Д<остопочтеннѣйшая> о Господѣ П<оликсена> В<асильевна>. Я еще не успѣлъ отвѣчать на письмо В<аше> отъ 17го Декаб<ря> какъ должно, но уже и паки получилъ почтеннѣйшее писаніе В<аше> отъ 18го Генваря, коимъ поздравляете меня со днемъ моего Ангела; спаси Васъ Господи! за усердіе къ моей худости. – Слава Богу находите утѣшеніе въ чтеніи книгъ Отеческихъ, хотя и сознаетесь, что немного успѣваете въ дѣланіи, и что трудно слѣдить безпрерывно за своими поступками и мыслями. – Но хорошо и то, что Вы читая книги познаете себя неисправною въ дѣланіи должнаго, познаете свою немощь, и отъ сего смиряетесь, а на смиренныя Богъ призираетъ и подаетъ Свою помощь, а Вы какъ видно хотите, чтобы неуклонно идтить исправленіемъ всего должнаго, и когда бы такъ могли исполнить, то конечно бы это В<асъ> утѣшало, а вмѣстѣ съ тѣмъ увлекались бы въ мнѣніе о себѣ, что живете благоугождая Богу; чѣмъ могли бы и дѣла В<аши> благія помрачаться. Хотя это и вражіи прилоги, но по неопытности можете увлечься оными, врагъ не престаетъ бороть насъ. Если не на грѣховныхъ дѣйствій, то на похвалу о дѣлахъ своихъ. Любовь къ Богу доказывается исполненіемъ Святыхъ Его заповѣдей, но и эта Его заповѣдь: «Аще вся повелѣнная сотворите, глаголите яко раби неключими есмы, еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[1]. Это есть смиреніе «Якоже соль во всякой пищи, тако и смиреніе во всякой добродѣтели» (нужно) пишетъ Св. Исаакъ въ 47 словѣ и Св. Авва Дороөей уподобляетъ исправленіе дѣлъ благихъ, строенію дому такъ всякой камень укрѣпляется бреніемъ (известкою, которой образъ смиренія) такъ и всякая добродѣтель, должна быть укрѣпляема смиреніемъ. Св. Отцы при всей ихъ святости считали себя землею и пепломъ и имѣли себя подъ всею тварію, и такъ не скорбите о семъ, что Вы не достигаете исполненія добродѣтели, но испытуя себя въ чемъ погрѣшили, смиряйтесь и приносите покаяніе. Въ 3й молитвѣ на сонъ грядущимъ изъяснены многія могущія быть повседневныя согрѣшенія, о коихъ и приносите покаяніе вседневное. – Въ прежнемъ письмѣ вопрошаете меня о сомнѣніи на счетъ нашихъ обрядовъ, не знаю въ какихъ именно обрядахъ имѣете Вы сомнѣніе, не знаю, но скажу, что все, что въ нашей Церкви устроено, всѣ внѣшнее для изъясненія духовнаго; о семъ можете читать книгу Новую Скрижаль.

O чудотворныхъ иконахъ посылаю Вамъ небольшую книжицу, изъ коей можете видѣть, почему однѣ имѣютъ силу чудотворную, а другія нѣтъ. Есть также разсужденіе о нетлѣніи Св. мощей не помню котораго года печатанная; а о иконахъ есть и второе изданіе … года С<анкт>П<етер<ургѣ> печатана, когда не найдете тамъ этой книги, то оставьте ее у себя, а если отыщите, то извольте возвратить. Книгу посылаю къ К<онстантину> К<арловичу> З<едергольму> отъ него получите. –

Спрашиваете отъ чего происходитъ скука и Вамъ и П<етру> И<вановичу>, невозможно безъ этого обойдтится. Это есть духовный крестъ, посылаемый къ нашему испытанію, бываетъ мрачность, томность, безотчетная скука и унылость. Бываетъ cie и духовную жизнь проходящимъ, какъ увидите въ книгѣ СвИсаака Сирина въ 88 словѣ на 461 стр., и въ 79 словѣ на 434 стр., тамъ же и врачевство на cie написано – смиренномудрое сердце. Еще прочтите въ 4й части Добротолюбія у Преп. Iоанна Карпаф<ійскаго> гл<авы> 70 и 71 и принимайтe этотъ крестъ со смиреніемъ и терпѣніемъ, а по прошествіи онаго времени бываетъ душевное утѣшеніе. Есть и Пре<подобнаго> Макарія Египетскаго: онъ такое мрачное устроеніе уподобляетъ мрачной погодѣ, бурѣ, дождю и проч., а послѣ бываетъ ясно и ведро во 2й части Добротолюбія у Каллиста и Игнатія гл. 43. – Вѣрующимъ не должно имѣть предразсудковъ, и снамъ вѣрить; сны могутъ быть отъ враговъ, для того чтобы смутить человѣка будущею случайностію. Безъ промысла Божія или попущенія ничто не можетъ съ нами случиться, то и надобно утверждаться вѣрою, и съ покорностію принимать, что случится а снамъ не вѣрить. Напрасно Вы налагали на себя обѣты, не исполнивъ, и ихъ смущаетесь; но какіе оные Вы даже и забыли. Просите меня, чтобы я назначилъ В<амъ> за оные что нибудь выполнить. Вы можете сами по силамъ Вашимъ чѣмъ нибудь замѣнять оные; но мнѣ неизвѣстны ни силы Ваши, ни время на исполненіе какого либо <у>довлетворенія. Вы можете класть поклоны хотя по 3 въ день, Спасителю и Божіей Матери по единому, хотя на полгода, а въ теченіи этого времени, прочитать канонъ покаянный хотя одинъ разъ въ мѣсяцъ, являть къ ближнимъ состраданіе, если можно въ чемъ по силѣ помочь, и не смущаться но смиряться и быть спокойными. – Позвольте и Васъ Дост<опочтеннѣйшему> П<етру> И<вановичу> поблагодарить за поздравленіе меня со днемъ моего Ангела; причемъ прошу В<асъ> простить меня, что не особо пишу, хотя это не учтвиво, но низойдите немощи моей и неразумію и покройте В<ашей> любовію. Да поможетъ Господь В<амъ> въ дѣлахъ службы Вашей, ко благу Св. Церкви и всего Православнаго Христіанства. Испрашиваю на Васъ и на дѣтей вашихъ миръ и бkагословеніе Божіе; съ нижайшимъ моимъ почтеніемъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Простите что худо написалъ, руки плохо служатъ, много писемъ, а я нахожусь на оныя въ неоплатномъ долгу, и по немощи и по неимѣнію времени.

24е Генваря                                                                   1859го года.

 

 

+

Д<остопочтеннѣйшая> о Господѣ Пол<иксена> Вас<ильевна> Саломонъ!

Уже на три письма В<ашихъ> нахожусь въ долгу отвѣтами, послѣднее изъ нихъ, отъ 14 числа февр<аля>, получено только вчера 22го числа, а почему такъ долго шло не знаю, на оное прежде всего отвѣчаю: Вы спрашиваете какъ проводить сей Святый постъ, въ отношеніи пищи? Если согласно съ Итпикономъ, то находите что для П<етра> И<вановича> по его занятіямъ и трудамъ, будетъ невыносимо и физическія силы измѣнять ему, хоть онъ и твердое намѣреніе имѣетъ слѣдовать оному постановленію. На cie В<амъ> скажу: постановленіе Церкви всѣму равно и въ употребленіи пищи всѣ обязаны исполнять, и я не смѣю противорѣчить уставу. Но надобно имѣть разсужденіе, которое Св. Отцы называютъ: око нѣкое души и свѣтильникъ[2], сie учитъ человѣка оставлять во облакъ безмѣріе и путемъ царскимъ шествовать (потрудитесь прочтите сами о разсужденіи слово Преподобнаго Кассіана къ Леонтину Игумену въ 4й части Добротолюбія). Если принять и въ настоящемъ дѣлѣ разсужденіе, то найдете, что посвятившему себя на удаленіе отъ міра удобнѣе понести такое постановленіе. Онъ ничѣмъ не занятъ и не обязанъ житейскими, а паче еще должностными и важными дѣлами, то хоть и изнемогутъ, пребываютъ въ бездѣйствіи, отвѣта не дадутъ за упущеніе. А которые обязаны да еще важными дѣлами и нетерпящими упущенія, то надобно сдѣлать и тѣлу снисхожденіе укрѣпленіемъ пищи; въ сей постъ я разумѣю, не о рыбѣ а о елеѣ, съ которымъ изготовленная пища болѣе укрѣпляетъ тѣлесный составъ нежели сухояденіе. Дѣло другое когда говѣете, т. е. приуготовляетесь къ пріобщенію Святыхъ Христовыхъ Таинъ, тутъ нужно и елей оставлять. Въ самыхъ же правилахъ Апостольскихъ и Отеческихъ сказано: «кромѣ немощи»; и не есть ли это немощь, когда тѣло изнеможетъ отъ поста и не способно будетъ къ исполненію важныхъ обязанностей? О времени же къ употребленію пищи такъ же должно сообразоваться съ силою и крѣпостію тѣла; кажется не неумѣстно поступить такъ, какъ Вы пишете. Но если Вы полагаете, что симъ неисполненіемъ преступаете, то надобно прибѣгнуть къ смиренію, которое и во всякомъ случаѣ нужно и полезно, и много прощаетъ согрѣшеній, по слову Св. Исаака Сирина (сл. 46) а когда приплетется къ исправленію поста или другихъ какихъ добродѣтелей высокоуміе и мнѣніе о себѣ и такъ подкрадется, что и незамѣтно ослѣпитъ умъ человѣка: то хотя и не говорить устами какъ фарисей, а чрезъ одно мнѣніе, уже есть фарисейскій умъ, и не получитъ оправданія. – Въ словѣ о разсужденіи Вы увидите, какъ увлекались въ высокоуміе великіе подвиги прошедшіе. –

Первое письмо В<аше> отъ 26го Генваря получено лишь 1го февраля. Вы спрашиваете можно ли Вамъ приступать въ Великій постъ два раза къ причащенію Святыхъ Христовыхъ Таинъ? Очень можно и должно, если только что нибудь не воспрепятствуетъ. Церковная заповѣдь повелѣваетъ во всѣ посты приступать къ исповѣди и причастію Св. Таинъ а занятые или простолюдины хоть одинъ разъ въ годъ приступаютъ. Вы затрудняетесь приготовленіемъ къ исповѣди отъ того что не можете привести въ порядокъ своихъ мыслей. Если будете приходить къ исповѣди съ смиреніемъ мытаря то не будете смущаться. Но Вы хотите и въ дѣйствіяхъ своихъ, видѣть въ себѣ хорошее, т. е. приготовленное; а какъ это есть высокоуміе, то и не даетъ покою. Вы не видите въ себѣ какое бы хотѣли имѣть приготовленіе и смущаетесь. Покаяніе есть даръ Божій, страданіемъ Его намъ дарованный. Мы сознавая себя грѣшниками, приступаемъ къ Нему, яко къ человѣколюбивому Отцу и Искупителю, по Его Милосердію; а нашего тутъ ничего нѣтъ, а только одинъ грѣхъ; исповѣдуя его безъ оправданія, и получая отъ Господа оправданіе. Это все вражія кознь, смущающая В<асъ>. Идите просто и рцыте ко Господу: «согрѣшихъ, прости мя». Тутъ и объясните грѣхи лежащіе у В<асъ> на совѣсти, и отойдtте съ миромъ и надеждою на милосердіе Божіе. – Я кажется писалъ В<амъ> изъ книги Петра Дамаскина, что человѣкъ по многомъ исправленіи добродѣтелей и подвиговъ начинаетъ зрѣти грѣхи свои, яко песокъ морскій, что и называетъ началомъ просвещѣнія души и знакомь здравія ея, и бываетъ душа сокрушенна и смиренна, и считаетъ себя воистинну всѣхъ худшею но не смущается, ибо самое смиреніе ее успокоиваетъ. Совѣтую и В<амъ> не смущаться, если видите не такъ какъ бы хотѣли приготовиться къ исповѣди, а смиряйтесь и будьте покойны. Но по Вашему выраженію В<амъ> грустно видѣть въ себѣ такое дурное сердце; а вышеписанное показываетъ Вамъ, что когда видимъ свои язвы, то невольно смиряемся, каемся и получаемъ милость Божію. Если жъ бы вы видѣли въ ceбѣ доброе сердце, то этимъ мнимымъ утѣшеніемъ обольщались бы, и опираясь на свои исправленія удобно бы впали въ гордость, ослѣпляющую душевныя очеса, отчего да избавитъ В<асъ> Господь. Борьба необходима въ душевномъ устроеніи, чрезъ оную мы познаемъ себя, своихъ силъ немощи и бываемъ искусны или опытны. –

Во второмъ письмѣ Вашемъ отъ 8го Февраля пишете поняли нѣсколько свое устроеніе, прочитавши 79 слово Св. Исаака Сир<ина>; но сознаетесь что не имѣете средины, а увлекаетесь въ чтеніе духовныхъ книгъ, а принадлежа къ міру, должны удѣлять время и на занятія для дѣтей, и предлагаете трудный для меня вопросъ касательно чтенія иностранныхъ книгъ для разговорныхъ съ дѣтьми языковъ, могутъ ли оныя книги вредить Вамъ? Если я скажу Вамъ противное, то могу опечалить Васъ, Вы имѣете нужду въ языкахъ для дѣтей, а если соглашусь съ Вами то боюсь что погрѣшу; тлятъ обычаи благи, бесѣды злы[3], и доброе сѣмя посѣянное на селѣ сердца, когда на оное посѣять плевелы, не повредить ли добраго сѣмени? и памятію плевельныхъ сѣменъ, врагъ будетъ имѣть поводъ къ брани противъ благочестія. А естли нужно читать иностранныя книги, то все же не романы. Какъ жаль, что свѣтъ нынче требуетъ знать чуждые языки, лучше своего природнаго. Сколько же выходитъ иностранныхъ книгъ такого содержанія, которое вредить и религіи и нравственности, но ихъ читаютъ съ жадностію, увлекаемые пріятностію слога: «чешеми слухомъ»[4] по слову Св. Апостола. Писать ко мнѣ я В<амъ> не воспрещаю, но только не могу понадѣяться на себя, чтобы вполнѣ могъ удовлетворительно дѣлать отвѣты, да и въ замедленіи нахожусь неисправнымъ, иногда по немощи силъ, а иногда и по недосугу отъ занятія съ людьми. Вамъ встрѣчаются недоумѣнія, чѣмъ болѣе стараетесь внимать себѣ; напримѣръ о какомъ либо дѣлѣ, помолитесь кажется усердно и съ полною вѣрою въ помощь Божію; и оказывается что дѣло не удается, или произойдутъ даже вредныя послѣдствія. Спрашиваете, что этому причиною? Вы имѣете намѣреніе благое и думаете что дѣло хорошо; а оно можетъ быть не угодно Богу или нѣтъ время къ исполненію онаго, то и бываетъ неудача; и В<амъ> не надобно объ этомъ скорбѣть, а предоставить волѣ Божіей. Онъ больше насъ знаетъ, что кому полезно. – Съ Лютеранами въ споръ о вѣрѣ Вамъ входить неудобно подробно, а сказать что вѣра наша соборная и Апостольская Православная Каөолическая; о ихъ вѣрѣ много есть написано книгъ, которыя доказываютъ неправость оной и отступленіе отъ истинной Православной Церкви. Книги же обличающія неправость ихъ вѣры: Камень вѣры, гдѣ очень подробно изъясняются всѣ ихъ неправды. Еще доказательства о истинахъ религіи въ отношеніи къ Протестантской: и А<ндрея> Н<иколаевича> Мур<авьева> о ихъ вѣрѣ, и что у нихъ священство рукополагаемаго и еще есть; но гдѣ же В<амъ> ими заниматься. – По усопшихъ хорошо и панихиды служить и творить милостыню: а паче всего хорошо поминать на Проскомидіи; но только въ Лютеранской вѣрѣ отшедшихъ наша Церковь не поминаетъ. Они при жизни не имѣли общенія съ нею, то какъ же по смерти? Поминаются только православные, какъ и на ектеніяхъ читаютъ о всѣхъ усопшихъ здѣ лежащихъ и повсюду православныхъ[5]. – О сохраненіи Православія въ дѣтяхъ В<ашихъ>, старайтесь поселять это ученіе и молитесь Богу о семъ. Къ сожалѣнію нынче такъ свободно вездѣ говорятъ и пишутъ о религіи не къ созиданію а къ сомнѣнію, чувственность овладѣваетъ; и юное поколѣніе склонно болѣе къ свободѣ, а не къ обузданію чувствъ и разуму даетъ свободу, хотя онъ и помраченъ. Но впротчемъ не надобно отчаяваться, а просить Бога сохранить ихъ юные сердца отъ вольномыслія, сами старайтесь внушать имъ по понятіямъ ихъ возраста о Православной Церкви и благочестіи, что въ юномъ сердцѣ напишется, то въ совершенныхъ лѣтахъ болѣе утвердится, подобно какъ на молодомъ плодѣ написанныя слова, въ созрѣломъ явственнѣе изображаются. При хожденіи съ ними въ Церковь можно слегка говорить, что значитъ Церковь и кому въ ней служатъ Всевышнему Богу Создателю нашему, и что Онъ знаетъ и видитъ, что мы не только дѣлаемъ и говоримъ, но и мыслимъ. За xopoшіе дѣла награждаетъ, а за шалости наказываетъ. Часто или рѣдко брать съ собою въ Церковь, надобно по усмотрѣнію ихъ расположенія, а иногда и по убѣжденію; а паче въ большіе праздники надобно брать ихъ съ собою. – Саша Вашъ показалъ на дѣлѣ свое усердіе къ нашей обители учредилъ сборъ подаяніемъ отъ родныхъ, и мы скоро получимъ посланные имъ 3р. 50коп. серебромъ. Господь да благословить Его юное сердце къ познанію истины и къ любви Божіей; но любовь раждается отъ страха: «страхомъ Господнимъ уклоняется всякъ отъ зла»[6], а не мечтать, что мы отъ любви творимъ благое; а начало премудрости страхъ Господень[7]. И на всѣхъ дѣтей Вашихъ, на П<етра> И<льича>, и на Васъ да ниспошлетъ Господь Свое благословеніе и подастъ миръ, здравіе, благоденствіе и спасеніе.

Съ почтеніемъ моимъ остаюсь недостойный вашъ Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

Простите нескладному письму моему; очень разсѣянно писалъ, много разъ отрывали, и не давали начатой матеріи кончить.

23 Февраля                                                        1859го года.

 

 

 

 

 

На письмо твое Почт<еннѣйшая> П<оликсена> В<асильевна>, отъ 26го Апрѣля желаю хотя вкратцѣ отвѣчать. Прошу не думать о томъ, что будто сказали въ письмахъ своихъ, что недолжное, ничего такого я не вижу. Пишешь, что въ день тотъ много открыла въ себѣ дурнаго: что жъ изъ этого? Я полагаю ту пользу, если мы видимъ въ себѣ дурное что, то и невольно смиряемся и каемся предъ Богомъ, а нельзя того похвалить когда будемъ видѣть въ себѣ добро (фарисейски). Надобно дѣлать добро, но не думать что мы оное сдѣлали, пусть оцѣнитъ оное Богъ, а не сами мы, а намъ надобно зрѣти своя согрѣшенія и не осуждать ближнихъ своихъ. О чемъ во всю Св. Четыредесятницу просили мы Господа. Мы видимъ подвижниковъ благочестія Святыхъ мужей, считавшихъ себя подъ всею тварію и хуждше всѣхъ, и насъ тому же учащихъ, чтобы считать себя таковыми; а это отъ того, что они стяжали залогъ смиренія въ сердцахъ своихъ то и дѣлаемыя ими добродѣтели не считали великими, а какъ воздѣланіе земли и посѣвъ, могущій съ помощію Божіей принести со временемъ плодъ безстрастія, о чемъ можешь видѣть въ книгѣ Преп. Нила Сорскаго въ надсловіи на стр. XLI и далѣе.

Что за важное дѣло что потеряла мое письмо, и такъ объ ономъ безпокоилась; прочитавши оное, конечно запомнила матерію, и довольно съ тебя; но ты изъ сего вывела еще предразсудки которыхъ думала быть чужда. Замѣтила и зависть за собою, которой также думала не имѣешь; и не замѣчаешь какъ увлекаешься въ мнѣніе о своихъ исправленіяхъ; но о семъ выше довольно сказано. Возложа попеченіе о дѣтяхъ своихъ на Господа, находишься спокойною, что Онъ ихъ устроитъ по Своей благости, и если будетъ волѣ Его угодно, чтобы онѣ познали тяжесть суеты мipa сего ранѣе твоего, то и это Онъ силенъ устроить, если имъ будетъ полезно. Ты старайся воспитывать ихъ православно религіозно. Смиренно насади на юныхъ сердцахъ ихъ сѣмена добродѣтелей, то насажденное въ юности принесетъ плодъ въ свое время, аще и уклонились мало чрезъ сообращеніе. Это я вижу на многихъ и даже на ближнихъ. – Касательно театровъ теперь можно отклонить отъ нихъ, по юности ихъ, и что для нихъ непонятно и неполезно, а братья хотя и бываютъ но они старше или иную какую причину представить, а въ послѣдствіи когда войдутъ въ общество нельзя отъ этого удержать, но пока теперь не допускать, по раннему ихъ возрасту. Да они должны имѣть примѣромъ Васъ, что Вы не бываете на сихъ зрѣлищахъ, познавши, что оные токмо обвораживаютъ чувственность, а пользы душѣ не приносятъ, да интересъ попусту тратится, а не на дѣльное. – О чтеніи книгъ Отеческихъ, я не могу дать точнаго назначенія; оные писаны не по ученой системѣ, а просто о различныхъ страстяхъ и добродѣтеляхъ, какъ противиться первымъ и стяжавать послѣднія. Есть и высокія предметы для совершенныхъ. Ты читай книги, что доступно твоему уму, и приличествуетъ къ твоему устроенію, то и усвоивай себѣ; а что превышаетъ твое понятіе, то прочитавъ оставляй такъ не вникая въ глубину разумѣнія; оно по времени можетъ открыться: для младенцевъ твердая пища неудобна. Книги читай съ начала начиная, продолжай сряду но не всё одну, а утромъ въ одной прочти, вечеромъ въ другой; читайте не для любознательности, а для наученія благочестія и познанія своей немощи, а отъ сего къ смиренію приходите. – Употребленіе пищи мясной въ позволенное время нимало невинно для мірскихъ а позволительно, но воздержаніе умѣренное во всемъ полезно: выше мѣры не принимайте на себя подвиговъ. – Помыслы стужающіе и безпокоющіе имѣютъ многое различіе: прилогъ или прираженіе помысла не имѣетъ грѣха, но есть искусъ нашего самовластія, къ чему оное преклоняется къ нимъ ли или къ сопротивленію имъ и тогда бываетъ сосложеніе и сочетаніе съ оными страстьми, считается грѣхомъ, и подлежитъ покаянію. Не въ силахъ будучи сами противиться онымъ должно прибѣгать ко Господу, повергать свою немощь и просить Его помощи просить и Матерь Божію о помощи на оные. Когда кто одолѣваемъ бываетъ помыслами, то это знакъ что предварила гордость; и потому надобно чрезъ оные болѣе смиряться. – Почтен<нѣйшій> П<етръ> И<вановичь> изъявлялъ мнѣ нижайшее почтеніе и прошу покорнѣйше его не беспокоиться о томъ, что онъ ко мнѣ не пишетъ, и что дѣло О. В<арфоломея> нельзя ускорить, я увѣренъ въ его ко мнѣ о Господѣ расположеніи. Молю Господа ниспослать благословеніе Свое на супруга В<ашего>, на В<асъ> и на дѣтей В<ашихъ>, и остаюсь желатель всѣмъ Вамъ мира, здравія и благоденствія, и спасенія, и недостойный Богомолецъ многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

16е Маія 1859 <года>

 

+

Вотъ какъ я неисправенъ, получа письмо твое Почт<еннѣйшая> П<оликсена> В<асильевна>, 3го числа Iюня отъ 28 Маія посланное, и до сихъ поръ не могъ собраться отвѣчать, какъ уже получилъ второе письмо твое отъ 6го Iюня 11 ч<исла>. Вопрошаешь: есть ли средство совершенно искоренить чувство раздражительности? Раздражительность или яростная часть. Есть одна изъ тричастности души, дана намъ не для того, чтобы гнѣваться на ближнихъ, а имѣть ревность противъ гнѣвa, а когда мы яримся на ближнихъ нашихъ, то это дѣлаемъ противо естества. Раздражительность въ насъ имѣетъ силу отъ гордости. Господь заповѣдалъ намъ научиться отъ Него, что Онъ есть кротокъ и смиренъ сердцемъ, и обрящемъ покой душамъ нашимъ[8]. Какъ противостоять яростной части и отъ оной происходящему гнѣву, читай у Св. Iоанна Лѣствичника степень 8 и 24 у Св. Кассіана въ Добротолюбіи 4й части, о 8ми страстныхъ помыслахъ, тоже и у Преп. Нила Сорскаго, и по возможности противляться онымъ, а при побеждѣніи смиряться. – Нерѣшительность въ дѣйствіяхъ, являетъ наше двоедушіе; ты дѣлаешь правильно: помолись Богу, чтобы наставилъ тебя какъ поступить; и дѣлай по внушенію твоей совѣсти. Если же окажется что не такъ выдетъ какъ бы надобно быть, то въ этомъ зазри себя, укори, смири его мудрованіе, и вѣрно уже не принесетъ вреда дѣло оное. – Мнѣніе благочестиваго человѣка, что нехорошо привыкнуть высказывать, все что лежитъ тяжелое на сердцѣ, а надобно пріучить сердце въ самомъ себѣ переработывать тяжелое; не согласно съ наставленіями Св. Отцевъ, которые совѣтуютъ не своему разуму довѣрять, а совѣту предуспѣвшихъ: читай о семъ у Св. I<оанна> Лѣств<ичника> въ 1й и 4й степени; у Св. Аввы Дороөея поученіе 5е о томъ, что не должно полагаться на свой разумъ; – въ 4й части Добротолюбія Пр. Кассіана слово къ Леонтину Игумену. О разсужденіи у Св. Варсонуфія много найдешь о семъ ясныхъ указаній, которые можешь пріискать по Алфавитному указателю. Такой образъ жизни необходимъ для проходящихъ дѣятельную жизнь; но когда навыкнутъ и преуспѣютъ въ дѣланіи съ вопросами, тогда могутъ и сами въ себѣ переработывать тяжелое, а паче когда не имѣютъ кому открыть; однако и тѣ прибѣгаютъ къ извѣстнымъ ученіямъ Отеческимъ о предметѣ въ коемъ имѣютъ недоумѣніе; какъ напримѣръ Св. Исаака въ 79 словѣ. Какое должно имѣть врачевство во время тягости отъ унынія и протч., а такъ просто еще необученнымъ въ духовномъ дѣланіи самимъ собою переработывать въ себѣ тяжелое, близко къ самонадѣянію и высокоумію. Можетъ быть и есть такіе подвижники и смиренные, но рѣдкіе, а рѣдкость не есть общій путь. – Премилосердый Господь и Матерь Божія сохранили тебя и отъ ушиба, избавилась отъ безполезной ѣзды на дачу, и возвратилъ домой, гдѣ твое присутствіе было необходимо. Не явно ли это, что Промыслъ Божій сохраняетъ тебя по вѣрѣ твоей и какъ перстомъ показалъ Свое Отеческое промышленіе. Слава и благодареніе щедротамъ Его! – Во второмъ письмѣ вопрошаешь, отъ чего съ тобою происходитъ такое дѣйствіе, что во время когда читаешь Отеческія книги, сердце горитъ отъ желанія идти впередъ; а когда услышишь, что и между мірянами есть люди духовной жизни, то тебѣ дѣлается ужасно грустно, и ты какъ бы теряешь надежду сдѣлаться лучшею. Кажется это отъ того происходитъ, что ты считаешь себя ниже монашеской жизни, а выше мірянъ, то это тонкое самолюбіе и безпокоитъ тебя. Какъ же быть въ мipѣ Богоугодныхъ людей, когда градъ не можетъ стоять безъ оныхъ; это намъ доказываетъ отвѣтъ Господа къ Аврааму, что десяти ради праведниковъ, не погубитъ града; а когда вывелъ изъ Содома Лота съ семействомъ, то градъ погибъ. Еще вопрошаешь что дѣлать когда находить страхъ въ родѣ укора совѣсти, а ничего не знаешь за собою! Хотя ты имѣешь и доброе намѣреніе слѣдить за собою и во всемъ исправляться; но уже и выше мѣры и своего устроенія принимаешься за дѣло, и просто сказать, по русской пословицѣ: чтобы и иглы не поддѣть, т. е. ничѣмъ не быть виновной, и также тщеславіе тебя къ этому подстрекаетъ; отъ того и не избѣгаешь смущенія; надобно это презирать, а стараться видѣть свои грѣхи и немощи, о чемъ я уже тебѣ писалъ; это дѣлаетъ насъ невольно смиренными. Когда видимъ свою скудость, а смиреніе успокоиваетъ. Вѣдь предъ Богомъ пріятнѣе грѣшникь смиренный и кающійся, нежели праведникъ гордый и некающійся. Которыя живутъ спокойно при своемъ благочестіи и не смущаются, это отъ того, что они высоко не простираются а живутъ просто; а ты стараешься внимать и слѣдить за собою, но не смиренно, то врагъ и нападаетъ на тебя смущеніемъ. Не надобно этому покоряться а презирать; а то не мудрено и въ прелесть попасть. Это очень опасно что на каждомъ шагу недоумѣніе и смущеніе, хотя и избѣгаешь всего свѣтскаго. Это бѣсовское коварство и брань вражія востающая на тебя и лишающая спокойствія. Кажется я тебѣ писалъ, чтобы прочитать въ книгѣ Пр. Нила Сорскаго въ надсловіи на оную съ XL страницы съ какимъ намѣреніемъ многіе проходили великіе добродѣтели и имущіе дарованія, но не считали что творятъ что либо благо, а цѣль ихъ была свободившись страстей достигнуть безстрастія но нѣкоторые XLII старались подражать ихъ добродѣтелямъ и думали что проходятъ добродѣтель; то какой отъ онаго происходить вредъ прочтя увидишь. И далѣе на XLV страницѣ отвѣтъ на вопросъ, какъ творящимъ добродѣтели, не помыслить, что добро творятъ. – Писалъ кажется и о томъ какъ пишетъ Св. Петръ Дамаскинъ, что когда видимъ свои согрѣшенія, яко песокъ морскій, то это начало просвѣщенія души, и знакъ здравія ея, отъ сего бываетъ душа смиренна и сердце сокрушенно, а отъ сего раждается ycпокоеніе. Опятъ вопросъ? Слѣдуешь ли ты должной цѣли? Наша цѣль должна быть: «ищите прежде Царствiя Божiя и правды Его»[9]; т. е. исполненіе Заповѣдей Божіихъ, очищающихъ наши страсти и дарующихъ намъ покой и надежду спасенія по неизреченному человѣколюбію Божію, а не отъ дѣлъ нашихъ, ибо мы хотя и вся повелѣнная сотворимъ, должны считать себя неключимыми рабами. И пока мы еще находимся въ страстяхъ, то необходимъ трудъ къ исторженію плевелъ ихъ изъ сердца нашего, но не надобно стремиться и скоро хотѣть достигнуть безстрастія и покоя на cie надобно время, трудъ и помощь Божія а все что скоро достигается, то скоро и пропадаетъ. Не унывай и не смущайся, но предавайся въ волю Божію. И въ этомъ что помогать надобно ближнимъ пострадавшимъ отъ пожара, надобно имѣть разсужденіе: дать надобно по силѣ, и сострадать имъ; но если бы ты и все отдала свое имущество, могла ли бы удовлетворить всѣ ихъ нужды? Но ты имѣешь семейство, и надобно жить хотя не роскошно но прилично. Тутъ тоже есть кознь вражія, наводящая на тебя смущеніе, и если бы ты дала много, то опять навелъ бы смущеніе на смущеніе, на что это сдѣлала, семейство лишила и проч. Лучше смиримся, то и покой обрящемъ. – По намѣренію твоему говѣть эту недѣлю полагаю, что сегодня уже удостоилась великаго дара причастія Пречистыхъ Христовыхъ; съ чѣмъ тебя усердно поздравляю и да будетъ тебѣ таинство cie во спасеніе. П<етру> И<вановичу> пишу на его недоумѣніе, но не полагаюсь на себя, чтобы могъ право чудить и только мое житіе предлагаю. Господь же да упремудритъ Его во благомъ его намѣреніи исполнить согласно волѣ Божіей. –

Испрашивая на Васъ и на дѣтей Вашихъ миръ и благословеніе Божіе, остаюсь желатель Вашего здравія и спасенія, недостойный Богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макарій.

13го Iюня 1859го года.

 

+

Пишетъ ко мнѣ В<асилій> В<асильевичь> С<отниковъ>, что онѣ пріятно провели время съ тобою и П<етръ> И<вановичь> готовъ въ чемъ нужно тебѣ покровительствовать. Въ настоящее время твоихъ скорбей за Пашу и можно ли описать ему причину ея удаленія и жалобы, просить его покровительства. Но вѣдь нѣтъ еще большихъ гоненій и притѣсненій, то надобно и потерпѣть, впрочемъ смотря на твое безпокойство въ Начальствѣ, и не прятаться скорбей; стѣны строимъ, а для кого? Можемъ ли упасти не хотящихъ и не внимающихъ своему спасенію. Если и себя спасемъ то добрѣ будетъ, а въ крамолѣ, смущеніи и всегдашнихъ занятіяхъ съ мірскими, какая польза? Въ такомъ случаѣ если найдешь удобный случай и вину, то помолясь Богу, проси у Владыки уволить тебя отъ Начальства, по немощи твоей, хотя онѣ и сочтутъ, что потому отказываешься, что не дали креста; на это нечево смотрѣть. У тебя довольно крестовъ, развѣ сама не хочешь оставить Начальство, то о семъ вещи не имамъ.

18е Iюля                          --------------------                                  1859го г.

 

+

По желанію твоему Почтеннѣйшая Поликсена Васильевна, знать мнѣніе нашей Церкви о Лютеранской, и подобныхъ ей и отношеніи ея къ нимъ, предлагаю тебѣ прочитать нѣкоторыя книги и статьи особенныхъ сочиненій которыя тебѣ ясно покажутъ разность нашей Православной Церкви ученія, съ ихъ нововведеннымъ неправильнымъ ученіемъ. – Чтобы имѣть понятіе объ отношеніяхъ Православной Церкви къ другимъ вѣроисповѣданіямъ, нужно прежде всего со вниманіемъ прочитать: Православное исповѣданіе Петра Могилы, Пространный Катихизисъ Высокопреосв<ященнаго> Филарета, Патріаршія Грамоты съ изложеніемъ Православнаго Исповѣданія восточной Каөолической Церкви. (С. П. Б. 1845 г.). Правда Вселенской Церкви (С. П. Б. 1841 г.) Сочиненія Авдія Востокова (преосвящ<еннаго> Анатолія) о Латинскихъ заблужденіяхъ (С. П. Б. 1857) Окружное посланіе, единой Св. Соборной и Апостольской Церкви ко всѣмъ Православнымъ Христіанамь (Христ<іанское> Чт<еніе> 1849 г. стр. 163.) и Г. Муравьева: слово Каөолическаго Православія, къ Римскому Католичеству (Москва 1853 г.). Лютеране ничто иное какъ раскольники Латинской Церкви, хотя и отдѣлились отъ оной, но содержать нѣкоторыя ея неправыя мудрованія; напримѣръ: исхожденіе Св. Духа и отъ Сына и совершеніе Таинства Евхаристіи на опрѣснокахъ. Отъ Латинской Церкви они отдѣлились, по причинѣ многихъ неправильныхъ нововведеній въ оную; но не нашли истинны, послѣдуя своимъ умствованіямъ по человѣческимъ причинамъ, не захотѣли послѣдовать дознанію истины и присоединиться къ Православной Церкви основанной на постановленіяхъ Апостольскихъ и Вселенскихъ соборовъ. Отвергли они весь Авторитетъ Православной Церкви учителей Богодохновенныхъ, и постановленіи вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ; не приняли преданій Св. Апостоловъ, о коихъ Св. Апостолъ Павелъ пиша къ Солунянамъ во 2м посланіи, 2я гл. ст. 15 говорить: «Тѣмже, убо братіе, стойте и держите преданія имъ же научистеся, или словомъ или писаніемъ нашимъ». Седьмь Таинствъ Церковныхъ необходимыхъ, какъ проводниковъ благодати Божіей на человѣка, онѣ не приняли всѣхъ, а приняли только два таинства: Крещенie и Евхаристію. Но кѣмъ же оные совершаются? Не имѣя Таинства Священства, которое въ Православной Церкви уставлено отъ Господа нашего Iисуса Христа, чрезъ Апостольское рукоположеніе и послѣдователей ихъ Православныхъ Iерарховъ. А у нихъ нѣтъ Таинства Священства, хотя и называются Пасторы, но не имѣютъ чрезъ рукоположеніе сходящей на нихъ Благодати Св. Духа, и опредѣляются указомь свѣтской власти. – Г. Бурачекъ справедливо замѣчаетъ, что «у Лютеранъ есть золото – слово Божіе, есть серебро – люди природныхъ добрыхъ нравовъ; но это золото и серебро, разведено у нихъ такою ужасною пропорціей лигатуры, человѣческихъ своевольныхъ мудрованій, такъ что за такое злоупотребленіе не избѣгнуть отвѣта предъ Богомъ. Они несправедливо не покоряются и сопротивляются Церкви Христовой, вопреки Заповѣди Самаго Господа: «аще же Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, яко же язычникъ и мытарь» (Мат. 18, 17) и не слушаютъ ученія Св. Апостоловъ и преемниковъ ихъ Пастырей и учителей Церкви, также вопреки слова Божія сказаннаго къ нимъ: «слушаяй Васъ Мене слушаетъ, и отметаяйся Васъ, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя» (Луки 10, 16). Не послѣдуя ученію Православной Церкви раздѣлились на 70 слишкомъ разномыслящихъ партій. – Заблужденія Лютеранъ и вообще Протестантовъ хорошо обличены въ книгѣ: Камень Вѣры, Преосвящ<еннаго> Стефана Яворскаго. Хотя хорошо знать различія вѣроисповѣданій, но для такого разбирательства, требуется напередъ укрѣпить душу свою постоянным исполненіемъ Заповѣдей Божіихъ и постановленій Православной Церкви чтобы собственнымъ опытомъ и чувствомъ убѣдиться въ пользѣ всего Православнаго. Вникая въ разбирательство различія вѣроисповѣданій, требуется напередъ укрѣпить душу свою – увѣренностію въ правости постановленія нашей Православной Церкви, исполненіемъ Заповѣдей Божіихъ и Церковныхъ постановленій, и тогда откроется противоположность свѣта ученія нашего противъ темнаго заблужденія Иновѣрцевъ.

Еще есть нѣкоторыя сочиненія о правости нашей Церкви: «Глава Церкви Господь нашъ Iисусъ Христосъ» помѣщено въ Христіанскомъ чтеніи 1843 г. стр. 454. – «О православной Церкви Христіанской», особо напечатано (Московской печати 1843 года). «О православіи Россійской Церкви» С. П. Б. Духовной Академіи студента Ивана Яхонтова (С. П. Б. печати 1844 г.). – Критическое обозрѣніе ученія Римской Церкви о видимой главѣ Церкви, сочиненіе студента Кіевской Духов<ной> Акад<еміи> Сильвестра Гогоцина (Кіевъ 1841 г. стр. 199). Авва Дороөей сказалъ: «Кто совершитъ дѣло, угодное Богу, того непремѣнно постигнетъ искушеніе; ибо всякому доброму дѣлу или предшествуетъ, или послѣдуетъ искушеніе, да и то, что дѣлается ради Бога, не можетъ быть твердымъ, если не будетъ испытано искушеніемъ». Ты пишешь, что никакъ не можешь этого понять, почему это такъ должно быть? Довольно бы кажется вѣрить Богопросвѣщенному разумомъ великому Старцу Аввѣ Дороөею, а не усиливаться постигнуть своимъ разумомъ, не имѣющимъ еще дара разсужденія. Вотъ что пишетъ о семъ Св. Исаакъ Сиринъ: «Душа пріемшая попеченіе о добродѣтели и со опаствомъ (съ осторожностію и разсмотрѣніемъ) и страхомъ Божіимъ живущая, не можетъ быть безъ печали на всякъ день; занеже добродѣтели сплетены имутъ печали съ собою. Исходяй (уклоняющійся отъ скорбей) всяко и отъ добродѣтелей несумнѣнно отлучается. Аще желаеши добродѣтели, предаждь себе во всяку скорбь: скорби бо рождаютъ смиреніе (сл. 34 стр. 169). Ниже – «Иже (кто) безъ скорби въ добродѣтели своей обрѣтается, дверь гордыни отверзеся Ему» – «Множицею попущаетъ (Богъ) искушеннымъ быти таковыми (скорбными случаями) добродѣтельнымъ, и многа зла отъ всякаго мѣста оставляешь возбудитися на ня. () Нѣсть бо возможно, егда путемъ правды ходимъ, не усрѣсти насъ сѣтованію и тѣлу въ недузѣхъ не болѣти и болѣзнехъ и неизмѣнну пребывати, аще въ добродѣтели жити возлюбимъ и далѣе (слово 35 стр. 171. 172. и 173). Для чего попущаетъ Богъ искушенія и скорби на любящихъ Его? (сл. 37 стр. 177, 178).

Приступая къ дѣлу благому за любовь Божію, предназначь себѣ опредѣленіе смерти (сл. 38. стр. 184). – Да не удивишися, егда начнеши добродѣтель, и источаются на тя скорби жестокія и крѣпкія отъ всякаго мѣста; за неже ниже добродѣтель непщуется быти она, ей же не послѣдуетъ неудобство дѣлъ къ дѣйству ея, и далѣе (сл. 40 стр. 248). – «Аще ли живо скорбѣхъ и тѣснотахъ совершаются Заповѣди Божіи; мы же сія уничижихомъ; то прочее и самаго Того Заповѣдавшаго Заповѣди, презирати, ухищряемъ, страстей ради, яже раждаются отъ покоя нашего, и упраздняемъ вину добродѣтели, сирѣчь утѣсненіе и скорбь» (Сл. 77. стр. 427).

А объ Лютеранскомъ вѣроисповѣданіи и несогласіи съ православною Церковію можно видѣть изъ сочиненій Г. Муравьева: о различіи ихъ ученія отъ истинъ Православія (въ прибав<леніи> къ Твор<енію> Св. Отцевъ 1852 г. стр. 359.) и Баккалавра С. П. Б. Духовной Академіи Евграфа Бенескриптова: объ источникахъ Христіанской религіи сравнительно съ ученіемъ Лютеранъ (С. П. Б. печат. 1845 г.) и исповѣдь бывшаго англійскаго протестанта (Духовная Бесѣда 1858 г. № 42, стр. 107).

Августа 1859 года.

 

 

 

Послѣ общаго письма пишу къ тебѣ П<оликсена> В<асильевна>. Пишешь что нашли Тет<ушку> С. А. въ болѣзненномъ положеніи рака и неизлѣчимою. Самъ промыслъ показываетъ В<амъ>, что теперь нельзя ее отпустить изъ В<ашего> дома и должно отдать долгъ любви Христіанской послужить ей по возможности тѣлесно, а паче душѣ ея, и стараться убѣждать ее о принятіи нашей религіи вѣры Православной. Хотя она вѣруетъ въ наше таинство, но безъ присоединенія къ нашей Церкви, онѣ не имѣютъ на нее никакого дѣйствія. И какъ же будутъ ее поминать по смерти, когда она не имѣла общенія съ Церковію въ жизни своей? Внѣшнее хожденіе ея въ церковь и молитвословіе не есть соединеніе съ Церковію; а когда она бываетъ причастница Таинствъ Православной Церкви, тогда и общеніе съ нею будетъ имѣть и по смерти. Мнѣніе ее ложно, будто бы будетъ измѣнникъ тотъ, кто оставляетъ неправую вѣру и сообщается съ Православною. Если бъ она была т. е. жила въ господствующей Лютеранской Церкви и не слыхала убѣжденій о правости Православной Церкви, то это могло бы быть уважительнѣе, а когда живетъ въ Господствующей Православной Церкви, видитъ ея торжественное благолѣпіе, слышитъ о догматахъ и таинствахъ, и не хочетъ принять истины, то что сказать въ оправданіе? Да въ ихъ же Церкви нѣть таинства рукополагаемаго Священства, кто же будетъ совершать таинство? Она мυромъ не помазана и прочих Таинствъ лишена: а Таинства суть проводники въ Царствіе Небесное. А чтобы не было много толковъ, чего она боится, то это можно сдѣлать тайнымъ образомъ, будетъ знать только священикъ и Вы; а по смерти объявится. Ей уже не будетъ до того дѣла, что кто будетъ толковать. Вотъ это средство предлагаю В<амъ>, а успѣхъ отъ онаго какъ Богъ благословитъ. Св. Апостолъ пишетъ: Азъ насадихъ, Аполлосъ напоихъ, а Богъ возрасти[10]. Предавшись въ волю Божію, поступайте въ простотѣ сердца.

19 сентября                               --------------------                                  1859 <года>

 

 

+

Съ О. Л<еонидомъ> написалъ къ тебѣ Почт<еннѣйшая> П<оликсена> В<асильевна> нѣсколько строкъ, а теперь хочу написать на письмо твое отъ 21 числа Сентября, и все отрываютъ. О. Л<еонидъ> поѣхалъ вчера не знаю онъ пріѣдетъ прежде, или письмо cie дойдетъ. Въ болѣзни Сережи, спрашиваешь не погрѣшила ли двоедушіемъ? Тяжело было при мысли о разлукѣ съ нимъ и не знаешь радоваться ли о выздоровленіи его ‑ по невѣдѣнію какая будетъ его участь въ жизни? Будущее для насъ неизвѣстно, посему надобно предавать все волѣ Божіей, и молиться о семъ: «Да будетъ воля Твоя Господи[11] о насъ и дѣтяхъ нашихъ». Bѣpa имѣетъ силу даровать тебѣ успокоеніе. За вѣру и Авраамъ похваляется по столькихъ обѣтованіяхъ о сѣмени Его, повелѣваетъ Господь, принести Исаака въ жертву Ему, каково это б<ыло> Отеческому сердцу, и имѣя только одного сына, но Вѣра превозмогла любовь къ сыну, покорностію волѣ Божіей, а какой конецъ всѣмъ вѣдомо. Да дастъ вамъ Господь найтить успокоеніе въ Вѣрѣ и покорности волѣ Божіей. – Слово о любви, велико имѣетъ пространство, и неудобь сказуемо нашимъ скуднымъ умомъ, а скуднѣе еще дѣланіемъ: ты замѣтила за собою, что мало имѣешь любви а болѣе разсмотрѣвши находишь, что и понятія не имела о любви, и желаешь знать какими путями хотя нѣсколько стяжать этой добродѣтели: Господь сказалъ: «Азъ есмь путь, истина и животъ»[12]. Этотъ путь: соблюденіе Заповѣдей Господнихъ. «Любяй Мя Заповѣди Моя соблюдаетъ»[13] а Заповѣди Его все любовь суть и смиреніе. Мы должны исполнять оные во всякомъ случаѣ по возможности нашей, но отнюдь не думать что уже исполнили что либо; чтобы мы ни сдѣлали благо все не своею силою дѣлаемъ, а помощiю Божіею, ибо Онъ сказалъ: безъ Мене не можете творити ничесоже[14] – а все должны считать себя неключимыми рабами по Заповѣди Божіей: «еже должни бѣхомъ сотворити, сотворихомъ»[15]. Тебѣ хочется видѣть, стяжаніе добродѣтелей, но это невозможно, это бы только льстило нашему самолюбію. Предоставимъ Богу цѣнить наши дѣйствія благія, а сами будемъ просить Бога: «Даруй ми зрѣти моя согрѣшенія», а не добродѣтели, если бы онѣ и были. Пишешь, что случается видѣть страждущихъ и нуждающихся и не находишь возможности подать помощь, а послѣ открывается, что могла бы сдѣлать, да не сдѣлала; это то и служитъ тебѣ къ покаянію и къ смиренію и впредь къ предосторожности а также привлекаетъ Божію помощь. – Пишешь о крестномъ знаменіи, что нынче не принято въ свѣтѣ креститься напримѣръ, когда трогается поѣздъ по желѣзной дорогѣ, хочешь перекреститься, но боишься насмѣшекъ, и сама же рѣшаешь это обстоятельство словами Спасителя: «кто постыдится Мене и Моихъ словесъ, того постыдится»[16] и далѣе….. довольно бы б<ыло> и этаго къ небоязненному дѣйствію въ правилахъ религіозныхъ, но есть и еще много ученія Христіанскаго приличнаго къ неподражанію міру и его обычаямъ: не можете двумъ господамъ работати міру и Богу. «Аще кто хощетъ другъ быти мipy врагъ Божій бываетъ»[17]. Mipy т. е. обычаямъ мірскимъ несогласнымъ съ религіозными, къ сожалѣнію и скорби нынче. Какъ говорится, «это не принято въ свѣтѣ». Что же это? Спасительная печать креста и имени Христова. Видишь какъ врагъ достигаетъ своей всегубительной цѣли налагая печать сопротивнаго на челѣ и на десной рукѣ. Вотъ что пишетъ о семъ Св. Ефремъ Сиринъ: «И будетъ полагать свою печать сей скверный не на какомъ бы ни было членѣ тѣла, но чтобы не затруднялись симъ, будетъ полагать ее на правой рукѣ человѣка. А также и на челѣ положить нечестивое начертаніе, чтобы человѣкъ не имѣлъ возможности правою рукою <напечатлѣвать на себе знаменіе Христа Спасителя нашего, и также не могъ назнаменовать у себя на челѣ, безъ сомнѣнія страшное и святое имя Господне и славный и страшный крестъ Спасителевъ. Ибо знаетъ сей злосчастный, что крестъ Господень, если будетъ на комъ напечатлѣнъ, разрушить всю его силу. И потому будетъ класть печать на правой рукѣ человѣка, такъ какъ запечатлѣваетъ крестомъ всѣ члены наши; а подобнымъ образомъ и чело на верхѣ своемъ носитъ Спасителево знаменіе,> какъ свѣщникь носитъ на ceбѣ свѣтильникъ свѣта». Въ Твор. Св. Отцевъ 1850 <года>, часть 4 стр. (?) сл. 93. Какъ же это врагъ налагаетъ печать на челѣ и на правой рукѣ? Не иначе какъ вводитъ въ обычаи свѣта постепенно свои ухищренія; да еще лукаво скрываетъ себя съ своими дѣйствіями внушаетъ людямъ, что нѣтъ діавола. Есть одна статья въ Домаш<ней> Бесѣдѣ нынѣшняго года, въ 30х № кажется подъ названіемъ: «То жъ и потому». Начинается матерія о мученіяхъ Iакова Персіянина, и о нынѣшнемъ состояніи въ свѣтѣ людей религіозныхъ, какъ свѣтъ на нихъ смотритъ и посмѣивается о нихъ. Ты спрашиваешь какъ вести себя въ семъ случаѣ? По моему мнѣнію согласно съ Св. Писаніемъ не подражать въ этомъ свѣту, такъ какъ ты и во многомъ отказалась отъ него, и не бояться насмѣшекъ. Случается тебѣ иногда, начиная канонъ или акаѳистъ: не успѣешь прочитать отъ усталости, или отрываютъ, — спрашиваешь, можно ли, замѣтивъ стихъ, послѣ дочитать? Можно и такъ сдѣлать, можно и оставить, довершивъ недостатокъ смиреніемъ, безъ смущенія о томъ, что не исполнила по какому либо случаю. Я, кажется, писалъ тебѣ чтобы не смущаться за неисполненіе, а смиряться за долгъ. Дѣтей сообщать можно чрезъ 6 недѣль и менѣе, а особо если случаются немощи и болѣзни у нихъ.

Остается одинъ вопросъ о сорокодневной молитвѣ съ численными молитвами и поклонами, послѣ которыхъ будто получишь просимое. Я на это не могу ничего сказать; ибо нигдѣ не сличалось читать въ е ческихъ правилахъ и наставленiяхъ; а отъ себя не смѣю ничего утвердительно сказать. Если сказавшіе вамъ это средство имѣютъ на это свидѣтельство св. Писанія или наставленія св. отцевъ, то можешь оному слѣдовать, а безъ сего не безопасно. Господь сказалъ: просите и дастся вамъ[18], но не полагалъ число молитвъ о каждомъ дѣлѣ сколько произносить и даетъ намъ только то, что намъ полезно, а что нѣтъ то и не даетъ. Прочти у Св. Исаака Сирина, въ 5 словѣ. стр. 28 и 29 чего должно просить и почему Богъ иногда не исполняетъ по нашему прошенію. – О семъ же и на 334 стр. есть. Да дастъ тебѣ Господь истинный разумъ о всемъ.

Испрашиваю N N., тебѣ и дѣтямъ вашимъ Божіе благословеніе, остаюсь желатель вашего здравія и спасенія и богомолецъ, многогрѣшный Iеромонахъ Макаpiй.

6го октября 1859 года.

 

 



[1] Лк. 17:10.

[2] Ср.: Лк. 11:36.

[3] 1 Кор. 15:33.

[4] 2 Тим. 4:3.

[5] Молитва о поминовении усопших.

[6] Притч. 15:27.

[7] Притч. 1:7.

[8] Мф. 11:29.

[9] Мф. 6:26, 28, 33.

[10] 1 Кор. 3:6.

[11] Мф.6:10.

[12] Ин. 14:6.

[13] Ср.: Ин. 14:15.

[14] Ин. 15:5.

[15] Лк. 17:10.

[16] Лк. 9:26.

[17] Иак. 4:4.

[18] Мф. 7:7.