<октябрь 1854 года>
Д<остопочтеннѣйшая>
о Господѣ С<офія> И<вановна>.
Да поможетъ Вамъ Господь исполнить волю Его, по
желанiю сердца Вашего. Вы спрашиваете принимаетъ ли Богъ искреннѣе
желанiе человѣка исправиться и жить по Его волѣ? ‑
Поможетъ ли тому, кто ищетъ царствiя Его и все радъ сдѣлать, только бы не
прогнѣвать Его? Въ этомъ нѣтъ никакова сомнѣнiя, что Богъ
прiемлетъ наши благiя намѣренiя къ исполненiю волѣ Его и помогаетъ
намъ въ семъ, по нашему произволенiю надобно имѣть искусъ отъ противныхъ
случаевъ, чтобы, при исполненiи заповѣдей Божiихъ, мы потерпѣли и
скорбь какую либо, ибо дiаволъ, ненавидя добра, старается противиться намъ, и
не допускаетъ до сего, или самъ собою чрезъ помыслы всякаго рода, или чрезъ
людей. А мы, понуждая себя, и прося помощи Божiей, бываемъ искуснѣе въ
дѣланiи, и познавая свои немощи, смиряемся, смиренiе же укрѣпляетъ
наши добрыя дѣла и творитъ ихъ Богу угодными. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ,
что добродѣтели не могутъ быть не сопряжены безъ печалями и путь Божiй
есть крестъ повседневный. Прочтите въ книгѣ Св. Исаака
слова 34, 35, 36 и 37, вы увидите въ оныхъ сiю истину и еще, что при
исполненiи Заповѣдей Божiихъ нужно имѣть смиренiе, и если сила
Заповѣдей и въ насъ оскудѣетъ, то смиренiе о насъ ходатайствуетъ. А
когда будемъ дѣлать добродѣтели и хотимъ удостовѣриться что
мы уже спасаемся и просто какъ бы видѣть на ладонiи свое спасенiе, то
очень ошибаемся. Надобно дѣлать добродѣтели, но не видѣть
сего. а приписывать свои исправленiя Богу и Его помощи и смиряться истинно, а
не ложно. Заповѣдь Божiя повелѣваетъ: «аще и вся повелѣнная вамъ сотворите, глаголите яко раби неключимы
есмы, еже должни бѣхомъ сотворити сотворихомъ»[1].
Фарисей видѣлъ свои добрыя дѣла и благодарилъ Бога, но не
оправдался такъ какъ смиренный Мытарь, сознавшiй свою грѣховность и
просившiй отъ Бога милостиву ему быти.
Какъ можно болѣе опасайтесь увлекаться
мнѣнiемъ о своемъ исправленiи, за что бываемъ оставляемы помощiю Божiею;
потому то и падаемъ, при нашествiи искушенiй со стороны ближнихъ,
дѣлающихъ намъ непрiятности, и помните, что это бываетъ смотренiемъ
Божiимъ къ познанiю нашей немощи дабы мы смирились.
Если же нѣтъ непрiятностей отъ людей, то
внутреннее смущенiе и неустроенiе духа служить намъ показанiемъ въ насъ
гордости и побужденiемъ къ смиренiю. Когда человѣкъ смирится, то
благодать окружаетъ его, пишетъ Св. Исаакъ. ‑ Вы желаете спокойствiя
и мира душевнаго, но никакъ не можете его достигнуть. О! Это великiй даръ
Божій, и Самъ Господь указалъ намъ гдѣ искать онаго: «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и
смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ»[2].
А къ достиженiю сего необходимо нужны искушенiя и скорби какъ и Самъ Господь,
прежде крестной смерти Своей, много пострадалъ и претерпѣлъ: былъ
укоряемъ, досаждаемъ, уничижаемъ и намъ оставилъ Собою образъ да
послѣдуемъ стопамъ Его. Читайте въ Книгѣ Исаака Сирина 78 и 79,
увидите, что искушенiе нужны и за что оныя попускаются и чѣмъ отъ нихъ
освобождаться.
Тамъ болѣе о духовныхъ внутреннихъ искушенiяхъ
упоминается, и вы примените къ себѣ, если нѣкоторыя изъ оныхъ
находите въ себѣ, то не смущайтесь, а смиряйтесь и успокоитесь.
Еще скажу Вамъ: миръ и спокойствiе есть великая
награда, но какъ воины получаютъ награду за подвиги и пролитiе крови, такъ и мы
духовныя воины должны прежде претерпѣть многiя искушенiя и скорби; со
смиренiемъ и <о>бвинять себя, а не другихъ и умаливъ (такимъ образомъ)
страсти наши; т. е. побѣдивъ ихъ, а паче гордость и возношенiе,
гнѣвъ, ярость и прочее тогда удостоимся и сего дара мира душевнаго.
Испрашиваю на Васъ и на дѣтей вашихъ миръ и
благословенiе Божiе и съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ
Многогрѣшный Iер. Макарiй.