+

На прошедшей почтѣ успѣлъ только нѣсколько строкъ написать къ тебѣ Почт<еннѣйшая> П<оликсена> В<асильевна>, но и теперь не знаю возмогу ли на все окуратно отвѣчать. Погода ненастная мятель снѣгъ и вѣтеръ, настоящаго времени, имѣютъ вліяніе на бренный мой составъ, и духъ слабѣетъ. Но я надѣюсь что если и не успѣю написать, ты не будешь считать, что я тягощусь писаніемъ. Спрашиваешь объ обязанности къ воспринимаемымъ тобою взрослымъ крестникамъ? и принимать ли ихъ впередъ? Обязанность въ томъ состоитъ, чтобы они б<ыли> тверды въ Православномъ Исповѣданіи и не уклонялись отъ него. Такъ б<ыло> и въ прежнія времена, что не крестили безъ поручителей. При воспріятіи младенцевъ, бысть за нихъ отрицаніе и обѣты, п<отому> ч<то> они сами не могутъ, а послѣ должно ихъ научать Таинствамъ вѣры и Заповѣдямъ, а взрослые сами дѣлаютъ отрицаніе и обѣты. Нельзя и впередъ отрицаться отъ воспринятія ихъ, если нѣтъ къ этому другихъ благонадежныхъ. – О употребленіи денегъ надобно имѣть благоразумное разсмотреніе, соображаясь съ капиталомъ и съ нуждами семейства и домашнихъ расходовъ; осязывая сердечное чувство нѣтъ ли скупости, но и безъ расчету если давать; дай разъ много, то же надо и послѣ. Это уже будетъ тщеславное даяніе, а надобно смотрѣть, надобность, лице необходимость и свою возможность. «Будьте мудры яко зміи и цѣли яко голубіе»[1] съ симъ можетъ согласиться и П<етръ> И<вановичь>. Трудный вопросъ о дѣтяхъ, когда бываютъ въ кругу родныхъ и сверстниковъ, допускать ли ихъ къ картамъ и къ танцамъ? Какъ это рѣшить – не знаю. Что вошло въ обычай свѣтскихъ обращеній, трудно противостать, сообращаясь съ міромъ. Просто, надобно б<ыть> исповѣдниками, перенося укоризны насмѣшки и презрѣніе, но и допустить отъ юныхъ лѣтъ до картъ, это можетъ со временемъ обратиться въ привычку, и даже въ страсть; также и танцы, которые назвалъ одинъ мудрый Проповѣдникъ «Иродіадино искусство» и которые міръ считаетъ невиннымъ удовольствіемъ въ обществѣ, а въ сущности оные грѣховны. Сколько можно надобно внушать дѣтямъ, что для нихъ вредно и то и другое. Но они смотря на другихъ дѣтей упражняющихся въ сихъ забавахъ, или будутъ имъ завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими ихъ. И тутъ подобаетъ имѣть мудрость, но не съ своимъ разумомъ, а молить Господа, да упремудритъ В<асъ> какъ поступить въ воспитаніи дѣтей, и да сохранить ихъ, отъ тлетворнаго духа вредныхъ обычаевъ мірскихъ. На сей вопросъ не могу ничего больше сказать. – О предопредѣленіи же Церковные учители ясно указываютъ, что предопредѣленіе бываетъ по провиденію Божію, а не просто предопредѣляется человѣкомъ, Богъ видитъ наши дѣла и несодѣянные еще и по онымъ предопредѣляетъ наказаніе или награду. Но этимъ самоволіе человѣка не стѣсняется: но что намъ входить въ дѣла Божіи, онѣ для насъ непостижимы. Совѣтую прочитать въ проповѣдяхъ Иліи Минятія Епископа Коринскаго, въ 1ю нед<ѣлю> поста о предопредѣленіи. Еще въ толкованіи Воскресн<ыхъ> Евангелій Преосвящ<еннаго> Никиф<ора> Астрах<анскаго> въ недѣли Самарянына бесѣда по Евангелію о предопредѣленіи. Тамъ довольно ясно объяснено. Пасквильное письмо конечно прислано отъ противниковъ не благоволящихъ къ устройству порядка; дай Богъ, чтобы это не имѣло дѣйствія на растройство здоровья П<етра> И<вановича>, а доставить 40 писемъ, не знаю принесетъ ли пользу. Заповѣдь Божія «молиться за творящихъ В<амъ> напасти» постараемся исполнить. –

5е Марта                                               1860

 

 

+

8го Марта послалъ я письмо къ П<етру> И<вановичу> въ коемъ приписалъ и къ тебѣ Почт<еннѣйшая> П<оликсена> В<асильевна> нѣсколько строкъ, а теперь желаю отвѣтствовать на письмо твое отъ 28 февр<аля> полученное мною 7 Марта. Превратное понятіе и сужденіе о дѣвичьихъ монастыряхъ, которое ты и сама имѣла, есть мірскoe мудрованіе; онѣ не понимаютъ, что къ сей жизни есть призваніе Божіе, безъ котораго самъ собою человѣкъ не можетъ оставить міръ съ привлекательными и обольстительными его удовольствіями, которыя хоть часто бываютъ растворяемы скорбями и болѣзнями. Вступая въ обитель, мы имѣемъ одно стремленіе — спасеніе души, но намъ нужны различнаго рода испытанія, искушенія и скорби, дабы чрезъ оныя мог­ли познать крыющіеся въ насъ недуги душевные, немощи различныя страсти, и чрезъ скорби и искушенія получить исцѣленіе душевное, а не такъ какъ ты рисуешь въ своемъ воображеніи: «тихая обитель, молитвы, спокойное исполненіе приказанія», это монашеская жизнь. А какія предлежатъ брани и искушенія вступившимъ на поприще сего духовнаго подвига о семъ ты и понятія не имѣешь. Если прочитаешь внимательно первые четыре слова, или степени Св. Iоанна Лѣств<ичника>, то поймешь теоретически, а отъ опыта еще далеко. Подробно испытывать тебѣ весь образъ иноческой жизни тебѣ не нужно: но скажу, что самое то, что считаютъ сплетнями, служитъ пользою для дѣлателей духовныхъ: ихъ касаются эти сплетни; конечно онѣ оскорбятся, но тѣмъ познаютъ свою немощь и попекутся объ исцѣленіи своемъ: терпѣніемъ, самоукореніемъ и смиреніемъ. А если бы не было имъ сихъ укоризнъ, то онѣ, лишились бы пользы. Не всѣ же однаго разума и устроенія: другіе инымъ образомъ браней духовныхъ упремудряются и достигають смиренія, нѣкоторые простотою и смиреніемъ. А если бы проходить одну машинальную жизнь безъ всякихъ искушеній, то можно впасть въ гордость и въ прелесть. Но до тебя эта жизнь не принадлежитъ; проходи тотъ путь на которомъ Господь тебя поставилъ; будь смиренной Христіанкой, жена, любящая мужа, и мать пекущаяся о дѣтяхъ своихъ: это твоя обязанность. Молись Богу даровать тѣбе помощь какъ въ сихъ, такъ и во всѣхъ дѣлахъ твоихъ; но искушеніи своего рода невозможно и въ мірѣ живущимъ избѣжать къ познанію своихъ немощей и къ смиренію. Проходя добродѣтель, нельзя избѣжать скорбей. Прочти у Св. Исаака Сирина 34, 35, 36 и 37 слово; въ нихъ много найдешь для себя пользы.

Ты ищешь теплой молитвы, но этого нельзя одобрить. Если случилось тебѣ съ теплотою сердца помолиться, то ты уже и думаешь въ этомъ составить свое спасеніе, а отъ сего можно дойтить до обольщенія: потому то Господь и не допущаетъ намъ онымъ опираться, а попущаетъ быть смутительнымъ мыслямъ и одолѣваемой быть сномъ. Чистота молитвы, теплота оной, слезы и протчее, все это есть дарованіе Божіе, но оное даруется смиреннымъ; ибо онѣ уже не могутъ вознестись умомъ, а токмо видятъ свою худость, и подобно мытарю, вопіютъ къ Богу о помилованіи. А дать даpoвaнie предоставимъ смотрѣнію Божію, Онъ знаетъ, коему и когда оной даровать. Св. Исаакъ въ 34 сл<овѣ> пишетъ на 168 стр. «дарованіе безъ искушенія, погибель пріемшимъ то есть» и далѣе прочти. «Смиренная молитва угодна предъ Богомъ; а та, которой мы сами даемъ цѣну, также и ycepдie свое оцѣняемъ, и чрезъ сie возносимся умомъ, не угодна Богу. Предоставимъ Богу дать молитвамъ нашимъ цѣну, а мы должны считать все наше за ничто» но не оставлять молитвы, хотя бы оная казалась для насъ и холодною, мы не знаемъ Промысла Божія, почему Онъ отъемлетъ отъ насъ чувство теплоты, а попускаетъ сухость, уныніе, лѣность и протчее, все это къ нашему предъуспѣянію. О томъ что молитва и протчее дѣйствія духовные суть дарованіе Божіе прочти у Св. Исаака сл. 2. стр. 14. «и иже Божіе семя о себѣ приходитъ, тебѣ неощущающу сей, но аще мѣсто будетъ чисто и нескверно» (т. е. сердце чисто отъ страстей) и далѣе; да выше сего на стр. 13. дѣяніе креста. Если и случится когда нибудь насладиться теплотою молитвы и послѣ отъятой быти, то не должно унывать а смиряться. Прочти въ 4й части Добротолюбія, у Св. Iоанна Карпаөійскаго, гл. 70, 71. ‑ При началѣ призванія къ жизни духовной Господь посѣщаетъ благодатію Своею и различными утѣшеніями, но послѣ отнимаетъ оные и ввергаетъ въ огнь многообразныхъ искушеній и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроеніе совершенно испепелилось огнемъ искушеній и не имѣли бы надежды на себя и на свои дѣла, но на милость и человѣколюбіе Божіе. Смиреніе веліе благо!

12е Марта                                             ------------------------                                         1860

 

 

 

Д<остопочтеннѣйшая> о Господѣ П<оликсена> В<асильевна>. Слава Богу, что въ письмѣ моемъ писанное принесло тебѣ пользу, но это не мнѣ приписывай а Могущему отверзать уста и безсловеснымъ и благодари Его, прося помощи уразумѣть и еще многое нами недоразумѣваемое. Тебя смущаетъ, видя въ себѣ совершенное неисполненіе всѣхъ Заповѣдей, и боишься что вся жизнь пройдетъ только въ намѣреніи, какой же будетъ конецъ? Прочти у Св. Исаака Сирина въ 34 словѣ на 168 стр. «Награда бываетъ не дѣланію Заповѣдей, но смиренію, и когда (дѣланіе) сила первыхъ оскудѣетъ, то смиреніе, вмѣсто ихъ пріятно бываетъ» и еще предлагаю выписки изъ книги Петра Дамаскина 3я часть Добротолюбія яко не подобаетъ отчаяваться, аще и много кто согрѣшитъ. Обаче не подобаетъ намъ отчаяватися яже нуждна суть.» О еже, яко веліе благо есть истинное покаяніе: Обаче, егда кто восхощетъ, … за невѣденіе сокровеннаго Божія намѣренія (чтобы но каяться и смиряться. Впрочемъ это недолжно намъ быть поводомъ къ нерадѣнію и ослабленію, а къ тому, чтобы не смущаться, а смиряться: при исправленіи чего либо, не возвышаться, а при недостаткахъ не упадать духомъ, но наблюдать средину; а когда Богъ узритъ въ насъ залогъ смиренія, то и поможетъ въ дѣланіи добрыхъ дѣлъ; а пока онаго нѣтъ, то самыми нашими поползновеніями и немощами, прiобрѣтаемъ смиреніе и невольно видя свою худость и нищету. Но надобно и то знать, что мы духовные воины и всегда находимся въ борьбѣ съ невидимыми врагами; при борьбѣ насъ разными страстями когда не одолѣютъ дѣйствіемъ оныхъ, то вводятъ въ высокоуміе и мнѣніе о cебѣ; и потому надобно имѣть на нихъ оружіе — смиреніе. Впрочемъ бываетъ и существенное измѣненіе въ нашемъ устроеніи; кажется я и писалъ къ тебѣ, прочитать у Каллиста и Игнатія 43 главу, во 2й части Добротолюбія, тамъ это ясно выражается. –

29 Марта <1860 года>.

 

+

Благодарю и всѣхъ В<асъ> за поздравленіе меня съ Свѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Господа нашего Iисуса Христа; слава Богу мы оный встрѣтили мирно и спокойно, и вотъ уже оканчиваемъ Свѣтлую Седмицу до будущаго года кому Богъ благословитъ дождаться сего торжества здѣсь въ воинствующей Церкви, а можетъ быть многія перейдутъ торжествующую Церковь. Это отъ насъ закрыто а Богу все извѣстно. – Ты готовилась въ Великую Седьмицу къ пріобщенію Пречистыхъ Христовыхъ Таинъ и полагаю что удостоились принятія оныхъ и съ семействомъ вашихъ въ день воспоминанія Тайныя вечери въ великій четвертокъ, и усердно всѣхъ васъ съ симъ даромъ поздравляю. Не замѣчаю что ты во время приуготовленія къ Таинству, т. е. во время говѣнія, находилась въ смущеніи о томъ, что дурно приготовлялась, мало молилась, рассѣянно говѣла, и смѣешь ли такъ дурно приготовляясь, приступить къ страшному Таинству? Ты не принесла ни одной усердной молитвы, ни однаго добраго дѣла, и покаяніе твое, такъ холодно и небрежно и проч. Ты не видишь, что смущеніе это происходитъ отъ сопротивнаго, и съ онымъ ты никогда не можешь быть мирна. Ты думала, что какъ хорошо приготовилась, то уже и достойно можешь приступить? Но это ошибочно, какъ бы мы не приготовлялись, а все не можемъ достаточно приступить, только сознаніе своего недостоинства. Сердце сокрушенно и смиренно[2], пріемлетъ Богъ, и по неизречимой Своей благости и милосердію удостоиваетъ сего великаго Таинства. Я увѣренъ что ты истинно желала приготовить себя къ оному, но тутъ вмѣшивалось и самонадѣяніе; и не видя себя въ силахъ исполнить то, или другое, не смирялась въ своей немощи, то врагъ и нападалъ на тебя смущеніемъ; въ ономъ путь ни покаянія ни смиренія ни спокойствія. Когда мы читаемъ но устами токмо, а въ чувствѣ сердца: Беззаконіе мое азъ знаю, и грѣхъ мой предо мною выну[3], то и плодъ сего будетъ: сердце сокрушенно и смиренно, котораго Богъ не уничижитъ. Но если бы и сего не ощущала въ себѣ а напротивъ сухость и холодность, то и тутъ не надобно смущаться а смиряться, которое и невольно должны ощущать, а когда смущаемся, то никакой пользы не получимъ, и о молитвѣ Iисусовой, которую ты имѣла при разговорѣ съ другими, отстала<?>; явно что незамѣтно тебѣ. Какъ возмечтала о семъ; такъ пользѣ твоей и показана тебѣ твоя немощь, да смиришься. Кто употребляетъ сей мечъ духовный, надобно чтобы б<ылъ> смиренъ, ибо тогда только онымъ поражаются враги, а безъ того многіе попадаютъ въ неисцѣльную прелесть. Совѣтую тебѣ не простираться на такую высоту, но при свободѣ при страстныхъ движеніяхъ при немощи призывать Бога сею молитвою со смиреніемъ.

9е Апрѣля                              1860.

 



[1] Мф. 10:16.

[2] Ср.: Пс. 50:19.

[3] Ср.: Пс. 50:5.