17 февраля 1842 года.

Князю Алексею Егоровичу Шаховскому, сомнѣвающемуся о воплощенiи Господа Іисуса Христа и пресуществленіи хл<ѣба> и в<ина> въ тѣло и кровь. Я не проходилъ а<каде>мическихъ<?> наукъ Богословскихъ, и не могу писать систематически къ удостовѣренію вашему; а находясь въ нѣдрахъ православной нашей Грекороссійской восточной церкви, вѣрую что ученіе ея, и постановленіе о догматахъ и о протчемъ, свято, и не подлѣжитъ ни малѣйшему сомнѣнію; ибо самимъ Духомъ св. дѣйствуемымъ въ Отцахъ церкви имъ внушено и утверждено. И сердечно сожалѣя объ вашемъ двоедушіи и сомнѣніи, чрезъ которое все зданіе вашего спасенія колеблется; по связи духовной и по вашему къ намъ благорасположенію, призвавъ въ помощь всемогущаго Бога, могущаго разогнать мглу вашихъ сомнѣній, и просвѣтить сердце ваше къ познанію истины, дерзаю выше достоинства и познаній моихъ представить вамъ къ удостовѣренію, не отъ своего разума, а какъ церковь приняла, учитъ и содержитъ и содержать будетъ до скончанія вѣка благодатію Христовой.

Милосердіе Божіе, столько велико къ человѣческому роду что Онъ не хотѣлъ иначе спасти падшее наше естество, какъ соединивъ съ Собою, и сіе сотворилъ чрезъ Свое воплощеніе, принявъ на Себя нашу плоть; и со оною вкупѣ побѣдилъ діавола, насъ побѣдившаго. Здѣсь является неизреченная Его любовь къ намъ грѣшнымъ! Воплощеніе Христа Спасителя прообразовано въ Ветхомъ Завѣтѣ многими образами, и предсказано пророками, по вдохновенію Божію. Почему еще до пришествія Христова, въ еврейскомъ народѣ было ожиданіе Мессіи, съ сердечнымъ желаніемъ; что можно видѣть изъ словъ св. Симеона Богопріимца, когда онъ принявъ на руки младенца Спасителя воскликнулъ: нынѣ отпущаеши раба твоего владыко... яко видѣста очи мои спасенiе твое... и свѣтъ во откровенiе языковъ... По воскресенiи Господа нашего Іисуса Христа православная церковь, увѣровавшая въ Него, утвердила сей догматъ о воплощенiи Христовомъ, не только на пресвятѣйшемъ Его ученiи основываясь, но на прообразованiи и пророчествахъ утвердившись. И сiе есть свято, и нерушимо содержится св. церковiю, т: е: всѣми православными и правовѣрующими Христіанами болѣе 18. столѣтій, и пребудетъ вѣра сiя до скончанiя вѣковъ. Хотя и являлись по временамъ нечестивые умствованiи противъ сего догмата, но оные все опровержены, посрамлены и уничтожены благодатiю Христовою, дѣйствовавшею во Отцахъ церкви.

Возраженiе же, что Богъ и такъ бы могъ простить человѣка, т: е: безъ воплощенiя, дерско безумно, хулительно и Богопротивно; о семъ не только говорить но и думать ужастно. Какой дерскій умъ смѣеть входить въ распоряженiе дѣлъ Божiихъ; когда Онъ самъ по естеству своему недовѣдомъ и непостижимъ и самимъ Херувимамъ и Серафимамъ и протчимъ невещественнымъ силамъ окружающимъ престолъ Его, то можемъ ли мы увязшiи въ грѣховной тьмѣ испытать дѣла и суд`бы Его ? И какая намъ до сего нужда и польза, и кто далъ на сiе власть? Чрезъ веру въ простотѣ сердца получаемъ успокоенiе въ совѣсти нашей, и имѣемъ надежду спасенiя; и чрезъ подобныя испытанiя колеблется вѣра, и сердце не обрѣтаетъ спокойствiя и мира, какаяже и надежда спасенiя. Умъ нашъ столько ограниченъ, что если дерзко возритъ на Солнце Правды, то омрачается и обуяваетъ подобно какъ и чувственнымъ зрѣнiемъ глядѣвши на солнце, можно ослѣпнуть, а когда умѣренно онымъ пользоваться, то многихъ благъ бываетъ виновно. Такъ надобно разумѣть и объ умѣ нашемъ. Потому и повелѣваетъ св. Апостолъ Павелъ низлагать всякое возношенiе, возносящееся на разумъ Божiй, и плѣнять оное въ послушанiе Христово. –

О пренаисвятѣйшемъ же Таинствѣ Тѣла и Крови Господа Нашего Іисуса Христа возможно ли имѣть сомнѣнiе, когда ученiе Его и преданіе сего таинства насъ въ семъ удостовѣряетъ, «прiимите, ядите, сiе есть тѣло Мое, еже за вы ломимое во оставленіе грѣховъ, пiите отъ нея вси, сiя есть Кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставленiе грѣховъ»[1]. Аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, не пiете крове Его, живота не имате въ себѣ; ядый Мою плоть и пiяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ[2]. Не вѣровать пресуществленiю, значитъ не вѣровать словамъ Божiимъ. Какое же это Христiанство!

Можемъ ли мы понять умомъ нашимъ сіе таинство? Почему же и таинство, почему и вѣра? Потому что умомъ не могутъ быть постигнуты, а что умомъ постигается, то уже несть вѣра и несть таинство, которые служатъ нашему спасенiю. Безъ оныхъ же какое Христiанство? Къ какому разряду причислить сихъ людей? Не знаю!!!

Церковь наша приняла отъ Самаго Спасителя чрезъ Его Апостоловъ, постановила и утвердила сей догматъ. Мы должны сему свято и благоговѣйно вѣровать, и содержать безъ наималѣйшаго сомнѣнiя, подъ опасенiемъ вѣчнаго наказанiя. Къ утвержденiю вашему предлагаю вамъ прочитать ученiя св. Отецъ о семъ высокомъ Таинствѣ, а именно: въ Книгѣ остальныхъ сочиненiй Свят. Димитрiя Ростовскаго въ 5 част<и> на страницѣ 1221<?> двенадцать статей, въ Добротолюбiи во 2й части св. Каллиста и Игнатiя, Глав. 91 и 92. въ Воскресномъ Чтенiи 1841 года Nоября 23 въ 35 Nомѣрѣ въ 27 недѣлѣ разговоръ Самона Епископа Газскаго съ Ахметомъ Срациняномъ<?> о семъ таинствѣ на стр. 286, и ежели у кого найдете книгу Камень вѣры – отъ 301 — до 471. Есть и у другихъ учителей о семъ Таинствѣ, но довольно для васъ и сего, ежели только съ покорностію вѣря святой церкви прочтете ея ученіе.

 



[1] Ср.: Мф. 26:26–28.

[2] Ин. 6:56.