтеннѣйшая о Господѣ
П<оликсена> В<асильевна>
Простите меня, что не скоро отвѣтилъ на письмо
Ваше; причины особой не нахожу, кромѣ немощи моей и сопряженной съ нею
лѣности. Полагаю теперь уже возвратился почтѣннѣйшій Петръ
Ивановичъ изъ своего путешествія, и я Васъ обоихъ привѣтствую съ
окончаніемъ сего вояжа. Дай Богъ чтобы въ кругу семѣйства Вашего
водворились миръ, согласіе и любовь, которые на поприщѣ многотрудной
жизни будутъ служить Вамъ облегченіемъ и утѣшеніемъ.
Вы, почтеннѣйшая П<оликсена>
В<асильевна> просите позволенія не прекращать Вашу со мною переписку. Я
не только Вамъ, но и никому не смѣю возбранять писать ко мнѣ, хотя
и немощенъ и скудоуменъ и часто бываю виновенъ въ нескоромъ или въ
неудовлетворительномъ отвѣтѣ. Извольте писать какъ Вамъ угодно, но
не взыщите на мои неразумные отвѣты. Я считаю, что выше моей меры и
разуменія, принимаю на себя сіе дѣло, но только на то надеюсь, что Богъ
силенъ<?> вразумить по вѣрѣ требующихъ что написать, и
простое слово не украшенное витійствомъ, кто пріемлетъ съ вѣрою, помощію
Божіею принесетъ пользу; а потому надобно чувствовать и говорить: «Не намъ Господи, не намъ, но Имени Твоему
даждь славу»[1].
Вы желаете сохранить заботу о спасеніи души своей, что
видно и на дѣлѣ исполняете: говорите, что въ Васъ происходитъ
непрерывная борьба, и съ каждымъ днемъ являются новые недостатки: да ето и
необходимо въ подвигѣ Христіанина. Мы стоимъ на брани противъ духовъ
злобы. Они борютъ насъ нашими же страстями. Мы иногда побѣждаемся и
побѣждаемъ, падаемъ и возстаемъ, и по мѣрѣ смиренія нашего
получаемъ помощь Божію: ето сильное оружіе на враговъ необходимо для насъ. Но
какъ же мы смиримся, когда чрезъ наши недостатки не познаемъ нашей немощи? Они
то насъ и смиряютъ. Прочтите въ 1 части Добротолюбія у Св. Григорія
Синаита въ 117 главѣ, въ концѣ оной: Аще не будетъ человѣкъ побѣжденъ не можетъ смириться —
тамъ написано подробно и очень полезно. Въ Васъ я замѣчаю, что желаете
жить въ мірѣ подобно отшельнической жизни не падательно и чтобы душа
всегда была съ Богомъ и дѣлаете вопросъ: есть ли возможность въ
мірѣ дойтить до такаго состоянія? чтобы отсечь свои желанія какъ въ
уединеніи? и какъ начать такое дѣло? И въ тожъ время въ
отвѣтѣ получили сильное сопротивленіе благимъ Вашимъ
намѣреніямъ, а Вы не имѣя силъ духовныхъ и смиренія не можете устоять
въ оныхъ. Что значитъ, что Вы выше мѣры и устроенія своего предпринимаете
или желаете исполнять подвигъ въ жизни Вашей. Надобно начинать дѣланіемъ
Заповѣдей Божіихъ въ Евангеліи намъ заповѣданнныхъ и при стараніи
исполнять оные, видя свое поползновеніе и немощь, отнюдь не смущаться, а
смиряться и каяться. А если бы Вы шли путемъ Заповѣдей Божіихъ неуклонно,
то опасайтесь съ другой стороны опасности: врагъ не оставитъ обольщать Васъ
высокоуміемъ и мнѣніемъ о своемъ исправленіи и тайно оными уловлять; а Вы
еще не имѣя смиренія и видя себя исполняющую Заповѣди,
незамѣтно можете уклониться въ сіи помыслы. Надобно имѣть почаще въ
умѣ слово Господне: «Аще и вся
повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключимы есьмы, еже должны
бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[2].
Етимъ можете прогонять высокоуміе: Но какъ
мы далеко еще отстоимъ отъ исполненія Заповѣдей Божіихъ, то и невольно
должны каяться и каяться, какъ пишетъ Пр. Маркъ подвижникъ въ
словѣ о покаяніи. Мы требуемъ всегда покаянія; но намъ хочется
видѣть свое исправленіе. Какъ же Св. Ефремъ въ молитвѣ
говоритъ: «Ей Господи Царю, даруй ми
зрѣти моя согрѣшенія и не осуждати брата моего». Еще не то
чтобы намѣренно согрѣшать; но видѣть грѣхи и
преждѣ содеянные и въ настоящее время и отнюдь не отчаяваться, каяться, считая
себя въ умѣ послѣднѣйшимъ всѣхъ. Св. Петръ
Дамаскинъ въ 3 части Добротолюбія послѣ седьми дѣланій
тѣлесныхъ пишетъ на 18 листѣ «и тогда начинаетъ умъ зрѣти согрѣшенія своя яко песокъ
морскій» и сіе есть начало просвещенія души и знакъ здравія ея! Видите, по
совершеніи многихъ добродѣтелей видитъ грѣхи свои, а не
исправленія. Прочтите 55 слово Св. Исаака Сирина, гдѣ онъ
указываетъ прямо на Заповѣди Божіи, а не совѣтуетъ искать высокихъ
видѣній. Совѣтую Вамъ стараться исполнять Заповѣди, но не
смущаться, когда случится въ чемъ погрѣшить, но каяться и смиряться.
Когда будетъ въ сердце залогъ смиренія, то и будете имѣть помощь отъ Бога
къ благимъ дѣламъ и къ уклоненію отъ противныхъ; а причину нашихъ
поползновеній Св. Iоаннъ
Лѣств<ичникъ> полагаетъ гордость. Будемъ же стараться о
пріобретеніи смиренномудрія чрезъ наши немощи, ибо оно истребитель гордости,
нами даже не замѣчаемой въ себѣ. Вы скорбите за осужденіе ближнихъ:
если будемъ стараться, то и не будемъ судить ихъ. Молиться будемъ со
смиреніемъ, подобно мытаревой молитвѣ, то Господь и пріиметъ оную; ибо
пріемлетъ молитву смиренныхъ и слышитъ ихъ. А сами мы не можемъ цѣнить
нашу молитву, что молимся усердно. Господь знаетъ цѣну оной, а то опасно
не была бы она фарисейская. Вы находитесь въ недоумѣніи относительно
поста: бывши у маменьки надобно обѣдать и кушать скоромное; а требовать,
чтобы для Васъ готовили постное, боитесь подать поводъ, что Вы ставите себя
выше другихъ и себя превозносите; спрашиваете, что въ какомъ случаѣ
дѣлать? Не полагаю на Васъ узы, но даю такой совѣтъ: по моему
мнѣнію просить Маменьку готовить для Васъ постный столъ, не опасайтесь
выказать себя выше другихъ, совсѣмъ нѣтъ. Вы исполняете долгъ и
послушаніе Церкви, чѣмъ же возвышаться. Глядя на Васъ найдутся и другіе
подражатели Вамъ; а если Вы будете кушать скоромное, то и другіе
примѣромъ Вашимъ увлекутся и не поболятъ о томъ, что погрѣшаютъ и
Вы будете въ томъ виновны сугубо за
себя и за другихъ. Что Вамъ до того, что будутъ о Васъ говорить. Не внимайте
тому и будьте покойны. Если Маменька Ваша кушаетъ по болѣзни, то ей
извинительнѣе, но конечно и она должна въ томъ каяться; а если такъ
употреблять только опасаясь переговоровъ, то ето не ловко. Вы знаете что Господь
опредѣлилъ за послушаніе Церкви. Работая вещь для Церкви, кажется не
должно бы оставлять существенныхъ своихъ обязанностей; дѣло не на срокъ,
можете исполнить и то и другое.
Вы считали всегда себя терпѣливою и конечно
етимъ Вы утѣшались; но не полезно. А теперь открылась Ваша немощь. Случаи
Васъ трогаютъ, безпокоятъ и Вы познаете свое нетерпѣніе и немощь. Надобно
смиряться. ‑ О удовлетвореніи ближнихъ по счетамъ Вы вѣрно
исполните по совѣсти: въ етомъ нечего Вамъ смущаться и
сомнѣваться. ‑ За то, что Вы думаете, будто будете казаться мнѣ отвратительною,
послѣ описанныхъ Вами своихъ немощей ― не похвалю Васъ и что
письмо Ваше для Васъ было трудно отъ чего же ето происходитъ сами дознайте. Я
изъ сего болѣе познаю Ваше расположеніе о Господѣ къ моей худости и
состражду Вамъ въ немощахъ Вашихъ, по силѣ моей предлагая Вамъ
совѣтъ. А если бы Вы написали только о своихъ исправленіяхъ, то я не
нашелся бы что Вамъ и написать. Господь да благословитъ Васъ, вразумитъ и
скрепитъ въ дѣланіи духовномъ христіанской жизни.
Желаю Вамъ, Супругу Вашему и дѣтямъ мира,
здравія и спасенія и съ почтеніемъ остаюсь недостойный Богомолецъ
многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.
8 Ноября 1858 года.
1196
Два письма вашихъ, отъ 7 и 17 ноября, я получилъ.
Въ послѣднемъ пишете о полученіи моего письма отъ 8 ноября, и что вы
чрезъ оное получили себѣ утѣшеніе. Слава Богу! Воздавайте Ему
благодареніе, подавшему мнѣ слово къ вашему утѣшенію, а я ничто же
есмь. Благодареніе Господу о благополучномъ окончаніи путешествія N N и возвращеніи къ вамъ.
Вы находите въ своемъ душевномъ устроеніи два
противоположныя дѣйствія: возвышеніе и отчаяніе. Конечно вы понимаете,
что это происходитъ отъ врага, и вы не можете съ нимъ бороться, и оба оныя
дѣйствія весьма тяжелы для души. Можетъ быть вы понимаете причину оныхъ?
Какъ пишутъ св. отцы, оныя происходятъ отъ духовной гордости, а по
недостатку смиренія и трудно имъ сопротивляться; и въ томъ и другомъ
случаѣ надобно смиряться.
Въ первомъ (отчаяніи) — всѣ свои немощи и
грѣхи ввергать въ бездну милосердія Божія, сокрушаться объ нихъ и
каяться, но надѣяться помилованія; ибо Господь за грѣшниковъ
проліялъ пречистую Свою кровь. И хотя бы мы весь законъ исполнили, но не должны
надѣяться отъ дѣлъ своихъ спасенія, а считать себя неключимыми
рабами, по слову Господню. Прочтите у св. Марка Подвижника въ словѣ
о думающихъ оправдаться отъ дѣлъ; много найдете главъ, гдѣ не даетъ
права надѣяться на дѣла, но какъ долгъ оныя исполнять. А чтобы не
отчаяваться, то читайте у св. Исаака Сирина въ 7 словѣ, на стр. 37, и у св. Петра
Дамаскина, въ 3 части Добротолюбія, на листѣ 58 на оборотѣ:
«яко не подобаетъ отчаяватися аще и много кто согрѣшитъ», и на
листѣ 64 на обор. «яко веліе благо есть истинное покаяніе». Много найдете
въ оныхъ укрѣпленія противу отчаянія.
А во второмъ (возвышеніи) воспоминаніемъ своихъ
немощей, грѣховъ и прегрѣшеній низлагайте приражающіеся къ вамъ
хвалительные помыслы; а какимъ образомъ, прочтите у св. Исаака въ
21 словѣ, на
стр. 120, и въ 46 словѣ на
224 стр., и въ концѣ на
225 и 226 въ началѣ, и въ надсловіи на книгу Нила Сорскаго на стр. XLV; и еще много есть отеческихъ ученій о семъ, но
оставляю вамъ самимъ испытать, а я написалъ только нужное. А въ борьбѣ
противу сего вы не имѣли силы отогнать сіи помыслы, потому что не
смиренно поступили, а хотѣли сами собою ихъ отгнать; надобно со
смиреніемъ воззвать ко Господу: «помилуй мя, яко немощна есмь», и не смущаться;
они и отойдутъ. А если будете смущаться, то враги больше на васъ возстанутъ.
А въ томъ, что вы, сознавая свою неправость, но предъ
другими стараетесь оправдаться и доходите до раздражительности, сами находите,
что происходитъ отъ неимѣнія смиренія; а потому и должно стараться о
снисканіи сего великаго сокровища — смиренія, которое доставляетъ намъ
всегда успокоеніе.
Что вы стараетесь замѣчать за собою недостатки
нравственные, — это доставляетъ вамъ помощь къ пріобрѣтенію
смиренія, и впередъ — остереженія отъ оныхъ. Свойство милостыни есть
сердце сгарающее любовію о всякой твари, и желающее ей блага. Милостыня
состоитъ не въ одномъ подаяніи, но въ состраданіи, когда видимъ сроднаго намъ
созданнаго человѣка въ какомъ либо злостраданіи, и если можемъ помочь ему
чѣмъ либо, помогаемъ. Оная (милостыня) изображена въ 6-ти
заповѣдяхъ Евангелія отъ Матөея гл. 25. А подаяніе есть токмо
часть милостыни; надобно и оное творить по силѣ, безъ смущенія и разбирательства, — хоть не много
подать, но съ благимъ произволеніемъ и надеждою, по слову Господню: что
сотворите единому сихъ Моихъ братій меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ.
25, 40).
Не смущайтесь о томъ, что иногда бываетъ на
молитвѣ разсѣянность; о семъ я уже писалъ вамъ. Смиряйте себя и
успокоивайтесь, то и будутъ по времени утишаться помыслы. Это — тоже брань
вражія. Когда мы принимаемся за оружіе — молитву, то онъ (врагъ)
противустаетъ оной, но смиреніемъ прогоняется. А когда будете смущаться то онъ
больше вооружается. Прошеніе царствія небеснаго должно быть первымъ нашимъ
предметомъ; но, живя въ мipѣ съ
семействомъ, можете просить и о житейскихъ вещахъ, или какъ ежедневно Церковь
проситъ: «добрыхъ и полезныхъ душамъ нашимъ даруй» и проч. Господь сказалъ: просите
и дастся вамъ (Матө. 7, 7). Но подаетъ то, чтò намъ полезно и
нужно. Вы же не можете, въ мipѣ живши
и имѣвши дѣтей, такъ себя поставить чтобы ничего не имѣть и
все раздать: но надобно наблюдать благоразумную средину, — не уклоняться
отъ мipa и не пристращаться къ нему. Вещи, если нужны для
дѣтей, можно сохранять ихъ, а — не нужны, то нуждающимся отдать.
Да благословитъ Господь любезныхъ дѣтокъ вашихъ;
дѣтское ихъ чувство къ благочестію да возрастаетъ съ ними и принесетъ
плодъ во спасеніе. Пріемлю ихъ ycepдie и любовь къ моей худости и посылаю имъ недостойное
мое благословеніе.
Испрашивая на васъ и на все семейство ваше миръ и
благословеніе Божіе, остаюсь недостойный вашъ богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій, истинно васъ уважающій. 29 ноября
1858 года.