<октябрь 1854 года>

Д<остопочтеннѣйшая> о Господѣ С<офія> И<вановна>.

Да поможетъ Вамъ Господь исполнить волю Его, по желанiю сердца Вашего. Вы спрашиваете принимаетъ ли Богъ искреннѣе желанiе человѣка исправиться и жить по Его волѣ? ‑ Поможетъ ли тому, кто ищетъ царствiя Его и все радъ сдѣлать, только бы не прогнѣвать Его? Въ этомъ нѣтъ никакова сомнѣнiя, что Богъ прiемлетъ наши благiя намѣренiя къ исполненiю волѣ Его и помогаетъ намъ въ семъ, по нашему произволенiю надобно имѣть искусъ отъ противныхъ случаевъ, чтобы, при исполненiи заповѣдей Божiихъ, мы потерпѣли и скорбь какую либо, ибо дiаволъ, ненавидя добра, старается противиться намъ, и не допускаетъ до сего, или самъ собою чрезъ помыслы всякаго рода, или чрезъ людей. А мы, понуждая себя, и прося помощи Божiей, бываемъ искуснѣе въ дѣланiи, и познавая свои немощи, смиряемся, смиренiе же укрѣпляетъ наши добрыя дѣла и творитъ ихъ Богу угодными. Св. Исаакъ Сиринъ пишетъ, что добродѣтели не могутъ быть не сопряжены безъ печалями и путь Божiй есть крестъ повседневный. Прочтите въ книгѣ Св. Исаака слова 34, 35, 36 и 37, вы увидите въ оныхъ сiю истину и еще, что при исполненiи Заповѣдей Божiихъ нужно имѣть смиренiе, и если сила Заповѣдей и въ насъ оскудѣетъ, то смиренiе о насъ ходатайствуетъ. А когда будемъ дѣлать добродѣтели и хотимъ удостовѣриться что мы уже спасаемся и просто какъ бы видѣть на ладонiи свое спасенiе, то очень ошибаемся. Надобно дѣлать добродѣтели, но не видѣть сего. а приписывать свои исправленiя Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповѣдь Божiя повелѣваетъ: «аще и вся повелѣнная вамъ сотворите, глаголите яко раби неключимы есмы, еже должни бѣхомъ сотворити сотворихомъ»[1]. Фарисей видѣлъ свои добрыя дѣла и благодарилъ Бога, но не оправдался такъ какъ смиренный Мытарь, сознавшiй свою грѣховность и просившiй отъ Бога милостиву ему быти.

Какъ можно болѣе опасайтесь увлекаться мнѣнiемъ о своемъ исправленiи, за что бываемъ оставляемы помощiю Божiею; потому то и падаемъ, при нашествiи искушенiй со стороны ближнихъ, дѣлающихъ намъ непрiятности, и помните, что это бываетъ смотренiемъ Божiимъ къ познанiю нашей немощи дабы мы смирились.

Если же нѣтъ непрiятностей отъ людей, то внутреннее смущенiе и неустроенiе духа служить намъ показанiемъ въ насъ гордости и побужденiемъ къ смиренiю. Когда человѣкъ смирится, то благодать окружаетъ его, пишетъ Св. Исаакъ. ‑ Вы желаете спокойствiя и мира душевнаго, но никакъ не можете его достигнуть. О! Это великiй даръ Божій, и Самъ Господь указалъ намъ гдѣ искать онаго: «научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ»[2]. А къ достиженiю сего необходимо нужны искушенiя и скорби какъ и Самъ Господь, прежде крестной смерти Своей, много пострадалъ и претерпѣлъ: былъ укоряемъ, досаждаемъ, уничижаемъ и намъ оставилъ Собою образъ да послѣдуемъ стопамъ Его. Читайте въ Книгѣ Исаака Сирина 78 и 79, увидите, что искушенiе нужны и за что оныя попускаются и чѣмъ отъ нихъ освобождаться.

Тамъ болѣе о духовныхъ внутреннихъ искушенiяхъ упоминается, и вы примените къ себѣ, если нѣкоторыя изъ оныхъ находите въ себѣ, то не смущайтесь, а смиряйтесь и успокоитесь.

Еще скажу Вамъ: миръ и спокойствiе есть великая награда, но какъ воины получаютъ награду за подвиги и пролитiе крови, такъ и мы духовныя воины должны прежде претерпѣть многiя искушенiя и скорби; со смиренiемъ и <о>бвинять себя, а не другихъ и умаливъ (такимъ образомъ) страсти наши; т. е. побѣдивъ ихъ, а паче гордость и возношенiе, гнѣвъ, ярость и прочее тогда удостоимся и сего дара мира душевнаго.

Испрашиваю на Васъ и на дѣтей вашихъ миръ и благословенiе Божiе и съ почтенiемъ моимъ остаюсь недостойный Богомолецъ Многогрѣшный Iер. Макарiй.

 



[1] Лк.17:10.

[2] Мф. 11:29.